Дорогой гость посетил короля в Люблине. Это был снова Иоанн де Торрес, епископ адрианопольский, легат папы Иннокентия Х, приезжавший в Польшу прежде при Владиславе. Папа не прислал денег, которых просили поляки; он отговаривался тем, что римская казна истощена; зато он прислал всем полякам, идущим на брань, свое первосвященническое благословение и полное отпущение всех грехов, королю в подарок мантию и освященный меч, украшенный жемчугом и драгоценными камнями, а королеве золотую розу. Во время утреннего богослужения легат вручил Яну Казимиру и его супруге эти дары и от имени св. отца торжественно провозгласил польского короля защитником св. веры. Внимание папы обрадовало поляков. Несколько дней прошло в религиозных церемониях, напоминавших времена крестовых походов. Король обнародовал, что сам святой отец благословляет ополчающихся на брань и повелевал творить в храмах торжественные моления о ниспослании счастливого окончанья войне, предпринятой за честь римско-католической религии. Религиозный характер войны возбуждал в поляках отвагу и мужество; шляхтичи выходили с уверенностью в победе, потому что в Риме будут молиться за них; шли на смерть с надеждою очиститься от грехов участьем в таком святом деле и приобресть мученический венец на небе 523 . Польша восстала. Шляхтичи не только выходили сами, но выбирали из своих подданных крепких и рослых, вооружали их и брали с собою на войну 524 . И у казаков также было религиозное побужденье. В Польше – легат; здесь такое же лицо – был митрополит коринфский. Он препоясал Хмельницкого мечом, освященным патриархом на самом гробе Господнем, вручил ему частицы мощей из Греции, кропил войско святою водою, ободрял надеждами на помощь Божью и решился сам с духовенством идти на брань за честь православной веры. Этот пастырь, проживая в Украине, тайно сносился с Москвою через своего двоюродного брата Илью, писал к цареву тестю Милославскому и к самому царю, сообщал о том, что делается в Украине, извещал о благожелательстве к Москве гетмана, которого он, со своей стороны, настраивал вступить в подданство царю: «Гетман Хмельницкий, – писал он, – мне сказал так: если государь хочет, чтобы мы ему поклонились и оберегали его Украину без жалования, и если он любит христианскую веру, как подобает истинному христианскому государю, – пусть пришлет нам помощь, и мы признаем его царем и учинимся его подданным; как служат ему донские казаки, так и мы будем служить ему ради единой христианской веры; и если он изволит отбирать от поляков свои города, мы будем помогать ему взять их; если же он захочет, чтобы этими городами владели ляхи, то казаки и татары разорят ляхов, а не дадут им владеть русскими городами».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Литве и Польше, как породившую раздор в населении и вызвавшую кровавые гонения; Православной Церкви во всех областях Западно­русских и в Литовском княжестве представить прежние её права и привилегии, а Киевскому митрополиту дать место в Сенате; иезуитским школам не существовать ни в Киеве, ни в других казацких поместьях...» (27). Король обещал провести эти постановления через Варшавский сейм. Такое развитие событий весьма обеспо­коило Католическую Церковь как в Речи Поспо­литой, так и в Риме. Незамедлительно были предприняты тайные и явные шаги на срыв Зборовских соглашений. Папский нунций Ян де Торрес направил депеши в Ватикан, королю Яну Казимиру, канцлеру Речи Посполитой и членам Сената с призывом, чтобы на Варшавс­ком сейме «вера католическая не испытала ника­кого ущерба». Папа Иннокентий X 15 октября 1649 г. направил королю письмо, в котором призвал его быть решительным в противо­стоянии казацким претензиям. Подканцлер Лев Сапега в письме от 4 сентября того же года заверил папского нунция, что «схизматики не только не достигли своих целей, но даже не могут считать, что имеют на это какие-либо шансы. Соглашение подписано только королём, оно должно ещё быть утверждено палатой сенаторов и послов. Король, подписывая доку­мент, принял все меры осторожности. Не ожидалось скорого окончания восстания и мира в стране; но теперь на наближающемся сейме интересы Костёла, безусловно, не будут забыты. Не надо упускать из виду вопроса права заседа­ния в Сенате, так как ясно не сказано, какому митрополиту оно принадлежит – униатскому или схизматическому. Что же касается повторной передачи церквей, признанных за униатами, то реализация этого пункта весьма сомнительна и лично я верю, что перемены если и будут, то скорее на пользу нашей религии, а не в ущерб». Из этого письма видно, что польская сторона и не собиралась выполнять положения Зборовс­кого трактата. Так что не удивительно, что Сенат не утвердил Зборовский договор, а без этого утверждения он не имел юридической силы. Когда, в соответствии с договором, митро­полит Сильвестр прибыл на сейм в Варшаву и в числе других православных послов был даже принят королём, участвовать в работе сейма ему всё же не довелось.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не одними только торжествами и пиршествами ознаменована сия Царственная храмина, но и Государственными деяниями ко благу Церкви и Отечества. Здесь был собор у Царя Михаила Феодоровича и отца его Патриарха Филарета в 1622 году, Октября 12, о делах церковных и государственных. Царь Алексий Михайлович здесь председательствовал в 1653 году, Окт. 1, на большом соборе, или Царском совете касательно объявления войны Польскому королю Яну Казимиру за нарушение мирных постановлений и о принятии в подданство Гетмана Богдана Хмельницкого со всем его войском и Малороссией. 883 Но еще достопамятен собор, в 1682 году, на раскольников, требовавших прения о вере. Как это восстание староверов соединено было с мятежом Стрельцов и с раздорами в Царском семействе: то мы коснемся сего события, замечательного в церковной и политической истории, руководствуясь свидетельством очевидца, оставившего нам описание. 884 Вскоре после кончины Царя Феодора Алексеевича, раскольники, поддерживаемые Стрельцами и Князем Хованским, восстали против новоисправленных Никоном книг церковных под предлогом защиты древнего благочестия и старопечатных книг. Под руководством монаха Сергия, распопа Никиты и других, написав челобитную от лица всех полков и чернослободцев, они требовали собора на Лобном месте пред всем народом, в присутствии Государей, Царицы Наталии Кириловны и Патриарха с Духовенством. Когда ж такое требование было отвергнуто: тогда они с Крестом, Евангелием и образом Страшного суда явились у Красного крыльца; за ними следовали Стрельцы и народ. По выслушании их в Ответной палате, собора отложен, был до другого дня. Состязание их в Крестовой палате с Патриархом Иоакимом и Архиереями не решило дела, но придало им более дерзости; староверы сошлись в Кремле, поставили там у Архангельского собора налои с Крестом, Евангелием и образом Страшного суда, зажгли пред ними свечи и настоятельно требовали собора на площади в присутствии Государей и Патриарха, пред лицем всего народа; не слушали обличительных статей, какие читал им посланный от Патриарха иерей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Острополя приказано было владельцем этого местечка князем Константином Константиновичем Острожским – воеводою Киевским – выдать всех крестьян, подданных князя Иоакима Богушевича Корецкого – воеводича Волынского, – бежавших в разное время в это местечко (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 153). Ещё оно упоминается в акте от 1651 года 4 августа в письме стольника Галицкого и начальника отряда польских войск против Хмельницкого – Андрея Мясковского – к польскому королю Яну Казимиру, где сказано что татары, отделившись от Хмельницкого, пошли чрез р. Случь на Острополь (Памятки, т. 2, отд. 3, стр. 100). В акте от 1601 года 7 декабря в донесении возных Луцкому гродскому суду об осмотре ими местечек и сёл Луцкого повета, опустошённых и сожжённых татарами, исчисляются следующие сёла, входившие в состав Остропольской волости: Куна, Воробьевка, Городище, Ершики, Жоравциевка, Калиновка, Касилевки, Кисили, Ладига, Лещинцы, Михиринцы, Носовка, Поповцы, Раки, Решневка, Станиславовка, Стрельники, Татариновцы, Татаровка, Терешки, Хажники, Черневка, Чубинка и Яримичи (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 291). 227 Эта Преображенская или Спасская церковь приходом очень древняя: она существовала ещё в 1596 году при Остропольской протопопии. Протопоп её Кирилл подписался на протесте Брестского собора против унии и на обязательстве всеми силами противодействовать её распространению в 1596 году 9 октября, а также на Синодальном универсале, изображавшем события, совершавшиеся на Брестском соборе, предложения присланных на собор депутатов от духовенства и дворянства, переговоры с послами королевскими и торжественный обет – крепко стоять за веру православную (Архив, ч. 1, т. 1, стр. 529). 228 Село Проваловка – под именем села Переваловки Полонской волости – упоминается в акте от 1601 года 7 декабря в донесении возных Волынского воеводства Криштофа Щуки и Станислава Янковского об осмотре ими местечек и сёл Луцкого повета, опустошённых и сожжённых татарами; в числе этих сёл упоминается и село Переваловка, как имение князя Януша Острожского (Архив, ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

По договору 1667 г. Полоцк возвращен Польше и для Богоявленского монастыря и вообще для православных опять начались тяжелые годы. В 1670 г. 20 мая король Михаил Вишневецкий, узнав от униатского митрополита Коленды, что по возвращении полоцкого воеводства из-под московской власти, а может быть и до занятия его русскими, по случаю постоянной болезни тамошнего пастыря митрополита Селлявы, в полоцком воеводстве приютилась схизма, требовал, чтобы схизматическая церковь в Полоцке с монастырем и со всем, что к ней принадлежит, передана была униатскому митрополиту. (Вестн. Югоз. Росс. 1862 г. т. II). С этого времени начались особенно сильные преследования православных в Полоцке. В 1681 г. Полоцкий православный монастырь, братство и мещане, жаловались королю Яну Собиесскому, что униатский митрополит Киприан Жоховский и полоцкий иезуитский коллегиум делают им великие притеснения, препятствуют отправлению богослужения, останавливают на дороге священников, идущих к больным с св. дарами, не позволяют провожать умерших на кладбища, наносят оскорбления инокам и похваляются отнять у них монастырь. Король приказал оставить православных в покое и не нарушать их прав, освященных древностью и законом, под штрафом 10 т. литовских коп. В 1705 г. был в Полоцке, в качестве союзника польского короля Августа II, царь Петр I Алексеевич. Государь прибыл в Полоцк 12 июня и остановился за городом в Спасском (Евфросиньевском) монастыре, принадлежавшем полоцким иезуитам. 23 июня издал манифест к полякам, призывая их к подчинению своему законному королю и чтобы непризнавали королем Станислава Лещинского. 29 июня, в день своих именин, Государь посетил иезуитский коллегиум, где ректор Казимир Бельский приветствовал его речью. Этот день был праздничным для Государя еще и потому, что он получил известие о победе над Майделем, приходившим к Петербургу. Осмотря все, Государь, с сопровождавшей его свитой, остался у иезуитов обедать и во время стола рассказывал о своих путешествиях; и уже поздно вечером возвратился к себе в Спасский монастырь, где прожил до 1 июля. 912

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Польша старалась удержать свой бывший территориальный размер, а Московское Государство хотело удержать за собою всё, что добровольно отдавалось или было завоёвано оружием в последнее время, Малая Русь хотела соединить во единой целости свой народ под властью Московского Государства, домогалась присоединения провинций, которые населены были одним с ней народом и показывали участие в прошедшей борьбе против Польши. Таким образом, с одной стороны предполагалось присоединить к Московскому Государству Белую Русь в следующих границах: начиная от Динабурга до Друи, от Друи шла предполагаемая линия на Дисну, от Дисны рекой Ушачею до верховьев этой реки, отсюда до Доскина, от Доскина до верховьев реки Березины до Борисова, от Борисова до Свислочи, от Свислочи до Позыды реки, против Зыцина, отсюда рекой Позыдою до Припети, а потомъ рекой Припетью до Днепра. Малая Русь составляла отдельный край с Волынью и Подолью, и польскому королю не следовало вступать в те земли, где великого государя Войска Запорожского люди: край этот, под именем Малой Руси по реку Буг, должен оставаться при Московском Государстве во веки. На таких границах должны прекратиться взаимные набеги, и с этих пор как Польша не должна посылать ратных людей за Буг, так равно и гетману, и писарю, и полковникам и всякого звания запорожским людям не задирать поляков, не начинать никаких военных дел и не хотеть им никакого лиха. Царь отправил на комиссию боярина Никиту Ивановича Одоевского, Петра Васильевича Шереметева, князя Фёдора Фёдоровича Волконского, думного дьяка Александра Иванова и дьяка Василия Михайлова. Борисовская комиссия, где долженствовало разграничить Русь с Польшей, не имела никакого значения. Едва только открылся съезд, как начались военные действия. Поляки, принявши Выговского с Украиной по гадячскому трактату, тем самым нарушили виленский договор, посягая на земли, ещё фактически принадлежащие московской стране. В Польше явно высказывали, что избрание Алексея Михайловича в преемники Яну Казимиру было обман, и на самом деле московскому царю не доведётся быть польским королём.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

После кончины митр. Петра (Могилы) (1646) новый правосл. Киевский митр. Сильвестр (Коссов) продолжал поддерживать направленные в Рим предложения и собирался провести в Вильно Собор для обсуждения перспектив церковной унии. Однако в 1648 г. на Украине началось казацкое восстание под рук. Б. Хмельницкого . В том же году скончался польск. кор. Владислав IV и все переговоры между православными и униатами были прекращены. Хмельницкий ставил вопрос не о примирении православных и униатов, а о полной ликвидации унии с Римом (об этом гетман заявлял в письме новому польск. кор. Яну II Казимиру - Документи Богдана Хмельницького (1648-1657)/Упор.: I. Крип " якевич, I. Бутич; ред.: Ф. Шевченко. К., 1961. С. 81). Пункты об упразднении унии содержались в Зборовском договоре, к-рый Ян II Казимир был вынужден заключить 8(18) авг. 1649 г. с казаками и их союзником крымским ханом (ратифицирован сеймом Речи Посполитой в янв. 1650). Также, согласно этому договору, все должности и чины в Киевском, Черниговском и Брацлавском воеводствах король обещал давать только дворянам правосл. веры, а иезуиты должны были покинуть Киев и др. города, где имелись рус. школы ( Макарий. История РЦ. Кн. 7. С. 29-30). Нунций Торрес не только подробно информировал И. о казацких волнениях и антикатолич. требованиях Хмельницкого, но и сумел настроить против упразднения унии ряд влиятельных сенаторов Речи Посполитой. Он обратился к папе с просьбой оказать влияние на королевское правительство с целью не допустить уничтожения унии. Об этом же в 2 посланиях от 5 янв. 1650 г. просил И. униат. митр. Антоний (Селява) . Папа, поздравляя Яна II Казимира с заключением мира с казаками, убеждал его не утверждать документов, содержащих уступки, к-рые он вынужден был сделать в вопросах веры ( Theiner. 1863. P. 460, N 435), и настоятельно просил польск. короля защитить униат. Церковь в Речи Посполитой. В итоге польск. сторона фактически отказалась от выполнения статей Зборовского договора, касавшихся упразднения унии. Король и сенаторы ссылались на то, что они не властны над униат. Церковью, к-рая полностью подчиняется Римскому папе. Военные неудачи казаков позволили на время снять вопрос о ликвидации унии в Речи Посполитой, но в результате воссоединения Украины с Московским гос-вом по итогам Переяславской рады 1654 г. уния была упразднена на подконтрольной казакам Хмельницкого территории. Униат. церковные структуры были полностью ликвидированы и в Смоленском крае, возвращенном рус. царю Алексею Михайловичу . Но в оставшихся под властью польск. короля укр. и белорус. областях униат. церковные структуры сохранялись.

http://pravenc.ru/text/468791.html

Со времени сего собора, и частью под его санкцией, начинаются нововведения в униатской церкви и, главным образом, порча восточного обряда. Митрополит Кишка в первые же три года переделал на латинский лад употребительнейшие богослужебные книги. Преемник его, Афанасий Шептицкий, окружным посланием 3-го мая 1738 г. подтверждал униатам исправить книги, указывая, какое слово или место вымазати, если выкинути треба. Затем последовали частные распоряжения об исключении из святцев некоторых русских святых, о замене погружательного крещения поливательным. В 1739 году Шептицкий издал «Евхологий» с самыми разнообразными латинскими вставками и нововведениями. После того униаты стали вносить в свои книги не только молитвы и разные последования римской церкви, но целые службы латинским святым – Игнатию Лойоле, польскому королевичу Казимиру, Яну Непомуцену, Кунцевичу, в честь праздника Божьего тела и пр. Настоятели базилианских монастырей пошли в исправлениях, т. е. в порче богослужебных книг, еще далее. Издания Супрасльской, Униовской и Почаевской типографий совершенно проникнуты латинским учением и наполнены католической обрядностью. Вскоре и сами папы приняли латинизацию униатского обряда под свое покровительство и исключали из присылаемых к ним на ревизию богослужебных книг, пред новыми изданиями, службы древле-православным святым. К порче богослужения присоединилось введение в униатские храмы принадлежностей латинских костелов: появились конфессионалы, монстранции, проповеднические амвоны и пр. Немаловажную роль в искажении униатской обрядности играли патроны и фундаторы церквей и монастырей, большей частью католики. Они устроивали в униатских церквах католические алтари и боковые престолы; и ни священники, ни прихожане не смели противоречить им, боясь лишиться их милости. Мало по малу введены были органы. Максимиллиан Рылло, описывая свои заслуги для Холмской епархии, писал: «для холмского собора трудами моими приобретена великолепная драгоценная монстранция. В Замостье можно видеть почти уже готовый орган, который стоит 8 тысяч без позолоты, а также заказана мною, частью на мой счет, частью на счет церкви, серебряная, по обыкновению, цимборья». 1113 Совращение униатов в латинство

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

хотящими искоренити церковь Божию, дабы имя Руское не помянулось в земли нашей Еще ранее Б. Хмельницкий говорил: « Выбью из ляшской неволи народ весь русский... теперь воевать буду за веру нашу православную... Меня святой патриарх в Киеве на ту войну благословил..., и прикончить ляхов приказал. Как же мне его не слушаться... Как утверждают современные историки « в сознании и предводителей и участников восстания происшедшие события воспринимались как акт освобождения «русского» народа в Речи Посполитой от угнетения со стороны «ляхов», наиболее ярким олицетворением которого было принуждение «русского» народа - православных - к принятию унии Поэтому в письме к претенденту на польский трон Яну-Казимиру Б. Хмельницкий писал, что Запорожское Войско желает, « чтобы вера наша греческая в целости оставалась, как прежде, без всякой унии, и чтобы униатов нигде не было А в 1649 г. уже королю Хмельницкий пишет: « Неволя, горше турецкой, которую терпит наш русский народ, из-за унии в вере своей греческой, чтобы была уничтожена, т.е. чтобы как издавна бывало, так и теперь одна Русь древнего греческого закона была... Название унии чтобы не было, только римский и греческий закон, так как объединилась Русь с Польшей ». Т.е. Хмельницкий требует, чтобы униаты приняли латинский обряд, « а которые хотят оставаться при греческом законе, те чтобы при Руси оставались На основании этого исследователи делают вывод, что « в отличие от полемистов 20-х гг. XVII в. Хмельницкий и его полковники не считали униатов частью " русского " народа, с которым следует искать соглашения, а напротив, хотели провести между " русским " народом, исповедующим " греческую " веру, и этими людьми еще более резкую разделительную границу В таком же духе мыслили и преемники Б. Хмельницкого, как сторонники, так и противники Москвы, издавая универсалы, рассчитанные на поддержку со стороны широких масс казачества и населения Украины, где вероисповедание Руси и русского народа ограничивалось исключительно православием. Так, гетман Иван Выговский в своих прошениях к полякам по поводу своего предательского по отношению к России Гадячского договора (1658 г.) ставил знак равенства « греческой религии » и « целого русского народа » и ставил условие, « чтобы уния была уничтожена де-факто, греческая религия успокоена и весь народ русский полностью утихомирился А запорожские послы на сейм в своих требованиях шли еще далее: « Не оставлять ничего униатам и запретить им именоваться архиепископами, владыками, игуменами и священниками каких бы то ни было кафедр, архимандрий, игуменств и церквей, так далеко, как простирается народ Руський

http://ruskline.ru/opp/2017/iyul/27/russ...

На дороге встретил их гонец от московского государя Алексея Михайловича. Он уговаривал седмиградского князя оставить свое предприятие, если ценит дружбу государя. – В противном случае, прибавлял он: – великий государь, его царское величество будет оружием защищать Польшу, как бы и собственное отечество, потому что он избран быть королем польским. – Не знаю, Отвечал Ракочи: – когда царь московский получил приглашение быть польским королем, но мне, и прежде, и в недавнее время, поляки предлагали корону. Если его царское величество признает Польшу своею, то об этом мы сделаем постановление после. Я не отрицаю, что дорожу дружбою его царского величества, однако, не до такой степени, чтоб для нее отказаться от польской короны. Если уж нарушать мир, то за царство 418 . Войско вступило в Покутию, а отсюда прошло до Львова. Все yбeждehuz Гроудского к львовскому магистрату о сдаче города и признание Ракочи остались напрасны. Львов обещался признать Ракочи королем, когда вся Польша его признает, но не изменил Яну Казимиру 419 . Опасаясь медлить под Львовом, Ракочи пошел далее. 29-го марта он вступил в Краков, все еще занятый шведами, взял на следующий день присягу на верность от граждан и дворянства; на другой день он выступил из столицы, повидался с Карлом Густавом 420 . Оба пошли под Замостье. Ракочи уполномочил Немирича склонить на свою сторону владетеля крепости сендомирского воеводу Замойского. 421 На все представление Немирича отвечали полным пренебрежением: «Письмо, полученное мною (писал Замойский), только и может быть написано подобным изменником, каков Немирич. Не пиши ко мне, пока, не омыл своей измены более-благородным делом; ибо я стыжусь иметь сношение с гадинами, терзающими внутренности своего отечества» 422 . Союзники поворотили от Замостья. Карл обратился к Бресту, взял его и принудил присягнуть Ракочи. Ракочи покорил Люблин, нанес несчастному городу новое разорение и принудил жителей уже в третий раз сложить подданство Яну Казимиру 423 , потом оба союзника соединились и пошли к Варшаве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010