Ильник. Церковь Духа Святого. Духовская церковь /// Епархия неизвестна Церковь. Действует.   Престолы: Духа Святого Сошествия Год постройки:не ранее 1645. в 1928 г. реконструирована по проекту Е. Нагорного. Адрес: Украина, Львовская область, Самборский район, Турковская городская община, село Ильник Координаты: 49.1032, 23.09064 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Построена на приселке Заприще в 1645 p., как гласит инвентарь 1834 г. Хотя, судя по обмерам М.Драгана, построена древнее, в XVI веке, a в 1645 году достроили бабинец. Это было каменное трехдольное сооружение, верхом которого, выведенные из дерева, укрывали пирамидальные палатки, крытые гонтами. В 1676 году получила привилегию от польского короля Яна III Собеского. В 1928 году церковь реконструирована по проекту Евгения Нагорного, с частичной разборкой памятного сооружения (своды, стены и др.). Строительные работы вел Казимир Жеребецкий из Турки. Теперь это каменная, крещатая в плане трехверхая церковь. Наву на цилиндрическом барабане венчает сферическая баня с фонарем и макушкой. Над алтарем и бабинцем на четверике с одним заломом возвышаются пирамидальные палаточные верхом. С 1958 по 1989 год стояла закрытой, теперь принадлежит к общине УПЦ (Московский патриархат). Государственный архив Львовской области, фонд 1, опись 25, дело 1647.  Центральный Государственный исторический архив Украины во Львове, фонд 146. Галицкое наместничество, описание 20, дело 1537.  Центральный Государственный исторический архив Украины во Львове, фонд 159. Галицкая финансовая прокуратура, описание 9, дело 2020.  Шематизм греко-католического духовенства случившихся епархий Перемышльной, Самборской и Сяницкой на р. Б. 1934. - Перемышль, 1934.  Слободян В. " Церкви Украины: Перемышльская епархия " . - Львов: 1998, стр. 676 – 677.  Источник: " Прадедовская слава " Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=59935

Совокупные действия против турок и Дорошенка сдружали московское правительство с Польшею. В Варшаве стал жить постоянный русский посланник, резидент. Из Польши прислали в Москву такого же резидента. В конце 1673 года скончался польский король Михаил, и в Польше опять образовалась партия, состоявшая преимущественно из литовских панов (гетмана Паца, Огинского, Бростовского и др.), которая желала избрать на польский престол сына Алексея Михайловича - царевича Федора с условиями: принять католичество, вступить в брак со вдовою покойного Михаила, возвратить Польше все завоеванные земли и давать деньги Польше на войну против турок. Ближние царские бояре, Матвеев и Юрий Долгорукий, отвечали на это, что царь сам желает быть избранным в польские короли, но от принятия католичества отказывается. Такой ответ уничтожал планы соединения польской короны с московскою; и 8 мая 1674 года польский сейм выбрал в короли коронного гетмана Яна Собеского. Московское государство, связанное по договору обещанием войны против турок, продолжало и при этом короле оставаться в приязненных отношениях с Польшею. Царь Алексей Михайлович, как мы уже не раз говорили, любивший всякий блеск, парадность, дорожил как своей славою, так и славою своего государства в чужих землях. Прием иноземных послов был для него большим праздником; любил он рассылать и своих послов в иноземные государства. В его царствование мы встречаем несколько посольств, отправляемых без особенной нужды и потому не имевших важных последствий. Так, еще в 1656 году стольник Чемоданов, отправленный в Венецию с целью попытаться занять денег, после многих приключений на море, испытанных на пути от Архангельска до Италии, прибыл случайно в Ливорно и вместо Венеции попал во Флоренцию. Тосканский герцог Фердинанд Медичи так отлично принял московское посольство, что царь посылал туда одно за другим еще два посольства (Лихачева и Желябужского). В 1667 году посылаем был в Испанию, а в следующем году во Францию стольник Петр Потемкин. Московский государь искал дружбы и союза с государями этих стран. Со своей стороны в Испании и Франции московскому посланнику делали мирные предложения, которые он не мог принять, не имея наказа. Таким образом, из этих посольств ровно ничего не вышло, кроме разве того, что царь Алексей Михайлович из рассказов посланников узнавал о порядках и обычаях далеких иноземных государств и само русское царство становилось известнее на западе.

http://sedmitza.ru/lib/text/435651/

1679 г., октября 15 (н. ст.). Грамота польского короля Яна III Собеского архимандриту Киево-Печерского монастыря Иннокентию Гизелю — Библиотека — Церковно-Научный Центр " Православная Энциклопедия " Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Подписка на новости в формате RSS Подписка на рассылку сайта Купить Православную Энциклопедию Учебные пособия 12+ 1679 г., октября 15 (н. ст.). Грамота польского короля Яна III Собеского архимандриту Киево-Печерского монастыря Иннокентию Гизелю  1679 г., октября 15 (н. ст.). Грамота польского короля Яна III Собеского архимандриту Киево-Печерского монастыря Иннокентию Гизелю Ссылки по теме Последние публикации раздела Cедмица.RU Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Форумы

http://sedmitza.ru/lib/text/8368975/

1679 г., октября 29 (н. ст.). Грамота польского короля Яна III Собеского епископу Луцкому Гедеону Святополк-Четвертинскому — Библиотека — Церковно-Научный Центр " Православная Энциклопедия " Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Подписка на новости в формате RSS Подписка на рассылку сайта Купить Православную Энциклопедию Учебные пособия 12+ 1679 г., октября 29 (н. ст.). Грамота польского короля Яна III Собеского епископу Луцкому Гедеону Святополк-Четвертинскому  1679 г., октября 29 (н. ст.). Грамота польского короля Яна III Собеского епископу Луцкому Гедеону Святополк-Четвертинскому Ссылки по теме Последние публикации раздела Cедмица.RU Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Форумы

http://sedmitza.ru/lib/text/8369001/

Фон Штарремберг, которому секретный посланник сообщил о готовящемся нападении его союзников на турок, для освобождения города, стойко защищаемый им уже более двух месяцев, приказал снять всю черепицу с крыш, чтобы избежать пожаров. Город постоянно подвергался обстрелам из пушек, и он опасался, что, узнав о прибытии подкрепления сил, турки смогут решиться на внезапный штурм под покровом темноты. По всему городу разожгли огромные костры, чтобы превратить ночь в день и проявить врага, если они ворвутся в город. Но турки никогда этого не сделали. Зато поляки и немцы спустились с горы, чтобы напасть на турок. Но перед этим Собеский обратился к своим войскам. Он знал, как зажечь сердца набожных поляков. «Мы будем спасать не только этот город, но и все христианство, оплотом которого ныне является Вена. Эта война – святая война!» – воскликнул он. Люди из Варшавы крестились, кричали «ура», восхваляли Господа Саваофа, готовились сражаться, и если надо, то и умереть за Бога, за Черную Мадонну Ченстоховскую, 138 за Польшу и, быть может, немного за Вену. Сражение началось утром 12 сентября с долгого, четырехчасового спуска войск Собеского и Карла Лотарингского вниз по склону горы. К этому времени Кара Мустафа осознал, что он уже не нападающий, а атакованный, причем с двух фронтов: от поляков и немцев, спускающихся по Каленбергу, и со стороны венского гарнизона готового совершить вылазку против осаждающих. Он приказал янычарам оставаться в своих окопах, обращенных к Вене, а затем поскакал во главе отряда спахов, чтобы сразиться с поляками, когда те спустятся с горы. Но сердца мусульман уже не радовались предстоящей битве. Прежде всего их потрясло присутствие ужасного Собеского. «Клянусь Аллахом, король действительно здесь», –- в ужасе воскликнул крымский хан Селим Гирей, узнав польского героя, а затем развернул коня и покинул поле боя так быстро, как только мог его конь. К двум часам дня польская кавалерия численностью в 7 тысяч человек собралась у подножия горы, вооруженная длинными копьями и вымпелами. Они так спешили в бой, что некоторые собирались атаковать до приказа, и офицерам приходилось сбивать накал легким ударом меча плашмя. «Ждите, пока король не нападет!» – кричали они. Карл Лотарингский также встал в ряд с пехотой, ожидая приказа. Впереди турки подняли мусульманский боевой флаг, почитаемую реликвию из Мекки. «Тем самым, – писал французский солдат, сражавшийся среди поляков, – османский главнокомандующий напомнил своим войскам, что под этим флагом они должны одержать победу или погибнуть.»

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Гонец подьячий Бурцов, бывший летом в Польше, привез вести: король в Варшаве небезопасен; сенаторы по-прежнему поднимаются, короля почитать не хотят, бранят его, называют невоинственным. Гетман Собеский, презирая королевские листы и посыльщиков, зовущих его в Варшаву, не едет. Кто противен королю, те приезда гетманского с радостию ожидают, кто за короля, те не хотели бы и на свете видеть Собеского. Епископ волошский и посол молдавский были у Бурцева и говорили: «Присланы мы к королю с просьбою, чтобы поспешил походом, а наши государи в союзе, и наготове у них войска 8000; если бы только показались польские войска, то мы бы со всеми христианами обратились на турка. Но нам здесь чинят проволоку, ответа никакого не дают, отговариваются отсутствием гетмана Собеского, всю силу полагают в нем. От такой задержки нам может быть беда, потому что посланы мы тайно, узнают о том турки, то не только нас с домашними смерти предадут, и самих господарей не пощадят. Видится нам, что господа сенаторы не только нас из-под ига бусурманского не освободят, но и сами не хотят ли добровольно турку поддаться. Если бы мы жили так погранично с государствами царского величества и присланы были к нему, то, конечно, отпуск нам был бы скорый и намерение наше от царского престола отринуто не было». Говоря это, епископ и посол плакали. В Вильне гетман Михайла Пац объявил Бурцеву иное, чем Возницыну: «Чтобы царское величество поход свой на турка удержать изволил, изволил бы оставаться в Москве, чтобы лишних мыслей иным не прибывало. Чтобы войну с турком около границ киевских изволил вести и отпор давал через бояр. Чтобы не велел войскам своим переходить за Днестр, чтобы такою стремительностию не облегчить Польши и не навлечь на себя большей тяжести. Чтобы царские войска под Белою Церковью или в других местах с войсками коронными не соединялись: а то лукавым не пришло бы в голову сделать так же, как под Чудновым. Чтобы царские войска не наступали на турок без задору с их стороны, а смотрели бы, что будет делаться у коронных? Прямо ли станут оборонять отчизну свою от турок? Чтобы царское величество изволил приказать в приеме Дорошенка наблюдать осторожность, потому что Дорошенко бьет челом и королю, а мы считаем его другом Собескому. Я к войне на турка готовлюсь, только литовские войска с коронными соединяться не будут. Если еще немного продлится непостоянство коронных и нерадение, то я со всею Литвою поддамся царскому величеству».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Голицын отвечал: «У великих государей с королем польским осталось только девять перемирных лет, и если великие государи, вступив за цесаря и короля польского в войну с турским султаном, рати свои утрудят, а польский король, по истечении перемирных лет, наступит войною на их государства, то великим государям какая будет прибыль? Поэтому, не заключив вечного мира с Польшею, великим государям отнюдь в союз вступить нельзя, что послы сами могут понять». Послы просили объявить, какое последнее намерение со строны царского величества насчет отдачи Киева полякам? Голицын отвечал, что Киева в польскую сторону никак отдать нельзя и отдан не будет, потому что у малороссийского народа с поляками за утеснение веры и за другие обиды великие ссоры и никогда между ними эти ссоры успокоены быть не могут; малороссийский народ и имени польского слышать не хочет. Да и потому Киева отдать нельзя, что польский король Журавинскими договорами уступил всю Украйну турскому салтану, а салтан турский уступил Киев с принадлежащими к нему городами и местами и Запорожье в сторону царского величества. Голицын покончил разговоры решительным объявлением: «Если король польский уступит царскому величеству город Киев, то царское величество, в союзе с королем, будет вести войну против крымского хана». Между тем военное счастие, верное Австрии и Венеции, оставило Собеского: в 1684 году он неудачно осаждал Каменец; в 1685 году, не будучи сам в состоянии предводительствовать войском по болезни, Собеский отправил гетмана Яблоновского в Молдавию, чтобы, занявши эту страну, отрезать Подолию от турецких владений и принудить Каменец к сдаче; Яблоновский перешел Днестр и вторгся в Молдавию, но скоро принужден был возвратиться с значительным уроном. Это заставило короля возобновить переговоры с царями о союзе. В начале 1686 года в Москву приехали знатные послы королевские, воевода познаньский Гримультовский и канцлер литовский князь Огинский. Семь недель князь Вас. Вас. Голицын с товарищами спорил с Гримультовским и Огинским; послы, не соглашаясь на предложения бояр, уже объявили переговоры прерванными, откланялись царям, приготовились к отъезду и опять возобновили переговоры, «не желая, как говорили, столь великого, славного, прибыльного дела оставить и своих трудов туне потерять».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

1679 г. также тайно перешел в унию. Кроме того, кор. Ян III Собеский попытался радикально решить проблему присоединения православных к унии. В 1677 г. сенат Речи Посполитой издал постановление о созыве общего православно-униат. собора, задачей к-рого должно было стать прекращение религ. споров. Папа высказался против обсуждения вероучительных вопросов на соборе с участием православных. Тем не менее осенью 1679 г. король подписал универсал, содержавший приглашение правосл. и униат. представителям прибыть 24 янв. 1680 г. в Люблин. Униат. делегацию возглавил митр. К. Жоховский, православную - еп. Луцкий и Острожский Гедеон (Святополк-Четвертинский) , еп. Львовский Иосиф (Шумлянский) и нареченный еп. Перемышльский Иннокентий (Винницкий). 26 янв. 1680 г. К. Жоховский получил от папского нунция в Варшаве послание, в к-ром еще раз напоминалось о запрете, наложенном Римом на переговоры, касавшиеся вопросов вероучения. В свою очередь правосл. делегация отказывалась участвовать в переговорах без согласия К-польского патриарха. На участии в переговорах вост. патриархов настаивала и православная волынская шляхта. Против съезда выступили прибывшие в Варшаву московские послы. Хотя торжественное открытие встречи в Люблине состоялось, кор. Ян III Собеский отправил К. Жоховскому послание с предложением отложить совместное собрание. Отношение короля к переговорам изменилось из-за обострения политической ситуации и новых наступлений турок в Европе. Стремясь привлечь к антиосманской коалиции укр. казачество и Московское гос-во, польск. король отказался от попыток побудить православных к унии, что могло оттолкнуть их от участия в борьбе с турками. В этих условиях И. также предпочел униональным проектам возможность привлечь правосл. укр. казаков к военным действиям против турок. В нач. 1681 г. И. выделил 1 млн золотых флоринов на военные нужды, из них 600 тыс. предназначалось на вооружение казаков. В июне 1683 г. папский нунций в Варшаве вновь передал кор. Яну III Собескому значительную денежную сумму (ок.

http://pravenc.ru/text/468793.html

Под 1676 годом о Полонном говорится в письме Uoahha III Собеского – короля польского – к Гвинскому – воеводе Хелмскому, – писанное во время осады им Журавки. В 1704 году в Полонном был Мазепа, которому повелено было двинуться туда со своим отрядом. В 1708 году Полонное занимал трёхтысячный отряд русского войска, имевший поручение: стоя на месте, охранять границы от неприятеля. В 18 веке Полонное, приведённое владельцами его Любомирскими в довольно блестящее положение, стало местом для шумных пьянственных оргий польских магнатов и для убежища их (в замке) во время тревожных слухов о запорожцах (гайдамаках), которые (во главе Чуприны и Чортоуза) в период времени, начиная с 1720 года до Уманьской резни 1768 г., не переставали приводить в страх и трепет жидов и ляхов, нападая на их замки и истребляя их. Во второй половине 18 века Полонное перешло от Любомирских к Понинским, вероятно, посредством брачных связей. В 1781 году Полонное видело в стенах своих Станислава Августа IV – последнего короля польского; в это время он, возвращаясь из Каменец-Подольска, прибыл в Полонное 23 ноября и здесь был пышно принят местным владельцем – князем Калликстом Понинским, кавалером Мальтийским. На другой день он осматривал крепость, после того некоторое время охотился и затем отправился дальше в путь. Что Полонное было некогда обширным и многолюдным городом, это доказывают ещё и теперь частности, составляющие Полонное и занимающие пространство в окружности более 15 вёрст, а также значительное число церквей 201 . Ныне Полонное делится на Старое и Новое. Эти обе половины подразделяются ещё на части: на Волю – средина местечка, где базарная площадь вблизи замка, на Мариан, Тернов и пр. Кроме того, в состав Полонного входят ещё 5 деревень: Изабелина, Горошек, Бортники, Монастырка и Хоморец, также две Гамарни (хутора) и слобода Выгнанка. Все эти местности некогда были, вероятно, предместьями древнего города Полонного. В одной из Гамарень, замечательной по красоте своего местоположения, в настоящее время находится дом Полонского владельца Валевского, стоящий на берегу огромнейшего пруда, окружённый прекрасным, обширным садом с роскошными аллеями и растениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Запорожье ищет покровительства у турок После всего этого, Голицын с Мазепой ушли, а над Сечью нависла угроза вторжения крымских орд, вдохновленных отступлением русско-казачьих войск. С этой целью в Сечи собрана была войсковая рада, и на той раде составлен был лист с условиями мира между Запорожьем и Крымом. Условия мира были таковы: крымцы должны дать обещание, что они не будут препятствовать запорожцам «промышлять всякими промыслами по всем речкам, лугам и угодьям без всякого вредительного опасения» со стороны татар. Запорожцы взамен того дают обещание «не мешать крымцам, когда хан сам пойдет с ордой или вместо себя пошлет своих салтанов и мурз под украинные города московских царей». Когда гетман Мазепа узнал о переговорах между запорожцами и крымцами, то он поступил решительно и очень рационально: была организована блокада Запорожья. Мазепа издал запрет всем малороссиянам провозить из Украины в Запорожье хлебные и другие продовольственные запасы и отрезал доступ запорожцам в города Малороссии. Расчет Мазепы полностью оправдался. Положение Запорожских казаков оказалось столь плачевным, что кошевой атаман Иван Гусак, который скрепя сердце и под большим давлением согласился было на мир с Крымом, теперь готов был принести плоды раскаяния. Но в этот момент до казаков дошло пренеприятнейшее известие о дерзком ограблении казачьих посланцев, возвращавшихся из Москвы, а также о том, что Мазепа срочно убыл в Москву. Запорожцы приняли решение проситься в подданство польскому королю. В ноябре 1689 года запорожцы, собравшись на раду, решили снарядить большую депутацию и отправить ее с листом к польскому королю Яну Собескому. «В составленном по этому поводу письме запорожцы объявляли королю, что Москва нарушает их вольности, что она хочет сделать их рабами царей и бояр и потому просили королевское величество о том, чтобы он «привел их под свою державу», за что обещали верно служить ему, как служили их деды и отцы прежним королям. «Пусть Святой Дух осветит сердца вельможностей ваших», - писали запорожцы, - «и даст вам здравый совет, а наше желание таково, чтобы оба народа, польский и малороссийский, соединились в одно».

http://ruskline.ru/analitika/2012/06/15/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010