Вербляны. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Рождественская церковь /// Епархия неизвестна Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:1865. Адрес: Украина, Львовская область, Яворовский район, село Вербляны Координаты: 50.0467, 23.42653 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Впервые церковь в Верблянах (еще есть Вербляны в Бусском районе) упоминается в документах от 1515 года. В 1688 году приход получил грамоту от короля Яна III Собеского. Старая деревянная трехверхая церковь, построенная в середине XVI века простояла до середины XIX века в 1865 году (так вырезано на надпорожнике западных дверей) на ее месте построена нынешняя церковь. Возвели ее те же мастера, что и деревянную церковь в селе Старичи, Яворовского района. Через три года иконостас расписал художник Антин Яблоновский. С 1961 по 1989 годы церковь стояла закрытой. Церковь в пользовании общины УГКЦ. Располагается на ровном участке в восточной части села, в 130 м к западу от дороги Яворов - Рава-Русская. Большое трехсрубное трехэтажное здание. Состоит из трех приближенных в плане к квадрату срубов (сруб нави шире), расположенных по оси восток-запад. К алтарю с обеих сторон пристроены ризницы покрытые трехскатными крышами. Над входом в бабинец устроена двускатная крыша на четырех деревянных столбах. Боковой вход, над которым на деревянных опорах установили меньший двускатный козырек, расположен в южной стене нави. Церковь окружает навес на выпуске венцов срубов. На стенах подопасания висят 14 образов, которые символизируют стации Крестного Пути. Стены шалеваны деревяной вагонкой " под ромб " . Церковь завершают три световые восьмерики (над навой), покрытые низкими банями, которые венчают фонари (над навой световой) с маковками. В конце 2000-х годов все крыши покрашены в темный цвет. К северу от церкви расположена деревянная трехъярусная с подсябом в третьем ярусе квадратная колокольня, покрытая пирамидальным верхом. Литература: В. Слободян " Церкви Украины. Перемышльская епархия " . - Львов, 1998. - 864 с. Р. Кураш, В. Слободян, И. Чорновол " Каталог памятников истории и культуры Яворивского района Львовской обл. " . - Дрогобыч, 2003. Источник: " Деревянные церкви Западной Украины " http://decerkva.org.ua/verbliany_yav.html Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=58573

в Москву и там в заключении скончался в Новоспасском монастыре. После него царь блюстительство Киевской митрополии поручил Черниговскому архиепископу Лазарю Барановичу. Но духовенство по делам своим относилось иногда и к митрополиту Иосифу, который 1669 г. марта 25 в Каневе посвятил в иеродиакона и св. Димитра, бывшего наконец митрополитом Ростовским. По ненадежности однако же Киева для России, казаки левой стороны Днепра предполагали даже вовсе упразднишь в Киеве митрополию и в Глуховском 1669 г. договоре с царем гетман российской Украины Демьян Многогрешный седьмой статьей просил царя, чтобы, если Киев возвращен будет Польше, то митрополию учредить в Переяславле, где бывала де она и прежде; Черниговский архиепископ Лазарь Баранович утверждал, что приличнее быть оной в Чернигове. Все сие приводило в отчаяние и киевское духовенство, и митрополита Иосифа Тукальского, у которого сверх того оспаривал еще митрополию Перемышльский епископ Антоний Винницкий, вместе с ним в 1664 г. избранный гетманом Тетерей и с тех пор продолжавший именовать себя также Киевским митрополитом. Иосиф, дабы освободиться от сего соперника, посылал в 1670 г. в Константинополь Брацлавского протопопа Романа Ракушу с просьбой к патриарху Мефодию, дабы он утвердил кого-нибудь одного на митрополии Киевской. Патриарх, зная замешательство Киевской иерархии, сперва не хотел принимать сего посла, по крайней мере без дозволения государя своего; а потому протопоп принужден был сперва просить о том султана, и когда получил от него и от визиря указ о принятии его, патриарх по ходатайству бывшего тогда при султане и Дорошенкова резидента, утвердил одного Иосифа на митрополии Киевской, а другим запретил именоваться митрополитами. Сей же посол протопоп по жалобе Иосифа и Дорошенка привез от патриарха клятвенную грамоту на гетмана российской Украины Демьяна Многогрешного. Но сим не обеспечил себя Тукальский. Ибо другой еще стороны явился ему соперник во Львовском епископе Иосифе Шумлянском, который под предлогом старости и дряхлости Тукальского искал у короля польского Яна Собеского титула администратора Киевской митрополии.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПУТНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Путненский монастырь Св. господарь Стефан Великий. Икона близ мощей святого. В руках у господаря - монастырь Путна. История Монастырь Путна был основан святым господарем Молдавским Стефаном Великим . Господарь основывал монастырь или храм в память о каждой боевой победе, и Путненская обитель стала первой и самой известной из построенных им. Монастырь был воздвигнут в 1466 - 1469 годах, в двух километрах от каменной пещеры, где подвизался духовный отец господаря - преподобный Даниил Пустынник . Поводом для постройки обители стала победа над венграми в 1466 году. 15 августа 1470 года состоялось освящение монастыря архиепископом Сочавским митрополитом Молдовлахийским Феоктистом II , в сослужении с несколькими епископами и многочисленным духовенством. Благоверный правитель лично следил за ходом строительства, а затем здесь были положены его святые останки - под спудом в Успенском соборе. Тут же был погребен и митрополит Феоктист II. С самого основания Путна становится центром, влияющим на духовную и культурную жизнь не только южной Буковины, но и всей Молдавии . Уже при Стефане Великом здесь складывается известная певческая школа, организовывается знаменитая мастерская по вышиванию, переписываются книги. Со временем обитель стала важным некрополем молдавских господарей и архипастырей. Монастырь Путна был в свое время лучшим и богатейшим монастырем всей Молдавии, величайшей школой монашества - из среды его братии вышло 18 митрополитов молдовлахийских и несколько епископов радовецких. Монастырь пользовался в стенах своих jure asyli (правом убежища). Обитель трижды горела - в 1484 , 1536 и 1691 годах (в последнем случае ее подожгли), и четырежды была ограблена - в 1622 году разбойниками из Бистрицы, в 1653 году казаками Тимофея Хмельницкого, в 1691 году поляками Яна Собеского и в 1739 году русскими войсками. Нападение казаков Хмельницкого произошло во время перестройки монастыря, затеянной господарем Василием Лупу . В результате монастырь оказался разоренным и разрушенным. Однако, к 1662 году обитель отстроилась благодаря поддержке господаря Иоанна Георгия Стефана .

http://drevo-info.ru/articles/18729.html

17 дек. 1692 г. митр. Киевский и Галицкий Варлаам (Ясинский) уведомил братчиков о том, что посылает в Могилёв иеромонахов Иосифа (Палемяка) и Товию (Петрашко), к-рые должны выяснить причины конфликтов среди братии, т. к. «все тамошнее Крестоносное братство, испокон веков» славилось «своим православием» (АСЗР. Т. 2. 60. С. 87-88). 10 дек. 1701 г. польск. король и Литовский вел. кн. Август II Сильный Саксонский по просьбе братчиков подтвердил привилей 1676 г. кор. Яна III Собеского об организации при Богоявленском храме типографии «для свободного печатания всякаго рода Польских и Русских книг». Противящимся ее организации грозил штраф в одну тысячу коп литов. грошей (Там же. 63. С. 93-94). В изданной в типографии «Книге житий святых» (1702) была напечатана гравюра с изображением Могилёва, в центре к-рого находился М. Б. м. (вид со стороны Шкловского предместья). 11 янв. 1725 г. братчики выдали специальную грамоту своему старосте П. А. Асейевичу, в которой было подтверждено, что он уполномочен от их имени искать словолитчика для братской типографии, находившейся в М. Б. м. (Там же. 67. С. 101). 22 июня 1707 г. могилёвский войт Феофил Девульский передал мон-рю и братству большую территорию в городе, ранее состоявшую из отдельных участков. Они находились в Перекрестной сотне, и «границами их служат: с одной стороны межа господина Даниила Сапоцкого, с другой - плац и дом Раковскаго, арендуемые ныне господином Павлом Лапицким; с других сторон границами служат: нижняя улица Перекрестная и другая улица, идущая на горе под валом». Девульский отмечал, что они составляют «одно целое», где теперь размещены «строение с пивоварнею, со всею принадлежащею к ней посудою кроме котла, и там же разведен сад». На этой земле в память об убиенном сыне Кирилле Девульский выстроил малую каменную ц. во имя св. Онуфрия, к-рая также переходила в собственность братчиков с условием, что в ней продолжало совершаться «заупокойное служение и ежегодно праздновался день св. Онуфрия 12-го июня по старому стилю»,- еще в 1704 г.

http://pravenc.ru/text/2563898.html

Однако и те документы, которые Величко получил в свое распоряжение, во время их составления вовсе не предназначались к обнародованию. По разным причинам король Ян Собеский был заинтересован, чтобы Иосиф (Шумлянский) и Иннокентий (Винницкий) после принятия унии продолжали считаться православными. Однако, по-видимому, на землях Речи Посполитой нашлись люди, которые разыскали и передали Величко такие документы. О наличии у Величко каких-то контактов с духовенством Львовской епархии говорит помещенный в “Летописи” универсал Яна Собеского от 19 июля 1686 г. об освобождении православного духовенства Львовской епархии от “дворских... тяжаров” и постоев военных. Универсал был внесен “в книги замковые воеводства Галицкого” 27 . Начиная с рассказа о событиях 1680-х гг. Шумлянский становится в повествовании Величко центральной фигурой, с которой оказались связаны происки сторонников унии в Речи Посполитой. Внимание к Шумлянскому не в последнюю очередь было связано с тем, что с течением времени действия этого иерарха стали наносить прямой ущерб и Киевской кафедре, и киевским обителям. Пока Иосиф (Шумлянский) был Львовским архиереем, его деятельность с интересами киевского духовенства практически не пересекалась. Характерно, что в “Летописи” даже не отмечено, когда Шумлянский занял Львовскую кафедру. Положение изменилось, когда 10 марта 1675 г. Ян Собеский назначил Шумлянского администратором Киевской митрополии, подчинив его власти все духовенство Киевской епархии на землях Речи Посполитой. В декабре 1679 г. король еще раз подтвердил это распоряжение 28 . 30 июня 1678 г. Ян Собеский передал Львовскому архиерею имения Киево-Печерского монастыря в Великом княжестве Литовском и на Волыни 29 , а в 1684 г. и саму Киево-Печерскую архимандритию со всеми владениями 30 . Все эти документы остались неизвестны Величко. Очевидно, в той среде, где он вращался, о них не знали или не придавали им серьезного значения, считая их временными распоряжениями, связанными с отсутствием на митрополичьем столе законного митрополита.

http://sedmitza.ru/lib/text/4261400/

С. Вежбовский передал М. храм в честь Сионской горницы с помещениями в Гура-Кальварье (близ Варшавы), где с 1670 г. создавался религ. центр из мон-рей различных монашеских орденов. 21 апр. 1679 г. М. получили от еп. С. Вежбовского каноническое утверждение. Задачами ордена провозглашались распространение почитания Непорочного зачатия Пресв. Девы Марии (догмат провозглашен в 1854 папой Римским Пием IX ), особое молитвенное попечение о душах в чистилище, а также помощь приходскому духовенству в делах проповедничества, катехизации и пастырского окормления. М. стали 1-м монашеским орденом, основанным в Речи Посполитой, и пользовались покровительством польск. кор. Яна III Собеского. 20 марта 1681 г. существование М. получило одобрение со стороны папы Римского Иннокентия XI , однако папа не предоставил ордену утвержденный устав, сохранив его во власти правящего епископа, и члены ордена не могли принести вечные (торжественные) монашеские обеты. В 1690 г. пресв. С. Папчинский отправился в пешее паломничество в Рим, чтобы просить об утверждении устава М., но прибыл туда в момент вакации Папского престола после смерти папы Римского Александра VIII . Летом 1698 г. в Гура-Кальварье состоялся 1-й генеральный капитул ордена, на к-ром генеральным прокуратором был избран пресв. Й. Козловский, направленный в Рим для получения папского утверждения устава М. Однако Конгрегация по делам епископов и монашествующих отказалась рассматривать устав нового ордена, сославшись на канон Латеранского IV Собора об ограничении создания монашеских орденов с новыми уставами, поэтому пресв. Й. Козловский ходатайствовал перед Папским престолом об утверждении ордена М. на основе «Правила следования десяти добродетелям Пресвятой Богородицы» (Regula Decem Beneplacitorum Beatissimae Virginis Mariae) ордена францисканцев . 21 сент. 1699 г. генеральный министр францисканцев пресв. Маттео де Санто Стефано признал М. как структуру внутри своего ордена, и 24 нояб. того же года папа Иннокентий XII бреве «Exponi nobis nuper» разрешил М.

http://pravenc.ru/text/2562010.html

Считается, что у лжи короткие ножки, тем более что обман патриарха и его сторонников был немедленно опровергнут народным восстанием против узурпаторов. Но в России официальный документ часто сильнее действительности. В «избрание» Петра верили авторы выдающихся общих исторических трудов и специальных исследований, расходясь лишь в определении юридической состоятельности избирательного органа. Спорили, был то полноценный Земский собор, проходивший в сложных условиях, или «фиктивный собор, пародия на древнерусское представительное учреждение», «разыгранная сторонниками царевича Петра»  . Отступление источниковедческое При столь авторитетном подкреплении версии патриарха Иоакима — автор не может просить читателя поверить ему на слово. Прошу пройти со мною в Российский государственный архив древних актов на Большой Пироговке и взглянуть на древние державные манускрипты. В фондах Посольского приказа сохранились черновые и беловые отпуски объявительных грамот о кончине Федора и воцарении Петра Алексеевича. Грамоты начали составляться сразу после того, как служащие приказа, вместе с остальными чинами Государева двора и центральных ведомств, приняли присягу новому государю  . По традиции первое уведомление адресовалось польскому королю  . Яна II Собеского, судя по черновому отпуску, собирались уведомить, что царь Федор Алексеевич перед смертью самолично «вручил» скипетр, державу и другие царские регалии брату своему Петру, который и взошел 27–го числа на прародительский престол. Вскоре в текст было внесено существенное исправление: вместо зачеркнутого «вручил» оказалось — «оставил» (Л. 10). Эта менее определенная форма версии завещания знаков царской власти, вместе с другими исправлениями, отразилась в беловике отпуска, который, однако, подвергся новой правке. Фраза, будто Федор Алексеевич «оставил» царские регалии брату, была вовсе вычеркнута; осталась простая констатация, что Петр «учинился» на прародительском престоле. Понятие «учинился» входило в традиционную формулу воцарения и подразумевало предварительную мотивацию (наследие, а затем еще и богопоставленность по закону Церкви). В данном случае мотивация наследием была отброшена, хотя при наличии старшего брата Ивана она требовалась сугубо. Поскольку слово «учинился» из констатирующей части текста было перенесено в мотивационную, в первой пришлось исправить фразу на «восприяли» (мы, Петр Алексеевич, государство). По мере сокращения светской аргументации служащие Посольского приказа все более апеллировали к Богу. В первый раз, сняв слово «вручил», они добавили, что Петр сел на престол «при помощи всемогущего Бога» (Л. 10). Исключительно на Господа приходилось уповать после полного отказа от версии завещания царства (Л. 4).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

1857 и др., все одинакового переплета и с подписью боярина Морозова. На одной из подобных книг: «Mensa spiritiualium cibdopum» находится латинская надпись: «Из книг Иоанна Кульчицкого». Следовательно, и прочие из упомянутых книг, принадлежащих Морозову и одинакового переплета, принадлежали св. Иннокентию; 3) на книге «Summa virtutumac vitiorun» Вельгельма Церальда, епископа Лондонского, 1626, находится тропарь: Спаси, Господи, люди твоя, написанный рукою Святителя, что можно доказать сходством почерка. Потому и эта книга ему принадлежит. В одной толстой книге Иркутской духовной семинарской библиотеки за 727 собраны разные брошюры, начиная с 1673 до 1701 г., а именно: «Arma heroes duces genus, vices, honor, omnia» Станислава Яблоновского, Кастеляна Кроковского, 1695. Далее следуют панегирики Ивану Яблоновскому, 1693; Андрею Залуцкому, епископу Полоцкому, 1693; Иоанну Гембицкому, епископу Владиславскому и Померанскому, 1674; Станиславу Свенцицкому, номинаету епископу Киевскому и Черниговскому, 1697; Георгию Альбрахту Денгоф, епископу Перемышльекому (без означения года), Казимиру Санеге, палатину Полоцкому, 1673; Станиславу Малаховскому, палатину Калишскому, 1695; Михаилу Потоцкому и Марии Чернецкой, 1688, князю Георгию Радзивилу, воеводе Несвижскому, палатину Троцкому, 1689; Анне Глебовичевой Огинской, палатине Троцкой, 1683; Стефану Вербовскому, Познанскому епископу, 1694, Порядок избрания на общем сейме, 1674. Похвала Филиппа орлика, писаря Киевской митрополии, Ивану Обидовскому и Айне Васильевне Кочубеевне, 1698, печат. в Киевск. лавре. Дневник, рукопись сейма, для избрания польского короля по смерти Яна III (Собеского), 1697, собственноручно писанный св. Иннокентием в Киеве, похвала (Penla nieub, chwaly…) Варлааму Ясинскому, митрополиту Киевскому в день его ангела, Стефана Яворского , 1691; панегирик Яну III, королю Польскому, 1696; приветствие в день ангела Иоасафу Кроковскому, архимандриту Киево-Печерскому (год неизвестен); похвала Аквинату, поздравления Иоанну Скарбек, учителю ангельскому, 1692; епископу Марохонскому, Константину Леразовскому, 1695; похвала чудотворной иконе Богоматери ракитником в Мезовии, 1694.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАМКА Замка [румын. Zamca], монастырский ансамбль в г. Сучава, Румыния (в основе названия - польск. слово zamek, означающее «замок», «укрепление»). Ктиторы мон-ря были представителями некогда многочисленной арм. колонии в Молдавском княжестве. Молдав. господарь Александр Добрый еще в июле 1401 г. учредил Армянскую епископию с кафедрой в Сучаве. Второй арм. еп. Аведик имел в 1415 г. резиденцию в мон-ре, находившемся на месте нынешнего. Существующий ныне монастырский комплекс выстроен в стиле архитектуры Молдовы в нач. XVII в. Здания пострадали в 1690-1691 гг. во время пребывания в монастыре войск польск. кор. Яна III Собеского, ведшего войну с турками, когда с севера, востока и юга монастыря были построены земляные валы с бастионами. В нач. XVIII в. монастырские строения были восстановлены. В 1994-2005 гг. Мин-вом культуры и культов была проведена реставрация комплекса. Стены мон-ря образуют в плане неправильный прямоугольник (59×66 м на 70×74 м). Они невысоки, с контрфорсами, без башен. В центре монастыря (с небольшим смещением к северо-востоку) расположен соборный храм, к западу от него, над главными воротами,- жилое здание (предположительно резиденция епископа) с церковью, к северо-востоку - надвратная башня с храмом и колокольней. Первый каменный храм З. был построен в нач. XV в., к-рый был полностью разрушен. Существующий ныне храм св. Авксентия возведен в 1606-1608 гг. на средства Агопша Вартаняна, сына Амиры. Его верхняя часть в нач. XVIII в. была перестроена. Это типичный для Молдовы прямоугольный в плане храм с притвором и апсидой; наос увенчан 8-гранным световым барабаном. Наос помимо традиц. для Молдовы зап. входа из притвора имеет отдельный вход с севера, как у арм. храмов. Др. особенностью храма является наличие специальных ниш для 2 дополнительных престолов по сторонам апсиды; не исключено, что их обустройство могло быть связано с особенностями позднесредневек. арм. богослужения. На юж. стене наоса сохранились фрагменты живописи, современной постройке храма. Наружный его декор крайне скуп; подобно др. местным храмам, он включает отдельные готические и вост. элементы (розетки). 14 авг. 2004 г. храм был освящен, и в нем проводятся богослужения.

http://pravenc.ru/text/182551.html

Но на левобережье снова вспыхивает крестьянское движение, во главе с пламенным сторонником Москвы нежинским протопопом Семеном Адамовичем. На гетманский пост выдвинут им Многогрешный, которого Царь утверждает. Таким образом, в начале семидесятых годов XVII b. на южной Руси снова три гетмана: Многогрешный на левом, московском, берегу, а на правом – принявший турецкое подданство Дорошенко и ставленник Польши – Ханенко, захвативший при помощи Яна Собеского Немиров, Брацлав и Могилев. Митрополита же два: Лазарь Баранович, от патриарха всея Руси, и Иосиф Тукальский, посвященный Константинопольским патриархом. Дорошенко удается вовлечь в южнорусские дела саму Турецкую Империю. Падишах Магомет IV ведет разом на Русь и на Польшу огромное трехсоттысячное войско. Поляки и Ханенко разбиты. Неприступный Каменец взят. Республика покупает мир дорогой ценой, уступив всю южную Русь султану с обязательством выплачивать еще ежегодно крупную дань. Московское Царство поставлено теперь один на один против могущественнейшей в то время Оттоманской Империи. Но оно не складывает оружия. Ромодановский и новый гетман Самойлович удачно действуют против крымцев. Султан не может прокормить своего огромного войска в разоренной дотла стране и уходит, привлеченный новыми агрессивными целями, направленными против Вены, но сохранив полученное по договору с Польшей право на южную Русь и оставив там своим уже гетманом Дорошенко. Тем не менее, власть этого гетмана шатка. Весь южнорусский народ и даже часть шляхты против турок. При нажиме Ромодановского Дорошенко сдается, выговорив выгодные для себя условия: службу воеводы в Московском царстве и поместье в тысячу дворов. Но Турция, в руках которой находится все Черноморское побережье, не намерена терять завоеванных к северу от него областей. Порта ставит нового вассала, извлекая из монастыря Юрия Хмельницкого и награждая его громозвучным титулом Гедеона-Георгия-Венжика, великого князя Сарматского и гетмана Запорожского, для утверждения власти которого визирь снова ведет на южную Русь большое войско. Ромодановский со слабым московским войском вынужден отступить за Днепр, а вместе с ним в том же направлении катится новая мощная волна эмиграции поспольства в пределы Московской Руси. Этот поток столь силен, что некоторые города и уезды правобережья (по свидетельству летописца – Черкасы, Лысянка, Мошны, Богуслав, Корсунь и др.) совершенно пустеют. В Московских же пределах заселяется новый край (в будущем Екатеринославская губерния). Новые поселенцы переваливают даже через Дон под Воронежом и основывают там ряд больших слобод. Так «голосует» южнорусское крестьянство за единство Руси под скипетром Московского Самодержца.

http://azbyka.ru/fiction/ljudi-zemli-rus...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010