В янв. 1677 г., перед началом сейма в Варшаве, Ян Собеский сообщил нунцию, что ожидает скорого обращения И. Впервые о своем намерении признать власть Римского папы И. частным образом заявил 7 (по др. данным, 1) марта 1677 г., во время сейма. И. в присутствии кор. Яна Собеского, униатского Киевского митр. Киприана Жоховского и нескольких иезуитов (в т. ч. Теофила Рутки) произнес католическое Исповедание веры. Описывая это событие в письме папе Иннокентию XI , Жоховский сообщал о намерении И. сохранить присоединение к католицизму в тайне и объяснял это стремлением избежать выступлений правосл. духовенства, шляхты и членов братств (к-рые начнут искать союза с османами), в результате чего И. может утратить кафедру, к-рую займет «схизматик» (православный). 11 сент. 1677 г. папа выразил одобрение по поводу перехода И. в унию и призвал его публично объявить об этом. Значимым жестом И. в сторону католиков стало издание в 1678 г. во Львове на средства епископа кн. «Zgoda wita Cerkwie . Wschodniej prawosawnej z Kocioem katolickim apostolskim Rzymskim w Duchu Swietym okoo pochodzenia tego Ducha Switego i od Syna, z wyznania teje Cerkwie . Wschodniej w ksigach cerkiewnych sowianskich» (Согласие Церкви Восточной православной с Церковью апостольской Римско-католической в Духе Святом относительно происхождения Святого Духа и от Сына, по исповеданию той же Церкви Восточной в славянских церковных книгах), в которой говорилось, что православные вместе с католиками считают, что Св. Дух исходит не только от Бога Отца, но и от Бога Сына, что Римский папа обладает верховной властью над Вселенской Церковью. Автором книги, подписавшимся как «Друг Восточной Церкви», был иезуит Рутка. Об участии И. в издании книги 6 февр. 1679 г. сообщил в Рим нунций. После провала созванного по инициативе короля в янв. 1680 г. в Люблине Собора православных и униатов, на к-ром правосл. епископы Речи Посполитой должны были объявить о подчинении папе, открытого присоединения к унии И. и Иннокентия (Винницкого) активно добивался униат.

http://pravenc.ru/text/578563.html

В этой связи заслуживает специального рассмотрения текст в заключительной части рецензии В. Г. Ченцовой о том, что жалобы православных Речи Посполитой на «гонения» не позволяют объяснить тот «непререкаемый факт», что Сучавский митрополит Досифей, спасаясь от османов, уехал во Львов, а не в Москву и оставался там до конца жизни, предпочитая жизнь в Речи Посполитой жизни в Действительно, митрополит Досифей, надеясь на освобождение Молдавии от османов, торжественно встретил Яна Собеского в Яссах во время похода польских войск в Молдавию в 1686 г. После этого, когда поход закончился неудачей, митрополит был вынужден бежать во Львов, взяв с собой мощи мч. Иоанна Нового и церковные сокровища. Во Львове мощи и сокровища у него отобрали и поместили в королевском замке. В 1693 г. Досифей писал Иерусалимскому Патриарху: «Уже 7 лет, как я ежедневно прошу его величество отдать мне святого со всеми сокровищами и всем, что ему принадлежит, чтоб я мог вернуться в мою Таким образом, «непререкаемый факт» говорит совсем не то, что хотела бы в нем видеть Ченцова, и не может поставить под сомнение свидетельства о гонениях из самых разных источников. Оставив в стороне вопрос о положении православных в Польско-Литовском государстве после заключения Андрусовского договора, Ченцова не предложила свой ответ на вопросы, поставленные во вводной статье «Воссоединения...», а именно: что могли бы сделать и что сделали Левобережное гетманство, русское правительство и Московский Патриархат, Константинопольский Патриарх? Можно ли было добиться улучшения положение православных какими-либо другими способами? Попытку ответа исследовательницы на эти вопросы дает, как представляется, привлекший ее большое внимание эпизод, связанный с созданием Каменецкой митрополии. Митрополия была создана в 1681 г. для территории Подолии, занятой османами по миру в Журавно в 1676 г., которая ранее входила в состав православной Львовской епархии во главе с Иосифом (Шумлянским). Он оказался единственным иерархом пострадавшем от этих действий. «Канонически безупречное», по оценке Ченцовой, состояло в восстановлении некогда существовавшей Галицкой митрополии без Галича.

http://patriarchia.ru/db/text/5796086.ht...

Казначейская башня, выстроенная по приказу Стефана Великого Единственным сохранившимся целиком сооружением времен Стефана Великого является Казначейская башня. Чтобы закончить печальную страницу истории Путны, следует вспомнить, что за свою пятивековую историю обитель трижды горела (в 1484, 1536 и 1691 годах, в последнем случае ее подожгли), четырежды грабилась (в 1622 году разбойниками из Бистрицы, в 1653 году, в 1691 году ляхами Яна Собеского и в 1739 году русскими войсками). Монастырь страдал от землетрясений, самое разрушительное из которых случилось в 1739 году. А с 1775 по 1918 годы испытал на себе все прелести австрийской оккупации. С самого своего основания Путна становится центром, влияющим на духовную и культурную жизнь страны. Уже при Стефане Великом здесь складывается известная певческая школа, организовывается знаменитая мастерская по вышиванию, переписываются книги. Во время оккупации, несмотря на все притеснения Венского двора, Путна продолжала играть важную роль в сохранении и укреплении православной веры и национального самосознания румын. На новую высоту духовно-просветительскую деятельность монастырь в XVIII веке поднял митрополит Иаков Путнянул († 1778). За организованные им масштабные работы по восстановлению всего монастырского комплекса обители владыку считают вторым основателем обители. С честью окончив свой земной путь, он упокоился в одной церкви со Стефаном Великим. Нынешний облик монастыря отражает его первоначальный вид, задуманный румынским царем. Уже в ходе реставрации 1955–1958 годов были восстановлены монашеские кельи и господарский дом, перестроено под музей ветхое здание старческой. В 2001 году главные румынские художники-реставраторы братья Михаил и Гавриил Морошаны начали работы по восстановлению прежней и созданию новой фресковой живописи с позолотой. Открытый в 1976 году монастырский музей хранит богатейшую коллекцию византийского шитья и вышивки, известную во всем мире. Старинные рукописи, вышивка золотом, серебром и шелком, утварь из драгоценных металлов отражают творческую мощь монахов прежних времен и наглядно демонстрируют, в каком великолепии происходило служение Богу.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

митрополий. По обещанию короля, к-рое было подтверждено И., епископы Львовский и Перемышльский после обнародования своего перехода в унию должны были подчиняться не Киевскому митр. К. Жоховскому, а непосредственно папе Римскому (эти решения не вступили в действие). Также папой было принято решение о том, что до перевода униат. Перемышльского митр. Иоанна Малаховского на др. кафедру каждый из 2 униат. епископов Перемышльских будет управлять той частью епархии, к-рая находилась в их власти до присоединения Иннокентия (Винницкого) к унии. 26 марта 1681 г. в Варшаве в присутствии кор. Яна III Собеского, униат. митр. К. Жоховского, Киевского католич. еп. Станислава Витвицкого и папского нунция епископы Иосиф (Шумлянский) и Иннокентий (Винницкий), а также архимандрит Уневского мон-ря Варлаам (Шептицкий) официально объявили о своем переходе в унию, однако вновь просили сохранить это в тайне. 27 марта епископы направили послание И., где сообщили о своем присоединении к унии. При передаче Луцкой кафедры в 1685 г. брату Иосифа (Шумлянского) Афанасию (Шумлянскому) оба принесли присягу папскому нунцию, обещав со временем публично заявить о подчинении папе Римскому. Но епископскую хиротонию Афанасия (Шумлянского) совершил Досифей , митр. Сучавский. И. пришлось вмешаться в конфликт между униат. митр. К. Жоховским и орденом василиан . В 1674-1675 гг. К. Жоховский добровольно отказался возглавлять орден, уступив эти функции протоархимандриту, избираемому из числа монахов-василиан, и гарантировал свое невмешательство во внутренние дела ордена. Однако на капитуле в Минске в 1683 г. униат. митрополит потребовал избрать себя протоархимандритом, чтобы вернуться к прежней практике управления орденом. Он также попытался отстранить пожизненно избранных консульторов и генерального секретаря ордена. Представители василиан обратились к И. с жалобой на действия митрополита и добились отмены решений Минского капитула. Папа обязал К. Жоховского и василиан провести при участии папского нунция в Речи Посполитой новый капитул и избрать протоархимандрита из числа монахов.

http://pravenc.ru/text/468793.html

В 60-х - нач. 70-х гг. XVII в. еп. Гедеон мог опираться на поддержку православной волынской шляхты, умевшей проводить свои решения на сеймиках, но позднее эта поддержка стала ослабевать. Если в 1676 г. сеймик в Луцке принял решение выделить 300 злотых Луцкому братству на ремонт церкви, то в дальнейшем подобные решения не встречаются. В отличие от других частей Киевской митрополии церковные учреждения Волыни и Луцкое братство не поддерживали контактов с Россией (в силу своих тесных связей с волынской шляхтой). Лояльным к Речи Посполитой иерархом был и еп. Гедеон. Положение изменилось, когда правительство кор. Яна III Собеского стало форсировать планы осуществления «новой унии» (1678-1681). В кон. 1678 г. еп. Гедеон вместе с Киевским митр. Антонием (Винницким) направил в Москву Иннокентия (Монастырского) с просьбой о помощи и защите. В нач. 1681 г. еп. Гедеон обратился к настоятелю Киево-Печерского мон-ря Иннокентию (Гизелю) с просьбой предоставить ему приют. Это показывает, как епископ оценивал положение дел в своей епархии. К этому времени в решениях сеймиков (напр., в инструкции черниговской шляхты 1683 г.) появились резкие выпады против еп. Гедеона, которому одному уния «sancta romana nie podoba si» (не нравилась). Правда, еп. Гедеона поддерживали Луцкое братство и часть волынской шляхты, но такой поддержки было недостаточно, поэтому осенью 1684 г. архиерей уехал в Россию. После смерти 12 июля 1694 г. еп. Афанасия администратором Луцкой кафедры вновь стал Львовский еп. Иосиф. В кон. июля он захватил кафедральный собор ап. Иоанна Богослова вместе с кафедральным монастырем и назначил своим наместником Иоиля Холодовского. Большинство волынской шляхты отказалось признавать Шумлянского, опасаясь перехода в унию. Они возлагали надежду на защитника православных на Волыни, зажиточного шляхтича Д. Жабокрицкого (см. Дионисий (Жабокрицкий) ), который с 1677 г. возглавлял Луцкое Крестовоздвиженское братство. Жабокрицкий занимал ряд важных светских должностей (киевского подвоеводы, старосты кременецкого, луцкого земского писаря), неоднократно избирался послом на сейм.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

Расчеты султана на покорность новых господарей не оправдались. Михня III установил связи с запорожскими казаками и попытался заручиться поддержкой польск. короля; также с предложением совместных антиосманских действий Михня III обратился к находившейся в состоянии войны с Портой Венеции и к папе Римскому, но практической поддержки от них не получил. Осенью 1659 г. Михня III разгромил недалеко от Джурджу тур. войска, направлявшиеся через Валашское княжество в Трансильванию. В ходе успешных военных действий на Дунае Михне III удалось взять также тур. крепость Брэилу, сжечь на др. стороне Дуная и крепости Оршова, Никополь и Рущук. Султан сместил Михню III и назначил валашским господарем Георге Гику (1659-1660). В союзе с Дьёрдем II Ракоци и Константином Шербаном Михня III пытался продолжить борьбу с турками: осенью 1659 г. они направили посла в Москву с просьбой о помощи, однако в разгар войны с Речью Посполитой рус. царь Алексей Михайлович (1645-1676) был заинтересован в сохранении мирных отношений с Портой. Турки разбили войска Дьёрдя II Ракоци и заняли Молдавское и Валашское княжества, Михня III отступил в Трансильванию, где умер (5 апр. 1660) ( Виноградов . 1987. С. 77). Посл. четв. XVII в. характеризуется новой конфронтацией между христ. державами и Османской империей. В сент. 1683 г. войска польск. кор. Яна III Собеского победили турок под Веной. Это событие привело к активизации в Европе антиосманского движения и созданию Священной Лиги, куда вошли Речь Посполита, Свящ. Римская империя, Венеция и Россия. Румынские гос-ва, надеясь избавиться от османского ига, стремились сблизиться с Габсбургами и Речью Посполитой. Переговоры с австрийцами были начаты по инициативе валашского господаря Шербана Кантакузина (1678-1688), добивавшегося от союзников гарантий независимости Валашского княжества, свободы вероисповедания и соблюдения старых обычаев. Однако его смерть в 1688 г. помешала реализации этих планов ( Radonic. 1914. P. 952). В этот период престол Унгро-Влахийской митрополии занимал митр. Варлаам (1672-1679). Он основал мон-рь Турну (близ мон-ря Козия) и неск. скитов, издал в бухарестской типографии на румын. языке сочинение архим. Иоанникия (Галятовского (Голятовского)) «Ключ смысла» (1678). В апр. 1679 г. его сменил митр. Феодосий, издавший на румын. языке Евангелие (1682), Апостол (1683), «Маргарит» свт. Иоанна Златоуста (1691) и др. книги. Главным изданием митр. Феодосия остается румын. Библия (1688), образец для всех изданий румынской Библии до 1914 г. ( Iorga . 1908-1909. Vol. 1. P. 400-402).

http://pravenc.ru/text/2661908.html

art.1). В «Декрете Грациана» (XII в.) и трудах декреталистов XII-XIII вв. как критерий B. j. рассматривались ее начало по решению законной высшей власти и ведение с целью отражения неприятеля, возвращения утраченного или отмщения несправедливостей. Последний пункт позволил впосл. канонистам оправдывать карательную функцию войны и, следовательно, считать походы против сарацин и еретиков справедливыми, хотя многие из канонистов, в т. ч. Синибальдо де Фьески (буд. папа Иннокентий IV ), склонялись к мнению, что триумф веры не в оружии. В период крестовых походов в Палестине, когда главенствующей становится концепция, что война за католич. Церковь равносильна покаянию, возникают и орг-ции, специально предназначенные для ведения «священной войны», духовно-рыцарские ордена, идеологическое основание существования к-рых приводится в «Похвале новому рыцарству» Бернарда Клервоского (PL. 182. Col. 921-940). Концепция B. j. против неверных сохраняет свое значение и в период войн против Османской империи в XIV-XVIII вв. Папа Римский Пий V (1566-1572) принял участие в антитур. лиге перед битвой при Лепанто (1571), а Иннокентий XI (1676-1689) благословил в своей проповеди походы польск. кор. Яна Собеского . Цивилисты, специалисты по гражданскому праву, основанному на реципированном рим. праве, отстаивали исключительную прерогативу императора Свящ. Римской империи как формально высшего государя христ. Европы, «источника правосудия» и «хранителя мира», на ведение B. j.; ведение войн др. политическими объединениями (монархиями, городами и проч.) осуждалось в случаях отказа от посредничества и суда императора. С XIV в. теория справедливой или несправедливой войны развивалась одновременно со становлением идеологии новых монархий (rex qui in regno suo est imperator), национального суверенитета и с утверждением легитимности др. форм правления, напр. городских коммун (civitas superiorem non recognoscens). В эпоху Возрождения и раннего нового времени идеи B. j. высказываются в трудах Н. Макиавелли, Ж.

http://pravenc.ru/text/77916.html

В 1669 г. по ходатайству митр. Гавриила Коленды кор. Михаил Корибут-Вишневецкий даровал Ж. грамоту на поставление епископом Витебским, викарием Полоцкого архиепископа. В ожидании разрешения Римского папы на епископское рукоположение в 1670 г. митр. Г. Коленда назначил Ж. администратором Перемышльской епархии. Епископское рукоположение Ж., к-рое возглавил митр. Гавриил, состоялось 15 марта 1671 г. в Вильно. В 1673 г. стараниями митр. Г. Коленды, желавшего видеть Ж. своим преемником, Рим утвердил его коадъютором с правом наследования униат. Киевской митрополии. После смерти митр. Г. Коленды 18 февр. 1674 г. Ж. вступил в управление Полоцким архиеп-ством и в качестве униат. Киевского митрополита - униатской Церковью в Речи Посполитой. Поставление Ж. совпало по времени с проведением конвокационного сейма, избравшего польск. королем Яна III Собеского . Ж. добился на сейме подтверждения прав и привилеев униат. Церкви, в т. ч. прав на Перемышльское епископство и Лещинский мон-рь. На сейме 1677 г. король обещал Ж., что после смерти Киевского митр. Антония (Винницкого) , а также Луцкого епископа эти кафедры будут переданы униатам. В то же время возникли разногласия между Ж. и папским нунцием, требовавшим от сейма аннулировать привилеи, выданные в 1671 г. православным. Ж. настаивал на пересмотре привилеев посеймовым королевским судом, где он добился отмены привилея, выданного еп. Феодосию (Василевичу) на Могилёвскую епархию. Во время сейма 7 марта Львовский еп. Иосиф (Шумлянский) в присутствии Ж. тайно произнес католич. исповедание веры, о чем тот направил извещение папе Римскому Иннокентию XI , в к-ром объяснял намерение Шумлянского сохранить присоединение к католицизму в тайне стремлением избежать волнений и возможной потери им Львовской кафедры. 11 сент. 1677 г. папа выразил одобрение по поводу перехода еп. Иосифа в унию, но призвал его публично объявить об этом. Однако Шумлянский по договоренности с Ж. на протяжении более 20 лет держал в тайне обращение в унию, объединяя вокруг себя ее наиболее активных приверженцев. Ж. оказывал Шумлянскому содействие (в т. ч. материальное) в деле привлечения к унии видных представителей правосл. Церкви в Речи Посполитой, напр., Иннокентия (Винницкого), занявшего при помощи Шумлянского Перемышльскую кафедру, а также архимандритов Варлаама (Шептицкого) и Сильвестра (Творовского).

http://pravenc.ru/text/182341.html

м. из Сучавы в Яссы. При ц. во имя свт. Николая, построенной еще при св. Стефане III Великом и отреставрированной при Антоние, был воздвигнут комплекс сооружений - резиденция митрополита (сохр. небольшое здание с колоннадой, к-рое называют «Дом Досифея» (1564); предполагается, что в нем была расположена типография митрополита). Архиерейский дом в Яссах. 1564 г. Архиерейский дом в Яссах. 1564 г. В 1683 г. польск. войско захватило в плен господаря Георге Дуку. На господарский престол вернулся Штефан Петричейку, который, опасаясь тур. экспансии, в 1684 г. во главе со свт. Досифеем направил посольство к польск. кор. Яну Собескому и рус. царю Петру I Алексеевичу . Однако молдавская делегация добралась только до Киева, где была вынуждена остановиться из-за эпидемии чумы. 3 марта 1684 г. свт. Досифей отправил из Киева обоим монархам письма (написанные 1 янв. 1684), однако помощь опоздала, и турки сместили Штефана, посадив на престол Думитрашку Кантакузино, а через год - Константина Кантемира. В 1686 г. Ян Собеский совершил поход в Молдавское княжество, пытаясь склонить на свою сторону Константина Кантемира, но был вынужден отступить. Король увез с собой ценности М. м., в т. ч. архивы и мощи вмч. Иоанна Нового; вместе с ним уехал свт. Досифей. Митрополита и неск. сопровождавших его монахов поселили в Стрыйской крепости возле г. Жолкиева (ныне Жолква, Украина). Находясь в тяжелом финансовом положении, свт. Досифей просил помощи у Яна Собеского, русского царя Петра I и патриарха Московского и всея Руси Иоакима, которые посылали ему денежные пособия. Несмотря на посулы Константина Кантемира, свт. Досифей так и не вернулся в Молдавское княжество. В Польше митрополит продолжил лит. деятельность и перевел на румын. язык «Точное изложение православной веры» прп. Иоанна Дамаскина и др. произведения ( P curariu. 1996. P. 149). Церковь св. Иоанна Предтечи в Сучаве. 1643 г. Церковь св. Иоанна Предтечи в Сучаве. 1643 г. К богословским диспутам, распространившимся в РПЦ в последние десятилетия XVII в.

http://pravenc.ru/text/2564042.html

Не рассчитывая законным путем выиграть дело и не получив ответа из К-поля, Д. решился на крайние меры. В 1696 г. он был рукоположен во диакона, затем во иерея неким епископом, якобы присланным К-польским патриархом. Затем Д. обратился с просьбой о епископской хиротонии к Сучавскому митрополиту, а после его отказа - к Мармарошскому еп. Иосифу (Стойке), местоблюстителю Белградской митрополии. Последний приехал в Луцк и 7 февр. 1702 г. совершил епископскую хиротонию Д. Архиерейство Д. не было признано ни в Москве, ни в правосл. Луцкой епархии. Несмотря на все эти обстоятельства, Д. с 1695 г. фактически управлял Луцкой кафедрой. Он вернул незаконно захваченные Львовским еп. Иосифом (Шумлянским) Подгорецкий и Гощанский в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыри, в последнем попытался возобновить деятельность коллегии. По просьбе Д. кор. Август II передал ему овручский Успенский муж. монастырь под тем предлогом, что его архимандрит, униат Домарадзский, не был шляхтичем по происхождению и в соответствии с законами Речи Посполитой не мог занимать высшие церковные должности. Тем временем сторонники еп. Иосифа (Шумлянского) начали судебный процесс против Д., отказываясь подчиняться ему и подвергая сомнению законность получения ставленой королевской грамоты. В 1700 г. еп. Иосиф принял унию и использовал возможности католич. Церкви для борьбы с противником. Под давлением приближенных Август II по жалобе еп. Иосифа и архим. Домарадзского призвал Д. на надворный суд за то, что тот будто бы обманул кор. Яна Собеского и выпросил грамоты на те мон-ри, к-рые были уже обещаны др. людям. Д. ставилось в вину и то, что он вошел в сношения с российским резидентом и через него просил о покровительстве России для правосл. Церкви, что было расценено как предательство гос. интересов Речи Посполитой. В этих трудных обстоятельствах Д. согласился принять унию и был тайно присоединен к униат. Церкви Киевским митр. Львом Заленским во Владимире-Волынском 9 апр. 1702 г. (Конгрегацию пропаганды веры митрополит оповестил об этом событии 4 авг. того же года). Униат. Церковь незамедлительно признала епископский сан Д., объявив его брак со вдовой недействительным, т. к. он был разорван, а сведения о 2-м браке - недостоверными. Д. получил королевский универсал на Луцкую кафедру. После смерти еп. Иосифа (Шумлянского) 25 авг. 1708 г. администратор Киевской митрополии Винницкий передал ему в управление униат. приходы и мон-ри в Киевском воеводстве. В 1709 г. по просьбе Д. Конгрегация пропаганды веры разрешила 2 священникам-двоеженцам исполнять свои обязанности.

http://pravenc.ru/text/178376.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010