Яна Собеского. Антоний (Винницкий) умер в 1679 г. Следующим Перемышльским епископом стал Иннокентий (Винницкий), племянник Антония, поставленный по его желанию. В качестве нареченного Перемышльского епископа Иннокентий присутствовал в 1680 г. на Люблинском съезде, созванном Яном Собеским для соединения православных с униатами. В следующем году епископ участвовал в Варшавском сейме, на который были приглашены и православные, и униатские епископы. В Варшаве Иннокентий тайно присоединился к унии: 26 марта 1681 г. в королевской капелле он зачитал исповедание веры по формуле для переходящих в католицизм православных. В течение ок. 10 лет правосл. общ-во продолжало считать Иннокентия (Винницкого) каноническим архиереем, хотя его деятельность была во многом направлена на подготовку открытого перехода П. е. в унию. В апр. 1691 г. под рук. еп. Иннокентия состоялся епархиальный съезд в Самборе, на к-рый собрались представители 12 наместничеств, 6 игуменов мон-рей и 17 мирян (представители шляхты и церковных братств). Съезд объявил о присоединении П. е. к унии. Участники съезда выдвинули требования: сохранение на кафедре действующего епископа, избрание Перемышльских епископов исключительно из лиц шляхетского сословия греч. обряда из Перемышльской, Саноцкой или Самборской земель; уравнение в правах высшего «русского» духовенства с латинским; освобождение низшего духовенства от налогов; свободный допуск горожан «греческой веры» в магистраты, в цехи, к торговле, к покупке мест на рыночных площадях, сохранение греч. обряда и недопущение латинизации; создание независимой от Киевской Галицкой митрополии. На съезде был утвержден состав новоизбранного перемышльского капитула. Окончательное присоединение к унии было провозглашено на епархиальном съезде в Перемышле в апр. 1693 г. На нем присутствовали представители наместничеств, мон-рей, наблюдатель из Римской курии (миряне на съезде не упом.); собравшиеся приняли католич. Символ веры (с Filioque), установили почитание Иосафата Кунцевича . Церковь вмч. Георгия в Дрогобыче. Кон. XV — нач. XVI в. Фотография. 2007 г.

http://pravenc.ru/text/2579986.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото (фрагмент): Сергей Власов/ foto.patriarchia.ru Киево-Печерская лавра: из нее снова выгоняют монахов, но история монастыря не дает угаснуть надежде 6 мин., 10.04.2023 Из Киево-Печерской Лавры снова — в который уже раз! — выгоняют православных монахов. Чего только не было за ее почти тысячелетнюю историю на высоком берегу Днепра! Читаешь в новостях заявления, что, как только монастырь очистят от насельников, комиссия министерства культуры начнет ревизию «музейных экспонатов», и словно переносишься на 100 лет назад. И все-таки вся история этого первого русского православного монастыря не дает угаснуть надежде. Пещерные люди Сколько лет Свято-Успенской Киево-Печерской лавре? Это как считать. Официально дата ее основания — 1051 год, время Ярослава Мудрого. Но кто там запоминал, когда Иларион, первый Киевский митрополит-славянин, выкопал неподалеку от села Берестова пещеру, в которой потом поселился афонский монах Антоний? Или когда вокруг него стали селиться ученики, и он, поставив им игуменом Варлаама, перебрался на соседний холм? Так и жили в пещерах, молились и потихоньку строили храмы и кельи. Из Лавры вышло множество богословов, иконописцев, духовных писателей и поэтов. Здесь начиналась русская культура, благотворительность, медицина, здесь писали первые русские летописи и открывали первые школы. Но главное, лаврские монахи принесли на Русь афонскую практику непрестанной молитвы, «умного делания». От хана Батыя до короля Яна Собеского А потом, в 1240 году, Батый, разорив Киев, превратил Лавру в руины, и началось... Полтора века набеги шли за набегами, монастырь лишился каменной ограды, Успенскую церковь ограбили, кельи пожгли. Но Лавра жила, хотя монахам и приходилось время от времени опять переселяться в пещеры, а то и разбредаться по окрестным лесам. Хорошо еще, что хоть в более-менее спокойные времена золотоордынские ханы, в силу суеверия — на всякий случай — почитавшие божества всех религий, духовной жизни монастыря особо не мешали. Крепостные стены снесли, ризницу пограбили — и ладно.

http://foma.ru/kievo-pecherskaja-lavra-i...

Певчие. Фрагмент иконы «Воздвижение Честного Креста, с семьей Яна Собеского». Посл. четв. XVII в. ( церковь Успения Богородицы в с. Сытихов Львовской обл.) В XVI веке появляются новые распевы – путевой, демественный и так называемый большой знаменный. Все они родились на почве знаменного распева, но отличаются от него значительно большей протяженностью, мелодическим разнообразием. Как и в Византии, на Руси существовало пение сольное, ипофонное и антифонное. Хоры были исключительно мужскими, преимущественно басового диапазона. Женщины к пению на клиросе не допускались, за исключением женских монастырей. «Партесное» пение В XVII веке в Московскую Русь через Украину начинает проникать так называемое «партесное» пение. Этот род церковного пения сложился под влиянием католической музыки и быстро приобрел популярность. Уже в 50-е годы XVII века он стал при активной поддержке патриарха Никона и царя Алексея Михайловича внедряться в богослужебное употребление, несмотря на многочисленные протесты ревнителей старины 317 . Партесное пение (т. е. разделенное на партии, голоса) не имеет никакой генетической связи с предшествующим развитием литургической музыки на Руси. Его введение в обиход Русской Церкви знаменовало собой подлинную «культурную революцию» в церковном пении. Образовался культурный разлом, который не был воспринят значительной частью церковного общества. Новое пение категорически отвергли старообрядцы, усмотрев в нем радикальный разрыв с многовековой традицией русской богослужебной музыки. В послепетровский период главным законодателем музыкальной моды становится Придворная певческая капелла – проводник итальянского влияния на русскую церковную музыку. К руководству капеллой приглашались выдающиеся мастера итальянской оперы, мало знакомые с русской церковной традицией и даже не владевшие русским языком, не говоря уже о церковнославянском. Учениками итальянцев стали ведущие русские церковные композиторы первой половины XIX века. Среди прочих новшеств, введенных итальянцами в русский певческий обиход и подхваченных их учениками, стало сочинение так называемых «духовных концертов» – развернутых хоровых произведений, состоящих из нескольких частей и написанных в итальянском стиле, с использованием элементов полифонии, с чередованием форте и пиано, быстрых и медленных темпов. Концерты итальянских мастеров отличались определенным профессионализмом, иногда даже мастерством и мелодической яркостью, но по своему духу были абсолютно чужды богослужению Православной Церкви. Это была светская музыка, по стилю ничем не отличавшаяся от оперной музыки тех же композиторов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ (Дософтей; 26.10.1624, Сучава - 13.12.1693, Жолква, Украина), св. (пам. 13 дек.), митр. Сучавский и всей Молдавии, церковный, гос. и общественный деятель, литератор и издатель. В миру Дмитрий Барилэ. Историк Молдавской Церкви митр. Арсений (Стадницкий) писал, что «митрополит Досифей принадлежит к числу знаменитейших архипастырей XVII века главным образом своею ученостью». Д. происходил, по одним данным, из семьи мазылов - мелких свободных землевладельцев, по другим - из семьи торговцев. Обучался в Яссах и Львове. Знал кроме родного языка греч., лат., церковнослав., древнеевр., рус., польск. и укр. языки. По возвращении из Львова принял монашество в мон-ре Пробота, где вскоре был возведен в сан диакона, затем иерея. С нач. 1658 г. епископ в г. Хуши, с нач. 1660 г., став епископом г. Роман, 11 лет возглавлял епархию т. н. Н. Молдавии. В июле 1671 г. был избран митрополитом Молдавии. В 1674 г. вместе с бывш. молдав. господарем Штефаном Петричейку, антиосманскую политику к-рого он поддерживал, был вынужден переехать в Польшу. В нач. 1675 г. вернулся в Молдавию, где первое время находился в мон-ре св. Саввы в столице княжества - Яссах, а летом 1676 г. вновь занял митрополичью кафедру. С 1677 г. его резиденция находилась в Яссах. В 1684 г. Д. выехал в Москву во главе молдав. посольства, к-рое из-за эпидемии чумы доехало только до Киева и оттуда обратилось к царям Иоанну и Петру с просьбой об оказании помощи Молдавскому княжеству. В послании от 1 янв. того же года они просили избавить их от врагов, «пославши войска против агарянов, ускорите да не погибнем. От иные бо страны ниоткуду надежды о избавлении, токмо на святое вы царство». В 1686 г., после того как войска польск. кор. Яна III Собеского вступили в Молдавию, Д. вновь был вынужден покинуть родину и переехать в Польшу. Некогда распространенное в рус. лит-ре мнение о том, что Д. провел последние годы в России, совр. исследователями не подтверждено. Но, находясь в Польше, Д. поддерживал связи с Россией. Известны его письма от 1688, 1689 и 1690 гг. рус. царям и Московскому патриарху с просьбой о помощи и положительный ответ царей Иоанна и Петра от 12 мая 1690 г. В февр. 1691 г. иером. Иона привез им благодарственные письма от Д.

http://pravenc.ru/text/180313.html

В апр. 1694 г. З. подготовил и провел синод епископов униат. Церкви в Речи Посполитой, на к-ром он был избран митрополитом Киевским и Галицким, 22 сент. 1695 г. папа Римский Иннокентий XII утвердил это избрание. Под управлением нового митрополита осталась Владимиро-Волынская епархия, до апр. 1697 г. З. продолжал удерживать за собой также Полоцкое архиеп-ство вопреки протестам назначенного на эту кафедру Пинского еп. Маркиана Билозора. 15 апр. 1696 г. З. принес присягу как униат. митрополит Киевский и Галицкий. В отличие от своего предшественника митр. К. Жоховского З. в целом имел ровные и бесконфликтные отношения с орденом василиан, соглашаясь с его влиянием в униат. Церкви. 26 авг. 1698 г. митрополит принял требование василиан впредь назначать епископов исключительно из числа членов ордена. Во время пребывания З. во главе униат. Церкви ее активность по насаждению унии в Речи Посполитой значительно усилилась. Польск. власти стремились ликвидировать правосл. епархии, дабы не допустить церковной зависимости правосл. подданных от Московского Патриархата, в состав к-рого в 1685 г. вошла правосл. Киевская митрополия. Распространение унии зачастую осуществлялось насильственными мерами. Напр., ок. 1698 г. при помощи отрядов польск. армии З. захватил правосл. мон-ри в Зимно и Низкиничах на Волыни, часть насельников этих обителей была убита, оставшиеся в живых монахи были принуждены к принятию унии. При З. состоялся переход в унию Львовской и Луцкой правосл. епархий. Еще в 1677 г. правосл. Львовский еп. Иосиф (Шумлянский) тайно перешел в унию, а в 1681 г. он и Перемышльский еп. Иннокентий (Винницкий) договорились с кор. Яном Собеским и униат. митр. К. Жоховским относительно присоединения к унии их епархий. В 1691 г. в унию перешел еп. Иннокентий и возглавляемая им Перемышльско-Самборская епархия, однако открытый переход еп. Иосифа и возглавляемой им Львовской епархии был отложен. По требованию кор. Яна Собеского и папского нунция Санта-Кроче в дек. 1694 г. еп. Иосиф (Шумлянский) собрал во Львове епархиальный Собор, на к-ром большинство участников выступили против унии, несмотря на давление, оказанное на них правящим епископом, коронным гетманом С.

http://pravenc.ru/text/182535.html

При столь авторитетном подкреплении версии патриарха Иоакима — автор не может просить читателя поверить ему на слово. Прошу пройти со мною в Российский государственный архив древних актов на Большой Пироговке и взглянуть на древние державные манускрипты. В фондах Посольского приказа сохранились черновые и беловые отпуски объявительных грамот о кончине Федора и воцарении Петра Алексеевича. Грамоты начали составляться сразу после того, как служащие приказа, вместе с остальными чинами Государева двора и центральных ведомств, приняли присягу новому государю . По традиции первое уведомление адресовалось польскому королю . Яна II Собеского, судя по черновому отпуску, собирались уведомить, что царь Федор Алексеевич перед смертью самолично " вручил " скипетр, державу и другие царские регалии брату своему Петру, который и взошел 27-го числа на прародительский престол. Вскоре в текст было внесено существенное исправление: вместо зачеркнутого " вручил " оказалось — " оставил " (Л. 10). Эта менее определенная форма версии завещания знаков царской власти, вместе с другими исправлениями, отразилась в беловике отпуска, который, однако, подвергся новой правке. Фраза, будто Федор Алексеевич " оставил " царские регалии брату, была вовсе вычеркнута; осталась простая констатация, что Петр " учинился " на прародительском престоле. Понятие " учинился " входило в традиционную формулу воцарения и подразумевало предварительную мотивацию (наследие, а затем еще и богопоставленность по закону Церкви). В данном случае мотивация наследием была отброшена, хотя при наличии старшего брата Ивана она требовалась сугубо. Поскольку слово " учинился " из констатирующей части текста было перенесено в мотивационную, в первой пришлось исправить фразу на " восприяли " (мы, Петр Алексеевич, государство). По мере сокращения светской аргументации служащие Посольского приказа все более апеллировали к Богу. В первый раз, сняв слово " вручил " , они добавили, что Петр сел на престол " при помощи всемогущего Бога " (Л. 10). Исключительно на Господа приходилось уповать после полного отказа от версии завещания царства (Л. 4).

http://sedmitza.ru/lib/text/443322/

В 1589 году его мощи были перенесены из старой господарской церкви в новый митрополичий собор построенный господарем Богданом III . В 1622 году, во время нашествия татар на Сочаву, народ обратился к святому великомученику, митрополит Анастасий (Крымца) отслужил всенощную службу и убеждал верных молить Бога о милости. После тройного крестного хода вокруг собора с Евангелием и мощами, их собирались было спрятать в Сочавской цитадели, но волы не могли сдвинуть повозку с места. На утро же, заступничеством святого, Бог послал шквальный дождь и река Сочава вышла из берегов. Татары не смогли переправиться к городу и в замешательстве отступили. В 1686 году, мощи святого, вместе со святителем Досифеем Молдавским и многими богатствами, были взяты польскими войсками Яна Собеского и перевезены в Жолкву . В течении 97 лет они пребывали здесь, твроя многие чудеса, так что как православные так и римо-католики прибегали к заступничеству святого. 13 сентября 1783 года, благодаря неустанным трудам епископа Радовецкого Досифея , эта великая святыня молдавского народа вернулась из Польши. Мощи святого Иоанна встречали всем миром – почти три месяца их возили по городам и деревням северной Молдавии и лишь потом вернули в митрополичий собор Сочавы. Из множества чудес связанных со святым, неиссякающих и в наши дни, примечательно событие в 1898 году, когда одна знатная дворянка тайно оторвала частицу пальца святого. Её повозка не могла стронуться с места до тех пор пока она не раскаялась и не вернула частицу мощей. В Патерике архимандрита Иоанникия (Бэлана) приводятся многия свидетельства чудесных исцелений он слепоты, немоты и паралича, совершившихся в 1960 -х годах по молитвам святого. Празднование святого великомученика Иоанна в Румынской Православной Церкви – один из величайших праздников, особенно в день памяти 24 июня , когда ежегодно совершается паломничество в честь святого. Житие святого Иоанна написал Григорий (Цамблак) . Использованные материалы   Германовский календарь указывает кончину в 1332 году. См. Saint Herman Calendar 2008, 53.

http://drevo-info.ru/articles/6001.html

Несмотря на определенные успехи, орден К. не смог восстановить свою деятельность и структуры в прежних масштабах. Во 2-й пол. XIX в. в ордене насчитывалось ок. 7-8 тыс. монахов, в 1910 г. в 55 провинциях действовали чуть более 10 тыс. К. В 1909 г. законодательство ордена было обновлено, принятый тогда новый устав ордена, скорректированный и дополненный в 1925 г. с учетом норм Кодекса канонического права 1917 г., действовал до 1968 г. После кратковременного сокращения численности К., связанного с первой мировой войной, в 1920-1939 гг. орден снова стал быстро развиваться. Наиболее активными оказались нидерланд., баварская, польск., рейнско-вестфальская и испан. ветви ордена. К 1940 г. К. насчитывалось уже более 13 тыс. чел. После второй мировой войны в странах социалистического лагеря (кроме Польши) обители К. были ликвидированы. Восстановление структур ордена в Вост. Европе стало возможным после 1989 г. В др. странах К. затронул общий кризис католического монашества: в 1965 г. в ордене насчитывалось 15,7 тыс. чел., в 1991 г.- 11 тыс. После Ватиканского II Собора были выработаны новые орденские конституции (1968), которые, претерпев несколько переработок, были утверждены Папским престолом в 1990 г. Падре Пио из Пьетрельчины. Фотография. Кон. XIX в. Падре Пио из Пьетрельчины. Фотография. Кон. XIX в. К. в Восточной Европе В 1629-1631 гг. К. начали проповедническую деятельность в Силезии, в 50-70-х гг. XVII в. появились обители К., составившие позднее Силезскую кустодию ордена (организована в 1754). В Польше после нескольких неудачных попыток благодаря стараниям польск. кор. Яна III Собеского (1674-1696) были основаны обители К. в Варшаве и Кракове. Сначала К. в Польше входили в состав орденской провинции с центром в Болонье, в 1754 г. была организована Польская провинция в честь католич. святых Адальберта (Войтеха) и Станислава. С XVIII в. миссии К. действовали на территории Российской империи - в С.-Петербурге, Москве и Астрахани. В 1705 г. царь Петр I Алексеевич подписал в Гродно грамоту, позволявшую К. селиться в Москве. Однако этим разрешением они смогли воспользоваться только в 1720 г. В июне 1720 г. неск. К. в сопровождении францисканцев-реформатов прибыли в С.-Петербург. Взаимное недопонимание между францисканцами и К. вынудило последних оставить столицу Российской империи и отправиться в Москву. Первые годы миссия К. в Москве находилась в юрисдикции префекта ордена в Грузии, в 1731 г. она получила статус апостольской префектуры (префекту были подчинены также резиденция К. в Астрахани и миссия К. на Украине). В Астрахань К. прибыли в 1710 г. по просьбе местных католиков. При католич. храме они открыли школу, которая более 100 лет оставалась единственной в городе. В 1722 г. ее посетил Петр I; в ней учились А. Д. Кантемир и В. К. Тредиаковский. Усилиями К. в Астрахани были построены каменный храм, госпиталь и аптека. В правление имп. Екатерины II Алексеевны К. уехали из России и продолжили деятельность в Грузии.

http://pravenc.ru/text/1470367.html

Бяла-Подляска. Церковь Кирилла и Мефодия. Костёл Святого Антония и Ангельской Богоматери Церковь. Не действует.   Престолы: Кирилла и Мефодия Год постройки:Между 1672 и 1684. Построена как костёл, в 1875-1915 православная церковь; звонница снесена в 1921 г.. Адрес: 21-500 Polska, wojewodztwo lubelskie, Biala Podlaska, ul. Narutowicza, 37; Польша, Люблинское воеводство, город Бяла-Подляска, улица Габриэля Нарутовича 37 Координаты: 52.031613, 23.120665 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Костёл в Бяла-Подляске в Люблинском воеводстве - настоятельский костёл Ордена Младших Братьев Капуцинов и пореформенный монастырь на ул. Антония. Комплекс барочных кирпичных построек, оштукатуренных: состоящий из обращенной на север церкви и смыкающегося с ней с востока трехкрылого монастыря. Фасад костёла предваряет прямоугольный двор, окруженный кирпичной, оштукатуренной стеной: со стороны улицы металлическая ограда с кирпичными столбами, посреди двора статуя Иоанна Павла II работы Дариуша Ситека и Эдуарда Ситека с Гданьск, открыт 3 декабря 2000 года. Период войн середины XVII века нанес городу Бяла-Подляска ряд повреждений. Шведское вторжение, вторжение войск Ежи II Ракоци в 1656 г., польско-русская война, разграбление Подлясья союзными польско-литовскими войсками, эпидемии чумы 1653, 1656 и 1661 гг. Подляское воеводство уменьшилось вдвое. Условия жизни жителей Бялы мало чем отличались от крестьян и были очень тяжелыми. Это также привело к снижению уровня пастырской заботы и религиозности во всем тогдашнем Бяльском уезде. Чтобы остановить процесс духовного и культурного упадка, было решено поселить в Бяле реформатский орден. В 1670 году, после четырех лет лечения, с согласия Яна Казимира Михал Казимеж Радзивилл и его жена Катажина привезли реформаторов в Бялу. Первыми монахами, приехавшими в Бялу из Познани в 1671 году, были отец Сильвестр Надольский и отец Ян Капистран. Проект церковно-монастырского комплекса был представлен учредителям еще в 1671 году. Костел был основан в 1670 году Михаем Казимиром Радзивиллом и его женой Катажиной Радзивилл, урожденной Собеской. Его внутреннее убранство значительно отличается от других реформаторских церквей, оно намного богаче. Он отвечает потребностям, престижу, амбициям и материальным возможностям Радзивиллов.

http://sobory.ru/article/?object=57537

В начале октября 1675 г. В. М. Тяпкина посетил и секретарь Антония Виницкого, передавший письмо царю с благодарностью за полученное «жалованье» Одновременно он спрашивал от имени архиерея совета, «как бы ему получить митрополию Киевскую» Ответ В. М. Тяпкина был выдержан в достаточно холодных тонах. Он напоминал, что епископ, получив жалованье, обещал «служить» царю, но Тяпкин «до сего времени от преподобия вашего не токмо видал, и не слыхал» Ответом на эти обращения стала царская грамота, отправленная В. М. Тяпкину 14 декабря 1675 г. Дата документа говорит о том, что в Москве некоторое время обдумывали, как реагировать на эти обращения. Тяпкину предписывалось заявить возможным претендентам, что Киевская кафедра «из древних лет... смотрением Божиим творца пребывает в соблюдении» и на эту Божью помощь царь «надежду имеет непременно». Антонию Виницкому и Иосифу Шумлянскому следует рекомендовать, чтобы «мысль свою о Киевской митрополии прекратили и впредь о том не упоминали». Им следовало одновременно дать понять, «чтоб они к Москве для того не ездили». В Москве, очевидно, к этому времени не было принято какого-либо решения о судьбе Киевской митрополичьей кафедры. В конце декабря 1675 г. В. М. Тяпкин покинул Львов и направился в Краков, где после коронации Яна Собеского собрался сейм, на котором были приняты важные решения, касавшиеся православных в Речи Посполитой. Сейм 1676 г. стал важной гранью в истории взаимоотношений православного населения Речи Посполитой с государственными органами. Принятые сеймом постановления о запрете каких-либо сношений с восточными патриархами под угрозой суровых наказаний и о подчинении ставропигиальных братств юрисдикции епископов были не без оснований восприняты православным населением Речи Посполитой, как возобновление политики принуждения к унии Наметившийся поворот нашел определенное отражение и в письме В. М. Тяпкина А. С. Матвееву, отправленном 25 марта 1676 г. из Кракова, где заседал сейм. Письмо открывалось резкой характеристикой политики «поляков» по отношению к православным жителям Речи Посполитой. По оценке резидента, это — «ненавистники церкви Божии... церковь Божию велие гонят их духовные и ненавидят зело». Но такой оценкой дело не ограничивалось. Тяпкин обращал внимание Посольского приказа, что лютеране и кальвинисты в Польско-Литовском государстве не подвергаются гонениям («не смеют так разорять и пустошить»), так как они находятся под защитой шведского короля и бранденбургского курфюрста «и в договорах мирных о том у них написано». В этой связи выдвигалось предложение «положити в договоры с Полским королевством, чтоб гонения православные христиане не имели от римских». При этом в письме отмечалось, что об этом православные «безпрестанно молят Бога и милости просят у великого государя», а заканчивалось оно словами: «Я о сем написал за великим и плачевным принуждением их»

http://sedmitza.ru/lib/text/5982993/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010