Согласно «Летописи Львовского ставропигийского братства», в дек. 1662 г. Собор с участием духовенства и мирян избрал на Львовскую кафедру родного брата почившего архиерея Адама Желиборского. 20 мая 1663 г. А. Желиборский получил утверждение от кор. Яна II Казимира. В окт. 1663 г. новорукоположенный еп. Афанасий (Желиборский) уже осуществлял полноценное управление епархией. В марте 1664 г. он получил от короля должность администратора Киевской митрополии на землях, подконтрольных Речи Посполитой, и выполнял эти обязанности вплоть до смерти 7 нояб. 1666 г. Как и его брат, еп. Афанасий выполнял различные дипломатические поручения королевского двора, используя свои контакты с руководством гетманской Украины. В 1666-1676 гг. шла длительная борьба за право обладания Львовской кафедрой. В 1666-1667 гг. временно управляющим епархией являлся бывш. еп. Перемышльский и митр. Киевский в пределах Речи Посполитой Антоний (Винницкий) , затягивавший проведение выборов нового архиерея. В янв. 1667 г. оппозиционная часть местной шляхты провела в г. Галич совещание, на котором на Львовскую кафедру был избран шляхтич Иван Шумлянский. Последний при посредничестве Львовского Римско-католического архиеп. Яна Тарновского обратился к королю, к-рый 27 февр. 1667 г. выдал привилей на Львовское епископство, и в нояб. 1667 г. Шумлянский принял монашеский постриг и иерейскую хиротонию от еп. Луцкого и Острожского Гедеона (Святополк-Четвертинского) с именем Иосиф. К тому времени у Иосифа (Шумлянского) уже был серьезный соперник в борьбе за еп-ство. В янв. 1668 г. признанный Киевским митрополитом в пределах Речи Посполитой Антоний (Винницкий) созвал собор духовенства и мирян, избравший на Львовскую кафедру шляхтича Евстафия Свистельницкого, принявшего весной 1668 г. монашество с именем Иеремия и хиротонисанного во епископа 10 мая 1668 г. Сторонники Иосифа не сразу стали преобладать в епархии. Так, на епархиальном Соборе в апр. 1669 г. 21 из 37 наместников епархии не признал власти Иосифа и поддержал Иеремию (Свистельницкого) . В 1673-1674 гг. Иеремия фактически проиграл борьбу за Львовскую кафедру, и с 1674 г. Львовское еп-ство закрепилось за Иосифом.

http://pravenc.ru/text/2110959.html

В одном из последних разделов Анналов польского хрониста Яна Длугоша, в записи, сделанной незадолго до его смерти в 1479 г., зафиксированы слухи об обсуждении королем и литовскими панами возможных перспектив войны с великим князем московским Иваном III. Насколько стало известно хронисту, Казимир предостерегал советников от такой войны, выражая опасение, что «русское» население Великого княжества Литовского может перейти на сторону Москвы . Очевидно, в правящих верхах Великого княжества Литовского опасения относительно возможной нелояльности православных подданных распространились столь широко, что об этом стало известно в Кракове. Один из способов обеспечения этой лояльности состоял в том, чтобы положить конец конфликтам, возникшим на почве религиозных разногласий, обновив традиционные связи киевской кафедры с Константинополем. По этому пути король Казимир и пошел. Поворот в его политике был, по-видимому, облегчен смертью Мисаила, занимавшего без посвящения митрополичью кафедру. По установившемуся обычаю, с согласия православного общества кандидатом на митрополичью кафедру был выдвинут полоцкий архиепископ Симеон и в Константинополь были отправлены послы с просьбой о выдаче ставленной грамоты. Поскольку ставленная грамота константинопольского патриарха Максима, еще в XVII в. хранившаяся в Киево-Печерском монастыре , датирована июнем 1481 г., то, очевидно, соответствующие решения были приняты в конце 1480 — начале 1481 г. Возведение митрополита Симеона на кафедру состоялось, по-видимому, уже осенью 1481 г., так как в конце августа этого года кандидат находился еще в Полоцке и именовался «нареченным» митрополитом . Православное духовенство признало власть нового митрополита. Не произошло и перехода обращавшейся к папе православной знати в католицизм. Известно, например, что вдова казненного в 1481 г. Михаила Олельковича, княгиня Анна, и ее сын Семен не только сохранили верность православию, но и подвергали разным «тяготам» костел Иоанна Крестителя в Слуцке . Особенно показательно, что остались православными представители служилой знати, делавшие карьеру при дворе католического монарха.

http://sedmitza.ru/lib/text/442970/

Вот эта идея все настойчивее начинает пробиваться в московских дипломатических бумагах со времени Ивана III. Приведу из них несколько, может быть, не самых выразительных черт. Иван III два раза воевал со своим литовским соседом великим князем Александром, сыном Казимира IV. Обе войны вызваны были одинаковым поводом – переходом мелких князей Черниговской земли на московскую службу. Первая война началась тотчас по смерти Казимира, в 1492 г., и прервалась в 1494 г. Женитьба Александра на дочери Ивановой не помешала второй войне (1500 – 1503), когда переход служилых князей из Литвы возобновился в усиленной степени. Посредником между враждующими сторонами явился приехавший в Москву посол от папы и венгерского короля Владислава, старшего брата Александрова. В то же время (1501 г.) Александр литовский был избран по смерти другого брата, Яна Альбрехта, и на польский престол. Посол жаловался в Москве на то, что московский государь захватывает вотчины у Латвы, на которые он не имеет никакого права. Московское правительство возражало на эту жалобу: «Короли венгерский и литовский объявляют, что хотят стоять против нас за свою вотчину; но они что называют своей вотчиной? Не те ли города и волости, с которыми русские князья пришли к ним служить или которые наши люди у Литвы побрали? Папе, надеемся, хорошо известно, что короли Владислав и Александр – вотчичи Польского королевства да Литовской земли от своих предков, а Русская земля – от наших предков из старины наша вотчина. Папа положил бы себе то на разум, гораздо ли короли поступают, что не за свою вотчину воевать с нами хотят». По этой дипломатической диалектике вся Русская земля, а не одна только великорусская ее половина объявлена была вотчиной московского государя. Это же заявление повторено было Москвой и по заключении перемирия с Александром в 1503 г., когда литовский великий князь стал жаловаться на московского за то, что тот не возвращает ему захваченных у Литвы земель, говоря, что ему, Александру, жаль своей вотчины. «А мне, – возражал Иван, – разве не жаль своей вотчины. Русской земли, которая за Литвой, – Киева, Смоленска и других городов?» Во время мирных переговоров в 1503 г. московские бояре от имени Ивана III упрямо твердили польско-литовским послам: «Ано и не то одно наша отчина, кои городы и волости ныне за нами: и вся Русская земля из старины от наших прародителей наша отчина». В то же время Иван Ш объявлял в Крыму, что у Москвы с Литвою прочного мира быть не может, пока московский князь не воротит своей отчины, всей Русской земли, что за Литвой, что борьба будет перемежаться только перемириями для восстановления сил, чтобы перевести дух. Эта мысль о государственном единстве Русской земли из исторического воспоминания теперь превращается в политическое притязание, которое Москва и спешила заявить во все стороны как свое неотъемлемое право.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Первые два были казнены, а князь Бельский ушел в Москву, где был радушно принят Иоанном. Племянник Федора (сын сестры его) Александр Иванович Ходкевич ходатайствовал за них пред королем и отдал вотчину их брату Федора Симеону. У Казимира было шесть сыновей. Воспитанием и образованием их занимались краковский каиитульный каноник Длугош (известный историк) и итальянец Каллимах. Иезуиты Скарга и Кулиш утверждают, будто в 1480 г. королевич Казимир (второй сын короля, умерший в молодых летах), выпросили у отца постановление, чтобы православные жители Литвы, не признающие власти римского папы, нигде не могли ни строить для себя новых церквей, ни починять старых. Королевич умер в 1484 г. от чахотки. Братья его, короли польские Александр и Сигизмунд I, исходатайствовали у Папы постановление о признании его святым. Но торжественная канонизация его состоялась только в 1602 г. Александр Казимирович. – В 1492 г. Казимир умер на 64 году жизни, после 50-ти летнего царствования. Ему наследовал сын его Ян Альбрехт, тенью мелькнувший на престоле Пястов, не приобретши ни любви, ни уважения народа. Литовцы, желая сохранить свою политическую независимость и зная испорченный нрав Яна, выбрали великим князем другого сына Казимирова Александра. Собравшись на сейм в Вильну, литовские вельможи Василий и Михаил Глинские, Симеон князь Слуцкий и князья Ольшанские, Мстиславские и Гедройцы, под предводительством литовского маршала Хребтовича, вручили великому князю меч, говоря «возьми, князь, этот меч и управляй нами, но помни, что ты должен так управлять, чтобы в одной руке был меч, а в другой милость. Если вздумаешь поступать не милостиво, то знай, что сделаешься причиной своей и нашей погибели». Александр хотел сблизиться с Москвой, «посылал не одиново своих послов к царю Ивану, чтобы с ним был в любви и в братстве и в докончанье» и просил себе в супруги дочь московского царя Uoahha III Елену Иоанновну. Царь согласился, с условием, чтобы дочери его «будучи за ним, свой греческий закон держати во всем, а ему ее к римскому закону не нудити ничем»; на что Александр дал Иоанну «свою утверженную грамоту».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Письмо короля Казимира наместнику Новогородскому Петру Монтигирдовичу//Национальный исторический архив Беларуси. Ф. 147. Оп. 2. Д. 175. Л. 1261 – 1261об. Письмо короля Казимира наместнику Новогородскому Юшко Ганцевичу//Национальный исторический архив Беларуси. Ф. 147. Оп. 2. Д. 175. Л. 1264 – 1264об. Фундуш Дашки Яцковича Хребтовича Лаврашеву монастырю//Национальный исторический архив Беларуси. Ф. 147. Оп. 2. Д. 175. Л. 34а – 34а об. Фундуш заменный Яна Литавура Хребтовича Лаврашеву монастырю//Национальный исторический архив Беларуси. Ф. 147. Оп. 2. Д. 175. Л. 234а – 234а об. Вкладная грамота Ивашко Сухака Беликовича в Лаврашев монастырь//Национальный исторический архив Беларуси. Ф. 147. Оп. 2. Д. 175. Л. 1399- 1399об. Текст документа воспроизведен путем сопоставления уцелевшей части оригинала с текстом копии, записанным по-славянски в латинской литерации. В круглых скобках – элементы текста из копии. См.: Копия вкладной грамоты Ивашко Сухака Беликовича в Лаврашев монастырь//Национальный исторический архив Беларуси. Ф. 147. Оп. 2. Д. 175. Л. 1227. Фундуш Александра Ивановича Ходкевича Лаврашеву монастырю//Archiwum klasztoru awryszowskiego przepisane roku 1791. Библиотека Вильнюсского университета. Отдел рукописей. А-2105. С. 253 - 254. Прим: документ имеет постраничную нумерацию. Вкладная грамота Федко Хребтовича в Лаврашев монастырь//Национальный исторический архив Беларуси. Ф. 147. Оп. 2. Д. 175. Л. 1699 – 1699об. Вкладная грамота Оношко Витонизкого и его детей Андрея и Феодора в Лаврашев монастырь//Национальный исторический архив Беларуси. Ф. 147. Оп. 2. Д. 175. Л. 1666 – 1666об.  Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

http://bogoslov.ru/article/2973415

Сличенный текст всех доселе напечатанных губных грамот, XVI и XVII века Объяснительные примечания Сличенный текст губных грамот Дополнения к сличенному тексту губных грамот Содержание рукописи: Златая чепь, принадлежащей к началу XIV века и храня-щейся в б-ке Сергиевой Лавры Письма царевича Алексея Петровича к Дмитрию Крюкову Выпись с книг городских воеводства киевского Дополнения к сличенному тексту губных грамот Протокол заседания общества 1846 года, июня 1-го дня поправки и опечатки к летописи Самовидца Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Год второй. I. Исследования Замечания для истории церковного пения в России Приложения II. Материалы отечественные Подробный обзор истории Русов Указатель к истории русов или малой России История или повествование о Донских Казаках Предисловие Предуведомление история о Донских Казаках III. Материалы иностранные Историческое рассуждение о Хазарах О Хазарах IV. Смесь Исторические сочинения о Малороссии и малороссиянах Предисловие О малороссийском народе и о запорожцах Опыт русского простонародного словотолковника Опыт русского простонародного словотолковника Архитектура храмов языческих славян Описание святых мест, находящихся в Новоиерусалимской Соборной церкви вос-кресения господня Протокол заседания общества 1846 года, сентября 28-го дня Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Год второй. I. Исследования Кирилл и Мефодий, славянские просветители II. Материалы отечественные Указатель к истории о донских казаках III. Материалы иностранные Краткая история о бунтах Хмельницкого и войне с татарами, шведами и уграми, в царствование Владислава и Казимира, в продолжение двенадцати лет, начиная с 1647 г Предисловие Краткая история о бунтах Хмельницкого и войне с татарами, шведами и уграми, в царствование королей Владислава IV-ro и Яна Казимира с 1647 по 1660 год IV. Смесь Окруженные жители Балтийского моря, то есть леты и славяне, сочинения покой-ного д. ч. Императорского общества истории и древностей российских при московском университете, Юрия Венелина

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Фундуш заменный Яна Литавура Хребтовича//Национальный исторический архив Беларуси. Ф. 147. Оп. 2. Д. 175. Л. 234а. Вводный акт с обмежеванием земель, принадлежащих Лавришовскому монастырю, данный митрополиту Ипатию Потею//Акты издаваемые Виленскою археографическою комиссиею. Т.11. Вильна: Типография А.В. Сырнина, 1880. С. 66 – 70. Вкладная грамота Ивашко Сухака Беликовича в Лаврашев монастырь//Национальный исторический архив Беларуси. Ф. 147. Оп. 2. Д. 175. Л. 1399 – 1399об. Копия этого документа, записанная латиницей: Копия вкладной грамоты Ивашко Сухака Беликовича в Лаврашев монастырь//Национальный исторический архив Беларуси. Ф. 147. Оп. 2. Д. 175. Л. 1227 - 1227об. Как предполагается, прославление преп. Елисея состоялось на соборе в г. Вильно в 1514 году при митрополите Киевском и всея Руси Иосифе II Солтане. См.: Котельников А., свящ. К вопросу об основателе Лавришевского монастыря. URL: http://www.bogoslov.ru/text/2488869.html . (дата обращения 29.03.2012). Речь идет о Федоре Богдановиче Хребтовиче, в конце XV века – дворном подскарбии, владельце имения Сенно, полученного от короля в 1494 г. В начале XVI века Феодор Хребтович занимает дожность уже земского подскарбия. См.: Wolff J. Senatorowie i dygnitarze Wielkiego Ksi stwa Litewskiego 1386—1795. Krakó w, 1885. S. 191. Вкладная грамота Федко Хрептовича в Лаврашев монастырь//Национальный исторический архив Беларуси. Ф. 147. Оп. 2. Д. 175. Л. 1699-1699об. Фундушовая запись от Онуфрия Витонизскаго Лавишовскому монастырю на две уволоки сенокосной земли в Щорсовской пуще//Акты издаваемые Виленскою археографическою комиссиею. Т.11. Вильна: Типография А.В. Сырнина, 1880. С. 11-12. Вклад Оношко Витонизкого и его детей Андрея и Феодора в Лавришевский монастырь//Национальный исторический архив Беларуси. Ф. 147. Оп. 2. Д. 175. Л. 1666 – 1666об. Письмо короля Казимира наместнику Новогородскому Петру Монтигирдовичу//Национальный исторический архив Беларуси. Ф. 147. Оп. 2. Д. 175. Л. 1261 – 1261об. Письмо короля Казимира наместнику Новогородскому Юшко Ганцевичу//Национальный исторический архив Беларуси. Ф. 147. Оп. 2. Д. 175. Л. 1264 – 1264об.

http://bogoslov.ru/article/2973415

125 Кнышин на Подлясье, ныне заштатный г. Гродненской губернии. В начале XVI в. он принадлежал Радзивилам, князьям гониондзским и медельским. Князь Николай Радзивил, епископ жмудский, воспитатель Сигизмунда Августа, отказал Кнышин королю. В этом любимом своем местопребывании Сигизмунд Август и скончался в 1572 г. Предки его, короли польские и великие князья литовские, также любили эту местность и имели здесь дворец для охоты в Беловежской пуще. «Миля от Кнышина был двор королевский, ловища, Витовт, Жигимонт, Казимир и Александр, короли их милость, в том дворе стаивали и в той пущи, где теперь Кнышин, и теж в Городенской пущи, ездячи с того двора, зубры и иншей зверь ловливали». Вилен. Арх. Сбор. 1, 17. 126 Составленная диссидентами декларация насчет свободы совести, в которой изложены были пункты в ограждение правь диссидентов, утверждена актом «Варшавской генеральной конфедерации» и подписана была на конвокационном и избирательном сеймах сенаторами и представителями шляхты, хотя из духовенства подписался под ней только епископ краковский, вице-канцлер, Франциск Красинский. 127 Это же условие паны польские поставили было и Генриху при избрании его в короли польские: но Монлюк успел его отклонить. 128 При избрании короля в 1587 г. две сильных партии держали весы Польши: партия великого канцлера и коронного гетмана Замойского стояла за Сигизмунда, племянника (по матери) покойных королей Сигизмунда Августа и Батория; партия Зборовских держала сторону эрцгерцога австрийского; первая партия – «Серого Яна», как в насмешку Папроцкий называл Замойского, одержала верх. Бурными событиями сопровождалось это избрание и вызвало множество памфлетов со стороны противной партии. Действительно Польша не имела поводов, как показало и время, радоваться избранию Сигизмунда. 129 Лютер публично выступил с своим учением в 1517 г. в Виттенберге; Цвингли в 1518 г. в Цюрихе, но особенно учение его начало распространяться с 1528 г.; Кальвин учил в Женеве с 1535 до 1564 г. 130 Князь Павел Гольшанский сначала епископ луцкий, с 1535 г. виленский; умер в 1555 году. Несецк. Korona Polska, I, 39.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

1857 и др., все одинакового переплета и с подписью боярина Морозова. На одной из подобных книг: «Mensa spiritiualium cibdopum» находится латинская надпись: «Из книг Иоанна Кульчицкого». Следовательно, и прочие из упомянутых книг, принадлежащих Морозову и одинакового переплета, принадлежали св. Иннокентию; 3) на книге «Summa virtutumac vitiorun» Вельгельма Церальда, епископа Лондонского, 1626, находится тропарь: Спаси, Господи, люди твоя, написанный рукою Святителя, что можно доказать сходством почерка. Потому и эта книга ему принадлежит. В одной толстой книге Иркутской духовной семинарской библиотеки за 727 собраны разные брошюры, начиная с 1673 до 1701 г., а именно: «Arma heroes duces genus, vices, honor, omnia» Станислава Яблоновского, Кастеляна Кроковского, 1695. Далее следуют панегирики Ивану Яблоновскому, 1693; Андрею Залуцкому, епископу Полоцкому, 1693; Иоанну Гембицкому, епископу Владиславскому и Померанскому, 1674; Станиславу Свенцицкому, номинаету епископу Киевскому и Черниговскому, 1697; Георгию Альбрахту Денгоф, епископу Перемышльекому (без означения года), Казимиру Санеге, палатину Полоцкому, 1673; Станиславу Малаховскому, палатину Калишскому, 1695; Михаилу Потоцкому и Марии Чернецкой, 1688, князю Георгию Радзивилу, воеводе Несвижскому, палатину Троцкому, 1689; Анне Глебовичевой Огинской, палатине Троцкой, 1683; Стефану Вербовскому, Познанскому епископу, 1694, Порядок избрания на общем сейме, 1674. Похвала Филиппа орлика, писаря Киевской митрополии, Ивану Обидовскому и Айне Васильевне Кочубеевне, 1698, печат. в Киевск. лавре. Дневник, рукопись сейма, для избрания польского короля по смерти Яна III (Собеского), 1697, собственноручно писанный св. Иннокентием в Киеве, похвала (Penla nieub, chwaly…) Варлааму Ясинскому, митрополиту Киевскому в день его ангела, Стефана Яворского , 1691; панегирик Яну III, королю Польскому, 1696; приветствие в день ангела Иоасафу Кроковскому, архимандриту Киево-Печерскому (год неизвестен); похвала Аквинату, поздравления Иоанну Скарбек, учителю ангельскому, 1692; епископу Марохонскому, Константину Леразовскому, 1695; похвала чудотворной иконе Богоматери ракитником в Мезовии, 1694.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

18 Св. Димитрий особенно чтил св. великомученицу Варвару. Еще в 1678 г., когда он находился в Слуцке, игумен Мелетий прислал ему в дар часть мощей св. Варвары. А через несколько лет после описанного видения, именно 13 января 1691 г., св. Димитрий совершил торжественное перенесение части мощей той же великомученицы, хранившейся после смерти Тукальского в Батуринской казенной палате «как бы под спудом», в Николаевский монастырь — и установил каждый вторник совершать святой Варваре молебное пение. 19 Диарий, под 1689 г. 20 Гедеон Четвертинский († 1690) избран в Киеве в июле 1685; посвящен в Москве 8 ноября того же года. Возвращаясь из Москвы, митрополит Гедеон и останавливался в Батурине. 21 Иван Степанович Мазепа — Колединский († 1709 г.) воспитывался при дворе польского короля Яна Казимира, окончил образование за границей. После низвержения Самойловича был избран в 1687 г. в гетманы и принимал участие во втором крымском походе Голицына. В 1708 г. изменил царю Петру и России, за что предан анафеме. 22 Кн. Василий Васильевич Голицын (1643 — 1714) был первым государственным деятелем в течение семилетнего правления царевны Софьи (1682 — 1689). Здесь разумеется поход его в Крым в 1689 г., такой же неудачный, как и первый в 1687 г., но доставивший Голицыну награды, как победителю. 23 Иоаким (1674 — 1690), девятый патриарх Всероссийский, относился сначала к св. Димитрию с недоверием, как и ко всем ученым юго-западной Руси. 24 Адриан (1690 — 1700) — последний патриарх Всероссийский. 25 Св. Феодосий возведен в сан архиепископа Черниговского 11 сентября 1692 г. Скончался в 1696 г. Открытие его мощей и причисление к лику святых последовало в 1896 г. 26 Глуховский Петро-Павловский монастырь, Черниговской губ., основан неизвестно кем и когда. Он существовал уже в половине XVII в. Св. Димитрий построил в монастыре каменный собор. 27 Елецкий Успенский монастырь на Болдиных горах, за Черниговом, основан по совету преп. Антония Печерского кн. Святославом Ярославичем в 1069 на месте явления иконы Богоматери; разорен татарами, возобновлен в 1500 г.; с 1635 по 1649 находился во власти униатов; восстановлен в 1671 г.

http://pravmir.ru/zhitie-svyatitelya-dim...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010