В 1500 г. Чернигов, Брянск, Новгород-Северск и Стародуб, захваченные Польшей, были возвращены России. При взятии Брянска (в мае 1500 г.), епископ его (Иона) был отправлен в Москву. Епархия распалась на польскую и русскую стороны, и здесь более ста лет не было своего епископа. Неизвестно, кто управлял польской стороной, а русская перешла в ведомство смоленских епископов, которые с этого времени именовались смоленскими и брянскими: Гурий – на стоглавом соборе 1551 г. и преемник его Симеон 8 . На Московском соборе 1589 г., при учреждении патриаршества в России, предположено было основать Брянскую и Черниговскую епархию отдельной от смоленской. Поэтому Смоленский архиепископ в соборном определении назван смоленским и дорогобужским. Но определение собора почему-то не состоялось. По деулинскому миру (1618 г.) северская сторона перешла от России к Польше, а Брянск, Севск, Карачев и Комарицкая область, оставшиеся за Россией, были причислены к области патриарха московского 9 . Остальные же церкви и монастыри польской 10 половины Черниговской епархии были поручены смоленским архипастырям, которые и приняли титул смоленских и черниговских 11 . Так смоленским и черниговским именовал себя Исаия Копинский 12 на киевских соборах 1628 и 1629 г. Грамота Яна Казимира, короля польского, данная г. Нежину от 10 сентября 1639 г., подтвердила права смоленских архипастырей 13 . Остерская сторона в конце XVI и начале XVII в. принадлежала королю польскому 14 . В половине XVII в., при учреждении Могилевской епархии, города Гомель, Рогачев и некоторые другие отошли в ее состав, а остальные церкви и монастыри Черниговской епархии киевский митрополит Исаия принял в свое ведение, чтобы своей личной деятельностью охранять православие от неистовства папизма 15 . Но пределы черниговской паствы не допускали подобного соединения епархий, и для успеха борьбы с папизмом требовали самостоятельного архипастыря. Поэтому на исходе первой же половины XVII в. Черниговская епархия была восстановлена, причем ее составили церкви в полках Стародубском и Черниговском (Страдомский).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/ch...

В своей деятельности М. столкнулся с рядом серьезных трудностей. Предпринятые шаги вызвали враждебные действия со стороны митр. Дионисия (Балабана-Тукальского), который поставил на Мстиславскую кафедру архим. Иосифа (Нелюбовича-Тукальского) , 3 авг. 1661 г. получившего привилей от кор. Яна Казимира II. Одновременно митр. Дионисий и гетман Ю. Б. Хмельницкий обратились с жалобой к К-польскому патриарху Парфению IV , к-рый, признав Дионисия законным главой Киевской митрополии, предал М. проклятию, как незаконно занявшего Киевскую кафедру с помощью светской власти. Копию патриаршего решения привез в Киев игумен киевского Выдубицкого во имя архангела Михаила монастыря Климент (Старушич). Авторитетные представители киевского духовенства (напр., Иннокентий (Гизель) , архим. Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра )) считали Дионисия (Балабана-Тукальского) своим законным главой. М. был для них человеком со стороны, назначенным без их участия. Он управлял митрополией, опираясь на близких ему протопопов (киевского В. Бабского и нежинского С. Адамовича). Кроме того, в Киеве опасались, что М. не будет отстаивать в Москве автономию Киевской митрополии. Патриаршее проклятие давало законное основание, для того чтобы не подчиняться М. Весной 1663 г. настоятели главных киевских мон-рей обратились к собравшейся в Нежине казацкой раде с заявлением, что они не могут подчиняться М., как находящемуся под патриаршим проклятием и поставленному во епископа без выборов. Они просили казацкую раду ходатайствовать перед царем, чтобы блюстителем митрополии снова стал Лазарь (Баранович). Прошение на раде в Нежине не рассматривалось. Позднее рус. правительство добилось отмены патриаршего проклятия. Патриарх не только разрешил М. «паки быти в Киеве», но и послал ему посох, мантию и саккос. Вместе с тем во время выборов правобережным духовенством нового митрополита после смерти Дионисия (Балабана-Тукальского) произошел раскол, из 2 избранных митрополитов ни один не получил патриаршего благословения. Тот из кандидатов, кто поддерживал связи с левобережным духовенством,- Иосиф (Нелюбович-Тукальский) - в 1664 г. был арестован польск. властями и неск. лет провел в тюрьме. Левобережному духовенству пришлось искать соглашения с М.

http://pravenc.ru/text/2563126.html

Граф Иосиф, дивизионный генерал, военный министр и сенатор-воевода в Царстве Польском: женат на Соломее Дембинской КОЛЕНО VII: Граф Михаил Юрьевич, обер-шенк и святого Александра Невского кавалер, рождение 31 октября 1787 † 28 августа 1856 года; женат на княжне Луизе Карловне Бирен-Курляндской, рождение 14 июля 1791 † 6 февраля 1853 Граф Иосиф Юрьевич † 1816 Граф Юрий Юрьевич Граф Александр Юрьевич Граф Матвей Юрьевич, шталмейстер и кавалер белого орла, рождение 15 апреля 1794 Графиня Дария Юрьевна, за действительным статским советником Сергием Аполлоновичем Волковым Графиня Елисавета Юрьевна Граф Эдуард-Александр Юрьевич Графиня Мишелина Михайловна, за Игнатием Осиповичем Шадурским Граф Густав Михайлович, женат 1) на Шадурской; 2) на Карницкой (от 2-го брака 3 сына и 3 дочери) Граф Владислав Михайлович Граф Иван Осипович Граф Иосиф Осипович Графиня Мария Осиповна, за князем Гедроицем КОЛЕНО VII: Граф Иосиф Михайлович, рождение 1817 † 1839 Граф Михайло Михайлович Виельгорский-Матюшкин, рождение 1822 † 22 ноября 1855 Графиня Аполлинария Михайловна, за товарищем министра уделов, сенатором Алексеем Владимировичем Веневитиновым Графиня София Михайловна, за графом Владимиром Александровичем Соллогубом Графиня Анна Михайловна, за князем Александром Ивановичем Шаховским Юрий Виельгорский, кастелян волынский, один из храбрейших воинов своего времени, находился в числе любимых сподвижников Короля Яна Собиесского, и отличился при спасении Вены от Турок в 1683 году. Сын его Ян-Казимир, подкоморий владимирский (на Волыни), был смертельно ранен стрелою в 1695 году, при защите города Львова от набега крымских Татар. Младший брат его Венцеслав был, подобно отцу их, кастеляном волынским, а внук Венцеслава, Михаил, один из умнейших и учёнейших польских вельможей, посол Барской конфедерации в Париже, возведён был Императором Германским Иосифом II, 27 февраля 1787 года, в Графское Римской Империи достоинство. Из трёх сыновей его, второй и младший, графы Михаил и Иосиф, прославились подвигами на поле ратном; граф Михаил был генерал-лейтенантом, и командовал польскою конницею; после третьяго раздела Польши вступил в австрийскую службу и был в ней генералом от кавалера, а брат его граф Иосиф служил дивизионным генералом в войсках Наполеона I; отличился, в особенности, при защите города Мантуи, и по учреждении, в 1815 году, Царства Польского, получил в нём, от Императора Александра I, звания военнаго министра и сенатора-воеводы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Здесь он проявил себя как типичный представитель московской дипломатии - малоинициативный, запоздало реагирующий на быстро меняющуюся обстановку. Не проявил О. и должной проницательности, поверив в искренность обещаний польск. стороны избрать царя наследником Яна II Казимира. В результате зашедшие в тупик переговоры завершились подписанием 24 окт. 1656 г. не мирного «докончания», а Виленского перемирия, которое позволило Речи Посполитой преодолеть последствия «потопа» и позднее возобновить войну с Русским государством. Изменившаяся в 1658 г. не в пользу Русского гос-ва международная обстановка побудила царя срочно искать мира со Швецией. Предварительные переговоры в авг. 1658 г. в Москве были поручены О., к-рому удалось добиться заключения соглашения о прекращении военных действий. В том же году в Вильно возобновились переговоры с комиссарами Речи Посполитой, главную роль на них играли О. и думный дьяк Алмаз Иванов. Несмотря на ряд уступок с рус. стороны, переговоры приняли затяжной характер. В вопросе о принадлежности Украины рус. великие послы проявляли твердость и не шли на уступки (позднее подобная неуступчивость О. привела к его замене А. Л. Ордин-Нащокиным, подписавшим Андрусовское перемирие 1667 г.); отклонили они и требования польск. стороны о возвращении части белорус. земель. В результате неуступчивость сторон привела к срыву переговоров. С 50-х гг. XVI в. за О. прочно закрепилось первенство в Боярской думе и при дворе. На новолетие (1 сент.) он традиционно поздравлял государя от имени думных чинов, председательствовал в Боярской думе и в боярских комиссиях, царь поручал ему щекотливые дела, к-рые требовали участия наиболее авторитетных лиц. В июле 1663 г. О. по поручению царя Алексея Михайловича расследовал донос Р. Ф. Боборыкина, стремившегося вернуть свои вотчины, проданные Новоиерусалимскому в честь Воскресения Христова ставропигиальному мужскому монастырю , на патриарха Никона. Боборыкин обвинял опального патриарха в том, что во время литургии в Новоиерусалимском мон-ре он произнес проклятия в адрес царя и его семейства.

http://pravenc.ru/text/2578215.html

К любопытным современным сочинениям об этом предмете принадлежат переведенные с латинского г. Сырокомлею и изданные на польском языке сочинения Ласицкого, Горецкого и Фредро, 1 сообщающие известия о вмешательстве казаков в дела Молдавии, и представляют нам в подробностях поход Ивана Свирговского, о котором мы до издания этого сочинения имели очень слабые сведения. Ласицкий, шляхтич XVI века, реформат верою, есть тот самый, который написал известное в ученом мире сочинение о литовских богах и брошюру о современной ему борьбе Иоанна Грозного со Стефаном Баторием. В 1855 году открыто и издано еще одно его сочинение: «О вторжении поляков в Волощину в 1572 году». Это сочинение не относится непосредственно к истории казачества, но важно для нее потому, что излагает дела Молдавии, предуготовившие и даже вызвавшие вмешательство казаков, описанное у Горецкого и Фредро. Из последних – Леонард Горецкий был шляхтич, также реформат верою. Он описал современное ему событие – войну молдавского господаря Ивона с турками и подвиги союзников его, украинских казаков. Книга его была издана в 1578 году во Франкфурте. Пасторий в своей польской истории перепечатал целиком латинский оригинал этого сочинения. С этого издания перевел его г. Сырокомля. Подробности жизни Горецкого неизвестны. Книга его начинается краткой географией Волощины, которую автор, сообразно принятому в то время обычаю, разделяет на закарпатскую (Валахию) и Мультаны (Молдавию), очень кратко рассказывает историю Молдавии со времени покорения турками Балканского полуострова и переходит к истории Ивона, которая составляет предмет его сочинения. В средине он допускает пространный эпизод о происхождении турков, и о развитии их могущества. Рассказ его жив, полон драматических картин, характеры обрисовываются ярко; он, по обычаю историков своего времени, любит вставлять современные речи и разговоры. Фредро не был уже современником описываемых им событий: Андрей Максимилиан Фредро был одним из государственных людей в несчастное царствование Яна Казимира.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Незадолго до кончины в 1392 г. Иулиания Александровна приняла схиму в монастыре под именем Мария (Марфа) и после смерти была похоронена в нём. Историк М.О. Без-Корнилович в середине XIX века писал, что в монастырском архиве хранился документ о погребении Иулиании в обители, но «куда девался документ неизвестно». Между тем, в Московском летописном своде конца XV века говорится, что Иулиания в монашеском чину была наречена именем Марина, а после смерти весной 1392 г. погребена в Киево-Печерской лавре. Церковь Святого Духа упоминается в привилее 1503 г., данном жителям Витебской земли польским королём и великим князем литовским Александром Ягеллончиком: «Штож нам в домы церковный, в дом Божий светое Богородицы, и в дом Божий Светого Духа, и теж в дом Божий Благовещенья Пречистое и в иные церькви не вступатися». В Инвентаре города 1552 г. в числе главных храмов города Духовская церковь не упоминается, из чего можно сделать вывод, что она не существовала или была в запустении. Но в Инвентаре 1618 г. церковь названа в числе каменных. После принятия Брестской унии 1596 года православие в Витебске подверглось гнёту, однако, не сразу. Произошло это с вступлением униатского епископа Иосафата Кунцевича в должность Полоцкого архиепископа в 1618 г., когда православные храмы города были закрыты. С убийством Кунцевича православными горожанами положение православия в городе ещё более усугубилось. 14 и 18 марта 1635 года польский король Владислав IV выдал два привилея: униатам и православным. Несмотря на общий примиряющий характер документов, в привилее данном униатам говорилось, что «в Витебске, Полоцке и Новогрудке неуниты никогда не должны иметь ни одной церкви» (перевод с польского). 30 октября 1632 года в «Пунктах успокоения граждан Короны и Великого княжества Литовского русского народа религии греческой» упоминалась пустая церковь Св. Духа «в поле» в Витебске. В августе 1649 года войско украинского казацкого гетмана Богдана Хмельницкого разбило армию польского короля Яна Казимира под местечком Зборов в Украине. Итогом сражения стал договор Хмельницкого с польским королём, среди условий которого было предоставление свободы вероисповедания православным Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, а также возвращение им забранных униатами церквей, среди которых «Богородицы в Витебске Благовещения Богоматери в нижней крепости и церковь за городом Св. Духа». Однако уже в 1652 г. Ян Казимир подтвердил привилей, данный униатам Владиславом IV 14 марта 1635 года.

http://sobory.ru/article/?object=41479

Ок. 1658-1665 гг. И. являлся ректором Киево-Могилянской коллегии и игуменом Киево-Братского мон-ря (был назначен при содействии Лазаря (Барановича) и киевского полковника В. Дворецкого). Точно датировать время руководства И. Киево-Могилянской коллегией невозможно. Нижняя граница - это кон. 1658 - нач. 1659 г., когда И. в качестве ректора коллегии и игумена Киево-Братского монастыря занимался ликвидацией последствий пожара, в к-ром сгорели монастырские и училищные корпуса. Благодаря ходатайствам И. киевский полковник Дворецкий универсалом от 3 мая 1659 г. восстановил сгоревшие грамоты на владения Киево-Братского мон-ря ( Титов Ф. И., прот. Императорская Киевская Духовная академия в ее трехвековой жизни и деятельности (1615-1915 гг.). К., 20032. С. 50). 31 дек. 1659 г. по просьбе И. царь Алексей Михайлович дал жалованную грамоту на ремонт и строительство монашеских и учебных корпусов, Киево-Братскому мон-рю были пожалованы местечко Саворово и с. Мухоеды (с. Мухоеды принадлежало обители еще по универсалу Б. Хмельницкого 1656 г.), той же грамотой за монастырем были закреплены имения Плисецкое (Плесецкое) и Черногородка (ПВКДА. Т. 2. Отд. 1. С. 224-226). В годы ректорства И. в коллегии преподавали Иннокентий (Гизель) и Антоний (Радивиловский) . И., будучи ректором, продолжал вести курс риторики. В 1662 г. по его инициативе в новую академическую церковь была внесена чудотворная Киево-Братская икона Божией Матери . В нояб. 1663 г., когда польск. войска заняли Правобережную Украину, И. вместе с неск. правосл. иерархами (Перемышльским еп. Антонием (Винницким) , Львовским еп. Афанасием (Желиборским) и др.) был приглашен канцлером (впосл. примас Польши) Миколаем Пражмовским в Белую Церковь, где находилась ставка короля. Там состоялся диспут о примате папы Римского между придворным проповедником и секретарем кор. Яна Казимира иезуитом Адрианом Пекарским (Пикарским) и И. Материалы диспута изложены в соч. И. «Rozmowa biaocerkiewska...» (Nowogrodek-Siewierski, 1676). В 1-й пол. 60-х гг. (до 1665) И., оставив руководство Киево-Могилянской коллегией и Киево-Братским мон-рем, уехал из Киева. В лит-ре встречаются различные даты его отъезда: 1663 (В. О. Эйнгорн считал, что И. покинул Киев до поездки в Белую Церковь), 1664 или 1665 г. Издатели сб. документов akaдeмiя kih. XVII - поч. XIX ст.: Повсякденна icmopiя: Збiphuk дokyмehmib» (К., 2005. С. 500) на основании рукописных перечней ректоров датируют фактическое руководство И. Киево-Могилянской коллегией 1660-1662 гг. Путаницу создает тот факт, что, уехав из Киева, И. не отказался от должностей ректора и игумена, поэтому и в львовском изд. «Ключа разумения...» 30 сент. 1665 г., и в грамоте на Черниговскую архимандритию 1669 г. И. называл себя «ректором и игуменом Братского монастыря» (Письма Преосв. Лазаря (Барановича). 1865. С. 89), хотя по крайней мере с кон. 1665 г. Киево-Могилянской коллегией руководил Варлаам (Ясинский) .

http://pravenc.ru/text/577962.html

По материалам книги: Путеводитель-справочник " Вся Украина " . Изд-во Картография. г. Киев, 2005 г. Тайна: кто, когда и на какие средства построил католическую святыню у Каменецких городских ворот в Теребовле, а так же была ли она построена на месте более раннего храма, история надежно хранит в своей памяти, оставляя человечеству довольствоваться лишь первой ее письменным упоминанием в 1614 году как уже действующего каменного оборонительного оплота христианской веры. Это позволяет датировать ее концом XVI – началом XVII века. 1662 год стал для церкви святого Николая знаковым, потому что именно тогда королевским приказу польского короля Яна II Казимира (1609–1672) в ее летопись впервые была вписана фамилия семьи священнослужителей Римбал, за первым из которых (Гелогрефом) не только закреплялась приход, но предоставлялись привилегии в ведении хозяйственной деятельности. В течение всего XVII века, выдержав, как минимум, три больших разрушительных турецко-татарских нашествия (1672, 1675, 1687 г.г.), католическая святыня у подножия древнего замка с честью выполняла свою высокую богоугодное миссию, при этом получив боевые шрамы как память о своих ратных подвигах. Изменение условий ведения боевых действий во второй четверти XVIII века вместе с потерей Теребовлянською крепостью ключевого оборонного значения для восточных рубежей Речи Посполитой, поставили перед общиной Никольского храма вопрос о предоставлении ему более духовного лица. В связи с чем с благословения главы греко-католической церкви Киевской митрополии Афанасия Шептицкого (1686–1746) на средства местной общины под руководством приходского священника Антония Римбали была начата его капитальная перестройка. На судьбу отпрыска все той же семьи Римбал (отца Николая) в 1784 году выпала честь принимать в церкви у подножия Замковой горы посещение львовско-галицкого епископа Петра Белянского (1736–1798), которая оставила о храм за новым каменным забором с двойными воротами и колокольней на семь колоколов самое благостное впечатление.

http://sobory.ru/article/?object=28684

Позор королевского пажа На Волыни с Мазепой произошел тот самый случай, который послужил поводом для написания множества романтических полотен, изображающих обнаженного юношу, посаженного на коня задом наперед. («Мазепа на умирающей лошади» Эжен Делакруа; «Мазепа, преследуемый волками», «Мазепа, привязанный к лошади» Орас Верне; «Муки Мазепы» Луи Буланже и т.п.). Юный Мазепа, действительно, был молод, красив, ловок и хорошо образован. А совсем рядом с имением его матери жил довольно пожилой пан Фальбовский. У пана была молодая жена. Дело окончилось весьма прискорбно для всех. После того, как слуги оповестили старого пана обо всем, последовала расплата. Различные источники рисуют различные подробности столь болезненной для души и тела Мазепы экзекуции. Костомаров утверждает, что «Фальбовский приказал раздеть королевского пажа Ивана Мазепу донага и в таком виде привязал его к его же лошади лицом к хвосту, потом велел дать лошади несколько ударов кнутом и несколько раз выстрелить у нее над ушами». Байрон в своей поэме привязывает обольстителя к мустангу: «Ремнем я был к его спине Прикручен, сложенным вдвойне; Скакун отпущен вдруг, - и вот, Неудержимей бурных вод, Рванулись мы - вперед, вперед!» Согласно европейской романтической традиции дикий конь был уроженцем Украины, и, т.о. именно Рок - как тогда принято было выражаться - «вынес Мазепу из Польши в землю казаков». По-видимому, ситуация была менее романтичной, и конь, промчавшись во всю прыть через заросли дикого шиповника и терновника, принес расхристанного ловеласа домой. По словам Костомарова: «Собственная прислуга насилу признала своего исцарапанного и окровавленного господина, когда лошадь донеслась во двор его После такого позора ни о каком возвращении ко двору Яна Казимира не могло быть и речи, вот и вынужден был молодой честолюбивый авантюрист обратить свои взоры на Гетманщину. Прослужив недолго у гетмана Павла Тетери, Мазепа начинает служить у поддержанного турками Петра Дорошенко (1627 - 1698), бывшего с 1665 по 1676 гетманом Правобережной Украины.

http://ruskline.ru/analitika/2012/06/15/...

После завоевания К. В. Юго-Зап. Руси католичество здесь получило статус привилегированной религии, а Православие стало терпимой конфессией. Религ. политика К. В. на Галицкой земле опиралась на поддержку селившихся в городах колонистов из Польши, а также польск. панов и шляхтичей, к-рым он жаловал здесь земли. Король покровительствовал деятельности ордена францисканцев , стремившегося создать свои центры в городах Галицкой земли. Так, в 1367 г. по ходатайству конвента францисканцев во Львове им был передан участок земли для строительства храма в Галиче. Появились на Галицкой земле и в Подолии и конвенты доминиканцев . Миссионерскую деятельность на галицко-волынских землях традиционно осуществляли Любушские католич. епископы. Не позднее 1351 г. было учреждено еп-ство с кафедрой в Перемышле (возможно, оно существовало еще при галицко-волынском кн. Юрии II). В 1358-1359 гг. были поставлены епископы (францисканцы и доминиканцы) в Холм, Владимир-Волынский и Львов. Первое время русинские еп-ства находились под непосредственным управлением папской курии, епископы не имели диоцезов, помогая др. церковным иерархам в управлении епархиями. К. В. обратился к папе Римскому Клименту VI (1342-1352) с проектом создания здесь новой церковной провинции из 7 еп-ств, со своей стороны на независимости этой провинции от примаса Польши, архиепископа Гнезно, настаивала Венгрия. Проект не получил одобрения папы, однако определенные реформы в области католич. церковной организации все же были проведены в кон. 60-х гг. XIV в. Так, во Владимире-Волынском началось строительство кафедрального собора Пресв. Девы Марии. Под 1367 г. в источниках упоминается Галицкий архиеп. Кристин как глава новой особой провинции католич. Церкви (о его деятельности не сохр. надежных сведений). Официально католич. архиеп-ство в Галиче было учреждено в 1375 г. О политике К. В. по отношению к правосл. Церкви в его владениях известно мало. При взятии Львова (1340) он обещал, что не будет делать «обрядам (православной - Авт.) веры ни насилия, ни перемен» («Хроника» Яна Длугоша ( D ugosz J.

http://pravenc.ru/text/1319874.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010