Хотя И. Шумлянский в молодости не отличался христ. ревностью, именно его после смерти осенью 1666 г. Львовского правосл. еп. Афанасия (Желиборского) местное духовенство и шляхта избрали в янв. 1667 г. кандидатом на Львовскую кафедру. И. Франко и З. Лисевич писали, что незадолго до избрания И. Шумлянский был униатом, но еще при жизни еп. Афанасия (Желиборского) он отрекся от унии и присоединился к правосл. Церкви. Избрание И. Шумлянского состоялось на «партикулярном сеймике» с участием правосл. шляхы и духовенства Галичины, прошедшем в Галиче между 24 янв. и 1 февр. 1667 г. 27 февр. того же года Шумлянский получил грамоту кор. Яна II Казимира на Львовскую епископию «за услуги, оказанные Речи Посполитой под Чудновом и за Днепром». Эта номинация вслед. начавшегося в янв. 1668 г. противостояния Шумлянского с др. кандидатом на Львовскую кафедру - Иеремией (Свистельницким) неоднократно подтверждалась королем. В марте-июле 1667 г. в разных местах - в Галиче, в Рождество-Богородицком мон-ре в с. Сварычев (ныне Ивано-Франковской обл.) (15 марта), в Гошевском Преображенском мон-ре в с. Гошев (12 апр.) и во львовском Свято-Юрском соборе состоялись элекционные (выборные) собрания, в к-рых участвовали правосл. шляхта, протопопы, приходское духовенство и члены братств, поддержавшие кандидатуру Шумлянского; были приняты декларации о его «вольном избрании-элекции». Одновременно Шумлянский заручился протекцией неск. влиятельных правосл. деятелей. В частности, Феофил, игум. Манявского в честь Воздвижения Креста Господня скита , 22 июня 1667 г., при посещении И. Шумлянским скита, дал ему свидетельство о том, что тот достоин епископства; последний в свою очередь принял присягу на сохранение верности Православию. В нач. осени 1667 г. И. Шумлянский в Креховском Преображенском мон-ре принял монашеский постриг с именем Иосиф, 4 нояб. того же года был рукоположен во иерея Луцким еп. Гедеоном (Святополк-Четвертинским) в церкви мест. Степань Луцкого повета. В связи с оппозицией по отношению к И. членов Львовского братства , части правосл. шляхты и приходских священников, администратора Киевской митрополии в пределах Речи Посполитой митр. Антония (Винницкого) и избранного по его протекции 11 янв. 1668 г. на Львовскую кафедру Иеремии (Свистельницкого) И. не смог получить епископскую хиротонию от Ясского митрополита и др. румын. архиереев, поскольку противники И. распространяли слухи о его склонности к унии. Впосл. И. добился епископской хиротонии от 3 странствующих греч. архиереев. 1 февр. 1668 г. в ц. свт. Николая в с. Висучка на Зап. Подолье (ныне с. Высичка Борщёвского р-на Тернопольской обл.) И. был хиротонисан во епископа Львовского Софронием, митр. Филиппопольским и экзархом Македонским, Феофаном, митр. Хиосским и Кикладским, и неким Даниилом, экзархом К-польского патриарха. По др. сведениям, названные архиереи совершили хиротонию И. по повелению польск. короля в Яссах в кон. янв. 1686 г. ( Петрушевич. 1873. С. 598).

http://pravenc.ru/text/578563.html

Вместе с тем при наличии определенной близости между Величко и православным духовенством далеко не все конкретные действия духовных лиц вызывали его одобрение. Так, он нашел нужным внести в свое сочинение охранную грамоту Яна Казимира игумену Макошинского монастыря Виктору (Боблецевичу), выданную потому, что игумен передавал польским властям сведения о “секретах” неприятеля. Этот документ Величко оценил как пример “непристойной чернечой хитрости” 9 . Рассказу о походе войск короля Яна Казимира на Левобережье в 1663–1664 гг. Величко предпослал описание диспута Иоанникия (Галятовского) с королевским проповедником иезуитом Адрианом Пекарским, имевшего место в Белой Церкви незадолго до выступления в поход польской армии 10 . Присутствовавший на диспуте коронный канцлер М. Пражмовский выразил убеждение, что еще в его правление (“при его печати”) православные подчинятся власти папы, с чем Иоанникий (Галятовский) не согласился 11 . Заимствуя этот текст из печатного сборника сочинений Иоанникия (Галятовского), летописец, как представляется, хотел привлечь внимание читателя к тому, что власти Речи Посполитой продолжали добиваться осуществления своих планов. Величко поместил ряд документов, свидетельствовавших о стараниях гетмана П. Дорошенко в 1669–1670 гг. сохранить позиции православной Церкви на Правобережье и о противодействии властей Речи Посполитой. Помещенный в “Летописи” текст инструкций Дорошенко послам на сейм 1669 г. хронист сопроводил комментарием, что этими предложениями поляки были “велми... ураженни” и отправили послов ни с чем 12 . Вошли в “Летопись” и постановления комиссии в Остроге от 23 декабря 1670 г., где указывалось, что папу будут просить созвать синод “na uspokoienie gruntowne” 13 . Все это показывало читателю, что польские власти продолжали держаться своих намерений. Если для Правобережного гетманства в 1669–1670 гг. планы польских властей угрожали опасностью в будущем (хотя и близком), то положение православных на землях Белоруссии, отошедших по Андрусовскому договору 1667 г. к Речи Посполитой, резко ухудшилось уже к концу 1660-х гг., что вызвало серьезное беспокойство у киевского духовенства. В 1669 г. автор созданной в Киеве “Перестороги” с беспокойством писал о том, что в Витебске, Могилёве и в других городах закрываются православные церкви, православных мещан выгоняют из городов и заставляют принимать унию 14 . Вскоре в этой среде было составлено обширное сочинение “Наветы”. Оно содержало не только пространную характеристику религиозной политики властей Речи Посполитой, но и предложения русской стороне о том, какие условия следует выдвинуть на будущих русско-польских переговорах о “вечном мире”, чтобы помешать проведению такой политики 15 . В 1670 г. такие предложения были направлены главе Малороссийского приказа А. С. Матвееву 16 .

http://sedmitza.ru/lib/text/4261400/

16 . Jakuba Michaíowskiego wojskiego lubelskiego, a pózniéj kaszlelana bieckiego, ksiqga pamiqlnicza z dawnego ге- kopisma, bqdacego w!asnoscî, Ludwika hr. Morszlvna, wyda- na slaraniem i nak!adem С. K. lowarzystwa naukowego kra- kowskiego. w Krakowie, 1864. 17 . Pamiemniki Albrychla Stanislawa X.Radziwilla kan- clerza w.ks.Lilewskiego. Wydanez rekopismu przez Edwarda Raczyñskiego. 2 t. w Poznaniu, 1839. 18 . Collecmanea Sehowsluego. Wojnv z Otlo.nanarai z powodu Kozalmw. 2 lomy. Wilno. 19 . Рукопись, содержащая несколько актов, относящихся к истории гетманщины. 20 . Летопись самовидца о войнах Богдана Хмельницкого и о междуусобиях, бывших после его смерти. Москва. 1840. (В Чт. моск. общ. ист. и др.). 21 . Летопись событий в Югозападной России в XVII веке, составил Самуил Величко, бывший канцелярист войска запорожского. Киев, 1720. 2 т. 1848. 22 . История о действиях презельной и от начала поляков, кровавой небывалой брани Богдана Хмельницкого с поляками за королей польских Владислава, потом Яна Казимира отправоватися початой в року 1648 и за лет десять до смерти Хмельницкого неоконченной, с разных летописцев и с диариуша, на той войне писанного и самобытных старожилов свидетельства утвержденные. (Рук.) 23 . «Historiarum Poloniae ab excessu Yladislai IY ad расегп Oliviensem usque seu annales regnanme Joanne Casimiro Polonarum Sveciaeque rege ab anno MDCXLVIII usque ad annum MDCLX аистоге Laurenmio Joanne Rudawsld equime polono ех manuscripto celeberrimae bibliomhecae Zaluscianae edidim Laurenmius Mizlerus. Varsoviae ет Lipsiae, 1755. 24 . Historia belli cosacco-polonizi аистоге Samuele Grondski de Grondi conscripta anno 1676 ех manuscriptis monumenmis hismoriae hungaricae in lucem protulit Carolui Roppi in regia scienmiarum universimame hismoriae profess. Pesmini, 1789. 25 . Joachimi Pastorii ab Hirmenberg, Hismoriae polonae plenioris parmes duae. Dantisci. Anno MDCLXXXV. 26 . De rebus anno 1648 ет 1649 contra cosaccos zaporovios geslis. Edid. Albermus Yuik Kojalowicz. Wilnae, MDCLI.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Июля 27-го гетман Богдан Хмельницкий скончался , оставив начатое им весьма важное для всей Малороссии дело избрания Киевского митрополита неоконченным. В начале августа блюститель митрополии Лазарь Баранович явился к царскому воеводе в Киев Бутурлину с товарищи и сказал: епископы Львовский, Луцкий и Перемышльский, которых гетман приглашал в Киев на избрание митрополита, спрашивали польского короля Яна Казимира, ехать ли им в Киев или не ехать, и король позволил ехать, но велел им также, чтобы они подговаривали там гетмана и казаков снова отдаться под королевскую власть. А 4 августа тот же Баранович снова был у Бутурлина и заявил: ныне писал ко мне из Чигирина писарь Иван Выговский, чтобы мы сами выбирали митрополита промеж себя, кого излюбим, а им-де ныне, по смерти гетмановой, до того дела нет. Тогда Бутурлин начал говорить Барановичу и находившимся с ним духовным лицам, чтобы они поискали милости великого государя, показали ему прямую свою правду и были под послушанием и благословением Московского патриарха Никона, чтобы без указа государева по епископов не посылали и без благословения патриарха не избирали митрополита, а написали бы о том и послали к царю и патриарху кого-либо из своего духовного чина. Баранович отвечал, что он милости государя и благословению патриарха рад, но ему нужно подумать о том с архимандритами и игуменами, и, что придумают, он объявит. Через три дня он действительно, посетив Бутурлина, сказал ему, что он, епископ, и архимандриты с игуменами приговорили быть всем нам под послушанием и паствою Московского патриарха Никона, но что теперь они едут в Чигирин на погребение гетмана, а как возвратятся, то, договорясь между собою, пошлют из среды своей нарочного к государю. Достигнув такого ответа со стороны духовенства, воевода Бутурлин написал 12 августа к писарю Ивану Выговскому: «Нам сделалось известно, что по гетманскому письму в Киев едут для избрания митрополита епископы Перемышльский, Львовский и Луцкий, но о приезде их просил ли покойный гетман указа у великого государя? Если государева указа нет об избрании митрополита, то ты уведомил бы тех епископов, чтобы они сами писали о том к царю и патриарху Никону, а без государева указа и патриаршего благословения в Киев не ездили и митрополита не избирали».

http://sedmitza.ru/lib/text/436185/

Нужно отметить, что такое представительство различных слоев общества было широчайшим из всех возможных на тот момент. Участники собора выслушали подробное объяснение того, как Речь Посполитая нарушает условия действующего мирного договора. Особое внимание уделялось фактам поругания «государской чести» - искажению царской титулатуры и другим оскорблениям царя и его подданных со стороны поляков и литовцев. Кроме того, перечислялись различные недружественные дипломатические действия и порубежные конфликты. Все это в совокупности послужило поводом для объявления Речи Посполитой войны. Причиной же войны были просьбы о помощи казаков Богдана Хмельницкого. В частности, гетман писал царю о том, что «король с войсками своими на Украину идет. И они (т.е. Хмельницкий и Войско Запорожское. - Авт.), не хотя монастырей и церквей Божиих и християн в мучительство выдать, бьют челом, чтоб государь его пожаловал, войска свои вскоре послать к ним велел». Именно защита православной церкви и ее паствы от прямого насилия, а также от насаждения унии была главным аргументом в пользу необходимости вооруженного вмешательства в конфликт. В тексте соборного приговора есть любопытная деталь: ссылка на королевскую присягу Яна Казимира, в которой, во-первых, имеется обязательство не притеснять христиан различных исповеданий, а во-вторых, - норма, освобождающая подданных от обязательств перед королем, если он нарушает присягу. Это был очень важный тезис, в том числе, по-видимому, и лично для царя Алексея Михайловича. Вмешательство во внутренний конфликт, на стороне бунтовщиков против законного монарха, требовало очень серьезных обоснований. Можно вспомнить, как болезненно царь воспринимал революционные события в Англии, которые происходили в те же годы. Решения собора принимались следующим образом. «О гетмане Богдане Хмельницком и о всем Войске Запорожском бояре и думные люди приговорили, чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку для православные християнские веры и святых Божиих церквей». Затем остальные участники собора «по чинам порознь» подтвердили свою готовность к участию в войне и поддержке царя в его решениях.

http://ruskline.ru/opp/2019/yanvar/22/by...

6) Комаровские герба бычка (çiolek): в серебряном поле, стоит на зелёной траве красный бычок, вправо обращённый. На щите дворянские: шлем и корона, из коей выходить вправо обращенный красный бычок с подъятыми передними лапами. Намет красный, подложенный серебром. Из этой фамилии, Пётр Комаровский, живший в половине пятнадцатого века, имел сына Адама и внука Яна, который, от брака с Зборовскою, оставил сына Христофора. Сей последний был кастеляном сантоцким; женат был на Елене Грановской, имел дочь Екатерину, за Збигневом Ланцкоронским, и сына Николая, воеводу плоцкого, женатого на княжне Беате Вишневецкой. Сын их Юрий, кастелян серадзский, от брака с Елисаветою Тарло, имел сына Андрея, мечника коронного, женатого на Софие Сенявской, и сын коего Андрей, коронный подкоморий и кавалер белого орла, от брака с Элеонорою Пясковскою, оставил четырёх сыновей: 1) Стефан, великий подстолий коронный и кавалер белого орла, был польским послом в Риме и в Цареграде, в обеих посольствах на собственном иждивении; 2) Яков, был великим региментарием коронным и кавалером белого орла; 3) Иосиф; 4) Ян, кастелян бельзский и кавалер белого орла, умер в 1796 году, оставив трёх сыновей и трёх дочерей: 1) Текла, за Чишковским, 2) Анна, за Залесским; 3) Элеонора; 4) Эраем, генерал польских войск и кавалер белого орла, потом австрийский каммергер, возведён был Императором Францом I, в 1817 году, в Графское достоинство Королевства Галицийского; умер в 1835 году; от первого брака с баронессою Сторах, имел сына графа Игнатия и дочерей: графиню Магдалину, за Залесским, и графиню Франциску, за Михаилом Комаровским; от второго брака с Мариею Дульскою, имел сына Владислава, умершего в молодости; 5) Яков Иванович, был волынским губернским предводителем дворянства; умер в 1840 году, оставив трёх сыновей и семь дочерей; 6) Валтасар Иванович, действительный статский советник, был также волынским губернским предводителем дворянства, умер в 1827 году. От брака с Луизою Францовною Гулевич оставил сыновей: Августа Валтасаровича и Казимира Валтасаровича, и дочь Теофилию Валтасаровну.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В 1928 году церковь восстановили, а в 1938 году реконструировали по проекту (1937) украинского строительного Льва Шелевича из Дрогобыча на средства греко-католической общины и отца-пароха Ивана Валюха. В 1989-1992 годах во время реконструкции церкви выполнены росписи под руководством художника-реставратора Богдана Балицкого. 11 октября 1998 г. возле церкви Святого Николая в доме Самборско-Дрогобычской епархии открыт Епархиальный музей. На площади перед церковью прихожан встречает скульптура " Иисус Христос и Самаритянка " . Рядом находится памятник митрополиту Шептицкому. А возле церкви, в здании Самборско-Дрогобычской епархии, разместился Епархиальный музей. Источник: (перевод на русский язык) Уже в 1507 г. в деревне существовала приходская церковь. В 1660 г. она получила привилегию от польского короля Яна Казимира. Документ 1792 г. отмечает существование двух церквей – приходской св. Николая (прежней) и дочерней Пресв. Троицы (горней). Обе церкви были деревянными. На литографии Александра Титца в 1854 г. изображена нижняя – деревянное трёхдольное безверхое здание, увенчанное фонарём с макушкой над навой, окруженное навесом. В 1883 г. построена новая, каменная церковь – крестово-купольная, одноверхая. Рамена (рукава) креста её покрыты двускатными крышами, низшие угловые помещения – односкатные, увенчанные на углах небольшими фонарями с баньками. Нава завершена четвериком со срезанными гранями, покрытым баней с фонарем. Перед 1920 г. рядом возведена каменная колокольня. В 1928 г. церковь восстанавливалась. Перед Второй мировой войной в Трускавце сооружена небольшая каменная часовня для сестер милосердия. С 1950 г. она стояла закрытой, уничтоженной. Восстановленная в 1989 г., изредка используется для богослужений. Центральный государственный исторический архив Украины во Львове, фонд 159 Галицкая финансовая прокуратура, описание 9, дело «Схиматизм всего клира русского - католического Богом спасаемой Перемышльской епархии на годъ от рожд. Хр. 1879». – Перемышль, 1879; Budzyski Z. «Sie parafialna prawoslawnej diecezji Przemyskiej на przeomie 15 и 16 wieku». Polska – Ukraina 1000 lat ssiedstwa. – Przemyl, 1990. – T. 1. Слободян В. «Церкви Украины: Перемышльская епархия». – Львов: 1998 г., перевод с украинского.

http://sobory.ru/article/?object=59928

В августе 1635 г. Сильвестр (Косов) возведен в сан епископа Полоцкого, Витебского, Могилевского, Мстиславского и Оршанского. На момент возведения в епископский сан Сильвестру (Косову) было только 28 лет. В 1637 г. еп. Сильвестр издает первый русский катехизис, посвященный вопросам сакраментологии, «Дидаскалия». Катехизис стал важным догматическим материалом для православного духовенства на западнорусских землях, что отразилось в неоднократных переизданиях трактата (1653 г., 1657 г., 1716 г.). В 1636 г. еп. Сильвестр заложил храм в честь Рождества Богородицы в Могилевском Братском Богоявленском монастыре. Уделял особое внимание катехизации, читал образовательные лекции православным священникам. В то же время находился в постоянной конфронтации с униатской иерархией. Игнорировал личные запреты короля на проведение православного богослужения в Витебске и Полоцке, за что регулярно подвергался многочисленным штрафам и судебным тяжбам. В 1647 г. православным духовенством и русской шляхтой единогласно избран митрополитом Киевским. Смог вернуть отобранные униатами Луцкую, Холмскую и Витебскую епархии. В 1649 г. по благословению митр. Сильвестра в Москву направлены богословы Епифаний Славинецкий, Арсений Сатоновский и др., что поспособствовало началу развития научно-богословской деятельности в Московском государстве. На сейме 1650 г. в Варшаве митр. Сильвестр решительно отверг предложения признать католические богословские воззрения. Несмотря на гнев короля Яна II Казимира, митр. Сильвестр смог добится возвращения Лещинского монастыря. В перписке называл себя «российского роду». Будучи митрополитом жил в бедности. При взятие Киева в 1651 г. литовскими войскам способствовал сохранению жизни и эвакуации мирных жителей. При этом сам с духовенством остался в пустом городе в надежде сохранить монастыри и храмы, терпя от поляков «великую шкоду». В последние годы своей жизни сблизился с царем Алексеем Михайловичем. После преставления митрополита Сильвестра прославляли за «доброту, мудрость и терпение». Он с христианским достоинством пронес свой крест в сложной эпохе XVII в., невзирая на многочисленную клевету, от которой митрополита часто защищал гетман Богдан Хмельницкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr-Kosov...

Сын Елены Сережа (1937–1948) Те, кто знал мать Елену, помнят ее слова: «Человек в молитве и в жизни должен быть дерзновенным». Сама матушка была именно такой, несмотря на выпавшие на ее долю тяжелейшие испытания. Потеряв мужа, с больной матерью после возвращения в Россию и маленьким сыном она поселилась в Херсоне. Вскоре сын Сережа умер от менингита. Эта боль не отпускала матушку до конца дней. На ее рабочем столе всегда стоял портрет Сережи, а на стене висел его большой живописный портрет в полный рост. После ареста Елены Ивановны ее престарелая мать была сдана в психиатрическую больницу, где скончалась. Елена Казимирчак-Полонская в год защиты докторской диссертации по астрономии (1967) Советский астроном Где-то в бескрайнем космосе по неведомой нам орбите вращается маленькая планета которую в 1978 году назвали «Полонская», а между Сатурном и Ураном несется в пространстве пояс астероидов, названный «Поясом Казимирчак-Полонской». Так отмечен вклад в науку выдающегося астронома Е.И. Казимирчак-Полонской. Современники удивлялись, как Елена Ивановна сочетает серьезную научную работу и веру в Бога. А для нее такая жизнь была вполне естественной. Еще в 1920-е годы она, учась на физико-математическом факультете университета Яна Казимира во Львове, принимала активное участие в Русском студенческом христианском движении. Работая над диссертацией, параллельно училась в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже. Насыщенная духовная жизнь только помогала ей в работе. Предметом изучения Казимирчак-Полонской были кометы. Долгие годы она проработала в Институте теоретической астрономии АН СССР в Ленинграде, затем в Пулковской обсерватории. Одним из ее коллег по институту был протоиерей Николай Беляев, старший священник Свято-Иоанновского монастыря на Карповке, а в то время — научный сотрудник института. В 1968 году Елена Ивановна защитила докторскую диссертацию, хотя еще в 1934 году в Варшаве ей присвоили степень доктора философии за диссертацию «О планетоцентрическом движении комет», а также за успехи в математике и философии.

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/1/68...

Быстрому распространению влияния Л. во Франции (в 1660 в стране было уже 23 общины) способствовали разрабатываемые ими программы обучения духовенства: с 1633 г. в приорате св. Лазаря проходили «конференции по вторникам» (Conférences du mardi), к-рые посещали мн. известные церковные деятели, в т. ч. Жан Франсуа Поль де Гонди, кард. де Рец (1613-1679; с 1652 кардинал, архиепископ Парижа (1654-1662)), католич. богослов Ж. Б. Боссюэ (1627-1704; с 1681 епископ Мо), один из первых членов Французской академии, поэт Антуан Годо (1605-1672; епископ Граса (1636-1653) и Ванса (1638-1672)), основатель конгрегации сульпициан Ж. Ж. Олье (1608-1657). В коллегии Бонз-Анфан с 1642 г. действовала семинария св. Фирмина. В кон. XVIII в. под рук. Л. находилось ок. 60 семинарий во Франции и более 30 в др. странах Европы. Л. вместе с членами жен. конгрегации дочерей милосердия организовывали госпитали, приюты для сирот, а также дома для священников на покое. За пределами Франции обители Л. были основаны в Риме (1642), Генуе (1645), Турине (1654), Неаполе (1668); с 1646 г. представители конгрегации действовали в Ирландии (в 1679 изгнаны оттуда англ. властями и смогли возобновить там свою деятельность только в XIX в.). С 50-х гг. XVII в. Л. проповедовали в Польше (в 1651 появилась община Л. в Варшаве, в 1656 - в Кракове, в 1687 - в Вильно); поддержку им оказывала франц. принцесса Луиза Мария де Гонзаг, в 1646 г. ставшая женой польск. кор. Владислава IV Вазы (1632-1648), а после его смерти - кор. Яна II Казимира (1648-1668). Разграбление миссии лазаристов в Париже. Гравюра. 1789 г. (Paris. QB–370(9)–FT4) Разграбление миссии лазаристов в Париже. Гравюра. 1789 г. (Paris. QB–370(9)–FT4) Важной частью деятельности Л. стала миссионерская работа в нехрист. странах. В 1645-1646 гг. были основаны миссии Л. в Сев. Африке (после учреждения франц. консульства в Алжире Л. были в нем капелланами, часто члены конгрегации выполняли функции временных консулов); в 1648 г.- на Мадагаскаре (из-за неблагоприятного климата, способствовавшего распространению болезней, а также из-за враждебного отношения местных жителей в 1674 миссионерам пришлось покинуть остров; в 1896 деятельность Л. на Мадагаскаре была возобновлена). В 1656 г. члены рим. общины Л. отправились с миссионерской деятельностью в Ливан. В 1697 г. 1-я миссия Л. появилась в Китае. С нач. XVIII в. Л. проповедовали на о-ве Бурбон (ныне Реюньон, заморский деп. Франции). С 1780 г. действовала миссия Л. в Гоа. В 1782 г. была основана миссия Л. в Стамбуле.

http://pravenc.ru/text/2462507.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010