Бенедикт (Война), смоленский и мстиславский каштелян Иван Мелешко и Дорота Войнянка, сестра Раины. Их свидетельства занесены в дела королевской канцелярии, Раина Войнянка была утверждена королевским указом игуменией православного пинского Варваринского монастыря. Многочисленные случаи исцелений от Ж. и. были записаны в XVII-XIX вв., фиксируются они и в настоящее время. В 1-й пол. XVII в. Ж. и. была хорошо известна в среде верующих. Основанный в 1613 г. в Жировичах василианский монастырь стал одним из главных мариальных санктуариев Великого княжества Литовского. Благотворителями обители были совладельцы Жировичей Иван Мелешко и Доминик Солтан. В 1616 г. вел. канцлер литов. Лев Сапега в числе богатых даров мон-рю пожертвовал и драгоценные украшения для Ж. и. В 1629 г. в Жировичах началось строительство новой каменной Успенской ц., ремонт и достройка к-рой были проведены в 70-80-х гг. XVII в. В XVII-XVIII вв. стараниями жировицких монахов издавались книги и гравюры, прославлявшие Ж. и. В 1623 г. в Вильно была издана в переводе со старобелорус. на польск. язык «Гистория» иером. Феодосия (Боровика), в 1625-1629 гг. было осуществлено 3 ее переиздания. До сер. XVII в. вышло 8 печатных изданий, прославлявших Ж. и. (в т. ч. 2 панегирика о поклонении чудотворному образу в Жировичах королей Владислава IV и Яна Казимира), в XVIII в.- 5 книг и большое число гравюр для паломников. Начиная с кор. Владислава IV, совершившего паломничество (9-10 дек. 1644) к чудотворному образу Божией Матери в Жировичи, сложилась традиция приезжать на поклонение Ж. и. накануне важных событий Речи Посполитой: кор. Ян Казимир совершил паломничество в 1651 г., отправляясь в поход против Богдана Хмельницкого, кор. Ян III Собеский - 29 апр. 1683 г., накануне битвы с турками под Веной. В XVIII в. Август II Сас и Станислав Август Понятовский совершали поездки в Жировичи для поклонения Ж. и. Полагали, что заступничеством Ж. и., вывезенной монахами в 1660 г. в близлежащий Бытенский Успенский мон-рь, Жировицкая обитель была спасена от разорения во время русско-польск.

http://pravenc.ru/text/182309.html

В августе 1649 года войско украинского казацкого гетмана Богдана Хмельницкого разбило армию польского короля Яна Казимира под местечком Зборов в Украине. Итогом сражения стал договор Хмельницкого с польским королём, среди условий которого было предоставление свободы вероисповедания православным Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, а также возвращение им забранных униатами церквей, среди которых «Богородицы в Витебске Благовещения Богоматери в нижней крепости и церковь за городом Св. Духа». Однако уже в 1652 году Ян Казимир подтвердил привилей, данный униатам Владиславом IV 14 марта 1635 года. В 1654 году в ходе русско-польской войны русские войска заняли Витебск. С 1661 года в Свято-Духовской церкви возобновились православные богослужения. На чертеже Витебска 1664 года, созданном русскими для царя, церковь изображена каменной. В 1667 году по Андрусовскому перемирию Витебск возвращён Речи Посполитой. 18 января 1697 года униатский архиепископ Полоцкий Мартин Бяллозор (Белозор) выдал грамоту на фундуш земскому судье Витебского воеводства князю Фёдору Лукомскому на постройку женского базилианского монастыря при церкви Святого Духа. Таким образом, первые постройки униатского монастырского комплекса появились на рубеже XVII — начале XVIII веков. В 1772 году, в результате Первого раздела Речи Посполитой, Витебск вошёл в состав Российской империи. В 1792-1793 годах на средства мещанина Потапа Бибки и его сыновей Свято-Духовский храм был полностью перестроен, в левой башне были повешены колокола, под церковью разместилась крипта с погребениями, были устроены 2 ризницы, 7 алтарей. В обители были возведены каменные 2-этажные келейные корпуса, хозяйственные постройки. При монастыре существовал платный пансион для 19 девочек. В начале XIX века в монастыре жили 14 монахинь. При присоединении униатских белорусских епархий к Православию в 1839 году Свято-Духов монастырь передан Полоцкой епархии Православной Российской Церкви. Кроме Свято-Духовской при монастыре существовала также тёплая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Она имела размеры метров.

http://sobory.ru/article/?object=11825

В дек. 1655 г. патриарх Никон направил валдайского наместника Филофея и его брата Сергия в Вязьму, Дорогобуж, Смоленск и другие города «для ради всякого церковного исправления монастырей» ( Козлов-Струтинский. 2012. С. 45). Царь Алексей Михайлович, посетивший обитель в 1656 г. и восхитившийся искусством кутеинских мастеров, пригласил в Москву резчиков по дереву Арсения и Герасима, гравера Паисия. Вместе с др. мастерами они работали в Оружейной палате Московского Кремля ? украшали царский дворец в Коломенском и церкви в с. Измайлове. Продолжали свою работу в Москве и кутеинские печатники, в т. ч. мастер по изготовлению матриц для отливки шрифта Каллистрат. Согласно Андрусовскому перемирию 1667 г., подтвержденному Вечным миром 1686 г., Оршанский повет остался в составе Речи Посполитой. По указу кор. Яна II Казимира Вазы мон-рь, как и мн. др. правосл. братские обители, лишался прав автономии. В решении церковных дел, несмотря на статус ставропигии, он был переподчинен епископу Могилёвскому, Мстиславскому и Оршанскому. К этому времени число монастырской братии сильно уменьшилось. В сер. 50-х гг. XVII в. большая часть монахов переместилась в Иверский мон-рь, а затем небольшие группы иноков переехали в обители Смоленской епархии. Важное место кутеинские иноки заняли в Бизюковом в честь Воздвижения Креста Господня мужском монастыре /При этом они поддерживали отношения со своими землячками и родственницами, к-рые подвизались в Новодевичьем московском в честь Смоленской иконы Божией Матери женском монастыре /В Бизюковой обители в 1700-1703 гг. скрывался от розыска мон. Иоасаф (Подвинский), сторонник царевны Софии Алексеевны . Сюда же, к кутеинцам, бежал от розыска Сильвестр (Медведев) ( Чистякова. 2000. С. 11-14). Третья группа кутеинских иноков решила не переселяться в Россию, а перешла в другие правосл. обители Вост. Белоруссии. При этом лишь небольшое число монахов осталось в О. К. Б. м. В июле 1686 г. его настоятель, Сильвестр (Волчацкий), упоминается в актах как наместник и администратор Белорусской епархии ( Чистович. 1884. С. 258). В кон. XVII в. обитель в течение нек-рого времени была униатской, что нарушало условия ее первых фундаторов. При этом братия сохранила владения и имущество мон-ря и продолжала поддерживать традиц. связи с местной шляхтой.

http://pravenc.ru/text/2581587.html

В момент этого душевного смятения и горячего вопрошания к Богу Елена находилась в большом парке фамильного имения Полонских. И вдруг несказанно преобразилось все вокруг: деревья, кусты, цветы, вода в озере, облака на небе. В один миг она увидела преображенную красоту земли и почувствовала в этом ответ, который потом выразила словами псалма: «Небеса да поведают славу Божию, творение руку Его возвещает твердь» (она любила их повторять, когда рассказывала о своих астрономических исследованиях). Тогда, в момент Богоявления в волынском парке, было принято решение, что отныне все научные занятия будут посвящены доказательству бытия Божия через исследование премудрого устроения мира. В то время Елена Полонская была  студенткой Львовского университета имени Яна Казимира - физико-математического факультета, и в 1923-1925 годах стала принимать активное участие в Русском студенческом христианском движении (РСХД). В 1926—1928 годах она была активным членом РСХД и его представительницей в Польше и Белоруссии. Редактировала религиозно-политический журнал «На рубеже». Матушка показывала мне сохранившиеся у нее номера этого журнала. На съезде в Пшерове, (Чехословакия) Елена познакомилась с отцом Сергием Булгаковым и его духовными чадами – матерью Марией (Скобцовой), сестрой Иоанной, (Рейтлингер), матерью Бландиной (Оболенской), матерью Феодосией (Соломянской) и матерью Марией (Струве). Теперь мы дадим слово самой матушке, она рассказала об этом времени в своих воспоминаниях, которые вошли в книгу об отце Сергии Булгакове: « Пражский период его многогранной деятельности ознаменован выдающимся событием – о. Сергий становится духовным руководителем религиозной конференции в Пшерове (Чехословакия), на которой в начале октября 1923 г. зарождается Русское Студенческое Христианское Движение, сыгравшее ведущую роль в формировании обновленного религиозного сознания русской зарубежной молодежи и в ее активном служении Православной церкви. Конференция была организована благодаря дерзновенной вере в Бога, энергии и инициативности Александра Ивановича Никитина, Льва Николаевича Липеровского (учеников барона Павла Николаевича Николаи) и семьи Зерновых, оставившей неизгладимый след своей деятельности как в России, так и за рубежом.

http://ruskline.ru/analitika/2022/08/30/...

Дионисий поселился на территории, не подчинявшейся рус. власти. Тогда управление частью Киевской митрополии, находившейся под властью царя, было доверено нежинскому протопопу Максиму Филимоновичу, к-рый был пострижен в монашество с именем Мефодий и поставлен на Могилёвско-Мстиславскую кафедру 4 мая 1661 г. в Москве. В ответ на это митр. Дионисий назначил на эту кафедру И. 3 авг. 1661 г. И. получил привилей от кор. Яна II Казимира , назначение И. было подтверждено также королевской грамотой от 7 апр. 1662 г. Укр. духовенство тем самым демонстрировало независимость от Московского Патриархата, а Ян Казимир подчеркнул свои претензии на земли, занятые рус. войсками. Вступив на кафедру, И. сохранил за собой титул «архимандрит лещинский, старший монастырей виленского Свято-Духовского, пинского Богоявленского и других», как отмечено в привилее, и начал исполнять обязанности митрополичьего наместника в Великом княжестве Литовском (И. возглавил пинское Богоявленское братство, при к-ром существовал мон-рь, незадолго до поставления на кафедру). В привилее резиденцией И. был определен могилёвский Спасо-Преображенский монастырь, однако поселиться там архиерею не удалось из-за военных действий. Наместником И. в Могилёве стал настоятель Преображенского мон-ря Иаков, состоявший в конфликте с могилёвским Богоявленским братством. Живя в 1661-1662 гг. в Лещинском мон-ре, И. выступил против попыток униат. Пинского еп. Андрея Золотого Квашнина силой подчинить себе местное правосл. духовенство. Одновременно И. пытался привести в порядок дела в епархии. В грамоте от 15 нояб. 1661 г. могилёвскому Богоявленскому братству епископ порицал «членов капитула», которые присваивали себе доходы принадлежавшего епископу Преображенского монастыря. В этот период могилёвские мещане поддержали И., а Могилёвское братство во главе с игум. Севастианом (Комаром) было склонно подчиниться поставленному в Москве еп. Мефодию (Филимоновичу). После долгих уговоров со стороны И. и заверений последнего в преданности Православию братство его признало.

http://pravenc.ru/text/578527.html

Дорошенко намеревался было двинуть на Григория Ромодановского, царского боярина, прославившегося тем, что совместно с теперь уже покойным гетманом Брюховецким нанес тяжелое поражение войскам польского короля Яна II Казимира. В этот момент Дорошенко доложили об измене жены, и он срочно возвращается в Чигирин. Пока гетман разбирался с женой, левобережная Украина вернулась в подданство Московского Царя. Казачья старшина Левобережья рассудила так, что у Дорошенко не хватит духу воевать одновременно и против Польши, и против Москвы, а потому благоразумнее было признать над собой власть Русского Царя. Положение Дорошенко резко ухудшилось: теперь уже ему одновременно угрожала и Речь Посполита, и левобережное казачество. В 1669 году он перешёл в подданство турецкого султана. По договору 1669 года, заключенному Дорошенко с султаном Мехмедом IV, правобережная Подолия переходила под власть Османской империи. В декабре 1971 г. Мехмед IV потребовал от поляков отступиться от Правобережной Украины. Весной 1672 года султан с громадной армией, подкрепленной крымским ханом и казацкими отрядами Дорошенко, вторгся в Подольское воеводство и Галичину, принудил к сдаче Каменец-Подольский и осадил Львов. В Каменце-Подольске турки предали поруганию православные святыни, мостили иконами тротуар, жителей частично вырезали, частично захватили в рабство. Польский король Михаил пытался было заключить мир с турками и откупиться, но Сейм не утвердил этого позора, и война продолжилась. В борьбе с турками особо отличился коронный гетман Ян Собеский, избранный после кончины Михаила на польский престол. К этому времени Правобережье начало превращаться в настоящую пустыню. Дабы избежать татарского рабства, население массово бежало на Левобережье. Мазепа переходит к левобережному гетману Ивану Самойловичу Новый гетман левобережной Украины, Иван Самойлович (1630-1690 гг., гетманство 1672-1687 гг.), пользуясь тем, что Бучацкий договор освободил московское правительство от обязательств, налагавшихся на него Андрусовским трактатом, в 1674 году вместе с воеводой Ромодановским переправился через Днепр. Правобережные полки все почти передались на его сторону, и Самойлович провозглашен был гетманом обеих сторон Днепра.

http://ruskline.ru/analitika/2012/06/15/...

еп. Мефодий прибыл в Киев и взял на себя управление владениями Киевской митрополии на землях Левобережной Украины. В ответ Д. хиротонисал на ту же кафедру своего родственника и близкого сотрудника архим. Иосифа (Нелюбовича-Тукальского), настоятеля Лещинского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря , 3 авг. 1661 г. получившего от кор. Яна II Казимира привилей на кафедру. После этого Д. и Ю. Хмельницкий обратились к К-польскому патриарху Парфению IV и добились от него церковного проклятия еп. Мефодия за то, что он изгнал с престола Д. и захватил кафедру с помощью светской власти. В этих действиях приняли активное участие связанные с Д. влиятельные лица из среды местного правосл. духовенства. Так, игум. Трехтемирова мон-ря Краковецкий отвез грамоты Д. и гетмана в Стамбул, а игум. киевского Выдубицкого Всеволожа во имя арх. Михаила мон-ря Климент (Старушич) привез грамоту патриарха в Киев. В грамоте, отправленной К-польскому патриарху 1 янв. 1663 г., царь принес извинения за поставление еп. Мефодия, которое было предпринято в силу необходимости, т. к. изменивший царю и оставивший свою паству Д. склонял людей к тому, чтобы они подчинились его власти и соединились с католиками. Вероятно, при участии Д. послы правобережного казачества на сейме 1661 г. снова выступили с требованием ликвидации унии. Это требование было отклонено участниками сейма, и все ограничилось созданием комиссии для раздела храмов и владений между православными и униатами, к-рая так и не приступила к работе. Реагируя на начавшиеся захваты правосл. церквей и мон-рей униатами, Д. и гетман Ю. Хмельницкий перед сеймом 1662 г. обратились к королю с просьбой о возвращении этих храмов и обителей православным. Была создана очередная комиссия, к-рая также не приступила к работе. В кон. 1662 г. Ю. Хмельницкий отказался от гетманства, 6 янв. следующего года Д. совершил над ним монашеский постриг, дав имя Гедеон. Возможно, благодаря участию Д. новый гетман П. Тетеря стал снова добиваться возвращения церквей, занятых униатами.

http://pravenc.ru/text/178367.html

Очевидно, братия М. м. имела связи с запорожским казачеством. 20 февр. 1666 г. в инструкции послам Запорожского войска, отправленным на Варшавский сейм, предписывалось ходатайствовать о судьбе М. м.: «Болит и то Церкви нашей греко-русской, что монастырь Милецкий, который является архимандритией, жалуется на нарушения неприкосновенности своих владений польскими жолнерами, хотя был фундован на шляхетских имениях» ( Крикун М. Ihcmpykцiя послам Biйcьka Запорозького на варшавський сейм 1666 р. i biдnobiдь короля Яна Казимира на неï//Украïна Модерна. Льbib, 1999. 2/3. C. 311-349). Т. о., уже в 1666 г. обитель в Мельцах имела статус архимандритии. Согласно реестру 1673 г., в М. м. проживали: архим. Стефан (Горяин), 16 монахов, 18 слуг; обитель получала доходы с мест. Мельцы и сел Песочно, Комарово, Соловьёво, Сыново, Подсыновка и Нецы (ЦГИАК. Ф. 25. Оп. 1. Д. 340. Л. 126). 26 марта 1681 г. настоятель М. м. архим. Стефан (Горяин) тайно принял унию от униат. Холмского еп. Иакова Суши и участвовал в 1-м совещании по вопросам «новой унии», прошедшем в марте 1681 г. в Варшаве с участием епископов Иосифа (Шумлянского) и Иннокентия (Винницкого). Не позднее 1703 г. обитель официально перешла в унию и получила статус архимандритии. Униатский еп. Холмский и Белзский Гедеон Война-Оранский в акте от 16 июня 1703 г. титуловался одновременно как «администратор Жидичинский и архимандрит Мелецкий». Летом 1711 г. в результате удара молнии сгорел монастырский «фольварок». Униатский настоятель игум. Дионисий Щуковский писал в заявлении от 20 июля 1711 г. в Луцкий замковый суд, что М. м. вслед. пожара лишен всего своего «фундуша» и поэтому не может уже платить налоги в польск. казну. К тому же один из местных польск. шляхтичей, Федор Посуховский, захватил пахотные монастырские земли и сенокосы и увел монастырских подданных. После многочисленных жалоб 5 авг. 1713 г. кор. Август II предписал Посуховскому восстановить прежние границы владений М. м. с возвращением мон-рю всего того, что было Посуховским присвоено. Однако дело удалось закончить только 14 окт. 1717 г., когда по поручению униат. митр. Льва Кишки комиссары силой вернули обители все имения. Акцией руководили упоминаемый Щуковский, к тому времени уже архимандрит М. м., и архимандрит Жидичинского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря Амвросий Улинский, на помощь к-рым еп. Луцкий Иосиф Выговский прислал отряд своих слуг.

http://pravenc.ru/text/2563196.html

После восстания на Украине, низложения Выговского и нового подчинения Запорожского войска власти царя в окт. 1659 г. Черниговский еп. Лазарь (Баранович) был назначен «блюстителем Киевской митрополии». Однако казацкая верхушка во главе с гетманом Ю. Б. Хмельницким продолжала считать митрополитом Д. Казацкое посольство, прибывшее в марте 1660 г. в Москву, ходатайствовало о возвращении Д. денег и митрополичьих риз, увезенных П. Тетерей после смерти митр. Сильвестра (Косова). В марте и сам гетман обратился к Д., предлагая ему вернуться в Киев. Д., нашедший себе приют у митрополичьего наместника в Великом княжестве Литовском Феодосия (Василевича) в Слуцке, где при Троицком монастыре была организована духовная консистория, прислал к гетману своего «казнодея» - проповедника Т. Бузского, который, по-видимому, убеждал гетмана перейти на сторону польск. короля. 28 авг. 1659 г. Д. вместе с овруцким архим. Феофаном обрел мощи прп. Иова (Железо) , трижды являвшегося ему во сне. Митрополит сам перенес останки святого в притвор Троицкой ц. После поражения русского войска осенью 1660 г. под Чудновом Ю. Хмельницкий перешел на сторону кор. Яна II Казимира вместе с казацкими полками Правобережной Украины. Д. вернулся к управлению теми епархиями и владениями Киевской митрополии, к-рые находились на данной территории. В нач. 1661 г. он специально посетил гетмана, чтобы убедить его отказаться от намерения вернуться под власть царя Алексея Михайловича . Неудовлетворенный недостаточной активностью архиеп. Лазаря (Барановича) царь Алексей Михайлович принял решение сделать местоблюстителем Киевской митрополии одного из наиболее стойких сторонников промосковской ориентации в укр. духовенстве - Мефодия (Филимоновича) , хиротонию к-рого во епископа Мстиславского и Оршанского в Москве возглавил местоблюститель Патриаршего престола Крутицкий митр. Питирим . Эта кафедра Киевской митрополии была вакантной, на территорию данной епархии распространялась власть царя Алексея Михайловича. В сер. июля 1661 г.

http://pravenc.ru/text/178367.html

С просьбой начать процесс беатификации К. в Рим обратился сейм Речи Посполитой и представители униат. иерархии. После ознакомления с присланными Рутским документами Конгрегация пропаганды веры приняла 30 апр. 1624 г. решение о формальном начале процесса. Беатификации предшествовали 4 процесса: в Полоцке в 1628 и 1637 гг. и в Риме в 1629 и 1632 гг. Декретом Римской Конгрегации обрядов от 14 дек. 1642 г. и бреве Урбана VIII от 16 мая 1643 г. К. был провозглашен блаженным. В кратком Житии, изданном Антонио Джерарди в 1643 г. в Риме в связи с беатификацией, К. изображается с вонзенным в голову топором, епископским посохом вост. вида и с ангелами, держащими пальмовые ветви (знак мученичества) и мирт. Несмотря на усилия униат. иерархии и королевской власти инициировать канонизацию К. еще в сер. XVII в. (обращение Холмского еп. Якова Суши к префекту Конгрегации пропаганды веры от 1 июня 1662 г. и польск. кор. Яна II Казимира к папе Римскому Александру VII от 14 авг. 1663), процесс был начат только в 1864 г. Торжественным актом канонизации от 29 июня и буллой Пия IX от 6 июля 1867 г. К. был причислен к лику святых, став первым святым греко-католич. Церкви, и провозглашен покровителем Руси и Польши. В ХХ в. папа Римский Иоанн Павел II назвал К. «апостолом единения». Тело К. было помещено первоначально в склепе кафедрального собора Св. Софии в Полоцке. После провозглашения его мучеником в 1624 г. в янв. 1625 г. состоялись перенесение тела К. из склепа в собор и торжественное отпевание, на котором произнес проповедь ученик К., кандидат на Смоленскую кафедру Лев Кревза . В XVII в., в связи с многочисленными военными действиями, тело К. неоднократно перевозили: в 1653-1667 гг. оно находилось в Супрасле, затем снова в Полоцке, в 1706 г. перенесено в каплицу домовой церкви канцлера К. С. Радзивилла в Беле (ныне Бяла-Подляска), а в 1764 г. останки К. были переданы местным василианам. Когда василианский мон-рь в Беле был в 1864 г. закрыт, мощи К., по преданию, были замурованы в подземелье. Вновь открытые в 1915 г., они были перенесены в ц. св. Варвары в Вене, в 1949 г.- в базилику св. Петра в Риме.

http://pravenc.ru/text/2462261.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010