Холмская икона спасена HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Подготовил Геннадий Цветков Холмская икона спасена Холмская икона Божьей матери, считавшаяся потерянной в годы войны и лихолетья, нашлась на Украине. Шесть лет тому назад она была передана из частных рук в музей Волынской иконы в Луцке. Музей, сохранив этот факт в тайне, подверг ее тщательному исследованию и консервации. После последней экспертизы никто уже не сомневался; что икона, прошедшая через столетья - с Хельмской Горы. Холмская икона Божией Матери / О происхождении Холмской иконы сохранились различные легенды. Согласно самой известной из них, икону принес в дар городу Холму (Хельму) сам святой равноапостольный князь Владимир. Очевидно, она была вывезена из Византии с приданным его жены Анны, дочери византийского императора. Исторические источники подтверждают присутствие иконы в Холме в XIII веке. Это она в начале столетия спасла Холм от татар. Когда их орды обложили город, жители вынесли чудотворную икону на крепостные валы. Татарам показалось, что валы достигли облаков, и они отступили. В 1259 году город горел. Пожар уничтожил все церкви, но икона уцелела. Князь Даниил построил тогда для нее на Хельмской горе прекрасный кафедральный собор. В хронике Яна Длугоша содержатся сведения о том, что в 1262 году Лев, сын Даниила, подарил икону церкви. Летописец упоминает и о том, что икона написана на кипарисовой доске. В 1596 году Холмский епископ Дионисий Збруйский принял унию, и иконостас кафедрального собора оказался у униатов. Когда в середине XVII века икона согласно договору должна была вернуться к православным, униаты ее скрыли. Спустя год святыня была обнаружена в сундуке закопанном в землю и замаскированном зерном и снопами соломы. После того, как икону торжественно перенесли в собор, униаты послали жалобу королю. Через некоторое время, после споров и объяснений, король Ян Казимир приказал привезти икону в Варшаву и поместить ее в часовню в замке. После отправки иконы в Люблин, королевские войска забирают ее на войну с казаками.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗОСИМА (Верховский Захария Васильевич (Богданович); 24.03. 1768, с. Буловица Смоленского у. и губ.- 24.10.1833, Зосимова пуст. Верейского у. Московской губ.), прп. (пам. 24 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе Московских святых), схим., старец, духовный писатель, основатель жен. монастырей. Жизнеописание З. составлено его племянницей, ближайшей ученицей и 1-й настоятельницей основанной им Зосимовой во имя Святой Троицы и Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» пустыни . игум. Верой (Верховской). Впервые вместе с изречениями З. издано в 1860 г. 2 книжками в одном переплете. Позднее афонский Пантелеимонов мон-рь переиздал Житие З.: в 1889 г. отдельной наиболее полной книгой с добавлением извлечений из его сочинений и в 1909 г. в сокращенном виде в сер. «Жизнеописания отечественных подвижников XVIII и XIX ст.». Автобиографические материалы о сибир. периоде жизни преподобного содержатся в написанном им Житии прп. Василиска (Гаврилова) , его духовного друга и наставника. Сведения о жизни З. и копии его сочинений найдены в ГА Смоленской обл., Тобольском филиале ГА Тюменской обл., ЦГИАМ, РГВИА, РГБ ОР, РГИА. Прп. Зосима (Верховский). Портрет. Кон. 20-х - 30-е гг. XIX в. (ЦИМ СДМ) Прп. Зосима (Верховский). Портрет. Кон. 20-х - 30-е гг. XIX в. (ЦИМ СДМ) Род. в семье дворянина в день празднования прп. Захарии Киево-Печерского (ГА Смоленской обл. Ф. 48. Оп. 5. Д. 319. Л. 204). В дворянской родословной книге Смоленской губ. род Верховских прослеживается с 1620 г. (РГИА. Ф. 1343. Оп. 18. Д. 1904), а корни его уходят в Польшу (AGAD (Главный архив древних актов). Варшава. Ф. «Коронная метрика». Кн. 180. Л. 460 об.- 462). Родоначальник российского рода Адам Верховский, в 1620 г. эконом смоленских волостей, получил за службу грамоты на земли от польских королей Сигизмунда III и Яна II Казимира . После взятия Смоленска рус. войсками в 1654 г. Верховские приняли Православие и служили московским царям. Отец преподобного, Василий Данилович Верховский, относится к 5-му поколению от родоначальника Адама. Начиная с 18 лет именовался Богдан, в т. ч. и на службе в полку смоленской шляхты, где дослужился до чина полковника. Мать, Анна Ивановна, происходила из дворянского рода Маневских. В семье Верховских было 3 сына и 6 дочерей; З. был самым младшим. Начальное образование получил дома.

http://pravenc.ru/text/200021.html

П.В. Долгоруков Графы и дворяне Микорские Фамилия Микорских (Mikorski) принадлежит к древнейшим родам Польши, и происходит от фамилии Порай. По преданию, один из Пораев пользовался особенною благосклонностию Короля Казимира Справедливого (в конце двенадцатого века): Король называл его по латыне mi cor, отчего и произошло прозвание Микорского. Потомки его построили, в Серадзском воеводстве, замок Микоржин. Станислава Микорский, живший в XVI веке, имел сына Самуила, женатого на Кобержицкой, внука Адама, женатого на Анне Скржинской, и правнука Франца. Сын сего последнего, Ян, женат был два раза: на Скарбковской и на Прушинской; имел семь сыновей: 1) Феликс, от брака с Анною Стемпковскою, имел сына Дионисия, и трёх дочерей: Изабеллу, Бригитту, за Целецким, и Альбину, за Древновским; 2) Павел, от брака с Урсулою Лущевскою, имел двух сыновей, Андрея и Яна, и двух дочерей: Екатерину, за Горским, Иоанну, за Яном Закржевским; 3) Матвей; 4) NN; 5) NN, были оба монахами; 6) Ксаверий, кавалер белого орла, от брака с Елисаветою Белинскою, имел сына Иосафата и дочь Варвару, за Лукомским; 7) Иосифа-Станислава, каштелян Равский и кавалер белая орла, возведён был Королём Прусским Фридрихом-Вильгельмом III, 5 июня 1798 года, в Графское Прусского Королевства достоинство. Он женат был на Христине Мясковской; имел сына графа Яна и пять дочерей: Текла была за Наквасским; Варвара, за Яном Водзинским; Урсула, за Иосифом Лемпицким; Иозефина, за Лубинским; Кунигунда, за Сохачевским каштеляном Ласоцким. Дворяне Микорские приписаны к гербу Остоя (Ostoja): в красном поле два золотые полумесяца, рогами, один вправо, другой влево, и между ними меч с золотою рукояткою, острием вниз. На гербе дворянские: шлем и корона с пятью строусовыми перьями. Графы Микорские имеют подобный же герб; только у них на щите корона графская с пятью строусовыми перьями, и герб держат два дикаря, каждый с венком на голове и с палицею в руке. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Мостиска-Завада. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь /// Епархия неизвестна Деревянная церковь.  ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Вознесения Господня Год постройки:1722. Адрес: Львовская область, Мостисский район, село Завада (Мостиска-Завада) пригород Мостиска Координаты: 49.79807, 23.15886 Проезд:Чтобы увидеть деревянную церковь, нужно при въезде в Мостиск из Львова, на спуске, не пропустить поворот направо, а затем через 1 км сельской улицы будет поворот налево вниз (ориентир: напротив выше по склону – новая каменная церковь). Рядом с церковью расположено кладбище Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Св. Георгия греко-католическая 1611 года в Мостисках Мостицкого уезда. Литература: «Деревянные церкви бывшей Восточной Галиции» (ред. Войцех Walanus, Краков, 2012, с. 49а). Православная Вознесенская церковь, 1722 г. По информации с сайта Института истории искусств Ягеллонского университета церковь греко-католическая Св. Георгия. Впервые церковь в Мостиском районе Рудники упоминается в документе Яна Щесного Гербурта добромыльского с Фельштина (Ckeлibka, Старосамборский район) в 1600 году как мостиска предгородская. Юридическое разрешение на земельные угодья деревянная приходская церковь Рождества Христова получила в 1669 г. от короля Яна Казимира. Тогда же в селе существовала церковь Вознесения Господня. Права подтверждены в 1671 году королем Михайлом и в 1696 году Яном Яблоновским, воеводой волынским и старостой мостиским. Нынешняя деревянная церковь построена, как гласит надпись на наличнике западных дверей, в 1722 (1725) г. (две даты). Это - тризрубна одноэтажная постройка. Нава накрыта четырехскатным шатром, увенчанным восьмибичним фонарем с куполом. Закрыта с середины 1950-х гг. до 1989 года. Рядом с церковью расположено кладбище. Видно, что храм не действующий, иначе его бы внешне привели в лучший вид. Да и вокруг здания - нескошенная трава и бурьян. Литература: В. Слободян " Церкви Украины. Перемышльская епархия " . - Львов. 1998. - 864 с. Источник: " Деревянные церкви Западной Украины " http://decerkva.org.ua/mostyska.html По информации с сайта Института истории искусств Ягеллонского университета церковь греко-католическая Св.Георгия. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=59036

Ильник. Церковь Духа Святого. Духовская церковь /// Епархия неизвестна Церковь. Действует.   Престолы: Духа Святого Сошествия Год постройки:не ранее 1645. в 1928 г. реконструирована по проекту Е. Нагорного. Адрес: Украина, Львовская область, Самборский район, Турковская городская община, село Ильник Координаты: 49.1032, 23.09064 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Построена на приселке Заприще в 1645 p., как гласит инвентарь 1834 г. Хотя, судя по обмерам М.Драгана, построена древнее, в XVI веке, a в 1645 году достроили бабинец. Это было каменное трехдольное сооружение, верхом которого, выведенные из дерева, укрывали пирамидальные палатки, крытые гонтами. В 1676 году получила привилегию от польского короля Яна III Собеского. В 1928 году церковь реконструирована по проекту Евгения Нагорного, с частичной разборкой памятного сооружения (своды, стены и др.). Строительные работы вел Казимир Жеребецкий из Турки. Теперь это каменная, крещатая в плане трехверхая церковь. Наву на цилиндрическом барабане венчает сферическая баня с фонарем и макушкой. Над алтарем и бабинцем на четверике с одним заломом возвышаются пирамидальные палаточные верхом. С 1958 по 1989 год стояла закрытой, теперь принадлежит к общине УПЦ (Московский патриархат). Государственный архив Львовской области, фонд 1, опись 25, дело 1647.  Центральный Государственный исторический архив Украины во Львове, фонд 146. Галицкое наместничество, описание 20, дело 1537.  Центральный Государственный исторический архив Украины во Львове, фонд 159. Галицкая финансовая прокуратура, описание 9, дело 2020.  Шематизм греко-католического духовенства случившихся епархий Перемышльной, Самборской и Сяницкой на р. Б. 1934. - Перемышль, 1934.  Слободян В. " Церкви Украины: Перемышльская епархия " . - Львов: 1998, стр. 676 – 677.  Источник: " Прадедовская слава " Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=59935

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ (Желиборский Андрей; 1618-18.09.1662), еп. Львовский и Каменец-Подольский Западнорусской митрополии . Происходил из шляхетской семьи, с 18 лет служил в войске, затем жил при дворе кор. Владислава IV в свите вельможи Адама Казановского. После смерти 1 марта 1641 г. Львовского еп. Иеремии (Тиссаровского) 23-летний Желиборский был избран на Львовскую кафедру. Однако выборы, прошедшие без ведома митр. свт. Петра (Могилы) и не в кафедральном городе, были митрополитом аннулированы. На повторных выборах, проведенных наместником митрополита игум. Леонтием (Шитиком), были выдвинуты 2 кандидата - шляхтичи Желиборский и Даниил Балабан. Король пожаловал привилей Желиборскому, и тот, после принятия монашества с именем А., был хиротонисан во епископа Львовского 17 нояб. 1641 г. в Луцке (управлял епархией с июня 1641). Поскольку притеснения православных со стороны униатов во Львовской епархии усиливались, А. в 1647 г. ездил на сейм в Варшаву, чтобы добиться соблюдения прав православных. А. активно занимался издательской деятельностью, его попечением и частично в основанной им типографии были напечатаны: «Поучение новопоставленному иерею» (1642), «Наука о тайнах церковных» (1642, перепечатка соч. Сильвестра (Коссова) «Дидаскалия, или Наука о семи таинствах»), Требник (1645), Служебник (1646), Номоканон (1646) и Псалтирь (1648). Во время восстания под рук. Б. Хмельницкого А. находился в тесных сношениях с ним и московским правительством. В 1657 г., являясь одним из претендентов на Киевскую митрополию, послал в Москву с важным политическим поручением посольство, побывавшее также у Б. Хмельницкого. После смерти Хмельницкого, в изменившейся политической ситуации содействовал гетману Ивану Выговскому в его сношениях с польск. правительством, за что снискал покровительство кор. Яна II Казимира . Лит.: Филарет (Гумилевский). Обзор. СПб., 1884. Т. 1; вич Я. Д. Hebiдoмa пам " ятка украïнськоï icmopiorpaфiï другоï пол. XVII ст.//Укр. icm. журн. 1970. 2. С. 66-72; он же. Преемники первопечатника. М., 1981; Макарий. История РЦ. Кн. 6. С. 538-539; Блажейовський Д. Iepapxiя Киïвськоï Церкви (861-1996). Льbib, 1996. С. 232. Б. Н. Серов Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/76228.html

П.В. Долгоруков Графы и дворяне Карницкие Фамилия Карницких (z Karniç Karniçki) была известною в шестнадцатом веке. Станислав Карницкий находился коронным обозным в 1565 году. Северин и Лука Карницкие участвовали в избрании Короля Яна-Казимира, в 1648 году; Каспар получил от Короля Сигизмунда III, за военные подвиги, вотчину в Лифляндии. Одна ветвь этой фамилии владеет имениями и в Королевстве Галицийском и в Царстве Польском, и состоит в австрийском подданстве; она возведена была Императором Иосифом II, в 1782 году, в Баронское достоинство Королевства Галицийского, а Император Фердинанд I возвёл братьев Каэтана и Романа и родного племянника их Феликса Карницких, в 1845юду, в Графское достоинство Королевства Галицийского. Граф Роман (рождение 1793 † 1854), от брака с Генриеттою Баковскою, оставил одну дочь, графиню Сабину; граф Феликс, (рождение 1809), сын барона Иоанна Карницкого (рождение 1781 † 1840) от брака его с Юлиею Дзедушицкою, женат на Эвелине Чака, имеет двух сыновей: графа Михаила (рождение 1849) и графа Августа (рождение 1851); граф Каэтан (рождение 1791) женат на Теофилие Иржембской; имеет двух сыновей: графа Теодора (рождение 1816) и графа Владислава (рождение 1820), первого секретаря австрийского посольства в С. Петербурге, и дочь, графиню Марию, за австрийским каммергером бароном Адалбертом Буль-Бернберг. – Из числа дворян Карницких, состоящих в российском подданстве, действительный статский советник Иван Николаевич Карницкий ныне член варшавских департаментов правительствующего сената. Карницкие приписаны к гербу Ильговскому (JIgowski): в красном поле, серебряная буква W, на средине коей копьё, острием вверх, продето сквозь кольцо. На гербе дворянские: шлем и корона с тремя строусовыми перьями. У графов Карницких на гербе корона графская, из коей выходит лисица с красным высунутым языком. Намет справа красный, слева голубой, подложенный серебром. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Но имел ли этот набег какое либо отношение к Лютикову монастырю, находящемуся в 6 1 / 2 верстах от Перемышля, утвердительно сказать не можем. Вот все, что дошло до нас из Истории обители в 100 летний период протекший от её основания в половине XVI до возобновления в половине XVII столетия. После Литовского разорения, вероятно, и Троицкий Лютиков монастырь, подобно другим иноческим обителям нынешней Калужской области, «вознаградился». Но как и кто именно были при этом вознаграждении действующими лицами, остается тоже неизвестным, по недостатку письменных сведений об этом опустошительном периоде как в монастырском, так и в других местных архивах. Более определенные и ясные сведения об обители Троицкой начинаются лишь с половины XVII столетия, а именно с 1654 года, в котором принял деятельное участие в судьбах её Царедворец Государя и Великого Князя Алексея Михайловича Окольничий, Дворецкий и Оружейничий Богдан Матвеевич Хитрово. Этим событием и начинается новый отдел в Истории описываемой нами обители: период её возрождения, обновления и процветания. Отдел II. От возобновления обители после Литовского разорения до учреждения духовных штатов, от 1654 до 1764 года Участие незабвенного обновителя и благотворителя обители Богдана Матвеевича Хитрово становится известным из предисловия по вкладной книге, если и не написанного им своеручно, как полагает один из его потомков (Н. 3. Хитрово), то, несомненно, им самим составленного. Любопытная книга эта будет рассмотрена подробно в особой главе, а здесь предлагаем лишь из неё краткие выписки, имеющие непосредственное отношение к истории обители. «Лето 7162/1654 мая в 18 день, пишет Богдан Матвеевич, ходил Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Великой и Малой и Белой России Самодержец против своего Государева недруга Яна Казимира Короля Польского за его многие неправды». «Милостью Божией и Его Государевым и Царевым, и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великой и Малой, и Белой России Самодержца щастием, Яна Казимира Короля Польского и Гетмана его Радивила побил, и грады их: Смоленск, Мстислав, Полотеск, Быхов, Кричев, Горы Дубровню, Оршю, Копос, Могилев, Шклов, Гомель, Озерища и ины многие грады, их же града под свою Государеву высокую руку подклонил».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Этим правилом уничтожалась возможность сосредоточения уделов в чьих-либо руках мимо великого князя, и в корень подрывалось значение удельных князей. Расширению московских владений на счет Литвы способствовали смуты, происходившие в великом княжестве Литовском. Уже в первые десятилетия правления Иоанна многие служилые князья литовские перешли к нему, сохраняя свои вотчины; наиболее видными из них были князья Иван Михайлович Воротынский и Иван Васильевич Бельский. По смерти Казимира, когда Польша избрала королем Яна-Альбрехта, а литовский стол занял Александр, Иоанн начал открытую войну с последним. Сделанная литовским великим князем попытка прекратить борьбу путем родственного союза с московской династией не привела к ожидавшемуся от нее результату: Иоанн не ранее согласился на брак своей дочери Елены с Александром, как заключив мир, по которому Александр признал за ним титул государя всея Руси и все приобретенные Москвой во время войны земли. Позже самый родственный союз сделался для Иоанна только лишним предлогом для вмешательства во внутренние дела Литвы и требования прекратить притеснение православных. Сам Иоанн устами отправленных в Крым послов так объяснял свою политику по отношению к Литве: " великому князю нашему с литовским прочного миру нет; литовский хочет у великого князя тех городов и земель, какие у него взяты, а князь великий хочет у него своей отчины, всей земли Русской " . Эти обоюдные притязания уже в 1499 г. вызвали новую войну между Александром и Иоанном, удачную для последнего; 14 июля 1500 г. русские войска одержали над литовцами большую победу у р. Ведроши, причем взят был в плен гетман литовский, князь Константин Острожский. Заключенный в 1503 г. мир закрепил за Москвой ее новые приобретения, в том числе Чернигов, Стародуб, Новгород-Северский, Путивль, Рыльск и 14 других городов. При Иоанне Московская Русь, усиленная и сплоченная, окончательно сбросила с себя татарское ярмо. Хан Золотой Орды Ахмат еще в 1472 г. предпринял, по внушениям польского короля Казимира, поход на Москву, но взял только Алексин и не мог перейти Оки, за которой собралось сильное войско Иоанна.

http://pravicon.com/info-2446

‹…..› Богатую информацию о московско-ордынских отношениях дают актовые источники: в первую очередь духовные и договорные (между собой, с князьями других русских земель и Литвой) грамоты московских князей, а также договоры Новгорода (с русскими князьями и международные), жалованные грамоты, грамота духовенства Дмитрию Шемяке (1447) 54 . ‹…..› Отношения Москвы и Орды на последнем этапе их одновременного существования (последняя четверть XV b. и первые годы XVI b.) освещены в посольских книгах по сношениям с Крымским ханством и Польско-Литовским государством, а также в разрядных книгах. На отдельные аспекты московско-ордынских отношений проливает свет информация родословных книг. Использованные в книге иностранные источники могут быть подразделены на: литовские (в смысле созданные на территории Великого княжества Литовского) – Супрасльская летопись (середина XV в.), «Хроника Литовская и Жмойтская» (XVI b.), послания великих князей литовских Витовта и Александра Казимировича; польские – книги расходов королевского двора 55 и «История» Яна Длугоша (ум. 1480) 56 ; ордынские – ярлыки 57 ханов русским митрополитам (XIV в.) 58 , послания: Едигея великому князю Василию Дмитриевичу 59 , Махмуда – турецкому султану 60 , Ахмата – Ивану III 61 , Муртозы – Ивану III и касимовскому хану Нурдовлату 62 ; Ших-Ахмета и Тевекеля – Александру Казимировичу 63 ; крымско-татарские – ярлыки крымских ханов великим князьям литовским 64 и их послания в Москву и Литву 65 ?; арабские – сочинения Рукн-ад-дина Бейбарса (конец XIII – начало XIV в.) 66 , Ибн Халдуна (конец XIV в.) 67 , Ибн Арабшаха (первая половина XV в.) 68 ; персидские – труды Рашид-ад-дина (начало XIV в.) 69 , Кашани (начало XIV в.) 70 , Низам-ад-дина Шами (начало XV в.) 71 , Шереф-ад-дина Йезди (начало XV в.) 72 ; «Муизз» (первая половина XV в.) 73 ; сочинение продолжателя Рашид-ад-дина (первая половина XV в.) 74 ; византийские – патриаршие послания на Русь 75 ; немецкие – хроники 76 , сочинения И. Шильтбергера (начало XV в.) 77 и С. Герберштейна (первая половина XVI в.) 78 ; венгерские – хроники 79 и акты 80 ;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010