Полоцк. Богоявленский монастырь. Карта и ближайшие объекты Богоявленский Братский монастырь, 2 класса, в городе Полоцке. Время основания неизвестно; но о нем упоминается в 1633 году, когда его возобновили князья Огинские. После пожара в 1761 году монастырь был восстановлен и освящен в 1777 году. Здесь находится чудотворная Иверская икона Божией Матери. В четверг на первой неделе Петрова поста, в память воссоединения унии, совершается из монастыря крестный ход на реку Двину и по городу. При монастыре школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Богоявленский монастырь был основан в XVI веке. Первоначально состоял из деревянной церкви и братской школы. В 1633-36 гг. князь Лев Самуил Огинский и мировой судья Севастьян Мирский отсроили монастырь после пожара и содействовали основанию в нем православного братства. В 1633 г. грамотой Владислава IV монастырь утвержден как православный. Здесь находилась чудотворная Иверская икона Божией Матери в позолоченном серебряном окладе и украшенная драгоценными камнями. В 1656-69 гг. в братской школе преподавал Симеон Полоцкий. В 1668 г. по приказу короля Яна Казимира монастырь был отобран у братства. После пожара 1757 г. на месте деревянного храма возведен каменный Богоявленский собор. После визита в 1780 г. Екатерины II в Полоцк из государственной казны были выделены деньги на упорядочение монастыря. В 1782 г. архитектор Дж. Кварнеги разработал проект, согласно которому планировалась раскрытие композиции ансамбля строений вдоль улицы Нижнепокровской (ныне ул. Ленина). Богоявленский собор фланкировали 2-этажные сооружения: с запада монастырский корпус, с востока - мужское духовное училище (не сохранилось). В монастырском корпусе находилось 2 домовые церкви Евфросиньи и Екатерины, кельи монахов и игумена. Данная церковь находилась на углу монастыря, занимала 2 его этажа и была накрыта в 1830-е куполом. В 1784-91 и 1812-19 гг. в монастырском корпусе размещалось народное училище, в 1792-1812 гг. - богодельня. В 1970-е гг. корпус отреставрирован и передан под жилье. В 1990-е гг. в корпусе создан музей белорусского книгопечатания, а в помещении домовой церкви - музей-библиотека Симеона Полоцкого.

http://sobory.ru/article/?object=13590

Полоцк. Богоявленский монастырь. Неизвестная домовая церковь. Теплая церковь Карта и ближайшие объекты Богоявленский монастырь был основан в XVI веке. Первоначально состоял из деревянной церкви и братской школы. В 1633-36 гг. князь Лев Самуил Огинский и мировой судья Севастьян Мирский отсроили монастырь после пожара и содействовали основанию в нем православного братства. В 1633 г. грамотой Владислава IV монастырь утвержден как православный. В 1656-69 гг. в братской школе преподавал Симеон Полоцкий. В 1668 г. по приказу короля Яна Казимира монастырь был отобран у братства. После пожара 1757 г. на месте деревянного храма возведен каменный Богоявленский собор. После визита в 1780 г. Екатерины II в Полоцк из государственной казны были выделены деньги на упорядочение монастыря. В 1782 г. архитектор Дж. Кварнеги разработал проект, согласно которому планировалась раскрытие композиции ансамбля строений вдоль улицы Нижнепокровской (ныне ул. Ленина). Богоявленский собор фланкировали 2-этажные сооружения: с запада монастырский корпус, с востока - мужское духовное училище (не сохранилось). В монастырском корпусе находилось 2 домовые церкви Евфросиньи и Екатерины, кельи монахов и игумена. Данная церковь находилась на углу монастыря, занимала 2 его этажа и была накрыта в 1830-е куполом. В 1784-91 и 1812-19 гг. в монастырском корпусе размещалось народное училище, в 1792-1812 - богодельня. В 1970-е корпус отреставрирован и передан под жилье. В 1990-е в корпусе создан музей белорусского книгопечатания, а в помещении домовой церкви - музей-библиотека Симеона Полоцкого. Монастырский корпус - памятник архитектуры барокко и классицизма. Г-подобный в плане, каменный 2-этажный. В композиции фасадов сооружения использован характерный для классицизма принцип - 1-й этаж трактовался как пьедестал для более парадного 2-го этажа. Первый этаж декорирован рустом и расчленен небольшими лучковыми оконными проемами в рамах с замковым камнем. На гладкой поверхности стен 2-го этажа более вытянутые окна в простых рамах. Здание завершено развитым профилированным карнизом. Угловая часть, где находится церковь, выделена 4 полуколоннами ионического ордера и завершена фронтоном первоначально с небольшой башенкой, на месте которой в 1830-е годы возведен купол на цилиндрическом барабане.

http://sobory.ru/article/?object=13357

Трускавец. Церковь Николая Чудотворца. Свято-Николаевская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1861 и 1886. Адрес: Украина, Львовская область, Дрогобычский район, город Трускавец, площадь Сечевых Стрельцов Координаты: 49.277668, 23.508352 Проезд:маршрутное такси 2 до остановки " Церковь Святого Николая " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью На углу улиц С. Бандеры и Стебницкой стоит каменная из кирпича греко-католическая церковь Святого Николая. Каменная церковь появилась в Трускавце в 19 веке, заняв место более древнего храма. Сначала было построено одноэтажное здание с двускатной крышей, которое увенчали купола с фонарями. По историческим документам известно, что в 1515 году в селе Трускавцы существовала приходская деревянная церковь Святого Николая. С 1660 г. она получила привилегию от польского короля Яна Казимира. Текст документа звучал так: " Грамотой королевской с 6 октября 1660 года придает приход Трускавец уезд Дрогобыч король польский Ян-Казимир священникам Павлу и Андрею, Василию и Стефану " . О существовании двух древних деревянных церквей в Трускавце – приходской Св. Николая (прежней) и дочерней Пресвятой Троицы (горней) свидетельствуют консигнации их реальности, составленные 29 сентября 1798 ксендзом Павлом Яворским и подписанные (заверенные) знакомхрест Василием Гурбом и представителями общины – Иваном Мацькивым, Иваном и Илькой Пристаями. В 1861-1886 годах за счет каноника прилата Петра Кошалкевича построена нынешняя каменная церковь. Тогда церковь была одноэтажной. Ее ремни покрывали двускатные крыши, низшие боковые помещения – односкатные, увенчанные на углах небольшими фонарями с макушками. Наву завершал четверик со срезанными гранями, покрытый баней с фонарем. В интерьере церковь украшал четырехъярусный иконостас второй половины XIX в. (Сохраненный до сих пор). Церковный интерьер украшал четырёхъярусный иконостас, созданный во второй половине 19 века. Работу старинных мастеров удалось сохранить до наших дней. Более поздним сооружением стала каменная колокольня, возведенная в 1920 году. Тогда же производилась и реконструкция самой церкви. Работы финансировала греко-католическая община, которой сейчас принадлежит здание храма.

http://sobory.ru/article/?object=59928

Фамилию дворян Глинских не должно смешивать с князьями Глинскими, потомками Мамая, угасшими в восемнадцатом веке. Мамай, разбитый на Куликовском поле, бежал к устьям Дона; там, разбитый ханом синей орды Тохтамышем, бежал в Крым, в Кафу, к Генуэзцам, которые его умертвили. Сын Мамаев, Мансуркиян, кочевал между устьями Дона и Днепра, и недолго пережил отца. Он оставил двух сыновей: Лексу и Скидыря; сей последний, с своими верблюдами, откочевал к Азову, и пропал без вести, а Лекса присягнул великому князю литовскому Витовту; принял, в Киеве, Святое Крещение православной веры, с именем Александра; получил, от Витовта, в удел города Глинеск и Полтаву, стал писаться князем Глинским, и женился на княжне Анастасие Владимировне Острожской. Сын их князь Иван Александрович имел трёх сыновей: Бориса, Фёдора и Семёна. Князь Борис Иванович имел трёх сыновей: Льва, Василия и Ивана. Князь Лев Борисович имел четырёх сыновей: князя Ивана, по прозвищу мамай, князя Василия, по прозвищу слепой, князя Фёдора и князя Михаила. Князь Фёдор Львович умер в Литве, а три брата его выехали в Россию в 1508 году, и князь Михайло Львович был боярином († 1534), равно как и сын его князь Василий Михайлович († 1565). Дочь князя Василия Львовича Слепого, княжна Елена Васильевна, была второю супругою великого князя Василия Иоанновича и материю Иоанна Грозного; она имела трёх братьев: князя Юрия Васильевича († 1547), бывшего боярином; князя Ивана Васильевича и князя Михаила Васильевича († 1559), бывшего боярином. Сын сего последнего, князь Иван Михайлович, был также боярином, и с кончиною его, в 1602 году, угасла старшая ветвь князей Глинских, поселившаяся в России. – Младшая ветвь этой фамилии существовала в Литве до XVIII века. Князь Василий Борисович, правнук Мамаева внука (см. выше), имел пять сыновей, князей: Ивана старшего, Василия, Семёна, Дмитрия и Ивана младшего. Князь Фёдор Иванович, внук Мамаева внука (см. выше), имел сына князя Михаила и внука князя Владимира; брат его князь Семён Иванович (см. выше) имел сыновей, князей: Ивана, Фёдора, Андрея и Дмитрия; внуков, князей: Михаила, Фёдора, Юрия, Вацлава и Ярослава Ивановичей; Василия и Богдана Фёдоровичей, и правнуков, князей: Юрия и Михаила Васильевичей. На избрании Короля Яна-Казимира, в 1648 году, упоминаются четверо князей Глинских: Константин, Владимир, Андрей и Михаил, а в 1655 году, в сражении под Вержховицем, убит князь Юрий Глинский. Знаменитое имя их в последний раз встречается в царствование Императрицы Елисаветы Петровны; в смоленской губернии упоминается помещик князь Богдан Глинский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Эта древняя фамилия прияла начало в княжестве Мазовецком. Бронислав, надворный маршал князя Мазовецкого, живший в начала тринадцатого века, имел сына Валерия, который был подскарбием (т. е. казначеем) князя Мазовецкого, и по имени вотчины своей стал писаться Красинским (на Krasnym Krasinski). Он оставил двух сыновей: Хризольма, бывшего кастеляном черским, и Славомира, бывшего надворным судьею у князя Зимовита Мазовецкого. Сын Славомира, Яско, был канцлером у того же князя. Сын Яски Славомир, имел сына Словека, бывшего главным судьёю в княжестве Мазовецком, и оставившего пять сыновей: Николая, родоначальника Краснинских; Славомира, родоначальника фамилии Щука; Станислава, родоначальника Рембовских; Фалислава родоначальника Ланецких, и Якова, родоначальника Пеницких. Из правнуков Николая Красинского: Франц († 1577) епископ краковский, был послом в Вене, дважды послом в Риме; был главным руководителем соединения Литвы с Польшею в 1569 году и присоединения к Польше воеводств: киевского, волынского и подольского, а Войцех был кастеляном серпским. Внук сего последнего, Станислав, был также кастеляном серпским, а из племянником Войцеха, сыновей брата его Андрея, Ян, каноник гнезненский, был известный польский писатель XVI века; Франц, был кастеляном цехановским, а Станислав воеводою плоцким. Сей последний имел десять сыновей: из них Гаврииле был кастеляном плоцким; Станислав, Доминик и Лудовик были, один после другого, кастелянами цехановскими; а Ян-Казимир воеводою плоцким и великим подкоморием коронным. Сын сего последнего, Ян-Бонавентур, был воеводою мазовецким, потом плоцким, а внук Станислав был кастеляном плоцким. Сын кастеляна Гавриила, Николай, был кастеляном малогосским; внук Александр кастеляном вислицким, а правнук Станислав, от брака с Гумецкою, имел четырёх дочерей: из них старшая, Франциска, была супругою Принца Карла Саксонского, сына Короля Польского и Курфирста Саксонского Августа III 264 ; другие три дочери были: за Водзицким, за Свидзинским и за Тарновским. Сын кастеляна Доминика, Яков, был, подобно отцу своему, кастеляном цехановским, а сын его Антоний был кастеляном закроцимским. Сын кастеляна Лудовика, Войцех, был воеводою мазовецким; племянник сего последнего, сын брата его Фелициана, Ян, был кастеляном визским, а сын этого Яна, Адам, был епископом каменецким. Таким образом фамилия Красинских имела четырёх воевод и четырнадцать кастелянов, из коих многие прославились в польской истории. Красинский служил бригадным генералом в войсках Наполеона I, потом девизионным генералом в Царстве Польском; брат его ВикентийИванович, дивизионный генерал французских войск, возведён был Наполеоном I в 1811 году, в Графское Французской Империи достоинство; потом был в Царстве Польском генералом от кавалерии, маршалом сейма 1818 года, сенатором-воеводою; ныне российский генерал от кавалерии, генерал-адъютант, государственного совета член и кавалерии всех российских орденов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

архиеп. Михаил (Попов) Часть I. Руина Глава I. Детство и воспитание Димитрия «Я, грешный иеромонах Димитрий, родился от родителей христианских, Саввы и Марии, законным браком сочетанных, во граде Макарове, седмь миль от Киева. Дано мне имя Даниил и крещением святым просвещен месяца декабря. Того (1651) году была война Радзивилова и Киев спасен» 1 . Так Димитрий сообщает о своем происхождении. Отец Даниила носил прозвание Туптало или Тупталенко. Фамилия Туптало шляхетского рода и становится известною только с конца 16–го столетия. Отец Даниила, Савва Григорьевич, родился около 1599 года 2 . Всю свою молодость, и лучшие годы, он провел в рядах казацкого войска. Мы видим его при защите Киева от польских войск даже восьмидесятилетним старцем. Это был распорядительный и умный человек, заслуживший внимание товарищества не за одну только храбрость, но и за умение вращаться с сохранением своего достоинства в тогдашней опасной среде политических веяний. Военные занятия долго препятствовали ему жениться. Он сочетался браком уже не в первой молодости, не ранее 35–40 лет от роду 3 . Св. Димитрий Снимок с портрета, хранящегося в архиве Св. Синода В год рождения своего сына Даниила Савва Григорьевич носил уже звание сотника малороссийского казачьего войска. Трудное время переживал тогда малороссийский народ. В Украине стоял разгар необычайного политического и религиозного движения. Подхваченные бурным течением, жители невольно вызывались на самозащиту. Народ с твердостью отстаивал свою независимость и веру. Вся тяжесть борьбы лежала на казачестве. Долго шло всенародное восстание за свободу и веру, давшее героев, борцов и закаленных в борьбе людей. Военная полувековая служба Саввы Григорьевича вся положена в народную борьбу за Украину. В особенности опасно стало жить в Малороссии при вступлении на польский престол короля Яна Казимира, не сдерживающего ненависти поляков к Малороссии. После Зборовского трактата, которым были возвращены права казакам, Савва Григорьевич мог бы жить спокойнее в Макарове. Но скоро война вспыхнула снова. В народной памяти осталась особенно тяжкою «Война Радзивилова». «В Радзивильщину» 4 и родился у Саввы Григорьевича сын Даниил.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Витебск. Церковь Сошествия Святого Духа. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Духа Святого Сошествия Год постройки:приблизительно 1785 - 1800. Год утраты:1962 (взорвана) Адрес: Республика Беларусь, Витебская область, г. Витебск, ул. Пушкина Координаты: 55.190357, 30.211403 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Православный храм Святого Духа построен при князе Ольгерде около середины XIV века (1340). Неизвестно, каменной или деревянной была построенная церковь. При храме был основан женский монастырь, чаще считается, что его основательницей была вторая жена Ольгерда Иулиания (Ульяна), которая была в нём и похоронена. Церковь упоминается в привилее Витебской земле польского короля и великого князя литовского Александра Ягеллончика 1503 года. В инвентаре 1618 года церковь названа в числе каменных. 30 октября 1632 года в «Пунктах успокоения граждан Короны и Великого княжества Литовского русского народа религии греческой» упоминалась пустая церковь Св. Духа «в поле» в Витебске. Но несмотря на требования православных церковь перешла к униатам. В августе 1649 года войско украинского казацкого гетмана Богдана Хмельницкого разбило армию польского короля Яна Казимира под местечком Зборов в Украине. Итогом сражения стал договор Хмельницкого с польским королём, среди условий которого было предоставление свободы вероисповедания православным Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, а также возвращение им забранных униатами церквей, среди которых «Богородицы в Витебске Благовещения Богоматери в нижней крепости и церковь за городом Св. Духа». Однако уже в 1652 году Ян Казимир подтвердил привилей, данный униатам Владиславом IV 14 марта 1635 года. При взятии Витебска русскими войсками на период русско-польской войны 1654-1667 г.г. церковь Святого Духа становится православной (богослужения с 1661 г.). Каменной она изображена на чертеже Витебска 1664 года. Но по условиям Андрусовского перемирия 1667 года, город был возвращен Речи Посполитой.

http://sobory.ru/article/?object=41479

Воронеж. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:не позже 1833. Год утраты:приблизительно 1932 Адрес: Украина, Сумская обл., Шосткинский район, пос. Воронеж, улица Николая Терещенка Координаты: 51.778228, 33.46614 Проезд:любым общественным транспортом, который следует через Воронеж или в Воронеж, выходить на остановке " Почта " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Каменная Успенская церковь находилась в центре Воронежа, у нынешнего универмага. Построена в 1833 году, разрушена в 1920-1930-х годах. Успенская церковь была построена уже после восстановления воронежской крепости, сожженной поляками, войсками короля Яна Казимира зимой 1664 г. Церковь находилась в ста саженях от Михайловской церкви, слева от Глуховских ворот – въездных ворот в крепость (ныне сооружением к 800-летию Воронижа). Успенская церковь стояла вплотную к двойному частоколу (палисаду) из заостренных смолистых свай в два сажени высотой поверх земляного вала над зарослями болотистой Гудымовки, правого притока Воронца (ныне Осоты). Церковь называлась в народе Пречистенской, соответственно и угол Воронижа назывался Пречищиной. Во всей Воронежской сотне и далеко за ее пределами была известна чудотворная икона Богоматери – Троеручицы, стоявшая на престоле в серебряной позолоченной ризе с драгоценными камнями. «Троеручица» уже к 1756 г. сотворила «28 чудес», подтвержденных свидетельствами исцеленных ею верующих. Успенская церковь сгорела в большом пожаре, который произошел в Воронеже в начале 1800-х гг. м), наибольшая ее ширина – 10 саженей (21,3 м), высота вверх карниза – 4 сажени 1 ½ аршин (9,6 м). На церкви была одна большая глава. Колокольня в три яруса, общей высотой вверх карниза в 11 саженей (23,4 м). Церковь построена в архитектурном стиле классицизма, как бастион веры в Воронеже. В 1888 г. рядом с Успенской церковью построили деревянный церковно-причтовый дом (14,2 х8, 5х3, 5 м) для обитания священника. В его дворе находились кухня, два амбара, хлев, конюшня, кирпичный погреб, сарай и навес. В 1890 г. построили возле церкви сторожку (3,6х2,9х2,1м). До революции в собственности Успенской церкви находились на Базарной площади 6 деревянных скамеек общей длиной в 43,1 м. В апреле 1922 г. на Пасху воронежские большевики лишили Успенскую церковь всех ее драгоценностей, серебряных чаш, напрестольных крестов и растросов.

http://sobory.ru/article/?object=56949

Смиловичи. Церковь Георгия Победоносца. Церковь. Действует.   Престолы: Георгия Победоносца Год постройки:Между 1990 и 2000. Адрес: Республика Беларусь, Минская область, Червенский район, г.п. Смиловичи, ул. Горького, д. 5 Координаты: 53.752659, 28.011033 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Смиловичи (белор. - городской посёлок в Червенском районе Минской области Белоруссии. Расположен на реке Волме в 27 км на восток от Минска, в 30 км на запад от Червеня. Название Смиловичи можно найти на старинных картах Беларуси, оно неоднократно упоминается в различных исторических документах. В одном из них есть запись: «В 1483 году в Смиловичах возведена новая церковь». Необходимо отметить, что в источниках достаточно противоречивые сведения о названиях и количестве построенных в Смиловичах церквах вплоть до 19 века. Так, по одним данным древнейшая церковь во имя Святого великомученика Георгия появилась в деревне ещё в середине XVI века, о чем свидетельствует надпись, сохранившаяся на надгробном памятнике: «Помяни, Господи, душу раба Фаны Коси. 1560 г.». А в описании церквей и приходов Минской епархии, опубликованных в приложении к «Минским епархиальным ведомостям» за 1879 год, также повествуется о церкви в честь Святого великомученика Георгия, которая появилась в Смиловичах ещё в середине XVI века. По этим же данным в 1668 году, после пожертвований во времена Яна Казимира (польского короля), Марциан Огинский, тогдашний владелец Смилович, основал здесь церковь Вознесения и отдал ей земли в урочище Серковщина. В тоже время из других источников явствует, что Огинские, в частности Марциан Огинский (1632-1690 гг.), в 17-м веке вернул Смиловичам их изначальное название (в 15-16 веках на окраине сегодняшних Смилович поселились татары, - появилась Татарская Слобода). В те времена селение временно называлось Бакшты (Бакштаны), так как когда-то принадлежали роду Бакштанских), построили в Смиловичах замок, окружив его валами и бастионами, и возвёли в 1668 году православную Свято-Троицкую церковь. В 1783 (или в 1668 г.) году Михаил Огинский возвел в деревне новую святыню - церковь Успения Божьей Матери. В церкви находилась местночтимая чудотворная икона Казанской Божьей Матери. В 1834 году здание было отремонтировано Станиславом Манюшко. В 1865 году на месте старой была построена новая каменная Свято-Георгиевская церковь.

http://sobory.ru/article/?object=14110

Спасо-Преображенская церковь (Заславль) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Преображенская церковь — православный, изначально протестантский храм, находящийся в городе Заславль, Белоруссия. Является наиболее выразительным из памятников оборонно-культовой архитектуры Ренессанса, сохранившихся до нашего времени. Содержание История [ править править код ] Изначально был возведён как кальвинистский собор, во 2-й половине XVI века. Основателем храма был тогдашний владелец Заславля Ян Глебович. Кальвинистский собор размещался на территории укреплённого бастионного замка. Храму тоже придавалось оборонное значение и, вероятно, по всему его периметру в верхней части стен располагались бойницы. Известно, что Ян Глебович пригласил в Заславль выдающегося деятеля белорусской реформации, философа, просветителя и гуманиста Симона Будного. В 1572 году Будный переехал сюда, некоторое время жил в Заславле, проповедовал в реформаторской общине. При кальвинистском соборе действовала школа, где могли обучаться дети различных сословий. При виленском каштеляне Николае, сыне Яна Глебовича, кальвинистский собор приспособили в 1628 году под костёл Михаила Архангела. Новые владельцы Заславля Кристина и Казимир Сапеги, основавшие здесь в 1676 году доминиканский монастырь, передали ордену и храм. В 1678 году бывший кальвинистский собор был частично перестроен: с западной стороны к храму была пристроена башня и реконструированы фасады. В верхней части стен вместо бойниц сделан декоративный аттиковый пояс, который имел широкое распространение в архитектуре Ренессанса в Беларуси. Об этих перестройках свидетельствует разнохарактерная обработка отдельных частей фасадов и неодинаковая толщина стен. В 1833 году доминиканский костёл упразднён, а здание передано униатской церкви. В память деревянной униатской Спасо-Преображенской церкви, которая существовала ранее в Заславле, храм был освящён под таким же именем. В 1839 году на Полоцком соборе была отменена Берестейская церковная уния, церковь перешла к Русской Православной Церкви и вошла в состав Минской епархии.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010