Ч. 1. Т. 6. С. 751). В февр. того же года в суд Луцка обратились с жалобой изгнанный игум. Севастиан (Селицкий) от имени митр. Петра (Могилы) и кн. Г. Святополк-Четвертинский «от всих их милости панов обывателев воеводства Волынского». Захватив храм и его имущество, униаты, не имевшие поддержки среди русского населения Люблина, не смогли организовать там церковную жизнь. Кассиан Сакович в 1642 г. писал, что вместо проживавших ранее при церкви 6-8 монахов в ней находится один малограмотный («idiota») священник, нет ни больницы, ни богадельни. После передачи униатам единственного в городе правосл. храма жители Люблина, состоявшие в братстве, оказались в тяжелом положении. Их священников преследовали и заключали в тюрьму, невозможно было крестить детей, получить причастие, больные умирали без исповеди и их нельзя было хоронить на церковном кладбище. Верная своим обязательствам волынская шляхта через своих послов на сеймах 1639-1646 гг. постоянно требовала возвращения храма в Люблине православным. Заинтересованный в ее поддержке Владислав IV неоднократно отдавал соответствующие распоряжения, но они не выполнялись и опротестовывались Мефодием (Терлецким). Положение изменилось после побед Б. М. Хмельницкого и заключения Зборовского мира. Уже в обращении Хмельницкого к королю от 12 июня 1648 г. возвращение православным храма в Люблине было одним из требований Войска Запорожского. В дипломе кор. Яна II Казимира от 12 янв. 1650 г. предписывалось возвратить православным церковь в Люблине, построенную шляхтой. Этот же диплом подтверждал права, которыми пользовались ранее правосл. братства. Для осуществления принятого решения находившийся в Варшаве православный Киевский митр. Сильвестр (Косов) послал в Люблин архимандрита Жидичинского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря Дионисия. С ним власти отправили инстигатора коронного Д. Житкевича с отрядом из 50 драгун, т. к. в то время власти Речи Посполитой уклонялись от столкновений с Хмельницким. 22 янв. архим. Дионисий занял храм, в к-ром остались одни голые стены.

http://pravenc.ru/text/2561042.html

Через несколько лет на Ченстоховскую обитель сделали нападение гусситы, т. е. последователи учения Иоанна Гусса, профессора богословия в Пражском университете, сожженного живым на костре в 1415 году. Гусситы, ограбив все монастырские сокровища, хотели также похитить и чудотворный образ Божией Матери. Они уже вынесли его из церкви и поставили на заранее приготовленный возок, но кони не могли сдвинуть его с места: какая-то невидимая сила удерживала их. Гусситы пришли в ярость. Один из них схватил икону Богоматери и в бешенстве бросил на землю, а другой ударил мечем в Ее лик. Но дерзкие хулители святыни в то же мгновенье испытали на себе кару Божию: первый из них тут же умер, а у другого иссохла рука. Не избежали справедливого гнева Божьего и другие грабители монастыря: некоторые из них погибли скорой смертью, а другие были поражены слепотой. Так обитель, потерявшая временное приобретение, утешена была чудесным сохранением неотъемлемого сокровища — св. образа Богоматери. В половине XVII века, когда управление польским престолом перешло в руки Яна Казимира, Шведский король Карл X Густав, преемник Христины, взял Варшаву и Краков и овладел почти всей Польшей. В первый раз шведские войска потерпели сильное поражение только под монастырем на Ясной горе, где находится икона Ченстоховской Богоматери. Эта помощь и заступление Не6есной Царицы ободрили поляков. Они составили конфедерацию, известную под именем Тимоведской. Некоторые воеводства и часть войска соединились, чтобы дать дружный отпор шведам. Король Ян Казимир, возвратясь из Силезии во Львов, обнародовал манифест, в котором поручал свое государство покровительству Божией Матери, называя Ее Польской Королевой. Благодаря помощи, которую оказала Польше Россия, война со шведами прекратилась благополучно для поляков в 1656 году. Чудеса, которые совершились от Ченстоховской иконы Богоматери, описаны в особой книге, хранящейся в храме Ченстоховского монастыря. С этой чудотворной иконы сделано много копий, хранящихся не только в православных, но и католических монастырях.

http://sedmitza.ru/lib/text/440281/

Что касается Перемышльских епископов, то их имена и последовательность смены на епископском столе позволяют проследить тексты опубликованных решений перемышльского суда. Об управлявшем епархией в 30-х гг. еп. Илии в 1440 г. говорится уже как о покойном (AGZ. 1888. T. 13. S. 89). Его преемник, по-видимому поставленный митр. Исидором, упоминается в судебных решениях с 1445 г. то под именем Александра, то под именем Афанасия вплоть до апреля 1467 г. (ibid. S. 179, 197, 209, 239, 241 iin.). Он принадлежал к числу мелких вотчинников — совладельцев с. Бирчи. В спорах с родственниками-совладельцами владыка выступал обычно вместе с братом Иваном (ibid. S. 239, 241, 246). Последний — то же лицо, что и «дворянин Иван Бирецкий», которому король Казимир в июне 1467 г. по ходатайству местных православных предоставил право занять епископскую кафедру после смерти Перемышльского владыки (ibid. T. 7. 63. S. 115). По-видимому, он же как Перемышльский еп. Иоанн встречается в грамоте Казимира Перемышльской епископии от 15 февраля 1469 г. (ibid. T. 8. 60). Характеризуя положение в Галиции, митр. Макарий ничего не говорит о Холмской епархии, так как он отнес ее к территории великого княжества Литовского: в сводке известных ему сведений о епископах великого княжества Литовского он отметил лишь в 1494 г. одного Холмского епископа Симеона. Холмская кафедра действовала постоянно на протяжении всей 2-й пол. XV в. (Площанский В. М. Прошлое Холмской Руси. Вильно, 1899–1901. 2 ч.). Борьба дворянства Русского воеводства с магнатами из рода Одровонжей заняла важное место в истории этой территории во 2-й пол. XV в. (Prochaska A. Konfederacya lwowska 1464 r.//Kwartalnik historyczny. 1892). Однако это был прежде всего социальный конфликт, в котором самоуправству магнатов противостояла совместно и «русская» православная, и польская католическая шляхта, и немецко-польское мещанство Львова. Авторы, на которых здесь ссылается митр. Макарий, использовали свидетельство польского хрониста 2-й пол. XV в. Яна Длугоша. Сообщив о том, как молодой король Владислав Ягеллончик щедро раздавал панам земли (грады и деревни) в Русском воеводстве и Подолии, хронист с осуждением писал, что паны изгоняли из своих новых владений их старых жителей и владельцев, которые бежали к татарам, «придавленные нуждой и бедностью и пораженные отчаянием» (Joannis Dlugossii Seu Longini canonici cracoviensi Historiae Polonicae libri XIV. T. 4. Cracoviae, 1876. S. 683). Что речь идет о социальном, а не религиозном конфликте, вытекает из осуждения действий панов хронистом, который был ярым врагом православных.

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

В 1434 г. О. не смог поехать на Собор из-за смерти Владислава (Ягайло). Намерение епископа взять на себя бразды гос. управления при малолетнем Владиславе III (1434-1444) вызвало опасения мн. представителей знати и привело к формированию оппозиции, попытавшейся опротестовать право Владислава III на польск. престол. Усилиями О. по соблюдению Едлинского привилея (1430) и др. актов, закреплявших право престолонаследия Владислава III, планы оппозиции были сломлены. Тот факт, что во главе оппозиции польск. знати стояли сторонники гуситов (учение чеш. проповедника Яна Гуса было осуждено Констанцским Собором (1414-1418), а сам Гус сожжен) - шляхтичи Спытек из Мельштына (1398-1439) и Дзерслав из Рытвян (1414-1478), организаторы съезда в Опатуве, позволяет нек-рым исследователям рассматривать этот съезд как начало противоборства 2 групп: объединения польск. гуситов под предводительством Спытека из Мельштына и конфедерации во главе с О. (см., напр.: Moraczewski. 1844. S. 261, 300). Такая т. зр. скорее всего неверна: во-первых, вряд ли на тот момент можно говорить о сколько-нибудь оформленных объединениях ( Dzieduszycki. 1853. Т. 1. S. 16-17), во-вторых, при описании съезда в Опатуве хронист Ян Длугош о гусизме не упоминает ( Dlugossius. 2001. Т. 9. [Lib. 11-12]. P. 130-132). Вполне вероятно, что Длугош намеренно не придавал значения религ. аспекту в разногласиях О. с представителями оппозиции, т. к., по-видимому, это не было определяющим фактором в данном конфликте. О. был опекуном младшего сына Владислава (Ягайло), кор. Казимира IV Ягеллончика (1427-1492), и фактически регентом королевства до нач. 40-х гг. XV в. После кончины имп. Сигизмунда I (1437) чеш. гуситы выдвинули кандидатуру Казимира на чеш. престол в противовес зятю покойного императора - австр. герц. Альбрехту V Габсбургу (1404-1439, венг. и чеш. король с 1437, герм. кор. Альбрехт II с 1438). Предложение гуситов было поддержано польск. знатью на Новокорчинском сейме 20 апр. 1438 г. Такие политические шаги, по-видимому, помешали намерению О.

http://pravenc.ru/text/2578301.html

И если бы этот мятеж оказался успешным, то о существовании Белой Руси как страны, а белорусов как народа, не было бы и речи. С точки зрения Польши, «Правительственный закон» возможно и был прогрессивным, но белорусам было уготовано лишь одно – растворение в польщизне и исчезновение как этноса. Только воссоединение с Российским государством спасло белорусский народ от ухода в небытие. А его подлинным национальным героем является великий русский полководец А.В. Суворов, разгромивший польский мятеж». Председатель общественного объединения «За демократию, социальный прогресс и справедливость» Валерий Драко в своем выступлении сказал, что в истории Белой Руси было три великих освободительных похода, которые несли на белорусскую землю освобождение от жестокого национального гнета со стороны властителей первой и второй Речи Посполитой. Во-первых, это знаменитый Государев поход 1654 года, когда польско-литовские войска короля Яна Казимира потерпели сокрушительное поражение и в августе 1655 года в старинную столицу Литовско-Русского великого княжества Вильно торжественно вступил государь Московский и всея Руси Алексей Михайлович. Казалось, что Русь отныне будет единой. Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском (ныне Москва , современная реконструкция). В его строительстве принимали участие мастера с Белой Руси, в нем учил царских детей Симеон Полоцкий Но, увы! Судьба тогда отвернулась от Белой Руси. И по Адрусовскому перемирию 1667 года Белая Русь вновь оказалась под владычеством польских магнатов и шляхты. И тогда же случился великий исход Западной Руси в Русское царство. Значительное количество жителей западнорусских городов (в-первую очередь, мастеровые), русской православной шляхты, да и простых мужиков (не захотели идти под польское ярмо) ушло в Русское царство и на Дон к казакам (на вольную Русь). Во главе же этого великого белорусского исхода стоял (не в прямом, конечно, смысле) знаменитый западнорусский православный просветитель, поэт и драматург Симеон Полоцкий, ставший воспитателем детей царя Алексея Михайловича. Именно тогда произошла практически полная смена национального состава жителей большинства белорусских городов с русского на еврейско-польский.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/15/belaya...

Возможно, на территории М. с. похоронен бывш. гетман Войска Запорожского И. Е. Выговский ( 1664). В 30-х гг. XX в. предпринимались попытки разыскать могилу гетмана, однако его останки так и не были обнаружены ( Скрипник I. Р. Легенда про гетьмана: Ibah Виговський: Biд Конотопа до скиту Манявського. Ibaho-Фpahkibcьk, 1997). В период деятельности гетмана Б. М. Хмельницкого насельники М. с. соблюдали подчеркнутый нейтралитет: «...кто лучше, тому Боже помоги». За такую позицию скит получил благодарственную грамоту от польск. кор. Яна II Казимира и охранную грамоту от Хмельницкого. Во время войны между Польшей и Турцией (1672-1676) в сент. 1676 г. тур. войска сожгли скит. Пострадала Крестовоздвиженская ц., были утрачены богатый архив с документами на мн. владения обители, б-ка. После разорения М. с. восстанавливался долгие годы. В 1681 г. стараниями укр. гетманов, манявских и молдав. благотворителей скит был возрожден, все постройки, в т. ч. и Крестовоздвиженская ц., восстановлены. Храм был расписан иером. Иовом (Кондзелевичем) . В 1697 г. он поновил древний монастырский образ свт. Николая Чудотворца (Музей искусств, Бухарест), а в 1698-1705 гг. иером. Иов создал новый иконостас с разными по размеру иконами - от 2-метровых до почти миниатюрных (ныне в НМЛ). Возродились и монастырские промыслы (бортничество, солеварение, бондарство), приносившие прибыль. По легенде, благотворителем М. с. был и Олекса Васильевич Довбуш (1700-1745), руководитель народного повстанческого движения карпатских «опришков». Прп. Иов (Княгиницкий). Памятная доска. 1998 г. (Манявский скит) Прп. Иов (Княгиницкий). Памятная доска. 1998 г. (Манявский скит) В нач. XVIII в. на Соборе, проходившем в с. Унев (совр. Перемышлянский р-н Львовской обл.), на короткий срок М. с. перешел в унию, но вскоре вновь воссоединился с Православием. В 1785 г. указом австрийского имп. Франца Иосифа II скит, последняя правосл. обитель в Галиции, был закрыт. Игумен скита Исаак (Протасевич) с братией отказались принять унию и были изгнаны из обители. Монахи переселились в Киево-Печерскую лавру и монастыри Буковины. Крестовоздвиженский храм был разобран и продан в г. Надворную. Из сооружений М. с. сохранились только остатки каменной башни, колокольни и небольшой фрагмент стены. Иконостас был продан и перенесен в Свято-Троицкий храм с. Богородчаны, в 1916 г. вывезен в Вену, затем - в Варшаву (ок. 1924 - в НМЛ) (см.: Ikohocmac ц. Воздвиження Чесного Хреста монастиря Скит Манявський. Льbib, 2005). Надгробная мраморная плита прп. Иова и игум. Феодосия была перенесена в приходскую униат. церковь с. Маркова (ныне Богородчанского р-на Ивано-Франковской обл.).

http://pravenc.ru/text/2561934.html

Во 2-й пол. 1649 г. И. был одним из 4 кандидатов на Могилёвскую кафедру. (На основании документа от 9 дек. 1644, в к-ром И. назван «епископом Белорусским» (АЗР. Т. 5. 9. С. 72), притом что в этот период Могилёвско-Мстиславской епархией управлял Сильвестр (Косов), историки высказывали мнение, что И. был коадъютором еп. Сильвестра. Однако С. Т. Голубев установил подложность данного документа.) Привилей на епископство с перечислением обширных владений Могилёвской кафедры И. получил от кор. Яна II Казимира во время сейма, проходившего 3-13 янв. 1650 г. в Варшаве. 12 янв. король, исполняя условия Зборовского договора с казаками (8 авг. 1649), издал универсал (внесенный И. в варшавские гродские книги), по которому была возобновлена правосл. Могилёвская кафедра, не замещавшаяся с 1647 г., под резиденцию архиерея передавался Спасо-Преображенский монастырь в Могилёве. В универсале епархия впервые была названа Могилёвской и Витебской, в ее состав королевские комиссары должны были передать половину приходов Полоцко-Витебской униатской епархии (границы правосл. епархии совпадали с границами униат. диоцеза). Т. о., границы единственной правосл. епархии в Великом княжестве Литовском расширились за счет включения в нее Витебского воеводства, где ранее в ряде мест, в частности в Витебске и Полоцке, православным с 1635 г. запрещалось открывать храмы. 13 янв. 1650 г. король дал И. привилей на занятие Могилёвской кафедры. В течение последующих неск. месяцев И. оставался в Варшаве, чтобы заручиться гарантией передачи ему обещанных храмов и епархиальных имений. Весной того же года И. уехал в Киев, где Киевский митр. Сильвестр (Косов) возглавил его епископскую хиротонию. Привилеем Яна II Казимира от 2 мая 1650 г. И. был утвержден на кафедре. Согласно грамоте митр. Сильвестра от 1 июля 1650 г., изменился титул Могилёвского архиерея, ставшего епископом Витебским, Мстиславским, Оршанским и Могилёвским, «экзаршим наместником» Киевского митрополита на литов. и белорус. землях. 12-13 июля 1650 г. И. участвовал в Соборе западнорус. епископов, созванном в Киеве митр. Сильвестром, на котором обязался, в частности, давать ежегодно на содержание Киево-Могилянской коллегии 500 злотых.

http://pravenc.ru/text/578513.html

Требования Российского двора остались без удовлетворения. Польша вооружилась для усмирения мятежных подданных и послы с неудовольствием выехали из Львова, говоря, что «Государь Православную Христианскую веру будет охранять, сколько милосердый Бог ему поможет». Возвратясь из Львова, Богдан Матвеевич, по званию Оружейничего, заведовал Оружейным приказом, пользуясь любовью и милостью Царя. В 1654 году, вследствие данного Российским посланником ответа, объявлена война с Польшею. В Грановитой Палате собран был Царём Земский собор из всех духовных и светских властей и выборных от всех сословий. Предложив оному настоящее положение дел с Казаками и Польшею, Царь заключил свою речь объявлением: что Униаты хотят истребить в Литве и на Украйне Греческую веру и предать мечу всех исповедующих оную, почему Богдан Хмельницкий и просит его принять в подданство и дать ему 3000-ный корпус вспомогательного войска. На предложение сие последовал единодушный приговор земского собора: «Гетмана со всем войском принять в подданство!» Отправленного тогда же в Малороссию для привода войска и народа к присяге, Боярина В. П. Бутурлина, храбрые казаки приняли радостным кличем: «Волим под Царя Восточного», и присягнули на верность в соборной церкви. В мае месяце того же 1654 года выступил в поход из Москвы и сам Царь в г. Вязьму, где была назначена тогда главная квартира, «Лета 7162 мая в 18 день ходил (пишет Б. М. Хитрово во вкладной книге Троицкого Лютикова монастыря) Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Великия и Малыя, и Белыя России Самодержец против своего Государева недруга Яна Казимира Короля Польского за его многие неправды.» «Милостью Божией и его государевым Царевым и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя, и Белыя России Самодержца счастьем, Яна Казимира Короля Польского и Гетмана его Радивила побил и грады их: Смоленск, Мстислав, Полотеск, Быхов, Кричев, Горы, Дубровню, Оршю, Копос, Могилев, Шклов, Гомель, Озерища и ины многи грады, их же 33 града под свою Государеву высокую руку подклонил».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В апр. 1668 г. И. и его дядя чашник подольский Александр с отрядом из 200 солдат силой заняли Свято-Юрский собор во Львове, изгнав оттуда своих противников во главе с Антонием (Винницким). 7 мая 1668 г. благословенная грамота Киевского митр. Иосифа (Нелюбовича-Тукальского) о легитимности хиротонии И., данная в Чигирине, была внесена в актовые книги Львовского духовного суда. 12 июня 1668 г. кор. Ян Казимир отменил назначение И. на Львовскую кафедру. Несмотря на это, И. оказал поддержку Александрийский патриарх Паисий , который осенью 1669 г. находился на территории Львовской епархии - в Могилёве на Подолье. 8 окт. 1669 г. патриарх дал грамоту о законности епископской хиротонии И. Паисий снял клятву с И. и угрожал анафемой сторонникам Антония (Винницкого). В послании, написанном в с. Сервиры (ныне Сыровары, Тернопольская обл.), Паисий призвал И. стойко переносить преследования со стороны Антония (Винницкого). Хиротонию И. осудил Иерусалимский патриарх Досифей II Нотара , которого привлек на свою сторону Антоний (Винницкий). В 1670 г. патриарх Досифей огласил в Яссах проклятие И. как «фальшивому пастырю». В противостоянии с Антонием (Винницким) и Иеремией (Свистельницким), 30 апр. 1668 г. хиротонисанным на Львовскую кафедру, И. опирался на помощь К-поля. 8 апр. 1670 г. по просьбе гетмана Правобережной Украины П. Дорошенко и митр. Иосифа (Нелюбовича-Тукальского) К-польский патриарх Мефодий III подтвердил хиротонию И. и потребовал отстранения Иеремии (Свистельницкого), к-рого патриарх Мефодий III в июне 1670 г. предал анафеме за насильственный захват монастыря св. Илии в Крылосе близ Галича. 26 окт. 1669 г. кор. Михаил Корибут-Вишневецкий выдал И. привилей на Львовскую кафедру (по др. данным, конфирмационный привилей был получен от Яна Казимира 26 июня 1668). Львовское Успенское братство (во главе с греком Иоанном Мазараки) заявило, что И. получил привилей благодаря ходатайству католического Львовского архиеп. Яна Тарновского († 1669), который оказывал И. протекцию. Несмотря на это, в 1670 г. братство признало И. правящим архиереем. Вскоре конфирмационный привилей И. был отменен и на кафедру вновь был назначен Иеремия (Свистельницкий). В 1670 г. кафедру снова передали И., на основании чего последний занял резиденцию Галицких епископов в Крылосском мон-ре, но в том же году привилей вновь был аннулирован в пользу Иеремии (Свистельницкого). В 1670-1672 гг. так повторялось неск. раз: кор. Михаил Корибут-Вишневецкий поочередно поддерживал то одного, то др. кандидата.

http://pravenc.ru/text/578563.html

1661 г. - еп. Холмского Иакова Сушу . А. Пиньятелли способствовал примирению Г. Коленды и И. Суши на соборе униат. Церкви в Жировичах (1663). В 1665 г. при поддержке нунция Г. Коленда был поставлен униат. митрополитом Киевским. По решению папы Римского Александра VII (май 1665) должности протоархимандрита василианского ордена и митрополита Киевского больше не могли совмещаться, а результаты выборов, проводившихся на предыдущих капитулах, были отменены. Предписывалось провести новый капитул, на котором выборы главы ордена василиан должны были проходить под наблюдением папского нунция А. Пиньятелли. Однако члены ордена вновь избрали на должность протоархимандрита Г. Коленду. А. Пиньятелли, объявив результаты выборов недействительными, потребовал собрать орденский капитул в марте 1667 г. и избрать на нем главой ордена простого монаха. Тем не менее на капитуле в Бресте-Литовском (ныне Брест, Белоруссия) василиане вновь избрали митр. Г. Коленду, подчеркнув, что в сложившейся ситуации это более полезно для василианского ордена и униат. Церкви в целом. Еп. И. Суша, как и др. епископы, выступил на стороне Г. Коленды. А. Пиньятелли был вынужден согласиться с избранием униат. митрополита протоархимандритом ордена василиан. Иннокентий XII, папа Римский. Кон. XVIII в. Неизвестный художник (частное собрание) Иннокентий XII, папа Римский. Кон. XVIII в. Неизвестный художник (частное собрание) Как папский нунций в Речи Посполитой А. Пиньятелли принял участие в переговорах о продолжении канонизационного процесса бывшего униат. архиеп. Полоцкого Иосафата Кунцевича (беатифицирован Римско-католической Церковью в 1643). В 1663 г. А. Пиньятелли был привлечен к проекту распространения унии среди православных Речи Посполитой, однако инициатива провести в окт. того же года встречу с православными (состоялась в Белой Церкви, где тогда находилась ставка польск. кор. Яна II Казимира) принадлежала примасу Польши и канцлеру Речи Посполитой Николаю Пражмовскому, католич. архиеп. Гнезненскому. Обсуждавшиеся на этой встрече условия достижения церковного единства стали известны А.

http://pravenc.ru/text/468795.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010