На филологическом уровне проблему «семитизмов» в творениях преп. Макария поднял еще и Т. Инкен 787 . Но он обнаружил только одно подлинно сирийское слово, встречающееся в них, – термин βιζκιον («маленький камень, камешек»), который, кстати, встречается позднее также у преп. аввы Дорофея и Антиоха Монаха. Все остальные так называемые семитизмы суть лишь косвенные доказательства, связанные с синтаксисом, употреблением предлогов, стилем и т.п. – вещами весьма скользкими, зыбкими и трудно верифицируемыми, а поэтому не имеющими силы подлинных доказательств. Во всяком случае, на основе подобного рода аргументов сделать вывод о сирийском происхождении автора «Макарьевского корпуса» никак нельзя. Примечательно, что в этих творениях имеются и латинизмы, что позволило В. Деспре (склонному, кстати сказать, к гипотезе Псевдо-Макария – Симеона) констатировать принадлежность их автора к «греческому миру», который уже издавна ассимилировал в себя многие элементы латинской культуры 788 . Еще один вид доказательств «сирийской теории» связан с цитированием преп. Макарием Священного Писания. Однако и здесь трудно отыскать ясные свидетельства в пользу этой теории: большинство цитат у преп. Макария соответствует общепринятому тексту Писания. Некоторые же отклонения от данного стандартного текста близки к так называемому западному типу рукописной традиции Библии , которая засвидетельствована не только у сирийских авторов, но и у Климента Александрийского , а также у латинских церковных писателей 789 . Можно еще отметить, что сирийская теория происхождения «Макарьевского корпуса» в смягченной и умеренной форме представлена и в последней работе К. Стюарт. Исследовательница полагает, что эти сочинения были написаны на греческом языке, но испытали сильное влияние образного мышления, присущего сирийской (и вообще семитской) культуре. По мнению К. Стюарт, данное влияние можно объяснить либо тем, что сам автор (Псевдо-Макарий) был сирийцем, свободно владеющим не только родным, но и греческим языком, либо тем, что поддерживал постоянные контакты с христианами подобной двуязычной культуры 790 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

д) «Литургические опыты» «Благодарю за обещанное содействие в переписке моих «Литургических опытов»... Может быть, по теперешнем временам всё это и не нужно, но мне оно дорого. Есть и ещё многое, что может быть и не своевременно, но что хотелось бы мне исполнить и в чём нужна помощь церковных людей, в частности, Маросейских и подобных» (1:356). е) «Последование молебных пений» «Посылаю Вам (Святейшему Патриарху Алексию I. – К. С.) составленный мной опыт молебного пения о хотящих по воздуху шествовати. Не дерзаю свои «опыты» предлагать для принятия в Правило Церкви. Посылаю этот опыт Вам, так сказать, для любопытства и, может быть, для суждения о том, не благовременно ли установить такое чинопоследование. Тогда, возможно, и мой опыт пригодится в качестве некоего материала» (1:8). ж) Разные молитвы «В моей рукописи «Последование молебных пений» в конце есть молитва «О мире всего мира». Нельзя ли написать побольше экземпляров этой молитвы и распространить с просьбой ежедневно читать её на домашней молитве? Хорошо бы, если бы и мне прислали экземпляров с десяток. Я полагаю, что молитва православных о мире полезнее и действительнее всех других начинаний в этом направлении» (1:361) ... – «Посылаю... молитву – «О прекращении войн» (См.: 1:612. – К. С.). Буду рад, если вы её будете иногда прочитывать и если дадите списать её кому-либо из знакомых. – Я написал и в Патриархию доклад о том, что теперь следовало бы установить во всех храмах моления о мире» (1:381) ... – «Молитвословие перед принятием пищи. В возвращаемых рукописях много поправок, это потому, что я писал, не имея при себе нужных книг. А переписчица (Е. В. Апушкина. – К. С.), по-моему, была идеальная. И моё вараканье она так прекрасно разбирала. Спаси её, Господи! Дай Бог ей здоровья, дай Бог, чтобы её глазки совсем исправились. Передайте, пожалуйста, ей от меня благословение и сердечную благодарность» (1:363). И на склоне лет жизни Святитель, невзирая на убывающие силы, не оставляет литургических трудов – продолжает писать, собирать, мечтать.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

—565— Бернадетта – этот новый Мессия страдания – столь трогательная в своей человеческой реальности, представляет собою страшный урок, жертва всесожжения оторванная от мира, жертва осужденная на изгнание, на пустыню и на смерть, лишенная права быть женщиною, супругою, матерью, потому что она видела святую Деву». «Лурд» заключает в себе 598 страниц. Если бы Золя ранее не объяснил смысл своего произведения, то, разумеется, никто бы не догадался, что в «Лурде» автор хотел представить все человечество и выяснить сущность религии. Золя слишком легко отнесся к трудной задаче выяснить понятие религии и дать представление о религиозной вере человечества. Еще в детстве, сидя на школьной скамье, мы все слыхали о пасторе Дальтоне, который не мог отличать цвета вишневых ягод от цвета вишневых листьев и этот недостаток известен под именем дальтонизма, но дальтонизм может быть не только физическим, но и духовным. Человек не только может не иметь способности узнать существование особого красного цвета, но может не подозревать о существовании стыда или жалости. У Вагнера в лице его Зигфрида («кольцо Нибелунгов») выведен человек не имевший чувства страха и со стороны других были напрасны все попытки объяснить ему, что это такое. Представим себе, что этот Зигфрид был бы талантливым художником и вздумал бы дать описание труса, боязливо прячущегося от сильного противника. Он верно бы описал внешние признаки, в которых выражается страх, но вместо чувства страха описал бы какое-нибудь другое чувство, проявления которого иногда могут быть аналогичными с выражением страха или ужаса. Золя, человек неверовавший и неверующий, хочет дать нам описание религиозного чувства. Если бы он потерял веру в зрелом или юношеском возрасте, он мог бы описывать состояние верующей души, как ослепший человек может рассказывать нам о некогда виденных им цветах. Поэты, переставшие верить, давали иногда мастерские изображения религиозных людей. Это особенно должно сказать о многих произведениях Шиллера («Разбойники», «Коварство и любовь», «Мария Стюарт»). Но Золя слишком резко сме-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

889 Рамезес III в этой войне употребил в дело весьма значительный флот и перевез морем в Сирию большую часть своих сил. См. Брюгша и Руже. 890 Единственные имена, которые могут принадлежать к собственно Палестине довольно сомнительны; Иамниа, Асер или Азер, Дума, Хеброн одни только отождествляются с именами мест в Палестине Брюгшем, впрочем, Хеброн вероятнее есть город Северной Сирии, ибо он встречается в надписях довольно часто, при упоминании о Сирии. Тщательная проверка имен этого списка с списком надписей Дуемихена подтверждает мнение, что Рамезес III не занимал Палестины ни до, ни после Сирийского похода, хотя он мог во время движения овладеть несколькими крепостями. Если же Хибур надписей или Хеброн был городом Иудеи, то это бы было сильное доказательство, что Рамезес нашел уже здесь Евреев, ибо Ханаанское имя было Кириаф-Арба; вероятно, древнее имя, данное месту при его первой постройке до Авраама, было ему возвращено после занятия Палестины. 891 Филистимляне владели своими пятью городами во времена Рамезеса III и изображены в числе его пленных; см. Брюгша Geogr. Jnschr II, р. XI. Это сходится с указанием III гл. Судий о том, что Филистимляне усилились в стране (ст. 3, 4). Вероятно они овладели опять теми городами, которые отняты были у них Иисусом Навином (Ср. Иис. Навина XIII, 3 с XV, 47) и племенем Иудиным ( Cyд. I, 18 ). 893 Многочисленные надписи и некоторые папирусы доказывают, что Ремезес III и его преемники очень занимались развитием экономических сил Египта и построением дворцов и храмов. Рамезес IV, сын его, хвалится, что он в немного лет воздвиг столько памятников, сколько Рамезес II, за все долгое царствование. Руже: «Etudes egyptologiques» р. 29. 895 Стюарт Пуль, как в Вилькинсон, относят начало XII династии ко времени приблизительно за 2000 лет до Р. Хр., XVIII же династию – к 1600 году, что отвечает цифрам Библии; по Брюгшу и Ленорману, между XII и X40;III дин. 1300 лет. Читать далее Источник: Священная летопись/примечания Георгия Властова - Том II. : Вторая и третья книги Моисеевы : Исход и Левит. с картою и рисунками. – Изд. 2-е, испр. Санкт-Петербург : Тип. Товарищества " Общественная Польза " , 1878. – 543 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Кроме Сарры и Агари у Авраама были другие еще жены, например, Хеттура. Она произвела на свет 6 сыновей: Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха. Авраам оделил детей Хеттуры имениями и разослал их по различным странам на Восток, где они пристрастились к торговле и промышленности. «Думают, что от этих детей Хеттуры произошли Мадианитяне, Евеяне, Савеане (царица которых являлась к Соломону). Иофор священник Мадианитский, выдал свою дочь за Моисея, жившего у него около Вост. берегов Чермного моря. Название же Хеттуры говорит о народе, именуемом Хеттами, служащими теперь предметом интересного исследования многих европейских ученых. И вот в «Моск. Ведом.» за мар. 1905 года о сих Хеттах говорится многое достойное внимания археологов. «Многие ученые придают им в древности такое же значение, как Финикиянам. Только Финикияне торговали, странствуя по морям, а Хетты – по суше. Ученые же антрополог Лутах и философ Стюарт Чемберлен, находят, что Хетты – это родоначальники евреев и Армян. Что у евреев типы различны, это известно всем. Есть тип красивый, соединенный с хорошим ростом, тип библейский, и другой еврейский, с узким лицом, вьющимися волосами, с несмуглой кожей, с характерным еврейским носом. Сами евреи различают евреев ашкеназим и сефорадим. Западные евреи флегматичны, восточные же более меркантильны, как и армяне. Чамберлен объясняет эту меркантильность тем, что в этих народах течет кровь древних евреев. Египетские древние рисунки евреев оказываются такими же круглоголовыми, как значительное большинство современных евреев, и почти все без исключения – армяне, с лжесемитскими носами и среднего роста. Интересно, что Ровоам, сын ц. Соломона, представлен совершенно арийцем, тогда как Хетты напоминают своим типом современный грубый тип евреев. По мнению Лошана, сделавшему 60 т. наблюдений, в современном составе евреев встречается 50% типа Хеттов, 35% смешанного и 10 арийского. Царство Хеттов имело центром Армению, но их влияние простиралось на Киликию и северную Сирию. От Хеттов остались разные памятники, говорящие об их высокой культуре. Они воевали с Халдеями и Египтянами, покорили Ниневию, заставляли платить себе дань Вавилонян. Их царство называлось еще Ванским, на развалинах которого образовалось армянское царство. Власть Хеттов ниспровергнута была повсюду в VII веке до Рождества Христова по преимуществу Киммерийцами арийского происхождения и Персами. Среди Хеттских изваяний встречаются крылатые быки, высеченные на камне двуглавые орлы. Доселе различено до 200 знаков иероглифических, с изображениями животных и частей тела. Есть печать царя Теркудима с 6 знаками. В изображениях приема царя видно влияние ассирийских дворов, а в устройстве войска – египетское.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Тогда как дедуктивная логика рассматривает причины (или условия) и определяет следствия/результаты, индуктивная логика наблюдает следствия и пытается установить причины. Дедуктивная логика – это априорные рассуждения, а индуктивная логика – это рассуждения апостериорные. Эти латинские термины (a priori и a posteriori) означают, что в дедуктивной логике заключения выводятся до изучения опыта; а в индуктивной логике – только после этого. И разумеется, индуктивная посылка или умозаключение могут быть выражены в дедуктивной форме: люди, которые родились, в конце концов умирают; Мария только что родилась; следовательно, Мария в конце концов умрёт. Умозаключение в целом построено в дедуктивной форме, однако большая (первая) посылка основана на индуктивном наблюдении. Каноны индуктивной логики были установлены Аристотелем в четвёртом веке до Р. Х. её правила впервые сформулировал Фрэнсис Бэкон (Bacon) в своём трактате «Новый органон» (Novum Organum; 1620), а позднее углублённо разрабатывал Джон Стюарт Милль (Mill; 1806–1873). Природа индуктивных умозаключений. Одно из главных различий между дедуктивной и индуктивной логикой состоит в том, какого рода заключения с их помощью выводятся. В отличие от неопровержимости дедуктивных умозаключений, индуктивные умозаключения приводят лишь к более или менее вероятным выводам. Степени вероятности. В дедуктивной логике, коль скоро посылки истинны, заключение должно быть истинным (см. достоверность и убеждённость). Единственно достоверной индукцией является совершенная индукция, такая, например, как в высказывании «все монеты в моей руке – гривенники». Если монет только три, и мы можем все их рассмотреть и сосчитать, то мы имеем дело с совершенной индукцией и получаем неопровержимый вывод. Причина, в силу которой индукция обычно приводит лишь к вероятным заключениям, состоит в том, что такие умозаключения, как правило, строятся по аналогии или путём обобщения. Аналогия сводится к утверждению о том, что две вещи, коль скоро между ними в каком-то отношении существует подобие, будут подобны и в других отношениях. Если строго сформулировать эти рассуждения, они могли бы выглядеть так:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

—327— ною убедительностью иллюстрации положения, что вера есть 1) необходимая функция человеческого ума не в области религии только, но и в простом эмпирическом познании внешнего мира, и в опытно-научном, и философском; 2) что вера есть основа всей нашей жизнедеятельности. „Вся история человечества есть не что иное, как воплощенная в действиях и событиях человеческая вера, – вера Колумба, открывающая людям новый мир, вера пророков, призывающих толпу к истинному Богу, и вера толпы, побивающей пророков камнями“ (1–11). Под рубрикою „понятие веры“ предлагается анализ веры, как сложного психического факта. Автор выходит из рассмотрения различных психологических учений o вере, рассматривающих ее то, как известный способ познания (Джемс Милль и Джон Стюарт Милль, Брентано, Липс, Стаут и др.), то, как особую форму чувства (Паскаль, Юм, Вальтер Бэджот), то, как своеобразный волевой акт (Декарт, Фихте, Бэн). – Свое отношение к этим учениям автор формулирует так: все названные взгляды страдают односторонностью и в тоже время каждый из них заключает в себе известную долю правды. Подвергнув затем научному анализу эти взгляды, автор дает в результате следующее определение понятия „вера“: „вера есть представление объекта, соединенное с чувством его реальности и выражающееся в соответствующих ему стремлениях и актах“. Когда нарушается естественная связь этих элементов, когда представление объекта не пробуждает более чувства реальности и перестает быть стимулом деятельности, – вера исчезает – являются сомнение и неверие (стр. 26). Указанные элементы веры стоят между собою в отношении зависимости один от другого. Психологическою основою веры служит элемент интеллектуальный. Он занимает в процессе веры самостоятельное значение, остальные – определяются им. Если представление без чувства реальности и активных обнаружений перестает быть верой, то существовать оно может и без них; но ни чувство реальности, ни сознательная активность никогда не мыслимы без представления (стр. 28). Отсюда – в свойствах представлений и нужно искать условий возникнове-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Далее, Кант, со своим механическим воззрением на мир, со своей теорией познания, подрывавшей веру в способность человека обладать истиной и объявлявшей все наши познания субъективными, со своей разрушительной критикой теоретических доказательств бытия Божия, в силе которых прежде почти никто не сомневался, способствовал, сам того не сознавая и не желая, возникновению неверия. С одной стороны, его философия породила дух усиленного критицизма и скептицизма – тот дух, который, как Мефистофель, вечно отрицает. Проникши во все области современного знания, этот дух затронул и богословие, коснулся религии. Он возобновил рационализм, существовавший ещё в прошлом столетии, но в текущем дошедший до полного отрицания христианства и неверия. Довольно напомнить о Бауровой или так называемой тюбингенской школе отрицательной критики, о „Жизни Иисуса” и других сочинениях Штрауса, о „Жизни Иисуса” Ренана. Эти сочинения, и в особенности последнее из них, проникнутые духом критики, отрицания и вражды к христианству, разошлись во многих изданиях по всем странам мира и многих людей соблазнили и отторгли от веры во Христа и в Бога, или, по крайней мере, во многих поколебали веру. С другой стороны, Кант, по нашему мнению был настоящим первовиновником позитивной философии, проложил к ней путь и наметил её начала, которые после были приведены и развиты в целую систему во Франции Огюстом Контом, в Англии Джоном Стюартом Миллем и Спенсером. Кант наметил путь, а эти пошли по нему, и через свои популярно написанные сочинения повели других. А позитивизм если не прямо отрицает бытие Бога, то, по крайней мере, сомневается в нём и, во всяком случае, отрицает религию, вводя вместо поклонения Богу, Который будто бы неведом, обожание всего, что есть лучшего в человеческом роде. Другим, быть может ещё более сильным, источником современного безбожия следует признать философию Гегеля. Крайний идеализм этой философии у многих последователей её, именно у „левых Гегельянцев”, по контрасту перешёл в материализм.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Таким образом, Гефдинг вовсе не склонен вместе с утилитаристами старой школы, от влияния которой не отрешился даже Стюарт Милль, – считать чувство симпатии производимым и всецело вытекающим из эгоизма, а ставит чувство общечеловеческого единения на ряду с чувством индивидуальной жизненной целости. Этим, однако Гефдинг нисколько не порывает связи с принципом благополучия, потому что симпатия, по его определенно, есть не что иное, как «чувство удовольствия или неудовольствия, определяющегося только тем, что другие существа чувствуют удовольствие или страдание» (стр. 23). – Подобно тому, «как инстинкт самосохранения превозмогает изолированность единичных мгновений жизни и таким образом становится основою чувства, определяющегося интересами жизненной цельности, – так в инстинкте симпатии возбуждаются силы, которые превозмогают изолированнность отдельных индивидуумов и закладывают во внутренний мip самого индивидуума жизненные условия рода» (стр. 25). Уже при подчинении чувствований отдельного мгновения интересам целой жизни, человек может переживать чувство обязательности, или долга. Но в гораздо большей степени способно порождать это чувство подчинение индивидуальных интересов соображениям о жизни рода, который являются основою более широких центральных чувствований. – Совесть есть последнее и вполне достаточное субъективное основание нравственного поступка. Объективный же принцип или масштаб нравственного поведения, вытекающий из этого субъективного основания, есть принцип всеобщего благополучия. Формула этого объективного основоположения такова: «поступки должны иметь целью наивозможно большее благо и наивозможно больший прогресс для наивозможно большего числа сознательных существ» (стр. 28). Отсюда добром является все то, что обеспечивает и развивает благополучие сознательных существ; злом же все противоположное. «Если бы единичный индивидуум сделал самого себя абсолютною целью, общество потеряло бы разумный характер. Поэтому зло есть эгоизм в своих различных степенях» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пусть отдыхает, мне не жалко! Когда б все были вроде нас, Не нужен был бы нам указ, Что запрещает бить зверей между ушей. 38 …диалогов между… архиепископом Кентерберийским и диссидентом по поводу церковных податей. — Архиепископ Кентерберийский — глава англиканской церкви. Диссидент — член какой-либо пуританской секты. Одним из пунктов расхождения между пуританами и англиканами был вопрос о так называемой «дешевой церкви», то есть о церкви, взимающей минимальное количество налогов с прихожан. 39 Вестминстерское аббатство — старинная церковь в Лондоне. 40 Уголок Поэтов — один из приделов Вестминстерского аббатства, который является усыпальницей великих английских писателей. 41 Правда, он составлен для Уоррена… — Уоррен, владелец фабрики ваксы, на которой мальчиком работал Диккенс, действительно заказывал стихотворные рекламы. Об этом Диккенс также упоминает в «Очерках Боза» (глава «Сэвен-Дайелс»). 42 Королева Елизавета (1533—1603) — английская королева с 1558 по 1603. 43 Король Георг III (1738—1820) — английский король с 1760 по 1820 год. 44 Гримальди Джозеф (1779—1837) — знаменитый актер английской пантомимы, выступавший по преимуществу в ролях Арлекина. Диккенс был редактором его мемуаров, вышедших в 1838 году, и написал к ним предисловие. 45 Мария Стюарт (1542—1587) — королева Шотландии. Отрекшись от шотландского престола в результате заговора вельмож, Мария Стюарт бежала в Англию, но была там арестована и некоторое время спустя казнена. История Марии Стюарт послужила основой для многих литературных произведений, самое известное из которых — «Мария Стюарт» Шиллера. 46 …и мистера Питта, который держал в руке точную копию парламентского билля о взимании оконного налога. — Вильям Питт Младший (1759—1806) — английский реакционный государственный деятель, премьер-министр в 1783-1801 и 1804-1806 годах. Питт, в частности, увеличил в стране налоги. Оконный налог (отменен в 1851 году) — налог, который домовладелец уплачивал за каждое окно, если в доме их было больше восьми. 47 Мэррей Линдли (1745—1826) — американский богослов, переселившийся в Англию, автор «Английской грамматики». 48 Мор Ханна (1745—1833) — английская писательница, автор стихов на моральные и религиозные темы. 49

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010