Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЭКОН [англ. Bacon] Фрэнсис (22.01.1561, Лондон - 9.04.1626, Хайгит, ныне в черте Лондона), англ. философ, юрист, гос. деятель и писатель; один из основателей философии и прикладной науки Нового времени. Род. в семье сэра Николаса Бэкона (1510-1579), лорда, хранителя большой печати Англии, женатого 2-м браком на Анне Кук, первой фрейлине кор. Елизаветы I . Анна была блестяще образованной женщиной, владела древнегреч. и латынью, переводила на англ. язык теологические трактаты и проповеди. Фрэнсис Бэкон. Гравюра. XVII в. Фрэнсис Бэкон. Гравюра. XVII в. В 1573 г. Б. вместе с братом Энтони поступил в Тринити-колледж (Кембридж), в к-ром проучился ок. 3 лет. В 1582 г. он был принят в число адвокатов юридической корпорации Грейс-инн; в 1584 г. впервые вошел в Палату общин англ. парламента и активно занялся политической деятельностью. В 1603 г. Б. был возведен в рыцарское звание кор. Яковом I Стюартом , в 1604 г. получил патент королевского советника; 25 июня 1607 г. стал генерал-прокуратором, в 1608 г.- регистратором Совета «Звёздной палаты», в 1613 г.- генеральным прокурором. В 1616 г. был назначен членом Тайного совета короля, на следующий год - великим хранителем печати Англии, в 1618 г. стал лордом, верховным канцлером и пэром Англии. Б. был возведен в звание барона Веруламского (1618) и виконта Сент-Олбанского (1621). В 1621 г. Б. было предъявлено обвинение в подкупе. Б. признал все обвинения, отказавшись от защиты, и был прощен королем. Последние годы жизни он уединенно провел в своем поместье Горембери, занимаясь научной и лит. деятельностью. Б. был ортодоксальным англиканином. Его перу принадлежит ряд религ. сочинений: «Confession of Faith» (Исповедание веры), «Meditationes Sacrae» (Священные размышления, 1597); «The Conversion of certain Psalms into English Verse» (Перевод некоторых псалмов на английский, 1625). Описанное им идеальное утопическое гос-во и общество, «Новая Атлантида» (The New Atlantis, изд. 1627), пропитано библейскими реминисценциями и рецитациями. Название главного проекта Б.- «Великое восстановление наук» (Instauratio Magna Scientiarum),- как полагает Б. Фаррингтон, является аллюзией на Божественное обетование человеческого господства над всеми созданиями ( Farrington. 1964. Р. 22). В предисловии к этому труду Б. возносит молитвы к Пресв. Троице о том, «что не в нашей власти», и о том, «чтобы человеческое не оказалось во вред Божественному и чтобы открытие путей чувств и яркое возжжение естественного света не породило в наших душах ночь и неверие в Божественные таинства, но чтобы, напротив, чистый разум, освобожденный от ложных образов и суетности и все же послушный и вполне преданный Божественному Откровению, воздал вере то, что вере принадлежит» (Соч. Т. 1. С. 66-67).

http://pravenc.ru/text/153759.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКТ О ВЕРОТЕРПИМОСТИ [англ. Toleration Act] (1689), закон, принятый англ. парламентом в правление Вильгельма III и Марии II (SR., 1 Will. & Mary. C. 18), допускающий терпимость по отношению к диссентерам (пресвитерианам, конгрегационалистам, баптистам, квакерам), не признававшим офиц. Церкви Англии (см. Англиканская Церковь ) и подвергавшимся за то суровым гонениям в период после реставрации монархии - с 1660 г. А. в. был инициирован по политическим соображениям Вильгельмом III, взошедшим на престол в результате гос. переворота и надеявшимся т. о., найдя поддержку у диссентеров, сплотить все протестант. силы в борьбе с католиком Яковом II Стюартом . Несмотря на то что А. о в. узаконил права диссентеров совершать собственное богослужение, он не привел к радикальному улучшению их положения. Они по-прежнему были лишены ряда гражданских и политических прав, в частности не могли занимать гос. должности. Отмена этих ограничений произошла лишь в 1828 г. Формально А. о в. не отменял предшествующих карательных законов, он лишь освобождал нек-рые группы диссентеров от наказаний, положенных согласно статутам, при условии, что они принесут присягу на верность королю как главе Церкви, а их пресвитеры подпишутся под Тридцатью девятью статьями (исключая статьи о Крещении в младенчестве для баптистов). Квакерам, принципиально отрицавшим принесение любых клятв, позволялось сделать вместо присяги торжественное заявление. Признание за диссентерами прав на совершение культа не освобождало их от уплаты десятины в пользу офиц. Церкви Англии. Действие А. о в. не распространялось на антитринитариев и англ. католиков. Ист.: Statutes of the Realm. L., 1819. Vol. 6. P. 74; Documents, Illustrative of English Church History/Ed. H. Gee, W. Hardy. L., 1896. P. 654-664. Лит.: Английская буржуазная революция XVII в. М., 1954; Hill Ch. Economic Problems of the Church. Oxf., 1956. О. В. Дмитриева Рубрики: Ключевые слова: АКТ О СУПРЕМАТИИ законодательный документ, окончательно закрепивший разрыв Английской Церкви с Римом в ходе реформации Генриха VIII АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ 1) общеупотребительное название Церкви Англии, официальной протестантской Церкви Великобритании; 2) в расширительном смысле - определение, применяемое ко всем Церквам, исторически связанным с Церковью Англии и разделяющим доктрину англиканства

http://pravenc.ru/text/63944.html

Когда врач английского посольства в Петербурге писал в своём дневнике в 1826 году, насколько он поражён тем, что по следам восстания декабристов в России казнено всего пятеро преступников, он наглядно отразил понятия своих соотечественников о соразмерности преступления и кары. У нас, добавил он, по делу о военном мятеже такого размаха было бы казнено, вероятно, тысячи три человек. Так смотрели на вещи повсюду в Европе. В Дании в 1800 году был принят закон, предусматривавший смертную казнь для всякого, кто «хотя бы советовал» отменить неограниченную форму правления. И вечную каторгу тому, кто осмелился порицать действия правительства. Машина Деррика В Европе не просто казнили через повешение, а часто перед этим и четвертовали Горянин пишет: «Английская “королева-девственница” Елизавета I отрубила голову не только Марии Стюарт, она казнила ещё 89 тысяч своих подданных. В отличие от своего современника Ивана Грозного, называвшего её “пошлой девицей”, Елизавета (чья мать, Анна Болейн, кстати, тоже была обезглавлена) не каялась в содеянном ни прилюдно, ни келейно, убиенных в “Синодики” не записывала, денег на вечное поминовение в монастыри не посылала. Европейские монархи таких привычек вообще сроду не имели». К этому можно добавить, как царь Иоанн «Грозный» отреагировал на резню гугенотов в Париже (Варфоломеевскую ночь), в которой погибли от 15 до 25 тысяч человек, то есть четверть населения города – больше, чем русский «грозный» казнил за всё время своего правления. В массовых убийствах лично участвовал король Франции Карл IX. На это Иоанн Васильевич написал: «Во французском королевстве несколько тысяч людей от старух и до сущих младенцев избито, и о том хрестьянскому государю пригоже скорбеть, ибо король французский без ума поступил и кровь великую пролил». Иван Грозный – кроткое дитя рядом с Людовиком XI, по прозвищу Паук, Ричардом III (которого Шекспир охарактеризовал как «самое мерзкое чудовище тирании»), Генрихом VIII, Филиппом II, Яковом I Стюартом, герцогом Альбой, Чезаре Борджиа, Екатериной Медичи, Карлом Злым (без номера), Карлом V (сыном Хуаны Безумной), Марией Кровавой, лордом-протектором Кромвелем и массой других «симпатичных» европейских персонажей.

http://pravoslavie.ru/38333.html

Лютера . Разрыв Генриха VIII Тюдора (1509-1547) с Римом и династический союз Шотландии и Франции (Яков V был женат на дочери Франциска I Мадлен Валуа, а затем на Марии де Гиз) сделали отношения между Шотландией и Англией довольно напряженными. В авг. 1542 г. Генрих VIII вторгся в Шотландию, но его войско было разбито Дж. Гордоном, графом Хантли, при Хаддон-Риге. Однако 24 нояб. шотл. отряд, посланный королем Яковом, потерпел поражение от англичан при Солуэй-Моссе, а сам король умер спустя несколько дней и через 6 дней после рождения дочери Марии. Регентом при малолетней королеве стал Дж. Гамильтон, граф Арранский, проводивший проангл. политику. Он прекратил преследования протестантов и начал переговоры о браке Марии Стюарт с наследником англ. престола принцем Эдуардом. Был подписан Гринвичский договор, по к-рому после заключения брака должно было состояться объединение королевств. Однако требование Генриха VIII отдать ему малолетнюю королеву привело к протестам шотл. дворянства и приходу к власти профранц. партии во главе с королевой-матерью Марией де Гиз и кард. Д. Битоном. В ответ в 1544-1545 гг. англ. отряды Э. Сеймура, графа Хартфорда, регулярно вторгались на шотл. земли. В сент. 1547 г. шотландцы потерпели поражение от англичан при Пинки и потеряли основные крепости на востоке страны. Мария де Гиз подписала договор о браке Марии Стюарт с франц. дофином Франциском, и в Шотландию были отправлены франц. войска. К 1550 г. англичане были изгнаны. Свадьба Марии Стюарт и дофина Франциска состоялась 24 апр. 1558 г. в соборе Парижской Богоматери. Согласно секретному приложению к брачному договору, в случае отсутствия детей от этого брака Шотландия переходила под скипетр франц. монарха. В кон. 1558 г. на англ. престол взошла кор. Елизавета I Тюдор , которая поддерживала шотл. протестантов. С т. зр. католич. Церкви Елизавета являлась незаконнорожденной, а Мария Стюарт как правнучка Генриха VII Тюдора обладала всеми правами на престол. Поэтому Мария Стюарт также объявила себя королевой Англии.

http://pravenc.ru/text/1841608.html

616 Св. Тереза — Тереза де Авила, или Тереза де Хесус (1515–1582), испанская писательница, монахиня, реформатор ордена кармелитов, в 1565 г. основала монастырь строгих правил (босоногих кармелиток). Преследовалась инквизицией. Автор сочинений о путях самосовершенствования человека для слияния с Богом. Канонизирована в 1622 г. Покровительница Испании. Учитель церкви. 617 Его Преосвященство Ланселот, Епископ Винчестерский — Ланселот Эндрюс (1555–1626) — известный в Англии XVII b. автор проповедей и богословских трудов, написанных " метафизическим стилем " . С 1605 г. — епископ Винчестерский. Один из создателей т. н. Библии короля Якова ( " Authorized Version " ) — английского перевода Библии 1611 г., одобренного Яковом I. Ею пользуется большинство англиканских церквей. 618 Беллармине, Роберто Франческо Ромоло (1542–1621) — итальянский кардинал, влиятельный защитник католицизма, автор " Disputationes de Controversiis Christianae Fidei adversus hujus temporis haereticos " (1581–1593). Протестанты прозвали графин с узким горлом и толстым " животом " " Беллармине " — по бурлескно-гротескному сходству со своим оппонентом. 619 …лорд Кларендон в " Истории бунта " — см. коммент. к эссе " Религия и литература " . 620 Архиепископ Кентерберийский — примас англиканской церкви. 621 Эббот, Джордж (1562–1633) — архиепископ Кентерберийский с 1610 г. 622 Генрих VIII, Эдуард VI — см. коммент. к " Идее христианского общества " , к " Заметкам к определению понятия " культура " " . 623 Via media (лат. средний путь) — формула, традиционно описывающая положение англиканства между римским католицизмом и континентальным протестантством, сложившееся во второй половине XVI b. 624 Пресвитерианство — см. коммент. к " Заметкам… " . 625 Во времена следующих двух монархов суждено было самоутвердиться, гораздо более настойчиво, и иным религиозным устремлениям. — Яков I (1566–1625), король с 1603 г., и Карл I (1600–1649), король с 1625 г., оба из династии Стюартов (см. коммент. к " Идее христианского общества " ), были католиками.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=128...

Галловей ( Oram. 2009. P. 139, 152). Незадолго до кончины Роберт Брюс совершил паломничество ко гробнице Н. ( Turpie. 2015. P. 97-98). Его сын Давид II также посетил Уитхорн, где, согласно более поздним источникам, он якобы исцелился от раны, полученной в сражении при Невилс-Кросс (1346) ( Hector Boethius. Scotorum historiae a prima gentis origine. P., 1526. Fol. 337r; Lives. 1874. P. LV). В 1427 г. кор. Яков I гарантировал паломникам-иностранцам свободное посещение Уитхорна; подобный указ был издан в 1516 г. Начиная с 50-х гг. XV в. шотл. короли из династии Стюартов оказывали покровительство епископской кафедре и приорату Уитхорн, способствовали распространению культа Н. Вероятно, это было вызвано в т. ч. борьбой кор. Якова II (1437-1460) с семейством «Чёрных Дугласов», контролировавшим обл. Галловей. Яков II неоднократно делал пожертвования каноникам и освободил их владения от юрисдикции «Чёрных Дугласов». В 1461 г. кор. Мария Гелдернская посетила Уитхорн вместе с сыном, малолетним Яковом III (1460-1488). Вскоре королева основала коллегиальную ц. Св. Троицы, Пресв. Девы Марии и Н. в Эдинбурге ( Mackinlay. 1914. P. 28). В 1462 и 1466 гг. издавались папские индульгенции для паломников, собиравшихся в Уитхорне в праздничные дни (см.: Turpie. 2015. P. 107). В 1472-1474 гг. Яков III и его супруга, Маргарита Датская, дважды совершили паломничество в Уитхорн и подарили приорату земельные владения. Кор. Яков IV (1488-1513) впервые поклонился гробнице Н. в 1491 г. и впосл. ежегодно посещал святыню. В марте 1507 г. он совершил пешее паломничество из Эдинбурга в Уитхорн, чтобы помолиться о выздоровлении жены и новорожденного сына. В 1526 и 1533 гг. гробницу Н. посещал кор. Яков V. Обычай совершать паломничество в Уитхорн получил наибольшее распространение в 1-й пол. XVI в., но прекратился после Реформации в Шотландии (1560). Последним шотл. монархом, посетившим гробницу Н., была кор. Мария Стюарт (авг. 1563; о паломничествах шотл. королей см.: Lives. 1874. P. 294-304; Donaldson.

http://pravenc.ru/text/2577673.html

После того как в Англии к власти пришла династия Стюартов, а восстания в И. были жестоко подавлены, в стране на короткое время установился религ. мир. Наместник Маунтджой объявил амнистию восставшим, преследование католиков на некоторое время прекратилось. Когда под властью Англии оказался почти весь остров, было вынесено решение о ликвидации клановой системы (11 марта 1605). На И., разделенную на судебные округа, было распространено действие английского обычного права. Однако уже в 1605 г. английский кор. Яков I Стюарт (1603-1625) издал прокламацию, предписывавшую всем иезуитам, священникам и др. представителям католич. духовенства покинуть И. в течение 6 месяцев. 1 февр. 1612 г. 80-летний еп. Дауна и Коннора блж. Корнелий (Конор) О " Девейни был повешен в Лондоне (в 1992 папа Римский Иоанн Павел II беатифицировал его и 16 др. мучеников, пострадавших в И. в 1579-1654). Усилилось давление и на ирл. землевладельцев, в соответствии с прокламацией от 15 июля 1606 г. начался пересмотр титулов и прав на землю. Событием, которое подвело черту под господством фактически независимых гэльских правителей, считается т. н. Бегство графов (14 сент. 1607) - отплытие во Францию Хью О " Нейла, гр. Тирона, и Рори О " Доннелла, гр. Тирконнела, с многочисленной свитой. Графы надеялись получить помощь от Испании и вернуть владения, однако кор. Филипп II не пожелал нарушать мирный договор с Англией (О " Нейл и О " Доннелл поселились при папском дворе в Риме). Всего И. покинули ок. 37 представителей высшей знати, что способствовало политике колонизации («плантации») ряда ирл. областей поселенцами из Англии и Шотландии. В религ. отношении переселенцы были твердыми приверженцами либо англикан., либо шотл. пресвитерианской Церквей. В 1609 и 1610 гг. были изданы условия (Articles of Plantation), на которых английские колонисты могли приобрести земли в Ольстере и в нек-рых др. областях И.; позднее условия были распространены на обл. Уэксфорд, Карлоу, Уиклоу. В 1613-1615 гг. политику переселений, проводимую Яковом I, одобрил ирл. парламент.

http://pravenc.ru/text/674067.html

В 1923 году нацисты организовали поджег Гетеанума с целью завладеть архивами антропософов. Пожар негативно сказался и на деятельности антропософского общества, и на здоровье Штейнера, который умер от истощения 30 марта 1925 года. Нацисты, завладев архивами и библиотекой антропософов, использовали эзотерическое учение Штейнера в своих целях. Связь нацистов и антропософов и теософов существовала еще при жизни Штейнера. Под сильным влиянием штейнеровского учения находился и автор нацистской концепции «Кровь и почва» Вальтер Дарре. Антропософия пережила нацизм, и в настоящее время ее ложи имеются во всех странах Западной Европы и в России. Из недр штейренианства возникла и так называемая Вальдорфская педагогика, которую в России пытаются представить как верх педагогического совершенства и внедрить в российских школах, но которая в действительности преследует цель насадить оккультные идеи в сознание подрастающего поколения нашей страны. Согласно Вальдорфской педагогике, штейнерианское оккультное учение является сверхнаучным методом воспитания и совершенствования человека, оно якобы способствует быстрому и легкому усвоению научного материала и совершенствует познавательные способности ребенка и вообще всякого человека. Орден Золотой Зари Помимо антропософии с теософией тесно переплетается и судьба известного своими извращениями оккультного ордена Золотой Зари. Этот орден был основан в 1887 году в Англии членом ордена розенкрейцеров доктором Вильямом Весткотом. Тайные ритуалы и символику ордена он поручил разработать одному молодому человеку – Самуэлю Лидделу Мазерсу, который был сведущ в оккультных познаниях. Мазере был активистом кельтской группы, которая стремилась восстановить династию Стюартов в Шотландии. Он, подобно другим известным оккультистам, был поражен недугом ясновидения и манией величия. Так, в разное время он утверждал, что он якобы был королем Англии Яковом IV и не погиб в 1513 году, а продолжал существовать как бессмертный адепт. Затем он начал требовать от членов Золотой Зари абсолютного и беспрекословного повиновения своей власти.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

В окт. 1685 г. действие Нантского эдикта было отменено. К этому времени, по мнению Людовика XIV, «лучшая и большая часть наших подданных, принадлежащая к реформированной церкви, была вновь обращена в католическую веру», и, т. о., «служивший этой цели Нантский эдикт и все, что было принято в интересах реформированной религии, оказались бесполезными» (Édit portant révocation de l " édit de Nantes//Recueil général des anciennes lois françaises. Vol. 19. P. 530-534). По новому закону реформатская вера объявлялась нетерпимой во Франции. Все гугенотские пасторы должны были оставить королевство в течение 2 недель. Др. же лица, наоборот, не имели права выезда, за намерение или попытку выезда из страны ссылались на галеры (мужчины) или заключались в тюрьму и лишались имущества (женщины). Несмотря на запрет, результатом отмены Нантского эдикта стала массовая эмиграция (за 60-е гг. XVII в. ок. 400 тыс. протестантов) в Англию, Нидерланды (в Утрехте им предоставлялись права городских граждан и освобождение от налогов на 12 лет), Германию, Данию, Швецию, Юж. Африку и Америку. Франц. поселения были основаны в Нью-Йорке, Массачусетсе, Вирджинии и в Сев. и Юж. Каролине. В России по указу 1688 г., подписанному царями Петром Алексеевичем и Иоанном Алексеевичем, Г.-офицеры принимались на службу в рус. армию. В Англии кор. Карл II издал прокламацию (28 июля 1681), в к-рой предлагал Г. убежище и обещал предоставить им право натурализации и льготы в ведении торговых и промышленных дел. Эти обещания были впосл. подтверждены кор. Яковом I Стюартом. Оставшиеся во Франции Г. перешли на нелегальное положение, совершали тайные богослужения, пасторы, захваченные при свершении обрядов, приговаривались к колесованию. В 1702 г. насильственные меры со стороны администрации и католич. духовенства против Г. после отмены Нантского эдикта и увеличение налогов ввиду войны за испан. наследство (1701-1714) стали причинами восстания камизаров в Лангедоке (Юж. Франция). Центром движения были Севенны, где Г. во главе с Ж. Кавалье, Роланом (Пьером Лапортом) и др. занимали деревни и города, жгли католич. церкви, дома духовенства, замки, отнимали у откупщиков и сборщиков собранные ими церковную десятину и налоги. Основными требованиями были свобода вероисповедания и отмена налогов. В 1703-1704 гг. восстание распространилось на области Виваре, Веле, Руэрг и Оранж. Папа Климент XI провозгласил крестовый поход против камизаров. В нач. 1703 г. в Лангедок были направлены королевские войска (во главе с маршалом Н. О. де Лабомом, маркизом Монревелем). Неудачи правительственных войск вынудили франц. правительство подписать в мае 1704 г. соглашение, по к-рому кальвинистам Лангедока была обещана свобода богослужения. Осенью 1704 г. основные силы восставших были разбиты, но усмирить восстание удалось лишь к весне 1705 г. путем уступок по налоговым вопросам. Вспышки восстания продолжались до 1715 г. (особенно сильно в 1709 в Севеннах и Виваре).

http://pravenc.ru/text/168241.html

Звери, свирепые от голода, поплывут чрез реки. Большая часть земли будет против Гистера. Великие велят тащить его в железной клетке, Когда дитя Германии не будут соблюдать никаких законов. Говорят, Гитлера мучил страх, что союзники захватят его живьем, посадят в клетку и будут возить по Европе, словно медведя по ярмаркам (Берзин, с. 179). Однако Нострадамуса никто не считал бы великим провидцем, если бы его предсказания состояли сплошь из туманных высказываний и таинственных символов. Хороший «провидец» балансирует между невразумительными образами и конкретными деталями, которые придают его предсказаниям убедительность. Из приведенных выше примеров видно, что в катренах Нострадамуса такие яркие детали присутствуют. Некоторые моменты предсказаний Нострадамуса совпадают с реальными историческими событиями, однако, как уже отмечалось, они всегда перемежаются с деталями, не имеющими исторических аналогий. Однако психология человека, желающего верить в чудеса Нострадамуса, устроена так, что он упорно игнорирует любые детали, нарушающие стройную общую картину «исполнившегося» пророчества. Этот феномен можно проиллюстрировать на примере 96-го катрена IV центурии: Старшая сестра Британского острова Родится на пятнадцать лет раньше своего брата, Когда ее обещания исполнятся, Она унаследует королевство Весов Подходящая под это описание ситуация, как отмечает Эдуард Берзин, складывалась в истории Британии дважды. В 1558 году на английский престол взошла Елизавета I Тюдор, старшая сестра короля Эдуарда VI. В 1689 году, после свержения короля Якова II Стюарта, престол унаследовала его дочь Мария II. Брат Марии, которого сторонники провозгласили королем Яковом III, так и не смог получить корону. Однако ни один, ни другой случай не соответствуют всем деталям предсказания: Елизавета I была старше брата на четыре года, а Мария II была старше брата на двадцать шесть лет (Берзин, с. 153). Философ и математик Готфрид Лейбниц пытался отстоять правоту Нострадамуса в этом случае. Лейбниц пришел к выводу, что Нострадамус все-таки имел в виду Марию II — просто он плохо расслышал слова своего «духа»! (Звездный путь астрологии, с. 88).

http://sueverie.net/nostradamus-predskaz...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010