Из этого ясно, что этот язык употребляется Церковью совсем не для запугивания людей грубых, темных и невежественных, которых только таким изображением последствий греховной жизни и можно испугать и удержать от греха. Язык этот употребляется не для запугивания, а потому, что это есть язык Слова Божия, и потому еще, что он придает речи наглядность и образность, облегчающую запоминание смысла речи, подобно тому, как и приточный стиль поучений Господа, а вместе с тем и не стесняет слушателей в том или ином истолковании сказанного им. Такую образную речь Господь постоянно употребляет в Евангелии, и нельзя Его обвинять в том, если кто-нибудь ее превратно, истолкует... Так, например, Господь говорит; «Если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает». Или: «Если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает, и огонь не угасает» ( Мк.9:43–48 ). Эти слова Спасителя особенно выразительны в разбираемом нами вопросе. В них заключается несомненно, образность речи, которую нельзя понимать буквально (например, «отсечение руки» или «отсечение ноги»)... Источник зла не в руке, и не в ноге, а в сердце человека. И рука, и нога являются только орудиями греха, исполнителями греховной воли, живущей в человеческом сердце. Отсечение руки и ноги не может устранить соблазна греха. Грех надо преодолеть внутренно, усилием воли, молитвою. Таким образом, каждому ясно, что слова Господа в этом случае имеют не буквальное, а приточное значение, и вместе с тем вполне конкретное. Также нужно понимать и «огнь неугасимый» и «червь неумирающий». Как бы иносказательно, и в каком бы тонком и духовном смысле мы не толковали эти слова, все же они говорят о каких-то мучениях, и притом различного характера (геенна, огнь, червь), ожидающих грешников. Грубо или тонко, мы будем понимать их, это не ослабляет их мучительного характера, они являются «наказанием за грех».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Изъяснение псалма 51-го. Пс.51:1 .  Начальнику хора. Учение Давида. Пс.51:2 .  После того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха. «В конец, разума Давиду», «внегда приити Доику Идумейску, и возвестити Саулу, и рещи ему: прииде Давид в дом Авимелехов». И отсюда видно, что у Авимелеха было два имени. Ибо Доик, как показывает первая книга Царств, донес Саулу на Ахимелеха и тем побудил избить священников. А здесь и в тридцать третьем псалме его же Пророк называет Авимелехом. Божественный Давид, узнав о клевете на иереев, написал псалом сей, поощряя обидимых к терпению и твердости, и показывая правдивость Божия суда. Посему-то и надписал псалом: «в конец, разума», чтобы, водясь благоразумием, во всяком деле ожидали мы конца. Заключает же в себе псалом вместе и предсказание о неистовстве Рапсака, который, происходя от Евреев, а потом сделавшись пленником Ассириян, научился их нечестию, произнес хульныя слова на Бога и покушался обманчивыми речами ввести в заблуждение народ иудейский. Пс.51:3 .  Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною. «Что хвалишися во злобе сильне? беззаконие весь день». Пророк называет сильным Доика, как приближеннаго к Саулу, а Рапсака, как человека, которому вверено было военачальство. Предлагает же речь в виде вопроса, советуя не много думать о себе в злобе своей, и не тратить все время на лукавство. Ибо слова: «весь день» Симмах перевел: «всякий день». Пс.51:4 .  Гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный! «Неправду умысли язык твой: яко бритву изощрену сотворил еси лесть». Лживыми словами, говорит Пророк, оскверняешь язык (ибо употребил слово: «умысли» вместо: «выговорил»), и произносишь речи, подобныя изощренной бритве, устрояя пагубу тем, которые верят им. Пс.51:5 .  Ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду. «Возлюбил еси злобу паче благостыни, неправду неже глаголати правду». Вместо лучшаго, говорит Пророк, избрал ты худшее, речам истинным предпочел лживыя; паче правды возлюбил неправду.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Любовь и без мученичества делает учениками Христа, а мученичество без любви не могло бы сделать этого. Откуда это видно? Из самых слов Христа; Он говорил ученикам: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:35). Вот, любовь без мученичества делает учениками. А что мученичество без любви не только не делает учениками, но и не приносит никакой пользы тому, кто терпит, послушай Павла, который говорит: «если я... отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор.13:3).    2. Потому особенно я люблю этого святого, собравшего нас сегодня, блаженного Романа, что вместе с мученичеством он явил великую любовь; поэтому и был отсечен ему святой язык. Подлинно, не излишне исследовать и то, почему не повел его диавол на истязания, казни и мучения, но отрезал ему язык. Он сделал это не напрасно, а с большим лукавством: ведь это — зверь коварный и делает и воздвигает все против нашего спасения. Исследуем же, для чего он решился на отсечение языка; но поведем речь несколько выше: таким образом мы узнаем и Божие человеколюбие, и терпение мученика, и злобу диавола, а познав Божие человеколюбие, возблагодарим Господа, узнав терпение мученика, будем подражать подобному нам рабу, поняв же злобу диавола, будем отвращаться этого врага. Для того Бог и дал нам разуметь козни его, чтобы, возненавидев его более, мы удобнее побеждали его. А что можно узнавать замыслы его, послушай, что говорит Павел о прелюбодее. В послании к Коринфянам он говорит так: «окажите к нему любовь. чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы» (2Кор.2:8, 11). Что же за причина, по которой он отсек мученику язык? Позвольте мне начать рассказ несколько выше. Жестокая война некогда была возбуждена против церквей: не варвары делали набеги на города и не какие-либо иноземцы, но сами те, которые по-видимому были предстоятелями нашей вселенной, поступали с подчиненными суровее и свирепее всех варваров, врагов и тиранов; не свобода только, и отечество, и имущество, и настоящая жизнь тогда были в опасности, но царство небесное, и уготованные блага, и бессмертная жизнь, и исповедание Христово.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Митрополит Волоколамский Иларион: Константинопольский патриарх утратил свое первенство во Вселенском Православии// http://www.patriarchia.ru/db/text/5361350.html . «Константинопольская патриаршая кафедра обладает первенством чести на основании священных диптихов, признаваемых всеми Поместными Православными Церквами. Содержательное же наполнение этого первенства определяется консенсусом Поместных Православных Церквей, выраженным, в частности, на всеправославных совещаниях по подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви». – Позиция Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви// http://www.patriarchia.ru/db/text/3481089.html . скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алексий Родионов 23 февраля 2021, 21:56 Выводы в конце статьи совершенно верные. Но дезавуировать прежние документы нужно публично, а не просто забыть о них. Юлия 2 апреля 2019, 18:09 Сообщению Владимира от 12.03 Речь, возможно, об этих документах http://www.patriarchia.ru/db/text/3481089.html Вадим К. (продолжение) 18 марта 2019, 13:52 " Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов " , - внушает Моисей сынам Израилевым в кн. Второзакония и продолжает, - " Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов " . Пределы народов, т.е. границы. А что говорит ап. Павел эллинским мудрецам в Ареопаге? " Бог сотворил от одной крови всякий язык людей, чтобы населить по всему лицу земли, определив сроки и границы их поселения, дабы взыскали Господа " . Из всего этого следует давно известная истина: разделение человечества на народы и обитание каждого народа на своей земле было сделано Самим Богом, хотя и не без сожаления. Он же и соберет их воедино и уже собрал в 50-цу верующих в Троицу. Вадим К. 18 марта 2019, 13:15 " мы, конечно же, признаем, что идея национальных государств является поздней и имеет массу отрицательных сторон, но система автокефалий сложилась задолго до нее " . Но кто это " мы " ? И какие основания нам делать такие признания? Идея нац. государств имеет древнейшее происхождение и является идеей не чьей-то, а Самого Бога. " И сказал Господь: вот один народ и один у всех язык... сойдем же и смешаем там их язык... И рассеял их Господь оттуда по всей земле " . 10-я глава Бытия посвящена целиком родословию народов и там же сказано: " от сих населились острова народов в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих "

http://pravoslavie.ru/119831.html

Надо понимать, что толкование Апокалипсиса — сложнейшая тема. Неслучайно эта книга — единственная, которую не читают за богослужением. Она максимально иносказательна. Толковать Апокалипсис в привязке к сегодняшнему дню — то же самое, что пытаться толковать Шестоднев, рассказ о сотворении мира за шесть дней, в привязке к современной космологии или антропогенезу. Язык библейского Шестоднева и язык современной науки — два разных языка, их крайне сложно просто взять и согласовать. И язык Апокалипсиса тоже очень образный, привязывать его вот так к сегодняшнему дню мне кажется неверным.      Если мы говорим об антихристе и «печати зверя», надо помнить главное: речь в конце времен будет идти о сознательном, вольном поклонении злу. Никакая тайно поставленная на вас печать не может являться печатью антихриста, поскольку вы должны знать, что это она, и сознательно принять ее. Только тогда она будет иметь духовный смысл. Страхи, связанные с цифровыми технологиями, вполне обоснованы, потому что, попав в нехорошие руки, эти технологии могут подвести нас под глобальный контроль. Но, еще раз подчеркиваю, технологическое развитие не может быть произвольно остановлено, поскольку это связано с глобальной конкуренцией. При любых серьезных изменениях и ожиданиях неизвестности можно увидеть признаки «конца света». Вопрос, что с этим делать? Мне кажется, что здесь для нас главным ориентиром должны служить слова из Нагорной проповеди, которые сказаны, казалось бы, по другому поводу: Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы (Мф 6:34). Тогда же Господь говорит: Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? (Мф 6:26). Но это не значит бросить свою работу и убежать в леса. Это и не значит обратного — закрыть на все глаза и делать вид, что все происходящее в мире нас не касается. Нужно положиться на волю Божью и не бояться. Нужно видеть, смотреть, размышлять, но продолжать сеять и жать.

http://pravoslavie.ru/131993.html

Появилась даже некоторая как бы форма сквернословия, когда грубые слова заменяются другими, более пристойными, но ставятся они во фразе на привычные для брани места. Иногда даже спрашивают, возможна ли такая замена. Хорошо еще если спрашивают, а не утверждают. В таких случаях мне вспоминается вопрос Любочки: «Маменька, под какое декольте шею мыть? Под большое или под малое?» (М.Е. Салтыков-Щедрин «Пошехонская старина»). Шею нужно мыть всю, чтобы она была чистая, а от сквернословия нужно отказываться совсем и окончательно. Мы не можем отнести слова-заменители к обычным словам-паразитам, засоряющим речь. Разве что, приравняв их к энцефалитным клещам. Ведь сущность сказанного проглядывает и сквозь завесу. Так никого не оставляет в сомнении звуковая пищалка, прикрывающая теле- и радиоматерщину. Народ по-славянски — язык. Язык — это то, что объединяет народ. И характеризует его. Немецкий философ и лингвист В. фон Гумбольдт формирование и развитие национального характера, культуры и быта народа ставил в прямую зависимость от его языка. Язык несомненно оказывает влияние и на исторический путь народа. Можем ли мы быть легкомысленны в вопросе языка? Древние демонические культы Востока, от которых к нам пришли эти слова, использовали их в ритуальных действиях, сопровождавших человеческие жертвоприношения. И как раньше таким образом призывали демонов, так и сегодня человек, произносящий их, призывает на свою голову беса. Закончить беседу мне хочется словами апостола Павла: «…я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской. Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?» (1 Кор. 10, 20 — 22). Аминь. Осуждение Сердце наше является источником добрых, приветливых и разумных речей, но из него же исходят злоречие, клевета и осуждение. «Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое»(Мф. 12, 35), — говорит Спаситель.

http://pravmir.ru/o-grexax-yazyka/

Пс.44:2 .  Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе; язык мой – трость скорописца. «Излилось из сердца моего слово благое» – из моего сердца, как переполненного сосуда, естественно и неудержимо истекла эта торжественно-радостная песнь, полная благожелания царю; настоящее благое слово писателя есть искренняя, от полноты чувства излившаяся песнь в честь Царя. – «Язык мой – трость скорописца». Скорость в письме была большим его достоинством; автор бы желал, чтобы его язык так же быстро и точно, как трость скорописца, выразил в точных, соответствующих его желанию, словах, его мысли и чувства. Означенный стих представляет вступление к содержанию псалма и воспеванию изображаемого в последнем Царя. Пс.44:3 .  Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; посему благословил Тебя Бог на веки. «Ты прекраснее сынов человеческих». Красота – общее обозначение многих достоинств, это родовой признак; излилась «благодать... из уст Твоих» – из уст царя исходит речь разумная, доставляющая слушающему блага. Соломон, действительно, поражал своих современников своею речью – в судебных делах особенной проницательностью, в обыкновенных разговорах – меткими выражениями, глубиною мысли и, вообще, обширными сведениями из всех отраслей человеческого знания. – «Посему благословил Тебя Бог на веки» – необыкновенные достоинства Соломона вызвали благословение на него от Бога. Это благословение не ограничивается только исторической известностью Соломона, имя которого сделалось нарицательным, для обозначения всякого человека, обладающего обширными и глубокими познаниями, но указывает и на то, что он своей первоначальной деятельностью, своим стремлением к установлению и упрочению на земле мира и правды является прообразом Великого своего Потомка – Мессии, даровавшего вполне миру то, что для Соломона составляло недостижимый идеал. Вечное благословение на нем Бога нельзя не видеть и в том, что этот царь явился органом Божественного, а потому и вечного откровения, изложенного в его книгах.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, втретьих – учителями, далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцеления, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учителя? Все ли чудотворцы? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь превосходнейший» ( 1Кор.12:28-31 ). Протестантские богословы о сущности дара языков в Апостольской Церкви Богословы Запада предложили несколько теорий, объясняющих дар языков. Почти все они отвергают дар языков как способность человека вести проповедь на иностранных языках. Авторы так называемой экстатической теории утверждают, что глоссолалия возможна только в момент сильного духовного возбуждения. Немецкий ученый Блек считает, что под влиянием экстаза «глоссолалисты говорили необыкновенные, устарелые, никому не известные слова». Согласно теории Визелера, высказанной еще в прошлом веке, «в глоссолалической речи слышались только звуки, а самого содержания нельзя было расслышать», поскольку «они (глоссолалисты) всеми своими чувствами и мыслями погружались в себя и в созерцание Бога». Поэтому и молитвенные благодарения и славословия не были понятны для окружающих. Согласно теории Гильгенфельца, изложенной в книге Die glossalalie in die alter Kirche (1850), глоссолалией обозначается религиозное говорение языком, не находящееся в связи с мысленным процессом. Таким образом, под словом следует понимать особый, преподаваемый Богом язык. На основании чего же строятся подобные теории, если книга Деяний вполне определенно указывает на природу этого явления? Их авторы идут путем филологического осмысления термина греческого оригинала glossa (голос, язык). Когда слово glossa переводится немецким Zunge, то дар языков начинают истолковывать сугубо филологически, т.е. glossa lalin (говорить) есть речь только языком, причем воля в состоянии глоссолалии отсутствует. Другие понимают слово glossa как обозначающее совокупность устарелых выражений, не понятных современникам. Третьи трактуют слово glossa в значении «язык» – «диалект», однако не согласны с тем, что «языки» глоссолалов были обычными языками современных им народов. Как бы ни разнились характеристики глоссолалии, данные сторонниками экстатической теории, но все они согласны с мнением известного немецкого богослова второй половины XIX века Шульца, резко критиковавшего понимание глоссолалии как говорения на иностранных языках. «В настоящее время, – писал Шульц, – ни один беспристрастный или знакомый с делом человек не может говорить, будто дар языков заключается в говорении на иностранных языках».

http://azbyka.ru/o-dare-yazykov

Так и здесь в псалме Господь говорит грешнику (по пер. с евр.): «Что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя (вспять – назад)?» Ты говоришь, что знаешь Закон Мой и заповеди Мои, в которых содержится вся правда Божия, а сам между тем не исполняешь их делом, – зачем это? Для чего говоришь, что Завет Мой, заключенный с Авраамом и отцами, принадлежит тебе, когда ни Завета не хранишь, ни Закона Моего не исполняешь, ни верности и послушанию отцов не подражаешь? Пс.49:18–20 Аще видел еси татя, текл еси с ним, и с прелюбодеем участие твое полагал еси: уста твоя умножиша злобу, и язык твой сплеташе льщения: седя на брата твоего клеветал еси и на сына матере твоея полагал еси соблазн. В этих стихах, продолжая обвинительную речь Свою к тому же грешнику, Господь обличает его в самых грехах его: если ты, говорит, проповедуешь о Завете, если любишь говорить о заповедях Моих, то почему же ты не останавливаешь заведомого вора, а напротив, вступаешь с ним в общение, чтобы пользоваться плодами воровского приобретения и противозаконными способами наживать имение? Кроме того, ты вступаешь в сообщество с прелюбодеем, человеком явно ведущим блудную и распутную жизнь, и, вместо того чтобы предостеречь его от развращенного и гибельного пути, сам потворствуешь ему в том, своим дурным примером еще более развращая его. Те же уста, которыми твердишь (ст. 16 и 19 по пер. с греч) Завет Мой, ты открываешь на злословие, и тот же язык твой, который проповедует уставы Мои, сплетает коварство; сидишь и говоришь клевету на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь: ты, коварный лицемер, всегда говоришь с намерением обмануть, язык твой сплеташе льщения, употребляя в разговоре притворство или ложь, – и это не только с посторонним человеком, но и со своим единокровным братом, которому всегда злоумышляешь, устрояя различные козни для его преткновения и падения. Пс.49:21 Сия сотворил еси, и умолчах, вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен: обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Чтобы работать на компьютере и выходить в Интернет, многие специально учат английский язык. А для того чтобы лучше понимать молитвенные тексты Православия, даже не удосуживают себя приобрести словарь церковно-славянского языка. В результате некоторые молитвенные слова произносятся без всякого смысла. Сказано ап. Павлом: «Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками; но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке» ( 1Кор. 14:18–19 ). К сожалению, и мы, духовенство, не стремимся проповедовать нашим современникам Святое Евангелие на языке их понятий и представлений. Проповеди носят торжественно помпезный характер и не несут в себе никакого назидания и наставления для слушающих. Некоторые проповедуют так, как агитируют политические лидеры, то есть обращают внимание более на политические вопросы и совершенно забывают о Слове Божием. Некоторые философствуют на проповеди , и простой человек не может понять, о чем идет речь. Книжники и фарисеи очень преуспели в казуистике; когда специалисты изучают их талмудические тексты, то с трудом пробираются через дебри их хитросплетений. Сказано: «Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец» ( 1Кор. 14:11 ). Господь Иисус Христос говорил с людьми очень просто. С рыбаками Он говорил о рыбе, с пастухами – об овцах, с крестьянами – о посевной. Сами тексты Нового Завета написаны на греческом разговорном языке. Этот язык называется коэне диалектос. Этот язык прост даже до грубости многих слов и выражений. Когда текст читают в подлиннике, становится совершенно очевидным, что его написали очень простые люди, рыбаки и пастухи. Нам всем надо стать проще, это значит – и чище. Превзойти книжников и фарисеев означает сбросить с себя одежды религиозного ханжества, превозношения и лицемерия. Некоторые богословы говорят, что есть «религиозные» бесы. Имеются в виду такие бесы, которые искажают характер религиозной жизни человека. Это не бесы ересей, а именно те бесы, которые поднаторели искажать характер духовной жизни у православных людей. То есть, они охотятся на наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010