( Деян.5:36, 21:38 ). И время приближися (это время близко). Эти слова указывают, что здесь идет речь только о разрушении Иерусалима и предшествовавших оному бедствиях. Лк.21:9 . Егдá же услышите брáни и нестроéния, не убóйтеся: подобáет бо сим быти прéжде: но не ý áбие кончина. (Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец.) Второй признак разрушения Иерусалима и бедствий при сем, это, по словам Господа, – войны и смятения, по Матфею и Марку, еще военные слухи. И по смерти римского императора Августа, до времени разрушения Иерусалима, действительно много было войн и возмущений, особенно из-за римского престола. Военные слухи. Тут разумеются отдаленные войны, о которых только слухи будут доходить до Иудей. Но не у абие кончина (не тотчас конец), т. е. конец не века или мира, а Иерусалима. Лк.21:10 . Тогдá глагóлаше им: востáнет (бо) язык на язык, и цáрство на цáрство: Лк.21:11 . трýси же велицы по местом, и глáди и пáгубы бýдут, страховáния же и знáмения вéлия с небесé бýдут. (Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба.) Восстанет бо язык на язык (народ на народ), царство на царство. Так в то время евреи и сириане вооружались друг против друга из-за обладания городом Кесариею; в Галилее Иоанн Фискаль хотел оспорить власть у Иосифа; в Иерусалиме Зилоты грабили публичную казну, умерщвляли лучших соотечественников, и призвали идумеев в город для усиления своей партии. (Воскр. Чт.) И будут труси велицы (большие землетрясения) по местом и глади и пагубы. Пророк Агав, как пишется в Деяниях Апостольских ( Деян.11:28 ), предсказал голод в Иудее, и голод был так силен в Иерусалиме, что множество народа умерло от него. Голод был в Риме, Палестине и Греции в сороковых годах по Р. Хр. Землетрясения разрушили некоторые из городов, как то: Лаодикию, Иераполь, Колоссы и др. (Мих.) Страхованы (ужасные явления) и знамения велия с небесе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочести е (Иак. 1: 26). В этом отрывке святой апостол Иаков говорит следующее: человек, который думает, что он благочестив, что он подвизается ради Господа, но в то же время не обуздывает своего языка, тем самым обольщая самого себя, не преуспевает духовно, и все те религиозные обряды, которые он совершает, тщетны и не приносят ему никакой пользы. Эти слова апостола звучат достаточно жестко, но, к сожалению, все это имеет место в нашей церковной жизни. В этой же главе, немного выше, апостол говорит, что человек должен быть скор на слышание, медлен на слова (Иак. 1: 19). Или еще: Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный (Иак. 3: 2). То есть тот человек, слова которого добры и не приводят его к ошибкам, совершенен. Но кто из нас совершенен? Никто, к сожалению. Печать несовершенства лежит на каждом из нас и на всех наших делах. Каковы ум и сердце, таковы и слова Язык, безусловно, доставляет всем нам множество страданий, но как его обуздать? Например, мы можем весь день сдерживать себя, следить за тем, что говорим, но вдруг случается какое-нибудь неприятное событие или какой-то разговор, и мы опять срываемся. Конечно же, язык сам по себе ни в чем не виноват, это всего лишь один из органов нашего тела. Виноват не язык, но тот, кто им управляет, а значит, наш ум, который посылает языку команды, что надо сказать. Если же ум дает добрый материал своему языку, тогда язык производит добрые слова. Получается, что проблема сосредоточена в нашем уме, который зачастую ничем не занят и оттого постоянно пустословит. Такой праздный ум свидетельствует о том, что человек не ведет духовную работу. Именно поэтому святые отцы считали и считают одним из самых важных элементов духовной жизни молчание и внимание к своему слову. Нам, конечно, кажется, что это невозможно исполнить. Вот если бы мы жили в пустыне, то мы молчали бы весь день! Но из своего опыта скажу вам: даже если человек постоянно находится в пустыне и молчит весь день, этого недостаточно. Нужно, чтобы его ум научился молчанию. Например, есть люди, которые всё время молчат, а ум их разговаривает постоянно. То есть внешне этот человек выглядит весьма молчаливым и тихим, а внутри него нескончаемым потоком льются монологи, споры, оправдания и т.д. Подобно мельнице, которая работает без остановки. Разве можно ее остановить? Да и нужно ли? Ведь на самом деле важно не остановить мельницу, но дать ей хорошие продукты для переработки, положить в эту мельницу хорошую пшеницу, чтобы в результате вышла качественная мука.

http://pravoslavie.ru/127614.html

Есть речь, облеченная смертью… 13.12.2013 06:47:58 Виктор Ларкин «Сеятель слово сеет» Марк 4.14 Как известно, Господь использовал лишь исключительно Слово и ничего, кроме Него, чтобы создать всё многообразие мира видимого и невидимого: вселенную и человека в ней. То есть, Божественное Слово обладает величайшей мощью, оно есть совершенно особый, уникальный инструмент творения. Человек создан по образу и подобию своего Творца. Наша речь – дар Божий, в котором Он предоставил нам частицу своих сил и способностей. Поэтому исходящее из наших уст слово также обладает большой силой. Потенциально оно может буквально всё. Однако, своим невежеством человек не только порой низводит эту силу до полного бессилия, но очень часто превращает свою речь в орудие разрушения и собственной погибели. Давайте посмотрим, как и почему это происходит. Сначала приведу некоторые моменты на эту тему из Священного Писания. Так, святой апостол Иаков сравнивает орган человеческий речи – язык с огнем, который, даже будучи очень маленьким, может зажечь очень много вещества. Апостол говорит, что наш язык, хоть и небольшой орган, но многое делает и «…в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. (Язык -) …это неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду» (Иак. 3.5-12). Речь – это не просто сочетание каких-то звуков, отражающих наше состояние и движение мысли. Речь есть выражение содержания самой сути человека - его души или сердца. В Священном Писании говорится: «…исходящее из уст - из сердца исходит» (Матф.15.18).  Таким образом, человеческий язык – это своеобразный «генератор» энергий: энергий нашего сердца и души. Причем, это такой «генератор», который может работать только в двух режимах: либо созидательном, либо разрушительном, - производя либо сладкую, либо горько-соленую воду. Таково сокровенное значение нашей речи, каждого нашего слова: в них мы  либо созидаем, либо разрушаем; либо исцеляем, либо убиваем; либо осуждаемся, либо оправдываемся.

http://radonezh.ru/analytics/est-rech-ob...

Ибо все мы много согрешаем (πολλ γρ πταομεν παντες) – отметим, что апостол Иаков и себя причисляет к грешникам, употребляя везде местоимение «мы»; согрешаем (πταομεν) – букв.: оступаемся, падаем, заблуждаемся. Речь идет о нарушении Закона Божьего. Причем, это происходит с нами всеми и постоянно. Редкое исключение из этого печального правила апостол называет человеком совершенным (τλειος 185 νρ). В слове (ν λγ) в данном контексте означает не только Евангельскую истину, но и обычную человеческую речь. Все тело (λον τ σμα) – имеется в виду не только физическое тело человека, но вся его жизнь. Далее апостол Иаков иллюстрирует это утверждение двумя образами: лошадиной узды и корабельного руля. 3:3–5а 3 ε δ τν ππων τος χαλινος ες τ στματα βλλομεν ες τ πεθεσθαι ατος μν, κα λον τ σμα ατν μετγομεν. 4 δο κα τ πλοα, τηλικατα ντα κα π νμων σκληρν λαυνμενα, μετγεται π λαχστου πηδαλου που ρμ το εθνοντος βολεται· 5 οτως κα γλσσα μικρν μλος στν κα μεγλα αχε. δο λκον πρ λκην λην νπτει· 3 Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. 4 Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; 5 (а) так и язык – небольшой член, но много делает. Как маленькая уздечка 186 управляет всей лошадью 187 , или как большой корабль – маленьким рулем 188 , так и язык – всем человеком. Много делает (μεγαλαυχε) – букв.: хвалится, хвастается, чванится. Возможно, апостол Иаков имеет в виду нечестивых хвастунов, богохульников 189 . Блаженный Иероним Стридонский считает, что такой грех языка может довести человека до великого падения, как когда-то дьявола: «Меч пронзает тело, но не душу; душу пронзает язык. Языку недоступна середина: либо великое зло, либо великое добро… Поэтому пусть не думает никто и не говорит: я великих грехов не совершал – если и грешил, то грешил языком. Что есть больший грех, чем богохульство? Почему пал дьявол ? Он воровал? Убивал? Прелюбодействовал? Все это страшные грехи, но дьявол пал не из-за них, его подвел его язык. Что он сказал? Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой (…) буду подобен Всевышнему ( Ис.14:13–14 ) " 190 . 3:5б

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

Иер. 8 :20. Прошла жатва, миновало лето, а мы не спасены. Иер. 8 :21. О сокрушении дочери народа моего и я сокрушаюсь и скорблю, от ужаса объяли меня болезни, как рождающую. Иер. 8 :22. Разве нет бальзама 230 в Галааде, разве нет там врача? От чего же нет исцеления раны 231 народа моего? Глава 9 Иер. 9 :1. Кто даст голове моей воду и глазам моим источник слез? Я плакал-бы 232 день и ночь об убитых дочери народа моего. Иер. 9 :2. Кто дал-бы мне в пустыни последнее 233 пристанище, чтобы я оставил народ мой и ушел-бы от них, ибо все они любодействуют, скопище преступников. Иер. 9 :3. И напрягают язык свой, как лук: ложь и недоверие укрепились на земле, ибо от зла переходят к злу, и Меня не знают, говорит Господь. Иер. 9 :4. Берегитесь каждый своего ближнего, и на братьев своих не надейтесь, ибо всякий брат преткновение ставит, и всякий друг лукаво подходит. Иер. 9 :5. Каждый над другом своим посмеется, истины не скажут, приучили язык свой говорить ложь, неправедно живут, и не хотят 234 обратиться. Иер. 9 :6. Рост на рост и лесть на лесть, не захотели знать Меня, говорит Господь. Иер. 9 :7. Посему так говорит Господь сил: 235 вот Я расплавлю и испытаю их, ибо что иное 236 Мне делать с лукавством дочери народа Моего? Иер. 9 :8. Язык их – убийственная стрела, слова уст их — коварны: ближнему своему говорит: „миръ“, а внутри себя таит вражду. Иер. 9 :9. Ужели за это Я не накажу? говорит Господь, или не отмстит такому народу душа Моя? Иер. 9 :10. На горах поднимите плач и вопль, и на пустынных тропах рыдание, ибо они опустели, так как не стало людей проходящих (по ним); не слышно голоса живого 237 : от птиц небесных и до скота (все) в ужасе разсеялись. Иер. 9 :11. И обращу Иерусалим в место переселения 238 и в логовище змеям, и города Иудейские подвергну опустошению, не будет жителей, Иер. 9 :12. Какой мудрец может уразуметь 239 это? и к кому слово уст Господних, пусть возвестит вам 240 : за что погибла земля, выжжена, как пустыня, чрез которую никто не проходит? Иер. 9 :13. И сказал Господь мне: за то, что они 241 оставили закон Мой, который Я дал им, и не послушали голоса Моего и не поступали по нему.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Из этого вытекает вывод, противоположный тому, что сделал Дарвин и, вслед за ним, эволюционистская лингвистика. Если любой язык не развивается, а деградирует, значит, изначально он был не примитивным «звероподобным», а, напротив, более совершенным и полноценным. В этом можно увидеть правду библейского повествования о вавилонском смешении языков: На всей земле был один язык и одно наречие... И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город и башню. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле ( Быт. 11:1 и 11:6–9). Все существующие языки, с одной стороны, даны впавшему в гордыню человеческому роду в наказание. С другой стороны, они дарованы нам Богом и, следовательно, несут в себе изначальное божественное совершенство. В процессе использования грешными людьми языки могут терять свою красоту, искажаться. Всесовершенный Бог не мог дать людям «плохих» языков. Некоторые из языков стали бедными и невыразительными в результате деградации их носителей, иные языки оказались даже вовсе вымершими. Глава 12. Квантовый взгляд на биологию. Один из предшественников Дарвина, французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк (Jean Baptiste Lamarck) полагал, что в природе постоянно происходит плавная эволюция. Он даже отрицал существование видов, считал все выделяемые межвидовые границы «условностью» и учил, будто происходит непрестанная всеобщая трансформация одних организмов в другие. Судя по всему, Ламарк ошибался. Эта точка зрения противоречит многочисленным наблюдениям за природой, в которой каждый вид проявляет себя как вполне стабильная и жизнеспособная популяция. Незначительная внутривидовая изменчивость не нарушает этого закона. Виды не перемешиваются и даже не скрещиваются между собой, но сохраняются по роду их ( Быт. 1, 25 ). Виды, скорее, склонны к вымиранию, чем к превращению во что-то иное.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Иногда «необходимость» матерной ругани объясняют тем, что ее используют окружающие. Могу сказать, что человек, не желающий материться, легко обходится без мата, в какой бы среде обитания он ни находился. Говорю это на основании собственного опыта: за два года службы в армии я не произнес ни одного матерного слова. Поначалу надо мной из-за этого смеялись сослуживцы, а потом привыкли и, более того, в моем присутствии стыдились произносить матерные слова, а если произносили, то извинялись. Пример правильного пользования языком должен подавать священнослужитель. К сожалению, однако, и некоторые священнослужители не воздерживаются от ругани и употребления матерных выражений. Глубоко убежден в том, что одни и те же уста не могут произносить священные слова в храме и матерные выражения вне храма, призывать народ к молитве за богослужением, а вне богослужения изрыгать омерзительные и грязные слова. Уместно здесь будет привести слова апостола Иакова о языке: «Язык огонь, прикраса неправды… Язык укротить никто из людей не может: это неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть» (Иак. 3, 6-10) . Об иностранных языках и переводческой деятельности Находясь в вашем университете, я не могу не сказать несколько слов о важности изучения иностранных языков и искусстве перевода. Языки учат сегодня очень многие люди, но далеко не у всех получается выучить язык на приемлемом для общения и понимания уровне. Людям не хватает усидчивости. Между тем, радость от познания иных культур, от способности общаться с людьми иного воспитания, иного менталитета может окупить все усилия, потраченные на изучение языков. Не все, кто изучил иностранные языки, становятся переводчиками. Чтобы освоить ремесло переводчика, необходимы долгие годы кропотливой учебы и многотрудной практики, оттачивания пера. Переводчик должен быть всесторонне образованным человеком и одаренным литератором. Его главная задача максимально точно донести значение написанного. Переводоведение давно стало отдельной и важной отраслью филологической науки. Практические приемы, давно знакомые человечеству, были зафиксированы, изучены и описаны. Тем не менее, перевод это не просто механическая работа, но во многом творческий процесс.

http://patriarchia.ru/db/text/1144057.ht...

Иов.40:15 .  горы приносят ему пищу, и там все звери полевые играют; Пользуясь острыми зубами, бегемот питается посевами и растительностью смежных с Нилом местностей (прибрежные возвышенности – «горы» по сравнению с низменностью реки), но своим появлением здесь не производит смятений среди животных ( «и там все звери полевые играют»): он не плотояден. Иов.40:16 .  он ложится под тенистыми деревьями, под кровом тростника и в болотах; Иов.40:17 .  тенистые дерева покрывают его своею тенью; ивы при ручьях окружают его; Вдали от реки (ст. 15) гиппопотам появляется лишь тогда, когда чувствует недостаток в пище. Обычное же его местопребывание при воде, среди лотоса (евр. «цеелим» ­­ «тенистые деревья») и другой растительности. Иов.40:18 .  вот, он пьет из реки и не торопится; остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его. Вместо синодального: «вот он пьет из реки и не торопится», буквальный перевод должен быть такой: «пусть река поглощает его, он не страшится». Вода – родная стихия бегемота; ему не страшны разливы Нила и течение такой быстрой реки, как Иордан. Иордан в смысле собственного имени употребляется лишь как пример быстрой реки. Буквальное понимание: «бегемот не боится Иордана» недопустимо потому, что во времена Иова в нем не водилось гиппопотамов. Другие экзегеты понимают «йарден», как имя общее: «течение воды», и сближают его с словом «йор» – «канал», служащим для обозначения Нила. Иов.40:19 .  Возьмет ли кто его в глазах его и проколет ли ему нос багром? Человек не может овладеть бегемотом ни открытою силою ( «в глазах его»), ни при помощи хитрости. Иов.40 – Иов.41.26 . Описание левиафана. Иов.40:20 .  Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? Под именем левиафана ( Иов 3.8 ; Пс 73.14, 103.26 ) разумеется, как думают, крокодил. Право на такое понимание дает между прочим еврейское выражение данного стиха: «тимшок» («можешь ли вытащить»), составляющее намек на коптское название крокодила – «temsah» и современное арабское «timsah». Еврейский язык не имеет особого имени для этого животного, как не встречающегося в Палестине. Крокодила нельзя поймать обычным при ловле рыб способом, – удою, невозможно и вытащить его из воды, захватив за язык веревкою. Невозможность объясняется тем, что язык крокодила прикреплен перепонкою к двум краям нижней челюсти, в силу чего животное не может ни протянуть его, ни высунуть наружу. Древние, вслед за Геродотом (II, 68), верили, что у крокодила совсем нет языка.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Как Господь наш, сошедши во ад, освободил всех, которые были содержимы смертью, так точно и рабы, делая посильное для них и подражая человеколюбию Господа, освобождают людей от чувственных уз, не имея сил осво­бождать от уз духовных.    2. И мы почитаем эту седмицу; и я вышел с вами, пред­ставляя, вместо пальмовых ветвей, слово назидания, повергая две лепты, подобно вдовице. Те выходили с пальмовыми вет­вями, восклицали и говорили: «благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф.21:9). Выйдем и мы, и вместо пальмовых ветвей представив цветущие души, будем воскли­цать, как пели сегодня: «Хвали, душа моя, Господа. Буду восхвалять Господа, доколе жив» (Пс.145:1—2). И те слова принадлежат Да­виду, и эти; или лучше — и те, и другие принадлежат не Давиду, а благодати Духа. Произносил их пророк, но языком его двигал Утешитель. Потому он и сказал: «язык мой трость книжника скорописца» (Пс.44:2). Как трость пишет не сама собою, но по распоряжению движущей ее руки, так точно и язык пророков говорил не сам собою, а по благодати Божией. Но для чего он не просто сказал: «язык мой трость книжника», но: «трость книжника скорописца»? Чтобы ты знал, что у них мудрость духовная, и потому в ней великая легкость и великая быстрота. Люди, говоря сами от себя, составляют речь, соображают, медлят, тратят много времени; а там слова текли, как из источника, не встречали никакого препятствия, и даже быстрота языка преодолевалась приливом мыслей. Поэтому он и ска­зал: «язык мой трость книжника скорописца»; внутри нас, говорит, кипят обильные потоки, и потому они вытекают с ве­ликою скоростью; нам не нужно ни соображений, ни усилий и трудов.    Впрочем, посмотрим, что говорит он в словах: «Хвали, душа моя». Эти слова и мы поем теперь вместе с Да­видом, потому что хотя он не присутствует с нами телом, но присутствует духом. А что праведники действительно при­сутствуют и поют вместе с нами, об этом, послушай, как Авраам говорит богатому. Когда богач сказал: пошли Лазаря, чтобы мои братья, узнав о мучениях в аде, исправились, — он отвечал: «у них есть Моисей и пророки» (Лк.16:29).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Конечно, сын рождается, и речь возвращается к отцу. Захария, когда его спрашивали, как бы он желал назвать дитя, — потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. Не поверивший словам Ангела теперь вынужден писать о явлении, проповедовать письмом; тогда по слуху не принявший сказанного теперь законодательствует рукою, пишет о бывшем. И, дав имя ему, получил речь: отсюда «все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога» (Лк.1:63–64). О изумительное и странное чудо! Пишется имя сына, и немые уста отца открываются; Иоанном называется, и язык называющего устрояется. Видишь ли, как он не погрешил, и мы не погрешили, сказав приличное объяснение? Вот имя самого праведного открывает немые уста, и побуждает неподвижный язык. Так вопиющий Иоанн обнаруживается, что даже самое его имя вызывает голос: я «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мф.3:3). О, чудо! Слово пребывает, и голос предвозвещает; Владыка идет, и раб предпосылается. Итак, возрадуемся и возвеселимся, что Елизавета родила и Захария возговорил; что неплодная произвела, и старец воскликнул; что восковая дощечка была спрошена, и язык иерейский разрешился и голос возвратился; что Предтеча явился и весь мир возрадовался. Здесь следовало бы закончить слово, но Захария не позволяет восклицаниям: «благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему» (Лк.1:68). Изумительные дела! Что говорит Захария? После своего исцеления от немоты Захария первый раз воскликнул: Благословен Господь. Что это значит? Захария был мертвым, и воскрес. Он не был мертвым по природе, но перенес подобие смерти. Он удерживался молчанием, как гробом, и как пеленами, был связан узами языка; он возвратился к жизни, не дыша священством, и принес оплакивание, горесть народа. Когда упраздняется иерей, скорбят все, за кого он ходатайствовал. После этого образного воскресения Захария первый раз воскликнул «благословен Господь Бог израилев». О, Захария! Если бы ты не увидел духовного колоса, не узнал духовного земледельца, не получил дара, то не благословил бы дателя. Но Захария восхвалил Бога пророческою песнею, достойною дара. Воскликнем и мы: благословен Господь Бог христианский, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему. Ему слава и держава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010