Мне как-то пришлось беседовать с одним заключенным, он сказал мне: " Почему же я раньше не слушал этих слов? Тогда бы я не оказался здесь! " Истинный слушатель слов Божиих — это тот человек, который слушает эти слова, исполняет их и совершенно изменяет свою жизнь. Итак, мы признаем только совершенный Закон. Закон этот показывает нам наше действительное лицо: не для того только, чтобы мы постоянно помнили, что нам надо исправить себя, изменить себя, но и для того, чтобы мы покорились воле Творца нашего. Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие (Иак. 1, 26). Братия и сестры, нам надо контролировать свой язык. Оказывается, если мы не контролируем свой язык, то у нас пустое благочестие . А как обуздать язык? Мы понимаем, как можно обуздать коня: поймал, прыгнул на него, веревку накинул, узду надел... Но как обуздать язык? Что это — конь, мул, осел? Как его обуздать? В Писании много говорится о том, как мы, братия и сестры, можем обуздать свой язык. Прежде всего, у апостола Павла сказано: Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших (Еф. 4, 29). Не должно быть у нас слов гнилых, то есть ругательных слов. Также в Священном Писании говорится о том, что не должно быть и клеветнических слов: когда мы клевещем на людей, позорим их! Не должно быть у нас и поспешных слов — как мы прочитали только что, мы должны быть медленны на слова . Одна женщина как-то пришла ко мне на духовную беседу. И она так много говорила — это был какой-то каскад слов! Потом она сказала: " Я не могу понять, почему я так грешу: ведь я со всеми поругалась, со всеми поссорилась! " . Я сказал этой женщине: " Говорите в четыре раза медленнее, тогда у вас не будет такого количества грехов! Их будет в четыре раза меньше " . Действительно, когда человек говорит медленно, он продумывает каждое слово, он старается сообразовывать все свои слова с волей Божией. А воля эта, по свидетельству Писания, такова: не должно быть лживых слов, ругательных слов, гнилых слов. Тех слов, которые могут унизить людей, расстроить их, вывести из равновесия. Иногда слова могут становиться даже убийственными — когда посредством слов людей доводят до самоубийства!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

На всей земле был один язык и одно наречие … (Ст. 1). Какой был первоначальный и всеобщий язык рода человеческого? … Конечно тот самый, на котором говорил Адам, и который чрез Мафусаила, прадеда Ноева, дошел до времен потопных, а чрез Ноя сохранился до Авраама, – язык же Авраамова есть язык еврейский. О первобытности и всеобщности языка еврейского во всем роде человеческом можно заключать из происхождения и этимологического значения многих еврейских имен, как допотопных (напр., Адам, Ева , Каин, Сиф и др.), так и послепотопных (напр., Вавилон, Фалек, Авраам, Исаак, Иаков), и многих тому подобных. Корни и значение всех сих слов чисто еврейские 229 . Двинувшись с Востока люди нашли в земле Сеннаар равнину. (Ст. 2). Откуда именно с востока двинулись послепотопные люди? Т.е. из восточных областей Армении к югу, в землю Сеннаар. На языке библейском под именем Востока нередко разумеют все страны, находящиеся по берегам Евфрата 230 , потому что страны сии лежали по отношению к святой земле действительно на востоке. И сказали они: построим себе город и башню … до небес … (Ст. 4). Какая усматривается цель Вавилонского столпотворения? Кроме суетного и тщеславного желания приобресть себе славу в потомстве 231 , вместо возвещенного Богом рабства и унижения, Нимроиды обнаружили построением Вавилонской башни и другое богопротивное стремление. Назначив сию башню средоточным пунктом, который был бы видим из отдаленных местностей и всем известен по своей громадности, потомки Ханаана желали предотвратить от себя возвещенный им устами праотца Ноя суд Божий о рассеянии по всей земле. По общему почти мнению толкователей, Хамово племя принимало самое горячее участие в столпотворении 232 . О сем – по-видимому – дается разуметь само слово Божие, называя строителей башни сынами человеческими, как бы в отличие от сынов Божиих, т.е. благочестивых потомков Сима 233 . Полагают еще (Иосиф Флав.), что башня Вавилонская делалась на случай нового потопа. Дабы можно было в ней укрыться. И сказал Господь … Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого … (Ст. 6. 7). Что значит, что Господь говорит о Себе во множественном числе: «сойдем, смешаем?» … «Без сомнения к равночестным сказаны сии слова» – говорит Златоуст, т.е. Богом Отцом сказано это Богу Сыну и Богу Духу Святому 234 . Подобно сему и при сотворении человека Бог говорит сотворим человека по образу Нашему и по подобию 235 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Никакой другой член так не пригоден ему для обольщения и погибели нашей, как невоздержанный язык и необузданные уста. Отсюда происходит с нами много падений, через это мы впадаем в тяжкие вины. Объясняя, как легко пасть через язык, некто говорит: « многие пали от острия меча, но не столько, сколько павших от языка » (Сирах. 28:21); и, показывая тяжесть такого падения, он же прибавляет: « преткновение от земли лучше, нежели от языка » (Сир. 20:18). Смысл слов его следующий: лучше, говорит, упасть и разбить тело, нежели произнести такое слово, которое губит нашу душу. И не только говорит он о падениях, но и увещевает иметь великую предусмотрительность, чтобы не падать: « устам твоим », говорит, « сделай дверь и запор » (Сир. 28:29), — не то, чтобы мы приготовили двери и запоры, но чтобы с великой заботливостью удерживали язык от непристойных слов. И еще в другом месте пророк, показывая, что при нашем старании и прежде нашего старания мы имеем нужду в высшем содействии, чтобы удержать внутри этого зверя, и, простирая руки к Богу, говорит: « воздеяние рук моих — как жертва вечерняя: положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих » (Пс. 140:2–3). Также и тот, которого увещания приведены прежде, и он опять говорит: « кто даст мне стражу к устам моим и печать благоразумия на уста мои? » (Сир. 22:31) Видишь ли, как каждый из них страшится этих падений, плачет, дает советы и молится, чтобы язык был тщательно сохраняем? Но почему, скажешь, Бог дал нам этот член вначале, если он приносит нам такую погибель? Потому, что он приносит и великую пользу; и если бы мы прилагали старание, то он приносил бы только пользу и — никакого вреда. Послушай, что говорит тот, кто сказал и прежнее: « смерть и жизнь — во власти языка » (Притч. 18:22)  . И Христос выражает то же самое, когда говорит: « от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься » (Матф. 12:37). Язык находится посередине между таким или иным употреблением, а ты — господин его. Так и меч лежит посередине: если ты употребишь его против врагов, то он делается спасительным для тебя орудием; если же ты нанесешь удар самому себе, то причиной поражения бывает не свойство железа, а твое беззаконие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Николай 8 декабря 2012, 04:05 Ну,католики перевели с латинского на национальные мессу... Ушли и те,кто еще держался. Русский мат знаю,а церковнославянского - нет. Сакральное и профанное. Согласен на изменение,с условием,что церковнославянский станет разговорным,вместо русского. Мирослав 7 декабря 2012, 21:07 Господь воплотился в теле человека, чтобы спасти души человеческие... И как можно ставить вопрос, о том, что красивонекрасиво, главное, чтобы истина, мудрость, знание, Писание - было понятным. Чтобы люди вникали в смысл слов и менялось их мировоззрение, чтобы их мысли были сосредоточены на службе, чтобы открывалась истинная премудрость и красота смысла. Я считаю, что богослужение в российских храмах должно вестись на русском языке. Как во многих других странах, где есть православная церковь, на родном же языке читается... Главное, чтобы " глаголы жгли сердца людей " , чтобы люди становились ближе к Богу, меняя свою жизнь познавая премудрость... А тут споры о том, что красиво, что некрасиво. Как же можно язык на котором вы разговариваете, пишите, читаете называть " грязным " , " простым " . Это абсолютно такой же язык как для своего времени церковно-славянский... Еще апостол Павел писал: " Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода. Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом " . (Первое послание к Коринфянам 14:14,15) Я, конечно, не бунтую и протестую против современной практики ведения богослужения на церковно-славянском, но так хотелось бы, чтобы язык богослужения был сродни языку той страны, в которой я живу... Прежде всего мудрость и знание, а потом уже красота слова. Тем более, что красота понятие индивидуальное. Марина 6 декабря 2012, 02:40 Вячеслав Люлько написал: " Я полностью за русский язык в церковном богослужении. Вопреки статистики, у меня высшее образование с отличием. Нельзя сказать, что я безработный, но не очень богатый. Я воцерковляюсь шесть лет. Хожу в церковь по воскресеньям и по праздникам.

http://pravoslavie.ru/48856.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Молитвослов на русском языке Миссионерский молитвослов на русском языке под ред. А. Боженова. Молитвослов предназначен для людей, делающих свои первые шаги в Церкви, у которых по каким-либо причинам отсутствует возможность выучить и понять церковнославянский язык. В него вошли сокращенные утреннее и вечернее правила, последование и канон ко святому причащению, а так же памятка ко святому причащению. Всё это предлагается в адекватном переводе с церковнославянского на русский язык. Миссионерский Молитвослов прошел богословскую и филологическую проверку. При составлении молитвослова, осознавая невозможность сохранения божественной красоты церковно-славянской поэзии, составитель руководился стремлением к наиболее точной передачи смысла молитв. В дальнейшем Вам, возлюбленный о Господе читатель, будет необходим полный молитвослов, которым пользуются большинство православных христиан. Миссионерский молитвослов на русском языке   Версия 1.0 от 10.05.2008 ПРЕДИСЛОВИЕ Если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец… Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода… Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.(1 Кор. 14.11-14.15) Ко всякому, слушающему слово о Царствии и неразумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его… (Мф 13.19) Данный молитвослов предназначен для людей, делающих свои первые шаги в Церкви, для тех у кого по каким-либо причинам отсутствует возможность выучить и понять церковнославянский язык. В него вошли сокращенные утреннее и вечернее правила, последование и канон ко святому причащению, а так же памятка ко святому причащению. Всё это предлагается в адекватном переводе с церковнославянского на русский язык. Миссионерский Молитвослов прошел богословскую и филологическую проверку. При составлении молитвослова, осознавая невозможность сохранения божественной красоты церковно-славянской поэзии, составитель руководился стремлением к наиболее точной передачи смысла молитв. В дальнейшем Вам, возлюбленный о Господе читатель, будет необходим полный молитвослов, которым пользуются большинство православных христиан. Выбор перевода осуществлялся на большом количестве источников, основным из которых была книга " Молитвы и песнопения православного молитвослова с переводом на русский язык, объяснениями и примечаниями Николая Нахимова. Киев: Пролог, 2003 " . Буду глубоко признателен за любые ценные замечания и предложения.  УТРЕННИЕ МОЛИТВЫ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Отсюда, братие, отсюда заключайте, какая точность в правосудии Божием. Ибо тот богач, который не хотел давать больному бедняку со стола своего даже самой малости; будучи в муках, доведен был до желания самой малости. Ибо капли воды просил тот, кто отказывал в крошках хлеба. Но весьма замечательно, что богач, находясь в муках, желает прохладить язык свой. Ибо Св. Писание обыкновенно иногда одно говорит, а другое дает разуметь из того же самого изречения. Но выше Господь не говорил об этом гордом богаче, чтобы он был болтлив, а только сказал, что он пировал роскошно. Не сказал, что он грешил празднословием, но заметил, что он грешил гордостью и обжорством. Но поскольку на пирах обыкновенно изобилует говорливость, то, о ком говорится, что он здесь роскошно пировал, о том упоминается, что в аде преимущественно горит у него язык. Ибо первой виной для роскошно пирующих служит говорливость, а за говорливостью следует легкомыслие играть. Ибо о том, что за ядением следует игра, свидетельствует Св. Писание, которое говорит: «и сел народ есть и пить, а после встал играть» (Исх 32.6). Но прежде нежели двинется тело к игре, движется язык к шуткам и праздным словам. Итак, о чем дается знать тем, что богач, находясь в муках, желает прохладить язык свой, если не о том, что кто на пиршествах более грешил говорливостью, у того по правде воздаяния сильнее пламенел язык?    6. Но после того, как у находящегося в пламени богача отнимается надежда за себя, душа его вспоминает о родственниках, которых оставила; потому что иногда душу нечестивых без пользы научает любви наказание их, так что уже тогда начинают духовно любить своих те, которые здесь, когда любили грехи, не любили даже самих себя. Поэтому теперь присовокупляется: «так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения». В этом обстоятельстве надобно заметить, до какой степени умножаются мучения богача, находящегося в пламени. Ибо в наказании его сохраняется у него и сознание, и память.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Почему говорится о языке? Потому что язык — это все. От слов своих мы осудимся, и от слов своих оправдаемся (Мф. 12, 37). Что говорил богач? Все нечестивые, гордые речи, которые он произносил на пирах своих против Бога, людей, вся ложь, все оскорбление другого человека, вся лесть теперь открывается огнем геенским. Потому что язык, как говорит апостол Иаков, — огонь, прикраса неправды. «Язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! Язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иак. 3, 5—6). Язык — то, чем он вкушал всю сладость этой жизни. Все яства, самые изысканные и утонченные, все чувственные наслаждения, какие только были ему доступны, теперь открываются муками языка, гневом Божиим, горящим, как огонь совести этого человека, сознающего, что он повинен всем мукам. И вот мы узнаем, что Бог не только милостив. Он милостив, потому что Он справедлив, потому что есть правда Божия, потому что все возможности, какие были даны этому человеку сподобиться милосердия Божия, исчерпаны. Теперь ему платят точно такой же монетой, какой он платил в течение всей своей жизни. Ему крошки хлеба было жалко для человека, который был рядом с ним, а теперь он каплю воды не может получить. Милосердие есть высшая правда, и она предлагается для каждого человека. «Суд без милости не оказавшему милости», — говорит нам сегодня слово Божие (Иак. 2, 13). И раскрывается это уже в муках будущего века. Праведный Авраам, который отличался на земле именно милосердием, произносит это слово правды. Он говорит: «Между вами и нами утверждена великая пропасть». Не могут желающие перейти оттуда сюда и наоборот. Ни один святой не может придти туда, где находятся в вечных муках нераскаявшиеся грешники. И ни один грешник, какое бы дерзновение и отвагу он ни имел, не может перейти оттуда. Эта пропасть раскрывает нам ту бездну греха, которая всегда разделяет людей и здесь, и в вечности. Но пока мы здесь, нет никакой пропасти. Нет никаких препятствий для того, чтобы человек мог перейти отсюда — от состояния своего греха — к Богу, на лоно Авраамово. Нет здесь, на земле, ни одного человека, который из грешника не мог бы стать святым через покаяние. Так глубока эта пропасть, и так милосердно Господь дарует ее преодолеть, чтобы мы поняли, глядя уже на не преодолимую ничем пропасть в вечности, что нам дается, и оценили этот дар Божий.

http://moral.ru/smekh/

Проекты «Правмира» Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Не относятся ли слова апостола Павла о говорении на незнакомых языках к совершению богослужений на церковно-славянском языке? Здравствуйте! Я прочел слова апостола Павла: " А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования. Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода. Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом. Ибо если будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: " аминь " при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь. Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается. Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками; но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке " . У меня возник вопрос: не происходит ли у нас та же ситуация со старославянским языком в российских церквях, который для большинства современных людей является непонятным? Хотя все службы проходят на нем и иногда бывает очень сложно разобраться. Ведь люди не понимают и не назидаются. Я могу в точности повторить слова апостола Павла, только наоборот: " Я слышу тьму слов на незнакомом языке (хотя он немного понятен) и не получаю наставления " . Заранее спасибо! С уважением, Евгений. Отвечает протоиерей Михаил Самохин: Здравствуйте, Евгений! Церковно-славянский язык нельзя отождествлять с теми языками, о которых пишет апостол Павел.Подробнее об отношении к говорению на иных языках читайте здесь . Первохристианский феномен говорения на иных языках использовался и используется сейчас для оправдания мистических псевдодуховных явлений, которые правильнее всего назвать славянским словом «радения» . Церковно-славянский же язык не относится к непонятным языкам, нуждающимся в толковании. Это — человеческий язык, который может быть изучен и переведен. В то же время Церковь предпринимала и предпринимает усилия для того, чтобы облегчить верующим понимание богослужения. Так, например, в Пятигорской епархии тексты Евангелия и Апостола читаются не только на славянском, но затем и на русском языке. А в храме Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря в Москве раздают специальные листки с переводом читаемых за богослужением текстов Священного Писания. В то же время, по моему опыту, могу сказать, что не язык как таковой является главным препятствием к пониманию богослужения. Одного понимания текста зачастую недостаточно. Необходимо знать еще библейскую историю, догматику, древние языки. Все это необходимо изучать, если мы действительно хотим верить осознанно. Думаю, что в ряду этих наук церковно-славянский язык не является самым сложным.

http://pravmir.ru/vopros-otvet/ne-otnosy...

Смирение. Великую ценность его всякий из нас знает. Смирение предохраняет нас от падений, привлекает к нам любовь ближних, вносит в наше сердце чистоту, вселяет в наше сердце мир и спокойствие. Кротость – это тоже смирение, но только, когда оно обнаруживается в отношении к людям. Миролюбие, незлобие, обходительность – вот проявления кротости. Молчание. Язык наш враг. Ап. Иаков говорит: «язык небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает: и язык – огонь, прикраса неправды. Язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи воспаляем от геенны... Им благословляем Бога и Отца и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию» ( Иак. 3:5–10 ). Сколько огорчений ближним мы приносим через свой язык, когда осуждаем, оговариваем, клевещем! Как поэтому нужно нам молчание, как оно полезно и спасительно, а в духовной жизни в особенности. Молчание заставляет нас входить внутрь себя, ведет, таким образом, нас к духовному созерцанию, сосредоточенности в Боге, в чем и состоит цель нашей иноческой жизни – жить с Богом и в Боге. Всеми указанными добродетелями мы привлекаем в свое сердце благодать Божию, которая обвеселяет нас, дает нам духовную радость, дает нам духовное счастье уже в сей земной жизни, а в будущей готовит нам спасение души, готовит нам небесный чертог, которого да сподобит нас Господь молитвами преподобных отец наших. Аминь. Слово, сказанное в женской тюрьме «В темнице был, и посетили Меня». – Это говорит Христос во св. Евангелии. Значит и находящиеся в темнице не лишены возможности быть со Христом. Христос может соприсутствовать вам и здесь, в узах ваших. Когда же Спаситель с вами, когда Он не оставляет вас Своею благодатью? Никто со стороны не может этого сказать, потому что все вы находитесь в равных внешних условиях, все вы – обитатели темницы, т. е. места отбывания наказания за разные повинности, но может знать это Сам Христос, да отчасти ваше сердце, ваша душа, приявшая в себя Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

12 230 Сердце чистым созижди во мне, Боже, и дух правды возроди в груди моей! 13 Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня! 14 Даруй мне радость о спасении моем и Духом державным утверди меня! 15 Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. 16 231 Избавь меня от крови, Боже, Боже, спасающий меня, и в радости восхвалит язык мой правду Твою. 17 Господи, уста мои отверзи, и уста мои изрекут хвалу Тебе. 18 Если бы восхотел Ты жертвы, я принес бы ее, но к всесожжению Ты не благоволишь. 19 232 Жертва Богу дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное не унизит Бог. 20 233 Окажи, Господи, благоволение Твое Сиону, и да созиждутся стены Иерусалимские! 21 Тогда благоволить будешь к жертве правды, возношению и всесожжению; тогда возложат на алтарь Твой тельцов. Слава: 1 234 В конец, в поучение, Давида, 51; 2 Когда пришел Доик Идумеянин и возвестил Саулу, и сказал ему: «Пришел Давид в дом Авимелеха». 3 235 Что похваляешься злодейством своим, сильный? Беззаконие творишь всяк день. 4 236 Неправду поведал язык твой; как бритва изостренная стала ложь твоя. 5 Возлюбил ты зло больше добра, неправду больше речей правдивых; 6 Возлюбил ты слова пагубные, язык лживый. 7 Посему Бог сокрушит тебя вконец, возьмет тебя и переселит тебя из жилища твоего, и корень твой исторгнет из земли живых. 8 Увидят это праведники и убоятся, посмеются над тобой и скажут: 9 «Вот человек, который не искал помощи от Бога, но уповал на великое богатство свое, и закоснел в суете своей». 10 А я – как маслина плодовитая в доме Божием; уповаю на милость Божию вовеки. 11 Прославлю Тебя вовеки за все, сотворенное Тобой, и надеюсь на имя Твое, ибо оно благо для праведных Твоих. 1 237 В конец, на маелефе, в поучение, Давида, 52. 2 Сказал безумец в сердце своем: «Нет Бога». Развратились они и мерзки стали в беззакониях; нет творящих добро. 3 Бог приклонился с Небес к сынам человеческим, да увидит, есть ли знающий или ищущий Бога. 4 Все уклонились от истины, все непотребными стали; нет творящего добро, нет ни единого.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010