(13) Не отринь меня от Себя и дух святой Твой не отнимай от меня. (14) Возврати мне радость спасения Твоего и духом благородным поддержи меня. (15) Научу преступных путям Твоим, и грешники к Тебе обратятся. (16) Избавь меня от крови, Б-же, Б-г спасения моего; воспоет язык мой справедливость Твою. (17) Г-споди, открой уста мои, и язык мой возвестит хвалу Тебе, (18) Ибо не хочешь Ты жертвы; я принес (бы ее) – всесожжения не желаешь Ты. (19) Жертвы Б-гу – дух сокрушенный; сердце сокрушенное и удрученное, Б-же, презирать не будешь. (20) Сделай добро Цийону по благоволению Твоему, отстрой стены Йерушалаима. (21) Тогда захочешь Ты жертвы справедливости, всесожжения и (жертвы) цельной, тогда возложат на жертвенник Твой быков. 52 (1) Руководителю. Маскил. (2) (Псалом) Давида, Когда пришел Доэйг, эдомитянин, и сообщил Шаулу, сказав ему: " Давид пришел в дом Ахимэлэха " . (3) Что похваляешься злодейством, храбрец? Милость Б-жья весь день! (4) Несчастья замышляет язык твой, – как острая бритва (он), – творит обман. (5) Любишь ты зло больше, чем добро, (изрекать) ложь – больше, чем говорить справедливое. Сэла! (6) Любишь ты всякие слова клеветы, язык лжи. (7) И Б-г разрушит тебя навеки, сгребет тебя и прогонит тебя из шатра, и искоренит тебя из земли живых. Сэла! (8) И увидят праведники, и благоговеть будут, а над ним посмеются. (9) Таков муж, (который) не сделал Б-га крепостью своей и полагается на великое богатство свое, укрепляется злодейством своим. (10) А я, как маслина зеленеющая в доме Б-жьем, полагаюсь на милость Б-жью во веки веков (всегда). (11) Благодарить буду Тебя вечно за то, что сделал Ты, и надеяться на имя Твое, ибо благо (оно) для благочестивых Твоих. 53 (1) Руководителю: на махалат. Маскил Давида. (2) Сказал негодяй в сердце своем: " Нет Б-га! " Губили они, осквернялись беззаконием. Нет делающего добро. (3) Б-г с небес смотрел на сынов человеческих, чтобы увидеть, есть ли человек разумный, ищущий Б-га. (4) Все отступили, все загрязнились. Нет творящего добро. Нет ни одного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

28. Теофраст: Почести следует получать не за общение и угождение, но за дела. 29. Гераклит: Этот сам сказал, что кратчайший путь к доброй славе – стать благим. 30. Филон: Учащий подчиняться одновременно учит и властвовать. Ибо не сможет править по-настоящему тот, кто не научился подчиняться, даже если и приобретет всю власть на море и на суше. 31. Иосиф Флавий: Все, кто научились хорошо подчиняться, так же хорошо будут и управлять, придя к власти. Слово 47-е. О болтливости 1. Мф. 12, 36–37 : Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда. Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься. 2. Иак. 1, 19 : Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев. 3. Сир. 8, 4: Не спорь с человеком, дерзким на язык, и не подкладывай дров на огонь его. 4. Притч. 13, 3 : Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою. 5. Притч. 6, 2 : Сеть бо крепка мужу свои устне, и пленяется устнами своих уст. 6. Притч. 10, 8 : Глупый устами преткнется. 7. Притч. 22, 14 : Глубокая пропасть – уста блудниц 31 : на кого прогневается Господь, тот упадет туда. 8. Притч. 26, 20 : Где нет больше дров, огонь погасает, и где нет наушника, раздор утихает. 9. Сир. 22, 31 : Кто даст мне стражу к устам моим и печать благоразумия на уста мои, чтобы мне не пасть чрез них, и чтобы язык мой не погубил меня! 10. Сир. 30, 18 : Благая излиянная пред усты затворенными. 11. Свт. Василий Великий : Не на все дерзай языком, чтобы не пострадать безвременно, как и глаз, желая увидеть все солнце, губит и само то, чем видит свет. 12. Свт. Григорий Богослов : Горе людям, у которых язык не управляется разумом. 13. Свт. Иоанн Златоуст : Попусту произнесенное слово губило крепкие дома и души опрокидывало и топило; и если денежный убыток можно возместить обратно, то слово, однажды выскочившее, обратно уже не вернуть. 14. Кирилл 32 : Не принимай в свой дом ласточек, то есть не делай своими товарищами болтливых и невоздержанных на язык людей. 15. Евагрий: Говори, что подобает, и как подобает, и о чем подобает, и не слушай, чего не подобает.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

31. Телец твой заклан пред тобою, и не снеси от него: осля твое отято от Тебе, и не отдастся тебе: овцы твоя отданы (будут) врагом твоим, и не будет тебе помогаяй. 32. Сынове твои и дщери твоя отданы (будут) языку иному, и очи твои узрят истаевающе на сия, и не возможет рука твоя. 33. Плоды земли твоея и вся труды твоя пояст язык, егоже не веси, и будеши обидимь и сокрушаемь во вся дни. 34. И будеши изумлен, видений ради очес твоих, яже узриши. 35. Да поразит тя Господь вредом злым на коленах и на голенех, яко не мощи исцелитися тебе от стоп ног твоих даже до верха (главы) твоея. 36. Да отведет тя Господь и князи твоя, яже поставиши себе, в язык, егоже не веси ты и отцы твои, и послужиши тамо богом иным, древу и камению. 37. И будеши тамо в гадание и в притчу и повесть во всех языцех, в няже введет тя Господь (Бог) тамо. 38. Семя много изнесеши на поле, и мало внесеши, яко поядят я прузи. 39. Виноград насадиши и возделаеши, и вина не испиеши, ниже возвеселишися от него, яко пояст я червь. 40. Маслины будут тебе во всех пределех твоих, и елеем не помажешися, яко истечет маслина твоя. 41. Сыны и дщери родиши, и не будут тебе, отидут бо в плен. 42. Вся древесная твоя и вся жита земли твоея потребит ржа. 43. Пришлец, иже есть у тебе, взыдет над тя выше выше, ты же низидеши низу низу. 44. Сей взаим даст тебе, ты же ему взаим не даси: сей будет глава, ты же будеши хвост. 45. И приидут на тя вся клятвы сия, и поженут тя и постигнут тя, дóндеже потребят тя и дóндеже погубят тя: яко не послушал еси гласа Господа Бога твоего, еже хранити заповеди Его и оправдания Его, елика заповеда тебе. 46. И будут на тебе знамения и чудеса, и в семени твоем до века. 47. Понеже не послужил еси Господеви Богу твоему с веселием и благим сердцем, множества ради всех (благих). 48. И послужиши врагом твоим, яже послет Господь Бог твой на тя с гладом и жаждею, и наготою и оскудением всех: и возложит ярем железен на выю твою, дóндеже сокрушит тя. 49. И наведет Господь на тя язык издалеча от края земли аки устремление орле, язык, егоже не уразумееши глагола.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

3–4. Что хвалишися во злобе, сильне? Беззаконие весь день, неправду умысли язык твой, яко бритву изощрену сотворил еси лесть. Признавая Давида мятежником, Саул неоднократно похвалялся превосходством своей силы над ним. Так, когда Давид ушел из Номвы в Филистимскую землю, в город Геф, к царю Анхусу, а отсюда перешел в город Кеиль и донесли Саулу, что Давид пришел в Кеиль, то Саул сказал: «Бог предал его в руки мои; ибо он запер себя, вошедши в город с воротами и запорами». – «И созвал Саул весь народ на войну, чтоб идти к Кеилю, осадить Давида и людей его». Давид снова должен был спасаться бегством ( 1Цар.22:7–8,13 и сл.). – Так похвалялся Саул своим злодейством и творил беззаконие весь день – постоянно. – Неправду измышлял язык его, или – язык Саула высказывал измышленную им неправду, – то, чего в действительности не было. И лесть, точнее – коварство ты соделал своим орудием, которое так убийственно, как изощренная или хорошо отточенная бритва, не только очищающая бороду, но и срезающая голову одним взмахом. – Как несправедлив был коварный Саул в отношении к Давиду, это засвидетельствовал пред ним первосвященник Авимелех. На допросе царя, почему он оказал помощь Давиду, который будто бы враг царя, Авимелех заявил решительно: «кто из всех рабов твоих так веренее, как Давид? Он и зять царя, и исполнитель повелений твоих, и почтен в доме твоем». И это свидетельство свое Авимелех запечатлел мученическою смертью ( 1Цар.21:14,16,18 ). – И вот, Давид с изумлением и огорчением спрашивает, почему Саул так похваляется злобой, силой и коварством: он предвидит, что Саулу предстоит страшная гибель, – он соделается жертвой гнева и проклятия Божия (ст. 7–9). 5–6. Возлюбил еси злобу паче благостыни, неправду, неже глаголати правду. Возлюбил еси вся глаголы потопныя, язык льстив. С негодованием и огорчением Давид говорит о Сауле: «ты возлюбил злобу более, нежели благость», – любишь злое настроение питать злодеяниями больше, нежели добродушие, питающееся добрыми делами милости и справедливости; возлюбил неправду, неже глаголати правду, – любишь говорить неправду больше, нежели правду, разумеется – в обвинении неповинного Давида. Ты возлюбил глаголы потопные, – такие слова, а с ними и дела, которые гибельны и губительны для других, – они высказываются языком льстивым коварным. Возбужденный гневом, Саул высказывал коварные и клеветливые обвинении на Давида с страшными угрозами; они волновали народ и разрушали мирное течение жизни, подобно тому, как потоп – бурное наводнение все потрясает, разрушает и увлекает в безвестную даль.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

495). Заключим же, брат Максим Митрич, затянувшуюся в этот раз беседу нашу словами Бога и Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, Который Сам сказал: если кто услышит слова Мои и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих, имеет судью себе, – слово, которое Я говорил, будет судить его в последний день ( Ин. 12:47–48 ). Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут ( Лк. 21:33 )! Да! Настанет этот день! Придет этот страшный день расчета за всю прожитую жизнь! Никуда не убежим от него. Никто нас не защитит и никто не укроет от этого дня! Горе тем, которые думают, что слова эти есть не больше как пустой звук!.. Не лучше и нам думающим, что если это и будет, то не скоро, кто знает когда!.. Горе нам беспечным! Конец придет и конец этот будет страшен… Чей язык в состоянии изобразить ужас того страшного дня пагубы?!. Какими словами можно предать скорбь и смятение народов, не в самый даже этот день, а лишь в дни близкие по времени к пришествию Господа?! Сама природа как бы вооружится против человеческого рода: небо не даст дождя, реки постепенно пересохнут, земля перестанет производить плоды; на небе и на земле время от времени будут совершаться явления, от которых все живущее придет в смертельный ужас. Ко всему этому надо прибавить непрестанные войны народов, голод, опустошительные моровые поветрия… «Восстанет, говорит, царство на царство, язык на язык и брат на брата будут убивать " … «Скорбь великая будет тогда на земле, говорит Спаситель, – каковой не было еще от начала мира до ныне»! Даже в уме нельзя представить себе, что произойдет, как возрыдают, что будут чувствовать все племена земные, когда увидят Господа грядущего на облаках небесных, с тьмами св. Ангелов и праведников судить вселенную ( Апок. 1:7 )!.. Смолкнут тогда уста безбожников, отрицающих бытие Божие! Онемеет язык хулителей св. Его Церкви… Содрогнется и придет в ужас предающийся пьянству и распутству; станет бить себя в грудь убийца и грабитель; будет рвать на себе волосы клеветник и обидчик невинных; проклянет день своего рождения богач, во время не отиравший слез сирот и бедных, не имевших ни пищи, ни крова… Возрыдают все, все грешники, увидев Господа грядущего воздать каждому по делам его, – возрыдают и не будет им помогающего! Горе будет нам! Мы погрязли в море наших грехов и беззаконий!..

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novo-izr...

4. Пасхальная радость христианина — предвестник вечной радости в жизни будущего века. «И радости вашей никто не отнимет у вас» ( Ин.16:22 ). III. Нравственное приложение. О хранении христианином спасительных плодов воскресения. 1. Святость пасхальных дней. «Будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» ( Рим.13:13-14 ). 2. Вся жизнь христианина должна быть достойной великих плодов воскресения Христова. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ). IV. Заключение. Призыв слушателей к прославлению воскресения Христова и к жизни, достойной спасительных плодов воскресения. 2.3. Изложение церковной проповеди. Язык и стиль Каждая пастырская проповедь предполагает определенное содержание, соответствующее высоким целям церковного учительства. Это содержание должно быть изложено такими речевыми средствами, которые бы удовлетворяли как требованиям литературности речи, так и достоинству и высоте пастырского слова. Ибо самый возвышенный предмет, самая интересная мысль проповеди, если не будут соответственно выражены и представлены в словах, останутся неусвоенными слушателями. Поэтому в курс теории церковной проповеди входит рассмотрение вопроса о языке и стиле изложения церковного благовестия. Язык церковной проповеди Языком, или лексикой, принято называть совокупность средств выражения в словесном творчестве. Язык, речь человека имеют прямую связь с его мыслительной деятельностью, внутренним душевным миром. Богатство языка состоит в том, что человек располагает большим набором слов — языковых единиц, которые являются средством для выражения мыслей и чувств. Отсюда насколько богат и выразителен язык проповедника, настолько обширны его возможности в изложении мыслей, в воздействии на умы и сердца слушателей. Первое требование к языку проповеди, требование общего характера, — это правильность речи.

http://azbyka.ru/propovedi/gomiletika-te...

7–8). Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это, – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. «Иаков же в этом отрывке хочет показать, что злые языки превосходят жестокостью диких зверей, стремительностью, – небесных птиц и ядом гордыни змей» (св. Беда). «А язык укротить никто из людей не может, – это нужно читать не в утвердительной, но в вопросительной форме; человек, если укрощает и делает ручными неукротимых зверей, то ужели не укротит он собственного языка? Ибо если читать это в утвердительной форме и было бы невозможно укрощать язык, то напрасно апостол убеждает исполнять невозможное» (блж. Феофилакт). «Подобно тому как меч, наточенный на точильном камне, становится более острым и (пригодным) для уничтожения, так и язык, которому трудно оставаться в покое и сдерживать себя, становится еще более жестоким всякий раз, когда приучается от порочных людей клеветать, ругать и бесчестить) других» (блж. Исихий Иерусалимский . Фрагменты). 9–12). Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие; не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду. " Источник этот, – сердце человека. Ручеек же, – слово. Отверстие, безусловно, уста человека. Сладкая вода, – здравое учение. Горькая же вода, – никуда не годное учение» (св. Иларий Арльский). «Как не могут из одного отверстия источника течь одновременно и сладкая, и горькая вода, но если смешаются они в одной емкости, то сладкую воду горькая сделает горькой, сладкая же горькую сделать сладкой не сумеет. Не могут из одних уст исходить благословение и проклятие, но всякий, молящийся Богу, проповедующий Его слово и не прекращающий при этом злословить людей, показывает, что сладость его благословения поглощена горечью злословия. Из за капли закваски закисает все тесто и не бывает прекрасной хвала, исходящая из уст грешника» (св. Беда).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   3. Но послушаем, что Господь говорит посланным проповедникам: «и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою». Для многой жатвы мало делателей, потому что без тяжкой скорби говорить не можем, что много есть таких, которые слушали бы о добрых делах, но не достает таких, которые говорили бы о них. Вот мир наполнен священниками, однако же на жатве Божией весьма редко можно найти делателя, потому что мы, хотя принимаем должность священническую, но не выполняем обязанностей этой должности. Но взвесьте, возлюбленнейшая братия, взвесьте, что говорится: «молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою». Вы за нас молитеся, чтобы мы могли достойно трудиться для вас, дабы язык не уставал от увещания, дабы, после того, как мы заняли место проповедничества, наша молчаливость не осудила нас пред Праведным Судией. Ибо часто язык пропинается от собственного нечестия проповедников, но часто и по виновности предстоящих не предлагаются им слова проповеди. Язык препинается от собственного нечестия проповедников потому, что Псалмопевец говорит: «грешнику же говорит Бог: что ты проповедуешь уставы Мои» (Пс 49.16)? И наоборот, голос проповедников замолкает от порока предстоящих, как говорит Господь к Иезекиилю: «и язык твой Я прилеплю к гортани твоей, и ты онемеешь, и не будешь обличителем их, ибо они мятежный дом» (Иез 3.26). Ясно Он говорит как бы так: «У тебя отнимается слово проповеди потому, что когда народ разгневал Меня своими действиями, тогда он соделался недостойным увещания к истине». Но за чей именно порок отымается у проповедника слово, определить трудно. Но решительно известно, что молчаливость Пастыря вредна, иногда для него самого, а всегда — для предстоящих.    4. Но, о если бы мы тогда исполняли обязанность нашего места в невинности жизни, когда не имеем достаточной силы проповедовать! — Ибо присовокупляется: «се аз посылаю вы яко овцы посреде волков». Но многие, когда принимают права правления, воспламеняются к терзанию подчиненных, с ужасом властвуют и вредят тем, которым долженствовали быть полезными.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Болезни телесные и по большей части, самые тяжелые, угрожающие смертью, часто вызываются так называемыми «бациллами», и «бактериями», проникающими в телесный организм человека и разлагающими нормальное функционирование его органов, необходимое для жизни, отравляющими его и подрывающими тем самым его жизнь, что в случае невозможности пресечь их зловредную деятельность, приводит к смерти.    Вот, точно так и духовной жизни человека постоянно угрожают особые «бациллы духовного разложения», могущие привести его к страшной духовной смерти — «смерти второй» (Апок. 20:14), то есть к вечной погибели.    Бывают периоды времени, благоприятствующие особенному размножению бацилл и вторжению их в человеческие организмы: это так называемые «эпидемии». Такие «эпидемии» возникают временами и в духовной жизни людей, когда многим угрожает опасность «заразиться» и стать сеятелями и проводниками заразы и для других, еще здоровых людей, погубить их духовно чрез общение с собой.     «Тлят обычаи благи беседы злы», учит нас Слово Божие (1 Кор. 15:33). Вот это предостережение особенно важно понимать, потому что духовная зараза чаще всего передается именно чрез «беседы злы»    Недаром св. Апостол Иаков, брат Господень, такими яркими чертами рисует зло, которое может причинять другим людям человеческий язык:     «Язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны; ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоноснаго яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию»  (Иаков. 3, 6—9).    Где причина такого злоупотребления языком, который дан человеку для прославления Бога и творение добрых дел — «на созидание, а не на разорение»?    Апостол это объясняет:    От « горькой зависти и сварливости»  (Иаков. 3, 14), которые ведут к тому, что обуянный ими человек« лжет на истину»  (там же).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

   Следовательно, вот какое большое значение имеют дела — дела христианской любви, дела милосердия к ближним!    Святой Иаков указывает дальше, что и ветхозаветные праведники, как Авраам, возложивший своего сына на жертвенник (Быт. 22:9) и блудница Раав, содействовавшая евреям при взятии Иерихона (Иисус Нав. 2 гл.), спаслись не верой только, но и делами, которыми они проявили свою веру. «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (2:26). Экзегетический разбор послания святого Апостола Иакова. Глава третья Против самозваного учительства и от необузданности языка 3:1—14    Пустое благочестие, не идущее дальше слов, часто проявляется в стремлении поучать других. Апостол Иаков и обличает эту страсть к учительству. Он показывает тут, какое громадное значение в жизни имеет слово человека и какая великая нравственная ответственность лежит на учителе. Вот почему надо с большой осторожностью и с недоверием к себе браться за служение учителя веры.     «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» (3:1). Значение языка, как органа речи, в жизни человеческой святой Иаков сравнивает с удилами, рулем и огнем. В руках человека маленькие удила заставляют подчиняться себе сильного и резвого коня, а небольшой руль дает направление громадному кораблю, несмотря на противодействие сильных ветров. «Так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык — огонь, прикраса неправды», он «оскверняет все тело и воспаляет круг жизни» (3:5—6).    Воспаляемый сам от геенны, то есть от диавола, отца лжи, язык не поддается обузданию собственными усилиями человека. Только при помощи благодати Божьей человек может укротить свой язык. Призывая к этому христиан, святой Апостол указывает на несообразность того, что мы одним и тем же языком благословляем Бога и проклинаем людей. Ввиду обоюдоострого значения человеческого слова, учить других имеет право только тот, кто укротил в себе греховную распущенность в слове и усиленной работой над собой приобрел истинную мудрость.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2764...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010