Как же можно, имея такие ясные свидетельства Слова Божия, не говоря уже о многовековом опыте целого сонма подвижников христианского благочестия, отвергать значение поста телесного? Но главное – это пост  духовный,  который, как мы уже сказали, состоит  в удалении,  или  в воздержании от всякого зла. Не случайно в перечислении того, в чем должно состоять это воздержание, св. Церковь , в вышеприведенной нами стихире, на первое место ставит  «воздержание языка»,  ибо язык, как учит св. Апостол Иаков, есть  «неудержимое зло; он исполнен смертоноснаго яда»   ( Иак. 3, 8 )», и ни от чего другого не происходит так много зла для человека, как от невоздержного языка. «Язык – небольшой член»,  говорит св. Апостол:  «но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает; и язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны; ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоноснаго яда»  ( Иак. 3, 5–10 ). Если мы внимательно всмотримся в нашу повседневную жизнь, то легко убедимся в том, какая это действительно великая, несомненная и столь печальная истина. Сколько страшного, иногда непоправимого, зла причиняем мы и ближним нашим и самим себе своим невоздержным языком! А между тем, язык дан нам на добро, а не на зло, на созидание, а не на разорение: мы – люди – «словесная тварь», и в этом наше безконечное превосходство над прочими животными тварями, – то именно, чем мы возвышаемся над ними и уподобляемся Самому Богу,  Словом  Своим создавшему мир. Как же бережно должны мы относиться к этому великому дару слова, с какой осторожностью должны пользоваться им! На втором месте в ряду проявлений зла, от которого мы должны воздерживаться, св. Церковь указывает  " ярость»,  то есть  безудержный, необузданный гнев.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Посмотри, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. Вот и корабли, как ни велики они, и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий. Так и язык небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает. И язык огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и украшено естеством человеческим. А язык укротить никто из людей не может: это неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть» ( Иак.3:2–10 ). Итак, братие, много зла можем мы сделать языком своим. Недаром в нашем житейском быту составилась поговорка: язык мой – враг мой. Блажен посему тот, кто управляет языком своим. Говоря о праздных словах, как таких, за которые мы будем отвечать перед Богом, не могу, братие, с прискорбием не упомянуть о срамных, бесстыдных словах. Кто не знает привязанности народа нашего к срамным словам, к сквернословию? Кто не слыхивал, как человек, именующийся православным христианином, изрыгает бранные слова? Ругает он ими и ближнего своего, и неразумное животное, и даже бездушную вещь, короче сказать, – эта брань вошла в привычку. Кто не знает, братие, что не только мужчины, но даже и женщины наши не чуждаются сквернословия? А между тем женщина, по природе своей, должна быть добрее, мягче, чище и целомудреннее, нежели мужчина. Еще прискорбнее, братия, слышать, что сквернословят у нас не только взрослые, но и отроки и дети. Откуда они научились таким словам? Конечно, от старших возрастом. А подумайте, братие, что может выйти хорошего из ребенка, который с ранних лет потерял свою стыдливость, с ранних лет познакомился со срамными словами? Братие, удержите язык свой от срамных слов, подумайте о своем человеческом достоинстве, немногим чем, по слову царя Давида ( Пс.8:6 ), униженном пред ангелами, не злоупотребляйте даром Божиим, словом своим, которым Господь отличил вас от животных.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Пр. Антоний великий весьма выразительно сказал однажды о некоторых из своих учеников: «хороши они, но двор у них без ворот».. Это сказал старец потому, что они говорили все, что ни приходило им в голову! (Достоп. сказ., стр. 7, §18). Такое пагубное действие празднословия на душу человеческую св. отцы главным образом и имели в виду, когда так строго требовали от своих учеников молчания и так усильно старались обуздывать свой язык, что употребляли к тому самые решительные меры, – например об авве Агафоне повествуется, что он проведь три года, держа во рту камень, пока не научился молчанию.(Дост. сказ. 31 § 16). Помните, что как нельзя шутить огнем, так нельзя считать маловажною привычку злоязычия. «Не большой член язык, говорит св. ап. Иаков, но много делает. Посмотри, не большой огнь много вещества сожигает. И язык огонь, прикраса неправды» ( Иак. 3, 5, 6 ). Будем же непрестанно молиться, чтоб Господь помог нам победить язык наш и удержать слово наше в благопотребном молчании, или в осторожном и мудром употреблении его, когда нам нужно говорить, (Состав. по 46 «Воскр. бесед. изд. при Общ. люб. дух. просвещ. за 1887 г.). б) Библейские изречения об осторожном употреблении человеком слова. Не позволяй твоим устам грешит: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешить мне языком моим, буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною ( Псал. 38 – 2 ). Если ты имеешь злую мысль, то наложи твою руку на уста твои: если ты в заносчивости своей сделал глупость, и помыслил злое: то положи руку на уста ( Притч. 30 – 32 ). Употребляй немного слов: (ибо) как сновидения бывают при множестве забот, так голос (глупого познается при множестве слов ( Еккл. 5 – 2 ). Да не исходит из ваших уст всякое слово неблагопристойное или суетное: никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим ( Ефес. 4 – 29 ). – Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его ( Колос. 3 – 9 ). Храни язык твой от зла и уста твои от лести: (ибо) кто любит жизнь, и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей ( 1Петр. 3 – 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Смотрите, что дальше говорит апостол Иаков: ...так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! (Иак. 3, 5). Действительно, язык делает очень много! Мы знаем, что дети, балуясь со спичками, иногда устраивают настоящий пожар: чиркнули спичкой, занавеска загорелась — и пылает уже весь дом! Так и слова: они бывают очень опасными, поэтому их надо контролировать. Надо именно обуздывать свой язык. А что говорится о нашем языке в Священном Писании? Как нам понять, для чего Господь дал нам язык, как его правильно использовать? В Книге пророка Михея сказано: Могу ли я быть чистым с весами неверными и с обманчивыми гирями в суме? Так как богачи его исполнены неправды, и жители его говорят ложь, и язык их есть обман в устах их (Мих. 6, 11–12). Пророк Михей обличает людей, которые своим языком говорят ложь. Ради чего они это делают? Часто ради наживы! У этих людей неправильные " весы " , у них неверные " гири " . Ради денег очень многие грешат языком. В мире бизнеса постоянно присутствует обман. Мы часто сталкиваемся с тем, что человек говорит неправду с единственной целью: получить для себя какую-то выгоду; выгоду материальную, а значит, преходящую, не имеющую вечного значения. Поэтому, братия и сестры, старайтесь никогда не лгать в своей жизни. Некоторые спрашивают: можно ли соврать врачу, чтобы получить другую группу инвалидности? Нет, этого делать нельзя! Даже если мы и приобретем какие-то деньги таким нечестным способом, они все равно не пойдут нам впрок! Братия и сестры, бойтесь движений языка, когда он лжет ради обогащения! На этом пути очень многие впали в грех. Очень опасно, когда люди двуязычны. В Писании сказано, что христиане должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы (1 Тим. 3, 8). Смотрите, как апостол, говоря о языке и " двоязычии " , связывает это с вином и корыстолюбием! И действительно, когда человек выпьет, его язык сразу так начинает работать, что не остановишь! Пьяницы часто становятся " двоязычными " : с одним — так говорят, с другим — иначе; одному — одно скажут, другому — другое... И не поймешь, что это за человек: он говорит всегда по-разному! " Двоязычие " — это когда мы непоследовательны в своих словах: сегодня говорим одно, а завтра другое. В пьяном состоянии это проявляется очень часто.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Ст. 3. Ибо все они прелюбодеи, скопище вероломных. И напрягли язык свой как лук лжи, а не истины, укрепились на земле, ибо от зла ко злу перешли и Меня не познали, говорит Господь. От зла ко злу переходят грешники, когда идола сменяют идолом и от грехов переходят ко грехам, или от бедствия осады переходят к плену. О святых говорится: пойдут от силы в силу ( Пс. 83, 8 ), а о грешниках: перешли от зла ко злу. А причина всех бедствий та, что они не познали Господа, что они – скопище вероломных и язык свой подобно воинским лукам напрягли на богохульство, и укрепились на земле, чтобы по заслугам услышать: земля еси и в землю отъидеши (Быт. гл. 3). Ст. 4–6. Каждый пусть бережется ближнего своего и не доверяет всякому брату своему, ибо всякий брат преткновением преткнет, и всякий друг будет ходить лукаво; и муж брата своего осмеет и истины не будут говорить. Ибо они приучили язык свой говорить ложь (или язык их привык говорить ложь), они утомились поступая беззаконно (или поступали беззаконно и не перестали, чтобы обратиться). Жилище твое среди коварства, в коварстве (или лихва на лихву, и коварство в коварстве); отреклись (или не захотели) знать Меня, говорит Господь. Местом этим должно пользоваться во время гонения и скорби, когда или редко есть, или вовсе нет верности, когда нельзя верить ни брату, ни ближнему и враги человеку домашние его, когда, по Евангелию, «предаст отец сына и сын отца, и разделятся двое на трое, и трое на двое» Словами же: приучили язык свой говорить ложь (или язык их привык говорить ложь), показывает, что привычка говорить ложь обращается как бы в природу и что они ревностно стараются поступать нечестиво В словах: жилище твое среди коварства, в коварстве, речь обращается собственно к пророку, что он живет среди народа лживого; или, как перевели LXX: лихва на лихву и коварство на коварство, –что они постоянно умножают преступления, что им не стыдно прежнего проступка, но к прежнему они прибавляют новое. Поступая так, они всячески стараются не знать Господа, повелевшего не делать этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Язык – неудержимое зло: тем благословляем Бога Отца и тем же клянем человека. От тех же уст исходит благословение и клятва. Но Слово Божие гремит на таковых: За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда. Небо и земля прейдут, а слова Мои не прейдут, – говорит Господь. Удерживай язык свой в то время, когда сильное огорчение взволновало тебя, и ты предотвратишь ссору, быть может, жестокую и опасную; угасишь вражду, быть может, долговременную и нескончаемую. Привыкшему к празднословию придет ли охота молиться? Откуда придет к нему благое слово молитвы, когда язык его привык переливать одни пустые и праздные слова? Удерживай язык твой тогда, когда ни время, ни место не позволяет суесловия, например в храме Божием, и не обнаружишь, по крайней мере перед другими, своего крайнего легкомыслия и неразумия, предохранишь себя от тяжкого греха – оскорбления святыни и величия Божия, и не подашь пагубного соблазна душе брата или сестры. Итак, есть ли человек, желающий видеть дни благие в жизни своей? Удержи язык твой от зла и уста твои от лести. А прежде и более всего возводи ум твой к Богу и воздыхай к Нему сердцем своим: да оградит Он слух твой от пустых и душевредных бесед, да охранит душу твою от мечтаний и помышлений лукавых, да соблюдет сердце твое в страхе Божием, да даст тебе зреть свои согрешения и не осуждать брата или сестру твою, да удержит язык твой от всякого слова праздного, о нем же воздадут человеки слово в день Судный. Положи, Господи, хранение устам моим и дверь ограждения о устнах моих! Итак, при заботливости об этой добродетели, надо еще иметь благоговейный страх Божий, то есть иметь постоянное крайнее опасение, чтобы не оскорбить величия Божия, ни мысленно, ни словом и делом не прогневать Его Благость, присно с нами сущую, и не удалиться от благодати Святого Духа, в нас живущего. А если мы удалим от себя Духа Святого, то по необходимости впадем в руки врага нашего спасения, который влечет нас туда же, где и сам живет, то есть в ад преисподний.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

13: 1-5). «Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам... ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12: 29-31, 34). « Странно было бы требовать, чтобы любая наука – будь то физика, математика или философия – сразу стали человеку «доступными». Человек должен пройти долгий путь постижения этих наук, путь накопления знаний, преодоления трудностей. При этом человек в полной мере осваивает и язык этих наук, их терминологию. Что же тогда говорить о православном богослужении и его языке – науке из наук, искусстве из искусств? Сама постановка такой задачи – сделать богослужение и его язык тотчас же доступным для случайного посетителя храма – является признаком некоторого духовного и культурного оскудения и невежества. Что касается таких фраз, как «отрыгнут устне мои пение» (Пс. 118: 171) или «в воню благоухания духовнаго», или других подобных, которые якобы могут вызвать смущение у молящихся, то на это можно ответить так. Наше богослужение, помимо прочих благотворных и спасительных воздействий на душу и ум человека, имеет свойство их оцеломудривать. Человек, благоговейно предстоящий перед Богом, даже и помыслить не может, что в молитве есть что-то несообразное. Он сразу же уличит себя в нечистоте помыслов, если ум его смутится. Сколько раз мы слышим за богослужением слова «безсеменное зачатие», сколько раз слышим «Неискусомужная» по отношению ко Пресвятой Богородице! А задостойник (ирмос 9-й песни) Сретения Господня? Подобных мест в нашем богослужении бесчисленное множество! И что же – всё это мы теперь будем исправлять? Не лучше ли исправлять, оцеломудривать и очищать наши нечистые помыслы? А этому как раз и способствует наше богослужение и его церковнославянский язык – особый Богом данный нам, славянам, язык, возвышенный язык нашей молитвы к Богу, на котором не было, нет и не будет ни одного нечистого, низкого и праздного слова » («Книжная справа сейчас несвоевременна» Ответы прот.В.Чувикина на вопросы и-портала «Православие.ру»; день посещения сайта 18 сентября 2011 года).

http://pravoslavie.ru/48769.html

13:2). — Причина, по которой мы подвергнемся большему осуждению — та, что все мы (апостол опять смиренно поставляет себя как бы наряду с ними), учителя, много согрешаем сравнительно с теми, которые не берутся за дело учительства, хотя также и все много согрешают.— «Некоторые берутся учить тому, чего сами не совершали. Таковые учители, говорит, не получают никакой пользы, но подлежат бльшему осуждению. Ибо кто учит тому, чего сам не имеет, как имеющий будто бы это, тот достоин осуждения за то, что грешит своим языком» (Феофилакт). В дальнейшей речи о согрешении в слове апостол, без сомнения, имеет в виду главным образом этих самозваных учителей, но нельзя не заметить, что понятие обобщается и речь о необузданности языка может относиться ко всякому человеку, хотя главным образом к самозваным учителям. Отвлекая от пристрастия к учительству и начиная порицать необузданность языка вообще или невоздержность в речах, апостол прежде всего восхваляет, или ублажает, человека, умеющего обуздывать язык свой: кто не согрешает в слове, то есть прежде всего в учении при учительстве, а потом и вообще в речах своих, в разговорах, тот человек совершенный (1, 2) в нравственном значении этого слова, высокий нравственно человек, могущий обуздать и все тело (обуздав язык), то есть способный (сильный) управлять всеми своими членами, как органами выражения души, и значит — всеми движениями души, всем своим духовно- телесным существом. То есть если человек хорошо управляет языком своим, то он хорошо может управлять всеми своими силами и есть человек нравственно совершенный.     3Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. 4Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; 5так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! 6И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

17:1). Мудрейший же Солмон говорит: Наушник и двоязычный да будут прокляты, ибо они погубили многих, живших в тишине (Сир. 28:15); язык двойной многих поколебал… внимающий ему не найдет покоя и не будет жить в тишине (Сир. 28:16, 10). И опять-таки: удар языка сокрушит кости (Сир. 28:20); смерть лютая — смерть его (Сир. 28:24). И пророк Аввакум: премогоша тя мужие мирницы твои, положиша лесть под тобою (Авд. 7). И Иеремия: Стрела уязв ляющая язык их, льстивии глаголы уст их (Иер. 9:8). Давид же, желая, чтобы они отстали от такового вреда, повелевает, говоря: Удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти (Пс. 33:14). Зная же жестокость их мыслей [Давид говорит]: гроб отверст гортань их: языки своими льщаху. Суди им, Боже (Пс. 5:10-11); яд аспидов под устнами их (Пс. 139:3); На мя шептаху вси врази мои, на мя помышляху злая мне. Слово законопреступное возложиша на мя (Пс. 40:8-9). Но: Да облекутся оболгающии мя в срамоту, и одеждутся, яко одеждою, студом своим (Пс. 108:29). И молится, говоря: Господи, избави душу мою от устен неправедных и от языка льстива (Пс. 119:2). Но и меня от них: от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего… тогда непорочен буду (Пс. 18:13-14). И Приточник заповедует, говоря: Не прослыви наушником, и не коварствуй языком твоим (Сир. 5:16-18), ибо оскверняет свою душу шепотник,муж, удобопреложный языком впадет в злая (Притч. 17:20). И опять-таки: Смерть и живот в руце языка: удержавающии же его снедят плоды его (Притч. 18:21). И Иаков: Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие (Иак. 1:26). И продолжает: Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык — огонь, прикраса неправды; язык в [Col. 1536] таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни (Иак. 3:5-6). То есть ясно, что время жизни нашей. Ибо жизнь человеческая есть колесо катящееся и воспаляемое от геенны (ср. Иак. 3:6). Посему бежим, братия, от нашептывания, чтобы оно не лишило нас рая, чтобы оно не отослало нас в геенну огненную.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

5 οτως κα γλσσα μικρν μλος στν κα μεγλα αχε. δο λκον πρ λκην λην νπτει· 5 (б) Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! Точный перевод этого места у епископа Кассиана (Безобразова) : Вот какой малый огонь зажигает великий лес! 191 . Лес в Палестине довольно редкое явление, поэтому лесной пожар был великим бедствием, т.к. потушить его в чрезвычайно сухом климате было очень сложно. Да и в наших лесах в летние знойные дни от неосторожного обращения с огнем (от спички или окурка) разгорается огромный пожар… апостол сравнивает последствия для человека от его неукротимого языка с таким лесным пожаром. Необузданный язык разжигает настоящий пожар зла, в котором может погибнуть хозяин языка (хозяин ли?). 3:6 6 κα γλσσα πρ, κσμος τς δικας, γλσσα καθσταται ν τος μλεσιν μν, σπιλοσα λον τ σμα κα φλογζουσα τν τροχν τς γενσεως κα φλογιζομνη π τς γεννης. 6 И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Прикраса неправды ( κσμος τς δικας) – правильный перевод: мир неправды (несправедливости, неправедности). Имеется в виду бездна (огромное количество) зла, порождаемое языком; «неправда, ложь и зло всякого рода, проистекающие οт злоупотребления человека даром слова. Грехи языка, как органа выдающегося среди других членов тела, оскверняют, заражают все тело, весь духовно-телесный организм человека, все его стремления, намерения и действия» 192 . «В Пожаре зла, разжигаемом необузданностью языка, сгорает весь микрокосм человеческой жизни – круг жизни (τροχν τς γενσεως) 193 … Необузданный язык – это орудие дьявола, начало огня геенского в земной жизни» 194 . 3:7–8 7 πσα γρ φσις θηρων τε κα πετεινν ρπετν τε κα ναλων δαμζεται κα δεδμασται τ φσει τ νθρωπν· 8 τν δ γλσσαν οδες δαμσαι δναται νθρπων· κατστατον κακν, μεστ ο θανατηφρου. 7 Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, 8 а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010