3. «Плод Анны — Марию, родившую живоносный Грозд, воспеваем ныне, как Богородицу, Предстательницу всех и Помощницу».     П. 4: «Получил я, Господи, откровение о Твоем домостроительстве и прославил Тебя, Один Человеколюбец».    1. «Тебя, Богоневеста, Христос явил славою и силою для всех, воспевающих с верою Твое таинство».    2. «Неиспытавшая брака Владычица, Твоими молитвами избавляемые от прегрешений, мы все благопризнательно ублажаем Тебя».     П. 5: «Рассеяв неясные и загадочные прообразы Ветхого Завета и озаривший сердца верных явлением истины через Богоотроковицу, руководи и нас, Христе, Твоим светом».    1. " Воспоем, люди, Виновницу явления к нам Виновника всему, которой преобразование сподобляясь видеть, радовались пророки, получающие плод от Нее — действительное спасение».    2. «Произрастание сухого жезла указало Израилю предызбрание священника; и ныне преславное рождение Девы от бесплодной чудно являет светлое достоинство родивших».     П. 6: «Ко Господу из кита воззвал Иона: изведи; меня, молю, из глубины ада, чтобы я с громкою хвалою и в духе истины, принес Тебе жертву, как Избавителю».    1. «К Господу в скорби неплодства воззвали богомудрые родители Богоматери и родили Ее родам родов — к общему спасению и славе».    2. «Богомудрые родители Богоматери получили достойный Бога небесный дар — седалище Бога превысшее самих херувимов, Родительницу Слова и Создателя».     Кондак, гл. 4: «Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, и Адам и Ева — от смертной гибели Святым Твоим рождением, Пречистая, Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от уз греховных, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и Питательницу жизни нашей».     П. 7: «Терновый куст, в огне не опалявшийся, и Халдейская печь, источившая росу, ясно прообразовали Тебя, Богоневеста, ибо Ты иеопалимо приняла Божественный невещественный огонь в вещественное чрево. Поэтому Родившемуся от Тебя мы восклицаем; благословен Ты, Бог отцев наших».    1. «Невещественными явлениями законодатель Моисей не допускаем был в древности до полного постижения великого таинства Твоего, Пречестная, будучи вразумляем знамениями не мудрствовать о Тебе по земному. Поэтому, изумляясь чуду, он взывал: благословен Бог отцев наших».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

3. Ныне рождается мост жизни, через который смертные, обретая восход из адовой глубины, прославляют песнями Христа жизнодавца. Песнь 3 Ирмос: Утверди нас в Тебе, Господи, древом умертвивший грех , и внедри страх Твой в сердца нас, воспевающих Тебя. Тропари 1. Спасение для всех родили непорочно жившие для Бога, богомудрые родители родившей Создателя и Бога нашего. 2. Источающий всем жизнь Господь произвел от бесплодной Деву, в которую благоволил вселиться, сохранив Ее по рождении нетленною. 3. Плод Анны, Марию, родившую живоносный грозд, воспеваем ныне, как Богородицу, предстательницу всех и помощницу. Песнь 4 Ирмос: Получил я, Господи, откровение о Твоем домостроительстве и прославил Тебя, один Человеколюбец. Тропари 1. Тебя, Богоневеста, Христос явил славою и силою для всех, воспевающих с верою Твое таинство. 2. Неиспытавшая брака Владычица, Твоими молитвами избавляемые от прегрешений, мы все благопризнательно ублажаем Тебя. Песнь 5 Ирмос: Рассеяв неясные и загадочные прообразы Ветхого Завета и озаривший сердца верных явлением истины через Богоотроковицу, руководи и нас, Христе, Твоим светом. Тропари 1. Воспоем, люди, Виновницу явления к нам Виновника всему, которой преобразование сподобляясь видеть, радовались пророки, получающие плод от Нее – действительное спасение. 2. Произрастание сухого жезла указало Израилю предызбрание священника; и ныне преславное рождение Девы от бесплодной чудно являет светлое достоинство родивших. Песнь 6 Ирмос: Ко Господу из кита воззвал Иона: «Изведи меня, молю, из глубины ада, чтобы я с громкою хвалою и в духе истины, принес Тебе жертву, как избавителю». Тропари 1. К Господу в скорби неплодства воззвали богомудрые родители Богоматери и родили Ее родам родов к общему спасению и славе. 2. Богомудрые родители Богоматери получили достойный Бога небесный дар: седалище Бога превысшее самих Херувимов, родительницу Слова и Создателя. Кондак, гл. 4: Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, и Адам и Ева от смертного тления святым Твоим рождением, Пречистая; Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от уз греховных, громко Тебе восклицая: «Неплодная рождает Богородицу и питательницу жизни нашей».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Апостолы вместо слов: «Господи, Иисусе Христе, помогай нам!» воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» Из этого явления Богоматери апостолы познали, что Она и по смерти жива и без тления с телом вознесена к престолу Сына Своего и Бога на Небо. Исполнилось пророческое слово: воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея! (Пс. 131: 8), и другое: предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена (Пс. 44: 10), – предстала для того, чтобы войти в предназначенную Ей славу, для того, чтобы, вошедши в славу, ходатайствовать с дерзновением об оставшихся на земле. Как бы с молитвенно воздетыми руками, которыми носила Она Божественного Сына, отошла Она к Нему, взывая: «яже Ми дал еси, во веки сохрани». Столь славно, радостно, утешительно Успение Богоматери! Удивительно ли, что преукрашенная Божественною славою, священная и славная, Дево, память Твоя вся собра к веселию верныя ? Только бы Ее, вошедшую в радость, не огорчать нам, усыновленным чадам Ее, постоянными новыми оскорблениями Сына Ее, попранием Его заповедей, запечатленных Его кровью, не допускать, чтобы снова и снова оружие входило в Ее душу (Лк. 2: 35), – оружие скорби о грехах людских, приведших к распятию возлюбленного Ее Сына! Матерь скорбит, всячески старается делать добро чадам, Ее огорчающим, но не останутся ли бесплодными и Ее скорбь и моления, к Сыну обращаемые, если снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему (Евр. 6: 6)? Будем притекать к Ней с усиленными мольбами, но скорбя и оплакивая вечные свои отступления от заповедей Христа, чтобы могла Она, хотя бы на этот покаянный плач и воздыхания чад указать Ему в Своих неотступных молитвенных ходатайствах за нас перед Сыном Своим, чтобы, когда Она обращает к Нему лицо Свое со скорбными молитвами за нас, не отвращал Он лица Своего от нас, навлекших на себя праведное проклятие и казни, чтобы оставалась еще надежда на помилование тех, кто делами своей жизни уже закрыл все двери неистощимого милосердия Божия. 1928 год. Тверь Духовное наследие священномученика архиепископа Фаддея (Успенского). Т. 5. Проповеди на двунадесятые праздники и памяти святых. М., 2022. Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/866-...

Стоящие на пути в лавру пр. Афанасия Афонского монастыри св. Филофея (находится на значительном расстоянии от прямого пути и требует углубления вправо) и Каракалла среди русских паломников не пользуются вниманием и посещаются ими весьма редко. Паломники обыкновенно из Ивера прямо отправляются по берегу моря в лавру пр. Афанасия Афонского , употребляя на этот нелегкий путь почти целый день (езды на муле требуется около 5–6 часов). Паломники, совершив многочисленные спуски и подъемы по крутизнам и оврагам Св. Горы, находясь с утра под знойными палящими лучами солнца, усталые достигают агиасмы – источника св. Афанасия Афонского , ознаменованного чудным явлением Богоматери преподобному строителю Лавры, покинувшему начатую постройку обители по причине испытываемого им голода вместе с прочими иноками и мастерами. По преданию, Пр. Дева Мария, чтобы рассеять сомнение пр. Афанасия относительно истинности видения, приказала ударить ему жезлом в скалу, и из нее побежал шумный, обильный источник ключевой воды. Усталые паломники, измученные дневным зноем и трудностью пути, потные, но веруя в целебные свойства чудесного источника, становятся под естественный холодный душ и освежают свое утомленное разгоряченное тело. Помолившись затем пред иконою чудесного явления, напившись чайку и подкрепив себя из дорожной сумы чем Бог послал, паломники бодро продолжают путь к лавре пр. Афанасия. Эту часть пути в Лавру, благодаря спавшему уже к полудню жару и прохладной тени среди густой лесной чащи, покрывающей эти склоны горы, проходят паломники почти незаметно и к вечерне прибывают в лавру пр. Афанасия Афонского . Проведя ночь под кровом знаменитой Лавры, к сожалению не проявляющей особенного внимания и гостеприимства, завещанных ей славным создателем ее пр. Афанасием, паломники присутствуют в соборном храме за литургиею, молятся пред чудотворными иконами Богоматери – «Кукузелиссы» (певческой) и «Экономиссы», находящейся на дворе, лобызают реликвии страданий Спасителя – Животворящего Креста, губы, трости и пелен, поклоняются гробу, под спудом коего почивает создатель лавры пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Обыкновенное сердце могло здесь почувствовать радость, а необыкновенное должно было сделать здесь себе некоторое принуждение. Подобные примеры, только в низшей степени, представляет иногда и обыкновенная жизнь человеческая. Нельзя вообще не заметить богоприличия, которое выражается во всех чудесах и откровениях упоминаемых в Священном Писании , особенно если сравнить их с откровениями в других религиях, например в магометанской. В Священном Писании заметна печать простоты и достоинства. Стоит только изобразить эти явления на картинках – сцена представится величественная. 5. Свидание Марии с Елисаветою Посмотрим теперь на свидание двух облагодатствованных душ, двух необыкновенных матерей, и двух, каждого в своем роде, – сынов Божиих еще во чреве их. «Воставши же Мариам во дни тыя, иде в горняя со тщанием во град Иудов» ( Лк. 1:39 ). «Воставши» – выражение еврейское. «Во дни тыя» – не вдруг, не на другой день, а через несколько дней. Весть Ангела должна была занять душу Марии на несколько дней, и Она не могла не предаться благоговейному размышлению; потом уже в душе Ее могло родиться желание повидаться со Своей родственницей. Побуждения к сему свиданию могли быть различные. Святая Дева могла думать, что Ангел для того и возвестил Ей о зачатии Елисаветы, чтобы подать Ей мысль о свидании с нею. Сам Дух мог увлечь Ее тайной силою; обилие Духа в Ней было чрезвычайное. А мы знаем, в каком состоянии бывают те, в коих открывается Дух. Илия пророк переходил с места на место, когда пред вознесением был исполнен Духом. «Со тщанием». В путь Богоматерь не спешила, но в пути спешила. Самое приличие, как Деву, заставляло Ее спешить. Она не боялась Сама идти, ибо уверена была в особенном покровительстве Божием. С другой стороны, Ей хотелось скорее видеться со Своей родственницей; радость заставляла Ее ускорять Свое шествие. «В горняя». Палестина пресекалась плоской возвышенностью. С востока были горы Фавор и Евмон, с запада же Антиливан, к Чермному морю – Синай и Хорив. Богоматерь шла в один из городов, в котором жили священники – «во град Иудов.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Нужно с крайнею осторожностию и разборчивостию употреблять яства и пития. Лукавый ставит сети и в пище, и питии. Недаром Спаситель предостерегает нас от искушений такого рода: смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством [ Лк. 21,34 ]. Сегодня чрезвычайно отяжелело сердце мое от употребления пива после вечерни и моченого яблока, а потом – вечером, молока. Будь внимателен ко всему. Везде может запять неосторожного лукавый. А он так запял меня сегодня, что я едва мог молиться и не мог поднять свободно ума и сердца горе. Тебя враг низлагает на окончательной молитве утренней оттого, что не возлагаешь упования на Господа, а сам умудряешься, как тебе говорить. Положись совершенно на Господа – и будешь спокойно и ровно говорить ее. При чтении молитв не выходи из себя, но входи в себя. Понимай, что говорится: есть на Кого тебе надеяться при отправлении служб, чтобы никогда не претыкаться. Иисус Христос есть Гора, на которую ты можешь всегда опираться своими мыслями и сердцем. Он – вечен и всесилен. Что значат чудотворные иконы Богоматери и их явления? Значат то, что Владычица и Мати нашего Избавителя слышит всегда молитвы, во смиренном сердце с верою Ей приносимые пред Ее иконами, и на некоторых из них оказывает видимые знаки Своего благодатного присутствия. Как же должны быть почтенны образы Богоматери в глазах молящихся! Невидимая благодать Ее присуща Ее образам, особенно если они писаны рукою благочестивого человека. Как на войне с сильным неприятелем сам царь находится при войске и своим присутствием ободряет воинов к мужественному нападению на врагов и как бы говорит: сражайтесь храбро, мужественно, вы сражаетесь за веру, меня и за Отечество, я – ваша награда! – и воины храбро, с пренебрежением своею жизнию бросаются на врага и часто опрокидывают его смелым натиском, – так и Царь Небесный, вводя верных рабов Своих в борьбу с сильными врагами – бесплотными духами злобы, Сам находится при них и, ободряя их, говорит: ведите брань мужественно, взирая очами веры на Меня, всесильного Помощника, – и те, которые имеют пред очами Господа, всегда побеждают своих врагов. А те, которые опускают Его из виду и остаются только при своей немощи, бывают побеждаемы; но отчаиваться не нужно и в этом случае: хитрого и сильного врага, каков диавол, победить можно не вдруг. Да и Спаситель знает нашу немощь, потому Он исподволь вводит нас в брань с врагом, попуская нам быть побежденными, чтобы таким образом приучить нас падениями или поражениями возлагать упование на Него, всесильного Заступника.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Пояс Богородицы: с чем осталась Россия Мало кто ожидал, что сугубо внутрицерковное событие обретет характер общенационального явления… 5 декабря, 2011 Мало кто ожидал, что сугубо внутрицерковное событие обретет характер общенационального явления… Подошло к концу пребывание в России Пояса Пресвятой Богородицы. Мало кто ожидал, что сугубо внутрицерковное событие обретет характер общенационального явления. Принесение афонской святыни пришлось на окончание и начало нескольких значимых циклов общественной жизни: выборы в Государственную Думу, грядущие выборы Президента, и, наконец, важную именно для Церкви дату – завершение третьего года пребывания на Предстоятельском престоле Патриарха Кирилла. Такие событийные сгущения всегда дают основания для поиска внутренних закономерностей в, казалось бы, разнородных явлениях. Конечно, для церковного сознания нахождение Пояса Пресвятой Богородицы в России – событие великого значения. Это можно было утверждать изначально, до путешествия святыни по стране. Но вот то, что происходило в течение путешествия, – удивительно и в известной степени неожиданно. Если описывать событие в обществоведческой терминологии, можно сказать, что был проведен незапланированный и совершенно объективный социологический опрос, который выявил уровень религиозности в стране. Стало быть, выявлен духовный запрос огромного количества людей, позволяющий ощутить ценностные ориентиры населения. Определим параметры события. По стране провезли одну из величайших святынь православного мира. И это шествие было удивительно глубоко воспринято людьми. Во-первых, здесь есть символический момент: Пояс – предмет, но не простой. К нему прикасались руки Богоматери. Поэтому горячее поклонение святыне можно объяснить с точки зрения декларирования людьми своей причастности к христианской духовной и культурной традиции. Но в то же время для верующего сознания происходящее глубоко реалистично. Сама Пресвятая Богородица прошла по стране. Конечно, скептические голоса в СМИ и блогах не преминули произнести сакраментальное: у нас же есть частица Ризы, древо Креста и много прочих святынь, вокруг которых не наблюдается ажиотажа. Но здесь сработал принцип реальности сакрального события, временной концентрации вечности в одной условной точке пространства. Земной человек нуждается в таком материальном ощущении присутствия вечности. И еще очень важен общий порыв, совместное духовное переживание, которого в нашем обществе давно не было, но в котором наше соборное сознание остро нуждается. И поездка святыни была воспринята адекватно религиозной реальности – Пресвятая Богородица идет по России. И к Ней на поклонение пошли миллионы.

http://pravmir.ru/poyas-bogorodicy-s-che...

Церковная иконописная традиция – это Богом дарованный Церкви способ изображать на плоскости не 2-мерные и даже не 3-мерные явления мира сего, а явления иного мира. Благодаря этому мы, духовно немощные, по своей сердечной нечистоте недостойные созерцать их, как они есть, и потому неспособные к такому созерцанию, имеем возможность созерцать лики иного мира хотя бы в виде плоских подобий. Иконоборчество, и древнее, и современное (у протестантов, например), имело и имеет своей целью лишить людей этой возможности. Натуралистическое изображение (живописное или – особенно – скульптурное) Христа или святых можно сравнить с рисунком, на котором из-за неудачно выбранного ракурса одна грань заслонила собой весь куб, так что ширину и высоту его мы видим, а глубина оказалось от нас совершенно скрытой. Так же, глядя на натуралистическое изображение святого, мы видим его плотяность, возможно – душевность, духовная же глубина остается скрытой от нас. Православный иконописный канон дает нам возможность как бы выбрать ракурс, наилучший для выявления на иконе святости Христа, Богоматери, Ангелов и других Святых. Плоскатики и трехмерики В некотором 3-мерном пространстве жили человечки-трехмерики, а на некоторой плоскости в этом же пространстве, жили человечки-плоскатики. Плоскатики думали, что их плоскость и есть все пространство, весь мир, хотя была она в нем лишь бесконечно тонким слоем, вроде масляного пятнышка на поверхности океана. Трехмерики, конечно, в плоскости не умещались, но, бывало, с ней пересекались, и тогда плоскатики их видели. Но только отчасти. Встанет трехмерик на плоскость, и плоскатики видят его стопы. А если он опустится пониже, то плоскатики видят его ножки, как два кружка. Подожмет трехмерик ножку – они видят один кружок. Если вдруг он ляжет на плоскость и начнет по ней ползать, то плоскатикам кажется, что он – плоскатик, а не трехмерик. А если он поднимется над плоскостью, то плоскатики совсем его не видят, хотя исчезает трехмерик только из плоскости, а не вообще.

http://pravoslavie.ru/198.html

P., 1946. 3 t.; Christian Iconography: A Study of Its Origines. Princeton, 1968; Les voies de la création en iconographie chrétienne: Antiquité et Moyen Âge. P., 1979). Иконографический метод приобрел новое качество в работах Грабара. Ученый рассматривал явления визант. культуры в широком историческом контексте, выявляя источники художественной формы, иконографических тем и смыслового содержания в сопоставлении с памятниками поздней античности, раннего средневековья, западноевроп. традиции на колоссальном материале всех видов искусства. Исследование визант. иконоборчества (L " iconoclasme byzantin: Dossier archéologique. P., 1957) позволило ученому подойти к проблеме не только с т. зр. истории искусства, но вплотную приблизиться к пониманию самого явления христ. образа, смысла иконы, осветить богословский аспект христианского искусства. Научная методология Грабара плодотворно применялась и разрабатывалась в трудах его учеников и последователей (Г. Бабич, Т. Вельманс , М. Гаридис, С. Дюфренн, П. Мийович, Ж. Лафонтен-Дозонь, М. Теохари, А. Фролов и др.). Иконографический метод позволил исследовать смысл живописной декорации визант. храма ( Demus O. Byzantine Mosaic Decoration: Aspects of Monumental Art in Byzantium. L., 1947), особенности книжной иллюстрации ( Weitzmann K. Studies in Classical and Byzantine Manuscript Illumination. Chicago; L., 1971). Одним из важнейших направлений иконографического метода является анализ взаимосвязи литургии и искусства (К. Уолтер, Х. Бельтинг, Н. Паттерсон-Шевченко). В советской науке иконографический метод, вытесненный формально-стилистическим анализом, возродился в виде вспомогательной методики каталогизации музейных собраний ( Антонова, Мнева. Каталог; Николаева Т. В. Древнерус. живопись Загорского музея: Кат. икон. М., 1977). В трудах В. Н. Лазарева (1897-1976) иконографический метод получил развитие как элемент комплексного подхода (Мозаика Софии Киевской. М., 1960; История визант. живописи. М., 1947, 19862. 2 т.), а также как самостоятельный инструмент исследования (Этюды по иконографии Богоматери// Лазарев В.

http://pravenc.ru/text/389052.html

33 Конечно, человек властен воспользоваться этой свободой или, наоборот, отвернуться от высших интересов духа и отдаться злым и низким желаниям: то или другое направление его духовной жизни за гробом подготовляется жизнью его на земле, где постепенно создаётся и пред смертью решительно определяется любовь и стремление человека к добру или злу. Определившись ко злу, человек сам лишает себя радостей, света, блаженства загробного существования и обрекает себя на мрак мучительной злобы и нечистых желаний, неутолимых в загробном мире. 39 Богоматерь, по церковному преданию, в 3-й день по успении своём воскресла и она является людям с воскресшим телом (как Спаситель Апостолам по воскресении). Но Апостолы и др. святые являются, очевидно, с иным телом, с тем, которое не имеет плоти и костей, с тонким внутренним телом, остающимся в распоряжении души в загробной жизни. 40 См.: М. Макарий. Правосл-догмат. Богословие. § 65 А. Филарет. Правосл.-догм. Богосл. § 101. Е. Сильвестр. Опыт правосл.-догматич. Богословния. III Т, § 25. 42 Когда Пушкин писал «Евгения Онегина», то он много передумал, перечувствовал и пережил напряжённое стремление воплотить свои мысли, чувства и образы своей фантазии в слово, – он пережил множество душевных явлений. Но можно ли сказать, что эти душевные явления составили часть души Пушкина, что душа его до написания «Евгения Онегина» существовала ещё не вся, не в полном виде, что, следовательно, она постепенно складывалась из переживаний этого поэта? Конечно, нет. Психическое и Пушкина, как нечто цельное, как действующая творческая сила, предшествует тем переживаниям, которые выразились в «Евгении Онегине», и без этой цельной творческой силы, владеющей всеми природными способами психической работы, не мог бы возникнуть «Евгений Онегин». Так следует рассуждать и о всякой другой группе душевных переживаний и о каждом отдельном душевном явлении в психике этого писателя: вся его душевная жизнь создана его душою, произведена ею, как творчески действующею силою. Душа прежде всех своих переживаний, как производящая их сила; душевные явления – не составные части, а произведения, продукты деятельности, порождения души. Некоторую аналогию этого отношения составляет отношение родителей и детей: дети – не части, из которых постепенно складываются и состоят родители, но порождение родителей, родители – не сумма своих детей, но источник, причина их жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zhi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010