Там же, в Галилее, Господь явился еще раз одиннадцати Апостолам и сказал им: Дана Мне всякая власть на небе и на земле; итак, идите! научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и буду Я с вами во все дни до окончания века. Кроме этих явлений Господа, Он явился еще одному Петру, как о том повествует Ев. Лука, но когда и где – неизвестно. По свидетельству Апостола Павла ( 1Кор. 15:6–7 ), Господь явился еще Апостолу Иакову и более нежели пятистам братий одновременно. По преданию, Христос явился прежде всех Богоматери. 109. Вознесение Иисуса Христа. Мк. 16:19–20; Лк. 24:50–53; Деян. 1:1–11 Явившись Апостолам второй раз в Галилее, Господь приказал им идти в Иерусалим и там ждать, пока они облекутся силою свыше. Они пошли. Там явился им Господь в последний раз и вывел их из города на гору Елеонскую. По этой горе Господь спускался при торжественном въезде Своем в Иерусалим, когда восторженный народ встречал Его, как Царя Израилева, победными криками – осанна! На этой же горе Он много раз беседовал с Апостолами о Царстве Божием и о Царстве Небесном; тут же Он предрек и гибель Иерусалима. Понятно, что приведенные Господом на эту гору Апостолы невольно перенеслись мыслями к Царству Мессии. Теперь для них уже нет сомнений в том, что воскресший Христос есть действительно Мессия. Но когда же Он откроет Свое Царство? Прошло уже сорок дней со дня Его воскресения, а Он как будто медлит с таким важным делом. Так думали, вероятно, Апостолы, когда спросили: Не в это ли время, Господи, восстановляешь Ты Царство И зр а и л ю? Апостолы все еще не понимали истинного значения Царства Божия; они все смешивали его то с Царством Небесным, то с Царством Израиля, восстановить которое, по их мнению, должен был Мессия; и не понимали они этого потому, что не были озарены еще Духом Святым. Вот почему Господь не дал им прямого ответа на их вопрос, предоставляя им самим ответить на него, когда придет к ним обещанный Утешитель, Дух истины. Не ваше дело (сказал Он) знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти; но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

– Теперь почерпните и понесите распорядителю пира. Распорядитель попробовал воды, сделавшейся вином (а он не знал, откуда это вино, знали только слуги, зачерпнувшие воду), позвал жениха и говорит ему: – Всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее, а ты хорошее вино сберег до конца. Помощь Божией Матери Так первое чудо сделал Христос по просьбе Своей Матери, пожалевшей бедных людей. Спаситель не отказал Ей, хотя еще и не наступило время Его проповеди , когда Он совершил многие чудеса. По любви к людям, Божия Матерь просила им помощи у Спасителя, и ради Нее Он оказал эту помощь. Как любящий сын, Он исполняет просьбы Своей Матери и теперь. Поэтому, молясь Богу, мы обращаемся к Богородице: «Пресвятая Богородице, спаси нас». В нашей жизни бывают трудные случаи, когда мы сами оказываемся бессильными и не можем найти помощь от другого человека. Евангелист Иоанн рассказал нам о первом чуде Спасителя, совершенном по просьбе Его Матери, чтобы мы знали о любви Божией Матери к людям. В Кане Галилейской еще не знали о Спасителе, что Он – Сын Божий. К Ней никто не обратился с просьбой о помощи, Она Сама увидела, что бедным людям неоткуда получить вино для брака. Теперь, когда мы знаем о Ее любви ко всем, мы обращаемся к Ней с молитвой о помощи и о спасении нас от всяких бед и несчастий. Чудотворные иконы Божией Матери В России было много храмов, посвященных Божией Матери, было много Ее чудотворных икон. Эти иконы имели свои названия, или по тому месту, где они находились – Владимирская, Смоленская, Казанская, Тихвинская, или же другие, которые давал народ: «Всех скорбящих радость», «Утоли моя печали», «Путеводительница». Особенно праздновался в России день Покрова Божией Матери, 1/14 октября, в память явления Богоматери святому Андрею в храме, на воздухе с покровом, который Она держала над всем миром. И во всех странах почитают Деву Марию, как Матерь Бога и Спасателя нашего Иисуса Христа, и молятся Ей, как охранительнице и спасительнице от бед. Так исполняются слова Божией Матери, сказанные Ей Елизавете: «Отныне будут почитать Меня все народы».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Христианин, поступающий так, оскорбляет Господа своим празднованием и ничем не отличается от язычников. Привычка к земным и чувственным радостям и развлечениям убивает в человеке способность к духовной радости о Бозе Спасе нашем и лишает его надежды на вкушение небесных радостей по смерти. Сохрани всех нас Господь от этого несчастия. Прошло двенадцать лет по рождении Христа. Иосиф и Дева Мария пришли в Иерусалим на праздник. Им сопутствовал отрок Иисус. По окончании праздника на обратном пути из Иерусалима отрок Иисус отстал от них и остался во Иерусалиме. Иосиф и Мария заметили это только в конце дневного пути. Стали искать Его и нашли Его уже на третий день в храме, где Он сидел посреди учителей, слушал их и сам вопрошал их. Бее слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. Увидевши Иисуса, Матерь Его сказала Ему: «чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и я с великою скорбию искали Тебя». Он ответил им: «зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему», то есть быть в доме Отца Моего или храме? В связи с обстоятельствами слова Христовы представляют следующий смысл: «напрасно вы, спеша домой, увлекаете и Меня с собою. Вам надлежало бы знать, что для Меня дорог не один ваш дом, что есть еще другой дом, который гораздо дороже вашего Назаретского жилища. Это храм, дом Отца Моего Бога. Я Сын Его единосущный. Где же Мне лучше быть, как не в этом доме? Где присутствует Отец, там подобает быть и Сыну». Ни Иосиф, ни Мария не поняли сих слов. Тем не менее она соблюдение вся глаголы сия в сердцы своем ( Лк.2:41–51 ), и вполне уразумела их только впоследствии. Чему научает нас в сем случае пример Богоматери? Тому, что и мы подобно ей должны соблюдать в сердце своем глаголы Иисуса о доме Отца Его. Каждый храм христианский есть дом Отца небесного. Весь мир Он наполняет своим присутствием, но преимущественно Он любит обитать в храме. Это самый дорогой для Него дом. Здесь Он обитает, как родной отец среди своих детей. Мы все дети Его по благодати возрождения в купели крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В тридентских литургических книгах память И. присутствует только среди памятей местночтимых святых: предписана общая служба учителям Церкви, к-рая в испан. диоцезах дополняется особой молитвой И. и молитвами из общей службы епископам-исповедникам. А. А. Ткаченко Иконография Исследователи подразделяют развитие иконографической традиции св. И. на 2 этапа. В XII-XV вв. почитание святого распространялось в связи с завоеванием Толедо (1085) и восстановлением архиепископства и было связано с культом Богоматери (сцены явления Богоматери И.). В XVI-XVII вв. контрреформационная полемика актуализировала почитание И. как покровителя Толедо. Обычно И. изображали в епископском облачении, в митре и с посохом, реже - в монашеской рясе. Большинство сохранившихся изображений происходит из Испании, испанской Фландрии и Италии. Наиболее ранние изображения И. относятся к XI в., напр. цикл из 4 миниатюр к трактату «О приснодевстве...» (Laurent. Ash. 17-2): «Ильдефонс взывает к Богоматери», «Диспут с Иовианом», «Диспут с иудеями» и «Ильдефонс преподносит трактат Богоматери». Манускрипт был выполнен в 1067 г. архипресв. Соломоном в Толедо и является единственным свидетельством мосарабской иконографии святого. К др. традиции принадлежит «Пармский Ильдефонс» (Parma. Bibl. Palatina. 1650), вероятно созданный на рубеже XI и XII вв. в мон-ре Клюни (Франция). Возможно, рукопись была преподнесена в дар кор. Альфонсу VI или 1-му Толедскому архиеп. Бернарду. Трактат «О приснодевстве...» в «Пармском Ильдефонсе» открывается миниатюрой с изображением св. Иулиана, читающего клирикам и народу составленное им Житие И. На др. миниатюре изображен И. в епископском облачении, готовящийся совершить мессу. Среди иллюстраций к трактату имеется еще 6 изображений И. в монашеской рясе, преподносящего трактат Богоматери и спорящего с еретиками и иудеями. Миниатюры «Пармского Ильдефонса» послужили образцом для небольшой испанской рукописи трактата «О приснодевстве...» (ок. 1200; Matrit. MS 10087). В нач. XIII в. была создана другая рукопись трактата (Ibid. MS 21546) c миниатюрами, на которых И. изображен в епископском облачении: «Ильдефонс совершает мессу», «Ильдефонс перед Богоматерью», «Диспуты с Иовианом, Гельвидием и иудеем», «Открытие мощей св. Левкадии», «Богоматерь вручает Ильдефонсу казулу». В рукописях «Песней о Богоматери» Альфонса X (напр., Matrit. MS 10069, ок. 1257) содержатся миниатюры с изображением открытия мощей св. Левкадии.

http://pravenc.ru/text/389445.html

Тему неканонической иконографии применительно к получившим в последнее время хождение изображениям Богоматери продолжил в своем выступлении член московской епархиальной комиссии по искусствоведению священник Борис Михайлов . Отец Борис начал свое выступление с того, что раскрыл церковное учение об иконе Богоматери, призванной отразить в зримом образе тайну Ее непорочного зачатия и Богочеловечества Христа. Он продемонстрировал собравшимся классические образцы византийских и русских икон, многие века почитавшихся Церковью. Отец Борис указал, что умаление богословского содержания в русской иконе можно проследить уже в XVIII в. Тогда появились изображения, не столько раскрывающие содержание церковных догматов, сколько связывающие образ Божией Матери с государственной символикой Российского государства и с атрибутами земного владычества (в качестве примеров были названы Азовская и Державная иконы). В наше время это явление получило широкое распространение. Известно несколько изображений иконного типа, на которых образ Богоматери (обычно в виде Оранты) соединен с государственным гербом Российской империи — двуглавым орлом. На этих изображениях крылья и лапы орла с символами императорской власти как бы вырастают из-за спины Богоматери. Культы, связанные с этими иконами, строятся на своеобразной, не церковной по своей сути эсхатологии. По мнению почитателей этих изображений, после отречения последнего императора полноту земной власти в Российском государстве приняла на Себя Сама Божия Матерь. Она хранит святую Русь до явления нового царя, в котором угадываются мессианские черты. Так, например, в молитве перед иконой Божией Матери “Воскре­шающая Русь”, написанной в 1998 г. в Пятигорске, прямо говорится об ускорении пришествия “грядущего царя”, который должен покарать грешников и возвеличить праведников. Отец Борис специально отметил такие чуждые церковному почитанию Богоматери черты новых культов, как карающий характер Приснодевы Марии, Которая выступает в них как судия и истребитель грешников, а не как предстательница за человеческий род; их псевдо-мессианский характер, поскольку Богоматерь играет роль провозвестницы грядущего царя-“мессии”. Именно среди адептов этих культов распространены почитание Ивана Грозного и Григория Распутина, а также ярко выражены антииерархические настроения.

http://pravmir.ru/hronika-sektsii-pravos...

Подражая Богородице В факте почитания необходимо должен быть скрыт факт научения и стремления к подражанию. Почитание Богоматери о каком подражании хочет нам сказать? 7 апреля, 2012 В факте почитания необходимо должен быть скрыт факт научения и стремления к подражанию. Почитание Богоматери о каком подражании хочет нам сказать? Чему учит нас праздник Благовещения, как и в чем нам стоит подражать Богоматери, рассуждает протоиерей Андрей Ткачев . В факте почитания должен быть скрыт факт научения и стремления к подражанию. Зачем, скажите, почитать, к примеру, воинов минувших столетий, если не из желания подражать их храбрости и жертвенному порыву? Само стремление быть творцом неких добродетелей превращает людей в невольных почитателей тех, кто преуспел в делах, нами пока лишь только желаемых. Умрет желание совершенствоваться – умрет неизбежно и почитание тех, кто достиг совершенства. Так трусливый народ отречется от храбрости предков и будет чтить лишь тех, кто шьет удобные пиджаки. Почитание Богоматери – о каком подражании хочет нам сказать? О самом разнообразном. И о тихой жизни, наполненной изнутри великими событиями. И о девстве, хранимом достойно. И о Материнстве, в высшей степени жертвенном. Ее хождение за Сыном учит нас «слагать все глаголы Его в сердце своем» (Лук. 2:51) Ее стояние под Крестом выше человеческих слов и по степени перенесенной боли, и по степени отдачи себя в руки Божии. Но это все – потом. А вначале было Благовещение . Известно, что Ангел вступил в беседу с Марией по повелению Бога, и было это наяву. Значит, Мария была духом выше праведного Иосифа, с которым Ангел общался часто. Ангел велел Иосифу принять Марию-обручницу без смущения, затем – бежать в Египет, затем – возвратиться в землю Израиля. Но все явления и беседы были только во сне, когда ощущения тела замирают, а душа входит в сродную ей область более, нежели при бодрствовании. Мария же и, бодрствуя, жила более духом, чем плотью, потому и не надо было Ей засыпать, чтобы услышать голос небесного гостя.

http://pravmir.ru/podrazhaya-bogorodice/

Свечи, которые возгорались у иконы «Знамение» в доме Остапчуков      2. Крестьянки с. Теремно Марии Карпюк о том, что 12 июня 1883 года она стала чувствовать сильную боль правой ноги вроде ревматизма; целых семь лет страдала невыносимою болью ноги и не смогла владеть ею. Несмотря на разные средства, боль не уменьшалась, а еще более усиливалась, так что без посторонней помощи невозможно было передвинуться с места на место. Узнав от посторонних лиц о явленной иконе в Вилийском приходе, она возымела намерение помолиться там Богу, но лично прибыть не могла по болезни, поэтому в ноябре месяце, числа не помнит, 1889 года прибыла в Вилию ея дочь Феврония Феодорова Хамратович, чрез которую она передала жертву, и с того времени нога стала здоровою. И в настоящее время она не чувствует такой боли, как раньше была. 3. Крестьянина с. Загорец Созона Терещука в том, что в 1888 году он был сильно болен и лишился действия правыми ногою и рукою. Узнав о явленной иконе Божией Матери, он с верою обратился к ней, пожертвовав вылитую из воска ногу и руку, после чего ему стало несколько легче, и теперь может правильно перекреститься и исполнять некоторые работы. Были также случаи наказания за кощунство и неверие. По преданию, один местный крестьянин позволил себе богохульно поносить перед идущими издалека паломниками факт явления святой иконы. В это самое время, когда он поносил святую икону, Господь наказал его тем, что он упал, разбитый параличом, с выкрученными руками, ногами и лицом. Нечестивец стал поносить святую икону – и тотчас упал, разбитый параличом Несколько дней он лежал неподвижно перед иконой Богоматери, прося Пречистую помиловать его. Искренняя молитва и раскаяние призвали милосердие Богоматери, и он встал здоровым. А еще был случай, когда один богатый человек из одного из сел близ Острога, по фамилии Крупчатник, побывав в селе Вилия у явленной иконы Богоматери, не верил в то, что произошло, и сказал: «Если это правда, то чтобы я своей жены не увидел». Приехал он домой и действительно жены не застал живой: она скоропостижно скончалась. После такого случая он искренне поверил в чудо, что произошло в селе Вилия.

http://pravoslavie.ru/132151.html

12) греко-итальянского, в частности, вероятно, венецианского происхождения, снабжена рядом греческих надписей, но выполнена по композиции, выработанной у Дуччио (рис. 11) на его упомянутой алтарной иконе (pala) Сиенского собора 18 . Композиция эта представляет художественное развитие византийского оригинала, но с теми деталями духовной экспрессии в движениях и лицах, которые столько же отличают выразительную живопись Дуччио от византийского образца, сколько драматическую трактовку Джиотто в отличие от этого последнего. В греческой иконе сделаны лишь следующие изменения, против Сиенского живописца: гора перенесена справа налево, и в ней представлена вырытая пещера, с каменным саркофагом и пеленами внутри его. Далее, вместо двух дерев, растущих на горе, выполнено только одно, при этом и гора, и деревья исполнены в греческой манере XV столетия. Весь рисунок фигуры Спасителя, держащего длинный крест из тростника, передан по оригиналу Дуччио, но Мария Магдалина изменена в этой греческой иконе в новом итальянском вкусе, т. е. вместо фигуры византийской матроны, наглухо, с головой, покрытой пурпурным мафорием (по типу Богоматери), в греческой иконе представлена Дева, с распущенными по плечам локонами и в синей мантии, сброшенной на плечи, как последнее обыкновенно встречается в изображениях XV века итальянской Мадонны. Из этих примеров явствует, как плодотворно было бы параллельное исследование греческой иконописи и итальянской живописи в их обоюдном обмене и, по-видимому, не для одной только иконописи. Но, для сохранения единства нашей темы, остановимся исключительно на иконографии Богоматери. 1 Д. А. Ровинского: «История русских школ иконописания до конца XVII в.» Зап. Имп. Арх. Общ. 1856, стр. 10–11. Арх. Макария: Археологическое описание церковных древностей в Новгороде. 1860, II. Д. А. Ровинского: Обозрение иконописания в России до конца XVII века. 1903, стр. 8–12. Указываемыя страницы нового посмертного издания соч. Д. А. Ровинского были исключены в первом издании и содержат перечень «отступлений нашего иконописания от греческих образцов».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Некоторой новостью является совершенно ясное изображение сидящего Иосифа с атрибутом его ремесла, хотя тип его и одежда (exomis) вполне напоминают пастыря тех же саркофагов. Та же самая схема, те же лица и положения, тот же художественный стиль в изображении рождества Христова на верденском ящике из собрания Солтыкова VI в. 539 Наряду с этим художественным течением выступает на авориях в том же столетии другое, идущее от Византии. Таково изображение на известной кафедре Максимиана, близкой вообще по своему стилю и композициям к Византии. Таблетка 540 эта перешла в собрание Тривульци: в высоких яслях лежит Младенец, завернутый в покрывало, но не спеленутый. Из-за яслей видны вол и осел и между ними звезда. По левую сторону яслей стоит старец Иосиф. Внизу Богоматерь, лежащая с закрытыми глазами на пышном ложе, и перед ней Саломия: она показывает Богоматери свою иссохшую руку. Влияние Византии видно в положении Богоматери, ее одеждах 541  и характерном византийском ложе, отчасти также в форме высоких четырехугольных яслей, в фигурах вола и осла, стоящих позади яслей, а не по сторонам их, как на саркофагах. Шмид видит след византийского влияния даже в изображении Саломии 542 . Мы воздерживаемся от этого заключения, так как не знаем ни одного такого именно изображения в чисто византийских памятниках, находящихся на Востоке; впрочем, признаем вероятность другого заключения автора, что равеннская таблетка представляет собой не оригинал, но копию: догадка эта подтверждается тем, что Саломия обращается здесь с мольбой к Богоматери, а не к Младенцу, как требовало того предание. Копиист, вероятно, не знал точно этого предания и допустил искажение оригинала. Изображение на пиксиде руанской VI в. 543 : в высоких яслях лежит спеленутый Младенец; возле яслей вол и осел и три пастыря, рассматривающие звезду. Композиция напоминает изображение на саркофагах 544 , но форма яслей и внимание пастырей к звезде, напоминающее обычно повторяемый в памятниках византийских момент явления ангела пастырям, позволяют видеть здесь слабый след византийского влияния.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Преложение состоит именно в том, что евхаристические хлеб и вино включаются, или прелагаются, в Тело и Кровь Христовы, которые Он принял от «пречистых кровей», от естества Богоматери. Но тем и Сама Матерь Божия в Богозачатии, одной стороной принадлежа к этому миру, другою обращена уже к жизни Божественной. Так и в преложении евхаристическом, как продолжающемся Богоматеринстве, природное естество Святых Даров берется из этого мира, есть хлеб и вино (помимо всяких хитроумных измышлений католического богословия об изменении субстанции и неизменности акциденций), но оно же становится принадлежащим и человеческому естеству Богоматери, а чрез Нее и Богочеловека, почему его вкушающие и причащаются самого Богочеловечества, соединяются со Христом. Таковым является самое естество Богоматери, которое принадлежит одной стороной к тварному человечеству, к миру (как хлеб и вино), а другой – к Богочеловечеству, ибо Она с последним неразрывно связана, в Себе его чревонося 41 Таким образом, Она есть живое и личное посредство между Богом и человеком в евхаристическом преложении, и в этом лишний раз раскрывается догматико-литургический смысл чина «возвышения Панагии», то есть как бы особого приобщения Богородичной просфоры, – хотя уже и после литургии, но в связи с нею. Недоразвитость мариологии в богословии проявляется в том, что этот чин хотя и совершается согласно некоторому церковному инстинкту 42 однако не имеет для себя богословского, догматического осмысления 43 В действительности же он означает, что евхаристическое присутствие Христа во Святых Его Тайнах нераздельно связано с Богоматеринством, «во успении мира не оставления» (тропарь праздника), оно есть в этом смысле продолжающееся Боговоплощение. В свою очередь, и эсхатология также должна быть поставлена в связь с мариологией, как и явление Христа во Втором пришествии должно быть понято и евхаристически, по существенной тожественности того и другого, этих двух разных образов явления Христа миру. Различие здесь в том, что во Святых Тайнах Христос присутствует хотя и существенно, но не явно, скорее, можно сказать, в Своей человечности, однако не как Ипостасный Богочеловек, а во Втором пришествии Он является в Своем собственном лике.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010