(кон. XIII в. (?)) из пизанской ц. Сан-Сильвестро (Национальный музей Сан-Маттео, Пиза; изначально был в доминиканском храме вмц. Екатерины). Это произведение в значительной степени повторяет визант. прототипы, однако заметно отличается от синайской иконы (как по составу сцен, так и по их иконографии), что указывает на существование вариантов житийного цикла Е. в визант. искусстве или на самостоятельную переработку визант. образца итал. мастером. Цикл пизанской иконы состоит из 8 широких клейм, которые размещены не по периметру доски, а по сторонам средника и образуют вместе с последним характерную 3-частную композицию, что традиционно для итал. памятников XIII в.; клейма левого поля с изображением проповеди Е. и чудес в темнице противопоставлены композициям справа, посвященным колесованию, казни и погребению святой. Основными особенностями произведения являются отсутствие сцены жертвоприношения царя в храме, истории обращения и казни царицы Августы; спору Е. с философами отведено одно клеймо. При этом значительное внимание уделено истории чудес и реликвий: пребыванию святой в темнице (в сцене явления ей 2 (а не одного) ангелов показано и кормление заточенной голубем); чуду во время колесования (выбран эпизод не с мучением, а с ангелом, избавляющим святую в присутствии изумленных зрителей); казни (в том же клейме изображено оплакивание мученицы народом) и судьбе мощей Е.; кроме ее погребения при участии епископа в особом клейме показано перенесение ангелами мощей Е. на Синай. Отдельные сцены из Жития, свидетельствующие о широкой известности синайских святынь, встречаются и в др. итал. алтарных образах 2-й пол. XIII в., где они соседствуют с композициями, посвященными др. святым: на иконе работы Маргарито д " Ареццо (ок. 1262, Национальная галерея, Лондон), с фигурой Богоматери в центре, показано усекновение главы Е. и перенесение тела на Синай; на створке триптиха (1265-1270) работы Гвидо да Сиена: «Колесование вмц. Екатерины» (без ангелов) (створки - Национальная пинакотека, Сиена; средник с образом Богоматери на престоле - Галерея Академии, Флоренция).

http://pravenc.ru/text/189599.html

10 У Джиотто в фреске ц. Madonna dell’Arena в Падуе; Venturi, ib. fig. 265. Tik- kanen Der malerische Styl Giottós, 1874, p. 11–12. См. также рисунок одного «клейма» в сборной иконе XIV века Национ. Галл. Корсини в Риме, по фот. Алинари 27442 (рис. 6). 11 См икону «Рождества» XV в. в колл. Стербини, над. Муньосом в L " art byz. à l " exposition de Grottaferrata, 1906, fig. 18. Проф. Тикканен указывает мотив «Поклонения» Б. М. у Таддео Гадди во Флор. Акад. и Никколо Семитеколо в Венец. Академии 16. На иконе Венец. Акад. 21 с поддельною надписью имени мастера Стефана Пьевана di S. Aguese 1381 г. См. Landedeo Testi, Storia della pittura veneziana, 1909, fig. p. 121 p. 165–6, 305–6. Мотив встречается в мин. франц. Часословов 1317 г. и XIV в. 12 Л. Никольского. «Исторический очерк афонской стенной живописи». Иконописный Сборник I. Изд. Выс. учр. Ком. попеч. о русск. иконописи 1907. Список фотографий на стр. 121–2, 89 п 114. Того же автора «Афонские стенописцы». Икон. Сборник II, стр. 147. В Афонских росписях должны находиться и несравненно более ранние изображения Рождества того же типа, но пока не воспроизведенные в снимках. 13 Σπλαιον хаι σω εις το δεξιν μρος Θεοτκος γονατιστ хαι βνουσα τον Χριςτον ς βρφος σπαργανωμνον и пр. Manuel d " iconographie chrétienne publ. par. A. Papadopoulo-Kerameus, 1909, p, 86. 14 Η. П. Лихачева. «Материалы», табл. 122 и 123, 216 и 217. Ср. также переод иконы «Рожд. Х-ва», изд. В. И. Успенского. «Переводы с древних икон из собрания А. М. Постникова», 1898, табл. 76. 16 Особенно характерным является, напр., зачисление лучших икон греко-итальянской школы в разряд «примитивов» флорентийской или сиенской школы. Укажем напр., на икону Б. М. с Младенцем (типа Владимирской Б. М.) в Сиене, в галл. Сарачени, изд. в соч. Вентури, рис. 30, стр. 39. (см. ниже рис. 81). 17 Ср. подобные же греческ. иконы «Праздников», в Италии много-тябельные иконы в Галл. Нац. Рима, Музее Пизы, Гроссето (Тоскана), Триеста и пр. Читать далее Источник: Иконография Богоматери : связи греческой и русской иконописи с итальянскою живописью ранняго Возрождения/Н. П. Кондакова. - Санкт-Петербург : Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1910. - 216, 17, VII с. : ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Песнь 4 Ирмос: Получил я, Господи, откровение о Твоем домостроительстве и прославил Тебя, один Человеколюбец. Тропари 1. Тебя, Богоневеста, Христос явил славою и силою для всех, воспевающих с верою Твое таинство. 2. Неиспытавшая брака Владычица, Твоими молитвами избавляемые от прегрешений, мы все благопризнательно ублажаем Тебя. Песнь 5 Ирмос: Рассеяв неясные и загадочные прообразы Ветхого Завета и озаривший сердца верных явлением истины через Богоотроковицу, руководи и нас, Христе, Твоим светом. Тропари 1. Воспоем, люди, Виновницу явления к нам Виновника всему, которой преобразование сподобляясь видеть, радовались пророки, получающие плод от Нее — действительное спасение. 2. Произрастание сухого жезла указало Израилю предъизбрание священника; и ныне преславное рождение Девы от бесплодной чудно являет светлое достоинство родивших. Песнь 6 Ирмос: Ко Господу из кита воззвал Иона: «Изведи меня, молю, из глубины ада, чтобы я с громкою хвалою и в духе истины, принес Тебе жертву, как избавителю». Тропари 1. К Господу в скорби неплодства воззвали богомудрые родители Богоматери и родили Ее родам родов к общему спасению и славе. 2. Богомудрые родители Богоматери получили достойный Бога небесный дар: седалище Бога превысшее самих Херувимов, родительницу Слова и Создателя. Кондак, гл. 4: Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, и Адам и Ева от смертного тления святым Твоим рождением, Пречистая; Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от уз греховных, громко Тебе восклицая: «Неплодная рождает Богородицу и питательницу жизни нашей». Песнь 7 Ирмос: Терновый куст, в огне не опалявшийся, и Халдейская печь, источившая росу, ясно прообразовали Тебя, Богоневеста, ибо Ты неопалимо приняла Божественный невещественный огонь в вещественное чрево. Поэтому Родившемуся от Тебя мы восклицаем: «Благословен Ты, Бог отцов наших». Тропари 1. Невещественными явлениями законодатель Моисей не допускаем был в древности до полного постижения великого таинства Твоего, Пречестная, будучи вразумляем знамениями не мудрствовать о Тебе по земному. Поэтому, изумляясь чуду, он взывал: «Благословен Ты, Бог отцов наших».

http://predanie.ru/book/217397-bogosluzh...

Тот же врач сообщает, что к ней на консультацию был направлен подросток «с инфицированной кистой в области копчика, температурой до 400С, которого Жучкова В. М. «лечила» молитвами и миром от икон. Лечиться оперативно по поводу кисты больной отказывался, ссылаясь на чудесные исцеления у Жучковой». Одна сельская прихожанка засвидетельствовала, что, когда была на приеме у Валентины Михайловны и рассказала ей о своих скорбях, та категорично сказала ей: «Тебе надо ехать в Загорск на отчитку, Причащение тебе не поможет» (?!!). Местные жители к Валентине Михайловне теперь ходят мало. Большинство приезжают издалека. Кстати, о том, что Валентина Михайловна выгнала церковную комиссию, она, конечно, жалеет, так как очень нуждается в одобрении своей деятельности церковной властью, однако ни перед одним священником она не извинилась.   Вне церкви В рассказах «паломникам» о чуде присутствует ложь: муж Валентины Михайловны, Владимир, рассказывал, что Комиссия по описанию чудесных знамений, происходящих в Русской Православной Церкви, под председательством П. В. Флоренского брала на анализ кровь с икон: группа крови оказалась «такой же, как у Иисуса Христа и Богоматери», хотя Комиссия никаких сведений о результатах анализа никому не представляла. Если теоретически можно говорить о группе крови Иисуса Христа, так как сохранилась Туринская Плащаница, то нет никаких оснований говорить о группе крови Богоматери. Подытоживая факты, связанные с «мироточением» икон у Валентины Михайловны Жучковой, следует сделать такие выводы: 1) «мироточение» происходит только в одном месте – спальне; 2) «мироточение» связано с присутствием одного человека – Валентины Михайловны Жучковой; 3) в храмах «мироточение» от этих икон прекращается; 4) «мироточат» все изображения в комнате; 5) создается экзальтированная обстановка вокруг этого «чуда», в результате чего происходит разделение православных. Принимающие «чудо» у В. М. Жучковой за благодатное во главе с самой Валентиной Михайловной считают всех сомневающихся и не принимающих за благодатные явления вышеописанные факты «неверующими».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

В личном общении Береславский производит странное впечатление. С одной стороны, каждый жест у него отработан; у него есть актерские способности, и похоже, он долго репетирует перед зеркалом, как и что будет делать. С другой стороны, он все время себя накачивает: то у него начинают фонтаном литься слезы, он кричит, впадает в истерику, потом резко замолкает и говорит вполне деловым тоном: «Выключите кондиционер» – и опять начинает плакать. Потом вдруг опять совершенно спокойно приказывает: «Отодвиньте вентилятор на двадцать сантиметров» – и опять «включает» слезы. Если нельзя с уверенностью утверждать, что Береславский сумасшедший, то, что он человек явно злонамеренный – вполне очевидно. Своих мальчиков, которых он называет священниками и епископами, он сводит с ума очень успешно. Вводить их в заблуждение он тоже умеет. Он, например, говорит им: «Нас приняли во Всемирный совет Церквей», хотя сам знает, что это неправда. Таким образом, они могут искренне заблуждаться, но он лжет вполне сознательно. Откровения, которые получает Береславский, тоже достаточно характерны (мы еще будем говорить о его учении, если его можно так назвать). С одной стороны, это явления глобальные: «Богоматерь объявляет Себя Царицей Руси. Каждый должен принять на свое чело Ее печать». А с другой – Богоматерь говорит примерно следующее: «Нам должны пожертвовать три новых компьютера» или «Наш автомобиль «вольво» устарел, нужен «мерседес»». При этом любое исходящее от «Богородицы» слово – высшее откровение, намного превосходящее даже Библию, единственный на сегодняшний день источник спасения: Дети мои! Спасайтесь словом Пречистой. Каждая буква – спасительный круг, каждая фраза – небесный град... Окормляйтесь от источника нетленного! Цените Слово не просто как источник света, но как Дароносицу печатей. Хочу, чтобы слово Мое дошло до сердца и проницало всю плоть... Слово Мое – злак жизни... Ибо настал час Третьего Завета, момент решительного выбора 1026 . Начал БЦ с резкой конфронтации с христианскими церквами, в основном с Православной Церковью; поначалу заигрывал (да и до сих пор заигрывает) с римо-католиками. Достоверно известно, что какую-то поддержку от Римо-католической церкви (через Польшу) он получал. Можно себе представить: приходит в некое польское (итальянское, немецкое) католическое епархиальное управление импозантный седобородый человек прямо-таки из глубин Православия и говорит, что мы-де православная группа, очень почитаем Божию Матерь и работаем на объединение с католичеством. Как же католики могут не раскошелиться ради такой благой цели? Береславский рассыпался в комплиментах в адрес римо-католичества. Приведем лишь одну из многочисленных цитат (говорит якобы Божия Матерь):

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

В памятниках западных мы встретили две попытки выражения идеи падения и искупления в формах, напоминающих несколько картину нашего изографа: в одной французской рукописи XV в. национальной библиотеки Богоматерь изображена в венце, составленном из звезд, попирающей главу дьявола 405 . На картине итальянской школы XIV в. в луврской картинной галерее 487 Богоматерь сидит с Младенцем на троне; ангелы забавляют Иисуса Христа музыкой, а на земле лежит Ева с обвившимся вокруг ее ноги змеем с человеческой головой. Но ни эти картины, ни Библия бедных, где благовещение поставлено в связь с грехопадением, не могли служить образцами для нашего изографа. Композиция его иконы, внушенная идеями религиозной письменности и облегченная знакомством с бывшими в обращении иконографическими формами, составляет плод его личной изобретательности. Рассмотренными памятниками исчерпывается совокупность важнейших иконографических форм и композиций благовещения. Основная схема его, разработанная в глубокой древности, оказала влияние на установку схем некоторых других изображений. Оскудение творческой силы в эпоху падения византийского искусства повлекло за собой шаблонное приложение готовых форм к выражению тех идей и фактов, для которых не существовало специальных древнейших форм. Так, по образцу благовещения составлено было явление ангела Захарии, первый пример которого в сирийском Евангелии Раввулы (л. 287). В ватиканском минологии художник Георгий, удержав схему благовещения, сообщил изображению явления ангела Захарии некоторые особенности: в середине картины – престол, украшенный золотым крестом; над престолом купольный киворий, увенчанный также крестом. По левую сторону ангел в фиолетовой тунике, с жезлом; по правую – Захария в нимбе, с седой бородой и седыми волосами, ниспадающими длинными локонами на плечи. Макушка головы его украшена небольшим прямоугольником, известным под названием «заповедей». На нем четыре одежды (красная, зеленая, коричневая и золотая); в правой руке его кадило, левая выражает удивление 406 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Затем, мы знаем, что для этого времени мастерство иконописи на дереве и стенной живописи еще не различалось, и если уже исполнители последней возвышались над остальными своею славой, то не выделялись еще от них своею манерой. Таким образом, мы имеем полное право предположить, что художественный подъем, совершившийся в стенописи, должен был, так или иначе, отразиться в самой иконописи. Так, мы имеем все основания предполагать, что знаменитый в свое время, Петр Каваллини, производивший обширные работы, (начиная с 1291 года) в Риме, в ц. св. Марии в Транстевере, далее в ц. св. Хризогона, в ц. Арачели в 1302 году, в Неаполе (Донна Режина в 1308 году) должен был иметь обширную иконописную мастерскую. И, если этому самому Каваллини приписывается в отделе иконописи на дереве пока только два складня (один – в Мюнхене), то мы должны считать это лишь началом исторического анализа. Каваллини, несомненно, сам в сильной степени зависел от греков и много для них, в свою очередь, выработал нового. Укажем кратко на ближайшую к нам сторону этой деятельности. Именно этому времени принадлежит, по-видимому, выработка большого алтарного образа Б. М. Такого образа в Византии на дереве мы не знаем 4 , но, в соответствии с ним, знаем, как раз с конца XIII столетия и в течении всего XIV века большие изображения Богоматери, помещаемые в абсидах. Что для нас является особенно важным, это существование современных фресковых изображений Б. М. в целом ряде церквей сербских, как в самой Сербии, так и в Македонии. Очевидно, затем, что появление алтарной иконы на дереве было обусловлено в Италии введением готического стиля архитектуры, при котором иконными украшениями церкви нередко являлись только большой алтарный складень и несколько алтарных киотов по стенам. Впоследствии, в зависимости от чисто итальянского обычая украшать алтарь, а особенно престолы боковых капел, образами Б. М., устанавливается появление в церквах афонских запрестольного образа Б. М., что и вызвало особую краткую статью в «подлинниках», объясняющую догматическое основание подобного обычая.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Но отчаиваться не нужно и потерпевши поражение: хитрого и сильного врага, – как диавол – победить можно не вдруг, – нам, имеющим с собою постоянного домашнего врага – плоть, через которую он большею частью на нас воюет. Да и Господь знает нашу немощь; потому Он исподволь вводит нас в брань с врагом, попуская нам быть побеждаемыми, чтобы, таким образом, приучить нас падениями или поражениями – возлагать упование на Него, Единого Всесильного Заступника. Что значат чудотворные иконы Богоматери и их явления? Значат то, что Владычица и Мать нашего Избавителя слышит всегда молитвы, с верою, во смиренном сердце Ей приносимые пред Ее иконами – и чрез некоторые из них оказывает видимо Свое благодатное присутствие. Как же должны быть почтенны образы Богоматери в глазах молящихся!.. Невидимая благодать Ее присуща Ее образам, особенно, если они писаны рукою благочестивого человека. Нужно с крайней осторожностью и разборчивостью употреблять яства и питие. Лукавый ставит сети и в пище и питии. Недаром Спаситель предостерегает нас от искушений такого рода: «внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваши объедением и пьянством» ( Лк.21:34 ). Везде может запять неосторожного лукавый. И он так запял меня в пище сегодня, что я едва мог молиться на вечерней молитве, и не мог поднять свободно ума и сердце горе. Велика связь желудка с сердцем! «Буди верен (Мне) до смерти и дам ти живота венец» ( Апок.2:10 ), говорит Спаситель. Всякому нужно искренно позаботиться о том, чтобы быть верным Господу во всех положениях и обстоятельствах жизни, при всех, даже маловажных, по-видимому, случаях. Часто вера наша подвергается искушению, и часто мы оказываемся неверными Спасителю. А петель (совесть) гласит, чтобы дать нам заметить – почувствовать нашу неверность, но мы или не слушаем его, или стараемся убаюкать его. Петель – совесть. Будем верны до смерти нашему Спасителю. Когда придешь молиться об упокоении души другого, молись об ней, как о своей, с самою живою верою, с самым искренним чувством, чтобы и о твоей душе, когда ты умрешь, помолились также с искренним чувством. В нюже меру мерите, возмерится вам. Представляй в это время бесконечную благость за нас Пострадавшего и Воскресшего и умоляй Его, говори: Господи Иисусе! Ты пречистыми Своими устами рек: «приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз упокою вы» ( Мф.11:28 ). Вот этот раб или раба (такой-то или, такая-то) путем смерти пришел к Тебе, утружденный борьбой со страстями, миром и диаволом: упокой же его (упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, идеже вси праведные пребывают). Раб Христов никогда и ничем не должен возмущаться: потому что Христос есть мир, превосходяй всяк ум и – веселие неизреченное; а Он живет в верном рабе Своем; значит, живет в нем и мир и радость Его. Смущение значит потерю Христа, выпущение Его из виду; смотри на Него неуклонно, и никогда не смутишься.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Разве ты совсем отверг нас? Разве твоей душе опротивели мы? Вспомни, не разрушай с нами завета. Ты сам изрек: «не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» ( Иез.33:11 ). Призри, многомилостиве Господи, призрением милости и щедрот Твоих на моления наши; прими покаяние и исповедание наше во благо! Чем более виновны мы перед Тобою. Тем более умилосердись над нами грешными и безответными. Чем более мы достойны праведного гнева Твоего, тем более яви на нас милость твою. Пощади создание рук твоих и не предай нас мучительству голода. Услышь рыдание сирот и убогих, и не предай смерти души их. Внемли милосердием твоим гласу и воплю младенцев, не познавших ни десницы, ни шуйцы своей. Обратимся к Господу первее всего мы, граждане богоспасаемого града. Пророк Божий говорит, что беззакония и пререкания, не в селениях, а в граде начинается: добро, а преимущественно зло нравственное из городов распространяется по селениям. От нас житель селений заимствуют понятия и правила для жизни; у нас перенимают обычаи и нравы; с нас берут пример для своих действий и поступков во взаимном отношении друг к другу. Цветут благочестием и правдою города? Цветут ими и селения. Умножаются беззаконие и нечестие в городах? Неудержимо распространяется оно и в селениях. Итак, если гнев Божий вызывает бедствие общественное, то не должно ли прежде всего жителям городов обратить внимание на себя, не мы ли первые виной гнева Божия? Не за нас ли бедствие и тьма, которые, трудясь в поте лица своего, питают нас плодами трудов своих? Духу святому изволися видимо явить нам свое присутствие через знамение от святой иконы Пречистой Богоматери, принесенной к нам 17 Мая. Как и в прошлый год, начало нынешней весны нас не радовало, те же самые физические явления тяготели над нами, что и в прошлый год и предвещали неурожай и голод еще в больших размерах, чем в тот, какой мы переживаем. Но появление чудотворной иконы Богоматери в нашем удрученном скорбью граде, встреченное с особенным религиозным восторгом жителями и пришельцами, возродило наше упование на милость Божию: появилась туча грозная, облекла она небо голубое, налилася она в обилии водой дождевой и пролилась здесь на земную грудь на широкую.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

Одновременно стихиры пронизывает и другая идея произведения — скорбь о грехах и их исповедание. “И рыдах, и взывах к Тебе, Владычице, — пишет составитель последования в стихире на Господи воззвах, — но не возмогл есть глас мой и заглушися вопль мой от потока грех моих изше сердце мое и струпием испещрися глава моя” 181 . “Змиевидно днесь показуется стадо твое, — вздыхает дальше Первосвятитель, — яко ветром обуреваем есмы и не можем терпети” 182 . Но в тех же стихирах читаем и строки ободрения паствы, строки непостыдного упования: “Но молитеся, братие, молитеся, — слышим мы слова подкрепления, — и приимет вы под покров Свой Матерь Бога нашего, и упокоимся, люди, под ризой Тоя” 183 . Первосвятитель исповедует дальше, в стихирах на литии, чудо явления Богоматери: “Страшен есть гнев Господень на вся смертныя належащ, но того раби показуется днесь и заступление верным: се бо прииде Благодатная во спасение людем Своим” 184 . В седальне опять звучат слова подкрепления: “Востани, Владычице, востани, и облецется Сион в крепость свою и вода желчная будет нам, яко мед, напитаемся, люди, теснотами иже от Зиждителя суть” 185 . Канон имеет краестрочие: “Спаси, Богородице, православную землю и сохрани люди Твоя” 186 . В нем основательно развивается идея покаяния, идея надежды на заступление Пречистой, раздаются слова подкрепления. “Тяжко ми есть и рыдаю Тебе, Мати Пречистая” 187 , — исповедует Первосвятитель. “Вси бо плачем и рыдаем 188 , — читаем мы дальше. — Иерусалиме, Иерусалиме, почто тако омрачился еси” 189 . Далее по ходу песней канона светлое упование берет верх и создатель его восклицает: “Цвето­носную простри, Владычице, руку Твою и оживет вертоград Твой и нищие обрящут хлебы своя, и убозии ризы своя” 190 . Еще дальше слышим и новые слова подкрепления: “Людие Божии, друзи моя, — глаголет Первосвятитель, — уверуйте во Христа Бога нашего и в предивно Его рождшую и обрящете душам вашим мир и велию милость” 191 . “Вем, яко умолит Отроковица за державу Свою” 192 , — раздаются дальше утешительные, успокоительные глаголы. Далее продолжается молитва Первосвятителя: “Не нам, но ради от Тебе избранных и Ангельское житие возлюбивших, — восклицает он, — спаси, Богородице вся православные” 193 . Кондак и икос по 6-й песни имеют также ободряющее, радостное окончание: “Яко прииде Заступница на стражу земли Своея” 194 .

http://pravmir.ru/russkoe-pesnotvorchest...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010