Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери. Июнь Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г. К оглавлению 2 июня Груздовская икона Сведений о месте и времени явления сей иконы нет; находится она в селе Груздове (отсюда ее наименование Груздовская) Олончанского уезда Виленской губернии. Киево-Братская икона. См. сведения о ней под 6 сентября. Кипрская икона. Сведения о ней читай под 20 апреля. 3 июня Югская икона Сия икона находится в Югской Дорофеевой пустыни, в Троицком храме ее, по левую сторону царских врат в иконостасе. Она покрыта драгоценной из жемчуга ризой, осыпанной бриллиантами и драгоценными камнями. О месте и времени явления ее известно следующее. В 1616 году, в начале царствования Михаила Феодоровича Романова, на Россию сделали нападение шведы. Разоряя все попадавшееся им на пути, они дошли до Пскова и стали опустошать его окрестности, грабить дома, жечь церкви и монастыри. В это время в Печерской обители, расположенной близ Пскова, жил и подвизался один благочестивый схимник Дорофей. Когда этому Печерскому монастырю стала угрожать опасность со стороны шведов, Дорофей решил оставить его и возвратиться на родину свою, в село Никульское близ города Мологи. Приняв такое решение, он пришел однажды в монастырскую церковь и стал молиться перед Печерским образом Богоматери. Вдруг он услышал от иконы голос, который повелевал ему идти на определенное место и взять там образ Богоматери Одигитрии, чтобы отнести его на свою родину; при этом голос добавлял, что если он исполнит все это, то Господь дарует ему спокойное житие на родине. Дорофей тотчас же после утрени отыскал в указанном ему месте икону Богоматери, повергся перед ней на колени и начал усердно молиться. Окончив молитву, он взял икону в руки, которая при этом сразу просияла необыкновенным светом. Дорофей с радостью поспешил к настоятелю Печерской обители Иоакиму и рассказал ему подробно как о видении своем, так и об обретенной им иконе Богоматери. В заключение он просил настоятеля разрешить ему удалиться из Печерской обители. Архимандрит Иоаким, не поверив рассказу Дорофея, не соглашался отпустить его, чем весьма опечалил подвижника. Вернувшись в келью, Дорофей пал ниц перед иконой Богоматери и в горячей молитве излил свою скорбь и недоумение по поводу отказа настоятеля, прося у Пресвятой Девы помощи и утешения. Целый день и ночь провел он в молитве. И вот Богоматерь является во сне архимандриту Иоакиму и говорит ему гневным голосом:

http://sedmitza.ru/lib/text/440296/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери. Май Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г. К оглавлению 1 мая Царевококшайская, или Мироносицкая икона Мироносицкой эта икона именуется, потому что на ней, кроме Богоматери, изображены также и жены мироносицы. Явилась она 1 мая 1647 года близ местечка, называемого Дальние Кузнецы, в 15 верстах от города Царевококшайска Казанской губернии. Явление ее произошло при следующих обстоятельствах. Некий земледелец по имени Андрей Иванов, работая на поле, заметил, что в недалеком от него расстоянии лежит на земле икона Богоматери. Когда он подошел ближе и хотел поднять ее, то она стала невидимой. Изумленный крестьянин недоумевал, что бы это значило. Когда, однако, он огляделся кругом, то увидел поразительное явление: икона Богоматери стоит на дереве, никем не поддерживаемая, и от нее исходит необыкновенное сияние. Усердно помолившись пред ней, Андрей взял ее и принес домой. Вскоре эта икона прославилась чудесами. К ней стали стекаться жители села Дальние Кузнецы, а также и богомольцы из окрестных мест. Многим из них по вере и по молитвам перед образом Богоматери подавались исцеления от болезни. Об этом узнал местный воевода, а также священники города Царевококшайска. Они явились в дом Андрея Иванова и отнесли образ Богородицы в город. Здесь также у Мироносицкой иконы совершались чудеса. Тогда икона была отправлена в Москву в подарок царю и патриарху. Там ее встретили сам царь и весь священный собор. Спустя несколько времени она была возвращена обратно. Вместе с этим царь дал повеление, чтобы на месте явления ее был выстроен монастырь. Повеление царя Алексея Михайловича было исполнено: на месте явления Мироносицкой иконы выстроили монастырь, который существует и до настоящего времени под именем Царевококшайской Мироносицкой пустыни. В этом монастыре и находится ныне чудотворная Мироносицкая икона Богоматери. Отсюда она ежегодно переносится в город Царевококшайск 21 июля и пребывает там до 22 августа.

http://sedmitza.ru/lib/text/440293/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Церковь Пресв. Девы Марии в Ла-Салетт. 1865 г. [Франц. La Salette; полное название - Ла-Салетт-Фаллаво; франц. La Salette-Fallavaux], селение на юго-востоке Франции (деп. Изер), центр паломничества, почитается в католич. Церкви как место явления Богоматери. 19 сент. 1846 г., в субботу, ок. 15 ч. на расстоянии чуть менее 5 км от Л., в горной местности на высоте ок. 1800 м, неграмотные 14-летняя Мелани Кальва (1831-1904) и 11-летний Максимин Жиро (1835-1875), помогавшие родственникам с выпасом скота, узрели Пресв. Деву Марию, Которая сидела на камне у русла высохшего ручья и, прикрывая ладонями лицо, плакала. Когда дети оправились от испуга, Пресв. Дева заговорила с ними, рассказав, сколько страданий доставляет Ей отступничество людей от Бога. Она объяснила, что мн. людские бедствия являются следствием безверия, и предсказала грядущие беды, к-рые могут постигнуть мир, если люди не откажутся от жизни во грехе. Ее слова об искреннем покаянии и о возвращении к исполнению христ. заповедей дети должны были передать всем людям мира. Кроме того, каждый из подростков получил особый «секрет». Девочке было разрешено раскрыть свой «секрет» после 1858 г. Вечером того же дня дети рассказали о случившемся родственникам и на следующий день, в воскресенье,- священнику. Место явления Пресв. Девы Марии быстро стало объектом массового паломничества католиков. Признание В связи с большим общественно-церковным резонансом, к-рый получил рассказ детей о явлении им Пресв. Девы Марии, Филибер де Брюйар, еп. Гренобля (1826-1852), назначил специальную комиссию из 16 священнослужителей-экспертов для проведения расследования; комиссия пришла к выводу о подлинности явления. Несмотря на это, Лионский архиеп. кард. Луи Жак Морис де Бональд (1839-1870), которому подчинялся епископ Гренобля, отнесся скептически к изучаемому событию. В нач. июля 1851 г. по совету еп. Ф. де Брюйара Жиро и Кальва письменно изложили содержание доверенных им «секретов». 18 июля эти рукописи в конверте, скрепленном печатью епископа с подписями свидетелей, были доставлены папе Римскому Пию IX . Получив из Рима указания от префекта рим. Конгрегации обрядов кард. Л. Ламбрускини , 19 сент. 1851 г., в 5-ю годовщину явления Пресв. Девы Марии, еп. Ф. де Брюйар подписал декрет, подтверждавший подлинность события. В нояб. того же года декрет был обнародован: почитание явления Богоматери в Л. и совершение туда паломничеств получили офиц. разрешение.

http://pravenc.ru/text/2463137.html

Патриарх: Мы верим, что Казанский образ Божией Матери не уничтожен — просто не пришло время его явления 22 июля, 2016. Новостная служба Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Благовещенском соборе Казанского кремля 22 июля. ПРАВМИР. Накануне, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка митрополит Феофан! Дорогие отцы, братья и сестры! День, когда мы вспоминаем чудное обретение Казанской иконы Божией Матери, наполнен многими смыслами и символами. Сейчас состоится крестный ход, и мы пойдем с молитвой к месту, где была обретена эта чудотворная икона. Наверное, когда это произошло, большинство людей, даже зная, что обретение иконы связано с явлением Божией Матери девочке Матроне, не представляли себе духовную значимость случившегося для всей страны. Икона, найденная на пепелище в Казани, через явление Богоматери 12-летней отроковице, стала символом всей страны. Она притягивала к себе взоры наших благочестивых предков всякий раз, когда сгущались тучи над Отечеством. К ней обращали свои молитвы ополченцы, которые освободили Москву от иноземных оккупантов и завершили этим подвигом Смутное время в начале XVII века. Икона, явленная здесь, поразительным образом стала святыней для всего народа. И, наверное, совершенно неслучайно, что вскоре после того, как Иван Грозный вошел в Казань, буквально несколько десятилетий спустя, татарская дружина выступила вместе с ополчением Минина и Пожарского на защиту рубежей России. Наверное, с исторической, с психологической точек зрения это было бы очень трудно объяснить, но ведь это так понятно, если осознать особое значение города Казани ввиду явления здесь иконы Божией Матери, Которая, несомненно, примирила русский народ с народом татарским. А ведь иначе и быть не могло. Кто бы пошел защищать Москву, если бы в сердцах местных жителей пребывали гнев и желание освободиться от русского присутствия? Но не было ни того, ни другого. Удивительные отношения установились здесь между православными и мусульманами, начиная с XVI века, и сегодня Татарстан по-прежнему являет пример таких добрых отношений. Вот почему те, кто стремится разрушить Россию, пытаются в первую очередь разрушить межрелигиозный мир и согласие на земле Татарстана. Но верим, что этого не произойдет, потому что Казань — город, где явилась Пресвятая Богородица. Она молится о народе, живущем здесь. Она Покровом Своим покрывает всех тех, кто здесь пребывает, и, несомненно, ограждает нас от всякой междоусобной брани, объединяет вокруг общих ценностей, объединяет любовью к малой и большой Родине, дает силы работать вместе для будущего России.

http://pravmir.ru/patriarh-myi-verim-cht...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери. Декабрь Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г. К оглавлению 3 декабря Пахромская икона Эта икона явилась 3 декабря 1472 года на реке Пахре, около Москвы. Древняя летопись говорит, что из нее шла кровь «чудно вельми». 4 декабря Дамаскинская икона Древнее благочестивое предание сообщает, что образ этот написал прп. Иоанн Дамаскин, живший в VIII столетии. Свой благоговейный труд этот святой муж совершил в благодарность Царице Небесной за свое чудесное исцеление. Богоматерь исцелила руку Иоанна, усеченную нечестивыми иконоборцами. Местонахождение Дамаскинской иконы в настоящее время неизвестно. В Гефсиманском скиту, близ Троице-Сергиевой лавры, в деревянной церкви Успения Богоматери, на левой стене есть икона Богородицы, называемая Иорданской. Образ этот привезен А. Н. Муравьевым в дар митрополиту Московскому Филарету. Говорят, что Иорданская икона некогда находилась в келье прп. Иоанна Дамаскина и, может быть, она и есть подлинная Дамаскинская икона, или же точный список ее. В некоторых гравюрах упоминается еще «Дамасская» икона Богоматери, явившаяся 9 февраля 732 года в городе Дамаске. Не известно местонахождение и этой иконы. В окрестностях Дамаска существует монастырь, называемый Сендный или Садданэйя. В этой обители находится замечательная чудотворная икона Богоматери Сейданая или Садданэйская. Время явления этого образа с точностью неизвестно. Но одна ли и та же — Дамасская и Садданэйская икона, сказать трудно. 6 декабря Чудесная помощь Господа и Пресвятой Богородицы свт. Николаю Чудотворцу В житии святителя Николая, Мирликийского архиепископа, повествуется, что, присутствуя в числе 318 отцов на I Вселенском соборе в 325 году и обличая нечестивую ересь Ария, он разжегся божественной ревностью на защиту веры христианской. Желая посрамить Ария не только словом, но и делом, он, как второй Илия, ударил в ланиту еретика, низводившего Сына Божия своим учением в ряд тварных существ. Отцы собора, видя этот поступок святителя, сочли его дерзновенным и недостойным архиепископа. Посоветовавшись, они лишили святителя знаков архиерейского достоинства, отобрав от него Евангелие и омофор.

http://sedmitza.ru/lib/text/440314/

Закрыть itemscope itemtype="" > Там, где явилась Августовская Богоматерь Заметки о детском паломничестве с Августовской иконой в Сербию. Часть 2 07.09.2012 817 Время на чтение 4 минуты Часть 1 Явление Божией Матери, именуемое «Августовская Победа», произошло между городами Августовом и Мариамполем в ночь с 31 августа на 1 сентября 1914 года. Тогда оба города входили в состав Российской Империи. Теперь первый - в Польше, а второй - в Литве. Где же лучше освятить икону Августовской Божией Матери, как не там, где она явилась? Поэтому маршрут паломничества с Августовской иконой мы построили так, чтобы проехать оба этих города. Хотелось найти и место самого явления. Но к сожалению, по историческим описаниям его сейчас трудно точно отождествить. Первое чудо Августовская икона нам явила, когда мы еще не успели выехать из Петербурга. Я попросил диакона Максима, который рассчитывал маршрут, устроить первый ночлег в Августове или в Мариамполе. Он по интернету связался с гостиницами, но в этих городах они были либо заняты, либо не удовлетворяли нас по цене. «Батюшка, я заказал гостиницу в городке Алитус близ Мариамполя - это единственный вариант», - доложил он мне. Я немного расстроился, но невелика беда - переночуем и в Алитусе. В это время я активно собирал информацию по Мариамполю и Августову. Знакомый священник, долгое время служивший в Литве, рассказал, что в Мариамполе, к сожалению, нет православного храма, и вряд ли там кто знает о месте явления. Он же мне посоветовал обратиться к Илье Васильевичу Попову - нашему епархиальному церковному историку, который занимался историей Августовской иконы. Илья Васильевич сказал, что место явления можно отождествить, хотя он и не знает человека, который бы там побывал. Он работал в архивах по этой иконе, и сообщил мне, что икона явилась кирасирам Царскосельского и Гатчинского полков, квартировавшим в усадьбе некоего немецкого барона близ Мариамполя. И тут он произнес слова, которые меня привели в удивление: - Эта усадьба располагалась в 10-12 км от Мариамполя в сторону Алитуса

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/08/...

Здесь очень важны обстоятельства явления Феодоровского образа 16/29 августа 1239 года. Эта икона, чье имя в переводе с греческого " Божий Дар " , появилась на Руси почти одновременно с Владимирским образом Богоматери и находилась прежде в Городецком Феодоровском монастыре. После полного разорения Городца отрядами Батыя, святыня, согласно Сказанию была перенесена св. вмч. Феодором Стратилатом в Кострому в праздник Успения Богородицы и обретена на следующий день в пригородном лесу на речке Запрудне. Современные исследователи спорят об имени князя, которому была явлена икона (возможно владимирскому великому князю Ярославу Всеволодовичу, чье имя в крещении было Феодор), но главное то, что она была явлена не крестьянину, не монаху или торговцу, а именно князю рода Рюриковичей. Это сразу же определило статус этой иконы как покровительствующей властям. Важным смысловым моментом стала и сама сцена обретения святыни, когда икона не далась в руки князю, а только пришедшим из Костромы священникам. В ней легко прочитывается образ взаимодействия светских и духовных властей, их симфонии. Эта символика была очевидной для наших предков. (По сию пору икону Покровительницы власти по традиции могут брать в руки только священники). В тяжелые годы Батыева нашествия чудо явления Богородицы в Ее Феодоровском образе было истолковано как залог сохранения русской государственности, своего рода благословение власти Рюриковичей. Возможно, неслучайно, в тропаре Феодоровской иконе, этот образ Богоматери сравнивается с кивотом Завета: « Пришествием честныя Твоея иконы, Богоотроковице, обрадованный днесь богохранимый град Кострома, якоже древний Израиль к кивоту Завета, притекает ко изображению Лица Твоего ». Событие явления иконы, одной из первых явленных святынь на Руси, было столь значительным для наших предков, что алтарь Успенского собора, выстроенного специально для пребывания образа, оказался обращен не на восток, а на север, - в сторону места обретения иконы. Это уникальный случай в церковной жизни той эпохи. Со временем вокруг Успенского собора вырос Костромской кремль. Несмотря на то, что он не был самым защищенным, именно здесь княжеская и боярская знать устраивала для себя осадные дворы. Несколько поколений " власть имущих " во время смут и внешних опасностей приезжали сюда под защиту " своей " иконы. Первая служба чудотворной святыне созданная в XIV-XV вв. свидетельствует о возникшем уже тогда общерусском почитании образа. Об этом же говорят древние списки иконы XIII, XV и XVI вв., находившиеся в разных городах Руси и даже на Афоне Сохранились свидетельства о жалованных царских грамотах, даровавших права и преимущества костромскому Успенскому собору, подписанных государями Василием III Иоанновичем, Иоанном Васильевичем Грозным, Федором Иоанновичем, Борисом Федоровичем Годуновым и Василием Шуйским К концу Смутного времени количество осадных дворов в костромском кремле, принадлежавших самым известным русским фамилиям, приблизилось к двум сотням

http://ruskline.ru/analitika/2019/8/2019...

Костромские святыни – Феодоровская икона Божией Матери в Успенском соборе и Нерукотворенный образ Христа Спасителя в Спасо-Запрудненском храме Источник Религиозно-нравственное чтение от Феодоровско-Сергиевского братства 14 ноября 1910 года в зале городской думы. I Общее мощное заступление и попечение Ходатаицы за верующих Божией Матери, преимущественно же чрез святые иконы Ее. Особенная ценность для города Костромы Феодоровской иконы Богоматери – в ряду чудотворных Ее икон. Чудесное явление этой иконы костромскому князю Василию Ярославичу. Принесение явленной иконы в город Кострому. Признание этой иконы жителями Городца за свою чудотворную икону так называемую Одигитрию. Время явления этой иконы костромскому князю Василию. Построение в честь ее деревянного храма и каменного Успенского соборного храма с приделом во имя великомученика Феодора Стратилата. Первоначальный вид и последовавшие обновления и украшения чудотворной иконы. Празднества в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Призывание этой иконы в частные дома города и крестные ходы с ней. Хождение с этой же иконой в городе Галиче и других городах. Чудеса и исцеления от чудотворной Феодоровской иконы По непреложному верованию Церкви Христовой всех времен, Пресвятая Мария, Матерь Господа нашего Иисуса Христа, по успении Своем удостоена вознесения на небо, и святая Церковь чтит и прославляет Ее превыше херувимов и серафимов и всех святых, угодивших Богу в Ветхом и Новом Завете. Божия Матерь выну предстоит престолу Всевышнего, являясь постоянно Молитвенницей и Ходатаицей за верующих пред Сыном и Богом, и чудно и благотворно обнаруживается на земле мощное заступление Богоматери пред милосердием Сына и Господа Бога. В древних летописях Православной Церкви и в писаниях достоверных мужей позднейших времен, в святых обителях и многочисленных храмах, воздвигнутых в честь и славу Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы, сколько имеется знаков великой Ее благости и могущества, сколько разнообразных чудесных доказательств Матерней любви Ее к роду человеческому! Известны непосредственные явления Божией Матери, например в константинопольском Влахернском храме в 910 году, когда Она осенила Своим покровом весь мир, также явления Ее отдельным лицам, как то – преподобному Роману так называемому Сладкопевцу, преподобным Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому и другим. Но более всего Пресвятая Богородица проявляет Свое невидимое присутствие среди верующих и оказывает заступление и попечение о благосостоянии их и всего христианского царства чрез изображения Ее или святые иконы, и никаких икон других угодников Божиих не прославлено столько чудотворениями, сколько прославлено икон Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

О своей находке этот крестьянин сообщил своим односельчанам; которые, усматривая в этом явлении иконы Богоматери знак небесной милости, решили расчистить то место в лесу, где была обретена икона Богоматери, и устроить здесь храм. Хотя этот лес, как и все имение Старчицкое, принадлежал князьям Радзивиллам, но крестьяне не испрашивали у них разрешения и начали расчищать место для построения храма. Эконом имения Яков Пакоша, по вероисповеданию кальвинист, воспротивился этому и решил разогнать строителей. Однако Провидение наказало его; не доезжая до места явления иконы, он был раздавлен своей лошадью, споткнувшейся в этом месте и увлекшей его за собой при падении. В память этого чудесного наказания эконома, посягавшего на построение храма Божия, место сие и до сих пор называется красным или местом крови. Здесь впоследствии был поставлен крест, который в настоящее время стоит внутри часовни. Новый эконом Старчицкого имения, вразумленный чудесным наказанием своего предшественника, не препятствовал уже приведению в исполнение благочестивого желания крестьян; он даже сам отвел им место и пожертвовал материал для постройки церкви. Заботами архимандрита Слуцкого монастыря Феофана Креховецкого, взявшего на себя обязанность заведовать строительными работами, церковь на месте явления иконы в скором времени была выстроена и освящена во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Кроме этого храма, Феофан выстроил здесь еще Петропавловскую церковь, устроил кельи и положил, таким образом, основание Петропавловскому монастырю, который был приписан к Слуцкому Свято-Троицкому монастырю. В нем были два святых храма: в честь Петра и Павла и Успенья Пресвятой Богордицы. В монастыре хранилась чудотворная Старчицкая икона Божьей Матери. Вторую, подобную икону святому храму подарил купец из Смоленска князь Григорий Осолинский 2 февраля 1689 года. Изображение Богоматери на ней написано на деревянной доске около четверти аршина, имеющей круглую форму. Образ украшен металлической позолоченной ризой и вставлен в красивую, резную раму. Обе иконы были в дорогих, богатых окладах. В прежнее время чудотворная Старчицкая икона помещалась в иконостасе с южной стороны царских врат, а затем ее поставили в особый богатый киот, приобретенный на пожертвования о. Иоанна Кронштадтского и московского купца Смирнова, и поместили на солее. Икона украшена серебряной ризой.

http://pravicon.com/info-3924

Святой Андрей, Христа ради юродивый, и праздник Покрова Пресвятой Богородицы Житие святого Андрея Христа ради юродивого имеет для нас особенное значение потому, что на основании его установлен в России праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Праздник этот, торжественно совершаемый в нашем отечестве, благоугоден Богоматери и в разные времена и в разных местах крашаем был Ею чудесами, о чем скажем ниже. О времени явления Богоматери святому Андрею Христа ради юродивому и ученику его Епифанию во Влахернском храме в Царьграде и о времени и месте установления праздника Покрова Пресвятой Богородицы есть разные мнения.   Глава первая. О времени явления Богоматери святому Андрею Христа ради юродивому Для решения этого вопроса требуется определить, когда жил святой Андрей Христа ради юродивый; поэтому сперва изложим в кратком виде житие этого святого. Житие его настолько пространно, что может составить целую книгу. В этом житии святым Андреем изъясняются места Священного Писания , решаются богословские вопросы и о разных явлениях природы, содержатся беседы его о Пресвятой Троице, о соединении естеств Божеского и человеческого в едином лице Сына Божия, о сотворении мира, о небе, о рае и аде, об Ангелах и злых духах, о душе человеческой, о воде, о громе и молнии, о солнце, о последних судьбах мира и прочее. Подлинное житие святого Андрея на греческом языке издано Яннингом в 1688 году в Деяниях Святых 1 но по двум спискам, одному библиотеки Ватиканской и другому библиотеки кардинала Мазарини. Мазаринов список кончен писанием 14 марта 1286 года, Ватиканский же считается древнее его. Оба списка по местам разнятся один от другого. Мазаринов понятнее Ватиканского вследствие исправления слога жития неизвестным лицом. В славянском переводе это житие в полном виде находится в Макарьевской четьей минее под 2 октября. Оно издано в 1870 году Археографической Комиссией в четвертом томе великих четьих миней (Макарьевских) и занимает 156 столбцов (80–237). Оно сходно по местам с Ватиканским списком, по местам с Мазариновым, но есть в нем и свои особенности: пропуски, восполнения, изменения. Так как праздник Покрова Пресвятой Богородицы, как покажем ниже, установлен в России не позднее XII века и, конечно, по житию святого Андрея в славянских списках, то первоначальный список славянского перевода не позднее XII века и потому древнее Мазаринова. В Московском Музее еще есть перевод южнославянский в рукописи Севастьянова 38, Муз. 1469) 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010