Однажды Александра Павловна услышала песню, в которой были слова: «Лето — это маленькая жизнь», — и подумала: «Вот ведь как правильно кто-то сказал». В деревне летом жизнь кипела, ребятишки вместе ходили за ягодами и грибами и пугали друг друга медведями и волками, вместе ходили на гороховое поле, чтобы тайком набить карманы свежими сочными стручками. Срывать горох на большом неоглядном поле — это совсем не то, что аккуратно срезать его с грядки на даче. Иногда вытаскивали с колхозного поля и репу, и брюкву, и, наскоро обмыв в какой-нибудь бочке, уплетали за обе щеки. Но если бы за этим занятием детей застали взрослые, — крапива обеспечена, нахлестали бы по голым ногам за милую душу. Потому умыкание с поля репы и брюквы было связано с волнующим холодком риска, который примешивался, словно горчинка, к сладкой белой мякоти. Внутренняя сторона кожуры имела красивый волнистый узор, репа и брюква похрустывали во рту. Заманчиво было с этой хряпкой спрятаться в поле ржи. Однажды, когда Тая на что-то обиделась (сама уже не помнила — на ребят или на своих хозяев), она ушла в ржаное поле неподалеку от деревни, улеглась на землю среди колосьев и пробыла среди колышущихся на ветру стеблей целый вечер. Помнится, что ее искали, кричали на задворках деревни: «Тая! Тая! Где ты? Вернись!» — а она не выходила. Только когда стало смеркаться, выбралась из своего убежища. На всю жизнь запомнила она запах спелой ржи и красоту золотых зерен с длинными усами, ярко-синие васильки у ног, утешающие и прогоняющие незаслуженную обиду. Зимой все было по-другому. В мороз долго не погуляешь. Хотя, конечно, вихревой спуск с горы на больших самодельных санках ни с чем не сравнишь. Но и зимой люди не хоронились по своим хатам, общинная жизнь не прерывалась. Для этого в деревне существовала особая изба, которая называлась «беседная», и сюда собирались женщины и девушки с рукодельем, а иногда пускали и парней, так сходились на «беседы». Сидели вечерами и судили-рядили, обсуждали какие-то недавние события или вспоминали о прошлом. Рассказы были всякие — и назидательные, и веселые. Иногда в дни праздников в беседной избе плясали под гармошку и пели частушки.

http://azbyka.ru/fiction/strannicy-dve-p...

93 П. Мельник., т. VI, стр. 355–356; Мис. Сбор. 1895 г., стр. 309–310; Мис. Обоз. 1897 г., июль, стр. 588; 1898 г., февр., стр. 218–219; 1901 г., январь, т. 1, стр. 250. 94 П. Мельник., т. VI, стр. 357–360; Добротв., стр. 63–64; свящ. К. Кутеп., стр. 518–527. Это мнение в настоящее время оставлено наукой (Мис. Обоз. 1901 г., янв., стр. 134). 97 М. Головкин. Очерки Оренб. хлыстовщины, стр. 96; Иванов. Оренб. хл. (Мис. Об. 1897 г., июль, стр. 583). 98 Мельников, т. VI, стр. 355–357; Добротвор., стр. 57, 64; свящ. К. Кутеп., стр. 517; М. Третьяк. (у Кальн. Рус. сек., стр. 164, 167–8); Мис. Обоз. 1898 г., апр., стр. 643–644. 100 Ангелы – это молодые красивые девицы, составляющие свиту «саваова», или христа, его прислужницы в доме, архангелы – сторожа, охраняющие радильные собрания и исполняющие другие полицейские обязанности, апостолы – хлыстовские миссионеры, евангелисты – хлыстовские писатели, составляющие окружные послания, повести в хлыстовском духе и т.д. (Буткев. Обз. р. сек., стр. 51). 103 Прот. Т. Буткев. Обз. русс. сек., стр. 53–55; М. Третьяк. (у Кальн. Рус. Мис. Сбор. 1907 г., стр. 435–437). 105 В одних «кораблях», напр., дар пророчества усвоялся определенному кругу лиц, именно: пророкам, апостолам и т.п., а в других предоставлялось пророчествовать каждому, на кого «накатит дух»; одни после радения допускали «свальный грех», а другие – нет; самые радения в одних кораблях совершались в установленном порядке, а в других – по произволу и желанию участников и т.д. (С. Маргар. Ист. рус. сек., стр. 60–61). 106 По словам Кальнева, «ни на одной из русских сект не сбылся так наглядно и поучительно общий для всех сект и ересей исторический закон, в силу которого каждая из них в дальнейшем своем существовании распадается на новые, выражающиеся из нее, секты и толки, часто друг другу противоречивые в учении и враждебные в жизни, как обнаружился этот закон в истории хлыстовщины» (Рус. сек., стр. 257) 108 Свящ. Е. Кесарев. Беседничество как секта. Самара, 1905 г., стр. 3–35; Буткев. Обзор рус. сек., стр. 118.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

  Рецензия Осторожно! Манипуляция святостью! О книге Е. Ерофеевой «Пасхальная память»   Юрий Архипов, доктор филологических наук, г. Москва   Жизнь и смерть всякого благочестивого христианина и, тем более, священника, поучительна. Она не нуждается в многословии, витиеватых украшательствах, недостоверных чудесах и пророчествах - всем том, чем переполнена книга Е. Ерофеевой «Пасхальная память», посвященная отцу Владимиру Шикину (издание четвертое, дополненное, ООО «Издательская группа «Фавор XXI»). Во внешнем плане книга поражает прежде всего утомительным многословием, сусальностью. Нет ни чувства меры, ни чувства вкуса. Обилие цитат, известных всякому более или менее образованному человеку. Множество выписок из святых отцов. Но не в художественной беспомощности и графоманских длиннотах главная беда этого сочинения. И даже не в экзальтированности и слащавости. А в претензии на некое откровение, проводником которого «высшие силы» избрали автора повествования. В основном книга состоит из пересказа снов об отце Владимире. Человек, ушедший уже, не может отвечать за приписываемые ему слова, тем более, за чужие сны, в которых он якобы призывал не принимать ИНН. В этом харизматическом служении, но не только в нем, отец Владимир навязывается в качестве святого. Ему приписывается абсолютное ясновидение. «Всех, кто обращается ко мне, в каком бы уголке ни был, - всех слышу». Фотокопии портрета отца Владимира, сделанного художником Л. Беседновым, - мироточат. «Люди, слушая по телефону об обилии Батюшкиной благодати, изливаемой на других, начинали плакать на другом конце провода». «Ощущали Батюшкину молитву, переходящую на них через рассказчика». Все время «все плачут, слезы льются градом» (во время проповеди о. Владимира). «Верю, о. Владимир не оставит, не бросит ни одного из любящих его - ни в этой жизни, ни в будущей». Отцу Владимиру приписываются свойства сверхсвятого, равного Самому Богу. Он знает помыслы и судьбы каждого, кого видит. (Так даже никто не писал о преподобном Серафиме Саровском). А также судьбу мира.

http://moral.ru/manipulacia.html

Пол коридора крашеный и блестит. Он, очевидно, вымыт с мылом и натирается воском. Вдоль всего коридора довольно широкая джутовая «дорожка» с цветною каемкою. Вдоль стен против образа поставлено одно кресло и несколько легких венских стульев с тростниковыми плетенками. В углах плевательницы. Комнаты верхних номеров все гораздо лучше омеблированы, чем внизу. Здесь, кроме кроватей и стульев, есть комодики и умывальники. Некоторые комнаты переделены ситцевыми драпировками надвое: одна половина образует спальню, другая — что-то вроде гостиной. Туг на комоде туалетное зеркальце, и в углу образ, перед которым тоже можно зажигать лампаду или, по желанию, свечку. Свечки, однако, больше зажигают «серые ожидальщики», которые, собственно, составляют «толпучку» и имеют остановку в нижних номерах, а «верхняя публика» почти всегда ограничивается одними лампадами. Кислого запаха гороховой начинки здесь не слышно, и только внутри комодных ящиков пахнет прогорклою конторскою икрою и семгой, от которых и остались в изобилии жирные пятна. Наверху, так же как и внизу, есть тоже общая комната, помещающаяся рядом с собственным покоем «риндательши». Эта комната имеет, впрочем, вид гостиной. Она уставлена мягкою мебелью и имеет большую образницу, в которой много образов, а перед ними опять ковер и аналой с крестом и с книгою в епитрахили. Лампада горит «общая», и огонь ее красиво дробится в широком стакане из мелко ограненного алмазной гранью хрусталя. Возле образника укреплена и припечатана зеленая кружка для доброхотных вкладов. В комнате этой ночуют только в таких случаях, если число ожидателей бывает больше, чем сколько есть номеров. Тогда здесь помещают «залишних ожидателей» одного пола или какое-нибудь целое семейство; в остальное же время комната эта считается «беседною» и открыта для всех прибывающих в дом ожидателей. После ранней обедни здесь ежедневно служат молебен, за которым все могут молиться и подавать свои поминанья и записки. Те же, которые, кроме общего моленья, желают так устроить, чтобы еще отдельно за себя помолиться в своем номере, должны заявлять о своем желании особо. Ходатайство об этом надо вести через «риндательшу». Ключница за это не берется. Непосредственные же просьбы об этом часто не доходят.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Прежде всего, в связи с разжиганием классовой борьбы в деревне была предрешена участь монашеских коммун, артелей и монашества в целом, как «социальных институтов, чуждых социалистическому образу жизни» 214 . Так, уже 28 марта 1928 г. ОГПУ послало в Ленинградское земельное управление документы, тенденциозно негативно характеризующие хозяйственную и общественную деятельность монастырских сельскохозяйственных коммун и артелей области, и потребовало их ликвидации 215 . Только в 1930 г. были окончательно уничтожены Пятигорский, Череменецкий, Николо-Беседный, Творожковский монастыри, Троице-Сергиева пустынь. С 1928 г. в СССР начала осуществляться массовая ликвидация церквей «силовым порядком» и не домовых, как раньше, а теперь уже приходских. Если в 1927 г. в России было закрыто 134 молитвенных здания, то в 1928 г. – 542, а в 1929 г. – 1000 216 . Осенью этого года в инструкции местным органам НКВД и советским работникам указывалось на необходимость активизации борьбы на «религиозном фронте». Начало 1930 г. характеризовалось продолжением натиска. 29 января на заседании исполнительного бюро Центрального Совета СВБ был принят план первой «безбожной пятилетки», по которому, в частности, предполагалось довести число членов организации до 10 миллионов. 6 февраля незадолго до этого созданная Комиссия по вопросам культов при ВЦИК решила, что процедура закрытия церквей подлежит упрощению, по сравнению с законом от 8 апреля 1929 г. Теперь право окончательного решения вопроса по большинству случаев было передано областным и краевым советам. Наконец, 11 февраля ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О борьбе с контрреволюционными элементами в руководящих органах религиозных объединений», в котором правительствам союзных республик предлагалось при регистрации органов центрального управления этих объединений исключать из них кулаков, лишенцев и иных «враждебных советской власти» лиц 217 . К весне 1930 г. ситуация в религиозном вопросе стала критической. Гонения властей вызывали массовые выступления в деревнях, а кое-где, в частности в Псковском округе, происходили и вооруженные столкновения с верующими.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Видев доброту души твоея, многими даровании свидетельствуему, архиерей Герасим, по твоему желанию снабдив для крещения людей и освящения церквей потребными с радостию отпусти тя в Великую Пермь. Мы же апостольство твое чествуем приветствии сими: Радуйся, апостолов единоревнителю; Радуйся, мудрости сосуде. Радуйся, разумное светило; Радуйся, таин Божиих вещателю. Радуйся, кротости Евангельския образе, Радуйся, боговедения рачителю. Радуйся, благочестия столпе; Радуйся, страха Божия приятелище. Радуйся, духовная труба Евангелия; Радуйся, органе псалмопения и славословия. Радуйся, премудрый наставниче; Радуйся, ко блаженству вечному путеводителю. Радуйся, Стефане, великий чудотворче. Кондак 6 Проповедник боговедения неленостен был еси в неведущей Бога земли, и благим своим житием любовь и благоверие к вещанием твоим приобрел еси толикое, яко и невернии, чтуще добрая дела твоя, научишася тобою взывати Богу: Аллилуиа. Икос 6 Возсия христианское благочестие в земли, растленней идолослужением, егда начал еси Божественное семя в безбожных сеяти, и утверждая их в вере истинней примером своим, всего себе посвятил еси Богу; мы же похвальная восписуем ти: Радуйся, волю, ищущую нетления, стяжавый; Радуйся, главу горния мудрости исполнивый. Радуйся, земная мудрования презревый; Радуйся, очи от мирския прелести отвративый. Радуйся, уста на хваление Господа употребивый; Радуйся, язык к божественней проповеди устроивый. Радуйся, руце прострый на молитву и подаяние милостыни; Радуйся, теми же множество книг душеспасительных написавый. Радуйся, сердце твое постом и молитвою в жилище Духа Святаго уготовавый; Радуйся, нозе ко бдению и благовествованию мира направивый. Радуйся, все твое тело воздержанием удручивый; Радуйся, непрестанным богомыслием душу и тело освятивый. Радуйся, Стефане, великий чудотворче. Кондак 7 Хотя тайну вечнаго спасения пермяном поведати, потщался еси первее навыкнути несведомому их словеси и близкий к ним быти беседник; таже составив письмена и ими к назиданию их и службе Божественней потребная изобразив многая писания, даровал еси пособне пети: Аллилуиа. Икос 7

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Напротив, датированные записи 1958 и 1959 годов, имеющие пометки «Воспитание», «Литература», «Творчество», «Слово о друзьях», включаются в состав следующего тома. Очевидно, что сам Шергин видел их не страницами своего «Диариуса», а подготовительными материалами к будущей книге о народной педагогике. Шергин в последние годы жизни писал на отдельных листах и был вынужден полагаться при редактуре на помощь сестры или племянника, использовал датировку как нумерацию страниц. Именно таким образом готовились некоторые статьи, «беседные очерки» «Слово устное и слово письменное», пословицы в рассказах «Незабудки», рассказ «Виктор-горожанин». Записи, примыкающие к неосуществлённому «Слову о друзьях», будут опубликованы в следующем томе собрания сочинений. Там же, отдельным циклом, планируется выпустить в свет размышления Шергина над страницами проповедей и писем митрополита Филарета, воспоминания писателя о друзьях юности, материалы книги «Народ-художник». Смысл и возвышенность детских религиозных переживаний Шергина восходят к известной библейской цитате, парафразой которой и видится описание: «Знаю человека во Христе… он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2Кор.,12:3-4). Б. Шергин. Поэтическая память, с. 111. Б. Шергин. Дневн. запись от 30 ноября 1949 г. — См. наст. изд. Б. Шергин. Жизнь живая, с. 154. Б. Шергин. Из дневн. записи от 10 января 1944 г. — Архив Б.В. Шергина. Б. Шергин. Из дневн. записи от 16 апреля 1945 г. — Архив Б.В. Шергина. Б. Шергин. Дневн. запись от 20 января 1944 г. — См. наст. изд. Б. Шергин. Из дневн. записи от 1 июля 1962 г. — Архив Б.В. Шергина. Б. Шергин. Из дневн. записи от 29 июля 1947 г. — См. наст. изд. Неизвестный В.Я. Пропп. — СпБ. Алетейя, 2002, с. 316. Б. Шергин. Из дневн. записи от 13 марта 194 5 г. — См. наст. изд. Б. Шергин. Из дневн. записи от 2 5 января 1944 г. — См. наст. изд. Б. Шергин. Из дневн. записи от 8 января 1945 г. — См. наст. изд. Б. Шергин. Из дневн. записи от 1 марта 1945 г. — См. наст. изд.

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-1939-19...

За правду стоять надобно, это не грех пред Богом, но кто чужого захочет, то, думаем мы, это не будет прочно вперед». Боясь, однако, рассердить этим намеком, Аллегретти поспешил прибавить: «Мы это говорим с вами не договором, беседною речью, по приятельской дружбе». Потом Аллегретти начал речь о необходимости всем христианским государям соединиться против неверных: «Мне случилось быть в Царе-граде у турского султана в послах от короля испанского, и видел я там, как татары продают русских и поляков в работу. Прослезился я, видя, что такое мучение чинили христианам. Мы надивиться не можем, как такие великие государи до сих пор терпят бусурманам? Мало того, что продают христиан в работы, на каторги: псы, ведомые враги божии, жиды покупают младенцев и в жидовство приводят! Как можно христианам терпеть такие злые беды и досады?» Приставы возразили: «Крымские татары берут много людей и из немецких государств, также продают в работы и на каторги». Аллегретти отвечал: «Дай, Боже, нам слышать и видеть, чтоб совокупились христианские государи, бусурман покорили и власть их разорили». Въезжая в Москву, послы удивлялись церковному строению, хвалили стройство ратных людей; но не понравилось им на квартире, хотя и велено было в ней поставить столы и скамьи, перекрыть горницу, которая капала, послать 10 тарелок оловянных да 36 тарелок деревянных. Аллегретти говорил приставам: «У нас послам отводят жилые дворы, на дворах постели и одеяла изготовлены бывают стройные, скатерти и сосуды всякие, все готовое. Мы, думая, что и у царского величества будет нам так же, постели и сосудов с собою не взяли, и теперь нам без них быть нельзя». Приставы отвечали: «У великих государей наших того не повелось, чтоб ставить послов на посадских дворах, для них устроены посольские дворы, а сосуды всякие и постели послы привозят с собою». В ноябре возвратился из похода государь и имел торжественный въезд в Москву: пришедши на Лобное место, Алексей Михайлович поклонился образу, поцеловал крест из рук патриарха, указал спросить о здоровье весь мир, всех, которые стояли тут, около Лобного места; весь мир в землю челом ударил и царскому величеству многолетствовали.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Вообще легкость половых отношений среди хлыстов замечается повсюду, даже и там, где у них нет «свального греха». Мало того, вследствие извращенного взгляда на христианский брак разврат у хлыстов доходит до самых уродливых чудовищных его размеров: так, напр., смоленские и самарские хлысты, именующиеся «келейниками» и «беседниками», как установлено это на 3 Всероссийском миссионерском съезде в Казани, творят друг с другом – мужчина с мужчиной и женщина с женщиной – то, о чем срамно есть и глаголати, тоже самое замечается и у скопцов, похотливость у которых остается и после физического оскопления. Словом, разврат во всех его видах характеризует хлыстов всех мест. Недаром эту гнусную секту народ метко называет «табунной верой». 2)Вследствие отрицания христианского брака хлысты всеми силами убеждают своих взрослых детей вести безбрачную жизнь, сами подыскивая им для удовлетворения половых их влечений «духовных сестер» или «братьев» 5 . Устарелые девы среди хлыстов попадаются поэтому довольно часто, а овдовевшие женщины выходят замуж очень редко, хотя бы они имели в этом нужду по материальному положению осиротелой семьи и возможность по молодости и свежести своих физических сил. Большой процент молодых вдов и старых дев в заподозренном в хлыстовстве круге семейств, сравнительно с процентом тех и других в православном населении известной местности, является заслуживающим внимания признаком принадлежности указанных семейств к хлыстовщине. Имея отвращение к христианскому браку, как к законному супружескому союзу, хлысты часто высказывают это и публично в ходячих среди них афоризмах: «Брачная жизнь, говорила известная в истории хлыстовщины «богиня» Авдотья, пред людьми мерзость, пред Богом дерзость» 6 . «То грех , когда муж живет с женою, а то не грех, когда брат с сестрою по взаимной склонности любовь имеют» 7 . «Нужно смирить себя, чтобы не хвалиться чистотой своей», повторяют хлысты слова пророка ихнего Радаева 8 , не забывая и известную им всем шестую заповедь лжесаваофа Данилы Филиппова: «не женитесь, а кто женат живи с женою как брать с сестрою.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Ветхозаветное обрезание, по мнению одних скопцов, есть оскопление, хотя и малое, по мнению других – только прообраз оскопления, тень грядущего. Особенно любят скопцы ссылаться на слова Божии о евнухах у пророка Исаии ( Ис. 56:3–5 ): «Да не говорит евнух: «вот я сухое дерево». Ибо Господь так говорит об евнухах: которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего, – тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится». В пользу своего лжеучения скопцы толкуют и слова премудрого Соломона ( Прем. 3:14 ): «Блажен и евнух, не сделавший беззакония рукою и не помысливший лукавого против Господа, ибо дастся ему особенная благодать веры и приятнейший жребий в храме Господнем». Переходя к Новому Завету, скопцы учат, что и самая цель пришествия Сына Божия на землю состояла в том, чтобы научить людей оскоплению и через то – спасти их. В этом смысле они понимают выражение Спасителя ( Лк. 12:49 ): «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» Сближая с этими словами Христа свое лжеучение, Селиванов в первое время настойчиво требовал, чтобы оскопление было производимо раскаленным докрасна железом, для чего скопцы устраивали даже особые печи (напр., в доме Колесникова, в Москве). Впоследствии, Селиванов сделал уступку в своем требовании и дозволил при оскоплении употреблять острые ножи, бритвы, ножницы, стекло и даже обостренные камни, ссылаясь на слова Спасителя: «не мир пришел Я принести, но меч» ( Мф. 10:34 ). Иоанн Креститель, по словам скопцов, также учил, что цель пришествия Иисуса Христа на землю состояла в том, чтобы научить людей оскоплению; в этом смысле они понимают и его слова о Спасителе: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» ( Мф. 3:11 ). Любят скопцы ссылаться и на слова самого Христа; «…есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010