В сказаниях о Тихвинской иконе Божией Матери есть сюжет о том, как в 1383 году Пресвятая Богородица явилась пономарю Георгию в Тихвине на месте строительства храма в честь Ее чудотворной иконы. Божия Матерь предстала сидящей на сосновой колоде в сиянии небесного света. Вместе с Пресвятой Девой пономарю явился также святитель Николай Чудотворец в епископском облачении. Божия Матерь милостиво беседовала с церковнослужителем Георгием, поэтому и ее образ получил название Беседного. В конце XIX столетия еще сохранялись остатки росписей храма, сделанные под руководством Н.И. Новикова: фигуры апостолов у свода и Семь небес с образом Бога Отца в куполе. Этот храм, как писал А. Ярцев, «является главным хранилищем в Авдотьине памяти о своем устроителе и благотворителе: здесь покоится его прах, здесь – дары, принесенные им церкви, здесь его мысль и настроение выражены в «семи небесах», – слишком много всего, чтобы вспомнить о великом человеке и поклониться его могиле». Екатерина II еще в молодости отметила талант Новикова, назначив секретарем при составлении свода законов – «Нового Уложения». Выйдя в отставку после роспуска комиссии, Николай Иванович занялся издательской и просветительской работой, которая в итоге рассорила его с царицей. В 1769 году он стал выпускать сатирический журнал «Трутень», эпиграфом к которому стали строки поэта Сумарокова «Они работают, а вы их хлеб ядите». Главной задачей издания стало обличение пороков помещиков, указание на бедственное положение крепостных крестьян. На страницах «Трутня» Новиков заочно вступил в полемику с Екатериной II, из-за чего был вынужден закрыть журнал. В дальнейшем Новиков продолжал выпускать журналы сходной направленности: «Пустомеля», «Живописец». В 1780-е годы Николай Иванович арендовал типографию при Московском университете, и стал выпускать огромное количество книг и журналов. Его частная типография, по словам Витберга, вскоре превзошла все подобные государственные учреждения. Новиков создал целую систему сбыта литературы через книжные лавки, повсеместно пропагандируя просвещение. Им также было организовано многотомное издание «Древней российской вивлиофики» – сборника древнерусских исторических источников.

http://sobory.ru/article/?object=01031

Тихвин. Часовня Николая Чудотворца. Беседно-Никольская часовня Деревянная часовня. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Николая Чудотворца Год постройки:не ранее 2007. Адрес: Россия, Ленинградская область, Тихвинский район, Тихвин, Бокситогорская улица Координаты: 59.64306, 33.578034 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Николо-Беседный монастырь, на месте которого ныне стоит часовня, был построен на месте явления Пресвятой Богородицы и Святителя Николая пономарю Георгию. Пресвятая Богородица и Святитель Николай вели беседу, в честь этого и монастырь получил название Николо-Беседный. Николо-Беседный монастырь был первым из основанных в Тихвине трех монастырей (Свято-Успенский был основан позже). Иноки здесь подвизались строго, как и в Антониево-Дымском монастыре.   Николо-Беседный монастырь был уничтожен во время Великой Отечественной войны, он попал под самую линию огня и был практически стерт с лица земли. Постепенно забывалась и место, где был монастырь. Скоро уже сами тихвинцы не могли сказать, где был один или другой храм монастыря. А потом на месте Николо-Беседного монастыря был построен хлебзавод и транспортное предприятие. В наше время уже никто не верил, что Николо-Беседный монастырь будет восстановлен. Но в 2004 году, после возвращения Тихвинской иконы, произошло чудо: было решено поставить часовню рядом с тем местом, где был монастырь. И средства нашлись. На самом же месте Николо-Беседного монастыря так и находится автотранспортное предприятие, там удалось поставить только памятный крест. В новой часовне-церкви 26 августа, в день Беседной иконы, служат Литургии. Собирается народ, едут паломники. Недавно был 500-летний юбилей Николо-Беседного монастыря и к этой дате был отлит большой колокол и написана Беседная икона. Кроме того, рядом с часовенкой изрыт колодец и построен келейный корпус (дом смотрителя). Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=08704

«Возлюбленный о Господе, Честнейший о. Диакон, Феодор Симеонович! Приветствую тебя с совершившимся пятидесятилетием твоего усердного, честного и доброго служения в священно-диаконском сане. – Тем искреннее и сердечнее мое приветствие, чем памятнее для меня начало твоего служения в священном сане. Вступление твоё на настоящую службу совершилось, как и сам ведаешь, не без моего участия. Возблагодарим-же, возлюбленный, и прославим вкупе Господа, даровавшего тебе, по Своей неизреченной благости, пройти полувековое поприще служения Церкви Божией беспреткновенно, хотя и не безболезненно, и не без скорбей и печалей семейных. Не имея возможности лично приветствовать тебя и твою верную и добрую сопутницу в жизни с знаменательным и достопамятным для обоих вас юбилейным торжеством, препровождаю при сем, в благословение Вам и потомству вашему, древнее изображение Божией Матери Тихвинской, именуемой Беседною. Да хранит Она, Всеблагая, всех вас под Своим благодатным покровом и осенением! Искренно любящий Вас и молящийся о Вас»… —191— На посланной мною в благословение родному юбиляру иконе имеется следующая надпись: «Явися Пресвятая Богородица со Святителем Николою за три поприща от Тихфины в пустыни человеку некоему нарицаему Юрышу и повеле ему Пресвятая Богородица на своей церкви иже на Тихвине поставити крест древян: занеже сын ея и Бог всех на кресте древяне распятся а не на железне. Примеч. Икона эта получена была мною по смерти вдовы генерал-адъютанта Анны Борисовны Нейдгарт († 20 октября 1863 г.), а потом послана мною в декабре 1891 г. в г. Иваново-Вознесенск племяннику, диакону Единоверческой церкви Феодору Семеновичу Виноградову в благословение, по случаю пятидесятилетия служения его в диаконском сане. Сказание о явлении Божией Матери с Святителем Николаем пономарю Георгию (Юрию) в 1383 г. см. в книге: «Изображения икон Пресвятой Богородицы, изд. 2, М. 1853 г., стр. 38)». 12-го числа получил письмо из Сергиева Посада от профессора Московской духовной академии Н. И. Субботина , который от 10-го числа писал мне:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не имея возможности лично приветствовать тебя и твою верную и добрую сопутницу в жизни с знаменательным и достопамятным для обоих вас юбилейным торжеством, препровождаю при сем, в благословение Вам и потомству вашему, древнее изображение Божией Матери Тихвинской, именуемой Беседною. Да хранит Она, Всеблагая, всех вас под Своим благодатным покровом и осенением! Искренно любящий Вас и молящийся о Вас» На посланной мною в благословение родному юбиляру иконе имеется следующая надпись: «Явися Пресвятая Богородица со Святителем Николою за три поприща от Тихфины в пустыни человеку некоему нарицаему Юрышу и повеле ему Пресвятая Богородица на своей церкви иже на Тихвине поставити крест древян: занеже сын ее и Бог всех на кресте древяне распятая а не на железне. Примеч. Икона эта получена была мною по смерти вдовы генерал-адъютанта Анны Борисовны Нейдгарт († 20 октября 1863 г.), а потом послана мною в декабре 1891 г. в г. Иваново-Вознесенск племяннику, диакону Единоверческой церкви Феодору Семеновичу Виноградову в благословение, по случаю пятидесятилетия служения его в диаконском сане. Сказание о явлении Божией Матери с Святителем Николаем пономарю Георгию (Юрию) в 1383 г. см. в книге: «Изображения икон Пресвятые Богородицы, изд. 2, М. 1853 г., стр. 38)» 12-го числа получил письмо из Сергиева Посада от профессора Московской духовной академии И. И. Субботина, который от 10-го числа писал мне: «Думал я писать Вашему Высокопреосвященству немедленно, как только скончался наш дорогой Виктор Дмитрич, но будучи уверен, что Вы помянете его и прочитавши телеграмму о его кончине в газетах, при множестве павших на меня хлопот, не мог доселе исполнить этого намерения. Да, не стало и этого украшения нашей Академии. Давно ли мы вместе сидели у него в гостиной и беседовали?! Умер он неожиданно, хотя старая болезнь и особенно непокидавшая его тоска по скончавшейся супруге 225 , давно внушали опасение за его жизнь, – умер, как воин с ружьем в руке, – еще накануне кончины вставал, конечно, с помощью других, чтобы подписать некоторые бумаги (но это была подпись умирающего, всех нас поразившая); вечером я довольно поговорил с ним и оставил его, по-видимому, не в опасном положении, но с утра настало ухудшение, и в 3 часа он тихо, незаметно скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

в церкви Иоакима и Анны (Кралевой) монастыря Студеница (Сербия), 1314). В церкви монастыря Хора 20 композиций протоевангельского цикла представлены на сводах и стенах экзонартекса. В XV-XVI вв. в русском искусстве получают распространение иконы Божией Матери со сценами жития в клеймах. Подобные изображения были известны в византийском искусстве (диптих XII в., Государственном музее Берлина). На русских иконах среди сюжетов успенского цикла выделяются: Моление Богородицы на горе Елеонской, Смертное благовещение, Положение ризы и пояса Богородицы (Тихвинская икона Божией Матери с клеймами жития, XV в., НГОМЗ; Смоленская икона Божией Матери, XVI в., ГТГ). Житийные иконы Божией Матери явились основой для развития принципиально нового типа икон со сказанием о чудесах. Этот иконографический тип, известный в византийском искусстве, получил развитие на Руси во 2-й пол. XVI-XVII в., что связано с литургическим почитанием чудотворных икон и составлением им специальных служб. Развитие текста сказания нашло прямое отражение в памятниках иконографии Богородицы, основанных на различных редакциях текста («Владимирская икона с клеймами сказания о Темир-Аксаке», XVI в., ПГХГ; «Владимирская икона с 64 клеймами Сказания о ее чудесах», XVII в., ЦМиАР; Тихвинская икона , XVI в., Благовещенский собор Московского Кремля; Тихвинская икона из Балахны со сценами осады монастыря шведами, XVII в., ЦМиАР; Тихвинская икона с житием и чудесами в 99 клеймах, XVII в., Успенский собор Московского Кремля; Казанская икона, XVII в., СИХМ; Толгская икона, XVII в., ЯХМ ср.: Феодоровская икона, 2001, Пахомиев Нерехтский женский монастырь Костромской епархии). Нередко сюжетом отдельной иконы становился эпизод из сказания о чудесах др. образа Божией Матери. Например, на Беседной иконе изображено чудо явления Богородицы пономарю Георгию, рассказ о котором содержится в сказании о Тихвинской иконе; сюжет иконы «Сретение Владимирской иконы Богоматери» (XVI в., ЦМиАР) является эпизодом из «Сказания о чудесах Владимирской иконы Богоматери».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonogra...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕСЕДНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Беседная икона Божией Матери с избранными святыми на полях. Кон. XVI в. (ГИМ) Беседная икона Божией Матери с избранными святыми на полях. Кон. XVI в. (ГИМ) [Явление Богоматери и свт. Николая пономарю Юрышу] (празд. 14 авг., в предпразднство Успения Пресв. Богородицы). Иконография чудотворного образа связана с историей явления на Руси в 1383 г. Тихвинской иконы Божией Матери . В «Сказании об иконе Богоматери Тихвинской» (кон. XVI в.) говорится о чуде, совершившемся при водружении креста на главу Успенской ц., построенной на месте явления Тихвинской иконы Божией Матери. Пономарь Георгий (по прозванию Юрыш) был послан оповестить окрестных жителей о предстоящем в праздник Успения Божией Матери освящении храма. Исполнив поручение, он возвращался обратно за день до праздника, когда в 3 верстах от храма ощутил необыкновенное благоухание и увидел Божию Матерь, сидевшую на сосновом бревне с игуменским посохом в руке и рядом с Ней свт. Николая. Божия Матерь велела Юрышу передать строителям храма, чтобы на Успенской ц. поставили не железный, а деревянный крест: «Понеже Сын Мой и Бог распят был на кресте деревянном, а не железном», свт. Николай обещал дать знамение маловерным. Чудо с железным крестом. Клеймо Тихвинской иконы Божией Матери. Сер. XVII в. (ГИМ) Чудо с железным крестом. Клеймо Тихвинской иконы Божией Матери. Сер. XVII в. (ГИМ) По возвращении Юрыш поведал народу и священству о явлении, однако ему не поверили и стали водружать железный крест. Внезапно налетевший порыв ветра схватил воздвигавшего железный крест человека и безвредно опустил на землю, после чего был водружен деревянный крест. О значимости материала, из к-рого был сделан Крест Христов, говорится в Слове 51 свт. Амвросия Медиоланского: «На древе пригвождается Христос... дабы человек, как в раи древом сластолюбия прельщен, ныне древом так же и спасен был, и дабы тако та же материя, которая была причиною смерти, соделалась средством и ко спасению» (Новая скрижаль. СПб., 1853. Ч. 1. С. 56).

http://pravenc.ru/text/78228.html

Беседная икона Божией Матери (ц. во имя мч. Флора и Лавра в с. Астафьево Каргопольского р-на Архангельской обл.). Кон. XVII в. (ГРМ) Беседная икона Божией Матери (ц. во имя мч. Флора и Лавра в с. Астафьево Каргопольского р-на Архангельской обл.). Кон. XVII в. (ГРМ) На месте чудесного явления Богоматери и свт. Николая была построена часовня во имя свт. Николая Чудотворца. Из соснового бревна, на к-ром сидела Богородица, сделали крест и поставили в часовне. Икона, изображающая это событие, была названа Беседной. В 1515 г. по повелению вел. кн. Василия III Иоанновича на месте чудесного явления был основан Беседный во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь . Сюжет Б. и. точно следует «Сказанию». Богоматерь предстает сидящей на срубленном (иногда растущем) дереве, покрытом зеленью или диковинными цветами (икона кон. XVII в., ГРМ), с «червленым жезлом» в правой руке. Справа или слева от Богоматери - свт. Николай Чудотворец и коленопреклоненный пономарь Юрыш. Вверху, в сегменте неба,- Спас Эммануил, благословляющий 2 руками. Фоном служат деревья, горки или стена, вызывающая ассоциации с Иерусалимской, иногда вдали изображается деревянный Успенский храм (икона XIX в., ГИМ). Образ Богоматери с крестом-посохом, символизирующим Древо Жизни и являющимся знаком Божественной силы и царской власти, встречается в V-IX вв. (солид имп. Евдоксии, 437-453 гг., фреска в ц. Санта-Мария Антиква в Риме, 741-752 гг., фреска подземной ц. св. Климента в Риме, VIII в., икона Богоматери «Милосердная» в базилике Санта-Мария ин Трастевере в Риме, VIII в., и костяной рельеф IX в. каролингской школы из музея Метрополитен). Нередкие в древнерус. искусстве изображения Богоматери вместе со свт. Николаем восходят к древнегреч. тексту македон. эпохи о следовании свт. Николая в небесной иерархии прямо за Богоматерью: «Ибо единственный, кто удостоился чести стать после Владычицы всего сущего, он не перестает всем являться постоянно вместе с Нею» (цит. по: Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода, сер. XIII - нач. XV в. М., 1976. С. 245).

http://pravenc.ru/text/78228.html

14.08. Беседная Беседная Чрез семь лет по освящении храма на Тихвине деревянная церковь сгорела от непогашенной свечи; чудотворная икона Богоматери невидимо была вынесена из огня и найдена за полверсты в кусте можжевельника. В это же время сгорела и часовня, выстроенная на месте явления Богоматери пономарю Георгию; но крест, сделанный из колоды, на которой сидела Пресвятая Богородица, так же как икона, был невидимою силою вынесен из огня и найден в кусте можжевельника. На этих местах выстроили новую церковь и часовню, но чрез пять лет в одно время загорелись церковь и часовня; крест же и чудотворная икона опять были чудесно спасены. В третий раз выстроили деревянную церковь и часовню. Чрез 105 лет часовня загорелась, но была погашена, а чудный крест спасён от огня; церковь вся сгорела, икону Богоматери священники вынесли из пожарища. Слава о чудесах от Тихвинской иконы дошла до великого князя Василия Иоанновича, и он приказал, после того как церковь сгорела в третий раз, построить каменную. Когда церковь окончили и стали отделывать паперть, вдруг своды обрушились и завалили двадцать человек рабочих. Все думали, что рабочие раздавлены, но, разобрав чрез три дня камни, к общему удивлению, нашли всех живыми; Царица Небесная спасла их. В пустыни, где стояла часовня, по приказанию великого князя Василия Иоанновича была построена в 1515 году деревянная церковь во имя Богоматери и св. Николая и устроен мужской монастырь, называемый Беседным в честь бывшего здесь явления Владычицы и святителя Николая и милостивой их беседы с малейшим из членов Православной Церкви. Икона, на которой изображено это явление, называется Беседною. Беседный монастырь находится в Новгородской губернии Тихвинского уезда. 14.08. Нарвская Нарвская Русские войска в 1558 году осаждали Нарву. Пьяные нарвские немцы нашли в одном доме, где прежде живали русские купцы, икону Богоматери с Предвечным Младенцем на руках. Хозяин дома с пьяными гостями стал ругаться над святою иконою, говоря: «Это доска поставлена была для русских купцов; нам она не нужна, бросим её в огонь».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Икос 5 Видяще, Всенепорочная Царице ангелов, с высоты небеснаго жилища Своего, идеже с Сыном Твоим во славе пребываеши, яко людие русстии с велиею любовию почитают Тя, явила еси неизреченную любовь материнскую к народам славянским, множество икон Твоих Святых даровала еси людям сим, знамениями святыя образы Твоя прославляюще. Мы же, воспоминая ныне многочисленныя чудеса Твоя, на молящихся Тебе с верою источаемыя, с благодарением взываем Ти: Радуйся, Лозо благосеннолиственная, гроздия исполненная вина Живота Вечнаго произрастившая. Радуйся, великия грады Российстие незримым покровом покрывающая. Радуйся, страну нашу и весь язык словенский усердно заступающая. Радуйся, благорастворение воздухов нам низпосылающая. Радуйся, труд землевладельцев с небес благословляющая. Радуйся, вредоносное естество от растительного мира отгоняющая. Радуйся, житницы усердных делателей наполняющая. Радуйся, чистым сердцем сокровища на небесех собирать помогающая. Радуйся, Преблагословенная Богородице Дево, чрез образ Твой Беседный, милости великия нам источающая. Кондак 6 Проповедника и возвестителя воли Твоея, апостолом Христовым в вере и мужестве своем подобнаго, сотворила еси, Мати Ипостаснаго Слова, благочестиваго пономаря Георгия, иже от иерея послушания ради в весь некую шел есть, дабы уведомити поселян о праздновании Успения Твоего. В той день чудо преславное Милосердия Твоего явила еси, егда купно со святителем Николаем Мирликийским беседы Твоея его сподобила еси. Мы же, верующе, яко и ныне милость Твоя и к нам не оскуде, с надеждею на предстательство Твое Господеви поем: Аллилуиа. Икос 6 Возсия в краю Тихвинском благодать Твоя, Мати Божией благодати, егда знамение пречудное явила еси: крест железный паде с высоты храма, яко не вняша людие гласу Твоему, через пономаря Георгия возвещенному, ибо подобало в память о страстех Христа, на древе крестнем Распятаго, воздвигнути крест из древа сотворенный. Людие, видя знамение благодати, Тобою явленное, потекоша на место явления Твоего, со своими страданиями и заботами. Ты же, веру их зряще, новыя милости христианом даровала еси. Темже и мы славословим Тя сице:

http://pravicon.com/info-4000

Конструкция иконостаса, декор и состав икон, напр. местный образ Богоматери на престоле с Младенцем, держащим скипетр и державу, указывают на продолжение традиций кон. XVII - 1-й пол. XVIII в. В 40-50-х гг. XVIII в. в В. е. работали местные и приезжие иконописцы. Так, посадский человек из Серпухова Иван Лязгунов подрядился писать иконы для Крестовоздвиженского собора Новохопёрска по образцу иконостаса воронежской Тихвино-Онуфриевской ц. Согласно дореволюционному описанию, высоким качеством письма икон отличался 5-ярусный иконостас усадебной ц. Алексия, человека Божия, в с. Лосеве Воронежского у., построенный в одно время с церковью, где находилась местночтимая икона «Явление Божией Матери пономарю Юрышу» (см. ст. Беседная икона Божией Матери ), известная под названием Тихвинской,- родовой образ храмоздателей и владельцев усадьбы Лосевых. В Богоявленской ц. в слободе Лушниковке г. Острогожска существовал пышный барочный иконостас (ок. 1780) с многочисленными выступами-ризалитами, общий для главного храма и 2 приделов. В деревянных храмах по укр. традиции встречались внутренние росписи, напр., согласно ведомости 1800 г. ( Димитрий (Самбикин), архим. 1886. Вып. 4. С. 61), в ветхой Петропавловской ц. в с. Репьёвка Коротоякского у. (1761). Свт. Тихон Задонский. Икона на эмали. 2-я пол. XIX в. Ростов (ЦМиАР) Свт. Тихон Задонский. Икона на эмали. 2-я пол. XIX в. Ростов (ЦМиАР) Из прославившихся в то время в В. е. икон известны: образ Смоленской Божией Матери, хранившийся у вдовы флотского офицера грека Янова и в 1777 г. перенесенный в специально устроенный Смоленский придел при ц. Нерукотворного образа Спасителя (Спасской), списки с Тихвинской иконы Божией Матери в Петропавловской, Ильинской и Тихвино-Онуфриевской церквах в Воронеже, в ц. Происхождения древ Креста в с. Усерд (бывш. город) Бирюченского у., возможно почитавшиеся в XVIII в.; как и в укр. землях, Ахтырская и Каплуновская-Казанская иконы Божией Матери, напр. 2-сторонняя из Вознесенской ц. г. Коротояка; Ахтырская икона с шитым на пелене орлом из ц.

http://pravenc.ru/text/155254.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010