В росписи церкви прор. Илии в Ярославле  на южной стене придела в честь Покрова Пресвятой Богородицы (посл. четв. XVII в.) Богородица с Младенцем Христом на левой руке изображена стоящей в рост на зеленовато-голубых облаках, спускающихся с небес в купель, вокруг Нее по границе розового сияния Славы - фигуры семи парящих ангелов, два вверху венчают Богородицу короной, другие касаются Ее одежд, средний ангел справа придерживает обеими руками за локоток Младенца. Композиционно такой тип изображения напоминает образ Богоматери, известный по иконам " Всех скорбящих Радость " московского извода (икона из Спасо-Преображенской церкви на Ордынке; прославилась в 1688). В остальном (образы страждущих у бассейна, огороженного кирпичными стенами) роспись соответствует иконографии известных к тому времени памятников. Сложную иконографическую программу имеет икона из церкви прор. Илии в Черкизове в Москве . Чтимый образ " Живоносного Источника " дополняют иконы Божией Матери (Цареградская, " Умягчение злых сердец " ; Иерусалимская, " Взыскание погибших " ) и святителей (свт. Кирилл Иерусалимский - обличитель ариан, отрицавших Богоматеринское достоинство Пресв. Девы, и свт. Софроний Иерусалимский - составитель водосвятных стихир на Богоявление). В основе композиции Беседная икона Божией Матери, на которой изображено явление Богоматери и свт. Николая Чудотворца пономарю Юрышу, в среднике - икона " О Всепетая Мати " , представляющая собой изобразительный гимн Богородице. Изображение " Живоносного Источника " как в кратком, так и в полном изводе широко тиражировалось в гравюрах. Составители сборников чудотворных Богородичных икон в XIX - начала XX века отмечали большое количество почитаемых в XVIII-XIX веках в России образов " Живоносного Источника " , в числе немногих приводили иконы из Саровской пустыни (принесена основателем иеросхим. Иоанном в нач. XVIII века, к ней направлял страждущих прп. Серафим Саровский); из Тулы (две иконы в церквах Староникитской и свт. Николая), из Новодевичьего монастыря в Москве (сохр.) и многие другие  . 

http://drevo-info.ru/articles/13675287.h...

Церковь во имя Св. Модеста, построена в 1766 г. на место прежней сгоревшей. Об освящении ее свидетельствует грамота Димитрия, митрополита Великого Новгорода. Грамотою повелевается: «Обонежской пятины, Тихвинского записа (?) в Троицком Изсадском погосте, новостроенную деревянную церковь , во имя святителя Модеста, патриарха Иерусалимского, игумену Николаевского Беседного монастыря Амвросию соборне, по церковному чиноположению освятить». Далее обычные предписания на счет освидетельствования церкви, прежде нежели приступить к освящению. В конце написано: «дана сия наша благословенная грамота, за подписанием нашея руки, и печатию, в царствующем С.-Петербурге, в нашем Карповском доме, при церкви Воскресения Христова 1766 г., октября 30-го дня». Антиминс в храме Св. Модеста освящен 1792 г., октября 30-го митрополитом Гавриилом. В храме замечателен оловянный ковчег для запасных даров; на нем серебряный крестик с мощами Германа, Гурия и Варсонофия Казанских. В 1867 г., декабри 18-го, освящен новый каменный храм во имя того же угодника Св. Модеста. Храм построен по плану архитектора Мусселиуса. В сем храме особенно уважаются иконы: Богородицы млекопитательницы, присланная с Афона в 1875 г. и икона Пантелеймона, оттуда же, в 1879 году. Причт состоял сперва из священника, диакона, дьячка и пономаря; в 1843 г. диаконская вакансия уничтожена. Из прежних священников известны: Симеон Лукьянов († 1801г.), Никита Феодоров, поступивший, в 1819 году, в Александро-Свирский монастырь и там умерший в 1837 году; Иоанн Травин, поступивший в 1870 году. Ныне служит Иоанн Землянский. До штатов причт пользовался доходами за требы и получал от крестьян графини Борх – 150 руб. сер., а от крестьян других помещиков – по четверику овса с души. С 1843 г. причт, по 4 разряду, получает в год 320 р. Из церковной земли – 10 дес. пахатной, 23 сенокосной. Из этого количества священник получает 19 дес., причетники – по 6 дес., а просвирня – 2 дес. Кроме жалованья причт получает проценты с 3 билетов по 100 р., положенных гг. Дементьевым, Шавкуновым и Бережковым.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

см.: ДЬЯВОЛ. Беседная икона Божией Матери («Явление Пресвятой Богородицы и святителя Николая пономарю Юрышу») Событие, легшее в основу сюжета Беседного образа, изложено в «Сказании о явлении иконы Богоматери Одигитрии Тихвинской». Согласно этому тексту, в 1383 в Тихвине был построен первый Успенский собор. Накануне его освящения местный пономарь Георгий, прозванный в народе Юрышем, отправился оповестить местных жителей о предстоящем празднике. Возвращаясь обратно, в 3-х верстах от дома, Юрыш почувствовал благоухание и увидел Пресвятую Богородицу, сидевшую на сосновом бревне с игуменским посохом в руках, и свт. Николая Чудотворца, стоявшего рядом с Ней. В благоговейном страхе Юрыш пал ниц. Пречистая Дева повелела ему: «Иди, человек, отсюда за три поприща, где ныне строят церковь во имя Успения Богородицы и хотят поставить на церкви железный крест. И ты скажи священникам и христолюбивым людям, чтобы поставили крест деревянный. Ибо Я не хочу, чтобы на Моем храме был железный крест, но чтобы был деревянный в уверение свидетельства Господнего, что Господь, Сын и Бог Мой Иисус Христос ради спасения человечества был распят на кресте деревянном, а не железном». В случае неверия людей свт. Николай пообещал послать им знамение. Юрыш в точности исполнил повеление Божией Матери, но его слова остались без внимания. В день празднования Успения Божией Матери люди решили водрузить на главу собора железный крест. Во время работ внезапный вихрь сорвал мастера с крестом с купола. Рабочий чудом остался невредим. Потрясенные верующие вспомнили о предупреждении пономаря и установили на купол Успенского храма деревянный крест. Празднование иконы установлено 14/27 авг. накануне Успения Пресвятой Богородицы. Бессонница Болезненное состояние, которое, по народным понятиям, появляется у людей в результате воздействия нечистой силы, прежде всего женских демонических существ. Сон могли отобрать: ночница, полночь, полуношник, «бессонница», щекотиха-будиха, лесная баба, ведьма и др. Жители Смоленской губ. представляли себе ночницу в виде женщины в темном одеянии, которая неслышно проникает в дом, дотрагивается до спящего, отчего тот лишается сна. В Галиции считали, что «бессонница» в женском облике ходит по домам в ночь новолуния или накануне Андреева дня, нападая особенно часто на детей. Беспрестанный плач ребенка по ночам был для белорусов свидетельством того, что ночница посещает дом. Русские северных областей приписывали детскую болезнь «ночная плакса» воздействию злого духа, беса, домового. Если дитя не спит и плачет по ночам, то в Архангельской губ. говорили, что к нему пристал «полуношник», которого необходимо отогнать, или что «матенка-полуноценка» забавляется с ребенком.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Письмо это, как духовное напутствие, Владыка Иоанн хранил всю свою жизнь. Бумажная иконка «Беседная» с Пресвятой Богородицей и Николаем Угодником, которую старшая сестра послала юному Косте, была вставлена в специальную деревянную рамку. Божия Матерь и святитель Николай изображены на фоне леса, беседующими со стоящим на коленях пономарем Георгием. Рамкой с металлическими скобами когда-то пользовался Николай Антонович Вендланд при изготовлении фотографий. В этой рамке под бумажной иконкой и хранилось больше полувека сложенное вчетверо письмо от старшей сестры. После возвращения из ссылки архимандрита Гурия назначают настоятелем киновии Александро-Невской Лавры. Центр жизни братства перемещается на окраину города. Киновия – когда-то маленький общежительный монастырек, основанный при даче петербургских митрополитов для монахов Лавры, ищущих более строгого иноческого жития и подвигов, а также как место, куда посылали на исправление провинившихся монахов. В двадцатые годы это уже был приходской храм при кладбище. К отцу Гурию потянулись верующие интеллигентные люди – бывшие слушатели богословско-пастырских курсов, религиозных кружков. Ядро прихода составили члены Александро-Невского братства. Службы в киновии совершались ежедневно, строго по уставу, без малейших пропусков, «от стражи утренния до нощи»… Людей в воскресные и праздничные дни собиралось много. Пел большой хор. Архиепископ Михей (Хархаров) так вспоминал те времена, упоминая о себе в третьем лице: «У верующей интеллигенции был большой духовный подъем, энтузиазм, горение духа. Люди шли или ехали в храм к ранней обедне, затем по дороге где-нибудь в парадной или в подворотне съедали наспех бутерброд или кусок булки (на улице считалось есть неприлично) и шли на гражданскую работу. Вечером с работы спешили домой наскоро перекусить или пообедать и опять в церковь . То в одну, то в другую. В Ленинграде в разные дни в разных храмах были чтения акафистов с общенародным пением. Елизавета Николаевна Вендланд, когда приезжала в киновию, встречала там мальчика Сашу. На обратном пути она часто отдавала ему свой (или специально для него припасенный) завтрак. Чаще всего это был бутерброд с повидло. Теперь это для нас мелочь, ничтожность, а в те времена – много значило. Мальчик смущался, отказывался, но она умела так просто подойти, что в конечном итоге, переезжая на пароходике Неву на другой берег, он съедал этот хлеб с повидло, может быть, лишая ее приготовленного для себя завтрака».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Троицким собором (святой заслоняет его своей фигурой), уделив внимание лишь Успенскому и надвратной «строгановской» церкви Иоанна Предтечи. «Конечно, старообрядец не мог в то время позволить себе свободно посетить Троице-Сергиев монастырь, — объясняет На­талья Комашко. — Но преподобного Сергия-то он почитал! И, работая над иконой, он, несомненно, держал в руках какие-то изображения обители, в которых, скорее всего, не сумел выделить главные и второстепенные детали». Другой старообрядец — второй четверти XIX века — пишет святителя Алексия Московского на фоне совершенно фантастического града, не похожего ни на один из исторически известных кремлей Первопрестольной. Возможно, этот мастер также не бывал в старой русской столице. Впрочем, в данном случае он, скорее всего, зафиксировал на иконе собственное идеалистическое представление о ней, соединив его с авторской фантазией на тему Небесного Иерусалима. Наконец, еще одна интересная разновидность экспонатов — «иконы места», связанные с чудесными видениями, явлениями чудотворных образов, важными историческими событиями. Поскольку сами они легко атрибутируются историографически, то тут не обходится без дополнительных «декораций», несущих важную смысловую нагрузку и эстетическое наполнение — кропотливо выписанных деталей естественного ландшафта и природного фона. Конечно, русский пейзаж здесь поэтически условен. Он представляет собой скорее иконографический образ рая — будь то образ праведного отрока Артемия Веркольского с поражающей святого молнией, или массивные деревья с явленной Оковецко-Ржевской иконой Божией Матери «Прозрение очес», или поваленный ствол, на котором восседали встреченные тихвинским пономарем Юрышем Богородица со святителем Николаем (впоследствии на этом самом месте основали Тихвинский «Беседный» монастырь). Здесь же выставлены крайне редко демонстрируемые в публичных экспозициях иконы преподобных Мефодия Пешношского, Корнилия Комельского, Корнилия Палеостровского, Космы Яхромского и Геннадия Костромского и Любимоградского, блаженного Симона Юрьевецкого и многих других прославленных для местного почитания святых, даже имена которых известны далеко не каждому православному человеку.

http://e-vestnik.ru/culture/ikony_mesta_...

741 Вениамин (Казанский; 17.04.187313.08.1922). 1897 – окончил СПбДА, иеромонах, препод. Рижской ДС. 1899 – инсп. С.-Петербургской ДС. 1902 – ректор Самарской ДС. 1905 – ректор С.-Петербургской ДС. 1910 – еп. (1917 – архиеп.) Гдовский, вик. Санкт-Петербургской епархии. В 1917 избран Петроградским архиереем, возведен в сан митрополита. Член Собора 19171918 гг. по должности. В 1922 арестован по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей и расстрелян. В 1992 причислен к лику святых (Обзор I. 260; ПЭ VII. 617623). 744 В ряде современных публикаций эта книга называется не «Беседничество как секта», а «Беседчики в Самарской епархии» (в качестве общего заглавия ошибочно приведено название первого раздела). 748 Колпаков Петр Иванович (18561925), житель с. Чагры Ставропольского уезда Самарской епархии. С 1911 старший у беседников в Чаграх. В 1915 организовал перенос в Чагры закрытой церкви из соседнего села. В 1965 г. при перезахоронении мощи старца оказались нетленными (Якубовский. 3741) 751 Кодратов Владимир, житель деревни Лугов Кропивенского Погоста Гдовского уезда, почитатель о. Иоанна Кронштадского. 753 Включение иоаннитами курения в число смертных грехов опирается на резкие высказывания о курении, встречающиеся во многих сочинениях св. Иоанна Кронштадского. Сам о. Иоанн курил, и курение было тем грехом, с которым он боролся долгие годы. Приведем, пользуясь любезностью Ю.В. Балакшиной, цитату из готовящегося к публикации дневника о. Иоанна за 1869 г.: «Ночь с 12 на 13 июня после бытия в гостях у Михаила Леопардова, курения сигары и питья крепкого чаю, спал хорошо, только к утру в правой руке сделалась боль, как бы от паралича: я спал на правом боку, боль очень сильная, так, что я едва мог выпрямить ее от боли; думаю, что это от табаку и от крепкого чаю. От курительного табаку омрачается и грубеет сердце, темнеет и грубеет кровь, приливы и ломоты делаются». 755 Пономарев Иван Артамонович, крестьянин д. Хорошево Плещеевской волости, по профессии – «художник-маляр».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

«Войдя в церковь не прямыми дверями, а прейдя инуде через пономарню», его преосвященство «несколько сконфузился», заметив в храме десятка три прихожан, и приложился к иконе божией матери». Дневник не объясняет, чего именно «сконфузился» владыка, «заметив десятка три прихожан», — показалось ли ему, что три десятка людей мало для его приезда и «иллюминации», в которую «превратился» по этому случаю храм; или ему уже до такой степени надоели сбегавшиеся ему навстречу люди, что один их вид приводил его в смущение? Дневник также ничего не сообщает, сказал ли что-нибудь архипастырь этому «малому стаду» верных? Видно только, что он «приложился» к иконе и осмотрел «превратившийся в иллюминацию» храм. А это очень жалко, потому что, как справедливо кем-то замечено, наши простолюдины особенно любят «вероучительное слово», просто и прямо обращенное к ним от высших лиц церковной иерархии, и некоторые из нынешних архиереев, нраву которых не претит это простосердечное желание, стараются не отказывать в этом (таков, например, преосвященный Модест, стяжавший себе своею беседностию aura popularis на Подлясье ). Но любители пышности смотрели на эти вещи иначе, и потому сношения архипастыря с «малым стадом» в Гореничах, может быть, были бессловесные. Иначе аккуратный записчик всего происходящего, отец Фока, не преминул бы отметить это в своих записях. Но он заключает сказание о сей встрече кратко словами: «простился, благословил и уехал». А затем следует неинтересная роспись «фургонов», на которых повезли конторщика, дьяконов и иподиаконов, в числе коих проименован отец Адий, с пояснительною аттестациею: «всеми презираемый». Маленьких певчих отец Фока пожалел, оставил у себя ночевать и уложил «всех покотом», а утром супруга отца Фоки накормила этих утомленных мальчиков «горячими пирогами с говядиной», за что они, оправясь от усталости, в благодарность хозяйке «запели несколько кантиков», а она им дала на орехи по «злотому» (то есть по пятнадцати копеек). Потом и этих ребят запаковали в фургоны и отправили.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Сохранились произведения царицыных светлиц, выполненные при седьмой жене Ивана Грозного Марии Нагой (1580–1584). Наиболее значительное из них – покров «Сергий Радонежский» 1581 г. (ил. 15) 151 . Повторяя как образец покров великой княгини Соломонии 1525 г., он вместе с тем является характерным памятником второй половины XVI в. В личном, шитом тщательно «по форме» мелкими стежками, появились легкие притенения, подчеркивающие морщины и суставы рук, нимб украшен растительным жемчужным узором с драгоценными камнями. К царицыным светлицам 1580-х гг. мы относим также хоругвь, на одной стороне которой изображен покровитель Грозного – Иоанн Предтеча в образе Ангела Пустыни, па другой – «Явление Богоматери и Николы пономарю Юрышу» 152 , что отвечает месту вклада – Тихвинскому Николо-Беседному монастырю, ктитором которого был Иван Грозный 153 . Тонкое шитье ликов почти без оттенений сочетается здесь с развитым золотным шитьем, где яркие цветные прикрепы создают разнообразные узоры. Четкий, изящный рисунок свидетельствует об искусных вышивальщицах и художниках придворного круга. С рождением у царицы Марии Федоровны 19 октября 1582 г. сына Дмитрия связано создание двух пелен с изображением Богоматери Иерусалимской, празднование которой отмечается в этот день. Одна из пелен, как свидетельствует надпись на ней, была вложена царицей в 1583 г. в Преображенский собор Углича, пожалованного Грозным в удел Дмитрию. На каймах ее изображены Троица, Сергий Радонежский и патрональные святые царя и его сына (Иоанн Предтеча и Димитрий Солунский). Пелена плохо сохранилась 154 . Вторая пелена не имеет вкладной надписи, однако необычайно красивый рисунок и искусное шитье в сочетании с изображением на пелене и ее предназначением в Троице-Сергиев монастырь дают основание относить ее к царицыной светлице 155 . Изящно склоненное округлое лицо с огромными глазами под густыми, соболиными, бровями, длинная стройная шея и тонкие пальцы придают образу Марии неповторимое очарование. А шитый золотом рельефный растительный орнамент на каймах подчеркивает драгоценность и значимость пелены.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

По окончании строительства пономарь Юрыш, человек благочестивый, был послан оповестить окрестных жителей о времени освящения храма. Недалеко от нового храма Юрышу явилась Божия Матерь со святителем Николаем Чудотворцем и повелела, устами святителя, ставить на храм деревянный, а не железный крест, потому что именно на деревянном кресте был распят Иисус. На месте беседы святого Николая с Юрышем тогда же поставили часовню, а в XVI b. был основан Николо-Беседный мужской монастырь. Событие это послужило также основанием для написания иконы. Современники, однако, не сразу поверили Юрышу, и когда стали устанавливать на купол кованый железный крест, рабочего, который это делал, невидимою силой дуновением ветра сняло с купола вместе с крестом и невредимым поставило на землю. Кресты же все и по сию пору на соборе деревянные. Первая церковь простояла семь лет и сгорела от «свещи ночию», чудотворная же икона сохранилась в целости: она была найдена неподалеку в можжевельнике. Церковь трижды горела и трижды восстанавливалась, а икона каждый раз чудесно оставалась невредимой. Слава о чудесах иконы распространилась далеко за пределы края, и в 1507 году по указу царя Василия III была заложена каменная Успенская церковь. В эти годы чудотворная икона и получает наименование Тихвинской. Прообразом тихвинскому храму послужил главный храм государства, Успенский собор Московского Кремля. В 1584 году царь Федор Иоаннович пожертвовал 300-пудовый полиелейный колокол. В 1630 году Михаил Федорович, первый из династии Романовых, внес из личных средств 3000 листов белого железа для покрытия глав церкви Успения. Князь Дмитрий Пожарский, предводитель ополчения, освободившего страну от литовско-польской интервенции, присылал каменщиков для восстановления звонницы, разрушенной взрывом порохового склада. Вскоре после основания и особенно во время Ливонских походов Ивана IV Грозного Успенский монастырь, находившийся в ту пору на северо-западной границе России, стал нести не только духовно-просветительскую, но также и государственную «дозорную и связную» службу.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Иноки Корнилий и Виталий. Рисунок. 1-я треть XIX в. (ГЛМ) (Конон; ок. 1570, деревня на р. Тотьме - 30.03.1695, скит в Выговском суземке), инок, один из основателей Выголексинского общежительства . Сведения о К. В. содержатся в его Житии, составленном в 20-х гг. XVIII в. его бывш. келейником и учеником иноком Пахомием; в 1731 г. Житие было переработано в традициях выговской лит. школы Трифоном Петровым (1-ю редакцию Жития издал Д. Н. Брещинский). К. В. род. в крестьянской семье. В юности почувствовал тягу к монашеству, отправился в Ветлужские леса к знаменитому аскету Капитону , однако тот не принял К. В., ссылаясь на его юность, и направил в Корнилиев Комельский мон-рь , где К. В. был пострижен в монашество (ок. 1588) и стал пономарем. В Комельском мон-ре К. В. провел 24 года. После смерти своего келейного отца отправился странствовать, обойдя много городов и обителей (в т. ч. Троице-Сергиев (см. Троице-Сергиева лавра ) и Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ри), оказался в Москве (жил в мон-рях Чудовом в честь Чуда арх. Михаила в Хонех, Новоспасском московском в честь Преображения Господня, Симоновом Новом московском в честь Успения Пресв. Богородицы ). В 1619-1620 гг. был келейником Иерусалимского патриарха Феофана IV , когда тот находился в Москве. Трудился пекарем сначала у Московского патриарха Иоасафа I (1634-1640), потом в Новгороде, у митр. св. Аффония (1635-1649), участвовал в его погребении (1652). К. В. неоднократно предлагали священство, но он всякий раз отказывался. В нач. 50-х гг. XVII в. патриарх Иосиф поручил К. В. «надсмотрение над попами и дьяками» кремлевского Архангельского собора, К. В. должен был «ковать и смирять за некоторыя погрешения». Когда на Патриарший престол был возведен Никон (1652), к которому, предвидя церковную «смуту», К. В. еще в Новгороде отказывался идти под благословение, К. В. покинул Москву и вместе с Досифеем (впосл. игумен Николо-Беседного мон-ря) бежал на Дон. После 3-летнего пребывания на Дону К. В. 12 лет укрывался в Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пустыни ; когда и здесь были введены новые обряды и книги, начал скитания по Северу, в Олонецких пределах. 3 года жил в келье близ р. Водлы, 3,5 года - на Кяткозере, из них 2 года - с Епифанием , буд. сподвижником протопопа Аввакума Петрова ; позже К. В. состоял в переписке с пустозерскими узниками. Преследования властей заставляли К. В. постоянно менять место жительства. Вокруг него собирались многочисленные последователи, ок. 100 чел. жили в его поселении на р. Выг, у К. В. приняли постриг старообрядческие иноки Серапион, Варлаам (Быков) .

http://pravenc.ru/text/2458717.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010