Хлысты, конечно, хорошо знают это, и только, подавленные чувственностью, они умышленно закрывают глаза свои, чтобы не видеть истины. Как всевидящий Бог, Господь наш Иисус Христос наперед предупредил Своих Апостолов о том, что явятся люди наглые, которые будут отвергать Его вечные заслуги для спасения всего рода человеческого, чтобы обманом поставить себя на Его место. «Берегитесь, – говорил Он ( Мф. 24:4–5, 11, 23–26 ), – чтобы кто не прельстил вас; ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: я – Христос, и многих прельстят... Многие лжепророки восстанут и прельстят многих. Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос или там – не верьте; ибо восстанут лжехристы и лжепророки,... чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам: итак, если скажут вам: вот, Он в пустыне, – не выходите; вот, Он в потаенных комнатах, – не верьте». Удивительно, с какою точностью исполнилось это пророчество Господа на несчастных хлыстах!.. В оправдание своего верования в возможность перевоплощения пророков и пророчиц к сказанному о лжехристах хлысты почти ничего не прибавляют; а приводимые ими здесь три изречения Св. Писания к хлыстовскому лжеучению о перевоплощении пророков никакого отношения не имеют. Так, они указывают па пророка Иоиля, который говорит от имени Иеговы: «И будет после того, излию Духа Моего на всякую плоть и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего» ( Иоил. 2:28–29 ). Что в этих словах нет никакого основания для верования хлыстов, что в их лжепророках воплощены души древних ветхозаветных пророков, это – очевидно. Господь ясно говорит, что верующие будут пророчествовать только потому, что Он излиет на них Духа Своего, а не по какой-либо другой причине. Поэтому, даже более благоразумные из хлыстов утверждают, что в изречении Иоиля нужно видеть указание не па перевоплощение пророческих душ, а на непрерывно продолжающийся в Церкви Христовой дар пророчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Хлысты сами сознают неосновательность своих положительных верований и всячески прячутся с ними от собеседников – православных миссионеров, ловко перебегая к нападкам на верование и обряды Православной Церкви. Но миссионеры делают большую ошибку, уступая в этом хлыстам и, таким образом, из позиции нападения переходят к самообороне, т. е. к защите вероучения и обрядов Церкви. «Сие надлежит делать и того не оставлять» ( Мф. 29:23 ). Для защиты Церкви от хлыстовских нападок можно назначить специальную беседу; здесь же задача миссии должна состоять в том, чтобы не выпускать противника из рук и одержать полную над ним победу: со всею ясностью и очевидностью обнаруживать всю несостоятельность положительного учения хлыстов. Ввиду этого, нам необходимо перейти теперь к экзегетике и посмотреть – оправдывается ли хлыстовское лжеучение теми местами Св. Писания, на которые хлысты ссылаются. Но нужно ли это? Ведь хлысты не признают книг Св. Писания источником своего вероучения! Если же они и ссылаются на них, то они и сами не знают, зачем это делают: разве только для облегчения себе труда по совращению не утвержденных в вере православных... Но это-то последнее обстоятельство побуждает и нас рассмотреть до конца все доводы хлыстовства. 1 . Прежде всего, хлысты, будто бы, следуя примеру самого «саваофа» своего Данилы Филипповича, свое верование в возможность многократных перевоплощений Христа стараются оправдать ссылкой на слова, приводимые Ап. Павлом во втором послании к коринфянам ( 2Кор. 6:16 ): «вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них». Но где, кому и когда это сказал Бог ? Апостол приводит здесь слова Иеговы, находящиеся в книге Левит ( Лев. 26:11–12 ), и читающиеся так: Доставлю жилище Мое (т. е. скинию свидения) среди вас, и душа Моя не возгнушается вами. И буду ходить среди вас, и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом». Ясно, что слова Божии «вселюсь в них» и у Апостола нужно понимать только в том смысле, как они в действительности были произнесены и написаны в книге Левит, т. е. «буду ходить среди вас», в смысле духовного присутствия. Так говорит о Себе и Спаситель: «где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них ( Мф. 18:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Это было нужно св. Иустину не только для доказательств своей причастности к классической литературной традиции, но прежде всего как удобное средство полемики с иудейством, с которым у христиан были существенно иные отношения, чем с язычниками. Христиан роднило с иудеями преклонение перед авторитетом Священного Писания, которое для тех и других было книгой Божественного откровения, хотя и понималось по-разному. Разговор христианина с иудеями непременно сводился к спору о смысле Писания, и для изображения такого спора как нельзя лучше подходила именно форма сократического диалога — инсценировка непредвзятого выяснения истины не враждебными, но и не во всем согласными сторонами. И св. Иустин остановил свой выбор именно на этом жанре. Завязкой дискуссии между со-беседниками его “Диалога” служит выпад Трифона против христиан за их пренебрежение к обрядам (гл. 11). Отвечая ему, христианин останавливал внимание на самом главном в Писании — на Завете Бога с человеком. Пространные цитаты из книг пророков Исаии и Иеремии напоминали об обещании Бога вступить с людьми в новый, второй Завет, который, в отличие от первого, будет жизнью сердца, а не выполнением внешнего ритуала (глл. 11—14). Для христианина срок второго Завета уже наступил: он явлен исторической Личностью Иисуса Христа. С этим смысловым центром истории, с пришествием Мессии в мир, соотнесено у св. Иустина все содержание библейских книг. Признать второй Завет уже наступившим означало подорвать авторитет первого, авторитет Моисеева закона. О драматизме возникавшей при этом для иудеев-христиан ситуации красноречиво свидетельствовали апостольские послания. Апостол Павел горячо настаивал на том, что “человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа” (Гал 2:16), закон же в свое время “был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры мы уже не под руководством детоводителя” (Гал 3:24—25), поэтому ветхозаветные обряды утратили свой прямой смысл, “ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью” (Гал 5:6), и место закона вещественного занял закон духовный, “ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве” (Рим 2:28—29). Опровергая Трифона, св. Иустин не только развивал апостольскую мысль о преходящем характере обрядов и сокровенном, символическом смысле библейских эпизодов[ 5 ], но и соотносил с Новым Заветом множество текстов пророков и Пятикнижия, христианизируя тем самым основной корпус библейского канона. В псалмах и у пророков он слышал прямые предсказания евангельских событий, отступая от принятых иудеями традиционных толкований[ 6 ]. Тот же параллелизм с Новым Заветом он усматривал в исторических реалиях и в регламентированных Моисеевым законом обычаях[ 7 ].

http://pravmir.ru/vizantijskaya-ekzegeza...

То, что комиссия, с одной стороны, не нашла в учении беседников ничего еретического, а с другой – не сделала вывода об их безвредности или полезности, вызвало у самарского духовенства большое недовольство. Епархиальный съезд, ссылаясь на противоречивость решений комиссии, отказался обсуждать меры воздействия на беседников: Одни из членов комиссии, – говорится в резолюции съезда, – видят в беседчиках сильное желание утолить душевный голод через чтение и пение священных песней, для чего беседчики и устраивают собрания; другие находят в беседчиках стремление к аскетическим подвигам, но не под руководством пастырей Церкви, а своих избранных и излюбленных наставников, так как пастыри Церкви якобы не прилагают о них должного радения; некоторые же прямо видят в беседчиках людей, уклонившихся от Православной Церкви в сектантство. 743 Принимавший участие в работе этой комиссии священник Евгений Кесарев выпустил в 1905 году книгу о беседничестве. В книге нет обвинений беседников в ереси, однако автор характеризует это сообщество как секту, причем слово «секта» присутствует уже в заглавии книги. 744 Дан подробный очерк истории движения, описывается круг чтения беседников 745 и особенности их быта. Неоднократно повторяя, что беседничество стало результатом духовных поисков народа, священник Е. Кесарев все-таки указывал на сектантский характер этого движения: В беседничестве замечается неправильное понимание христианского подвига, вследствие чего высшие идеалы благочестивого жития сводятся к мелочам и полагаются в механических упражнениях воли, причем фактическое отсечение того или другого отдельно взятого порока считается уже осуществлением этих идеалов и отождествляется с осуществлением самой цели спасения. Но суть дела не в отдельных добродетелях, которые доступны всякому человеку, даже и язычнику, а в целой христианской жизни. 746 Чтение публикаций, посвященных обличению беседников, производит странное впечатление, поскольку в существенной части выдвигаемых против беседников обвинений говорится о явных достоинствах, а не о недостатках. Непонятно, почему священник, призывающий своих прихожан к трезвости, осуждает беседников за полный отказ от вина. Очевидно, что реальным мотивом неприятия беседников являются не их конкретные действия, а психология замкнутой самодостаточной группы, превращающейся в некий суррогат Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Беседники питают особую любовь к книгам Св. Писания, особенно к Евангелию и посланиям апостолов, но изъясняют их только аллегорически, или, как говорят они, «духовно». «Евангелие, – учат они, – писано духом и для духа, а потому и понимать его нужно духовно». Объясняя его аллегорически, беседники отвергли не только Богочеловечество Господа Иисуса Христа, но Его историческое существование, а следовательно, и все христианство с Церковью и ее таинствами. «Христос, – учат они, – рождался, рождается и всегда будет рождаться так: ты грешил прежде, значит, ты был мертв, разлагался, смердел; теперь ты перестал грешить, вот это и значит, что в тебе Христос». Подобным образом они объясняют и другие события евангельской истории. Бытия Бога, как самобытного и личного существа, беседники не признают. По их учению, Бог пребывает только в человеке и с человеком. «Вне человека, – говорят они, – Бога нет. Его нет даже в храме, когда там не бывает людей». От хлыстов беседники отличаются тем, что не разделяют их учения о предсуществовании душ и их перевоплощении, равно как учения о воплощении Христа. «Ни Бог , ни Христос, – учат они, – не воплощаются Своим существом в людей, а только духовно воспринимаются ими более или менее, смотря по степени их нравственного усовершенствования». Присваивая себе названия «пророков», «апостолов», «архангелов», «богородиц», «христов» и «саваофов», беседники выражают ими только степени святости, а не веру свою в действительных «христов» или «пророков». Поэтому у них «богородицами» могут быть и мужчины. Кроме того, в противоположность хлыстам, беседники не отвергают брака и отличаются от них общинным устройством жизни, наподобие монастырей, причем над мужчинами настоятельствует женщина, а над женщинами – мужчина, и носят все черное платье. К Церкви Православной относятся с особенным показным уважением. Исполняют все обряды и предписания ее, неопустительно посещают храмы и делают большие жертвы на их нужды, часто бывают у исповеди и св. причастия и проявляют должное, но лицемерное почтение к духовенству. Секта беседников распространена в губерниях по Волге, на Кавказе и в Южной России. Бесоперевоплощенцы

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Чтобы достигнуть святости и стать достойным восприятия Бога в себя, по учению беседников, нужно выполнять следующие заповеди: 1 . Верь в божественность «пророков», «апостолов», «архангелов», «богородиц», и «христов» (всех их, обобщая, беседники называют «дяденьками» и «Мариями»); 2 . неопустительно посещай беседку и верь в ее необходимость и спасительность; 3 . храни тайну истинной (т. е., беседнической) веры, ибо писано: «тайно образующе»; 4 . беспрекословно исполняй волю своего «духовного отца»; 5 . надейся на молитвы святых Божиих человеков (т. е., «дяденек») и спасешься; 6 . не пей вина: оно – кровь сатаны; 7 . не ешь мяса: не известно еще, где сами после смерти будем; 8 . не кури табаку: он – скверна, и, покурив, грех идти на беседку; 9 . не говори «я»: «я» – на дне ада, а говори «мы»: «мы» – троица; 10 . не ходи на беседку – на завалинку: ты – не собака; 11 . не грызи подсолнухов: это все равно еда, прихоть, лакомство, а ты учись воздержанию, чтобы быть истинным христианином и сохранить все семь печатей; 12 . не говори: «Бог в помощь», «помогай Бог»: нечего заставлять Бога работать; Он за нас не работник, сам трудись; 13 . при встрече со знакомым, руки не подавай ему и «здравствуй»! не говори: этим избежишь общения с жидами и язычниками. Христос руки не подавал и «здравствуй»! не говорил. Он говорил: «мир вам»! Так и ты говори. Обычай руку подавать и «здравствуй»! говорить выдумал дьявол: как только руку-то подашь, да «здравствуй»! скажешь, дьявол-то на руку сядет и будет плясать да радоваться; 14 . чаще ходи в храм Божий, по не ходи на богомолье по святым местам; 15 . крестись при начале и конце каждого дела; 16 . не клади ногу на ногу, чтобы дьявол на нее не вскочил 82 . Есть, впрочем, беседники, отвергающие бытие диавола 83 . Внешней связи с Церковью, как и хлысты, беседники не разрывают: усердно посещают богослужения, говеют, с уважением относятся к православному духовенству и т. п. Замечают, впрочем, что, стоя в храме, беседники, большей частью, спят и громко зевают; некоторые стоят рассеянно, блуждая глазами по сторонам.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Далее. Беседники отличаются от хлыстов тем, что, хотя и признают важное значение за девством и безбрачием, но не отвергают и брака. У них уже нет заповеди Данилы Филипповича: «женатые разженитесь»; они не требуют, как хлысты, чтобы члены их общины бросали своих жен и расторгали браки. Это объясняется тем, что, по крайней мере, на первых порах существования беседнической секты, ее члены не допускали радений и резко осуждали разврат и «свальный грех». С шалопутами беседники сходятся еще и в том, что придают особенное значение посту, как средству нравственного самоусовершенствования: как шалопуты, так и беседники утверждают, что для достижения божеского достоинства, т. е. наивысшего нравственного совершенства, необходимо «залечь на сорокадневный пост». В связи с этим, нельзя не отметить еще одной особенности у беседников, которой они отличаются от хлыстов, хотя она, по-видимому, и незначительна. Беседники осуждают всякого рода лакомство, не позволяя даже грызть подсолнухи; хлысты же – напротив, настолько любят сладкое, что простонародье их даже называет «сладкоядцами»; а приходские священники по продаже пряников в сельской лавке, узнают о дне хлыстовских радений. История секты Монтанами или, вернее, монтанистами называются, собственно, еретики, появившиеся в Малой Азии (во Фригии и Мизии) во 2-м веке по Р. X. и быстро распространившиеся оттуда во Фракии, Карфагене, Риме и даже Галлии. Их ересь была осуждена на первом вселенском соборе. Виновником ее признается бывший языческий жрец Монтан, около 156 года обратившийся в христианство . Он учил, что человек, сам по себе, может вступать в живое и непосредственное общение с Божеством и может удостаиваться восприятия особых даров Св. Духа или харизм, в том числе, и пророческого дара, помимо иерархии, таинств и церковных обрядов. Религиозный энтузиазм и экстатические припадки, которыми сопровождалось мнимое получение пророческого дара, составляли характеристическую особенность монтантских религиозных собраний. Сам Монтан был признан Параклетом, или Духом Утешителем, которого Господь обещал ниспослать Своим ученикам. Две нервозные женщины, рьяные последовательницы Монтана, Приска, или Присцилла, и Максимилла, были объявлены пророчицами общины, а все, вообще, монтанисты только себя считали «святыми» и называли себя не иначе, как «духовными христианами», в отличие от обыкновенных членов Церкви, которых они называли только «душевными христианами».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

В таком костюме женщины являются и на радения, мужчины же, как и все хлысты, на радения надевают на себя длинные белые рубахи и широкие шаровары. Все участвующие в радениях, как мужчины, так и женщины, должны быть непременно босыми. Во второй половине прошлого столетия многие монтаны, недовольные главарями за их крайнее увлечение хлыстовством и желая руководствоваться только правилами Никифорыча, почитаемого ими за «первого человека», отделились от секты и образовали свое собственное общество беседников или беседчиков, подобно тому, а, может быть, и в связи с тем, что произошло и в казанском хлыстовстве. По докладу самарского миссионера о. Матюшинского, сделанному на 3-м всероссийском миссионерском съезде, бывшем в Казани в 1897 году, самарские беседники имеют в своих общинах почти монастырское устройство: носят темное платье, живут, обыкновенно, большими общинами, причем, над женщинами настоятельствует мужчина, а над мужчинами – женщина. В свои общины беседники стараются завлечь, под видом обучения грамоте или рукодельям, девочек-сироток, по преимуществу, и, притом, красивых: рябых или кривых в общины не принимают. Беседники, как и монтаны, стараются казаться усердными к церкви православной: неопустительно посещают все богослужения, являются в храм до звона, охотно жертвуют на украшение храма большие суммы, любят быть попечителями и церковными старостами, к духовенству весьма почтительны и всячески стараются расположить к себе приходских священников, наоборот, при помощи всевозможных интриг, вредят тем, которые вздумали бы уличать их в принадлежности к сектантству. Радения у них совершаются редко, с большими предосторожностями и только в небольшом кругу избранных. Обычные же моления свои они называют «беседками»; на них они поют православные церковные песнопения и читают акафисты или особые каноны. При общинном устройстве секты, рядовые члены ее работают на главаря даром – «ради спасения души». Члены секты не имеют своей воли: во всем и даже в противозаконных действиях они беспрекословно повинуются руководителю своему. Главари беседников любят производить сборы пожертвований на Афон и другие святые места, причем, большая часть сборов утаивается ими в свою пользу. Брак беседчики отрицают, и в случае поступления в их секту женатых, последние дают клятву «жить с женами, как с сестрами».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

п.); 8) нехождение на крестины и свадьбы, брезгливое отношение к акту рождения детей, к родильнице и к самим новорожденным; 9) называние друг друга уменьшительными именами и 10) особенная любовь к сластям. 104 Разделение хлыстовщины на толки Признавая единственным источником вероучения учение своих хлыстов и пророков, из которых каждый выдает свое учение за откровение Св. Духа, хлысты не имеют твердого объединяющего начала и, следуя за вожаком, легко могут изменять свои верования. Поэтому неудивительно, что как только некоторые из их пророков, пользуясь своим авторитетом в корабле, стали допускать отступления даже от основных пунктов хлыстовского учения и вводить существенные изменения в богослужебном культе 105 , а проповедники рационалистических сект начали усиленно распространять среди хлыстов рационалистические и даже атеистические идеи, в хлыстовщине началось сильное брожение и дробление на толки. 106 Из числа этих толков наиболее известны следующие: а) «Серые голуби» или «Божии голуби» – секта, существующая в Самарск. губ.; занесена она сюда в 30-х г.г. XIX ст. из Сибир. г., Ардатов. у. От хлыстов «серые голуби» отличаются только тем, что вступают в брак церковный, родят детей, но законных жен считают ниже прислуг и имеют «сестриц», с которыми живут «христовой любовью», т. е. в незаконной связи, а кроме того, устраивают свои радения обязательно с пятницы на субботу и Пасху празднуют вместе с евреями. 107 б) Беседники. Секта «беседников» или «чернецов и черничек» появилась в Самарской губ. в 30-х гг. XIX ст.; занесена она сюда из с. Прислонихи, Сибирской губ. В настоящее время «беседники» встречаются в Казанской, Оренбургской в Астраханской губ., на Кавказе и почти во всей южной России. 108 По характеру своего учения и культа, секта «беседников» представляет собой «несколько реформированное и упрощенное хлыстовство». От хлыстовщины она отличается, главным образом, тем, что не разделяет учения о перевоплощении, предсуществовании душ и душепереселении. В основу религиозно-нравственной жизни «беседников» положено начало аскетизма. Живут они большими общинами, имеющими чисто монастырское устройство, причем над мужчинами начальствует женщина, а над женщинами – мужчина, и носят темное платье. Затем, признавая важное значение за девством и безбрачием, брака, однако, не отвергают. 109 Радения у них совершаются редко, с большими предосторожностями и лишь в кругу избранных, 110 а чаще всего бывают беседки (отсюда – беседники), т. е. такие молитвенные собрания, на которых читается Св. Писание, жития св. подвижников, поучения св. Димитрия Ростовского , Тихона Задонского и др., с пояснениями и толкованиями, и поются православные церковные песнопения н особые канты. 111

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Савва Дмитриев и иконийский митрополит [писал? прим. корр.] свои письма к Никону в виде непринуждённого разговора с ним. Представление о письме как беседе между отправителем и получателем письма восходит к античной культуре 323 . Беседный характер переписки проявлялся в выработке и определённых требований к эпистолярному стилю, который должен быть близок к разговорной речи 324 и ориентироваться на дружескую беседу 325 . Так, Савва сам задаёт вопросы адресату и сам даёт на них предполагаемый ответ: «И что, какой порокъ хотять на теб найти? Да рекутъ, что оставилъ еси престолъ твой и отшелъ еси, И то нстъ рчъ». (Савва 1, л. 275об.); «Токмо что имамъ глаголати? Слава Богу!» (Савва 4, л. 283об.). Греки постоянно обращаются к патриарху: Афанасий называет его «Владыко мой святый» (Афанасий 1, л. 266об.) и «премудрый мой отче» (Афанасий 3, л. 271); Савва именует Никона «владыко мой» и «святйший мой владыко», «пресвятйший», «милостивый», «почтенный» и «богомудрый» «отче» (Савва 1, л. 275; 2, л. 277–277об.; 4, л. 284об.; 7, л. 286об.; 8, л. 287об., 290). Беседный характер письменного общения выражается и в том, как авторы вводят в ткань своего повествования цитаты из книг Священного Писания. Каждая ссылка на Библию обозначается традиционным способом: либо как указание на библейские книги вообще – «да услышит блаженный и благословенный глас Господа, глаголющий» (Афанасий 3, л. 271); «знаючи божественную проповдь, намъ глаголющую» (Савва 2, л. 278), либо в виде точной отсылки к конкретной книге Писания – «прости мене Богъ, понеже глаголетъ и апостолъ Павелъ во глав 15-й к Коринфомъ» (Савва 4, л. 284) и «Понеже и пророкъ Исаия пишетъ въ 5-й глав и глаголетъ» (Савва 8, л. 289об.); цитата может быть обозначена по имени автора книги – «Такоже и пророкъ Давидъ глаголетъ» (Афанасий 3, л. 271) и «якоже и пророкъ//Давидъ великим гласомъ воспваетъ и глаголетъ» (Савва 7, л. 286об.–287). Но главное, что постоянно отмечают авторы при цитировании Священных текстов, что слова Писания произносятся авторами библейских книг и участниками библейской истории (примеры в цитатах подчёркнуты мной. – С.С).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010