Беседники в Самарской же губ. – те же хлысты; учение этой секты занесено сюда тоже в 30 годах прошлого столетия из сели Прислонихи Сызранского уезда, Симбирской же губ. Свое название эта секта получила от «беседок», каковым именем сектанты называют свои радения. При общем с хлыстами учении и культе, «беседники» отличаются от них общинным устройством жизни, напоминающим устройство монастырей, причем над мужчинами настоятельствует женщина, а над женщинами – мужчина; отличаются они ношением черного платья, почему народ именует их еще «чернецами» и «черничками», а также особенным показным исполнением обрядов и предписаний православной Церкви, неопустительным посещением храма и большими жертвами на его нужды, частым исполнением христианского долга исповеди и св. причащения, особенным лицемерным уважением к духовенству и проч. Вообще это один из более осторожных и скрытных видов хлыстовской секты и потому особенно вредный для Церкви. «Мормоны самарские» появились в Самарской епархии в 40 годах прошлого столетия; основателем ее считают крестьянина села Александрова-Гая, Новоузенского уезда, Ивана Каныгина. Эта секта распадается на два толка: на собственно «мормонов» (в Николаевском и Бузулукском уездах) и «методистов» (в Новоузенском уезде). Оба названии даны обеим хлыстовским сектам произвольно и совершенно неудачно; первым – потому только, что они допускают, подобно американским «мормонам», многоженство, а вторым, вероятно, только вследствие отрицательного отношения к обрядам православия. В устройстве этих общин, очевидно, сказалось сильное воздействие молоканства и прыгунства, под влиянием которых мормоны завели у себя даже наименования своих должностных в общинах лиц: «рука», «нога», «глаз» и т. п., удержав общехлыстовские наименования для своих вожаков – «пророк», «христос», «саваоф», «богородица» и т. п. Отличие «мормонов самарских» от «методистов» составляет их отношение к браку и образ жизни: в то время как первые, отвергнув брак, завели у себя многоженство, но ведут воздержанную, трезвую жизнь, вторые – отъявленное пьяницы и распутники.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Когда появились хлысты в Казанской епархии, – трудно сказать, за отсутствием достоверных исторических свидетельств. Сами хлысты, на основании своих преданий, утверждают, что их секта появилась в Казани почти одновременно с ее происхождением, уверяя, что их «христы» и «богородицы» (напр., Китай Лукьянович и Аграфена Китаевна) действовали уже в качестве хлыстовских пропагандистов в конце 17-го века. Но этому преданию трудно верить. Можно, впрочем, с несомненностью утверждать, что в уездах Чистопольском, Спасском и Лакшевском хлыстовские общины существовали уже в 40-х годах прошлого столетия и были организованы хлыстовскими лжепророками Яковом Мурышевым и Игнатием Григорьевым, прибывшими туда из Воткинского завода Вятской губернии. Нужно заметить, что в Казанской епархии хлыстовство всегда выражалось в особенно грубой, изуверской форме. Там хлысты не только веровали в «живого саваофа», наезжавшего к ним, по временам, из Москвы, не только имели во множестве своих лжехристов, лжебогородиц, лжепророков и лжепророчиц, не только веровали в предсуществование и перевоплощение душ, – чему веруют все хлысты, – но на своих раденьях допускали всегда возмутительные и ужасные действия. О кровосмешениях и растлении малолетних нет нужды говорить. Но нельзя не отметить того, как совершается у них «причащение». Не довольствуясь огнем от семи свеч, который хлыст должен проглотить, взяв в рот горящие свечи и там их потушив, чистопольские и спасские хлысты употребляют еще особые сухарики, размоченные в воде московского «сударя-саваофа», которые, по словам достоверных лиц, причащавшихся этими сухариками, имеют красноватый цвет и очень сильно пахнут кровью. Мало этого. В с. Трех Озерах, Спасского уезда, хлыстов уличали в ритуальном убийстве восьмидневных мальчиков, для причащения их сердцем и кровью. Наконец, о казанских только хлыстах рассказывают, что они иногда приобщаются кровью девственницы а primo coitu с хлыстовским «христом» 79 . Дальше идти некуда. Поэтому неудивительно, что лучшие из хлыстов сами стали возмущаться теми мерзостями, которые были допускаемы на их собраниях, и протестовали против них. Дело кончилось тем, что некоторые хлысты, отвергнув причащение кровью младенцев и раденья, решили ограничить свои религиозные собрания исключительно молитвословиями, чтением книг Св. Писания и религиозно-нравственными собеседованиями, и, таким образом, рядом с грубым хлыстовством, образовали особое общество беседников или беседчиков. Свои собрания они стали называть уже не радениями, а «беседами» или «беседками».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Интересен тип мормонского саваофа в с. Колывань, Самарского уезда. Это крестьянин с. Березового-Гая, известный под именем «Лукаши» (Поликарп) – «конокрада». Будучи прежде известным конокрадом, он, перейдя в мормоны, сталь неузнаваем: бросил пить водку, затворился в келлию и вот уже 7-й год лежит не вставая, на мягкой перине, как скопческий бог Селиванов, и вещает своим последователям о наступлении золотого века, когда Царя-царей будут выбирать шарами и православных мормоны будут избивать «о камень». Среди местных мормонов распространился слух, что лицо этого саваофа испускает особое сияние, почему будто бы при выходе из келлии этот главарь только стал закрывать свое лицо платком, похожим на церковный воздух. Келлия саваофа украшена картинами апокалипсического содержания. Народные толки о сем лжебоге вызвали расследование со стороны полиции в 1893 г., при чем лже-саваоф был выведен из келлии полицейским урядником, который снял с его лица упомянутый выше платок; мормоны при виде своего лже-бога подняли вопль, но в действительности на лице притворщика никакого сияния не оказалось. Кроме упомянутых толков хлыстовской секты известны толки паниашковцев и телешей. Первая секта представляет разновидность вышеупомянутого беседничества с тою особенностью, что последователи этой секты в числе способов к удалению из плоти злого начала (диавола, беса), по учению основателя ее, Паниашки, практикуют громкое испускание газов. (См. «Миссюнер. Обозр.» кн. 1 май 1897 г.). Секта телешей представляет разновидность беседничества с тою особенностью, что последователи ее, уподобляя себя Адаму и Еве в раю, допускали, при общем сожитии мужчин и женщин при радениях публичное хождение нагими. До 1893 г. хлыстов в Самарской епархии значилось только до 300 душ обоего пола, в настоящее же время их насчитывается около 5.000 душ обоего пола, каковая цифра возросла не вследствие новых отпадений, а в виду более точного показания со стороны приходского духовенства числа последователей хлыстовства. 4) Обсуждая вопрос о формах и видах гнусности современного хлыстовства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

6 . В одном месте новохлысты утверждают, что Бог есть во плоти человек; в другом, – что ангел есть во плоти человек. Но уже математики выставляют, как аксиому, что две величины, равные третьей, равны между собою. Значит, Бог есть только ангел. Итак, Бога у новохлыстов не спасли даже и «перегородки»: не будучи водою, Он, и как дух, сливается у них в одну массу с ангелами!.. Но ангелов бесчисленное множество и новохлысты разделяют их на три группы: видимых, невидимых и злых; следовательно, и богов много и между ними есть даже боги злые? 7 . С другой стороны, если Бог есть только во плоти человек и самобытно не существует; то ясно, что, собственно говоря, Бога вовсе нет, а есть только обоготворенные люди. Итак, перед новохлыстами разверзается страшная бездна грубого атеизма 8 . Бог есть дух, учат новохлысты, и каждое движущееся существо, даже козявка, имеет в себе «частицу Божества». Но разве дух может быть делим на какие-либо части? 9 От вечности, по учению новохлыстов, существовала какая-то бесформенная масса; откуда же она взялась? Кто ее виновник? Кто ее создал? 10 . Нельзя не спросить новохлыстов и о том, откуда они знают (и, притом, с подробностями), что происходило даже до сотворения мира и как был сотворен мир? Разве они получали сверхъестественные откровения? Но они решительно отвергают самую возможность чудес, а, следовательно, и возможность сверхъестественных откровений. Значит, все их учение есть плод праздной и пустой фантазии. Это, несомненно, сознают и сами сектанты, а потому, поставленный вопрос для них крайне неудобен. Православный миссионер спросил их однажды: «откуда вы узнали, что звезды – души праведников ваших и чем вы могли бы меня в этом убедить?» Пропагандист новохлыстовства ответил ему: «Ничем, потому что вы все равно не поймете, так как все это для вас закрыто, темно, а для нас совершенно ясно; мы видим их своим духовным оком. Если бы все были просвещены словом (т. е., учением новохлыстов), то все бы и видели их, как видим их мы». В этом ответе, очевидно, уже скрывается сознание, что все новохлыстовское учение основывается только на одной пустой и бесконтрольной фантазии.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Так, уже современный Иисусу Христу иудейский историк Иосиф Флавий в существенном подтверждает содержание наших евангельских рассказов, называя Иисуса Христа необычайным чудотворцем и не решаясь причислить Его к обыкновенным людям. Еврейский талмуд хорошо знает всю евангельскую историю, хотя и объясняет ее, конечно, по-своему. Но нам нужны факты, а не объяснения их. Он знает о рождении Иисуса Христа от Пресв. Девы Марии; он знает о бегстве Его во Египет; он не скрывает, что Иисус Христос творил необычайные чудеса, что Он даже воскрешал мертвых, хотя и объясняет эти сверхъестественные действия силою какой-то магии, подобно тому, как современные Христу иудеи объясняли их силою Веельзевула, князя бесовского; талмуд, наконец, знает и то, что тела Иисуса Христа на третий день после Его казни, во гробе не оказалось и, что по этому случаю апостолы, будто бы, распустили в народе молву о воскресении Христа из мертвых. Не проходит ли здесь пред нашими глазами в своих главнейших чертах вся евангельская история? Важное значение в руках миссионера, в данном случае, могут иметь и свидетельства римских языческих писателей (Тацита, Светония, Плиния Младшего), которые также удостоверяют, что Иисус Христос не был «простым и обыкновенным человеком». Нельзя оставить без внимания и свидетельства Тертуллиана , по которому римский император Август был хорошо знаком с жизнью Иисуса Христа и даже намеревался причислить Его к сонму римских богов, что, впрочем, сделал один из последующих императоров. Наконец, при помощи апологетики, миссионер может доказать хлыстам, что никакие перевоплощения «христов» ее нужны, так как евангельский Христос, истинный Бог и Спаситель наш, уже совершил все необходимое для спасения людей, где бы и когда бы они ни жили, это, по-видимому, признают отчасти и сами хлысты, и что со всею решительностью доказал, в особенности, Ап. Павел, возвестив верующим во Христа, что «Он одним приношением (Себя в жертву Богу) навсегда сделал совершенными освящаемых» ( Евр. 10:14 ), о чем он пишет и в других местах: 1Кор. 8:6 ; Рим. 5:11, 13, 17 ; Еф. 4:5 ; Евр. 9:26, 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Не хочу, чтоб меня святым считали». Он же учил, что целомудрие девицы есть тяжкий грех , так как оно заставляет ее гордиться и превозноситься перед другими де вицами. Удивительно, что этот бесшабашный разгул половых страстей в хлыстовстве имеет какую-то демонически-притягательную силу, подавляющую все доводы разума. Один бывший хлыст, обратившийся потом в Православие, вот что сообщил православному миссионеру: «У меня была жена красивая, а когда я поступил в хлысты, мне дали некрасивую; свою я отпустил, позволил ей жить с другим, – и поверьте, г. миссионер, нечистая сила меня сильно тянула к незаконной, хотя и некрасивой, жене… к родственницам тоже… Я полагаю, что здесь не иначе, как бесовская сила действует. Теперь, слава Богу, все прошло» 23 . Отвергнув законный брак, хлысты допустили даже на своих «радениях» такие противонравственные и отвратительные действия, как «свальный грех», без разбора возраста и родства. Основатель хлыстовства запретил своим последователям употребление спиртных напитков. «Ничего хмельного не пейте» (заповедь 5-я). И справедливость требует сказать, что хлысты вообще ведут жизнь трезвую и постоянно ставят в укор православным их пьянство и разгул. Позднейшие лжехристы и лжепророки пошли дальше своего первоучителя и запретили хлыстам даже пить чай и кофе, есть картофель и лук, курить и нюхать табак. Старики исполняют и это требование; о молодежи, впрочем, того же сказать нельзя. Молодые хлысты открыто в трактирах пьют чай, не отказываются от сахара, а иногда – и от вина. «Без этого нынче нельзя, – говорят они – особенно, когда дела с людьми делаешь, никак не обойдешься». Впрочем, в последнее время, но некоторым местностям, и старики-хлысты не всегда строго соблюдают заповедь Данилы Филипповича о неупотреблении хмельного. О саратовских хлыстах, напр., пишут 24 , что они очень много пьянствуют, приносят водку даже на свои «раденья» и там напиваются до потери сознания. Но пусть будет это исключением! Данила Филиппович не дал хлыстам заповеди о неядении мясной пищи.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Так будет и после нас». «Мы и сами знаем, – жаловался известный арзамасский лжехристос Радаев, – что не сходны иные наши поступки с писанным законом и нам тяжело и скорбно так поступать. Но что же нам делать? Своей воли не имеем. Сила, во мне действующая, не дает мне покою ни днем, ни ночью, водит меня туда и сюда». Ясно, что основатель хлыстовства – Данила Филиппович, – бросивший книги Св. Писания в Волгу, был логически последователен. Действительно, нужно избирать одно что-либо: или Библию, или хлыстовство. Современное состояние хлыстовства В настоящее время хлыстовство охватило всю русскую землю. Нет той губернии, нет того уезда, в которых бы не было хлыстовства в той или другой форме. При этом, к прискорбию, нужно отметить, что, несмотря на все принятые меры борьбы, число его последователей не только не уменьшается, а даже непрерывно увеличивается. За последнее десятилетие почти в каждом всеподданнейшем отчете обер-прокурора св. Синода о состоянии русской Церкви говорится то же, что и в отчете за 1900 год: «Хлыстовство продолжает расти и умножаться; его руководители всевозможными способами, тайно и явно, пропагандируют свое лжеучение среди православных. Правда, в некоторых местах оно, по-видимому, ослабевает, но зато в других проявляет такую энергию в пропаганде своего лжеучения, что является более опасным для православия, чем другие секты». Тем не менее, точно определить число хлыстов, проживающих на всем пространстве русского государства, невозможно, по причине их скрытности и неискренности. Хлысты не поддаются точному учету статистики, ибо и после 17-го апреля 1905 года далеко еще не все хлысты заявили открыто о своей принадлежности к сектантству. Тем не менее, нельзя сомневаться в том, что по количеству своих последователей хлыстовство должно занять первое место среди других сект. В этом отношении с ним не везде может равняться даже штундо-баптизм. Характеристической особенностью хлыстовства нашего времени является его распадение на множество разновидностей или толков.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

На третьем всероссийском миссионерском съезде, происходившем в Казани в 1897 году, был поставлен даже роковой вопрос: возможно ли вообще вести борьбу с хлыстами? Выслушав, впрочем, сообщения своих членов по этому вопросу, съезд признал, что вести борьбу с хлыстами возможно, хотя и весьма затруднительно, и, что существенные вопросы, о которых следует вести беседы с хлыстами, это – вопросы: о лице Иисуса Христа, как единственного Искупителя мира, о браке, о мясной пище, о радениях и проч. Не возражая против этого постановления съезда, мы, однако же, должны заметить, что вопрос, этот требует более серьезного разрешения; чтобы уничтожить на Божьей ниве плевелы, нужно вырвать их с корнями, а не обрывать только листья; заключение в силлогизме падает само собою, когда разрушены его посылки. Учение о многократных воплощениях Христа, отрицание брака, неядение мяса и т. п., это не основные начала хлыстовского лжеучения, а только выводы из них; а опровержение чего бы ни было, в том числе, и хлыстовского лжеучения, нужно начинать не с конца, а с начала, с корня. Хлыстовство, по своей сущности, вовсе не христианское, а чисто языческое сектантство. Отвергнув учение Божественного Откровения и обосновав свое лжеучение на философских языческих теориях, хлыстовство не оставило никаких существенных связей с Православной Церковью для возможности воздействия на него со стороны православного миссионера, и последний, если хочет вести с ним борьбу, временно должен превратиться из миссионера в метафизика. Основная ложь хлыстовства состоит в понятии о Боге, как духе, который, однако же, не может быть мыслим вне материи. Это – первый пункт, на который православные миссионеры должны обратить свое особенное внимание, вступая в борьбу с хлыстовством. Хлысты (из крестьян и мещан) – люди простые и невежественные; они не имеют ясного представления о чистом духовном бытии; духа они, как мы видели, сравнивают даже с водою, и думают, что без «перегородок» (т. е. без телесной формы) он может разлиться по вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Наказание это человек, как разумное существо, должен сам налагать на себя. Примером для людей должен служить Сын Божий, искупивший грехи мира ничем иным, как Своей крестной смертью, а первым действительным последователем Христа является Иуда, согрешивший против Бога, но раскаявшийся, и наказавший себя повешением, – способ смерти, особенно рекомендуемый последователями этой секты. Все люди, учит даже Лихачев, как родившиеся от блуда, и потому, одинаково грешные и достойные смерти, не должны, как таковые, служить никому, кроме Бога. Всякий почет, оказываемый человеку другими, есть идолопоклонство. Ни один человек, в виду своей греховности и склонности вовлекать в грех себе подобных, не должен иметь над последними никакой власти. Всякий человек должен смотреть на земной мир сей и всю учрежденную власть его, как на царство диавола и начертания его, которое есть, всякого рода, законы и повеления. Лихачевцы отрицают даже родственные связи, как результат греховных побуждений, и собственность, как последствие любостяжания. Ярыми приверженцами этого лжеучения явились многие скопцы, которые были сосланы в Якутскую область, так что последователи Лихачева встречаются не только в Европейской России, но и в Сибири. Второй отличительный пункт скопческого лжеучения – верование в Селиванова или императора Петра Феодоровича – обосновывается у скопцов такими легендарными рассказами, которые поражают своей нелепостью. О рождении Селиванова, по его словам, и о том, что он принесет в мир «чистоту» и будет судить все народы, пророки прорекли за сорок лет. Родился он сверхъестественным образом (по одним сведениям – в России, по другим – в Голштинии) от приснодевы, императрицы русской, которая, «разблажившись» от Святого Духа, и помолившись Богу Саваофу, затрубила в золотую трубу, вследствие чего, утроба ее растворилась и на руках ее явилось вознезженное дитя, обладавшее всеми божескими свойствами, ибо в нем воплотился сам Господь Бог Саваоф «и с ручками, и с ножками». После этого, Елисавета Петровна отправилась в Орловскую губернию, где устроила хлыстовский корабль и жила под именем Акулины Ивановны, а престол свой передала одной своей фрейлине, похожей на нее, и приказала ей до смерти именовать себя Елисаветой Петровной.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Как верования хлыстов зависят от непосредственных откровений их лжехристов и лжепророков, так и их религиозные «радения» всегда носят случайный характер, так как все относящееся к ним – место, время, продолжительность, выбор кантов, их напевы, чтение книг Св. Писания, речи и виды «кружений» или «радений» в собственном смысле – зависит каждый раз от усмотрения лжехристов или лжепророков (общее название их в «корабле» – «старцы»). Основатель хлыстовщины дал своим последователям заповедь (12-ю): «верьте духу». В религиозной жизни хлыстов эта заповедь имеет чрезвычайно важное значение. От произвола этого-то «духа» каждый раз зависят как «чин», так и порядок радений. Кроме того, хлысты по-своему понимают слова Давида: «пойте Господу новую песнь». Однообразные радения им надоедают. По их мнению, тот пророк мало облагодатствован, который не способен разнообразить их. Даже одних и тех же песен хлысты не терпят на своих радениях; «петь одно и то же, – говорят они, – дело мертвое, Богу не угодное». В крайнем случае, должны быть вводимы новые напевы кантов. Вот почему об определенном «чине» хлыстовских радений не может быть и речи. Но есть и другие причины, препятствующие точно изучить их и установить их виды. О своих радениях хлысты, в силу данной клятвы, никогда ничего не говорят посторонним лицам и даже своим «оглашаемым», еще формально не принятым в их общину: о них знают только хлыстовские «губы да зубы». Проникнуть на их радения весьма трудно: они происходят, как сказано, по ночам и часто не в одних и тех же помещениях, которые всегда, однако же, тщательно охраняются надежными стражниками – «архангелами» 26 и злыми собаками. При появлении посторонних, хлысты тотчас же прекращают свои радения и скрывают все следы их. Поэтому о хлыстовских радениях известно лишь то, что добыто различными судебными и полицейскими расследованиями. Даже лица, оставившие хлыстовство, крайне неохотно говорят о том, что происходит у хлыстов на их радениях 27 , и часто уносят с собою в могилу сокровенные тайны этой секты.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010