Скопцы очень любят сниматься на фотографических карточках, а потому, часто в их домах на стенах висят фотографические группы различных единоверцев – иногда, человек до 30-ти, из которых многие держат в руках или белые платки, или книжки. Это – очевидно, скопческие «учители». В одежде скопцов господствует простота (в противоположность хлыстам); даже женщины и девицы их не любят франтить и рядиться. Ни белил, ни румян они не употребляют. Ярких цветов в своих костюмах избегают, предпочитают им цветы белые, темные и синие, или же пестрые с красными крапинками по белому или темному фону. Головы они покрывают белыми или темными платками, но так, что закрывают весь лоб, до глаз. Мужчины, большей частью, носят костюмы крапчатого цвета. Скопцы ведут жизнь весьма замкнутую и потому слывут нелюдимыми. Кроме своих радений и, иногда, церкви, они нигде не бывают, даже у родных, ни в каких увеселениях не принимают участия; не ходят ни на свадьбы, ни на крестины, нн на именины; слывут трезвыми и воздержными. К общественной жизни относятся крайне безучастно: даже на сельских и волостных сходах их никогда не бывает. Замкнувшись в себя, не надеясь иметь детей – опоры в старости, – они становятся слишком жадными к наживе и корыстолюбивыми. По этой причине, они с любовью занимаются ростовщичеством; этим же объясняется их трудолюбие, равно, как и их богатства. Но эти богатства скопляются в их руках всегда во вред тому населению, среди которого они живут. В этом отношении с ними могут конкурировать только евреи, да хлысты. Проповедью об оскоплении, т. е., уничтожением самой возможности деторождения, скопцы, естественно, подписали смертный приговор своей секте. За отсутствием естественного прироста через новые поколения, секта должна была бы исчезнуть сама собою. Отсюда, пропаганда и совращение в секту иноверцев, у скопцов явились единственным средством, как для поддержания секты, так и для умножения ее последователей. По учению скопческих главарей, каждый, принимаемый в общество скопцов, должен дать торжественное клятвенное обещание совращать других и тот, кто приобретает десять последователей, считается святым, хотя бы он даже не молился Богу. Алексей Громов получил от Селиванова звание «первого апостола» и имя «великого князя Константина Павловича» за то, что оскопил 13 прозелитов. Если к этому прибавить, что, по верованию скопцов, время наступления для них райского блаженства зависит исключительно от того, когда число их единоверцев достигнет 144000 человек, то будет совершенно понятным, отчего стремление к совращению и интерес к пропаганде нигде, ни у одних сектантов, не отличаются такой напряженностью, как, именно, у скопцов. Скупой, скаредный, жадный к наживе, отказывающийся подать копейку нищему, скопец готов отдать все свое состояние на дело пропаганды.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Себя же он выдавал за иеромонаха Стефана, уверяя своих последователей, что, «пребывая на Афоне в посте и непрестанной молитве, он изнемог и ради смертного часа, принял там монашество и посвящен в иерейский сан». Он имел у себя священническое облачение, напрестольный крест и евангелие, кадило и все богослужебные книги. В свои общины Подгорный набирал, обыкновенно, только молодых девиц и вводил монастырский строй с общей молитвой, общим столом и общими занятиями – днем; а по ночам, особенно, под воскресные и праздничные дни, в каждой общине были устраиваемы собрания для чтения книг и пения хлыстовских песен, а сам Подгорный изгонял своими молитвами бесов из некоторых своих последовательниц. Главным сотрудником Подгорного по устройству женских общин был схимонах Пантелеймон, лет 30 от роду, красивый и здоровый мужчина, бывший крестьянин села Ямного, Богодуховского уезда, по ремеслу кузнец, Петр Важенко. Но, кроме него, и многие другие мужчины были постоянными посетителями ночных собраний, происходивших в общинах Подгорного. Показное благочестие и мнимые чудотворения, соединенные с благотворительностью, при энергичном содействии странствовавших повсюду с полумонашеским видом последовательниц Подгорного, создали его славу и возбудили к нему общее внимание. Всякого рода пожертвования стекались к нему с разных сторон. Но скоро стали распространяться и дурные слухи, настойчиво утверждавшие, что последователи Подгорного на ночных собраниях предаются разврату. Жалоба одной крестьянки за изнасилование ее несовершеннолетней дочери заставила епархиальное начальство обратить внимание на деятельность Подгорного. Произведенным следствием Подгорный был уличен в крайне предосудительных поступках: под личиною внешнего благочестия, он распространял в среде темных и легковерных людей лжеучение, подрывавшее основы семейной жизни, уважение к церкви, ее священнодействиям, таинствам, духовенству; между тем, сам вел жизнь безнравственную, погрязая в необузданно-грубом разврате, ради чего собирал женщин и девиц в общежитие, пользуясь их доверием, растлевал и насиловал их, не стесняясь никаким возрастом 107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Ради пропаганды своего учения, скопцы не задумывались ни над чем; в этом отношении они считают дозволенными все средства, как бы они ни были безнравственны и предосудительны. Впрочем, насколько можно судить по многочисленным судебным процессам, скопцы практиковали следующие способы распространения своей «веры». Первое место нужно, конечно, отвести простому изложению скопческого учения и примеру внешнего благочестия. Этот способ рекомендовал и сам Селиванов. Отправляя в Костромскую губернию для распространения скопчества своего «первого апостола» Громова, он говорил ему: «Алексее, сыне! Я, отец, посылаю тебя на целую губернию, и, если ты встретишься дорогою с человеком, то и подай ему словечко, а он тебе, может быть, поверит, и так, рыбка по рыбке, будет у тебя полон невод». В другой раз, он говорил уже нескольким своим миссионерам: «детушки! вы не только словами, но и образом жизни людишкам показывайте примеры». К сожалению, страсть к пропаганде у скопцов настолько сильна, что одной проповедью и примером своей жизни они не могли ограничиться. Деньгам и подкупу они приписывали, и ныне приписывают, большое значение. Много было дано показаний в суде, под присягой, о том, что скопцы совращали православных подкупом, особенно, бедных и нуждающихся. При условии поступления в секту, оии выкупали крепостных крестьян у помещиков, уплачивая, иногда, за каждого до 2000 рублей, за деньги оскопляли солдат николаевского времени, ссыльнокаторжных, бродяг и т. п. Часто скопцы брали у бедных родителей детей «на воспитание». Нередко пользовались даже насилием, напр., втягивая нуждающегося в неоплатные долги, которые они обещали простить под условием оскопления. Родители побоями принуждали детей к оскоплению. Хозяева и владельцы фабрик в интересах пропаганды оказывали давление на подчиненных. Но бывало много случаев и самого грубого насилия. Более двадцати фактов такого рода приводит Пеликан 118 . Здесь достаточно отметить факт насилия, употребленный 15 ноября 1907 года в Николаеве, в доме скопчихи Евфросньи Гуриной. Местные скопцы завлекли к ней крестьянина села Чернобай, Золотоношского уезда, Полтавской губернии, Григория Иванова Коваленко, и убеждали его поступить в их секту. Коваленко решительно отказался и скопцы, по-видимому, не настаивали на своем предложении. Затем подали ему стакан чаю, выпив кторый, он потерял сознание, а, проснувшись в три часа утра, нашел себя оскопленным 119 .

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

История секты Секта эта была обнаружена в 1772 г., но кто был ее основателен, этот вопрос остается неразрешенным. Одни думают, что основателем ее был известный хлыстовский лжехристос Андреян Петров; другие называют бывшего подпоручика петербургского пехотного полка, исключенного из военной службы в 1757 году, Владимира Селиванова; третьи утверждают, что виновником скопчества был крестьянин села Столбова, Дмитровского уезда, Орловской губернии Селиванов. Но как его звали – этого, опять, никто не знает: одни говорят, что его имя было Кондратий, другие думают, что его звали Андреем; есть известия, на основании которых можно предполагать, что его именовали и Иваном, и даже Фомою... Сам же он называл себя прямо – «богом», «христом», «искупителем» и «императором Петром III Федоровичем»... Но богу неприлично носить людские имена, да и как проходимец, бродяжничавший повсюду, он сам, по всей вероятности, не раз называл себя разными именами... В миссионерской литературе принято, однако же (хотя и не без неопровержимых доказательств), виновника скопческой секты называть Кондратием Селивановым или просто Селивановым. Невзрачный собою – «маленький, худенький», с заостренным носом, рыжими (желторусыми) волосами па голове, без усов и бороды, с бабьим несимпатичным лицом, Селиванов не отличался и нравственными свойствами: обычное хлыстовское лицемерие, безграничное тщеславие и властолюбие, хитрость и лукавство, назойливость и трусость, упорная скрытность и нетерпимость ко всем иномыслящим – вот черты, которыми характеризуется его нравственная личность. К ним нужно прибавить только: самохвальство, склонность к наглому обману и способность лгать без всякой меры. Неопровержимые факты из его жизни подтвердят эту характеристику и покажут, на какой моральной почве, обыкновенно, возрастает сектанство. Скопчество признается сектой, родственной с хлыстовством. Это верно. Оно выделилось из хлыстовщины. Но, с другой стороны, нельзя отказать ему и в самостоятельности, доходящей до отрицания хлыстовства.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Когда в таком костюме «старец» возвращается в моленную, ему подают кадило с ладаном или смирною, и он кадит присутствующих. Отдав прислужнику кадило, он преподает всем общее благословение. Так начинается хлыстовское богомоление. После этого, все присутствующие поют: «Царю Небесный», а затем уже специальные хлыстовские песни: 1. «Свят, свят, свят, Творец наш! Свят, свят, свят, Искупитель наш! Свят Дух, отец наш, вся святая Троица, Тебе честь во веки, аминь»; 2. Дай нам, Господи, Иисуса Христа! Дай нам, сударь, Сына Божия» ... 3. «Царство, ты царство, духовное царство»... 4. «Все упование» ... Не всегда поются все эти песни; иногда ограничиваются только двумя или даже какою-либо одной. Во время пения этих кантов, «старец» стоит за столом, держа в правой руке крест, а в левой – зажженную свечу, а по окончании пения осеняет присутствующих. Затем, особый чтец, по указанию старца, читает отрывок из какой-либо книги Св. Писания – чаще всего из евангелий или апостольских посланий, а «пророк» присовокупляет истолкование прочитанного, по обычаю, иносказательное, согласное с хлыстовским вероучением. Выслушав чтение и толкование, хлысты, по указанию «старца», снова поют свои канты, число и напев которых опять-таки зависят от усмотрения «старца». По окончании пения, «старец» поднимается с места и произносит «проповедь». Если присутствуют «оглашаемые», которых, обыкновенно, ставят на отдельном месте, то ради них эта «проповедь» всегда имеет «призывной» (апологетический или полемический) характер. «Вот, может быть, новичкам из братьев, не утвержденным еще в истине, покажется, – говорил один хлыстовский лжепророк 28 , – что здесь беснуются; но это не должно отвращать их от истины: это есть наитие Духа Святого; то же самое было с апостолами, как свидетельствует о том книга Деяний Апостольских... Было время, когда вы покланялись этим деревянным богам, которые ничего вам не дали и не дадут, которым, напротив, надо нанимать сторожей и охранять их; теперь настало другое время; вы познали истину и должны поклоняться живому и истинному богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

8) На свадьбы и крестины не ходите, на хмельных беседах не бывайте. 9) Не воруйте. Кто единую копейку украдет, тому копейку положат на том свете на темя, и когда от адского огня она растопится, тогда только тот человек прощение приимет. 10) Сии заповеди содержите в тайне, ни отцу, ни матери не объявляйте, кнутом будут бить и огнем жечь, – терпите. Кто вытерпит, тот будет верный, получит царство небесное, а на земле духовную радость. 11) Друг к другу ходите, хлеб-соль водите, любовь творите, заповеди мои храните, бога молите. 12) Святому Духу верьте. Эти заповеди во всей точности сохраняются хлыстами и в настоящее время. Их знает на память каждый хлыст. Эмбах записал их (в переводе на немецкий язык) в 1888 году со слов какого-то русского крестьянина. Четыре года спустя после появления на земле «саваофа» в лице крестьянина Данилы Филипповича (т. е. в 1649 г.) нашелся и ревностный сотрудник его по распространению нового сектантского лжеучения – крестьянин деревни Максаковой Стародубской волости, Муромской округи – Иван Тимофеевич Суслов, которого «саваоф» торжественно наименовал своим «сыночком», «сыном возлюбленным», «сыном божиим». По весьма распространенной хлыстовской легенде, Суслов родился сверхъестественным образом от столетней старухи – Ирины Несторовны Сусловой. Приходский священник долго не хотел крестить его; а когда начал крестить его, с ним случилось что-то необыкновенное: он потерял сознание и очутился под лавкой на церковной паперти, а ребенка окрестил уже восприемник. Почти одновременно с «сыном божиим», у хлыстов появилась и «богородица», какая-то «красноличная» девица из села Лендука, Нижегородской области. «Саваоф», по верованию хлыстов, 1-го января 1700 года вознесся с плотью на небо (по другому сказанию, тело его погребено в селе Криушине), а Суслов еще целых шестнадцать лет после него распространял его лжеучение в пределах нынешних губерний – Владимирской, Костромской и Нижегородской, избрав себе в помощь 12 «апостолов» и не разрывая наружно своей связи с Православной Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Прежде у скопцов были особые лица – «мастера», которые производили оскопление. Теперь оскопление, благодаря услуге некоторых медиков, признается делом незамысловатым и его производит заурядные лица – как мужчины, так и женщины. Кладут оскопляемого на доску лицом ниц; берут в руки долото и топор, и одним взмахом оканчивают роковую операцию. Существует, собственно, два вида оскопления: 1) не полное, известное под именем «малой печати», «первой чистоты», «первого убеления», «первой печати», «ангельского чина» и т. п. Принять это оскопление, по выражению скопцов, значит, «сесть на пегого коня». Оно состоит в отрезании у мужчины testiculorum с частью scroti (по терминологии скопцов – «удесных близнят» или «ключа бездны»), 2) полное оскопление – «царская печать», «вторая чистота», «второе убеление», «архангельский чин»; принять его – на языке скопцов значит «сесть на белого коня». Этот вид оскопления у скопцов появился только в 1816 году и, так называемые, «старые» или «чистые» скопцы не признают его, называя его нововведением, «замосковною выдумкою». Он состоит в уничтожении даже и самого «ключа бездны». Что же касается женщин, то первый вид состоит в повреждении uteri и в отнятии clitoris, а второй – в вырезании грудей до кости. Кроме того, в последнее время, благодаря медицинской науке, появилось еще несколько видов оскопления, при которых, не теряя самых органов, оскопленные лишаются способности плодотворения, таковы: перевертыши, куткинцы, крученики и т. п. Кроме оскопления, сектанты еще выжигают огнем, раскаленным железом, кипящей серой или кислотой различные раны на своем теле – на груди, на руках н ногах, на спине или под мышками, веруя, что они совершают над собою огненное крещение. Обычай этот вошел в употребление с тех пор, как Селиванов разрешил производить оскопление не раскаленным железом, а острыми инструментами. Прежде оскопление было совершаемо в виде культового обряда, во время радений, в присутствии всей общины. Перед операцией оскопляемый несколько дней постился, а в момент оскопления должен был говорить: «Христос воскресе!» Теперь это дело совершается просто и где угодно: и в доме, и в сарае, и в лесу или в поле. Прежде оскопление представляло большие опасности, теперь скопцы оперируют, как опытные хирурги, и умеют пользоваться не только бинтами и мешочками, но и различными медикаментами, в виде пластырей, мазей, спусков, медного купороса; таких потребных или врачебных веществ у них до 65 названий. Раны затягиваются в течение 4–6 недель; а опасение за возможность смерти исчезает после 12 дней. В последнее время, оскопление производится даже электричеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Обозр. 1896. Ноябрь. Кн. 1-я. Стр. 316–318); 32). Его же: Тамбовские хлысты (Мисс. Обозр. 1900. Январь. Стр. 41–64); 33). Его же: Оренбургские хлысты. Из зала судебного заседания (Мисс. Обозр, 1897. Июль. Кн. 1-я. Стр. 578–538); 34). Его же: Судебная экспертиза по делу об оренбургских хлыстах (Мисс. Обозр. 1898. Сентябрь. Стр. 1124–1141); 35). Его же. К вопросу о мерах церковно-миссионерского воздействия на опознанных и заведомых хлыстов (Мисс. Обозр. 1897. Февраль. Кн. 1-я. Стр. 109–118); 36). Хлыстовство, шалопутство и пригунство. Из постановлений 3-го всероссийского миссионерского съезда (Мисс. Обозр. 1897 г. Декабрь. Кн. 1-я. Сгр. 831–843); 37). Высоцкий Н. К вопросу о самобытном происхождении хлыстовщины (Мисс, Обозр. 1905. Июнь, 1905. Июнь 9. Стр. 1293–1300); 38). Иванов свящ. О том, с какого времени и от кого пошла зловредная ересь хлыстовская (Мисс. Обозр. 1897. Ноябрь. Кн. 2-я. стр. 693–696); 39). Его же. Общая характеристика хлыстовских заблуждений (Мис. Обозр, 1897. Сентябрь. Кн. 2-я. Стр. 559–562); 40). Булгаков Н. К вопросу о причинах обоготворения женщин и хлыстов (Мисс. Обозр. 1901. I. Стр. 52–57); 41). Слюсарев Д. свящ. До каких пагубных и нелепых верований доходят сектанты, оставив веру Церкви (Мисс. Обозр. 1901. II. Стр. 185– 199); 42). Попов Б. Похождения Алеши Щетинина, хлыстовского лжехриста. (Мисс. Обозр. 1898 г. Февраль. Стр. 308–321; Апрель. Стр. 639–654; Июнь. Стр. 920 –987); 43). Смолин И. диак. Из чистосердечного признании раскаявшегося хлыста (Мисс. Обозр. 1899. Июль–Август, Стр. 111–113); 44). Его же. Современная поволжская хлыстовщина. С портретом хлыстовских живых богов (Мисс. Обозр. 1899. Май. Стр. 535–553); 45). Кальнев М. Православный миссионер на радении у хлыстов (Мисс. Обозр. 1899. Октябрь. Стр. 327–336; Ноябрь. Стр. 482–493; отдельное издание под заглавием „На радении у хлыстов. Обличение самообольщения хлыстовских лжепророков. Одесса. 1902“); 46). Его же. Как опознавать хлыстов, отрицающих свою принадлежность к секте. Рязань, 1908.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Из всего сказанного ясно, что секта, известная под именем «ново-израильской общины», несомненно, есть фракция, или разновидность хлыстовства. Сходство их в вероучении и жизни полнейшее. Если и замечается небольшая разность в вопросе о браке, то эта разность ни в каком случае не может обособить ново-израильскую секту от хлыстовской. Хлыстовство – мать «Нового Израиля». Чем сильно хлыстовство, тем сильна и устойчива ново-израильская секта. Способы пропаганды той и другой одинаковы; а потому говорить об этом подробно, значит, повторять все то, что так хорошо известно о хлыстах, их устойчивости в России и способе их пропаганды. Что касается мер борьбы с «Новым Израилем», то и в данном случае вряд ли что можно сказать новое. Раз эта секта – порождение хлыстовства, то, само собою разумеется, что и меры борьбы как с хлыстовством, так и с «Новым Израилем» должны быть одинаковы. Хлыстовство, как давняя секта в России, изучена в достаточной мере. Об этой секте много написано, тогда как ново-израильская секта, как недавнее и не повсеместное явление, мало обследована. Изучением этой секты доселе занимались лишь отдельные лица, где эта секта довольно сильно заявила о своем существовании. В этом отношении заслуживают особенного внимания: 1) книга Ставропольского епархиального миссионера, протоиерея С. Никольского «Новый Израиль» и брошюры Владикавказского Епархиального миссионера А. Сквозникова: 1) «Ново-Израильтяне» и «Добрый пастырь». Меры борьбы с сектой ново-израильтян те же, что и с сектой хлыстов. Екатеринославский епархиальный миссионер, А.А. Афанасьев Мелкие виды хлыстовства. М.А. Кальнев («серые голуби», «беседники», «мормоны самарские», «шалапуты», «паниашковцы», «телеши», «марьяновцы», «штундохлысты», «бесоперевоплощенцы» и др.) Ни на одной из русских сект не сбылся так наглядно и поучительно общий для всех сект и ересей исторический закон, в силу которого каждая из них в дальнейшем своем существовании распадается на новые, вырождающиеся из нее виды и толки, часто друг другу противоречивые в учении и враждебные в жизни, как обнаружился этот закон в истории главнейшей и старейшей из русских сект хлыстовщины.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Участие в имяславских спорах мыслителей такого масштаба способствовало тому, что, начиная с 7080-х годов XX века, интерес к этой проблематике возник вновь. В самиздатских копиях начали распространяться тексты Флоренского и Булгакова, а некоторые работы были изданы вполне официально. Так, например, в 1975 году в СССР вышла биография иеромонаха Антония (Булатовича). 811 Само собой разумеется, основное внимание авторы этой работы уделили путешествиям, которые А.К. Булатович 812 совершал до принятия монашеского пострига. Выход таких книг, несомненно, способствовал пробуждению общественного интереса не только к имяславской, но и вообще к богословской проблематике. Важным было то, что такие книги разрушали миф антирелигиозной пропаганды о том, что религия является уделом людей темных и необразованных. Таким образом, проблема, которая в начале XX века воспринималась как миссионерская, в начале XXI-ro перестала быть таковой. Актуальными теперь стали богословские, философские и лингвистические проблемы имяславских споров. 737 Неплюев Николай Николаевич (11.09.185121.01.1908). 1875 – окончил С.-Петербургский ун-т, советник русского посольства в Германии. В 1877 оставил дипломатическую службу, поступил вольнослушателем в Петровскую сельскохозяйственную академию. В 1880 создал в своем имении приют для крестьянских детей, в 1885 – мужскую, в 1891 – женскую сельскохозяйственную школу. Из выпускников этих школ постепенно сформировалось Православное Крестовоздвиженское трудовое братство (официально открыто в 1895). В 1901 Неплюев передал братству все свое имущество (Авдасев). 739 Мария (Керова Анастасия Кузьминична; 18051906). Жила под руководством беседнического старца Василия Щеглова, устраивала в своей келии «беседки». Пользовалась большой популярностью у местных крестьян. Была обвинена в сектантстве, однако Самарская дух. консистория сочла обвинения недоказанными. В 1880 по настоянию церковных властей отказалась от «присвоенного ею права учительства и руководства другими». В 1891 пострижена в Самарском Иверском м-ре с именем Мария. К монахине Марии приходило множество посетителей; в 1902 ее выслали в Суздальский Спасо-Евфимиев м-рь, где она и скончалась (Якубовский. 1723).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010