Вот и молодое деревцо режут, прививая к нему черенок доброго плода; подстригают у него ветки и окапывают корни. Но зато посмотрите, когда оно вырастет, насколько прекрасно оно и какие на нём прекрасные плоды! А вот в лесу дикая яблоня стоить не обрытая, не подстриженная, не привитая. Кругом нее полынь и бурьян; а отведаешь яблоко, и не рад будешь, так кисло, так горько оно. Поэтому и слово Божие, и св. отцы учат нас не оставлять детей без наказания. Премудрый сын Сирахов учит: " любяй сына своей участит ему раны, да возвеселится в последняя своя. Наказуяй сына своего насладится о нем и посреди, знаемых о нем похвалится " (Сир. 30, 1-2). И апостол Павел говорит: " всяко наказание в настоящее время не мнится радость быти, но печаль, последи же плод мирен наученым тем воздает правды " (Евр. 12, 11). Так и в Прологе, в слове от книги Премудрости о наказании чад читаем: " Внимайте, что сказано: наказывайте детей своих, пока они молоды. Если любишь сына своего, не щади жезла своего и наказывай его в юности, чтобы в старости твоей он покоил тебя. Если же в молодости не будешь наказывать его, то очень может быть, что он ожесточится и перестанет тебя слушаться. В книге Царств рассказывается: был первосвященник Израильский, именем Илий, смиренный и кроткий, усердный на всякое дело благое. Он имел двоих сыновей; но, видя их делающих зло, не наказывал их, не возбранял, но дал им полную свободу. Они и продолжали делать зло. Чем же кончилось? ИЛИЮ, отцу их, Бог сказал: " поскольку ты не наказывал сыновей твоих, ныне умрут они от меча, и ты сам, и весь дом твой погибнет ради сыновей твоих " . Итак, смотрите: человек много лет священствовал во Израиле и Богоугодно жил; но поскольку о наказании детей своих не заботился, то и погиб. И если так наказал Господь Илия в Ветхом Завете, то какому же наказанию подвергнемся мы, живущие в законе новом и не учащие добру детей своих? О сем и св. Златоуст говорит так: " те, которые детей своих не наказывают и не учат целомудрию, те строже разбойников осудятся. Разбойник тело смерти предает, а нерадивый отец - душу " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

— Вот это да! — сказала она. — Попробуй-ка, Фрэнсис. Он сел напротив и взял яблоко, которое она ему протянула. Оно действительно было необыкновенно вкусно. Они ели, весело разглядывая друг друга. Когда мелкие зубы Норы прокусывали янтарную кожицу и вонзались в белую хрустящую мякоть, тоненькие струйки сока стекали у нее по подбородку. На этом маленьком темном чердаке мальчик уже не испытывал такого смущения. Ему было тепло и хорошо, словно во сне. Радость жизни переполняла его. Их глаза, непрестанно встречаясь, улыбались; но у нее это была какая-то странная полуулыбка, как бы уходящая внутрь, будто она улыбалась самой себе. — А ну-ка, съешь эти семечки, — вдруг поддразнила она. Потом быстро сказала: — Нет, нет, Фрэнсис, не надо. Сестра Маргарет Мэри говорит, что от этого делаются колики. Кроме того, из каждого такого семечка вырастет яблоня. Вот забавно, верно? Слушай, Фрэнсис, ты любишь Полли и Нэда? — Очень, — он удивленно посмотрел на нее. — А ты разве не любишь? — Люблю, конечно… Мне только не нравится, когда Полли трясется надо мной каждый раз, как я закашляю… и еще я терпеть не могу, когда Нэд сажает меня на колени и ласкает… Она запнулась и впервые опустила глаза. — А вообще-то глупости, я не должна так говорить. Сестра Маргарет Мэри считает меня бесстыдной, а ты тоже так считаешь? Фрэнсис смущенно отвел глаза. С мальчишеским пылом он отверг обвинение одним вырвавшимся сразу словом: Девочка улыбнулась почти робко. — Мы с тобой друзья, Фрэнсис, поэтому я скажу тебе: плевать на старую Маргарет Мэри! Скажи мне, когда ты будешь взрослым, кем ты собираешься стать? Он изумлено вытаращил на нее глаза. — Я не знаю. А что? Она с внезапным волнением принялась теребить подол платья. — А, ерунда… только… ну… ты мне нравишься. Ты мне всегда нравился. Все эти годы я очень много думала о тебе и было бы очень неприятно, если бы ты… опять исчез. — Да почему же я должен исчезнуть? — засмеялся он. — Ты сейчас здорово удивишься! — ее все еще детские глаза широко открылись. — Я знаю тетю Полли… И сегодня я опять слышала, как она говорила, что отдала бы все на свете, лишь бы сделать тебя священником. А тогда тебе придется от всего отказаться, даже от меня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Таппуах Таппуах [ «(душистое) яблоко», «яблоня» ]: 1) город в иуд. области Шефеле ( Нав. 15:34 ), предположит. совр. Нетив, лежащий в 4 км юж. Заноаха и в 20 км зап. Вифлеема. Этот город раньше назывался Бет-Летепа (искаж. форма от Бет-эль-Тапуа); 2) ханаан. город-гос-во ( Нав. 12:17 ). Т. располагался на границе уделов Ефрема и Манассии ( Нав. 16:8 ), сам город принадлежал колену Ефрема, а «земля Таппуах» – колену Манассии ( Нав. 17:8 ). Вероятно, на месте этого города сегодня находится холм (телль) Шех-Абу-Зарад, располож. в 0,8 км зап. Ясуфа, в 12 км юго-зап. ⇒ Сихема (Наблуса) и в 4 км сев.-зап. Левоны. Под этим холмом были обнаружены развалины, относящиеся к позднему бронзовому и железному векам, а также к эллинистич. периоду. Ясуф – это, очевидно, древний Яссив, который в Нав. 17в Септуагинте при описании границы упомянут перед Т.; 3) сын Хеврона из колена Иуды ( 1Пар. 2:43 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Плоть: 2:3 Яко Яблонь посреде древес лесных, тако брат мой посреде сынов: под сень его восхотех и седох, и плод его сладок в гортани моем. 2:3 Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей. О, Логос Божественный, Слово превечное, Ты уподобил меня лилии между тернами, – взывала плоть Сына Человеческого из среды человеков, – Сам же Ты посреди ангелов, что Яблоня между лесными деревьями . Таков Ты, превечный Логос, возлюбленный мой между юношами -ангелами! Возвышаются древа лесные – выше всего земного премирные силы небесные. На земле – терния , там (на небесах) – древа лесные . Но и посредь них, Ты – что благоуханная и плодоносная яблоня между дикими лесными деревьями . «Вот Он и слугам Своим не доверяет и в ангелах Своих усматривает недостатки (нечто стропотное – слав. перевод): тем более – в обитающих в храминах из брения, которых основание прах» ( Иов. 4:18–19 ). «Обитающие в храминах из брения» – то терния полевые, но и слуги, обитающие в небесных чертогах, всего лишь дикие деревья лесные, ибо и в них усматриваются недостатки, только лишь Ты, Слово превечное, Яблоня плодоносная! В тени ее люблю я сидеть – ибо плоть Христова всегда под тенью Божества. Плоть Христова вкушала и благоуханный мед и другие прекрасные плоды земли. Она вкушала плоды любви верных учеников Своих, вкушала и горькие травы непослушания и зла. Но всегда уединялся Сын Человеческий в ночной тиши на молитву, дабы в тени божественной Яблони вкушать Ее божественные плоды, только плоды превечного Слова воистину сладки в гортани Проповедника из Назарета. Приведем к этому размышления Оригена : «Преуспеяния всегда таковы, что в начале всякий желает находиться по крайней мере в тени добродетелей. Я думаю поэтому, что и рождение Иисуса началось от тени , но окончилось не в тени , а в истине. «Дух Святый», сказал ангел, «найдет на тя и сила Вышняго осенит тя» ( Лк. 1:35 ). Рождение Христа получило начало от тени... Видишь, что она (Невеста. – Г.Ф.) не навсегда стала в тени, но оттуда перейдет к лучшему, говоря: и плод его сладок в гортани моей. Я, говорит она, пожелала опочить в тени его, но после того как он покрыл меня своею тенью, я насытилась и плодом его, и говорю: и плод его сладок для гортани моей стр. 164].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

2:1–2 Аз цвет польный и крин удольный. Якоже крин в тернии, тако искренняя моя посреди дщерей. 2:1–2 Я нарцисс Саронский, лилия долин! Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами. Ягве, возлюбленный Жених – роза или нарцисс Саронский, Он – лилия долин! Иногда это сравнение относят и к невесте – Израилю, который далее именуется лилией между тернами. Раввин Раши: «Этими словами Соломон изображает цветущее состояние Израиля своего времени, уподобляя царство свое прекрасному цветку, распустившемуся подобно пышному розану. Он (Соломон) как бы сказал: «Я, а в лице моем и со мною весь Израиль, теперь блаженствуем, процветаем как роза, растущая в долине, которую солнце не опаляет; живя среди народов окружающих нас, мы невредимы, никто из них не в силах обидеть нас, ибо Сам Ягве защищает нас» Возлюбленная сравнивает себя с нарциссом и лилией , а Возлюбленный идет еще дальше: она – лилия между тернами , Он любит только ее. Девицы , уподобленные тернам – языческие народы вокруг Израиля Божия. Ему говорит Ягве: «Ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего; тебя избрал Господь Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» ( Втор. 7:6 ). «О, Владыко Господи! ...из всех цветов во вселенной Ты избрал Себе одну лилию… из всех многочисленных народов Ты приобрел Себе один народ, и возлюбил его, дал ему закон совершенный» ( 3Езд. 5:23.24.27 ). Нарциссом Саронским, прекрасной лилией, по сравнению с которой все остальные цветы, что тернии, – таково было чудное и славное время Давидо-Соломонова царства. Но далее Соломон видит и будущее бедственное состояние Израиля: 2:3 Яко яблонь посреде древес лесных, тако брат мой посреде сынов: под сень его восхотех и седох, и плод его сладок в гортани моем. 2:3 Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей. Как яблоня, растущая в лесу, бывает мало заметна для людей: так и возлюбленный мой Израиль не будет знаменит между иноплеменниками, среди которых будет обитать. После Соломона Израиль как государство явно померк между другими народами. Незаметная яблоня среди лесных деревьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Человеческая душа должна расти под контролем Бога, Который Сам выращивает ее, как Он выращивает полевые растения. И человек становится «нарциссом Саронским» и «лилией долин», лилией, которая прячется в долинах. Лилия растет не на вершинах гор, а в долинах. А что такое долины? Долина – знак смирения. Никакая душа не вырастет, если она будет выставлять себя наружу. Если человек будет бегать и хвастаться каждым своим подвигом, это будет подобно тому, как если бы человек поставил себя на вершине холма. Любой самум или любой ураганчик – и все, эта лилия будет унесена, а лилия, которая растет тайно, в долине, никем не замеченная, она вырастет. Также и человеческая душа, которая растет в смирении, в незаметности, которая не смотрит даже сама на себя, а смотрит только на Создателя и на то, как убрать то, что мешает ей идти к Богу, – вот такая душа вырастет, как прекрасная лилия, благоуханная, белая и чистая. Здесь лилия – как знак чистоты и невинности. Поэтому, исходя из этого стиха, цветком Божией Матери считается лилия, и Сама Божия Матерь является величайшей «лилией долин» и «нарциссом Саронским». «Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами», – говорит Жених. То есть, как лилия вырастает совершенно независимо от окружающей среды, даже и в терновнике, так и возлюбленная вырастает независимо от окружающей среды. Очень важно помнить, что никакое окружение не может помешать человеку стать «лилией» или «терновником». Все зависит от человека. И человеческая душа действительно может стать подобной лилии, выросшей среди терна, как Пречистая Дева прекрасным растением выросла среди развращенного еврейского народа. Любой человек может стать богоподобным, прекрасным существом, благоуханным, благовонным, белым и сияющим. Невеста говорит: «Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей. Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мною – любовь. Подкрепите меня вином, освежите меня яблоками, ибо я изнемогаю от любви. Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня» ( Песн.2, 3–6 ). Итак, Невеста говорит, что возлюбленный ее похож на яблоню, как яблоня среди лесных деревьев. Лесные деревья приносят кисленькие плоды, невкусные и несъедобные, а яблоня приносит сочные, сладкие плоды. Также Бог истинный – единственный, Кто может дать настоящие плоды человеку. Человек может искать истину жизни в философии, в культуре, в искусстве, в разных ложных религиях. Но где бы он их ни искал, он найдет несъедобную кислятину, что-нибудь вяжущее найдет, горькое, а яблок освежающих он не найдет. Единственно, где яблоки он может найти, – у Христа, Который действительно подобен настоящей яблоне в саду. Кстати говоря, к этому образу – яблоне – восходят наши сказки. Потому что сказки наши – очень христианские на самом деле.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

И как собравший древесные плоды, во время собирания их, хвалит деревья, — так и собравший своим слухом божественные слова учителей, потом восприняв их умом и вкусив сладости слова, выражая устами похвалы учителю, говорит: « Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим » ( коль сладка гортани моему словеса твоя, паче меда и сота устом моим ) (Пс. 118:103). И мудрейший Соломон, уподобив прекрасные слова сотовому меду, говорит: « Приятная речь — сотовый мед, сладка для души и целебна для костей » ( сотове медовнии словеса добрая ) (Прит. 16:24). Как гортань, отведывая снеди, умеет различать хорошие от худых, так и ум души умеет различать полезные изречения от худых, как говорится у Иова: « Не ухо ли разбирает слова, и не язык ли распознает вкус пищи? » ( гортань брашна вкушает, ум же словеса разсуждает ) (Иов. 12:11). И никто пусть не думает, что домовладыка имеет в своем саду различные деревья — финики, яблони, маслины, а Господь в Своем саду церкви не имеет различных отцов, так, чтобы каждый, по своей доброте, износил из глубины сердца плоды слова, для вкушения приходящим. Иной из них, как хорошо растущая маслина, густо покрыт листьями веры и плодовит делами благочестия; иной, как финик, увенчан вайями победы над диаволом, и доставляет бедным сладчайший плод благодеяния, — о нем говорит Писание: « Праведник цветет, как пальма » ( праведник яко финикс процветет ) (Пс. 91:13). Иной, как яблоня, доставляет людям два наслаждения, запах и сладость для гортани; невеста Церковь, хваля такого в Песнях песней, что говорит? « Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей » ( Яко яблонь посреде древес лесных, тако брат мой посреде сынов Израиля: под сень ею восхотех и седох, и плод его сладок в гортани ) (Песн. 2:3). Что же делать мне, возлюбленные, когда я владею небольшой листвой слов и (немногими) плодами, не могу ни прохладить утомленных зноем, ни напитать голодающих плодами слов? Хорошо мне было бы вместе с вами изучать наставления святых отцов! Но так как страх Божий и ваша любовь побуждают нас к речи, то, взяв два или три слова из сладчайшего Евангелия, как бы финики, и вкусив, мы возбудим вас — с усердием, с пылким духом, подвигнуться к плодоносным деревьям святых отцов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Иоил.1:10   Опустошено по­ле, сетует земля; ибо истреблен хлеб, высох виноградный сок, завяла маслина. Иоил.1:11   Краснейте от стыда, земледельцы, рыдайте, виноградари, о пше­нице и ячмене, по­тому что по­гибла жатва в по­ле, Иоил.1:12   засохла виноградная лоза и смоковница завяла; гранатовое дерево, пальма и яблоня, все дерева в по­ле по­сохли; по­тому и веселье у сынов человеческих исчезло. Пророк говорит о тяжести постигшего страну бедствия для земледельцев, виноградарей и всех жителей вообще. Не вполне ясно, говорит ли пророк здесь об одном только бедствии, о нашествии саранчи, или же в Иоил.1:9–12 он разумеет и другое бедствие засуху, постигшую страну вслед за нашествием саранчи. На последнем понимании настаивает Креднер. Но блаженный Иероним и большинство новых толкователей видят в рассматриваемых стихах только речь о последствиях нашествия саранчи. «Гранатовое дерево»: евр. rimmon. Так как это дерево имеет на ветвях шипы, то в слав. т. оно называется «шипки». «Пальма» «и финикс»: в евр. gamtamar, также пальма. Палестина в древности изобиловала пальмами. Пальмы росли у Иерихона, который назывался городом пальм ( Втор 34.3 ), в Этедди, у берегов Мертвого моря и Генисаретского озера. « Яблоня»: собств. евр. tappuach, – дерево, которое приносит наливные плоды. По Песни Песней ( Песн 2:3, 7:9 ) плоды эти весьма сладки и благовонны; цвет их золотой ( Притч 25.11 ). Полагают что tappuach есть собственно Pyrus Cidonia. Вероятно, от обилия этих деревьев получили свое название Таппуах два города, из которых один лежал в колене Иудовом ( Нав 12.17, 15.34 ), а другой на границе Ефремова и Манассиина колена ( Нав 16.8, 17.8 ). «Веселие у сынов человеческих исчезло», т. е. радость, соединившаяся с уборкой жатвы. Иоил.1:13   Препояшьтесь вретищем и плачьте, священ­ники! рыдайте, служители алтаря! войдите, ночуйте во вретищах, служители Бога моего! ибо не стало в доме Бога вашего хлебного при­ноше­ния и воз­лияния. Пророк указывает средство для отвращения постигшего страну бедствия: именно, он повелевает священников назначить пост и молитву. «Препояшьтесь»: при гл. chigru (от chagar) нет дополнения; но оно ясно из последующего; в некоторых кодексах (у Кениинства и Росси) даже прямо добавлено слово sak или sakim, рус. вретище. «Плачьте», слав. «бийтеся», евр. vesiphdu (от saphad). собств. бейте в грудь для выражения скорби ( Ис. 32.12 ; Наум 2.7 ). «Ночуйте во вретищах служители» Бога моего. Не снимайте печальных одежд даже ночью – служило у евреев вообще выражением сильнейшей скорби ( 3Цар 21.27 ; 4Цар 19.1 ). А священникам, в частности, законом разрешалось надевать траурные одежды только при величайших несчастиях ( Лев. 21:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

" Сегодняшнее воскресное чтение из Евангелия рассказало нам о том, что Господь явился по Воскресении ученикам, когда они были " дверьми затворенными " , - продолжил архипастырь. - В первый день Он явился, когда не было апостола Фомы, во второй раз, через неделю, когда он уже был. Фома сказал, что не поверит, что Христос воскрес, пока не увидит язвы на Его руках и не вложит персты в ребра Его. Видите, какой снисходительный Господь - ради Фомы еще раз является перед учениками и говорит ему: " Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои и не будь неверующим, но верующим " . (Ин. 20:24). Копьем Христа ударил Лонгин Сотник, чтобы убедиться, что Он умер. Господь все видел, кто его куда ударил, потому что Он Бог, ничего от Него не скроешь. И когда Лонгин увидел, какое землетрясение произошло, уверовал во Христа, сказал, что это воистину Сын Божий, и позже стал мучеником. Господь, видя слабую веру учеников, три года с ними ходил, учил их вере, и они исповедовали ее. Но только распяли Христа, как тут же они эту веру практически потеряли. Господь начинает являться плачущей святой Марии Магдалине, апостолам Луке и Клеопе, когда они шли в Эммаус. Потом всем вместе, чтобы убедить их, что это действительно Он и должен был пострадать, чтобы спасти людей. Господь убеждал их, давал им веру в Него, чтобы они, когда сами выйдут на проповедь, убедили народ в Воскресении Христа. Господь хочет показать нам, что готов каждому явиться и убедить его: раны, которые Он понес, - знак Его любви к нам. Но главное, чтобы мы веровали в это и жили по вере " . " Благодарю вас за то, что в этот воскресный вечер вы собрались здесь! Значит у вас крепкая вера. Только сильная вера поднимает и приводит в храм. Это показатель, зачем нужно иметь крепкую веру. Если она есть, то двигает нас к Богу, к добру. А веру маленькую, как зернышко, надо укреплять. Без веры мы ничего не произведем, а должны принести плоды. Вера - как яблоня, а любовь - как яблоки. Если есть вера, то она и плоды приносит.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

     Из виноградной лозы не делают ни балки для перекрытий, ни гвоздя, «чтобы вешать на нем какую-либо вещь» (Иез. 15:3) В этом, говорит Бог через Иезекииля, преимущество виноградной лозы над деревьями. Яблоня и вишня тоже приносят плоды, но древесина их известна и плотнику в хозяйстве. Так дело обстоит со всеми деревьями, кроме виноградной лозы. Ее даже на спички невозможно использовать. И эта избранность сколь почтенна, столь и опасна. Опасна потому, что в случае отсутствия плодоношения ни на что больше не сгодится лоза. С паршивой овцы – хоть шерсти клок, а у лозы этот «клок» отсутствует. С бесплодной груши или вишни тоже что-то умудрится сделать хозяин. А вот с виноградной лозой не так. Как соль, утратившая силу, бесплодная лоза абсолютно бесполезна. Соль высыпают, а лозу обрекают сожжению. Сказанное важно не столько с точки зрения разумного ведения хозяйства, сколько с точки зрения исторических судеб народов. Об одном народе прямо сказано, что он – «виноградник Господа Саваофа» (Ис. 5:7) Это Израиль. Но с тех пор, как порвалась сверху донизу завеса в храме, и с тех пор как Христос «рассеянных чад Божиих собрал воедино» (Ин. 11:52) отношения Бога с Израилем многократно повторились на самых разных народах, уверовавших в имя Сына Божия. Церковь – Новый Израиль. Это – миллионократно подтвержденный исторический факт. Теперь виноградником Господа Саваофа можно называть разные народы: греков, сербов, грузин, ирландцев. А значит – и ожидать от них надо плодов, и опасаться всего того, что было с Израилем, когда вместо плодов вырастали волчцы и терния. Русская Церковь и народы ее составляющие – тоже виноградник Божий? Без сомнения. Вся история Руси, драматичная, таинственная и нелинейная, говорит о том. Но в каком состоянии это любимое насаждение Господа Саваофа? В псалме 79-м говорится, что в иные времена «горы покрываются тенью лозы и ветви ее, как кедры Божия» (Пс. 79:11) Это времена торжества веры и благочестия. Но бывает и так, что «лесной вепрь подрывает ее, полевой зверь объедает ее» (Там же) Из этого же псалма, кстати, взяты слова архиерейского богослужения, когда посреди Трисвятого пения архиерей с амвона благословляет людей, говоря: «Боже сил! Обратись же, призри с неба и воззри, и посети виноград сей; охрани то, что насадила десница Твоя» (Там же) Вот он тогда перед нами – виноградник Господа Саваофа, либо радующий Хозяина плодами, либо печалящий Его запустением.

http://pravoslavie.ru/78730.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010