Почти две недели несли святую икону до Руссы среди несмолкаемого торжества. Тысячи народа сопровождали ее с пением в честь Богоматери. С крестными ходами встречали и провожали всюду торжественное религиозное шествие. Наконец, подошли к городу, и тут все зашевелились; от стара до мала все поспешили встретить «Царицу небесную». Шествие уже вступило в черту города... Чудная, величественная икона, как бы парила в воздухе над многотысячною (до 50000) толпою. Торжественный церковный звон, чудное пение и звуки военного оркестра, игравшего гимн — «Коль славен», дополняли чарующую священную картину великого старорусского торжества. Наконец, 18 сентября 1888 года святыня была водво­рена на приготовленном ей месте в Спасо-Преображенском храме после крестного хода около стен обители. Так воз­вратилась в город древняя его святыня, и стал он жить как бы под покровом Царицы Небесной. Под кров Ее поспешили рушане во всякой нужде и скорби своей. Вместе с перенесением в Руссу чудного образа Богома­тери был решен и вопрос об устройстве нового храма в честь Богородицы. В 1889 г. храм этот был уже окончен, а в 1891 году освящен. (Между прочим, при освящении придельного алтаря принимал участие великий па­стырь о. Иоанн Ильич Сергиев Кронштадтский). До последних лет продолжают украшать его настоятели обители и горожане. Образ Богородицы помещен под особою сенью, а около него находятся другие образа иконостаса. Слева от него, у северной стены храма, на амвоне под сенью, стоит ковчег с частицами св. мощей от 50 св. угодников Божиих — дар Новгородского Софийского собора 1). 1) Никиты еп. Новгородского, Иоанна архиеп. Новгородского, священномученика Антипы Пергамского, преп. Антония Римлянина, Апостола Андрея Первозванного, Евфимия архиеп. Новгородск., Иоанна Златоустого, Препод. Иоанна Дамаскина, Препод. Макария Египетского, Препод. Ефрема Новоторжского, Препод. отец на Синан и Рифе избиенных. Св. мучен. Параскевы, Св. благоверного князя Феодора Ярославича, Св. Моисея архиепископа Новгородского, св.

http://sobory.ru/article/?object=34747

563 Приводим эту выдержку: «Вопрос что ес требокладенье идольское еже реч стыи василии не принимай приношенья от требокладеля идольска. Не поганым глть не крестьяном. Мнози бо от хрестьян, трапезы ставят идолом, и наполняют черпала бесом, кто суть идоли. Се первый идол рожанице, о нихже великий пророк Исаия глт велегласно вопиет река о горе ставящим тряпезу рожаницам, и исполняюще чернанья демоном, се вси вы яко хворост в огни изгорите и павел рече не можете ясти трапезы сотонины и трапезы Христовы, и паки не можете пити цяше сотонины и чаше Господни, таже реч дане не разгневаим Бога. А се второе вилам и мокоше и да ище ся не на яве молять да отай призываюче идоломольцы бабы, тоже творят не токмо худии люде не и богатых мужии жены, се же есть влеми злые иже есть прикладати трепрь святые бця, к идольстии трапезе»… Печатаем по изданию Тихонравова. Лет. русск. лит 4, 3, стр. 85–86. Ркп. Моск. Синод. Б. 14 в. л. 33. Но в ркп. Моск. Син. Б. мы не нашли этого места или номера рукописей изменены, или же у Тихонравова ошибка. 564 Приводим самую статью. Лаодикийского сбора. Еже им поведа англ. Церкви. Лоодикийския творимое дело злыми члвекы и глше англ. Горе, горе члвком тако творящем, иже есть ненависть бгоу, и на гневе бщи ижи от неразумья деюще, неподобное и непотребное, мнящеся честь творяще гжи бци ставяще трапезоу кроуничьными хлебы и сыры, и черпала наполняюще вина добровольного и творяще тропарь рожствоу и подавающе дроуг дроугу ядять и пиють; и мнятся добро творяще и хвалоу тем въздающе влдчци чистии. Ей же сть бечьстие и хоула, виною ревше рожьства. Нее честь се двци гжи бци не бо есть ед творимое в славоу бгоу и в похвалоу бци» Тихонравов. Лет. ibid, стр. 86. 565 Ркп. Новгородск. Софийск. соб. лист. 47. Напечат. Тихонравовым. Летоп. 4, 3, стр. 88. Ркп. Моск. Главн. Арх. Мин. Иностр. Дел. л. 352 (сокращ.). Напечат. В Арх. Истр. юрид. свед. Калачова, 2, 1, стр. 23. 569 Труды Киевской Духвной Академ. 1871, 3, стр. 574. У нас имеются любопытные сведения относительно исследуемого обычая. Простонародие Подольской губ. второй день праздника Рождества считает женским праздником. В этот день женщины в честь родившей Богоматери приносят в храм хлеб, называемый «приносом», над которым совершается краткая лития по усопшим. Хотя в этом случае нет намерения поминать умерших, но оно совершается по издавна установившемуся обычаю в Малороссии, и других молитвословий над приносами не совершают. Приносы имеют значение подарков, приносимых в честь родившей Богоматери, которую простолюдины считают необходимым приветствовать, как приветствуют всякую родильницу с благополучным разрешением от бремени. В виду этого обычай назывется «ходити на родини до Богородици». После богослужения женщины идут в дом священника и поздравляют его жену с праздником. Этот обычай очень древний и встречается в греческих месяцесловах 10 века под именем apilochia, т.е. «родильные дары»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Твердый исповедник смело объявлял гнев Божий польскому правительству за оскорбление прав человечества и защиту, оказываемую тем, которые нагло оскорбляли откровение Божие для прихотей человеческих. И за все это решено предать его позорной смерти. Когда об этом объявлено ему, он в слух всех сказал: «конечно отступники от св. веры, надменные ложным просвещением, еще не малое время будут преследовать исповедников истины небесной; – но будет время, когда в Бресте и во всей окрестной стране процветет православие и слава его уже не померкнет; там, где будет лежать тело мое, козни врагов, отступников от св. веры, будут бессильны». Св. исповедник был обезглавлен. 12 Это было 5 сент. 1658 г. 13 Мощи его почивают открыто в соборном храме брестского Симеонова монастыря. 14 Св. Иоанн, архиепископ новгородский В 1439 г. усердием святителя Евфимия совершались починки в новгородск. софийском соборе. В притворе собора, в придельном храме св. Предтечи, внезапно оторвался со стены камень и так сильно ударил в крышу стоявшей тут гробницы, что крыша расселась. Священник, случившийся в то время в храме, поспешил сказать о том архиепископу. Святитель велел в своем присутствии поднять пробитую каменную доску, и храм наполнился благоуханием; архиепископ со свечою в руке наклонился к гробу и увидел нетленные мощи святителя. Но кто сей святитель? Никто не мог сказать, ни по преданию, ни по справкам с записями. 15 Святитель велел закрыть гробницу и возвратясь в келлию, стал усердно молить Господа, дабы открыл, если Ему благоугодно, кто сей святитель? И вот в одну ночь явственно явился пред ним облеченный в одежды святителя. «Кто ты, владыко мой, тайно пришедший сюда»? Спросил его Евфимий. «Я тот, отвечал явившийся, которого ты видел лежащим в гробе и о котором ты молился; я архиепископ Иоанн, удостоившийся послужить чуду пресв. Богородицы, честному Ее знамению. Возвещаю тебе волю Божию, продолжал явившийся, – совершать память о лежащих здесь архиепископах и князьях, 4 октября; я же буду молиться Христу за всех христиан».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Потом внесли ее в соборную церковь и поставили на алтаре. На другой день монах, зажигавший лампады, вошедши в храм, не нашел в нем новоявленной иконы. После долговременного искания иноки обрели её на стене над монастырскими вратами и отнесли ее на прежнее место, но на следующее утро снова нашли ее над вратами. Несколько дней сряду повторялось подобное перенесение образа в церковь и чудесное возвращение на врата обители. Пречистая Богородица явилась во сне тому же Гавриилу и сказала: „объяви братии, чтобы они более не искушали меня. Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашею хранительницею не только в настоящей жизни, но и в будущей. Да уповают на милосердие сына моего все иноки, которые в горе сей будут жить добродетельно с благоговением и страхом Божиим. Я испрошу у Него сей дар, и се вам знамение: доколе будете видеть икону мою в обители сей, дотоле благодать Сына моего к вам не оскудеет. Братия, узнавши о том от старца Гавриила исполнилась великою радостью, построили в честь Пресвятой Богородицы храм над вратами обители и в нем поставили чудотворный её образ. Там пребывает оный и доныне. От сего произошло и название иконы Пресвятой Богородицы Портапской, то есть Вратарницы, а от имени обители икона называется Иверской. Различные чудеса и исцеления тяжких и долговременных недугов пред сею иконою Пресвятой Богородицы повсюду огласили православную церковь. Читать далее Источник: Месяцеслов (святцы) новгородских святых угодников Божиих, открыто и под спудом почивающих в соборах, церквах, часовнях и монастырях не только Новгорода и его ближайших окрестностей, но и всей Новгородской епархии, с историческими, хронологическими и географическими сведениями о местах их почивания и Указатель чудотворных святых икон, сохраняющихся также не в одних только священных местах Новгорода и его окрестностей, но и некоторых уездных городов и сел епархии, с таковыми же, как и о святых угодниках, сведениями о сих иконах, равно как и о местах их нахождения/свящ. Гавриил Краснянский. Сост. Новгородск. кафедр. Софийск. собора - Новгород: тип. и лит. Сухова, 1876. - 282 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

святцы и иконы (см. снимок с иконы Новгородск. Свв. СПб. Дух. Акад, музея. В иконоп. Подл, дается такое, описание наружности святого: «(20 Января) Преподобный отец наш Евфимий. иже у города Архангельского новый чудотворец подобием сед, брада подоле. Сергиевой, ризы преподобнические, на голове клобук черный, правая рука аки благословенна, а в левой свиток и клюка» (Филимонов. 43 стр.). – А коль скоро мощи были перенесены. оказалась ненужною и решетка, которую по этому и взял себе архиепископ. 29 См. Толстой 315. (Оние. мои. стр. 10) кроме Феликса и Антония упоминает еще иноков святой жизни Василида и Феликса, но откуда заимствовал это известие – не указывает Не смешаны ли гробницы этих Иноков с могилами сыновей Марфы Посадницы?!.. В 1873 г. была издана брош.: «Русские святые», где на стр. 112 читает: «Мощи Преп. Евфимия Архангельского чудотворца, под спудом в Николаевском монастыре, на устье, реки северной двины, вблизи Белого моря. Там же гробы Антония и Феликса корейских, под церковью Сретенья. 30 Никонов пишет еще следующее: Сыновья Марфы Посадницы Антоний и Феликс, дети Филипповы. похоронены, как известно, в Николаевском корольском монастыре: странствуя для поклонения мощам св. угодников Соловецких и для сбора податей, поглощены были, по разбитии их судна, грозными волнами сердитого белого моря. Нежная чадолюбивая мать их, не. доверяя сему событию, полагала детей своих погибшими от обитателей заонежских. Собрав огромное полчище вооруженною рукою двинулась она к берегам сего своего владения, предавая пламени мирные селения жителей и избрала местом суда волостную расправу свою, бывшую в заточицкое солении, вешая подпавших ее подозрению на дереве. Долго с холодным трепетом местные жители взирали на остатки сего древа казни, некогда передавая сие страшное сказание из рода в род и доселе, указывая на оное». (Оточ. Зап. 1823 г. 14, 198 стр.). 34 См. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии Ив. Арх. 1895 г. 108 стр. 36 Барсуков, Источники русской агиографии 18 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

18 Чтен. Моск. общ.ист. н древн. 1848 г. 8. Смесь стр. 60. Выговский имел переписку с Пиноном и будучи уже Гетманом, стр. 70. 20 Архим. Аполлос (см. Чтен. Моск. общ. ист. и древн. 1848 г. 7 «Иоакимъ») говорит, что Иоаким, вызванный в Москву в 1657 году Никоном, определен был в Чудов монастырь келарем, который тогда в патриаршем разряде присутствовал для рассмотрения духовных дел». При этом Аполлос ссылается на Новгородск. Летоп. стр. 197: но там говорится только, что Иоаким был в Чудовом монастыре архимандритом. Между тем известию, будто он, до возведения в сан архимандрита Чудова монастыря, был там келарем, противоречит то, что в 1663 году, когда бы он должен был, – по названному мнению, быть келарем, в этой должности при архимандрите Павле (впоследствии митропол. Крутицком) был некто Евеимин. См. опис. кн. Румянц. муз. Востокова стр. 440. 28 Известно наприм., что когда п. Никон , по письму Никиты Зюзина, неожиданно – 1664 г. ночью за неделю до праздника Рождества Христова явился в Москву и звал царя в Успенский собор во время утреннего богослужения, а потом, удаляясь из Москвы, взял с собою жезл св. митроп. Петра и на просьбу боярина от имени царя – дать последнему прощение – сказал: «Бог простит его, великого Государя, аще не от него смута сия»; и когда царь смущенный этими словами Никона, а еще более – отъездом его с жезлом св. Петра, с общего совета архииреев и бояр посылал допросить Никона: что значили его слова, и отобрать у него жезл св. митрополита, то в числе посланных вместе с Крутицким митроп. Павлом является и Чудовский архимадрит Иоаким (см. Шушер. Жит. Никона стр. 76–84).Другое поручение было сделано Иоакиму в 1665 году, когда он ездил к Никону, чтобы последний дал грамоту на избрание нового патриарха (см. Дело п. Никона Н. Субботина , прилож. III). Известно и еще поручение, возложенное царем на Иоакима, где последний является одним, без участия других. Это было в 1666 г. по делу новообращенных евреев проживавших у Никона, в качестве слуг, из которых один за ложные доносы на своего господина и посажен был им в темницу, царь – по доносу другого еврея – послал Иоакима с отрядом стрельцов освободить заключенного еврея и Иоаким с согласия Никона освободил его и представил государю. См. Шушер. Жит. Ник. Стр. 90–92.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

Миголовская или Миголощская, Новг. г., II, 923. Мигулинский-Троиц., Донской, I, 515. Микитьева пустынь-Псковский, II, 946. Милогорская, Новг. г., II, 923. с Милца Зачатей.-Псковский, II, 805. Минский-Екатерин., I, 355. Минский-Петропавл., I, 355, 356. Мирожский-Псковский, II, 1162. Мироновский-Богослов., Черниг. г., II, 925. Мироносицкая, Каз. г., II, 924. Миропольский – Николаев. – Белогорский, Кур. г., II, 975. Михаило – Архангель. – Устюжский, II, 623. Михаилова, Влад. г., II, 926. Михаилов.-Богослов.-Киевский, I, 67. Михаилов.-Выдубецкий, Киев. г., I, 147. Михаилов.-Златоверх.-Киевский, I, 196. Михаилов.-Клопский, Новг. г., II, 872. Михаилов.-Ново-Рождеств., Ряз. г., II, 1018. Михаилов.-Переяславский, Полт. г., II, 927. Михаилов.-Предт., Харьк. г., I, 299. Михаилов.-Псковский, II, 1354. Михаилов.-Сковородский, Новг. г., II, 1147. Михаилов.-Сорочинск. Полт. г., II, 928. Михаилов.-Усть-Узский, Пск. г., II, 779. Михаилов.-Чудов-Москов., II, 1357. Михаилов-Архан.-Корельский, Арх. г., II, 629. Михаилов-Архангель.-Юрьевский, II, 628. Михалицкий-на Молоткове-Новгородск., I, 300. на Мишариной горе Иоанно-Богословск.– Псковский, II, 836. Млевский-Троиц., Твер. г., II, 1274. Могилевская-Успен., Твер. г., II, 929. Могилевский-Братский-Богоявл., I, 88. Моденский, Новг. г., II, 930. Можайская-Никол.-Борщовск., II, 957. Можайский-Колоцкий, Смол. г., II, 881. Можайский-Петров., II, 1043. Моздокский-Преображ., I, 391. Моисеевский-Московский, II, 931. Мокрый Ильин.-Запсковский, I, 213. Мокрый Ильин.-Новгородский, II, 830. Мокшанский-Богород.-Казан., I, 56. Моложский-Афанасиев. – Троицкий-Холопий, I, 22. Моломская, Волог. г., II, 1164. на Молоткове Михалицкий-Новгородский, I, 300. Молочков, Пск. г., II, 932. Молчанская-Софрон., Кур. г., II, 933. Молчанский-Печерский-Путивльский, II, 934. Монзенский – Ферапонтов – Благовещ., Костр. г., II, 1336. Моргарский или Мгарский, Полт. г., II, 1097. Морозова, Яросл. г., II, 935. Мороцкий-Успенск.-Николаев., Мин. г., I, 548. в Морчуках Зосимо-Савват., Моск. г., II, 1150.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

3.      Св. м. Тимофея чтеца и мц. Мавры; успение Феодосия игум. печерск., п. Петра чудотв. еп. аргосск., обр. мощ. Моисея, арх. новгор.; празднование ик. Б. М. Киево-Печерской. 4.      Мч. Пелагии девы, пр. Пелагии, свм. Сильвана, еп. газского, Алвиана, еп. анейского, Еразма, еп. формийского; пр. бр. Алфановых: Никиты, Никифора, Климента, Кирилла и Исаакия. Ик. Б. М. Старорусской. 5.      Вмч-цы Ирины; прп.: Адриана монзенск., Михея; обрет. мощ. п. Иакова железноборск. 6. Правед. Иова многостр.; мч. Варвара воина и с ним Вакха, Каллимаха и Дионисия; пр. Варвара, бывшаго разбойника. День рождения Государя Императора Николая Александровича. 7. Воспоминание явившегося на небеси (в Иерусалиме) знамения честного креста. Муч. Акакия, п. Нила сороского. В 351 г., в царствование императора Констанция, в св. 50-цу, около 3 часа дня, над горой Голгофой явилось на небе знамение Креста Господня, блистанием своим превосходившее сияние солнца. Это знамение простиралось от Лобного места до горы Елеонской (ок. 2 вер.) «и согласование крестная широта долготе своей». Значит, заметим к сведению раскольничествующих братий, – крест был четвероконечный, с равными сторонами. 8. Св. Ап. Иоанна Богослова; п. Арсения вел. (450); Арсения новгородск. 9.      Перенесение мощей Св. Николая Чудотворца; св. прор. Исаии; мч. Христофора, пер. мощ. м. Гавриила. Муч. Христофор († ок. 250 г.), говорят расколыники-бозпоповцы, не будучи священником, принимал на исповедь; значит, мирянину можно исповедывать. – Правда, он принимал на исповедь, но не разрешал от грехов, значит, совершал исповедь нравственную, а не таинство. 10.       Св. ап. Симона Зилота; мч. Исихия антиох., Алфии, Онисима, Еразми, Филодельфа, Киприана; блаж. Таисии; прп. Исидоры юрод., св. Симона, еписк. суздальск. 11. Священномученика Мокия, св. равноап. Мефодия и Кирилла, первоучч. словенских; св. Никодима сербск. 12. Св. Епифания, еп. кипр.; св. Германа, патр. царегр:, Савина, архиеп. Кипр., п. Дионисия радонежск., Полувия, еп. ринокирского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Арсения выгнали из его палат «в шию», он едва спасся в алтаре св. Софии. Вытащили из Хутынского монастыря снова Антония, параличного и немого, и в третий раз поставили его правящим владыкой. А для действительного ведения дел посадили рядом с владыкой двух светских дельцов: Якуна Моисеича и Никифора Щитника. Влияние гражданской власти на церковную доходило таким образом до весьма широких размеров и выражалось преимущественно в самовластном отношении к епископам: а давление на епископов могло вести к чему угодно. В некоторых других случаях князья также подчас становились к явлениям церковной жизни в положение властных хозяев своей русской церкви. Так, например, вторичное перенесение мощей Свв. Бориса и Глеба из одной церкви в другую не иначе могло состояться, как только с дозволения вел. князя. Святополк не допускал этого перенесения, и оно произошло уже при его преемнике Владимире Мономахе . Даже в таком деликатном деле, как причтение новоявленных угодников к лику святых, сказывается со всей силой воля князей. Имя преп. Феодосия Печерского было вписано в литийный синодик наряду с другими святыми после того, как вел. кн. Святополк в 1108 г., по просьбе печерского игумена Феоктиста, повелел митрополиту и епископам вписать это имя. 23 Предлагаемая Пл. Соколовым поправка текста, вместо «в Св. Софии» – «от св. Софии», т. е. от КПльского патриарха, как произвольная, нам кажется излишней. Митр. Михаилу достаточно было этого внешнего интердикта, чтобы помешать гладкости (в глазах общественного мнения) замышляемой церемонии автономного посвящения митрополита. 24 Это наивная ссылка не на каноническое право, а на историческую случайность, не на чин поставления (полноправной передачи власти), а только на обрядовый аксессуар предызбрания. Что временно такой обряд практиковался в Византии, свидетельствует наш писатель XIII в. Антоний Новгородец (впоследствии архиепископ Новгородск.) в его «Хождении» на Восток. Около 1200 г. в Царьграде ему показывали «Германову руку, ею же ставятся патриархи».

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Волхов Мост (Соснинская Пристань). Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:не позже 1803. Год утраты:1944 (утрачена в ходе боев) Адрес: Новгородская обл., Чудовский район, пос. Волхов Мост (терр. бывшего села Соснинская Пристань) Изменить описание объекта Запись в труде В.В. Зверинского " Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи " конца XIX в., вышедшего в трех частях и переизданного одним томом в издательстве " Дмитрий Буланин " в 2005 г.: Николаевский-Полистский, мужской, ныне приходская церковь Соснинской пристани, Новгородск. губ и уезда, в 70 вер. от Новгорода и в 14 вер. от села Грузина, на левом берегу Волхова, при впадении в него р. Полисти. Уже существовал в 1499 г. и в 1686 г., приписан к Новгород. архиер. дому, в 1764 г. упразднен. Нынешняя церковь во имя св. Николая построена в 1803 г. Николо-Полистская церковь, бывший Николо-Полистский монастырь, ранее с. Соснинская Пристань Новгородского уезда Новгородской губернии, ныне д. Марьино (ст. Волхов-Мост) Чудовского района Новгородской области, построена 1803, ныне полностью уничтожена. http://forum.vgd.ru/494/76782/20.htm Оригинал документа хранится Отделе письменных источников Новгородского государственного объединенного музея-заповедника. Шифр дела: НГМ КП 2598610426, фонд 14, опись 1, единица хранения «Описание церквей во имя Обновления Храма Воскресения Христова и Никольской в Никольском Полистьском погосте Новгородского уезда. 1860. 4 листа. Рукопись, подлинник, черновик. Историко-статистическое описание церкви Новгородской Епархии и Новгородского уезда Никольского Полистьского погоста I Nocmpoehue церкви и последующая затем судьба ея 1. Церковь во имя святителя и Чудотворца Николая в Никольском Полистьевском погосте, каменная, разстоянием от Новгорода в 70 верстах, от железной дороги в полуверсте, от Большой шоссейной Петербургской дороги в 10 верстах. От Новгорода и сверху вниз по течению реки Волхова на левом берегу, при устье речки Полисти, впадающей в Волхов, на высокой горе.

http://sobory.ru/article/?object=45396

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010