АН (с 1809), духовный писатель и поэт (см. о нем также: Жервэ Н. Судьба иером. Аникиты//Где Святая София, там и Новгород. СПб., 19982. С. 168-174). В 1895 г. торжественно отмечалось 900-летие П. Р. м.- празднование, основанное на церковной легенде о времени возникновения обители (см. выше), к-рая была зафиксирована архим. Фотием при перестройке Рождественского храма на одном из столбов с датой 995 г. ( Макарий (Миролюбов). 1860. Ч. 1. С. 425). В 1920 г. скит был закрыт одновременно с Юрьевым мон-рем (ГИАНО. Ф. Р-268. Оп. 1. Д. 121. Л. 47; Секретарь. 2011. С. 280). Юго-зап. хозяйственный корпус, звонница и ограда были разобраны на кирпичи, из к-рых построено обширное хранилище льда для рыболовецкой артели. Церковь использовалась под склад. Во время продолжительного нахождения в прифронтовой зоне в годы Великой Отечественной войны Рождественский храм был поврежден: утрачена кровля главы и частично основного объема здания, каркас главы деформирован, кладка свода и карниза барабана разрушена, пострадала штукатурка на стенах. В 1947-1948 гг. под рук. Р. Кацнельсон проводились архитектурно-археологические исследования ц. Рождества Пресв. Богородицы и ее реставрация, работы были продолжены в 1961-1965 гг. под рук. Л. Е. Красноречьева. В ходе начавшейся в 1962 г. реставрации была удалена пристройка XIX в. с зап. стороны, зданию были приданы утраченные при перестройках в XVI и XIX вв. первоначальные формы. Было доказано, что храм относится к домонг. периоду, по мнению Р. Кацнельсон,- к кон. XII - нач. XIII в., согласно Л. Е. Красноречьеву,- к 30-40-м гг. XIII в. Однако реставрационные работы в интерьере церкви осуществить не удалось (в частности, не были восстановлены хоры). После Великой Отечественной войны на Перыни располагался рыбкомбинат, затем - туристическая база. В 1991 г. по решению новгородского горисполкома ц. Рождества Пресв. Богородицы и 3 сохранившихся келейных корпуса XIX в. были переданы РПЦ. Перынская обитель была возрождена как скит при Юрьевом мон-ре, в 1992 г.

http://pravenc.ru/text/2580066.html

Святитель Иннокентий родился 30 мая (по старому стилю) 1785 года у дьячка Воскресенской церкви Павловского Посада Дмитрия Егорова. Он прожил короткую, но удивительно плодотворную жизнь, скончался в сане епископа Пензенского и Саратовского в возрасте 35 лет. На Пензенской кафедре, с которой теперь навсегда связано его имя, он пробыл только три с небольшим месяца. Владыка Иннокентий впервые приехал в Пензу 21 июня 1819 года, а уже 10 октября скоропостижно умер, и был погребен в приделе местного собора. Причинами столь раннего ухода стало слабое от природы здоровье и конфликт с могущественным обер-прокурором Синода князем Александром Голицыным. Духовное образование будущий святитель получил в московской перервинской семинарии, где за кроткий нрав он получил прозвище Смирнов. Из Перервы семинарист перешел в Лавру. В 1809 году принял монашеский постриг и вскоре стал игуменом подмосковного Николо-Угрешского монастыря. Уже в 1812 году молодой игумен был вызван в Санкт-Петербург для работы инспектором в местную духовную академию. В последующие годы Иннокентий был возведен в сан архимандрита, стал профессором, а затем и доктором богословия, занял пост ректора петербургской семинарии, управлял Сергиевой пустынью и Новгородским Юрьевым монастырем… Параллельно с административными обязанностями ученый инок писал духовные книги. В частности, он составил «Начертание Церковной истории от Библейских времен до XVIII века», ставшее главным пособием для семинаристов по этому предмету в XIX столетии. В числе его многочисленных дел было членство в комитете духовной цензуры. Несмотря на свой кроткий и тихий нрав, Иннокентий Смирнов запомнился как стойкий обличитель самого обер-прокурора Святейшего Синода Голицына. Он не побоялся критиковать модные мистические учения, которыми увлекались высокопоставленные в империи особы, включая даже императора Александра I. Поводом для гонений против Иннокентия стало одобрение и пропуск духовной цензурой в печать полемической книги Евстафия Станевича «Беседа на гробе младенца о бессмертии души». Автор книги наносил удар по тем, кто увлекался западными мистическими учениями, резко отвергал оккультные сочинения Карла Эккартсгаузена, теософа Иоганна Юнг-Штиллинга, мадам Гюйон и многих других.

http://sobory.ru/article/?object=00567

р. б. Логин Семенов сын Толбогин Московской жилец, а ранга... Поручик». 72) «7160 (1652) Октября 1 преставися р. 6. Татьяна Максимова Печерского Архимандрита Митрофана дочь». 73) «7197 году едучи службу Великих государей искрымского ходу на дороге преставися р. 6. Псковитян Сила Сафонтеев сын Квашнин». 74) «706 осмаго (1560) м-ца Ноемврия впервый надесятый убиен бысть Яков Григорьев сын Кошкина от магистра Лигоньского». 75) «706 осмаго (1560) Ноября в 11 день убыен бысть р. б. Григорей Иванов сын Воронов Григорьев золотой от Ливонского магистра». 76) Тоже ещё «Данил Георгиев сын Чебатаев». Далее поворот опять на 2-ю улицу: 2-й улицы: 77) «7195 Июня 27 преставися р. б. Московской дворянин посник Федорович Неелов». 78) «7160 (1652) Июля в 15 д. преставися р. б. Новгородец Василий Степанович Скобельцын, а во иноцех Варлаам схимник, да с ним положена жена ево Анисия во иноцех Анна схимница да невестка ихъ р. б. Евдокея Иванова дочь жена Петра Васильевича Скобельцына да сын их Тимофей убиенный жженою его Феодосиею Гавриловою дочерью». Четвертая улица (вторая направо) от второй. 79) «7165 (1657) Октября 31 преставися на Государеве службе под Юрьевым Ливонским р. б. Псковской помещик Понкратей Иванов сын Змеев да с ним же вместе положены дети ево Герасим да Семен да Аристарх да Борис младенцы да две дочери Пелагея да Матрена». 80) «7157 году убиен бысть р. б. Фирс Никитин сын Страков от недруга своего Василия Парамонова сына Скочина а отпели и проводили, и положили тело его в пещере 7161 (1653) году Генваря в 29 дн.» 81) «7123 (1615) Апреля 14 на светлой неделе в Качанове слободе убит р. б. Федор Андреев сын Парской Шелонские Пятины, а убит от Литовских людей». На обратном пути четвертой улицы: 82) «7168 (1660) Марта в 31 день престаемся раба Божия Татьяна Григорьева дочь Щербина Борисова жена Федоровича Лихарева во иноцех Таисея схимница». 83) «7665 (1657) Генваря 14 представися раб Божий Новгородский помещик Князь Григорий Данилевич Елецкой». 84) «7164 (1656) Августа 14 убиен бысть на Государевой службе на вылазке под Юрьевым Ливонским Новгородский помещик Воцкие пятины Князь Тимофей Данильевич Елецкой».

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

26 . Церковь святого Павла Исповедника, с пределами Симеона Богоприимца и Константино-Елены, построенная Семеном Борисовичем, в 1224г., на Варецкой улице Торговой стороны. Не существует. (Преосвященного Макария I, 398). 27 . Церковь Спаса Преображения в монастыре Хутынском, построенная около 1240г. (Новгородская 3 летопись под 1515г.; против свидетельства той же летописи под 1198г. и 1508г. см. Новгородскую 1 летопись под 1192г.). На место древней в 1515г. построена новая, остающаяся до настоящего времени (Новгородская 3 летопись под 1515г.). 28 . Церковь Рождества Богородицы в Перынском монастыре, находящемся в 4 вёрстах от Новгорода и в одной версте за Юрьевым монастырём, при самом истоке Волхова из Ильменя. Построенная неизвестно когда, признается до-монгольской и даже одной из древнейших (по местному летописцу новейшего времени – 995г., преосвященного Макария I, 425 начало). Но и то и другое совершенно сомнительно. Если бы монастырь и действительно был современен введению христианства в Новгороде, что как увидим ниже, вовсе не должно быть считаемо доказанными, то из этого нисколько бы не следовало, что столько же древня в нём и каменная церковь . Говорить, что самое молчание летописей о времени построения церкви может означать то, что оно восходит за их пределы и что она могла быть построена «вскоре по пришествии Иоакима в Новгород»,– значит, с позволения сказать, говорить вещи для настоящего времени крайне и предосудительно наивные. (Построена каменная церковь в Перыне монастыре, когда таких каменных церквей была одна во всей Руси и ни одной в Новгороде!). Церкви в пригородах Новгорода: Из пригородов Новгорода каменные церкви находились в Пскове и Ладоге. Из них под Ладогой должно разуметь не нынешний город Новую Ладогу, находящийся при впадении Волхова в Ладожское озеро и основанный только в 1704г., а село Старую Ладогу, которое находится на Волхове в 12 вёрстах выше первой и которое представляет собой древний город Ладогу, нисшедший в сёла после основания Новой.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

59 . ИАКИНФ Карпинский, родился в украинской Малороссии около 1723 года; обучался сперва в Курской и Белгородской Семинарии до Пиитики, а потом в Харьковской Коллегии окончил курс наук, и продолжал оный ещё в Киевской Академии; после того в разных училищах а разных классов был учителем. В монашество пострижен в 1744 году в Харьковском Покровском монастыре, и в тамошней Коллегии был Префектом. С 1757 года по посвящении в Архимандрита был Настоятелем монастырей: 1) Дмитровского Борисоглебского, 2) Переславского Данилова, 3) Севского Преображенского, 4) Рыльского Николаевского, 5) Коломенского Голутвина, 6) Новгородского Вяжицкого, 7) Кириллобелоезерского, 8) с 1792 года, Июня 27, – Новгородского Юрьева, 9) с 1795 года, Апреля 23, – Московского Донского, 10) с 1797 года – Московского Новоспасского. В продолжение всех сих перемен был он Ректором в Семинариях: 1) Переславской, 2) Коломенской, 3) Кириллобелоезерской, 4) Вологодской и 5) Новгородской. С 12 Мая 1794 года был Членом Московской Конторы Святейшего Синода. Скончался в Новоспасском монастыре в 1798 году, Ноября 29, на 77 году от рождения, и погребён под алтарём соборной церкви против гробницы Архимандрита Иоанна Черепанова. 60 . ГЕРВАСИЙ Линцевский, Малороссиянин, в Юрьев переведён из 2-классного Ставропигиального Бизюкова монастыря в 1795 году, Мая 6 дня. В 1796 году, Мая 13, пожалован, а Мая 26 хиротонисан в Епископа Феодосийского, Викария Екатеринославского, и там скончался в 1798 году, Января 7. 61 . ИННОКЕНТИЙ Дубравицкий, в 1796 году, Мая 23 переведён из Иверского монастыря, но он тогда же испросил увольнение от управления Юрьевым монастырём и имел в оном пребывание, получая пенсии по 1.000 рублей в год. В 1799 году, Декабря 25, скончался и погребён в паперти Соборной церкви на северной половине. 62 . АРСЕНИЙ II Тодарский, родился в 1744 году от города Коломны в 5 вёрстах и в крещении наречён Дмитрием. Обучался с 1761 года сперва в Коломенской, потом в Рязанской Семинариях, и наконец, в Московской Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Личность архимандрита Фотия вызывала разные чувства у его современников. С одной стороны, своей антимасонской деятельностью он нажил немало врагов, интриговавших и распространявших против него многие клеветы. Но в то же время его борьба за чистоту православия, его настоятельская деятельность привлекали к нему большое число истинных почитателей из разных слоев общества. Поклонник архимандрита Фотия, Андрей Николаевич Муравьев, писал о нем: «Замечательно будет лицо его в летописях новгородских: кроме необычайности собственной его жизни, изнурительного поста при ежедневном служении, сорокадневного безмолвия в течение Четыредесятницы и других подвигов. он действительно был не только обновителем своей обители, но и настоящим архимандритом всех монастырей Новгородских, по древнему назначению настоятелей Юрьева» [ 109 ]. Следует также добавить, что архимандрит Фотий был известен и как писатель: при его преемниках в библиотеке Юрьева монастыря насчитывалось 24 книги его сочинений. В числе близких к Фотию людей были известные государственные и церковные деятели. Его духовными дочерьми были княгиня Прасковья Михайловна Толстая — дочь М. И. Кутузова-Голенищева; вдова Г. Р. Державина, Дарья Алексеевна; дочь героя Чесмы, графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская и др. Памятником взаимоотношений с ними осталась их обширная переписка. Среди почитателей Фотия был много богатых благотворителей, их усердие весьма способствовало обновлению Юрьева монастыря. С 1821 по 1831 г. архимандрит Фотий получил от них до 300 тысяч рублей. Но главной благотворительницей была А. А. Орлова-Чесменская. Графиня Анна Алексеевна благотворила многим монастырям, в том числе и Сергиевой пустыни, которую она не раз выручала в трудных обстоятельствах. Однако с архимандритом Фотием и с Юрьевым монастырем ее связывали наиболее близкие духовные отношения. На Юрьев монастырь она истратила до 1832 г. около 700 тысяч рублей. Благодаря этим огромным суммам, архимандрит Фотий поднял монастырь из развалин и превратил его в одну из самых богатых и прекрасных обителей России.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

По удалении шведов из пределов Новгородских, скитавшиеся по лесам жители начали возвращаться на покинутые места. (Старая Русса возвращена была Швецией России в 1617 г. по Столбовскому миру.) На место Леохновской обители первым пришел Григорий, любимый ученик преподобного Антония, который убежал из нее при нападении шведов и затем укрывался в лесу. На месте обители он нашел лишь пепелище да непогребенные тела убитых братий. Враги не пощадили скромной обители преподобного Антония: убогое строение монастырское предали огню, а не успевших скрыться иноков – смерти. Со слезами похоронив тела убиенных, Григорий поставил на родном пепелище маленькую келью, а близ нее – часовню в честь Преображения Господня. Подвизаясь в пустыне, инок молил Господа, чтобы вновь возродилась уничтоженная врагами обитель. Так прошло несколько лет, и вот однажды преподобный Антоний является ученику своему во сне и говорит: «Брат Григорий! Пойди в Новгород, скажи митрополиту Киприану и старшинам города, чтобы положили меня на месте моей обители». (Киприан управлял Новгородской епархией с 1626 по 1634 гг.) Григорий не обратил внимания на явление, приняв его за обыкновенный сон, хотя оно и повторилось. Наконец, преподобный Антоний явился своему ученику в третий раз и, испуская огненные лучи, сказал: «Если не исполнишь слов моих, явлюсь в другом месте; ты же погибнешь». Грозное явление угодника Божия так сильно поразило Григория, что он долго пролежал как мертвый, без сознания. Придя в себя, он сейчас же отправился в Новгород, где и передал митрополиту и старшинам города о повелении преподобного Антония. Тогда митрополит Киприан с крестным ходом, при большом стечении молящихся, пошел ко храму святого Евангелиста Луки, близ которого находилась могила преподобного Антония. Когда ее раскопали и, вынув гроб, сняли с него крышку, то тело угодника Божия оказалось нетленным. Среди множества теснившегося народа находился слепец Иосиф, уже три года не видавший света. Молитвами преподобного Антония, Иосиф тут же прозрел. По распоряжению Новгородского митрополита, мощи чудотворца на место его подвигов сопровождали с молебным пением настоятели Новгородских монастырей во главе с архимандритом Юрьевской обители Дионисием. (Дионисий управлял Юрьевым монастырем с 1618 по 1632 гг.) Множество народа следовало за мощами. На пути в Леохново, когда честные мощи несли близ Аркажского монастыря, совершилось новое чудо – прозрел другой слепец, по имени Стефан. С благоговением положены были святые мощи преподобного Антония на том месте, где он подвизался более 50-ти лет. Так исполнилось предсказание святого, что тело его будет покоиться в созданной им обители. Событие это произошло не ранее 1626 г. и не позднее 1632 г., в первых числах июля – во 2-ю пятницу после праздника святых апостолов Петра и Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

после первого отречения от кафедры Аарона. Иосиф именовался «преосвященный архиепископ Юрьева монастыря архимандрит». Ему не было предоставлено никаких прав по епархиальному управлению. Даже власть его над Юрьевым монастырем была неполной. С назначением Иосифа коадъютором новгородскому архиерею, Корельское викариатство как-бы прикрывалось, но ненадолго. При архиепископе новгородском Амвросии Юшкевиче (1740 – 1745 г) о нем не раз поднимался вопрос и не безрезультатно. 8 января 1742 года императрица Елизавета Петровна подписала указ о бытии Маркеллу Родышевскому, ректору Новгородской семинарии, епископом корельским и ладожским, архимандритом Юрьева монастыря, викарием Новгородской епархии. Его полномочия ограничивались хиротонисанием ставленников. 29 ноября того же 1742 г. еписк. Маркелл скончался, 544 после чего впредь до 1758 г. у новгородского архиерея не было викария. Из того, что только через год после присоединения Кексгольма к Новгородской епархии Феофан Прокопович , и то по особому указу, принял в непосредственное ведение кексгольмские церкви, можно заключать, что по отдаленности своей город Кексгольм с уездом не представлялся особенно желательным приобретением для новгородских владык, а по занимаемой им территории он не был слишком заметным расширением границ Новгородской епархии, раскидывавшейся на огромнейшем пространстве русского северо-запада. В конце 30-х годов XVIII в. Новгородская епархия простиралась в одну сторону на 1000 вер., в другую на 600, в третью на 400 и в четвертую на 300; только некоторые города отстояли от епархиального центра на 200 и 100 верст. 545 Самыми отдаленными пунктами были места в северной части епархии, где давно образовались обширнейшие Каргопольский и Олонецкий уезды. Не меньше был Городецкий уезд Вотской пятины. Город Торжок стоял также не близко к Новгороду, оттягивая новгородскую епархиальную территорию к юго-востоку до среднего течения р. Тверцы. Как раньше, так и теперь Новгородская епархия считалась одной из самых обширных, если только не самой обширной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

обителях, Фотий и А.А.Орлова-Чесменская всегда вспоминались в разговоре беседующих. 232 Все Новгородские жители интересовались жизнью настоятеля Юрьева монастыря, и даже дети записывали в альбомы подробности встречи с Фотием. 233 Об архимандрите и его духовных дочерях говорили много достойного и хорошего. Поток публики, посещавший Юрьев монастырь, не иссякал. Фотий не любил людей, приезжающих в монастырь из любопытства, и называл их «ежами колючими» 234 . Не все, праздно посещавшие Юрьев монастырь, уезжали недовольные приемом. Михаил Евреинов, приехавший в монастырь вместе с князем С.М.Голицыным, писал: «Отец Фотий принял нас очень ласково, чего не всегда ожидать было можно от него, потому что он многих трактовал по-своему» 235 . При прощании архимандрит поцеловал гостей в голову и дал им освященный хлеб. В другом случае Фотий попросил графиню подарить одному из гостей породистого скакуна за то, что тот будет поститься по средам. Урок пошел на пользу, и устыженный посетитель стал вместе со средами соблюдать и пятницы. Жизнь и обычаи Юрьева монастыря, дышавшие древностью, казались странными многим посетителям. Архимандрит Никодим (Казанцев), побывавший в Юрьевом монастыре 29 мая 1832 года, вспоминал: «Отец Фотий принял меня хорошо, но больше поразил меня собой. В нем я увидел юродивого, для целей, конечно религиозных, но которые постичь мудрено» 236 . Некоторые гости пытались поправить свои финансовые дела за счет Фотия. Кому-то это удавалось. И.Г.Мизерецкий вспоминал, что однажды к архимандриту пришел просить денег проигравшийся в карты офицер, угрожая самоубийством. Фотий денег не дал, но, сняв с шеи панагию, отдал её офицеру. В этом случае Фотий не ошибся, панагия была возвращена, а жизнь и душа офицера спасены. 237 Юрьевым монастырем интересовались даже за границей. 20 мая 1829 года обитель посетил французский посланник. В 1830 году были австрийский посланник и принц шведский Оскар. Члены Императорской семьи тоже посещали обитель. В 1836 году в монастыре побывал вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

25 Федор Адашев (отец любимца) сказал умирающему государю: «Мы, до своего возраста, уже испили чашу бед от правления боярского. Не хотим служить Захарьиным – Юрьевым!» Священник Сильвестр также клонился на сторону князя Владимира. 26 Иоанну внушали, что не только Сильвестр, но и Алексей Адашев тайно держали сторону князи Владимира. Всего хуже было то, что ближние советники царя подверглись неприязни царицы, которая думала, что они хотели пожертвовать ею, сыном и братьями ее своему честолюбию. 27 Преп. Максим Грек переведен в 1651 году из Тверского Отроча монастыря в лавру Сергиеву, наслаждался здесь полною свободою, но был изможден недугами старости, после долгих страданий. Здесь он пробыл на покое еще 5 лет, преставился в 1556 году и погребен у северо-западного угла церкви сошествия св. Духа. Часовня над гробницею его сооружена митрополитом Московским Платоном. Святость страдальца за веру и правду ознаменована чудесами: 20 исцелений описаны в одной рукописи библиотеки В. М. Ундольского ( Максима грека житие и избранные творения, полуустав. XVIII века, 338). Последнее из описанных здесь чудес относится к 1721 году. 28 Мощи святого митрополита Иоасафа почивают под спудом в южном притворе Троицкого собора Лавры, в Серапионовской палатке, прямо против входа. Память его празднуется в день преставления. 30 Историческое описание Лавры с. 157. – В патриаршей (Синодальной) ризнице хранится алтабасный саккос святого митрополита Иоасафа. 31 При печатании Апостола не пользовались греческим текстом, а потому не могли выбрать лучшего списка. Издатели называют текст Нового Завета текстом 70 толковников. 33 Востокова Описание Румянцевского музея, с. 626. Дополнения к историческим актам 1. 28. Последнее послание – памятник апостольских трудов Макария, еще архиепископа Новгородского, для распространения света Христова между оставшимися язычниками. Мы упоминали об этих трудах в VI главе III части «Рассказов». 35 Святитель Макарий заботился о составлении житий и служб русским святым, которым установлено праздновать на Соборе 1547 года (имена их исчислены нами в предыдущей главе).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010