Мц. Василисса († 302 г.) оградила себя крестным знамением и много времени стояла посреди пламени, в разожженной пещи, без всякого вреда. Вот какую силу имеет крестное знамение, а наши сектанты отвергают его. 4 . Сщмч. Вавилы, еп. Антиохии Великой, и с ним 3 отроков: Урвана, Прилидиана, Епполопия и матери их Христодулы; св. прор. Моисея, мчч.: Вавилы Никомидийского и с ним 84 детей, Феодора, Миана, Иулиана и Киона, мц. Ермионии. Празднование образу Пресв. Богородицы Неопалимая Купина. 5 . Прор. Захарии и прав. Елисаветы, мчч.: Урвана, Феодора, Медимна и иже с ними (80 мужей), Авдия, Сарвила, Фифаила, Раисы, Иувентина и Максима; убиение блгв. кн. Глеба, во св. крещении Давида, свт. Петра во Афире. 6 . Воспоминание чуда архистратига Михаила в Хонех. Мч. Евдоксия и иже с ним пострадавших: Ромила, Зинона, Макария и др.: прп. Архиппа, мчч.: Кириака, Фавста пресвитера, Авива диакона и других 11; сщмч. Кирилла, еп. Гортинского; прп. Давида. Прп. Давид († VI в.) был сначала разбойником, но потом раскаялся в своих прегрешениях, и игумен, приняв его в монастырь, не наложил на него епитимии (см. в Прологе 6 сент.). 7 . Предпразднество Рождества Пресв. Богородицы . Мч. Созонта, свт. Иоанна архиеп., Новгородск. чудотв.; мч. Евпсихия; апп. (от 70-ти): Евода и Онисифора; прп. Луки. Мч. Созонт († ок. 304: г.), по сказанию пролога, не будучи священником, многих крестил. Но он делал это потому, что епископов и священников в то время было мало, и некому было крестить; в случае же нужды Церковь и теперь дозволяет мирянам крестить. Мч. Евпсихий (II в.), по мнению раскольников-безпоповцев, не причащался св. Тайн, однако спасся; значит, без причащения можно спастись. Но как же можно допустить подобную мысль, когда Сам Спаситель сказал: аще не снесте плоти Сына Человеческаго, не пиете крови Его, живота не имате в себе ( Ин.6:53 ); когда прп. Иосиф Волоцкий решительно заявляет: «не мощно есть и христианину именоватися, аще не будет крещен или не причащается св. Христовых тайн» (Cл.II о иноч. жит. стр. 495)?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

28-е Перенесение мощей св. Кира и Иоанна, бессребреников и чудотворцев Мощи святых мучеников, пострадавших в гонение Диоклитианово (см. 31 января) в городе Канопе близ Александрии и погребённых там, найдены нетленными около 400 года и положены в церкви Апостолов, а в 412 году по особенному откровению перенесены св. Кириллом архиепископом в подгороднее село Мануфин, в ново-созданную в честь их церковь . Господь прославил их чудесами. † Память о преп. Сергии и Германе Валаамских Преп. Сергий и Герман были основателями иноческой жизни на Валаамском острове. – Опустошения северного края Шведами лишили нас точных сведений о начале и начальниках Валаамской обители. По мнению одних, Сергий и Герман жили на Валааме ещё при равноапостольном Владимире; Но это мнение едва ли не столько же справедливо, как и то, которое выдаёт их за современников в. кн. Ольги или Ап. Андрея, потому что выставляемое им дело так же несообразно с обстоятельствами времени св. Владимира, как и со временем св. Ольги. Указывают на то, что по повести о перенесении мощей их, мощи обретены и перенесены при Новгородск. архиепископе Иоанне в 1163 г. Но если и не обращать внимания на то, что святитель Иоанн выставляется здесь архиепископом в 1163 г., эта повесть убеждает «повиноваться помазанному царю и благоверным князьям Русским», убеждает князей не жаловать монастырям крестьян и земель, а вместе с тем называет себя «древле-писанной, ветхой», т. е. она обличает сама себя в подлоге, составленном при Грозном царе 288 . – На доске древнего списка правил Софийского собора написано: «в лето 6837 (1329) нача жити на острове Валаамском, на озере Ладожском, старец Сергий» 289 . – В Новгородском свитке, писанном в конце XVI в., читается следующее известие: «6837 (1329) старец Сергий пришёл на Валаам; 6901(1393) «старец Арсений пришёл на остров Коневский» 290 . Такое показание о времени первого Валаамского пустынника согласно и с обстоятельствами северного края, известными по летописям. – Известно, что в Карелии чистое, православное христианство распространено было перед самым нашествием Татар (1227 г.) 291 ; а с 1249 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

823 Там же, лл. 6–7, 8, 15 об., 20 об., 30 об., 37, 41 об.–42, 102, 103 об., 105 об., 110 об., 115 об. 118 об. Русск. Истор. Библиот. т. III. 139. 824 Голубцов А., Чиновник Новгородск. Софийск. соб.. стр. 24, 147, 149, 156, 167, 171, 175, 179, 235–236. В неделю пред Воздвижением не было выхода на утрени и молебна после неё в Новгородском Софийском соборе, потому что в этот день совершаем был большой крестный ход к Спасо-Преображенской церкви на Ильину улицу. 826 В Холмогорском Чиновнике, при изложении службы первой недели великого поста (стр. 75), замечено: „Для выхода на 9-й песни благовест в болшой: указал архиерей и впредь, егда бывает ход в собор или к действу, выход тогда на 9-й песни“. Распоряжение преосвящ. Афанасия ясно, но мотивы его не совсем для нас понятны. 827 Мимоходное замечание о входе пред великим славословием на песненной утрени в XIV в. нам встретилось лишь в труде Одинцова: Порядок общественного и частного богослужения в России до XVI в. стр. 109, 112. 829 Попов А., Первое прибавление к описанию рукописей и каталогу книг церковной печати библиотеки А. И. Хлудова, стр. 11–18. М. 1875. 831 Проф. E. Е Голубинского Ист. Русск. Церкви. I, 2, стр. 317–318. М. 1881. Проф. И. Д. Мансветова , Митроп. Киприан в его литургич. деятельности, стр. 137 и друг. Его-же: О песненном последовании в Прибавл. к творен. св. отцов, ч. 26. стр. 753–4. Свящ. Никольского Анафематствование, стр. 22. СПб. 1879. Одинцова Поряд. общ. и частн. богосл., 109–111. 832 Чин пещного действа, стрр. 4–71 отдельного оттиска из журнала Византийский Временник, т. I. вып. 2–3. СПб. 1895. См. его-же: Современное богослужение на правосл. востоке, вып. 1 стр. 43. Киев. 1891. 833 В качестве особенностей утрени, за которой совершалось у нас пещное действо, сравнительно с изложением её по уставу великой церкви. проф. Дмитриевский отмечает отсутствие на ней выноса большого креста, а по сравнению с нашим теперешним порядком утреннего богослужения – чтение воскресного Евангелия после великого славословия (стр. 20). Последняя особенность составляла характерную черту не одной утрени недели праотец или отец, но и каждой, как выше было говорено, воскресной утрени в древнерусских соборах, а отсутствие выноса креста на первой вызывалось, вероятнее всего, пещным действом, для совершения которого убирался между прочим и амвон, на который восходили с крестом и Евангелием. Один обряд заменял или, лучше сказать, вытеснял на время другой.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В алтаре главной церкви антиминс освящен в царствование Импер. Екатерины II митрополитом Новгородск. и С.-Петерб. Гавриилом 14 сентября 1780 г.; у жертвенника на окне в стеклянном футляре хранится ветхий помянник рода Святителя Тихона, писанный рукою его отца Короцкого дьячка Саввы Кириллова; у окна с правой стороны престола находится изображение св. Тихона, присланного в Короцкую церковь в 1852 году из Задонского монастыря. Иконы в предельных церквах прекрасной живописи. А в деревянной церкви находится древнего письма икона св. Николая Чудотворца 17 . С возвышенным чувством истинного христианина повергнув себя к благоговейной молитве перед лицем Того, Кто сказал: Без Мене не можете творити ничесоже ( Ин.15:5 ), и испросив в 1862 г. благословение у митрополита Новгородс. и С.-Петерб. Исидора, Ник. Вас. Елагин приступил к осуществлению основания Короцкой женской обители; но чтобы многосложное дело это имело возможный успех, он пожертвовал из своих средств до 9 тыс. руб. и дачу строевого лесу до 79 ½ десят., а затем умело обратился чрез личные письма и газетную прессу за доброхотною помощью ко всем любителям древних памятников и истинным почитателям отечественной святыни. Воззвание его к православным христианам не осталось гласом вопиющего в пустыне. Вскоре пожертвования, присылавшиеся со всех мест благословенной России на имя председателя комитета, настоятеля Валдайского Иверского монастыря архимандрита Лаврентия 18 , возросли в достаточном количестве и дали возможность г. Елагину приступить тогда же к заготовлению материалов, как то: бутового камня, кирпича, дерева, железа и проч. Местоположение для новосоздаваемой обители было избрано г. Елагиным в лесной чаще живописное, на правом берегу Короцкого озера, а именно, то самое место, на коем, по преданию, старший брат Свят. Тихона Евфим остановил мать свою, уводившую уже маленького Тиму к богатому ямщику Зимогорскому крестьянину и со слезами умолял ее возвратиться к себе домой в с. Короцкое, обещаясь на скудные свои средства дать образование юному своему брату и тем удержать его в духовном звании.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Московск. и Колом., по разным вопросам за 1821–1867 гг., собранные и снабженные пояснительными примечаниями Л. Бродским“. Книга содержит в себе 406 страниц. Нет сомнения, что не все еще ученые творения м. Филарета такого именно рода извлечены из архивов. Многие еще хранятся в них, а многие, может быть, и погибли. Во всяком случае они до сих пор не перестают появляться еще в свет в наших журналах, каковы напр., „Заметки и письма“ м. Филарета, помещенные в „Богословском Вестнике“ за 1916 г., октябрь-декабрь. —45— Что касается писем м. Филарета, то они сохранились и дошли до нас в большом количестве. Переписка его с разными лицами была огромная и продолжалась, можно сказать, во всю его жизнь. Из писем покойного святителя Филарета, писанных им к разным лицам и помещавшихся потом в разных периодических журналах, вышли отдельными изданиями, в виде целых книг и мелких брошюр, между прочим, следующие письма его: Письма к Архиепископу Гавриилу. „Чтения в Общ. Ист. и Древн. Российск.“ 1868 г.; 2) Переписка Филарета с A. Н. Муравьевым. Киев. 1869 г.; 3) Письма к Епископу Дмитровскому Иннокентию. „Прибавления к творениям св. Отец“. 1871, 1872, 1886 г.г.; 4) Письма к наместнику Лавры, Архимандриту Антонию, 4 тома. Москва. 1877–1884 гг.; 5) Письма к родным. 1882 г.; 6) Письма к Архиепископу Тверскому Алексию. М. 1883 г.; 7) Письма к Филарету Черниговскому . „Приб. к твор. св. отец“. 1883 г.; 8) Письма к разным лицам, сообщенные Архимандритом Григорием и напечатанные им в журнале Общ. Ист. и Древн. Российск. при Московск. Унив. 1880 г.; 9) Письма к Григорию, Митроп. Новгородск. и С.-Петербургск., вышедшие под общим заглавием: „Материалы для истории Русской Церкви“; 10) Письма к Виталию, Епископу Дмитровскому. “Православное обозрение“. 1887 г.; 11) Письма к Евлампию (Пятницкому) , бывшему инспектором Моск. Дух. Акад. и ректором Вифанск. Дух. Семин. „Чтения в Общ. Л. Д. Пр.“: 12) Письма к Иннокентию Алеутскому, „Русский Архив“; 13) Письма к духовным лицам. Тверь. 1888 г.; 14) Письма к разным лицам. Тверь. 1888 г.; 15) Письма к Леониду, Еп. Дмитровскому. 1883 г.; 16) Письма к Высочайшим Особам и разным другим лицам. 1888 г.; 17) Письма к игумении Сергии. Тверь. 1890 г.; 18) Письма Ф., изд. Публичной Библиотеки. СПБ. 1891 г.; 19) Письма к С. Д. Нечаеву. СПБ. 1895 г. В последнее, сравнительно близкое к нам, время вышли отдельным изданием письма м. Филарета к игумении Спасо-Бородинского монастыря Марии (Тучковой). Точно также и резолюции почившего Святителя, печатавшиеся в прежнее время преимущественно в „Душеполезном Чтении“, а также в других духовных журналах,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При обители Короцкой имеется весьма порядочная библиотека, состоящая из богослужебных книг, на круглый год необходимых; кроме того есть книги богословского, церковно-исторического и духовно-нравственного содержания. Выписываются также монастырем и периодические духовные журналы: Церковным Ведомости, Душеполезное Чтение, Странник и Епархиальные Ведомости. XI. Архив Архив монастырски состоит а) из приходо-расходных книг, относящихся к периоду основания Короцкой обители, б) из указов Новгородск. духовной консистории с 1864 г. по 1896 г., в) из формулярных и исповедных Ведомостей, г) из крепостных актов и ж) из генеральных планов на земельную собственность монастыря. Древних актов и других каких-либо историко-археологических документов, описаний здесь не имеется. Впрочем, хранится в особой витрине за стеклом собственноручное письмо Святит. Христова Тихона Задонского , писанное им (как предположить можно) строителю и брату одного из монастырей Воронежской епархии, или же в Саровскую пустынь. Письмо это следующего содержания: «Преподонбейшие отцы, Отец строитель и прочая о Христе братия. За писание ваше благодаритесь. Что-же изволите в письме мне приписывать, того я ей недостоин, а и люди от куду предприняли мене хвалить пред Вами, я не знаю: понеже я им ничего достойнаго, что до пастырскаго дела, надлежат, не показал. А прошу о мне недостойнем по христианской любви к общему нашему Милосердому Богу, сотворить молитву ныне и по смерти моей, да помилован буду Его благостью. Вас же тоижде Отец щедрот да сохранит от всех козней вражиих. Вам слуга и брат, недостойнейший Епископ Воропежский Тихон. Апреля 14 дня 1765 года Воронеж». XII. Благотворительность Монастыря История свидетельствует, что православные монастыри как на Востоке в Греции, так и у нас в России всегда были не только нравственно-просветительными учреждениями и отзывчивыми исполнителями заповеди Христовой о любви к ближним не языком только, но делом и истиною ( 1Ин.3:18 ). И не одно только духовно-нравственное просвещение получилось в стенах наших иноческих обителей, но здесь также изучались и всякого рода полезные искусства, знания, доставившие честь человеческому пытливому уму, и способы правильного безобидного добывания насущного куска хлеба собственным трудом. В них учреждались и учреждаются теперь стронноприимные дома для успокоения странных, богадельни для беспомощной старости, приюты, и школы грамотности для воспитания и образования детей сирот. По примеру прочих иноческих обителей и Короцкая жен. обитель приносит свою лепту делами посильной помощи и пользы ближним во имя Того, Кто дал заповедь о взаимной любви: Се заповедую вам, да любите друг друга. ( Ин.15:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

(Бесед. Михаила, митрополита новгородск. и с.-петербургского, СПб., 1818г. т. II, стр. 74 и дал.). Как ежегодно по окончании жестокой зимы, и при наступлении приятной весны, ежегодно при возвращении и приближении солнца к нашей поверхности земного шара всегда великая бывает перемена; именно, силой сего приблизившегося к земле великого светила, вся низшая натура воскресает, все земные вещи, и растения, и некоторые животные, как бы полумертвые, а иногда и мертвые оживают, и к действованию новые силы получают, и при этих новых силах новое растение, новое цветение и новое плодотворение произносят: таким точно образом, и по прошествии жестокой зимы последних антихристовых скорбей, и при вторичном пришествии Господа нашего Иисуса Христа, истинного Богочеловека в мир сей, при возвращении великого духовного Светила, Солнца правды в полном сиянии и свете, в неизреченном великолепии и славе, при возвращении, говорю, сего Светила к нашему земному кругу, все разумных тварей низшие части, все человеческие мертвые тела сокровенной силой Его оживут, воскреснут, восстанут, новый вид, новую жизнь и новые действия получат. Но что такое есть воскресение мертвых, в чем будет состоять существенность его, на это мы не можем дать лучшего рассуждения, и иметь яснейшего свидетельства и достовернейшего доказательства, кроме примера воскресения Самого же Спасителя нашего Иисуса Христа. Он воскресением Своим доказал, что и наше воскресение возможно, и, без сомнения, будет; Он учением Своим изъявил, когда оно будет; Его же Самого пример может научить нас, что оно такое будет. Итак, чтобы нам узнать, в чем будет состоять наше воскресение, рассмотрим, в чем состояло славное воскресение Христово. Воскресение Христово в том состояло, что Он, яко совершенный человек, будучи предан от Иуды, мучен и распят от иудеев, умерши на кресте, снят со древа, и положен во гроб, что Он, после Своей смерти бывши по Божеству со Отцем на небеси, человеческой душой во аде, а мертвым телом во гробе, явил свою Божественную силу, что Он, паки выйдя душой из ада и выведши с Собой бывших во аде и с верой ожидавших Его, соединил душу свою с телом Своим, по трех днях оживил оное, восставил, воскресил силой Божества Своего, Он, воскресив плоть свою и соединив с Божеством, паки явил Себя истинным Богочеловеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

53 « – Руси». Льв. 1898. T. I, 439–59 и « Нестор Пользуюсь случаем поблагодарить проф. Грушевского за данную мне возможность познакомиться с последней его работой, напечатанной в юбилейном сборнике « 1898. 56 В упоминаемом уже нами Описании иконописи Киево–Печ. Лавры значатся два Нестора: « прпд. Нестор и « прпд. Нестор лтописец» («Чтен. в Общ. Нестора», кн. XII, 85), но первый из них есть, очевидно, Нестор «Некнижный». (Ср Арх. Сергий. Полн. Месяц. Вост., II, 226; Н. Барсуков. Источу, агиографии, 387; Арх. Димитрий. Месяцесл свят. Вп. II, 193–4; Арх. Модест. Кратк. Сказ. о жизни и подвигах св. отц. дальних пещер К.–Печ. Л. К. 1885, 15–6. 56). 57 Бутков. Оборона летоп. р., 188–194; Шахматов. Житие Антония и Печерск. летоп., 130–1; Е. Н. Щепкин. Zur Nestorfrage, 527–8. 58 Этого не отрицает и проф. Щепкин (там же, 515), пришедший к заключению, что между Сказанием и Житием нет «никакого сходства». Впрочем, на той же (527) и след. стран. своей работы автор допускает «die Anklänge... ir d. Auswahl u. Disposition des Materials»... 66 Ср. славянск. печатн. изд. Печ. Патер. 1661, л. 55 об : « Даде ему (т. е. преп. Феодосию) Богъ увдати ставъ чтного нже елика бгоугоднотъ чину своемъ сказа, вс Прпбный возлюби. И тог ради посла единого въ Константинъ градъ, къ блженному Ефрему евнуху..., ко да той стог монастыра дошедъ, извстне вс ег оувсть: и весъ ставъ тамо по дробну исписавъ принесетъ ему» Преосв. Макарий (Ист. р. ц. 2 II, 61–2) и St. Srkulj (Die Entstehung d. ält. rus. sogen. Nestorchronik. Poega. 1896, p. 31) представляют дело несколько иначе: список Студийского устава был найден у Михаила в то время, когда один из иноков отправился уже в Константинополь. 78 « Аз же гршный недостойный рабъ е и оучнкъ Несторъ. недооумю како похвалити довра его и (Рукп Рум. М. 305, л. 109). 79 Ср. Лаврент. и Ипат. сп.; в Никоновск. лет. (П. С. P. Л. IX, 83–85) с заглавием: «Начало о Печерском монастыре, и повест известна, что ради прозаваем Печерский монастырь», в Летописце Переяславля Суздальск. («Времен.» IX, 44–46) – « начал Печерского монастыр». В Новгородск. III (П. С. Р. Л. III, 212), Софийск. I (ib. V. 138), Воскресенск. (ib. VII, 332) и Тверск. (XV, 150) – краткое известие об основании Печерской обители помещено под 6560 (1052) г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Иванов.-Тверской, II, 818. Иванов.-Устюжский, II, 840. Иванский на Малышевой горе., С.-Пет. г., I, 209. Иванский-Псковский, II, 841. Иверский, Новг. г., II, 819. Иверский-Енисейский, II, 1347. Ивицкий, Новг. г., II, 906. Игрицкий-Богород.-Песошенск., Костр. г., I, 211. Изборский-Рожд., Пск. г., II, 1117. Изосимина-Благов., Новг. г., II, 636. Изосимина-Успен., Моск. г., II, 820. Иконоспасский-Московский, II, 802. Илоезерск.-Иродион., Новг. г., II, 821. Ильин.-Болдинский-Черниг., I, 214. Ильин.-Великолуцкий, II, 730. Ильин.-Вологодский, II, 874. Ильин.-Вяземский, II, 825. Ильин.-Дмитров., Моск. г., II, 1105. Ильин.-Завеличский-Псков., II, 829. Ильин.-Запсковский-Псков., I, 213. Ильин.-Козловский, II, 826. Ильин.-Машеозерская или Машина, Олонец. г., II, 822. Ильин.-Мокрый-Новгородск., II, 830. Ильин.-Новосильский, II, 827. Ильин.-Плесская, Тульс. г., II, 823. Ильин.-Саранский, I, 212. Ильин.-Саранский, II, 1048. Ильин.-Свирский, С.-Пет. г., II, 831. Ильин.-Слуцкий, I, 445. Ильин.-Сухой-Псковский, II, 829. Ильин.-Трубчевский, II, 824. Ильин.-Тюменский, II, 832. Ильин.-Устюженский, II, 828. Ильпиновск.-Троиц., Курс. г., II, 1226. Иннокентиев- Спасо- Преобр. – Комельский, Волог. г., II, 833. Ипатиев-Троиц.-Костромск., II, 834. Ирапская, Новг. г., I, 557. Ирдынский-Успен., Киев. г., II, 713. Иркутский-Вознесен., I. 123. Иркутский-Знамен., I, 198. Иродионова-Озад., Новг. г., II, 821. Исаакова-Рожд.-Богород., Яросл. г., II, 835. Исаева, Пск. г., 1319. Исетский-Далматов, II, 776. Истобенский-Возн.-Соликамс., I, 126. Истобенский-Троиц., Вят. г., I, 512. Источника Живоносного-Нижегородс., II, 798. Истринский – Воскрес. – Новый Иерусалим, Моск. г., II, 742. И Иевейский-Успен.-Богор., Вилен. г., I, 592. Иерусалим-Новый-Воскрес., Моск. г., II, 742. Иерусалим-Воскрес., Каз. г., II, 743. Иоанна Милостивого-Загаецкий, Волын. г., II, 800. Иоанно-Богосл.-Грозовский, Мин. г., I, 217. Иоанно-Богосл. – Крыпецкий., Пск. г., II, 837. Иоанно-Богосл.-Псковский, II, 836. Иоанно-Богосл.-Тверской, II, 818.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

846 Потамионами назывались иноцветные, набранные мозаикой или мрамором в полу св. Софии полосы, шедшие параллельно солее, рядами, в известном расстоянии одна от другой, от северной стены храма к южной. Они между прочим обозначали места остановок тех или иных из священнослужащих лиц, направлялись ли последние процессией в алтарь от западных дверей, как в данном случае, или обратно – из алтаря через средину храма в его притворы и двор. Голубцов А., Из христианской иконографии, стр. 56; проф. И. Д. Мансветова , Церковный устав, стр. 247–248. 849 Симеона Солунск. De sacra precat. у Миня, t. 155 col. 553–556, 643; русск. пер. в Писаниях, т. II стрр. 403–405, 496. 852 В Чиновнике Холмогорского Преображенского собора говорится (стр. 89), что на утрени „в пятую неделю поста” читалось два евангелия: по степеине праздничное и воскресное по великом славословии, потому что на этот день пал праздник Благовещения в 1682 году. 853 Чиновник Новгородск. Софийск. соб., стрр. 159,179. Полн. собр. русск. летопи. т. VI, стр. 295. Архим. Макария Археологич. опис. церковн. древн. в Новгороде, ч. I стрр. 17, 28, 36, 88, 98, 117. Нашему теперешнему выражению: „Ходят с иконами” равносильно древнерусское: „Ходят со кресты, на похрестья”, откуда и сам термин: Крестный ход. 854 Одинцов, Порядок обществ. и частн. богослуж., стр. 193; Дмитриевский, Чин пещного действа, стрр. 10–11, 47. 855 Ср. Дополн. Акт. Истор. т. V стр. 106; Р. И. Б. III, 123–124; сн. современную практику Ростовского Успенского собора. 876 Ак. эксп. т. 1, 306, т. II, 14 и 17. Ак. ист. т. IV, 24. Ак. эксп. т. IV, стр. 261 и др. 878 Неправильность такого отношения правительства к общецерковному делу и тогда ясно сознавалось более передовыми лицами среди духовенства. Так известные протопоп Иоанн Неронов в челобитной к государю, указывает ему на тот единственно-правильный путь, каким надлежит следовать, чтобы вывести тогдашние запутавшиеся церковные дела на их настоящую дорогу. Он приглашает государя созвать для решения церковных дел собор „истинный“, „а не сонмище иудейское“. На этом истинном соборе должны присутствовать не одни архиереи, но и архимандриты, игумены, протопопы, священно-иноки. иереи, диаконы – хорошо знающие божественное писание, а также и мирские всякого чина люди, известные своей добродетельной жизнью, и наконец пустынники, сподобившиеся особых дарований от Бога. Таким образом у нас ещё в XVII веке истинным настоящим церковным собором признавался только тот, на котором присутствовали, кроме архиереев и монахов, протопопы, иереи, диаконы и мирские люди, – только такого состава собор обладал полной компетенцией в общецерковных делах.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010