В то время как архиепископ Холмогорский Афанасий однозначно стоял на стороне «православной партии», что подтверждают его уже упомянутые сочинения, позиция митрополита Казанского Адриана, будущего патриарха, а также Иова, архимандрита Высокопетровского монастыря, впоследствии Новгородского митрополита, была не совсем ясной, если, конечно, можно доверять замечаниям архимандрита Гавриила и иеродиакона Дамаскина (первый принадлежал «латинской партии», а второй — «православной») . «Православную партию» решительно поддерживал архимандрит Игнатий Римский-Корсаков (в 1692–1700 гг. он был митрополитом Сибирским), написавший «Житие и завещание патриарха Иоакима», в котором патриарх прославляется как святой, чем автор, вероятно, хотел подготовить его канонизацию . Промежуточную позицию в споре обеих партий занимал, например, Маркелл, митрополит Псковский (1681–1690) и Казанский (1690–1698), образованный человек, знавший латинский, французский и итальянский языки, после кончины Иоакима бывший одним из кандидатов на патриарший престол . Митрополит Рязанский Павел (Моравский) (1681–1686), если судить по его окружному посланию духовенству своей епархии, разделял «латинские» воззрения . К «латинской партии» принадлежал и архимандрит Симонова монастыря Гавриил Домецкий. Вначале он держался в тени, но после казни Медведева был переведен в Иверский монастырь. В 1704 г. Домецкий управлял новгородским Юрьевым монастырем, в епархии митрополита Иова, и в ту пору им написано было сочинение «105 вопросов», в котором он отстаивает римо-католическое учение о преложении. Сочинение иеродиакона Дамаскина из Чудова монастыря «105 ответов Домецкому» завершает полемику о времени преложения . Спор между «греческой», или «православной», и «латинской», или «западной», партиями весьма характерен для последней четверти XVII в. Взгляды и сочинения Медведева, вне всяких сомнений, оказали определенное влияние на церковную жизнь. Что было причиной этого влияния? Было ли это проникновением католицизма в церковную жизнь Московской Руси? Появились ли благодаря этому какие-либо новые возможности для соединения Церквей? На последний вопрос можно с уверенностью дать отрицательный ответ.

http://sedmitza.ru/lib/text/436630/

Иоанникий (Ефремов Иоанн, 1863–1914), епископ. С 1900 г. настоятель церкви при русской дипломатической миссии в Афинах. В 1905 г. хиротонисан во епископа Белгородского, викария Курской епархии. Много трудился в деле прославления свт. Иоасафа Белгородского . В 1913 г. уволен на покой. Иоанникий (Сперанский Иван Никонович; 1885–1969), епископ. Член Священного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. В 1919 г. рукоположен во иерея. В 1921 г. игумен. С 1922 г. архимандрит. Настоятель Новгородского Антониева монастыря. 27 мая 1923 г. рукоположен во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. В 1926–1927 гг. в заключении в Новгородской тюрьме. В 1931 г. епископ Орловский. С 1931 г. в заключении. С декабря 1947 г. в. у. Красноярской епархией. Арестован и приговорен к заключению в ИТЛ. В 1956 г. определен на жительство в Кицканский монастырь Кишиневской епархии. Затем проживал на покое в Псково-Печерском монастыре. В последние годы лишился зрения. Иоасаф (Болотов Иоанн Ильич; 1761–1799), епископ. В 1794 г. в сане архимандрита в составе духовной миссии отправился с представителями Российско-американской кампании к берегам Охотского моря, занимался обращением в христианство язычников на о-ве Кадьяк. В 1799 г. хиротонисан во епископа Кадьякского, викария Иркутской епархии. Был первым православным архиереем для Америки. Утонул при крушении судна, возвращаясь из Иркутска на о-в Кадьяк. Иоасаф (Хотунцевич, Хотунцевский; ск. 1758), епископ. В 1742 г. избран начальником миссии, отправлявшейся в Камчатку; крестил более полутора тысяч местных жителей, строил церкви, устраивал школы. В 1750 г. выехал из Сибири. С 1754 г. ректор Московской Славяно-греко-латинской академии и архимандрит Заиконоспасского монастыря. В 1757 г. перемещен в Московский Высокопетровский монастырь. В 1758 г. хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского; управлял Новгородским Юрьевым монастырем. Иоасаф Белгородский (Горленко Иоаким Андреевич; 1705–1754), святой, епископ. На 18-м году жизни пострижен в рясофор с именем Иларион, а в 1727 г. принял монашество с именем Иоасаф. С 1737 г. игумен Лубенского Мгарского Спасо-Преображенского монастыря. С 1744 г. архимандрит. С 1745 г. наместник Троице-Сергиевой лавры и одновременно настоятель Мгарского монастыря. В 1748 г. хиротонисан во епископа Белгородского. Через два года после кончины тело и одежды святителя были найдены нетленными. С этого времени началось его почитание. 4 сентября 1911 г. причислен к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Мужской, упразднённый. Находится близ Великого Новгорода на истоке реки Волхова из озера Ильменя за Юрьевым монастырём, на возвышенном, и в весеннее время окружаемом водой месте, где стоял Новгородский кумир Перун, расстоянием от нынешнего Новгорода к югу в 4 вёрстах. Монастырь этот основан вскоре по обращению Новгородцев в Христианскую веру и по сокрушению идола Перуна, почему и назван Перынь. При переписи в 1615 году упоминаются в нём две ЦЕРКВИ: 1) каменная во имя Успения Божьей Матери; 2) деревянная во имя Святой Троицы. При переписи 1628 года были в нём здания следующие: 1)  ЦЕРКОВЬ каменная во имя Рождества Божьей Матери; 2) две КЕЛЬИ деревянные; 3) скотный ДВОР. Но ни монашествующих, ни слуг, ни крестьян тогда уже не было, и священнослужение в церкви не отправлялось, а был один только Строитель Феодосий, который содержание своё получал от пахотной земли, рыбной ловли и сенного покоса. Земли пахотной было на 10 четвертей, сенного покоса на 100 копен. Рыбная ловля отдавалась в оброк по 3 рубля 25 коп. на год. Ещё принадлежала к этому монастырю пустошь Высокая, но она никем тогда ещё не была обрабатываема. В 7142/1634 году по грамоте Государя Царя Михаила Феодоровича от 19 Апреля за подписью Дьяка Герасима Мартемьянова приписан к Юрьеву монастырю. Грамота сия подтверждена тем же Государем Царём в 7151/1643 года Апреля 8 за подписью Дьяка Ивана Фёдорова и в 7186/1677 году, Декабря 16, Государем Царём Фёдором Алексеевичем за подписью Дьяка Филиппа Артемьева. По Штатам 1764 года монастырь Перынский обращён в приходскую церковь Юрьевской слободы, и определён священник с причтом. Здания в этом монастыре тогда (в 1764 году) были следующие: 1)  ЦЕРКОВЬ каменная, во имя Рождества Пресв. Богородицы, длиной с алтарём и папертью на 5½, шириной на 3½ саженях, готической архитектуры; строена из плиты, по древнему обыкновению, об одной главе чешуйчатой, крыта тёсом; 2) в северо-западной стороне в 4 саженях от церкви – КОЛОКОЛЬНЯ деревянная с 3 колоколами, построенная в 1750 году при Юрьевском Архимандрите Павле;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Новгородский, и архим. Мануил. Отпевание О.-Ч. 10 окт. в Георгиевском соборе совершил еп. Леонид, надгробное слово произнес ректор Новгородской ДС архим. Антоний (Павлинский ; впосл. архиепископ Владимирский и Суздальский). О.-Ч. похоронили в мраморном саркофаге в ц. Похвалы Пресв. Богородицы рядом с архим. Фотием. В 1850 г. в настоятельских покоях, в к-рых почила О.-Ч., был создан храм, освященный во имя свт. Алексия в память о ее отце. По завещанию от имени О.-Ч. было передано в Юрьев мон-рь 300 тыс. р., в Почаевскую в честь Успения Пресвятой Богородицы мужскую лавру - 30 тыс. р., в Соловецкий в честь Преображения Господня мужской монастырь - 10 тыс. р., в 340 российских мон-рей - по 5 тыс. р., в 48 кафедральных соборов - по 3 тыс. р., в 49 епархиальных попечительств о бедных духовного звания - по 6 тыс. р., итого 2 млн 478 тыс. р. серебром, а также 30 тыс. р. на афонские монастыри. Всего же за свою жизнь О.-Ч. внесла на устройство храмов и мон-рей ок. 25 млн р. только учтенных вкладов. По свидетельству Муравьёва, в благодарность за эти пожертвования графиня удостоилась особого поминовения Церкви. Имение графини под Юрьевым монастырем вместе с ее личными вещами (кроме драгоценностей, которые также были направлены на благотворительные цели) перешло в собственность монастыря. Родственники по завещанию О.-Ч. получили только степные земли в Бобровском у. Воронежской губ. Распорядителем наследства стал гр. А. Ф. Орлов, которому переходило 100 тыс. р. Лит.: Муравьёв А. Н. Воспоминание о гр. А. А. Орловой-Чесменской//ПрТСО. 1849. Т. 8. Кн. 2. С. 316-327; он же. Мои воспоминания. М., 1913; Елагин Н. В. Жизнь гр. А. А. Орловой-Чесменской. СПб., 1853; Макарий (Миролюбов), архим. Описание Новгородского общежит. 1-кл. Юрьева мон-ря. СПб., 18622; Алексеев А. Краткое описание Новгородского Юрьевского 1-кл. мон-ря и неск. слов о настоятеле его архим. Фотии и о благотворительнице обители - гр. А. А. Орловой-Чесменской. Новг., 1875; Карнович Е. П. Архим. Фотий, настоятель Новгородского Юрьева мон-ря//РС.

http://pravenc.ru/text/2581547.html

Перынь или Перынский, находящейся в 4 вёрстах от Новгорода, на берегу Ильменя, в одной версте за Юрьевым монастырём. Название Перынь производят от имени языческого бога Перуна и полагают, что на месте монастыря стоял у языческих Новгородцев идол этого Перуна. Затем, основываясь на свидетельстве летописи, что Владимир, приступив к крещении народа, «повеле рубити церкви и поставляти по местом, идеже стояху кумиры», заключают, что церковь да месте Перуна имела быть поставлена одной из первых в Новгороде. Наконец, свои собственные предположения возводят в «общее древнее предание»: в результате всего этого и получается то будто бы несомненное, что Перынский монастырь должен быть принимаем за один из монастырей времени Владимирова и вообще за один из самых старших в России. Но, во-первых, ни древнего, ни позднего предания о начале Перынского монастыря при Владимире вовсе нет 1460 . Во-вторых, происходит ли название Перынь от имени Перун или только от одного с ним корня, во всяком случае, объяснять название монастыря тем, что на его месте стоял идол Перуна не представляется слишком вероятным. Ибо, с какой стати идол Перуна, вместе с другими идолами, был бы поставлен не в городе или не близь него, а за целые 4 от него версты? В летописи говорится, что Добрыня, придя в Новгород, поставил Перуна над рекой Волховом, но Перынский монастырь не столько на Волхове, сколько на Ильмени, и так как он стоит у последнего на низком берегу, то к нему вовсе не идёт выражение «над» 1461 . При отсутствии как положительных известий, так и каких-нибудь действительных оснований для предположений, время основания Перынского монастыря должно быть считаемо просто неизвестным. Не невозможно, что он явился ещё в период до-монгольский и не попал в летопись Новгородскую по своей незначительности; но более вероятно относить его уже к последующему времени. Николо-Липенский, находившийся в 7 вёрстах от Новгорода, на Ильмени, недалеко от впадения в него реки Меты. В позднейшем сказании о чудесном обретении на Ильмени иконы Николая Чудотворца Дворищенского при князе Мстиславе Владимировиче (см. выше абзац сноски 824 ) утверждается, что наш монастырь против места обретения на озере и в память этого чуда построил названный князь Мстислав Владимирович (сидевший в Новгороде с 1088 по 1117г.). Но по древней Новгородской летописи церковь Николы на Липне (каменная, существующая до настоящего времени), без монастыря при ней, была построена в 1292г. архиепископом Климентом. А что до монастыря, то есть основания полагать, что его не было при церкви ещё и в 1386г. (Полное собрание летописей т. V, стр. 241 fin).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Правописание Русское. Употребляются и ы постоянно пишутся в форме над гласными чистыми ставится точка, или две. Более, нежели в предшествующем списке, употребляются полугласные вместо гласных. Но пишется и: л. 62 об. дощи, 61 об. дощерь (вм. дъщи, дъщерь). По Новгородскому наречию: 52 об. лвцьска, 289 и 294. нариаю. Часто имя Спасителя пишется л. 50 об. 59. 60. 61 об. 119 (по преж. кат. 51.). Св. Григория Богослова 16 слов с толкованием Никиты Ираклийского , в лист, полууставом, XVI в., 407 л. На первом белом листе, вне счёта, подпись XVII в. книга четь григо бгослова а купи е юрьевскои ахимаритъ герасимъ в торг. Архимандрит Герасим, по Ист. Рос. Иерархии VI. 808., управлял Юрьевым Новгородским монастырём в 1634 г. – Под сею подписью, другою рукою написано: нева. Л. 1. Главы книги се. Под сим заглавием помещено не только оглавление содержащихся в рукописи слов, но и предисловия к каждому. Первое нач. Вско риторъско слово ра з длетс въ съвтное, и препирателное, и тръжественное . Предисловия принадлежат Никите Ираклийскому и переведены с Греческого. В Мореллиевом издании творений св. Григория Богослова они помещены при толковании, в сокращённом и свободном переводе. Но в рукописи они отчасти перемешаны. Перед 5-м словом (к св. Григорию Нисскому ) помещено следующее к 12-му (второму на Пасху). Перед 10-м словом (на уязвление града) тоже, какое и перед 9-м (о нищелюбии), но в другом переводе. Предисловие к 12-му слову (второму на Пасху) взято из начала самого толкования, и написано дважды, – во второй раз с небольшим дополнением на конце. Нач. Аввакмъ прркъ зрше многи соблажнемыхъ о промысл За предисловиями следуют самые слова, в отличном от предшествующих рукописей порядке; именно л. 10. о словесех и о сбирателе Юлиане; 23 об. на Рождество Христово; 42 об. надгробное св. Василию Великому ; 106 об. первое на крещение Господне; 124 об. второе на крещение; 165 об. св. Григорию Нисскому ; 172. на память св. Афанасия Александрийского ; 202. на пришествие 150 епископов; 227 об. о нищелюбии; 258 об. на уязвление града; 278 об. первое на Пасху; 286. второе на Пасху; после него слово, или послание к Филагрию (см. 117.); 337. в неделю новую; 349 об. на Пятидесятницу; 370. о Маккавеях; 387. на память св. Киприана. – Сей порядок слов соображён с назначением их для церковного чтения: начинаясь с предпраздства Рождества Христова он возвращается ко дню памяти св. Киприана (2-го Октября), и таким образом объемлет целый год.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Фроянов считает, что связь Буйцев с Юрьевым монастырем как не феодальное подчинение, а более эфемерное, очевидно только политическое, была непрочна и волость «Буйцы временами выходила из-под власти монастыря», так как «в Новгородских писцовых книгах упоминание о Буйцах сопровождается формулой: «волость, что бывала Юрьева монастыря» . Однако форма «бывала» в старом русском языке не обозначает временного, прерывающегося состояния, как она воспринимается сейчас. Это просто форма прошедшего времени «был, существовал, находился прежде» . Что касается упоминания в той же грамоте Всеволода Юрьеву монастырю «осеннего полюдья даровного», то нет оснований, как это делает А. Л., Шапиро, связывать его с Буйцами, для которых 25 гривен действительно слишком большая сумма . Скорее, князь передает монастырю все доходы от полюдья, которые он имел на определенной территории, ибо по Смоленской уставной грамоте 1136 г. полюдье от Копыса с округой, т. е. тоже волости, составляло 4 гривны . Передача монастырю полюдья стоит в грамоте в качестве самостоятельного пожалования наряду с Буйцами и серебряным блюдом, а не входит в первое пожалование, что и отразили издатели этой грамоты в ее заголовке: «Грамота... Юрьеву монастырю на село Буйцы, полюдье и серебряное блюдо». Такой же княжеской волостью, переданной Юрьеву монастырю Всеволодом по грамоте, вероятно, 1134 г., были Ляховичи на реке Ловати «с землею, и с людьми, и с коньми, и лес, и борти, и ло-вища... » . В. Л. Янин, изучив историю этой волости по документам XV в., определил, что она примерно равнялась волости Буйци (ок. 40 на 20 км) и находилась на плодородных почвах, т. е. включала пашенные земли. Она оставалась за Юрьевым монастырем и в XV в. По сравнению с этими волостями передачи новгородским монастырям в XII в. сел и пашен вокруг Новгорода были небольшими, но близкими приобретениями. Изяслав Мстиславич в 1134 г. передал Пантелеймонову монастырю, построенному им, с разрешения Новгорода село Витославицы в пограничье земель Юрьева монастыря вместе с крестьянами («смердами»), полями, «орамицей» (пашней), рыбными тонями на озере . Всеволод тогда же передал Юрьеву монастырю «рель» — скорее всего, покосы на берегу Волхова. О передаче Хутынскому монастырю сел «с челядью и с скотиною» и отдельно земель и крестьян сообщает грамота Варлаама около 1192 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/438150/

1. – Державнейший царь, государь милостивейший. В прошлых годах за юрьевым монастырем было по переписным книгам 186 году в новгородском и олонецком уездах крестьянских и бобыльских шестьсот восемьдесят дворов, да в Старой Руси у соляного промысла две варницы, с которых приходило в год по триста рублев. И в прошлом 708-м год по твоему, великого государя, указу взято из-за того нашего юрьева монастыря олопецкого уезду заонежския вотчины пять погостов, в которых по переписным книгам было триста четырнадцать дворов, и приписаны к олонецкой верфи, да в ямщики на разные ямы из новгородского уезду пятьдесят восемь дворов, да пустых, которые от нынешних в военное время тягостей и от недороду хлебного врознь разбрелись, а иные померли на разных работах в новозавоеванных городах сто семьдесят четыре двора. А в остатках за тем юрьевым монастырем по переписным книгам 710-го году крестьянских и бобыльских всего сто тридцать четыре двора, а варницы пусты, понеже по указам варить не велено. И от вышеозначенных убытков тому юрьеву монастырю ныне во всяких доходах не малое есть оскудение. Еще же к тому многое утеснение и запор того монастыря и монастырской слободки скоту и лошадям от дворцовых трех деревень ракомския волости, которые в самом ближнем расстоянии при том монастыре пребывают, а именно шелонския пятины деревня Горки от приписного к юрьеву пантелеймонова монастыря во ста саженях, а пашенная земля у самой ограды, а от самого юрьева монастыря та деревня в двухстах саженях с небольшим; деревня Ушково в четырехстах саженях; деревня Рощеп от монастырского скотского двора в двухстах в пятидесяти саженях, а от ракомской дворовой волости оныя деревни в трех и в четырех верстах, и от тех трех деревень в весне и в лете монастырскому скоту и лошадем великое утеснение и безкормица бывает, и к общему градскому выгоду мало пропускают, также и хлебу монастырскому непрестанная толока и потрава многая бывает. А в иные стороны со скотом ни по которому образу деться негде, потому что с одной стороны близ самого монастыря река Волхов, с другой стороны озеро Ильмень и речки Ракомка и Прость, которые вешним временем разливаются на полверсты и на версту, а с третьей стороны озеро Мячино, которое разливается к тому Юрьеву и Пантелеймонову монастырям, к самым воротам приходит и в редкое лето сбывают те воды к петрову посту, а в прочее бывает та прибылая вода до петрова и до ильина дней, и от такового вышеозначенного случая многая теснота тому юрьеву и приписному Пантелеймонову монастырям и безкормица скоту и лошадям бывает. А в прежде бывших летах из тех вышеозначенных деревень деревня Горки была приписного нашего Пантелеймонова монастыря. А дворового числа в тех вышеозначенных трех деревнях по переписным книгам 710-го году в деревне Пантелеевых Горках два двора, в деревне Ушков два же двора, в деревне Рощеп три двора, а всего семь дворов.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

1106. Пятницкий – Спасский, мужской, ныне село Пятницкое, Орловской губ., Брянского у., в 84 вер. к сев.– зап. от Брянска, при рч. Габье. Несомненно существовал в XVII ст., так как он в 1700 г. имел во владении 18 дворов крестьян. До 1764 г. состоял приписным к Брянскому Петропавловскому мон. и в этом году упразднен. “Ист. Росс. Иер.», V, 654; Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 348. 1107. Пятницкий – Троицкий, мужской, ныне церковь в гор. Ряжске, Рязанской губ. Несомненно существовал в XVII ст. на посаде, в Пушкарской слоб., в тесном и грязном месте подле дворов. Когда м-рь и Пятницкая его церковь уже обветшали, то в 1687 г. указом преосв. Авраамия повелено старице ту церковь перенесть и построить девичий м-рь во имя св. Троицы с приделом св. муч. Пятницы, идучи из города в земляном при городке, по обе стороны Московской дороги. Однако же женский м-рь здесь недолго существовал, и в 1693 г. в нем уже был строителем Иов, а в 1764 г. игум. Антоний, при котором м-рь упразднен. “Рязан. губ. вед.», 1855 г., 45 (быв. м-ри); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 438, 22 и 440 (строит. Соломон в 1738 г.); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1841 г., XL, 487 (древн. Рязан. епархии). 1108. Рабежская или Рабехская – Троицкая, мужская пустынь, ныне приходская церковь во имя св. Троицы в селе Рабеже, Новгородской губ., Валдайского у., в 47 вер. от Валдая, при рч. Рабежке. Основана в 1697 г. преп. Иоилем, иеромонахом Нило-Столбенской пустыни, скончавшимся в 1712 г. и погребенным в Антониевом Новгород. мон. В 1722 г. приписана к Юрьеву мон., а после 1726 г. к Иверскому, за каковым и состояла до обращения своего в приход 1764 г. Ныне здесь камен. церковь , построенная в 1732 г. взамен деревянной, которая переведена в 1731 г. в Галилейскую пустынь. “Ист. Росс. Иер.», V, 656 (с грамотою); Архим. Петр, “Опис. Ивер. Богор. мон.», изд. 1850 г., 28; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», прилож., 17; “Новгор. сборн.», II, Отд. I, 122 (описание монастыря и прихода); Макарий, “Опис. Новгор. Юрьева м-ря», 65; Строев, “Спис. иер. и наст.», 127 (здесь сказано, что Иоиль был игуменом с 1718 – 1721 г., а до него были Лаврентий и Пафнутий); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», III, прилож., CCLXXIV, LVI (в 1723 г. состояла за Юрьевым м-рем и имела 2 души крестьян муж. п.); VI, 1726 г., 95 (челобит. строит. иеромон. Тарасия о неприписке пустыни к Юрьеву м-рю); VII, 1727 г., 34 (дело о высылке в Преображ. Канцелярию монаха Сергия).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Юрьева гора. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь на Юрьевой горе, Церковь во имя Святой Троицы Карта и ближайшие объекты Троицкая церковь на Юрьевой горе Юрьегорская пустынь была, пожалуй, самой удаленной и труднодоступной обителью Русского Севера. Она находилась на берегу озера Монастырское (Онежский район Архангельской области) – одном из небольших озер, объединяемых течением реки Илексы, впадающей в Водлозеро. Пустынь была основана в начале XVII в. иноком Диодором (в миру – Дамианом). По преданию, Диодор, придя на Водлозеро, побывал в деревнях Коскосалма и Гостьнаволок, но, будучи недружелюбно принятым местными жителями, отправился вверх по Илексе. Место, называемое Юрьевой горой, расположено примерно в 60 км от устья. Сохранились три чертежа XIX в., на которых изображены постройки Юрьевой горы. По первому из них можно представить состав и облик всех приходских построек. В общих чертах показан округлый мыс, с трех сторон омываемый озером, которое здесь названо Юрьевым. Почти весь мыс занимает огороженная территория «церковной земли». Вдоль ограды на берегу стоят два дома причта – одинаковые одноэтажные строения под двухскатными крышами. Судя по вытянутой форме и наличию двух печных труб, в каждом из домов было по две жилых избы с сенями посередине. В центре участка показана церковь, которая непосредственно окружена еще одной оградой, имеющей правильные прямоугольные очертания. На плане она изображена двумя параллельными линиями, углы акцентированы квадратами. Это позволяет предполагать, что ограда была рубленая с башенками на углах. Парные поперечные линии, ритмично идущие по всему периметру, должны означать перерубы. Ограда имела четверо ворот или калиток, выходящих на все четыре стороны. Сама церковь изображена схематично, но общее решение ее понятно: основной четверик завершен пятиглавием, алтарь прямоугольный с двухскатным покрытием и главкой, с запада – трапезная и вплотную к ней поставленная колокольня с шатровым верхом. К северо-восточному углу церковной ограды примыкает отдельно огороженный участок с кладбищем. К востоку от Троицкой церкви показаны еще две постройки – часовни. Одна – поставленная над кельей-землянкой основателя монастыря, другая – надкладезьная, расположенная на берегу озера. На запад от церковной ограды обозначена тропа, ведущая к небольшому Заднему озеру, соединенному с Юрьевым озером Новой речкой. Здесь на чертеже показан крест, поставленный на месте избиения Диодора одним из недовольных монахов, завершившегося чудесным выздоровлением Преподобного и прощением виновного.

http://sobory.ru/article/?object=41551

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010