Вячеслав 2 января 2020, 08:25 И.В.31 декабря 2019, 13:34 Как известно, человеку свойственно ошибаться, так же и была ошибка определенных людей, которую сразу исправили его сопартийцы. Но интервенция не была ошибкой " белых " это была позиция, из за которой и погибло так много русских людей. Выдергивание фактов и чтение " научных " трудов по альтернативной истории не дает знаний по истории настоящей. Всё же рекомендую вам начать изучение истории со школьной программы. Ну или есть такой доступный историк Спицын который недавно учебник для учителей издал. Андрей 1 января 2020, 13:00 P.S. Помнящим старые обиды советую не забывать и произошедшее с первыми людьми. Ведь изначально у естества человеческого были другие свойства включая дар пророчества, а Адам с Евою жили в раю и обладали полнотой власти над земными животными да всеми 4 стихиями: землёю, водою, воздухом и огнём. Был у первых людей и способ дальнейшего приближения к Идеалу, но желание получить всё и сразу посредством возвеличения одного человека над другим привело и самих Адама с Евою и всех их потомков в теперешнее, ниже естественное состояние. И как тогда ещё среди рая, так и по ныне всякий поддавшийся искушению человек не может не попытаться озлобить другого человека. Делайте свой выбор между добром и злом. Павел 1 января 2020, 12:52 И.В., против решения Юрьева сразу же выступил Архангельский губернский исполком, и Юрьеву пришлось оправдываться, что он действовал по указанию Совнаркома. Кстати, боевых действий против большевиков на севере интервенты не вели, а своим присутствием сильно дискредитировали белое движение, так что решение Троцкого вполне могло быть военной хитростью, не более того. То, что большевики оказались умнее, смелее и решительнее белых - определило их победу в Гражданской войне, позволило создать страну с лучшей в мире наукой, образованием и промышленностью, победить Гитлера и послать человека в космос. Так что учите историю (и не только) по советским учебникам. Андрей 31 декабря 2019, 14:57

http://pravoslavie.ru/126660.html

Словно бокал золотого вина, поймавший в себя лучик солнца, разгорелось утро. Безмолвствовал огромный притихший мир с серыми избами на переднем плане, затуманенными лесами – на втором и с зарей – на дальнем. Леса лежали в низине. Через них, должно быть, текла речка: только она могла образовать этот гигантский зигзаг молочного тумана, вписанный в черноту лесов. Вдалеке поднимался крестик церковки. Вчера мы не расспросили дорогу и теперь пошли наугад вдоль села. Село кончалось больницей. Такая была тишина в мире, что подумалось про больницу: «Наверное, в этот час и там все спят, если кто и маялся и кричал всю ночь от своего недуга». За селом началась Стромынка. Это было плоское, широкое полотно, укатанное некогда лихими тройками да тарантасами, а теперь поросшее ровной травкой. По обеим сторонам полотна тянулись, все в цветущей гвоздике, обочины. Среди широкой зелени вьется хорошо заметная, но все же не укатанная до пыли колея. Так посреди зарастающей кувшинками речки пробирается чистая полоска воды. По обочинам Стромынки местами росли деревья, то одинокие, то небольшими группами, а то зеленел кустарник. Земля вокруг была похожа на степь, и неудивительно: мы подходили к Юрьеву-Польскому. Значит, и в те времена, когда будущий основатель Москвы, называя своим именем новый городок, назвал его еще и Польским; значит, и в те времена здесь был просторный степной остров посреди дремучих лесов. Километрах в двух от дороги на матовой черноте земли дымился костер, оставленный пастухами: щелкал в перелеске пастуший кнут. От костра наносило на дорогу душистым дымком, похожим на дымок кизяка. Иногда весь стромынский ансамбль – валки и канавы обочин, ровное зеленое полотно, наезженная колея – начинал поворачиваться, плавно загибаться, и эти повороты еще больше украшали привольный утренний пейзаж. Идти было легко и радостно – и потому, что решили сбежать, а не сидеть два дня в Ильинском, и потому, что на такой Стромынке невозможно сбиться с пути, и просто потому, что воздух свеж, солнце ласково, а мы еще достаточно молоды, чтобы не задумываться о бренности мира.

http://azbyka.ru/fiction/vladimirskie-pr...

Благодать Божия да подкрепит вас на огненном поприще искушения! Приятнейшее письмо ваше получено мной в прошедшем марте, очень благодарен вам за откровенно-подробное всего описание. Вы жалуетесь на слабость своего здоровья и болезненные припадки, теперь должны со всевозможным тщанием стараться о спокойствии духа, не терзаться скорбью и печалью, иначе эти болезненные припадки от настоящей скорби вашего сердца получат ощутительную силу и усилившись сделают и вас жертвой преждевременной смерти. Утешьтесь, друг, и не скорбите много, прошу и молю вас о сём, как друг сердечно вас любящий. Конечно, все ваши мысли и чувства теперь постоянно заняты одним – скорбью о потере доброй подруги, конечно, представление и памятование об ней постоянно занимает всю вашу душу и есть для вас всего священнее, – не сердитесь, милый, на меня, если я отвлеку вас на минуту от сих священных дум об отлетевшей от вас подруге, и скажу вам кое-что о себе; может быть, в эту минуту сердце ваше, оторвавшись от печали успокоится мгновенно. Начиная с нового года и доселе какие-то мрачные думы бродят в моей голове, какое-то неприятное предчувствие томит мою душу, не знаю, какая этому причина; особенно это предчувствие питается носящимися слухами об уничтожении штатов, помилуй Господи, выведут куда на опальный приход к Юрьеву, что тогда делать; а у нас в селе кому-нибудь придётся брать посох и изыти с миром. Избави, Господи, очень не захочется оставить воздвигнутого мной через пот и кровь, строения. Святую четыредесятницу и великую Пасху проводил по-прежнему. После Пасхи возложили на меня должность депутата. Очень приятно узнать ваше сердце в настоящих обстоятельствах, – а поэтому и прошу вас открыть мне его как искреннему другу; что вы о себе думаете? Как переносите отраву сердца? Да какие были причины смерти и —298— 1846 г. самые обстоятельства погребения милой подруги вашей, – вам тяжело одним пить эту горечь, уведомьте меня, и я из сострадания к вам помогу вам несколько капель проглотить из чаши вашей печали.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Риге рассчитывали, что уничтожение монгольскими полчищами отборных русских войск позволит рыцарям продвинуться далее на восток. Положение Эстонии заметно ухудшилось, и тогда старейшины из Саккалы были посланы «в Руссию с деньгами и многими дарами попытаться, не удастся ли [вновь] призвать королей русских на помощь против тевтонов и всех латинян». 47 Миссия удалась. Наиболее значительными силами в то время располагал владимиро-суздальский князь Юрий Всеволодович. Он пользовался влиянием и в Новгороде. Защита новгородских интересов в Прибалтике входила в круг его внешнеполитических задач. В 1223 г. он отправил в Прибалтику во главе с Ярославом Всеволодовичем свое войско, к которому присоединились новгородские и псковские полки. Немецкий хронист уточняет, что князь Ярослав из Руси пришел к Юрьеву, где жители поднесли ему «большие дары», прося помощи, и передали рыцарей и тевтонов, которых держали в плену, коней, баллисты и многое другое. «И поставил король в замке своих людей, чтобы иметь господство в Уганди и во всей Эстонии». 48 То же сделал он в Отепяа. Затем 20-тысячное русское войско вместе с отрядами эстов, собравшихся из разных частей страны, двинулось на Ревель. В течение месяца русско-эстонские войска осаждали эту крепость, но занять ее не удалось, и русские вернулись в свою землю. Этот наиболее крупный поход, организованный после битвы на Калке, вновь показал, что для успешной борьбы с немецко-датской агрессией требовалось объединение значительно больших сил. В том же году новгородские власти и владимиро-суздальский князь послали в Юрьев князя Вячеслава (который когда-то правил в Кокнесе), дав «ему денег и двести человек [лучников] с собой, поручив господство в Юрьеве и других областях...». Юрьевцы приняли его «с радостью, чтобы стать сильнее в борьбе против тевтонов». 49 Князь Вячко (Вячеслав) управлял областями Уганди, Вайга, Вирумаа, Ярвамаа, Саккала, то есть большей частью Эстонии. Очевидно, были восстановлены давние русско-эстонские отношения. В 1224 г. немецкие крестоносцы предприняли большое наступление с целью сокрушить власть Новгорода над Эстонией и поработить ее. Походу предшествовала очередная поездка Альберта в Германию, откуда он, как всегда, прибыл «со многими пилигримами». Тогда же епископ вновь урегулировал споры с рыцарями о том, как делить завоеванные земли эстов. По новому соглашению треть земель поступала Альберту, треть – епископу Эстонии и треть – Ордену. Такого рода сделки совершались до походов.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Подробная группировка сил показана на схеме 1. 82 Задачами ВВС будут: 1) борьба с авиацией противника 2) со 2-го дня воспрещение перевозок на железных дорогах Финляндии, Эстонии и Латвии 3) удар по Гельсингфорсу, Иматре, Таммерфорсу, Ревелю, Юрьеву, Риге и Двинску 4) содействие авиации Белорусского фронта по заданиям Главного командования 5) удар совместно с морской авиацией по флоту Финляндии, Эстонии и Германии 6) действия по большим группировкам живой силы вероятных противников и содействие нашим войскам в атаке противника. Ориентировочный СРОК окончания сосредоточения наших сил на Западе между 13–15 днями мобилизации. Задачи МОРСКИХ сил: а). Северного флота: 1) прочно удерживать Мурманск, обороняя побережье Кольского полуострова до мыса Св. Нос включительно 2) занять Печенгу и западную часть полуостровов Рыбачий и Средний 3) вести крейсерские операции подводными лодками на морских сообщениях западной части Норвегии и восточного побережья Англии и в больших балтийских проливах. б). Начальник НКВД Северного Края – оборона Архангельска и побережья Белого моря. В случае надобности запасные части, расположенные в Архангельске, усиливаются запасными полками из Вологды и Череповца. в). Краснознаменный Балтийский Флот: 1) уничтожить боевой флот Финляндии, Эстонии и Латвии 2) захватить и укрепить острова Гогланд, Б. Титерс, Лавенсари, Сескар 3) поставить минные поля у Гельсингфорса, Ганге и Ревеля 4) постановкой мин и действиями подводных лодок закрыть проход через линию Поркалауд – Ревель 5) нанести поражение германскому флоту, в случае его появления в Финском заливе 6) не допускать десантов немцев в Финском заливе 7) не допускать подвозки войск и боевого снаряжения в порты Финляндии, Эстонии и Латвии 8) содействовать сухопутным войскам в продвижении вдоль побережья Финского залива, обеспечивая их фланги и уничтожая береговую оборону финнов и эстонцев 9) на Ладожском озере не допустить десантов противника на наше побережье и способствовать продвижению наших сухопутных войск, действующих на этом побережье.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

История того времени знает много примеров героической и мужественной обороны своих земель, предпринятой эстами вместе с русскими. Одним из таких событий была оборона города и крепости Юрьев в августе 1224 г., где вместе с эстами сражался пришедший им на помощь во главе 200 русских воинов мужественный князь Вячко. Епископы Альберт и Герман не раз пытались уговорить его уйти из крепости и оставить эстонцев одних, обещая свободный выход из города со всем оружием и лошадьми. Но князь наотрез отказался, и осажденные защищались до последнего. Погиб и Вячко. В живых остался только боярин суздальского князя, которому немцы дали коня и отправили в Новгород с вестью о поражении. Потеря своей последней твердыни лишила эстов всякой надежды на независимость. Зная, как дорого обошлась защита крепости, и опасаясь продолжения кровавых событий, эсты отправили послов в Ригу с подарками и данью. Был заключен мир, и немцы сделались полными властителями Уганди и Саккалы и укрепились в Отепя и Вильянди, дав им на долгие годы немецкие названия Оденпе и Феллин. Мааконд Вайга был разделен на две половины: одна досталась епископу Герману, а другая вместе с Саккалой, Нормекундом и Мохой отошла к ордену. К радости немцев, русские из Новгорода и Пскова отправили послов в Ригу для заключения мира. По состоявшемуся соглашению русские должны были получать дань с Толовской земли, как и прежде, а толовские летты должны были платить две части дани епископу Альберту, одну часть отдавать ордену, в марте 1234 г. князь Ярослав Всеволодович выступил с новгородцами к Юрьеву (Дерпту), разбил при Омовже (Эмайыги) немцев и вынудил их согласиться на мир на предложенных условиях. «Иде князь Ярослав с Новогородци на Немци под Юрьев, – рассказывает Суздальская летопись, – и не дошед города сташа и выидоша Немци из города из Юрьева и из Медвежьи Головы», и победили их русские, «и биша Немци челом князю Ярославу, и смирившеся отидоша» 25 . Ярослав «заключил с ними мир на всей своей правде». Другое сокрушительное поражение войска ордена потерпели в 1236 г., возвращаясь из набега на Литву. Они были встречены объединенными силами литовцев и латышей в болотах у города Шяуляй и наголову разбиты. Погиб весь высший состав ордена меченосцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Угостив посла великолепным обедом в Гриниче, Елисавета дала ему два письма к Иоанну: в одном благодарила его за предложение союза, в другом за намерение посетить Англию (как она слышала), не в случае какой-либо опасности, мятежа, бедствия, но только для свидания и личного знакомства с нежною сестрою, готовою доказать ему, что ее земля есть для него вторая Россия. С Писемским отправился в Москву Посол Английский Иероним Баус для решительного окончания всех дел, государственных и тайных, как объявила Елисавета. Иоанн был доволен: принял Бауса (24 Октября 1583) весьма милостиво; с живейшим участием расспрашивал о Елисавете и велел Боярину Никите Романовичу Юрьеву, Богдану Яковлевичу Бельскому, Дьяку Андрею Щелкалову условиться с ним о государственном союзе Англии с Россиею, чтобы, заключив его, немедленно приступить к тайному делу о сватовстве. То и другое казалось Царю уже легким, несомнительным, по донесениям Писемского; но Царь ошибся: ошиблась, может быть, и Елисавета, избрав Бауса для утверждения приязни с Иоанном: человека неуклонного, грубого, который в первом слове объявил решительно, что не может переменить ни буквы в статьях, врученных Английскими Министрами нашему Послу в Лондоне; что Елисавета готова мирить Царя, с кем ему угодно, а не воевать с нашими врагами, ибо щадит кровь людей, вверенных ей Богом; что Англия в приязни с Литвою, Швециею и Даниею. «Если главные враги мои, – сказал Иоанн, – друзья Королеве, то могу ли быть ей союзником? Елисавета должна или склонить Батория к истинному миру с Россиею (заставив его возвратить мне Ливонию и Полоцкую область), или вместе со мною наступить на Литву». Баус ответствовал с жаром: «Королева признала бы меня безумным, если бы я заключил такой договор». Он требовал неотменно, чтобы одни Англичане входили в наши Северные гавани, как было прежде, но Бояре изъясняли ему что прежде мы имели, для общей Европейской мены, гавань Балтийскую, Нарву, отнятую у нас Шведами; что купцы Немецкие, Нидерландские, Французские торгуют с Россиею уже единственно в северных пристанях, откуда их нельзя выгнать в угодность Елисавете; что святейший закон для Государств есть народная польза; что мы находим ее в свободной торговле со всеми Европейцами и не можем дать на себя кабалы Англичанам, гостям, а не повелителям в России; что они не стыдятся обманов в делах купеческих и привозят к нам гнилые сукна; что некоторые из них сносились тайно с неприятелями Царя, с Королями Шведским и Датским, усердствовали, помогали им, писали из Москвы в Англию худое о нашем государстве, именуя Россиян невеждами, глупцами; что Иоанн единственно для Королевы предал забвению такие вины; что она без сомнения не вздумает указывать Венценосцу, коему не указывают ни Императоры ни Султаны, ни Короли знаменитейшие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

И всего 30 человек, денег дано 3 рубли. Статья по 4 алтына без 2 денег. Ивашку Попку, Ивашку Заике, Елизарку Шумиловскому, Нехорошке Пошехонцу, Фетьке Ноугородцу, Ивашку Загрязскому, Олешке Корюкаевскому, Ондреику Кисельку, Фетьке Зубу. И всего 9 человек, денег дано 33 алтыне. Статья по 3 алтыне: Ивашку Сямленину, Дружинке Романовскому, Михалку Сиземцу, Ваське Безску, Корнилу Дмитровцу, Карпуне Малому, Фетьке Ержанину, Нешпанку Ержанину ж, Кошню Шидьярскому, Ивашку Судцкому, Семеике Кобановскому, Паньке Кутьке, Сеньке Грешникову, Июдке Ноугородцу, Ивашку Зую, Папе Мегорцу. И всего 16 человек, денег дано рубль 14 алтын 4 деньги. Статья по 3 алтына без 2 денег: Ивану Казанцу, Ортюшке Санъниковскому, Ларьке Глушицкому, Исашку Пахомьеву Белозерцу, Офоне Романовскому, Окатку Посникову ученику. И всего 6 человек, денег дано 16 алтын. Статья по пол 3 алтына: Олешке Сове, Тренке Корачевскому, Фетьке Гнузске, Трене Хретоне, Деику Глухому, Стерляде Вологжанину, Матюшке Тереботунцу, Иевку Белозерцу, Ивашку Ивачевскому, Никону Суконнику. И всего 10 человек, денег дано им 25 алтын. Статья по 2 алтына: Михалку Долгозерцу, Ларьке Ивачевскому, Ивашку Ержанину, Барме Огородному, Якунке Сусанину, Грязске Кукобоискому, Ивашку Лозскому, Ортемью Краску Старому, Фалке Углеченину, Семеике Кобановскому, Ивашку Ошевенскому, Ивашку Соломину, Якунке Юрьеву ученику. И всего 13 человек, денег дано 26 алтын. Статья по 10 денег: Гришке Маковиикову Кородцкому, Зинке Шестерне, Игнашке Вологжанину, Ондрешке Спиие Волоченину, Онтипке Сковородинцу, Ивашку Копыту, Офоньке Белозерцу, Ваське Букину, Митьке Волоченину, Девятке Романовскому, Маику Волоченину, Дружинке Соломину, Иде Копылку Пашину дано алтын. И всего 13 человек, а денег дано им 20 алтын 4 деньги. Да за великоденскые же рубахи дано Колмаку Колкацскиму пол 5 алтын, да Безсону Сиземскому дано 3 алтына. Да на Гору в больницу дано 4-м человеком 4 алтына. Да на заднеи двор дано болем в больницу 22-м человеком по алтыну. Итого дано 22 алтына. Придавано денгами слугам и дворовым людем за великоденскые сермяги к обменам: Бушмарину Вилгозщскому гривна, Федору Гвоздеву дана гривна, Третьяку Толстому 3 алтына, Трошке Романовскому 3 алтына, Карпушке Малому дано 3 алтына, Широкому Ноугородцу 3 алтына, Фетьке Дмитровцу 3 алтына, Василью Розмолоде гривна, Парше Уломъцу дано 2 алтына, Шестунке Ержанину дано 3 алтына, Ивашку Попку 3 алтына, Васке Безску дано 2 алтына 2 денги; да за сермяги дано денгами Левке Романовскому пол 5 алтына, Михаилу Сосне дано 5 алтын, конскому мастеру Якову Дмитровцу дано 8 алтын 2 деньги.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

В основе хозяйственной деятельности старых епископий, возникших еще в период существования единого государства со столицей в Киеве, лежали старые общие установления, освященные авторитетом первых устроителей христианства и церкви на Руси. Развитие феодальных отношений в XI – XII bb. привело к изменению места церкви в обществе, сделало ее богатым феодалом, изменило первоначальные источники (материального обеспечения, которые были установлены в первые десятилетия ее существования. При этом история памятников права периода феодализма как на Руси, так и в Византии и вообще в Европе, связанных с церковью, показывает, что в записях этих установлений очень слабо отражаются такие изменения. Авторитет древних установлений церкви, превратившихся в своего рода канонические памятники, мешал их значительному изменению под влиянием времени, делал их не соответствующими действительному порядку вещей. Другое дело новый устав – действующий договор между светской и церковной властями княжества, в котором подробно оговаривались размеры материального обеспечения церкви, ее судебные функции. Этот договор излагал условия приглашения епископа на новую кафедру. Устав создавался заново, хотя и использовал, вероятно, традиционный формуляр, значительно его развивая; он лучше, чем какой-либо другой памятник права церкви XII b., отразил то положение во взаимоотношении церковной и светской власти, которое сложилось к 30-м годам XII b. в русских княжествах. С возникновением епископии в 1136 г. князь передавал ей значительную долю принадлежавшей ему феодальной ренты и прежде всего десятину от даней, т. е. десятую часть собираемых князем платежей в различных формах, за исключением полюдья. Система сбора этого вида дани, вероятно, отличалась от других видов и не позволяла делить его с церковью. Общий размер десятин от даней указан – около 300 гривен. Одновременно епископ становится земельным собственником – феодалом. Грамота закрепляет за ним два села с относящейся к ним землей и особыми, не принадлежащими, очевидно, к общинам этих сел крестьянами-изгоями и бортником 909 . Кроме этого, епископии переданы два двора княжеских поставщиков – «капустника» и «тетеревника» и ненаселенные земли, озера и сеножати. Система дележа феодальной ренты в этом случае совершенно иная, чем в первом. В будущем, как известно, этот вид феодальной ренты станет основным в эксплуатации, в частности и со стороны церкви. Однако остается неизвестным объем феодального иммунитета церкви относительно этих сел. Отсутствие специального указания на принадлежность к этому пожалованию «вир» и «продаж», как это сделано в уставе относительно прощеников и в грамоте Мстислава Владимировича с сыном Всеволодом Юрьеву монастырю на село Буйцы 1130 г., не позволяет с уверенностью говорить о том, что этот иммунитет был полным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К ним относится и слово «полюдье». 1516 Рассказывая об образе жизни росов, василевс сообщает, что осенью, когда наступит ноябрь, «архонты выходят со всеми росами из Киева и отправляются в подюдия, что именуется «кружиением», а именно – в Славении вервианов, другувитов, кривичей, севериев и прочих славян, которые являются пактиотами росов. Кормясь там в течение всей зимы, они снова, начиная с апреля, когда растает лед на реке Днепр, возвращаются в Киев». 1517 По мнению Л. В. Черепнина, здесь Константин ведет речь о «княжеских «мужах», получивших в лен сбор дани с общинников». 1518 Но у нашего информатора в данном случае ничего не сказано о сборе дани, а тем более – о пожаловании дани в лен княжеским мужам. Он повествует лишь о зимнем кормлении росов и их архонтов в землях «вервианов, другувитов, кривичей, севернее и прочих славян». Все остальное – домыслы ученого. Правда, намеком на сбор дани может служить указание Константина на то, что названные им славянские племена являются «пактиотами росов». Но термин «пактиот» означал как данников, так и союзников. 1519 Следовательно, нельзя с полной уверенностью утверждать, в каком смысле употреблен этот термин в данном месте трактата. 1520 Мы вовсе не отрицаем возможность того, что в цитированном тексте сочинения императора взимание дани подразумевается, хотя об этом прямо не сказано. Но нам хотелось бы подчеркнуть, что Константин с полной ясностью лишь говорит о «полюдиях», именуемых «кружениями»(круговыми объездами 1521 ), и о «кормлении» русов, которое отождествлять со сбором дани нет достаточных оснований. Свидетельство императора не столь однозначно, как может показаться с первого взгляда. Вот почему несколько торопливым нам представляется толкование новейшими комментаторами «полюдий» Константина как форм «взимания дани «росами» с подвластных им славянских племен». 1522 Позднее, в XII в., термин «полюдье» появляется в древнерусских источниках. В жалованной грамоте великого князя Мстислава Владимировича и сына его Всеволода Новгородскому Юрьеву монастырю, датируемой 1130 г., 1523 читаем: «Се аз Мьстислав Володимир сын, дьржа Руську землю, в свое княжение повелел есмь сыну своему Всеволоду отдати Буице святому Георгиеви с данию, и с вирами, и с продажами...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010