Археол. Общ.», 1880 г., VIII, исследов., 140 (извлеч. из архива Кириллов. Белозер. м-ря; прихождение цариц и царевен в м-рь и расходы на Горицкий м-рь), 148 (грам. 1684 г. о сосланной в Гориц. м-рь княг. Анне Хилковой, бежавшей в 1685 г.). 771. Горнетцкий – Спасский, мужской, ныне село Горнецко или Горнешно, Новгородской губ., Крестецкого у., Папороцко-Островской волости, в 80 вер. от Крестцов, при рч. Малой Хубке. Несомненно существовал в 1490 г., когда архиеп. Новгородский Геннадий стригольника чернеца Захара: «велел есми его послати в пустыню на Горнечно“. В 1576 г. известен строитель м-ря Феодорит. В 1667 г. приписан к Юрьеву, м-рю, а в 1686 г. к Новгор. архиер. дому и в 1764 г. совсем упразднен. “Ист. Росс. Иер.», III, 746; VI, 241 (с грамотою); Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Об.», кн. прилож., 139; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», прилож., 9; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгр.», 175 в примеч.; “Полн. собр. Закон.», 1667 г., I, 405; “Акты истор.», V, 214 (Ц. грам. 1692 г., роспись приписн. м-рей); “Новгород. сборн.», IV, Отд. I, 16 (описание прихода); Отд. 6, 26; Макарий, “Опис. Новгор. Юрьева м-ря», 64; Строев, “Спис. иер. и наст.», 109, 51; Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 35; Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.», II, 198, 139 (Челобитье Юрьева м-ря архим. Парфения с братьею приписного Горнетцкого м-ря на крестьян в неповиновении); “Русск. истор. Библиот.», II, 917, 194 (доношение 1630 г. на стрельцов в порубке ими леса в пустошах Горнецкого м-ря); 780, 115 (грам. 1490 г. архиеп. Геннадия о еретиках); “Опис. докум. и дел архива св. Син.», VIII, 1728 г, прилож., (ведение о вещах, которые имеются в Новгор. архиер. доме; здесь назван «Гарнецким»). 772. Горний – Успенский, женский, 3-го класса (с 1764 г.), в губ. гор. Вологде, в зап. части города на косогоре близ Ленивой площади. Основан в 1590 г. Доминикиею, которая была первою игуменьею; в 1627 г. показан в Костромской улице с 2 церкв. св. Троицы и Успения; после пожара возобновлен в 1762 г. Место, принадлежавшее Перцовой пустыни, приписано к м-рю, который устроил здесь скит.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

церк. Богоявл.), 221 (игум. Феоктист, с 1299 г. архиеп. Новгор.), 223 (в 1310 г. архиеп. Феоктист преставился), 238 (постр. церк. Воскрес. 1423 г.); IV, 13 (основ. м-ря 1170 г.), 15 (постр. церк. Благовещ. 1180 г.), 45 (игум. Феоктист, с 1299 г. архиеп. Новгор.), 94 (в 1386 г. Новгородцы сожгли м-рь), 95 (игум. Парфений 1388 г.), 120 (постр. церк. Воскр. 1422 г.); V, 204 (архиеп. Феоктист ушел в м-рь 1306 г.), 205 (преставися архиеп. Феоктист 1310 г.); VI, 17 (в 1476 г. В. кн. Ив. Вас. взял от м-ря 253 обжи земли), 217 (тоже самое), 285 (в 1528 г. введено общежитие); VII, 185 (в 1310 г. погреб. архиеп. Новгор. Феоктист); VIII, 190 (осада Новгор. 1478 г.); IX, 246 (основ. м-ря в 1171 г.); X, 7 (архиеп. Илия заложи церк. кам. Благовещ. 1180 г.), 172 (игум. Феоктист, с 1299 г. архиеп. Новгор.), 177 (в 1310 г. погреб. архиеп. Феоктист); XV, 248 (основ. м-ря 1171 г.), 265 (в 1179 г. залож. церк. каменну св. Благовещ.), 327 (в 1218 г. пришел из Владим. архиеп. Митрофан и проводили его к Богор. Благовещению); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, III, прилож., CCLXXVI, LVI (в 1723 г. состоял приписным к Юрьеву м-рю и имел крестьян 200 душ муж. п.). 33. Благовещенский , женский, совсем уничтоженный, в гор. Виннице, Подольской губ. Основан в 1635 г. по грамоте Польского короля Владислава IV, иждивением коронного секретаря Мих. Кропивницого; по штатам 1795 г. положен во 2-м классе; в 1842 г. возведен на степень 1-го класса; в 1845 г. по неудобности местоположения и по ветхости зданий монахини переведены в местечко Браилов с прежним наименованием. (См. Благовещенский – Троицкий монастырь в мест. Браилове, 44). 34. Благовещенский , женский, общежительный, в г. Бежецке, Тверской губ. Под именем женской общины учрежден в 1868 г. с училищем при ней и приютом; в пользу общины пожертвовали куп. Неворотин 15 дес. земли, братья Крюковы 50 дес. и мещ. Архипов дерев. дом в 2 этажа с землею около города; сверх того куп. Неворотов изъявил готовность выстроить камен. дом для общины. В 1879 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Городище. Шилов Покровский монастырь. Покровский монастырь на Волхове /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1310. Год утраты:1725 Адрес: Новгородская область, Новгородский район, Городище Координаты: 58.481163, 31.302156 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Городище. Шилов Покровский монастырь Щилов-Покровский, или Шилов мужской, ныне не существующий монастырь Новгородской губ. и уезда, в 3-х верстах к югу от Новгорода, на правом берегу Волхова, в урочище, называвшемся в древности Дубн, или Дубенка. Основан в 1310 г. В 1387 г. упоминается в числе 24-х монастырей, сожженных новгородцами. В 1615 г. разрушен, в 1669 г. возобновлен, в 1681 г. приписан к Юрьеву м-рю, в 1685 г. отписан к новгородскому архиерейскому дому, в 1725 г. совершенно разобран; колокольня перенесена в Юрьев м-рь, а бревна церкви и зданий унесены водой. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=50522

Воплощая различные психологические типы своих героинь, Лесков нередко обращался к теме евангельских сестер Марфы и Марии – учениц и последовательниц Христа. Евангелие от Луки повествует, как Христос пришел «в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. 10: 38–42). Эта линия противоположных женских типов демонстрирует оппозицию между внешней беспокойной деятельностью, хлопотливостью, попечением о заботах житейских и вдумчивым самоуглублением, одухотворенной созерцательностью, сосредоточенностью на внутреннем мире. Известно, что Лесков имел намерение написать повесть под названием «Марфа и Мария». При этом художественному тексту должен был быть предпослан новозаветный эпиграф: «“Марфо, Марфо, печешися” и пр.». Евангельская тема легла в основу типологии женских образов, предложенной самим Лесковым. «Нравится ли Вам мой замысел, – обращался писатель к редактору журнала «Беседа» С.А. Юрьеву, – поделить наших современных соотечественниц на “Марф и Марий” и показать всю тщету их “марфунства” при несомненной ясности пути Марий?» Семантика лесковского словообраза «марфунство» типизирует определенную линию поведения. В своем творчестве «марфунством» писатель обозначал не только черту женского характера, но и явления социальной жизни – тщетную суету и материальные заботы о внешнем благополучии. Замысел Лескова не был реализован, однако подступы к повести о Марфе и Марии намечались в его творчестве неоднократно. В раннем романе «Обойденные» (1865) эта тема воплотилась в образах двух сестер – Доре и Анне, влюбленных в одного человека – Долинского. Различие между Марией и Марфой достаточно полно выражено в словах Доры: «Я вот и назвала таких женщин Мариями, а нас – многоречивыми Марфами. Как это все у нее просто, и все выходит из одного “люблю”. Почему люблю? Потому что он такой недурненький и ласковый? А совсем нет! Она любит потому, что любит его, а не себя, и потом все уж это у нее так прямо и идет – и преданность ему, и забота о нем, и боязнь за него. А у нас пойдет марфунство: как? да что? да, может быть, иначе нужно? И пойдут эти надутые лица, супленье, скитанье по углам, доказывание характера, и прощай, счастье».

http://pravoslavie.ru/90690.html

Когда говорят о галерее «святых и праведных», созданной Лесковым, прежде всего подразумевают героев-мужчин из одноименных произведений «Пигмей»(1876), «Однодум» (1879), «Шерамур»(1879), «Несмертельный Голован»(1880), «Инженеры-безсребреники»(1887), «Человек на часах»(1887), «Фигура»(1889), «Дурачок»(1891) имногих других. Героини же, незаслуженно обделённые вниманием, застенчиво остаются в тени. И напрасно, потому что писатель в реальной обыденной жизни сумел увидеть идеальную женщину – православную христианку и праведницу. «Душа по природе христианка» (XI, 456) – это изречение Тертуллиана любил повторять Лесков. Христианское любящее начало – духовная основа его положительных героинь. Главные черты их облика – добро и духовная красота, сравнивая с красотой иконописной. Так, например, аллегорический образ главной героини, истинное имя которой Любовь, в сказке-притче «Маланья – голова баранья» (1888), как и образы многих других героинь-праведниц у Лескова, напоминают сострадательно-одухотворённые женские лики русских икон. Воплощая различные психологические типы своих героинь, Лесков нередко обращался к теме евангельских сестёр Марфы и Марии – учениц и последователь­ниц Христа.Евангелие от Луки повествует, как Христос пришёл «в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё»(Лк. 10: 38–42). Эта линия противоположных женских типов демонстрирует оппозицию между внешней беспокойной деятельностью, хлопотливостью, попечением о заботах житейских и вдумчивым самоуглублением, одухотворённой созерцательностью, сосредоточенностью на внутреннем мире. Известно, что Лесков имел намерение написать повесть под названием «Марфа и Мария». При этом художественному тексту должен был быть предпослан новозаветный эпиграф: «“ Марфо, Марфо, печешися” и пр.». Евангельская тема легла в основу типологии женских образов, предложенной самим Лесковым. «Нравится ли Вам мой замысел, – обращался писатель к редактору журнала «Беседа» С.А. Юрьеву – поделить наших современных соотечественниц на “Марф и Марий” и показать всю тщету их “марфунства” при несомненной ясности пути Марий?» (XI, 281). Семантика лесковского словообраза «марфунство» типизирует определённую линию поведения. В своём творчестве «марфунством» писатель обозначал не только черту женского характера, но и явления социальной жизни – тщетную суету и материальные заботы о внешнем благополучии.

http://bogoslov.ru/article/4879210

Июня в 3 по сей челобитной живописцу Апостолу Юрьеву дано поденного корму на июнь месяц по 10 ал надень. Итого ему девять рублев взял сам. На обороте. ’Εγ πστολος επια του λου. . μου του ηουνιου μινος. εβαλα τω χαια μου 172 г. 9. Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя росии самодержцу, бьет челом холоп твой, оружейной полаты живописец Апостолко Юрьев. Милосердный Государь Царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя росии самодержец, пожалуй меня, холопа своего, вели мне свое Государево жалованье на сентябрь месячный корм выдать. Царь Государь смилуйся, пожалуй. И против сей челобитной великого Государева жалованья поденного корму на сентябрь месяц гречанину Апостолу Юрьеву три рубли по гривне на день. ’Εγ πστολος επια του σεπτεβηου μινος τωυ λου. . αι εβαλα το χαιι μου 172 г. 23. Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя росии самодержцу, бьет челом холоп твой, оружейной полаты живописец Апостолко Юрьев. Милосердный Государь Царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя росии самодержец, пожалуй меня, холопа своего, вели, Государь, мне свое Государево жалованье корм на октябрь месяц выдать. Царь Государь смилуйся, пожалуй. По сей челобитной великого Государева жалованья поденного корму Апостолу Юрьеву на октябрь месяц на 30 дней по гривне на день. Итого три рубли з гривною. ’Εγ πστολος επια το... 172 г. 54. Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя росии самодержцу, бьет челом холоп твой, оружейной полаты иконописец Апостолко Юрьев. Милосердный Государь Царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя росии самодержец, пожалуй меня, холопа своего, вели, Государь, мне свое Государево жалованье месячный корм на ноябрь месяц выдать. Царь Государь смилуйся, пожалуй. Ноября в 7 день по сей челобитной Государева жалованья поденного корму иконописцу Апостолу Юрьеву на ноябрь месяц три рубли.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

1. – Державнейший царь, государь милостивейший. В прошлых годах за юрьевым монастырем было по переписным книгам 186 году в новгородском и олонецком уездах крестьянских и бобыльских шестьсот восемьдесят дворов, да в Старой Руси у соляного промысла две варницы, с которых приходило в год по триста рублев. И в прошлом 708-м год по твоему, великого государя, указу взято из-за того нашего юрьева монастыря олопецкого уезду заонежския вотчины пять погостов, в которых по переписным книгам было триста четырнадцать дворов, и приписаны к олонецкой верфи, да в ямщики на разные ямы из новгородского уезду пятьдесят восемь дворов, да пустых, которые от нынешних в военное время тягостей и от недороду хлебного врознь разбрелись, а иные померли на разных работах в новозавоеванных городах сто семьдесят четыре двора. А в остатках за тем юрьевым монастырем по переписным книгам 710-го году крестьянских и бобыльских всего сто тридцать четыре двора, а варницы пусты, понеже по указам варить не велено. И от вышеозначенных убытков тому юрьеву монастырю ныне во всяких доходах не малое есть оскудение. Еще же к тому многое утеснение и запор того монастыря и монастырской слободки скоту и лошадям от дворцовых трех деревень ракомския волости, которые в самом ближнем расстоянии при том монастыре пребывают, а именно шелонския пятины деревня Горки от приписного к юрьеву пантелеймонова монастыря во ста саженях, а пашенная земля у самой ограды, а от самого юрьева монастыря та деревня в двухстах саженях с небольшим; деревня Ушково в четырехстах саженях; деревня Рощеп от монастырского скотского двора в двухстах в пятидесяти саженях, а от ракомской дворовой волости оныя деревни в трех и в четырех верстах, и от тех трех деревень в весне и в лете монастырскому скоту и лошадем великое утеснение и безкормица бывает, и к общему градскому выгоду мало пропускают, также и хлебу монастырскому непрестанная толока и потрава многая бывает. А в иные стороны со скотом ни по которому образу деться негде, потому что с одной стороны близ самого монастыря река Волхов, с другой стороны озеро Ильмень и речки Ракомка и Прость, которые вешним временем разливаются на полверсты и на версту, а с третьей стороны озеро Мячино, которое разливается к тому Юрьеву и Пантелеймонову монастырям, к самым воротам приходит и в редкое лето сбывают те воды к петрову посту, а в прочее бывает та прибылая вода до петрова и до ильина дней, и от такового вышеозначенного случая многая теснота тому юрьеву и приписному Пантелеймонову монастырям и безкормица скоту и лошадям бывает. А в прежде бывших летах из тех вышеозначенных деревень деревня Горки была приписного нашего Пантелеймонова монастыря. А дворового числа в тех вышеозначенных трех деревнях по переписным книгам 710-го году в деревне Пантелеевых Горках два двора, в деревне Ушков два же двора, в деревне Рощеп три двора, а всего семь дворов.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Фроянов считает, что связь Буйцев с Юрьевым монастырем как не феодальное подчинение, а более эфемерное, очевидно только политическое, была непрочна и волость «Буйцы временами выходила из-под власти монастыря», так как «в Новгородских писцовых книгах упоминание о Буйцах сопровождается формулой: «волость, что бывала Юрьева монастыря» . Однако форма «бывала» в старом русском языке не обозначает временного, прерывающегося состояния, как она воспринимается сейчас. Это просто форма прошедшего времени «был, существовал, находился прежде» . Что касается упоминания в той же грамоте Всеволода Юрьеву монастырю «осеннего полюдья даровного», то нет оснований, как это делает А. Л., Шапиро, связывать его с Буйцами, для которых 25 гривен действительно слишком большая сумма . Скорее, князь передает монастырю все доходы от полюдья, которые он имел на определенной территории, ибо по Смоленской уставной грамоте 1136 г. полюдье от Копыса с округой, т. е. тоже волости, составляло 4 гривны . Передача монастырю полюдья стоит в грамоте в качестве самостоятельного пожалования наряду с Буйцами и серебряным блюдом, а не входит в первое пожалование, что и отразили издатели этой грамоты в ее заголовке: «Грамота... Юрьеву монастырю на село Буйцы, полюдье и серебряное блюдо». Такой же княжеской волостью, переданной Юрьеву монастырю Всеволодом по грамоте, вероятно, 1134 г., были Ляховичи на реке Ловати «с землею, и с людьми, и с коньми, и лес, и борти, и ло-вища... » . В. Л. Янин, изучив историю этой волости по документам XV в., определил, что она примерно равнялась волости Буйци (ок. 40 на 20 км) и находилась на плодородных почвах, т. е. включала пашенные земли. Она оставалась за Юрьевым монастырем и в XV в. По сравнению с этими волостями передачи новгородским монастырям в XII в. сел и пашен вокруг Новгорода были небольшими, но близкими приобретениями. Изяслав Мстиславич в 1134 г. передал Пантелеймонову монастырю, построенному им, с разрешения Новгорода село Витославицы в пограничье земель Юрьева монастыря вместе с крестьянами («смердами»), полями, «орамицей» (пашней), рыбными тонями на озере . Всеволод тогда же передал Юрьеву монастырю «рель» — скорее всего, покосы на берегу Волхова. О передаче Хутынскому монастырю сел «с челядью и с скотиною» и отдельно земель и крестьян сообщает грамота Варлаама около 1192 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/438150/

Андрей Витальевич Сошенко , публицист, общественный деятель Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 21. Калужанин Так,я-по секрету,а Вы на всю страну!Просмотрел внимательно " кулачный бой " .Всё по закону уличного хитроумного плана в жанре(ударить первым).Отвлечение внимания,боксёрская " двойка " ,точно в челюсть.Упорная подготовка в спортзале.Без подготовки пьяным человеком невозможно прицельно попасть.Имеют щеглы,собственные хоромы в Москве.так,что Вы им ,как кость в горле. 20. Ответ на 18, Калужанин: Вот так,вот!Какой то бай позвонил и сняли статью! Об этом никто не должен знать. " Культура отмены " рулит! 19. Ответ на 16, Апографъ: По Юрьеву, как говорил Родион Петрович, в будущем не будет ни театра, ни кино, ни телевидения..., а одна сплошная вакцинация!) Добавлю. И врачей не будет, а только одни протоколы и цифровизация. " Врач больше не имеет права лечить людей " , - считает господин Юрьев. 18. Ответ на 17, Русский Иван: Вот так,вот!Какой то бай позвонил и сняли статью! Об этом никто не должен знать. 17. Андрей Сошенко Вот так,вот!Какой то бай позвонил и сняли статью! 16. На 14. Наталия Чистякова. Господин Юрьев, вы заложник своих утверждений. И они по-прежнему весьма невнятны А по моему весьма понятны. По Юрьеву, как говорил Родион Петрович, в будущем не будет ни театра, ни кино, ни телевидения..., а одна сплошная вакцинация!) 15. Раб Божий Илья Скажем так,что всё началось с России,после двух переворотов.Именно здесь " закалялась сталь " .И Россия по этим неотчуждённым признакам впереди Планеты всей.Тайна беззакония отодвинула удерживающего,гаранта для всей Планеты. 14. господину Юрьеву Господин Юрьев, вы заложник своих утверждений. И они по-прежнему весьма невнятны, извините. 13. Ответ на 10, Родион Николаевич Юрьев: Всё это уже было в нашей истории, - ничего нового, сначала все тут монархисты, а потом, глядь, и топает такой весь монархический монархист за отречением.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/12/20/vv...

В Малороссии это начинается крестным ходом на жито, с молебном и водосвятьем, и окропленьем нив св водою, после чего молодежь забавляется играми, катается по житу, чтобы быть сильными и здоровыми, как Юрьева роса. В Белороссии выгоняют скот вербой на Юрьеву росу; поговорка: «выдти на Юрьеву росу» значит выздороветь больному человеку. По выгоне скота на Юрьеву росу, хозяин уже не заботится об нем, будучи уверен в безопасности своей скотины, порученной покровительству св. Георгия. Есть поговорка: «св. Юрий коров запасает, а Никола коней». Юрьев день [есть] время перелома во времени. Пословицы: Егорий с водой, а Никола с травой — знаменуют время разлива и спаденья вод, бывающих в это время. Егорий с полувозом, а Никола с целым возом, Егорий с теплом, а Никола с кормом; Егорий с кормом, а Никола с мостом. С этого дни начинаются торги, сроки, выгоны, первое сеянье ярового и огородных растений, словом, все важные труды и сделки крестьян, а потому имя Георгия призывается сильно в помочь. Как весенний, так и осенний Юрьев день в старину был замечателен сроком перехода поселян от одного помещика к другому и поселения их по условиям на помещичьей земле. Самый оброк, взносимый крестьянами, называется Юрьевым. Крещенье кукушки в пятое, шестое, иногда седьмое воскресенье по Пасхе есть праздник женского побратанья; в день жен мироносиц поселянки идут в лес, уже покрытый листьями, и там, нагнув две молодые березки, связывают их ветвями, платками и полотенцами, так чтобы они составили венок, и к этому венку привешивают два креста. Две подруги, желающие покумиться, ходят вокруг венка в разные стороны и по три раза крестообразно целуются сквозь венок, а прочие женщины поют: «Ты кукушка ряба, ты кому же кума? Покумимся, кумушка, покумимся, голубушка, чтоб нам с тобою не браниться». После сего подруги меняются крестами и, с того времени называясь кумами, живут в мире и согласии. В ознаменованье готовят тут же яичницу и после дружеского пиршества пляшут обыкновенные плясовые соседки. В иных местах, надев на кукушку крестик или на травку кладут на платок и сев вокруг, меняют крестами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010