Декабря в 20 день иконописцу греку Апостолу Юрьеву на семнадцать древок пехотных сурику четыре фунта. 173 г. 358. Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя росии самодержцу, бьет челом холоп твой, оружейной полаты иконописец Апостолко Юрьев. Милосердный Государь Царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя росии самодержец, пожалуй меня, холопа своего, вели, Государь, мне свое великого Государева жалованья месячное на июнь месяц нынешнего 173-го году выдать. Царь Государь смилуйся. И против сей челобитной выписано В оруженой полате в росходной книге нынешнего 173 году кормовые денежные дачи написано живописцу греку Апостолу Юрьеву дано великого Государева денежного корму сентября за 1 числа июня по 1-е число по три рубли на месяц. А мне, великому Государю, бьет челом Апостол Юрьев, чтоб великий Государь его пожаловал для его бедности, велел ему на июнь месяц кормовые деньги выдать, а дел никаких нет. 173 г июня в 1 день окольничий и оружейничий Богдан Матвеевич Хитрово, да стольник Афонасий Иванович Нестеров приказал ему дать Государево жалованье кормовые деньги в те месяцы, в которые будет у дела, а на гулящие не давать. Оп. 34. 954. 174 г. Октября в 11 день. Куплено в Оружейную полату к знамени оружейному два золотника шолку, да кулек куплен греку Апостолу на краски. 174 г. 170. Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя росии самодержцу, бьет челом холоп твой, оружейной полаты живописец Апостолко Юрьев работаю я, холоп твой, тебе, великому Государю, беспрестанно по вся дни и в воскресные дни, и в Государьи подецкие праздники, день ни ночь, пять месяцев, а твоего велокого Государева жалованья, денежного корму не дано мне, холопу твоему, ни единой деньги, а работаю не волею, а что работал я тебе великому Государю в те месяцы и тому роспись под сею челобитною. Милосердный Государь Царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя росии самодержец, пожалуй меня, холопа своего, вели, Государь, мне за тое мою работу свое великого Государева жалованье денежный корм на те пять месяцев выдать, чтоб мне, бедному холопу твоему, будучи у твоего Государева дела не помереть голодною смертью. Царь Государь смилуйся.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Июня в 10 день греченину Апостолу Юрьеву Государева жалованья на июнь месяц по 6 алтын по 4 денег на день. Итого 6 рублев, да поденный корм взял сам. На Επια γο ο αποστολος τον ουνιου μινος τον.. μον ολον 171 г. 562. Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя росии самодержцу, бьет челом холоп твой, живописец Апостолко Юрьев. Милосердный Государь Царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя росии самодержец, пожалуй меня, холопа своего, вели, Государь, мне свое Государево жалованье месячный корм на июль месяц выдать. Царь Государь смилуйся. Июля в 6 день по сей челобитной и по памяти греченину Апостолу Юрьеву поденного корма на июль месяц по 6 алтын по 4 денег на день. Итого 6 рублев 6 алтын 4 денег взял сам. На обороте. ’Επια γ ποστολος των ομο τον ιλιου μινος αι. εδοσα τω χει μου. 171 г. 563. Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя росии самодержцу, бьет челом холоп твой, оружейной полаты живописец Апостолко Юрьев. Парнишка, Государь, у меня есть татарин, а не крещен, а окрестить хочу его ныне. Милосердный Государь Царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя росии самодержец, пожалуй меня, холопа своего, вели, Государь, мне свое Государево жалованье месячный корм вперед на май месяц выдать, чем бы мне крестинишки сподобить. Царь Государь смилуйся, пожалуй. Маня во 2 де Апостолу корму на май 9 руб 10 алтын дано На обороте. ’Εγ πστολος επια του μαλου μινος του ομο μου ολου ετο εβαλα το χαιι. 171 г. 564. Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя росии самодержцу, бьет челом холоп твой, живописец греченин Апостолко Юрьев. Милосердный Государь Царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя росии самодержец, пожалуй меня, холопа своего, своим Государевым жалованьем денежным поденным кормом на июль месяц, чтоб мне, холопу твоему, будучи у твоего Государева дела, голодному не быть. Царь Государь, смилуйся, пожалуй.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

На обороте. Государево жалованье платье взял и руку приложил я. Стефан. ’Εγ ποστολος επια το ελεος τον πολιχονι μαινου βασιλευ. νεατιαγουνα φεεγγε απουχα αλον πα. πανοβσα. αι πολιματα αι. εβαλα το χαια μου. 169 г 655. Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя росии самодержцу бьет челом, холоп твой, гречанин иконописец Апостолко Юрьев. По твоему великого Государя указу идет мне, холопу твоему, твоего царского жалованья месечный корм и на некоторые месяцы корм выдан и те деньги придержал, а мне, Государь, мне пить и есть нечем. Милосердный Государь Царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя росии самодержец пожалуй меня, холопа своего, вели, Государь, мне твое Государево жалованье мессечный корм на февраль месяц выдать, чем бы мне прокормиться было и с голоду не умереть. Царь Государь смилуйся. На обороте. 169-го февраля в 3 день дать корм по указу. 170 г 181. Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя росии самодержцу бьет челом холоп твой оружейной полаты иконописец гречанин Апостолко Юрьев. Милосердный Государь Царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя росии самодержец пожалуй меня, холопа своего, вели, Государь, мне свое Государево жалованье месячный корм на февраль выдать. Царь Государь смилуйся пожалуй. На обороте. 169-го февраля в 13 день выдать.. ему корм по указу. Оп. 34. 949. 169 г. Л. 253 об. Июня в 18 день. Гречанину Апостолу Юрьеву на прописку евангельских слов на кисти и на краски и их краскам на состав полтина. Июня в 20 день. Гречанину Апостолу Юрьеву на краски и на всякие составы по его сказке на прописку евангелия рубль. Прописывал золотом в хоромы Государыне Царевне и великой княжне Ирине Михайловне. 170 г. 185. Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя росии самодержцу бьет челом холоп твой оружейные полаты иконописец греченин Апостолко Юрьев. По твоему великого Государя указу писал я, холоп твой, Государю благоверному Царевичу и великому князю Алексею Алексеевичу стол своим золотом и красками, покупал на свои деньги. А куплено было золота и краски на девять рублей. Милосердный Государь Царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя росии самодержец пожалуй меня, холопа своего, вели, Государь, за то золото и за краски мне, холопу своему, из своей Государевой казны деньги девять рублев выдать. Царь Государь смилуйся.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

С. 2). 2308 Говоруха-Отрок так поясняет эти свои слова, оспаривая ими тезис Гилярова о том, что Толстой-педагог «не считался с историею, а отсюда и с душою народа, взятого в его совокупности»: эта «черта робкой неуверенности» является у Толстого «именно вследствие глубокого сознания, что народ имеет свой органически-выработанный тип, свое твердо-сложившееся миросозерцание, свое вековое просвещение, с которым необходимо считаться, которое необходимо понять и усвоить нам, людям, оторванным от почвы, от преданий, от народа. Вся педагогическая деятельность гр. Л. Толстого является рядом опытов и наблюдений именно в этом направлении, так что знаменитый автор «Войны и мира», столь глубоко постигший самую глубокую сущность души русского человека, в качестве школьного учителя не столько учил, сколько учился сам…» (Там же). 2309 Говоруха-Отрок таким образом безосновательно причислил Гилярова к многочисленным церковным критикам религиозно-философских трактатов Л. Толстого рубежа 1870–1880-х гг., так характеризуя этих критиков: «...они не могут понять и оценить того вечного «искания правды», так сказать, последней правды, которое наполняло всю жизнь Л. Толстого, которое отразилось во всем, что он писал; они не могут понять, что целая бездна лежит между увлекающимся легкомыслием и этим «правдоисканием», которое может оправдать, которое может примирить с самыми даже пагубными заблуждениями. ...они не хотят понять, что поучительны и самые заблуждения великого духа; не хотят почувствовать, сколько величавого трагизма заключается в этой обнаженной перед нами борьбе великого духа с самим собой…» (Там же). 2310 Гиляров был в тот период незнаком с сочинением Л. Толстого «Соединение и перевод четырех Евангелий» (1880–1881) (названным Говорухой-Отроком «Толкованием на Евангелие»); «Исповедь» же, как известно, он прочел, по просьбе С. А. Юрьева и с ведома Л. Н. Толстого, одним из первых и оценил резко отрицательно. См.: Письмо Гилярова к С. А. Юрьеву об исповеди Л. Н. Толстого, републикуемое в Приложении к наст.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Если выдастся 23-й день апреля теплый и ясный, быть, по примете, девятому дню мая с зеленой понизью: «Егорий с теплом – Никола с кормом!» – говорили крестьяне. «Егорий с водой (с росой), Никола с травой!» – прибавляют они к этому, продолжая: «Егорий с летом – Никола с кормом!», «Егорий с ношей (с кузовом), Никола с возом!», «Егорий-вешний везет корму в тороках, а Никола – возом!», «На Юрья роса – не надо коням овса!» С.-х. опыт советовал с весеннего Егорьева дня «запасать» (выгонять на пастьбу) коров, оставляя коней ждать этого привольного корма до Николы. Этот день, заставлявший мужика сбросить с плеч полушубок, был отмечен особо в конском обиходе: на него примешивали в корм лошадям кусочки крестов из ржаного теста, испеченных на четвертой – Крестопоклонной, Средокрестной неделе Великого поста. Это должно, по поверью, охранять коня-пахаря от голодного хищника- волка на весеннем подножном корму. С Егорья Вешнего, выгоняли пастухи наголодавшийся за зиму домашний скот на луга; но все это делалось неспроста, а с оглядкой. Старые люди строго-настрого наказывали детям-внукам блюсти уклад крестьянской жизни, сжившиеся с ней обычаи. Выгонять скот на первую пастьбу – на «Юрьеву росу» – советовали не иначе, как освященной вербой, хранящейся в коровнике с Вербного Воскресенья. «Егорий ты наш Храбрый, – выкликали при этом старухи- большухи, – ты спаси («паси» – по иному разносказу) нашу скотинку, в поле и за полем, в лесу и за лесом, от волка хищного, от медведя лютого, от зверя лукавого!» Выгон происходил непременно на утренней заре, когда еще на лугах стоит роса. Последняя, по уверению знающих людей, давала коровам богатый удой и делала их тучными и здоровыми. Роса представлялась воображению русского – язычника пролитым за ночь на землю молоком небесных коров; потому-то ей и приписывались чудесные свойства. Старики советовали окроплять впервые выгоняемое на весеннюю пастьбу стадо святой водой. В некоторых местностях на выгоне, за околицей, служили в этот день молебны о благополучном для скота пастбище «с Юрья – до Васильева дня». По народному крылатому слову: «Юрий да Влас – всему серому мужицкому богачеству глаз!»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лето 1084 г. Владимир провел в гостях у брата Ростислава, в Переяславле, сторожа границу. Братья вместе выходили в степь, за р. Супой. Активные боевые действия начались в сентябре. Подъезжая к городку Прилуку, Всеволодовичи внезапно столкнулись с 8-тысячным половецким войском. Братья не растерялись и хотели биться, но оказалось, что брони на возах были отправлены вперед. Пришлось спасаться за стенами (всю жизнь потом вспоминал Владимир эту оплошность). Осаждать Прилук половцы не стали, и 8 сентября русское войско выступило к городку Белая Вежа, что на р. Остре. Там удалось разбить еще один половецкий отряд, истребив его целиком - " два мужа толко утекоста " , захватить двух " князей " - " Багубарсовых братьев: Асеня и Сакзя " . Едва отбили половцев на левом берегу Днепра, как пришлось мчаться на правый и здесь биться с ними сначала под Торческом, затем совершать броски к Юрьеву, Красну, Варину, везде громя орды грабителей, а после - новый поход на Волынь. Состарившийся Всеволод утрачивал контроль за государственными делами. Владимиру все в большей степени приходилось брать управление государством на себя. По поручению отца он снова воюет с Ярополком Изяславичем и заключает с ним мир, после чего тот был вскоре заколот собственным дружинником неизвестно по какой причине. В начале 90-х гг. половецкий натиск усилился. В 1092 г. степняки разорили три городка. Организовать эффективный отпор им тогда не удалось. Вскоре Всеволод умер. Новым киевским князем, как старший в Ярославовом роду, стал Святополк Изяславич. Владимир мог бы сохранить за собой Киев, но уступил. Возможно, из опасения нового половецкого нашествия. На следующий год война с половцами под руководством неопытного Святополка закончилась страшным разгромом и разорением Киевщины. Разбитое войско русских князей бежало с поля битвы из-под Треполя. В водах разлившейся р. Стугны Владимир потерял брата Ростислава и чуть было не утонул сам. В дальнейшем Святополк и Владимир действовали порознь. Киевский князь, пытавшийся оказать помощь осажденноме Торческу, снова был разбит. Зато Мономах сумел защитить Левобережье и более того - ему удалось, после боя у Халепа, на правом берегу, заключить с половцами почетный мир, обменявшись с ними пленными, выручить своих дружинников.

http://ruskline.ru/analitika/2006/06/03/...

Хотя будущий креститель Руси и был сыном ключницы, он с самого начала получил княжеское имя, не менее славное, чем имена его братьев. Такое наречение показывает, что Святослав с самого начала включил Владимира в число наследников земель и власти наравне со старшими братьями. 247 Вопреки распространенному в последнее время мнению, это имя в XI–XII в. звучало не Володим ръ, а Володимиръ. Именно так оно написано в выходной записи Остромирова Евангелия 1056 г., в граффити Софии Киевской, в грамоте Юрьеву монастырю, данной князем Мстиславом, сыном Владимира Мономаха , около 1130 г. На монетах, чеканенных самим св. Владимиром, встречается неполногласная форма: «Владимиръ на стол ». Последний формант его имени означал «миръ». Именно как «власть мира (покоя)» – «potestas pacis» переводит имя Vlodemir современник князя немецкий хронист Титмар Мерзебургский. Возможно, постоянные сравнения Владимира с Соломоном, чье имя произведено от «шалом» (мир), навеяны славянским именем князя. 248 Вопрос о том, когда крестилась св. Ольга, имеет значение и для решения вопроса, была ли мать св. Владимира христианкой. Можно не сомневаться, что вся челядь княгини была вынуждена креститься независимо от своего желания. Если вслед за Г. Г. Литавриным принять раннюю дату поездки в Константинополь и крещения – 946 г., то и Малуша была христианкой, когда родился Владимир. Но если св. Ольга крестилась в 957 г., 249 то ключница могла остаться и некрещеной, особенно если служила в дальней псковской веси. Сам Владимир несомненно оставался язычником. Относительно его братьев Ярополка и Олега такой уверенности нет, хотя летопись об этом умалчивает. «Повесть временных лет» сообщает, что при Ярославе Владимировиче в 1044 г.: «Выгребоша два князя, Ярополка и Ольга, сына Святославля и крьстиша кости ею, и положиша я въ цьркъви святыя Богородица». Посмертное крещение было против церковных правил. Правда, это событие приходится на разгар конфликта с Византией, начавшегося с неудачного нападения на Константинополь в 1043 г. Можно предположить, что в отсутствие митрополита Феопемпта князь проявил самоуправство, но, вероятнее, он просто заявил, что его дяди были крещены своей бабкой княгиней Ольгой. Обряд, который летописец, уверенный в язычестве Ярополка и Олега, принял за крещение, был обычным омовением костей при перезахоронении, традиционным для Греческой церкви. 250

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оставленный двумя сыновьями, Ногайскими союзниками и знатным Чин-Мурзою (который выехал к нам вместе с матерью Царевича Маметкула), Кучюм гордо ответствовал на предложения Феодоровы: «Я не уступал Сибири Ермаку, хотя он и взял ее. Желая мира, требую Иртышского берега». Но бессильная злоба Кучюмова не мешала Россиянам более и более укрепляться в Сибири заложением новых городов от реки Печоры до Кета и Тары, для безопасного сообщения с Пермию и с Уфою, тогда же построенною, вместе с Самарою, для обуздания Ногаев. В 1592 году, при Тобольском Воеводе Князе Федоре Михайловиче Лобанове-Ростовском, были основаны Пелым, Березов, Сургут; в 1594 – Тара, в 1596 – Нарым и Кетский Острог, неодолимые твердыни для диких Остяков, Вогуличей и всех бывших Кучюмовых Улусников, которые иногда еще мыслили о сопротивлении, изменяли и не хотели платить ясака: так в грамотах Царских упоминается о мятеже Пелымского Князя Аблегирима, коего велено было Воеводе нашему схватить хитростию или силою и казнить вместе с сыном и с пятью или шестью главными бунтовщиками Вогульскими. Кроме воинов, стрельцов и Козаков, Годунов посылал в Сибирь и земледельцев из Перми, Вятки, Каргополя, из самых областей Московских, чтобы населить пустыни и в удобных местах завести пашню. Распоряжениями благоразумными, обдуманными, без усилий тягостных, он навеки утвердил сие важное приобретение за Россиею, в обогащение Государства новыми доходами, новыми способами торговли и промышленности народной. Около 1586 года Сибирь доставляла в казну 200000 соболей, 10000 лисиц черных и 500000 белок, кроме бобров и горностаев. В делах внешней Политики Борис следовал правилам лучших времен Иоанновых, изъявляя благоразумие с решительностию, осторожность в соблюдении целости, достоинства, величия России. Два Посла были в Москве свидетелями Феодорова воцарения: Елисаветин и Литовский. «Кончина Иоаннова (пишет Баус) изменила обстоятельства и предала меня в руки главным врагам Англии: Боярину Юрьеву и Дьяку Андрею Щелкалову, которые в первые дни нового Царствования овладели Верховною Думою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Встреча солнца с месяцем: добрая – ясный день и хорошее лето; худая – ненастье и плохое лето. 10. (8?). На св. Руфа дорога (путь) рушится. 11. Антипы водополья, половода. Антип воду распустил. Если воды не вскроются (замосков.), то лето плохое. 12. Василий Парийский землю парит. Весна землю парит. Выверни оглобли; закинь сани на поветь. Медведь встает, выходит из берлоги. Заяц, заяц, выскочи из куста! Зайцы бегают днем. Заяц на слуху (не подпускает, не лежит). 14. Мартына лисогона. На Мартына на лисиц нападает курячья слепота. На Мартына переселение лисиц со старых в новые норы. Ворон купает детей и отпускает в отдел (в раздел). 15. На св. Пуда доставай пчел из-под спуда (сев. и вост.). 16. Ирины урви берега, разрой берега, заиграй овражки. Ирины рассадницы: сей капусту на рассадниках (срубах). 17. Зосимы пчельника: расставляй улья на пчельнике. Зосимы, заступника пчеловодов. 18. Сей морковь и свеклу на Козьму (москов.) . 19. На Ветхопещерника обновляй новину . Вот тебе, матушка весна, новая новина (говор., расстилая холсты) . 20. На Феодора покойники тоскуют по земле. Причитанье или окликанье родителей на погосте. 23. День Егория храброго. Егорья вешнего. На егорьевской неделе прилет ласточкам. Егорий с теплом, а Никола с кормом. Егорий с водой (с росой), а Никола с травой. Егорий с летом, а Никола с кормом. Егорий с ношей, а Никола с возом. Егорий с кузовом, Никола с возом. Егорий везет корму в тороках, а Никола возом. Св. Юрий запасает (т. е. начинает пасти, обновляет паству) коров, Никола коней. На Юрья коней крестами кормят (испеченными в крещенье) . На Юрья роса – не надо коням овса. На Юрья дождь – скоту легкий год. На Юрья снег (крупа) – урожай на гречу; на Юрья дождь – гречи нерод (белор.) . Сена достает: у дурня до Юрья, у разумного до Николы. До св. Юрья корм есть и у дурня. До Юрья бьют и дурня, а после Юрья и разумного. Юрий росу спустил. Гони животину на Юрьеву росу. Моленик (каравай) пастуху, крохи – скоту. Прикармливают коровушек в поле. Юрий, праздник пастухов: их дарят и кормят в поле мирскою яичницей.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

Но время шло, и действительные открытия в русской и славянской письменной старине, успехи исторической науки заставляли фальсификатора быть осторожнее. Евгений Болховитинов , например, дал блестящий палеографический анализ подлинного памятника – грамоты князя Мстислава новгородскому Юрьеву монастырю, создав, по существу, целый трактат – пособие по палеографии. 397 Палеографические снимки почерков рукописей, филиграней стали неотъемлемой частью научных публикаций Румянцевского кружка. В 1823 г. появляется первое отечественное пособие по филигранологии – труд вологодского купца Ивана Лаптева «Опыт в старинной русской дипломатике», вскоре издается ряд аналогичных пособий. И Сулакадзев становится более изобретательным. Он все шире начинает прибегать к фальсифицированным припискам на недатированных рукописях, надеясь, что с помощью научных приемов анализа его «художества» не скоро обнаружатся. Он настолько уверовал в это, что без стеснения относит рукопись, например, XVIII в., написанную скорописью, к XII в., когда скорописи просто не существовало. Сами приписки Сулакадзев старается стилизовать под почерк подлинной рукописи, хотя делает это, как правило, в высшей степени неискусно. В этой связи необходимо упомянуть еще один его труд: «Буквозор самых древних, средних и последних времен... азбуки и письма». 398 В данном случае нельзя не отдать должного Сулакадзеву. В то время, когда ученые приступили к целенаправленному и систематическому сбору и публикации палеографического материала, он также решил не «отстать» от науки. Его замысел был не лишен остроумия: поняв, что неискусные подделки под древний почерк грозят возможным разоблачением, фальсификатор решил поставить изготовление своих фабрикации на «научную» основу. В «Буквозоре» старательно срисованы наиболее характерные начертания букв разных времен и систем алфавита. По сути дела, им была составлена своего рода палеографическая таблица реальных графем. С ее учетом Сулакадзев старался подражать почеркам разного времени и даже изобретал никогда не существовавшие системы письма, в том числе и «рунического».

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010