Трогательная сцена на лицейском экзамене как то невольно напоминает мне нашу старинную быль о Святогоре – богатыре и Карачаровском крестьянине Илье Муромце: задыхавшийся в гробу «большой братец» дохнул на «меньшого» из маленькой щелочки своим «богатырским духом»: «Будешь ты, Илья, великий богатырь, И смерть тебе на бою не написана»... Принято думать, что современники совсем не поняли и не оценили Пушкина; что критика того времени – сплошное ребяческое понимание поэта. Такое пренебрежительное отношение к современной Пушкину критике – по меньшей мере – не справедливо. Не будем спорить, что современники поэта не могли вполне уяснить глубокое и необычайное значение его поэзии, не могли обнять своим взором всю широту его творчества, не могли вглядеться в те далекие перспективы, которые открывал перед ними его гений 5 ; но они чрезвычайно внимательно следят за каждым новым шагом его деятельности, чувствуют всю необычайность и грандиозность совершающегося у них на глазах литературного переворота и приветствуют его самыми восторженными симпатиями, видя в нем славное и будущее и гордость родного слова. Конечно, как всегда и везде, и во времена Пушкина было не мало нелепейших критиков, наравне с нелепыми писателями, но их замечания (чаще всего – пасквили), то несправедливые, то неприличные, иные не заслуживали никакого внимания, а на другие «издали отвечать было невозможно», как выразился Пушкин в письме к издателю «Сына Отечества» (апр. 1824 г.). С первых литературных шагов начинающий Пушкин примыкает к старшему поколению современных писателей, но держит себя в высшей степени независимо, как равный с равными. Болезненное самолюбие Батюшкова верно подсказало ему, что в лице Пушкина нарождается новая поэтическая сила, с которой невозможно соперничать. Рассказывают, что Батюшков, прочитав «Послание к Юрьеву» (1818 г.), судорожно сжал в руках листок бумаги, па котором оно было написано, и проговорил: «О, как стал писать этот злодей!» 6 В том же 1818 году кн. Вяземский пишет Жуковскому: «Стихи чертенка – племянника (при этом племяннике подразумевался дядюшка – стихотворец В. Л. Пушкин) чудесно хороши. Этот бешеный сорванец нас всех заест, нас и отцов наших». Помещая стихотворение «Воспоминание в Царском Селе», первое с полной подписью автора: Александр Пушкин, – редакция «Российского Музеума» (1815 г., находит возможным сделать такого рода примечание: «За доставление сего подарка благодарим искренно родственников молодого поэта, которого талант так много обещает».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Вашего высокопочтеннейшего господства всех благ желатель усердный Аарон, епископ Карельский. 1720. Июня дне 26. Новгорад. Отметка: августа в 7 день. 131 – Высокопочтеннейшему господину, господину, нам же искреннейшему умилостивцу и величайшему благодетелю Алексию Васильевичу и всему вашему богоблагословенному дому здравие, спасение и всякое от Господа Бога приснорадостное благополучие присно да умножается. Поминающе вашу к нам человеколюбную благость и милостивое благодеяние, прежде творимое, и в прешедшем августе месяце по просительному нашему требованию с бывшим в Санкт-Петербург служителем нашим Култашевым письмо изъявительному к нам о приписке к Юрьеву монастырю дворцовых смежных деревенек милосердия обещание, чего для по оному вашему писанию повелено нам оного служителя прислати в сем декабре месяце, его же днесь до вашего благородства с сим писанием и послахом. И всеприлежно молим ваше христоподражательное щедротство, благоволи пожаловать, о выше реченном милостивое свое обещание совершити в вечное си благодарение и непреставное от обители святый ко всеблагому Богу о доброздравии вашем моление, что мы и по нас сущие никогда же престанут исполнять, и в непреложной о сем на ваше милосердие надежде остаюся вашего благородства дненощный молитвенник Аарон, епископ Карельский. Декабря дне 18. Новгород 132 .   Высокопочтенному господину, господину, нам же искреннему во Господе благотворцу Алексию Васильевнчу со всеспасительным здравием во всерадостном благополучии и вся благая земная и небесная свыше присно да богатодарствуются. Аще убо расстоянием далечайшим, но духовною любовию неразлучны уповая быти вашея преждеобещанныя милостыня к святей обители Юрьевской, ндеже аз обитая немолчно желах, и ныне прошу и молю ваше христоподражательное человеколюбие, по выписке, о приписке ближних деревенек ежели возможно совершенный указ получити, благоволи пожаловать, забвению не предати и нас о сем известительным писанием обослати, за что все усердно ваше благочестие будем благодарити и обитель святая со всем братством, донельже имать стояти, о вашем здравии и спасении и небесных блаженств о наследии не престанет молити.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

А паче всего берегитесь пагубного отчаяния. Что делать?– Тако Господеви изволися! Может быть, всевидящее око Провидения усмотрело особенную доброту души в вашей подруге и восхитило от сует мирских, да незлоба изменит разум ее или лесть прельстит душу ее, может быть Провидению угодно искусить ваше доброе сердце и пережечь его огнем скорби, чтобы оно, как злато вынутое из горнила, было чище, светлее. И как бы то ни было, с какою бы целью Провидение ни послало на вас наказание это; вы должны помнить, что тако Господеви изволися и старайтесь переносить его. Верю, тяжел крест, возложенный на вас, но, милый, верьте слову с неба: сила Божия в немощи совершается. Конечно, с благой целью Провидение отняло у вас сердечного друга. Теперь вы, как служитель алтаря, отрешившийся от брачного союза, можете служить и угождать Господеви. Только да даст вам Всемогущий Господь силу и крепость к попранию врагов христианства!.. Благодать Божия да подкрепит вас на огненном поприще искушения! Приятнейшее письмо ваше получено мной в прошедшем марте, очень благодарен вам за откровенно-подробное всего описание. Вы жалуетесь на слабость своего здоровья и болезненные припадки, теперь должны со всевозможным тщанием стараться о спокойствии духа, не терзаться скорбью и печалью, иначе эти болезненные припадки от настоящей скорби вашего сердца получат ощутительную силу и усилившись сделают и вас жертвой преждевременной смерти. Утешьтесь, друг, и не скорбите много, прошу и молю вас о сем, как друг сердечно вас любящий. Конечно, все ваши мысли и чувства теперь постоянно заняты одним – скорбью о потере доброй подруги, конечно, представление и памятование о ней постоянно занимает всю вашу душу и есть для вас всего священнее, не сердитесь, милый, на меня, если я отвлеку вас на минуту от сих священных дум об отлетевшей от вас подруге, и скажу вам кое-что о себе; может быть, в эту минуту сердце ваше, оторвавшись от печали успокоится мгновенно. Начиная с нового года и доселе какие-то мрачные думы бродят в моей голове, какое-то неприятное предчувствие томит мою душу, не знаю, какая этому причина; особенно это предчувствие питается носящимися слухами об уничтожении штатов, помилуй Господи, выведут куда на опальный приход к Юрьеву, что тогда делать; а у нас в селе кому-нибудь придется брать посох и изыти с миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Вашим покорнейшим слугою. А. Пушкин. 25 янв. 1837. 777. Л. М. АЛЫМОВОЙ Март 1833 — январь (до 26) 1837 г. В Петербурге. Март 1833 — январь (до 26) 1837 г. В Петербурге. Милостивая государыня Любовь Матвеевна, Покорнейше прошу дозволить г-ну Юрьеву взять с двора Вашего статую медную, там находящуюся. С истинным почтением и преданностию честь имею быть, милостивая государыня, Вашим покорнейшим слугою. Александр Пушкин. 778. Н. Н. КАРАДЫКИНУ Декабрь 1836 — январь (до 26) 1837 г. В Петербурге. Декабрь 1836 — январь (до 26) 1837 г. В Петербурге. Милостивый государь Николай Николаевич Вы застали меня врасплох, без гроша денег. Виноват — сейчас еду по моим должникам сбирать недоимки и, коли удастся, явлюся к Вам. Что это с Вами сделалось? Как Вас повидать? Очень надо! Весь ваш А. П. 779. НЕИЗВЕСТНОМУ Декабрь 1836 г. — январь (до 26) 1837 г. (?) Петербург (?) Декабрь 1836 г. — январь (до 26) 1837 г. (?) Петербург (?) Je voudrais vous faire une question, mais elle sera inutile? Heureusement non! 780. Л. ГЕККЕРЕНУ 26 января 1837 г. В Петербурге. 26 января 1837 г. В Петербурге. Monsieur le Baron! Permettez-moi de faire le résumé de ce qui vient de se passer. La conduite de Monsieur votre fils m’était connue depuis longtemps et ne pouvait m’être indifférente. Je me contentais du rôle d’observateur, quitte à intervenir lorsque je le jugerais à propos. Un incident, que dans tout autre moment m’eût été très désagréable, vint fort heureusement me tirer d’affaire: je reçus les lettres anonymes. Je vis que le moment était venu et j’en profitai. Vous savez le reste: je fis jouer à Monsieur votre fils un rôle si pitoyable, que ma femme, étonnée de tant de lâcheté et de platitude, ne put s’empêcher de rire, et que l’émotion que peut-être avait-elle ressentie pour cette grande et sublime passion, s’éteignit dans le mépris le plus calme et le dégoût le mieux mérité. Je suis obligé d’avouer, Monsieur le Baron, que votre rôle à vous n’a pas été tout à fait convenable. Vous, le représentant d’une tête couronnée, vous avez été paternellement le maquereau de Monsieur votre fils. Il paraît que toute sa conduite (assez maladroite d’ailleurs) a été dirigée par vous. C’est vous qui, probablement, lui dictiez les pauvretés qu’il venait débiter et les niaiseries qu’il s’est mêlé d’écrire. Semblable à une obscène vieille, vous alliez guetter ma femme dans tous les coins pour lui parler de l’amour de votre bâtard, ou soi-disant tel; et lorsque malade de vérole il était retenu chez lui, vous disiez qu’il se mourait d’amour pour elle; vous lui marmottiez: rendez-moi mon fils.

http://predanie.ru/book/221016-pisma/

776. Петр Александрович — Плетнев. Барри Корнуолл (псевдоним Б. Проктера) — английский поэт и драматург. Ср. письмо 784. Переводы появились в «Современнике» уже после смерти Пушкина. 777. В доме Алымовой Пушкин оставил медную статую Екатерины II (ср. письмо 326); статую он хотел продать В. Г. Юрьеву. 778. Долг Пушкина был уплачен опекой после его смерти. 780. В основу письма положено письмо 746. Утром 26 января Геккерен послал Пушкину вызов, в связи со своим официальным положением — от имени Дантеса. 781. На письме — помета А. И. Тургенева: «Последняя записка ко мне Пушкина накануне дуэля». 782. Толь благодарил Пушкина за присылку «Истории Пугачева». Мнение о Михельсоне — высказанное Толем в письме от 25 января 1837 г. 783. Ответ на письмо д’Аршиака от 26 и 27 января, с просьбой прислать секунданта для переговоров об условиях дуэли. Секундантом Пушкина был его лицейский товарищ Данзас. 784. В этот день состоялась дуэль Пушкина с Дантесом. Книга Барри Корнуолла — «Поэтические произведения Мильмана, Боульса, Вильсона и Корнуолла». «пьесы, отмеченные карандашом…» — «Лудовик Сфорца», «Любовь, излеченная снисхождением», «Средство побеждать», «Амелия Уентуорт» и «Сокол». Были напечатаны в «Современнике», 1837 г., т. VIII (XV). История в рассказах — «История России в рассказах для детей»; I том вышел в конце декабря 1836 г. ПРИПИСЫВАЕМОЕ ПУШКИНУ. 3. Записка касается дуэли Пушкина с подполковником С. Н. Старовым. Отложенная дуэль не состоялась (противников примирили). 4. «Образ один…» — цитата из Байрона. 8. Сенковский, редактор «Библиотеки для чтения», имел обычай править произведения авторов, печатавшихся в его журнале. ДЕЛОВЫЕ БУМАГИ 1. Прошение об отставке явилось результатом столкновений с новороссийским генерал-губернатором М. С. Воронцовым. По представлению Воронцова Пушкин был отправлен в с. Михайловское. 2. 3-м отделением было начато дело о найденном у офицера А. И. Алексеева стихотворении «14 декабря», которое ходило по рукам и приписывалось Пушкину. В действительности это были не пропущенные цензурой стихи из «Андрея Шенье».

http://predanie.ru/book/221016-pisma/

Предварительно следует отметить, что такое же исправление первоначального славянского перевода – по характеру, по подбору слов и выражений – представляют Апостол и Псалтырь. Хотя все списки Апостола с таким текстом (второй, древнерусской редакции) не древнее XIV в., однако эта редакция Апостола возникла несомненно ранее XIV века: ее можно проследить на отдельных примерах из памятников древнерусской письменности вплоть до XI в. 163 . Списки Псалтыри с текстом подновленным в таком же род, как текст евангельский в Мстиславовом и сходных списках, имются прямо от XI в. Такова Чудовская Псалтырь XI в. с толкованиями Феодорита, с которою сходны по языку и тексту новгородские списки Псалтыри XIII–XIV 164 . Примеры удивительного совпадения в переводе слов, вовсе не принадлежащих к числу обыкновенных, доказывающие тожество языка Псалтыри и Евангелия по этой второй их редакции, указаны акад. г. Ягичем 165 . Оказывается, что в Чудовской Псалтыри XI в. употребляются обычно и последовательно слова, характеризующие вторую редакцию евангельского текста, как мы знаем ее по Мстиславову, Юрьеву и другим сходным спискам, а также по списку Галичскому 1144 г. в тех довольно многочисленных случаях, когда этот список отступает от первоначальнаго южно-славянскаго перевода. Таковы напр. слова: страны·’θνη вместо обычного в древних списках Псалтыри первой редакции (глаголической Синайской XI в. и кирилловских XI–XII в.: Толстовской, Погодинской и др.) ыци причсти κληρονομ (вм. достоние). оукорити (вм. оуннчижитн), алкани (вм. пост), треба (вм. жрьтва), тскъ (вм. точило) и т. д. 166 . Далее, в Чудовской Псалтыри, как в списках Евангелия и Апостола второй редакции, отчетливо выступает стремление исправителя перевести слова, остававшиеся до тех пор без перевода 167 . Почти все известные списки Псалтыри и Апостола с текстом этой редакции – русские. Мстиславово Евангелие, древнйшее из списков этой группы, относится к началу XII в., но первоначально возникла эта редакция раньше, по крайней мере в XI веке. Это доказывается как тожеством языка Мстиславова Евангелия и Чудовской Псалтыри XI в., так и данными, заимствуемыми из других памятников древнерусской письменности. В Изборнике 1073 г. встречаются многие из слов и выражений, характеризующих вторую редакцию евангельского текста, – так напр. алъкати, алъчьба, вьсь (вм. вскъ), дбъ, понвница, пробидти, оуморити, ставити, оутьлъ и др. Сочинения первых наших духовных писателей – черноризца Иакова и митроп. Илариона дошли до нас в поздних списках, но и в них еще встречаются характерные слова и выражения второй редакции евангельского, как и вообще библейского текста; так греч. θνη у обоих писателей обычно передается словом страны 168 ; у первого встречаем весь (вм. вскъ 169 ), послухъ (вм. свидтель, – в текст из 2-го посл, к Тим.2:2) 170 ; в молитве Илариона, которою оканчивается его Слово – алкота, причастити, печаль (вм. скърбь), оубои (вм. нищии) 171 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

1711-го декабря в 1 день. По указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, в. в. и м. и б. Р. с., и по приказу тайного советника графа Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина дано из приказу Книг печатного дела немецкой школы ученику Федору Юрьеву сыну Головцыну на сей декабрь месяц на 15 дней по 4 деньги на день кормовых денег, итого 10 алтын из школьных денег из приему подьячего Петра Волкова. Помета: выдать из школьных. – Школьной ученик Федор Юрьев сын Головцын денег 10 алтын взял, а вместо его росписался наборщик Дмитрей Никитин по его Федорову велению. (Ibid.,л. 121). 1711-го декабря в 23 день. По указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, в. в. и м. и б. Р. с., и по приказу тайного советника графа Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина дано из приказу Книг печатного дела солдату Прокофьева полку Баранчеева, которой прислан из Сенату для учения цесарского языка, Петру Копьеву кормовых денег на сей декабрь месяц по 2 деньги на день, итого 10 алтын 2 деньги из школьных денег из приему подьячего Петра Волкова. Помета: на декабрь выдать за дни, в кои учился. – Великого государя жалованья корьмовых денег салдат Петр Копьев денег 10 алтын 2 денги взял и расписался. (Кн. 58, л. 133). Запись о выдаче кормовых денег ученикам на ноябрь и декабрь (начало тоже, что было и ранее).... И тем школником по их окладом кормовые деньги иметца на ноябрь, на декабрь месяцы сего 711 году, итого на 61 день. А почему что иметца кому дать кормовых денег, и то писано ниже сего: по 10 денег на день: Тихон Ловзин. Великого государя жалованья 3 рубли и 10 денег Тихон Ловзын взял и росписался. По 8 денег на день человеку: Матвей Ловзин. Великого государя жалованья 2 рубли 14 алтын 4 деньги Матвей Ловзын взял и росписался. Максим Бутковский, Федор Бутковской, Семен Розладин, Борис Алтуфьев, Иван Хорошилов. (Против каждой фамилии следует росписка в получении 2 р. 14 а. 4 д.). – По 6 денег на день человеку: Яков Рубинов. Яков Рубинов денег рубль 27 алтын 4 деньги взял и росписался. Алексей Зензеров, Семен Павлов, Андрей Горлов, Галактион Чижев, Иван Карцов. (Следуют против каждой фамилии такая же росписка, как у Рубинова). Федор Гуляев (против этой фамилии помета: засвидетельствовать прежде). Сергей Лукьянов. На декабрь месяц сего 711 года по 8 денег на день, итого рубль 8 алтын Сергей Лукьянов взял и росписался. Семен Тарасов. На декабрь месяц сего 711 году на 31 день по 6 денег на день итого 31 алтын. Семен Тарасов денег 31 алтын взял и росписался.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

22 февраля императрица велела подать мнение об условиях мира с Швециею следующим лицам: фельдмаршалам князьям Долгорукому и Трубецкому, графу Леси и принцу Гессен-Гомбургскому; сенаторам: адмиралу графу Головину, обер-шталмейстеру князю Куракину, действительному тайному советнику Нарышкину, генерал-лейтенантам князьям Голицыну и Урусову, тайному советнику Новосильцеву, действ. статскому советнику князю Голицыну; членам Иностранной коллегии: вице-канцлеру графу Бестужеву-Рюмину, тайному советнику Бреверну, действ, статским советникам Ивану Юрьеву и Исааку Веселовскому, кроме того, генералу Левашеву, графу Михайле Бестужеву-Рюмину, князю Никите Трубецкому; генерал-лейтенантам: князю Репнину, Игнатьеву и Измайлову. Фельдмаршал князь Долгорукий представил мнение, что из Финляндии можно уступить шведам только отдаленную Остерботнию; если же они изберут наследником своего престола герцога Голштинского епископа Любского, то можно им будет уступить и Абовскую область. По мнению фельдмаршала князя Трубецкого, надобно было стараться всеми силами удержать всю Финляндию: «Возвратить ее Шведской короне ни по каким правильным причинам невозможно, ибо в противном случае не только всему свету подастся повод рассуждать не к пользе и не к славе оружия ее величества, но и для благополучия и безопасности Российской империи весьма надлежит, чтоб граница была отдалена, ибо опасность от близкой границы нынешняя война доказала; наконец, обыватели финляндские, видя, что их страну возвратили шведам, в другой раз будут противиться всеми силами русским войскам». Но если шведы никак не согласятся отдать всю Финляндию, то заключить мир с удержанием части Финляндии по Гельсингфорс и Нейшлот; или удовлетворить шведов денежною суммою; или выговорить условие, чтоб Финляндия была отдельным владением под властью нейтрального государя; значительную уступку из завоеванного можно сделать только в том случае, когда шведы выберут на престол епископа Любского. По мнению фельдмаршала Леси, из Финляндии можно было уступить только Остерботнию, как область отдаленную, каменистую, болотную и нехлебородную. По мнению адмирала Головина, если нельзя удержать всю Финляндию по Ботнический залив с живою границею, то надобно оставить за Россиею Гельсингфорс и всю Нейляндскую провинцию: гавань Гельсингфорсская очень способна для стоянки военных судов, которые могут в ней зимовать без малейшего препятствия, могут по нужде и зимой выйти в море, притом в соленой воде кораблям лежать прочнее и легче. По мнению князя Куракина, надобно было удержать по крайней мере Абовскую область. По мнению Нарышкина, можно было уступить от Вазы к северу. По мнению генерал-лейтенанта князя Михаила Голицына, нужно было преимущественно удержать приморские места.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

В 1870 г. A. С. оставляет Казань и переселяется с востока России на юг. Еще 9 сентября 1869 r., по предложению ректора Новороссийского Университета Ο. И. Леонтовича, A. С. был избран ординарным профессором каноническаго права в Новороссийском Университете и был утвержден министром, хотя с тем условием, чтобы он читал лекции в Казанском Университете до конца 1869 –70 уч. г., так что преподавание канонического права в Новороссийском Университете A. С. начал лишь с осени 1870 г. Несмотря на столь лестное для молодого ученого повышение по службе, A. С. на первых порах чуствовал себя в Одессе не особенно хорошо и часто вспоминал о Казани. «Переезд из Казани в Одессу, писал он мне (5 февраля 1894 г.) был для меня словно переселением на другую планету, атмосфера которой совсем не приходилась к моей велико-российской натуре: ею могли дышать и наслаждаться только еврей, поляк, немец, грек, и, пожалуй, хохол, сроднившиеся со своим положением «хлопца» у этих «панующих» национальностей. Мы «москали» только увеличивали разношерстность этой разноплеменной толпы и отличались от нее только тем, что они составляли из себя крепко сомкнутое целое, а мы по обыкновению, тянули все врознь…» Скоро, однако, многое изменилось к лучшему и A. С. горячо полюбил молодой Университет и впоследствии с большим удовольствием вспоминал о своем пребывании в Одессе. «…Через какие-нибудь 5 лет «нашего полку прибыло», писал он в том же письме, «мы сами составили силу, если не в количественном, то в качественном смысле, так что в конце-концов мне жаль было покидать юный университет, а последнему жаль было расстаться со мною (имею на это официальное доказательство, в виде бумаги от Совета, которую велю положить с собою в гроб). А жена и теперь бы, без малейшего колебания, вернулась в Одессу. Да будет так и с Вами по отношению к Юрьеву, с которым, вероятно, и Вам придется скоро расстаться ...» С большим удовольствием вспоминает о своем пребывании в Одессе A. С. и в письме к проф. Новороссийского Университета A.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Время бытования крестов – конец X-XI в. Около 20 крестов, среди которых есть с двусторонними изображениями, происходят из Фенноскандии (клады, погребения), где они датируются по сопутствующим находкам преимущественно второй половиной XI – XII в. 37 . Кресты разделяются на два типа, различающиеся размерами и иконографией Распятия. Второй тип представлен значительным количеством экземпляров, имеет размеры и характерную черту иконографии – крестовидную перевязь на груди Христа. Непосредственные прототипы Распятия с крестовидной перевязью присутствуют в сирийском искусстве конца VI в. (Евангелие Равулы), есть сведения о подобных изображениях в Шотландии 38 , однако в целом иконография Распятия (фронтальность позы, трактовка лица и одежды) целиком вписывается в традиции ирландского и североевропейского искусства. Методы, примененные для изучения христианизации Древней Руси на ее раннем этапе, подтверждаются и результативностью исследования становления церковной организации и культуры на территории Новгородской земли. Анализ письменных памятников позволяет нарисовать следующую картину воцерковления Новгородской земли. В конце Х – первой половине XI в. факт существования церковной организации установлен для самого Новгорода (989–996 гг.) и для Пскова (1010–1036 гг.). В это же время, видимо, началась христианизация Ладоги, которая закончилась к 1105–1114 гг. В середине XII в. здесь происходит структурная перестройка церковной организации. Во второй половине XI – середине XII в., как следует из текста берестяных грамот 220 и 640, упоминающих местное духовенство, происходит становление церковной организации в Полужье и Поплюсье 42 . Несколько раньше (1130–1134 гг.) на южных и восточных окраинах Новгородской земли в непосредственных границах княжеского домена прочно утверждается церковная юрисдикция и христианская культура. Это заключение основывается на факте княжеских пожалований Юрьеву монастырю волостей Буйце и Ляховичи 43 , как и на распространении здесь в это время памятных каменных крестов (Стерженский, Лопастицкий) 44 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010