Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРКАДИЙ († 19 сент. 1163), свт. (пам. 18 сент., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), еп. Новгородский (1156-1163). Краткие сведения об основных событиях жизни А. содержатся в НПЛ. Древнейший список краткого жития А. содержится в пергаменном Прологе кон. XIV в. новгородского происхождения (РГАДА. Ф. 381. 162. Л. 31в, 32а); это же житие помещено в Макарьевских Минеях-Четьих под 17 сент. Оно восходит, вероятно, ко времени до 1188 г., т. к. о поставленной А. деревянной Успенской ц. Аркажа мон-ря говорится как о стоящей «до сего дне», тогда как в 1188 г. вместо нее был возведен каменный храм. Согласно житию, А. юношей оставил родителей и принял постриг в новгородском Юрьевом мон-ре , где через нек-рое время был рукоположен во иеромонаха, затем избран игуменом, но по неназванной причине был вынужден оставить обитель. Краткое игуменство А. в Юрьевом мон-ре имело место в промежуток между 1128 (смерть игум. Кириака) и 1130 гг. (упоминание игум. Исаии в дарственной киевского кн. Мстислава Владимировича и его сына новгородского св. блгв. кн. Всеволода Мстиславича Юрьеву мон-рю, к-рую скорее всего следует датировать 1130 г.). Умолчание об этом в НПЛ объясняется, как можно предполагать, тем, что поставление А. во игумена Юрьева мон-ря произошло при еп. Иоанне Попьяне, к-рого в Новгороде по не совсем понятным причинам не поминали и сведения о к-ром были исключены из летописи в ходе позднейшего редактирования. В 1134 г. кн. Изяслав Мстиславич поручил А. игуменство в основанном им новгородском в честь св. вмч. Пантелеимона мон-ре . В 1153 г. А. построил под Новгородом ц. Успения Пресв. Богоматери и основал при ней мон-рь, названный его именем - Аркаж. Упоминание «Оркадия игумена» в качестве собеседника Кирика Новгородца по каноническим и литургическим вопросам говорит об определенной учености А. Вскоре после смерти Новгородского архиеп. свт. Нифонта (21 апр.

http://pravenc.ru/text/76020.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОПОЛНЕНИЯ К «АКТАМ ИСТОРИЧЕСКИМ» издания, публиковавшие документы по истории России, Литовского великого княжества , Русской Церкви, католич. и униат. Церквей на рус., укр. и белорус. землях и в Прибалтике в XIII - сер. XVIII в. I. Издание «Дополнения к «Актам историческим, собранным и изданным Археографической комиссией»» (СПб., 1846-1875. 12 т.) (ДAU-I) является продолжением издания «Акты исторические» (СПб., 1841-1842. 5 т.). В ДAU-I, подготовленных в значительной части Я. И. Бередниковым и М. А. Коркуновым (1846-1858), опубликовано ок. 1,8 тыс. документов кон. X-XVII в. из архивов и рукописных собраний императорской Публичной б-ки (ныне РНБ), Б-ки АН, Румянцевского музеума (ныне РГБ), Синода, Сената, МИД, Оружейной палаты, ряда рус. монастырей, губ. и обл. архивов, архива графов Строгановых, по спискам, сделанным С. В. Соловьёвым в Стокгольмском архиве в 1838-1840 гг., а также по документам из коллекции Археографической комиссии , частных собраний и др. В ДAU-I наряду с широким кругом источников кон. X-XVII в. по истории России и Великого княжества Литовского напечатаны материалы, связанные с РПЦ, ее взаимоотношениями со светской властью и вост. Патриархатами: устав равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича ; жалованная грамота Юрьеву новгородскому муж. мон-рю вел. кн. св. Мстислава (Феодора) Владимировича и его сына св. кн. Всеволода (Гавриила) Мстиславича ; уставные грамоты Смоленской епархии; вкладная грамота прп. Варлаама Хутынского ; духовные, договорные и жалованные грамоты рус. царей, великих и удельных князей и княгинь; послания и поучения Киевских митрополитов Фотия и св. Ионы , Новгородских архиепископов Геннадия (Гонзова) , св. Макария и Феодосия , труды прп. Иосифа Волоцкого, послание старца Филофея к дьяку М. Г. Мунехину (Мисюрю); «уставы о трапезах» Троице-Сергиева и тихвинского Большого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рей 1590 г.; ряд документов, связанных с начальным периодом Патриаршества в России: известия о начале Патриаршества, чин поставления патриарха Филарета 1619 г., грамота Иерусалимского патриарха Феофана IV ; акты мон-рей: Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресв. Богородицы , Спасо-Каменного в честь Преображения Господня , Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова , новгородского Юрьева, Крыпецкого во имя ап. Иоанна Богослова , Соловецкого в честь Преображения Господня , Коневецкого в честь Рождества Пресв. Богородицы , нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня; материалы, связанные с Большим Московским Собором 1666-1667 гг. , документы 1668-1676 гг. об осаде Соловецкого мон-ря; акты Вологодской и Вятской кафедр; документы, связанные с колонизацией и христианизацией Сибири и Дальн. Востока; материалы, отражающие борьбу духовенства с пережитками язычества в Сев.-Зап. Руси в XVI в., и др. К первым 10 томам ДAU-I были изданы именной и географический указатели (СПб., 1875).

http://pravenc.ru/text/178967.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ» МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Московский в честь иконы Божией матери " Знамение " монастырь (ныне Патриаршее подворье), находится в Москве на ул. Варварке. История основания Собор в честь иконы Божией Матери «Знамение». Фотография. 1882 г. Собор в честь иконы Божией Матери «Знамение». Фотография. 1882 г. Основан в 1631 г. на Государевом дворе после кончины великой старицы Марфы, матери царя Михаила Феодоровича Романова. В XVI в. этот двор принадлежал Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву и его сыну Федору Никитичу Романову (впосл. патриарху Московскому и всея Руси Филарету ). Буд. царь Михаил Феодорович родился, вероятно, в палатах на этом дворе. После воцарения Михаила Феодоровича в 1613 г. двор на Варварке стали называть старым государевым двором или старым государевым патриарховым двором ( Забелин. 1884. Ч. 1. Стб. 406). Здесь разместилась вотчинная контора старицы Марфы и была построена каменная ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение». 24 сент. 1631 г. патриарх Филарет повелел протопопу Иакову передать Знаменскую ц. игум. Герасиму, что можно считать датой основания мон-ря ( Сергий (Спасский). 1866. С. 1. 2-я паг.). Мон-рь был устроен для вечного поминовения «прародителей» династии Романовых. В лит-ре встречалась более ранняя датировка основания М. З. м., якобы посвященного рождению наследника престола, будущего царя Алексея Михайловича Романова (1629), однако эта датировка документально не подтверждена. Знаменская ц., а затем и мон-рь заняли высокое положение в иерархии мон-рей. В 1615/16 г. в церкви служил протопоп с большим клиром. В Уложении 1649 г. М. З. м. был помещен на 19-е место (Гл. 10. Ст. 50), в списке монастырей «московской степени» он занял в 1670 г. 7-ю и в 1674 г. 10-ю степени ( Румянцева. 1997. С. 96). В 1684 г. мон-рю была дарована архимандрития. В 1764 г. он был отнесен к 3-му классу, хотя и назван первым среди 3-классных мон-рей. В XVIII в. М. З. м. утратил свое значение ктиторской обители династии Романовых. После Отечественной войны 1812 г. мон-рем вновь стали управлять архимандриты. Архитектура

http://pravenc.ru/text/2564206.html

Евгений (Болховитинов), митр. Киевский и Галицкий. Литография А. Мошарского. Ок. 1835 г. (ГИМ) Евгений (Болховитинов), митр. Киевский и Галицкий. Литография А. Мошарского. Ок. 1835 г. (ГИМ) Пребывание Е. в Новгороде ознаменовалось изучением христианизации Новгородской земли, выявлением и спасением от уничтожения древнерус. рукописных памятников, в т. ч. XI в. Здесь ученый написал «Исторические разговоры о древностях Великого Новгорода» (М., 1808), «Всеобщее хронологическое обозрение начала и распространения духовных российских училищ» и «Критические замечания на рецензию моравского дворянина Гаке де Гакенштейна». Раскопки, проведенные под рук. Е. в 1807 г. у Георгиевского собора Юрьева новгородского мужского монастыря , привели к открытию древнего некрополя. В б-ке новгородского Софийского собора Е. нашел один из древнейших отечественных памятников письменности - пергаменную грамоту Юрьеву мон-рю вел. кн. Киевского Мстислава (Феодора) Владимировича и его сына св. кн. Всеволода (Гавриила) Мстиславича (ныне обычно датируется 1130). Е. сделал полный дипломатико-палеографический анализ документа, тем самым став одним из родоначальников отечественной палеографии и сфрагистики (Примечания на грамоту вел. кн. Мстислава Володимеровича и сына его Всеволода Мстиславича, удельного кн. новгородского, пожалованную новгородскому Юрьеву мон-рю//ВЕ. 1818. Ч. 100. 15/16. С. 201-255; То же//Тр. и зап. ОИДР. 1826. Ч. 3. Кн. 1. С. 3-64). В 1813 г. с вопроса об издании этой работы в Москве началась продолжительная и плодотворная переписка Е. с коллекционером гр. Н. П. Румянцевым . Е. был причастен к археографической деятельности румянцевского кружка, являлся сторонником издания «сводных» (реконструированных) древнерус. текстов («Повести временных лет», «Хожения» игум. Даниила и проч.). В Вологде Е. составил, в частности, «Описание Пекинского монастыря», «Исторические сведения о Вологодской епархии и о Пермских, Вологодских и Устюжских архиереях», «Исследование о личных собственных именах у славяноруссов» (ВЕ.

http://pravenc.ru/text/186969.html

С. 519). В сер. XVIII в., при настоятеле (1744-1756) Юрьева мон-ря архим. св. Павле (Конюскевиче) , по сторонам ц. Рождества Пресв. Богородицы возведен комплекс деревянных построек. В 1750 г. к северо-западу от церкви была построена надвратная деревянная колокольня с 3 колоколами. В 1751 г. к западу от собора возвели деревянные одноэтажные братские кельи, к юго-востоку, над Волховом, в сторону Ильменя,- настоятельские кельи со службами. Мон-рь был окружен оградой, за к-рой располагались постройки конюшенного двора. По штатам 1764 г. П. Р. м. был упразднен, на его месте при Юрьевской слободе возник приход ц. Рождества Пресв. Богородицы с 2 дворами причта. По распоряжению митр. Новгородского и Великолуцкого Димитрия (Сеченова) все деревянные постройки были разобраны и перевезены в Юрьев мон-рь, где они, согласно описям 1764 и 1768 гг., частично сгнили ( Секретарь. 2011. С. 279). Рождественской ц. принадлежали 171 четв. пахотной земли, сенной покос на 652 копны. В 1813 г. у нее осталось 88 дес. 1201 саж. земли, в т. ч. «неудобной» - 6 дес. (ИРИ. Ч. 5. С. 520). Согласно церковной ведомости 1819 г., к приходу Рождественского храма относилось 26 дворов крестьян экономического ведомства, служители Юрьева мон-ря, жившие в Юрьевской слободе, а также 2 отставных солдата - всего 62 чел. К 1827 г. рядом с каменной церковью появилось неск. деревянных строений: 2 крытых соломой двора церковного причта, диаконский и пономарский, а также невысокая колокольня на 2 деревянных столбах с 3 небольшими колоколами. Эти постройки вместе с церковью с 3 сторон окружала фашинная изгородь. Храму принадлежало 88 дес. 1201 саж. земли ( Секретарь. 2011. С. 279). В 1827 г. по прошению архим. Фотия (Спасского) церковь была вновь приписана к Юрьеву мон-рю. На Перыни устроили скит с составленным самим архим. Фотием строгим уставом по примеру древних палестинских скитов, когда «ежедневно совершаются утреня, часы и вечерня, неумолкно читается псалтирь с поминовением усопших, а литургия бывает только по субботам, воскресным и праздничным дням» ( Макарий (Миролюбов).

http://pravenc.ru/text/2580066.html

Несомненно существование в мон-ре общежития к 1552 г., когда упоминается типичная для киновийных обителей трапезная палата (4 марта «на Перине монастыр выгорел весь и трапеза, а игумена в манастыре не было» (ПСРЛ. Т. 30. С. 155; НовгорЛет. С. 86)). Как и ряд др. новгородских обителей, П. Р. м. подвергся разорению во время швед. оккупации 1611-1617 гг. В 1615 г. в обители было 2 церкви - каменная Успения Пресв. Богородицы и деревянная Св. Троицы (Опись Новгорода 1617 г. М., 1984. Ч. 2. С. 325). По-видимому, освящение в честь Успения каменной церкви было первоначальным и данные, приведенные в описи, не являются ошибочными, как полагает Л. А. Секретарь ( Секретарь. 2011. С. 279); в более ранних источниках говорится о монастыре на Перыни или, как в записи игум. Дионисия, об обители «святеи Богородици на Перыни». В описи 1617 г. обитель впервые названа «Пречистые Богородицы Рождества» (вероятно, вслед. переосвящения), указано, что храм был «разорен». Деревянная ц. Св. Троицы уже не упоминается,- очевидно, она была утрачена в 1615-1617 гг. Келий и ограды не было, в обители проживал один старец Максим, из монастырской ризницы сохранились только «крест благословлящей» и 5 книг. На берегу Волхова за П. Р. м. оставались участок пашенной земли «под монастырем и на пустошах 4 чети ржи, 7 чети жита, 6 чети ярицы, 15 четей овса, да сенново закосу 100 копен», а также рыбная ловля (Опись Новгорода 1617 г. М., 1984. Ч. 1. С. 119). Ко времени составления описи 1628 г. в П. Р. м. кроме каменной Богородице-Рождественской ц. были 2 деревянные кельи и скотный двор. В обители жил один строитель Феодосий (с 1634 игумен); богослужения в храме не проводились. Мон-рь по-прежнему владел пахотной землей (10,5 четверти), рыбными ловлями, отдаваемыми в оброк за 3 р. 25 к. в год, сенными покосами на 100 копен, а также пустошью Высока (ИРИ. Ч. 5. С. 518-519). 19 апр. 1634 г. по грамоте царя Михаила Феодоровича (подтверждалась 8 апр. 1643 тем же царем и 16 дек. 1677 царем Феодором Алексеевичем ) опустевшая обитель была приписана к Юрьеву мон-рю (Там же.

http://pravenc.ru/text/2580066.html

архиепископом Новгородским, весной 1228 г. вернувшийся в обитель из-за болезни. В В. Х. м. подвизались прп. Антоний Дымский и блж. Прокопий Устюжский, о чем сообщают их жития. Насельниками мон-ря были Новгородские архиепископы Иоанн II , святители Симеон и Евфимий II , при к-ром в 1440 г. была открыта гробница с останками прп. Варлаама. После освидетельствования нетленные мощи были положены под спуд. Согласно 2-й редакции жития прп. Варлаама, в нач. XV в. у гроба преподобного исцелился младший брат вел. князя, новгородский кн. Константин Дмитриевич. В 1460 г. В. Х. м. посетил вел. кн. Василий II Васильевич с сыновьями Юрием и Андреем, в том же году у гроба прп. Варлаама исцелился постельник вел. князя Григорий Тумгень. В 1471 г. вел. кн. Иоанн III Васильевич ходил походом на Новгород. Согласно Распространенной редакции жития прп. Варлаама (XVI в.), когда Иоанн III приказал игум. Нафанаилу сдвинуть плиту с гробницы преподобного, из-под земли «изошел огонь», «от дыму стены церковныя попалишася», и князь выбежал из собора, бросив свой посох. Несмотря на то что после присоединения Новгорода к Москве в 1478 г. мон-рь утратил часть имений, он оставался одним из богатейших в Новгородской епархии и по количеству земельных владений (976 дворов, 1036 обеж) уступал только Юрьеву мон-рю . Расцвет В. Х. м. связан с покровительством вел. кн. Василия III Иоанновича , особо почитавшего прп. Варлаама (перед смертью принявшего схиму с именем Варлаам). В ноябре 1531 г. по рекомендации вел. князя Новгородский архиеп. св. Макарий поставил инока Иосифова Волоцкого монастыря Феодосия во игумена В. Х. м. В 1532 г. Василий III дал мон-рю несудимую грамоту, по которой в делах недуховных игумена мог судить только вел. князь, в духовных - Новгородский архиепископ, и освободил В. Х. м. от уплаты пошлин за соляные варницы в Русе (Ст. Русса). Согласно писцовым книгам XVI в., мон-рю принадлежали крупные земельные владения в Обонежской, Водской, Деревской пятинах, соляные варницы и дворы в Русе, рыбные ловли в Волхове, Онежском оз.

http://pravenc.ru/text/154237.html

В 1732 г. Арсениев мон-рь пришел в упадок и был приписан к Юрьеву мон-рю. В 1785 (1786 или 1787?) г. мощи А. Н. были обретены и перенесены в новгородский в честь Покрова Пресв. Богородицы и свт. Кирилла Александрийского мон-рь и положены на юж. стороне Кирилловской ц. В 1792 (1793 ?) г. над мощами святого был сооружен придел в его честь, в 1812 г. устроена бронзовая позолоченная рака. Во имя А. Н. был также освящен придел в храме в честь Владимирской иконы Божией Матери во Ржеве. В 1830 г. на месте упраздненного Арсениева мон-ря купцом Кузнецовым была выстроена ц. в честь Иверской иконы Божией Матери, в к-рой находилась гробница, где ранее почивали мощи А. Н. В записке новгородского протопопа Максима о новгородских святынях, написанной для царицы Евдокии Лукьяновны в 1634 г., сказано: «На Торговой стороне, в монастыре Арсеньеве мощи преподобного Арсения лежат под спудом; от мощей его приходящим с верою исцеления бывают. Тропарь и кондак ему составлен, а празднество ему еще не установлено». В Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.) память А. Н. отмечена под 14 июля ( Сергий (Спасский). Т. 2. С. 211). Имя А. Н. включено в «Описание о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). В Отенских святцах XVIII в., к-рые были известны архиеп. Филарету (Гумилевскому) , отмечена память А. Н., правда, датой кончины назван 1580 г., указано, что имеется служба святому ( Филарет. С. 84. Прим. 154); можно предположить, что служба была составлена до обретения мощей в 1785 г. В Минеях (МП) под 12 июля помещен текст службы А. Н.- 2 тропаря и канон (Июль. Ч. 2. С. 94-101). В тексте службы Собору Новгородских святых (составлена ок. 1831) А. Н. посвящены 3-й тропарь 4-й песни и 7-й тропарь 6-й песни канона утрени (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 449, 451). Ист.: Забелин И. Описание новгородской святыни в 1634 г.//ЧОИДР. 1862. Кн. 4. Отд. 5. С. 54; Житие Арсения Новгородского//Новгородские ЕВ. 1899. 20. Ч. неофиц. С. 1277-1279; Шляпкин И. Библиографические разыскания в русских и заграничных библиотеках по славянорусской письменности: (Петровская эпоха). Чудеса преподобного Арсения Новгородского//Библиогр. летопись. Пг., 1917. Т. 3. Отд. 2. С. 3-6; Описание о российских святых. С. 45;

http://pravenc.ru/text/76310.html

Грамотой блгв. кн. Всеволода Мстиславича Юрьеву мон-рю на рель у Волхова (наиболее вероятно, что время ее составления совпадает со временем написания грамоты Изяслава) были определены границы владений этой обители и Н. П. м.: «...по излогу ввьрх Мячином на горки (Горки? - М. П.), да в болото Дрянь к Рускому пути, от пути на горки, да в Прость» (ГВНиП. С. 139. 79; Янин. 1991. С. 136-138 (1134 г.)). Долгое время постройки Н. П. м. оставались деревянными. В 1207 г. Феодор Пинещинич (знатный новгородец, представитель боярского клана Пинещиничей, возможно, из Людина конца Новгорода - Седов. 2011. С. 29-31) поставил в Н. П. м. каменный храм во имя вмч. Пантелеимона (НПЛ. С. 50, 247). Феодора Пинещинича в лит-ре XIX в. иногда неверно называли новгородским посадником Феодором Пиминовым Титинцем, построившим якобы также ц. во имя свт. Николая Чудотворца и снабдившим обитель вотчинами (см., напр.: ИРИ. Т. 5. С. 456). Пантелеимоновская ц. представляла собой небольшой (12,75 × 8,95 м) типичный для новгородской церковной архитектуры кон. XII в. 4-столпный 3-апсидный храм, вероятно, одноглавый, с зап. притвором и лестницей на хоры в зап. стене (не сохр.; его фундамент, нижние части стен высотой на отдельных участках до 1 м с фрагментами фресковой росписи выявлены во время археологических раскопок 1978 г. П. А. Раппопортом; см.: Раппопорт, Пескова. 1979. С. 32; Раппопорт. 1982. С. 190-191). Очевидное архитектурное сходство с Успенским собором (1188-1189) Аркажа мон-ря позволяет предположить, что Пантелеимоновский храм построен по его образцу ( Седов. 2011. С. 29-30). Сведения об обители в XIII-XVI вв. носят фрагментарный характер. В 1372 г., по сообщению Новгородской V летописи (неопубл.), собор был отремонтирован после частичного обрушения: «...поновиша церковь камену святаго Пантелеймона, бе бо палася» (цит. по: Шахматов А. А. Обозрение рус. летописных сводов XIV-XVI вв. М.; Л., 1938. С. 204-205). Под 1386 г. Н. П. м. упоминается среди сожженных новгородцами при приближении войск блгв. вел. кн. Владимирского и Московского Димитрия Иоанновича Донского пригородных мон-рей (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 346). В дек. 1477 - нач. 1478 г., в период ликвидации независимости Новгородского гос-ва, Н. П. м. был занят полком войска вел. кн. Московского Иоанна III Васильевича под командованием боярина В. Ф. Сабурова (ПСРЛ. Т. 25. С. 315).

http://pravenc.ru/text/2577785.html

Дом О.-Ч. был местом встреч представителей т. н. православной оппозиции. О.-Ч. долгое время не удалялась от светской жизни, по мысли архим. Фотия, она являлась «предстательницей» Церкви в высшем обществе. В дек. 1817 г. она была пожалована в камер-фрейлины, исполняла эту должность при императрицах Марии Феодоровне , Елизавете Алексеевне и Александре Феодоровне . В 1826 г. О.-Ч. сопровождала имп. Александру Феодоровну в Москву на коронационные торжества, 29 июля императрица в связи с болезнью поселилась с детьми не в Кремле, а во дворце графини. В авг. 1826 г. О.-Ч. получила знаки ордена св. Екатерины 2-й степени и портрет государыни. В 1828 г. графиня сопровождала имп. Александру Феодоровну в Одессу и Киев, в кон. апр. 1829 г.- в Варшаву и Берлин, в 1830 г.- в замок Фишбах в Прусской Силезии (ныне Карпники, Польша). В сер. 20-х гг. XIX в. О.-Ч. проживала преимущественно в усадьбе Остров Московского у., вела уединенный образ жизни, ежедневно посещала богослужения. 15 марта 1829 г. она приобрела у помещика В. И. Семевского небольшую усадьбу с двором, садом и земельным участком в 150 дес. 1620 кв. саж. с дер. Витославлицы близ Юрьева мон-ря, на Пантелеймоновской горке, и реконструировала дом с помощью архим. Фотия, а землю передала Юрьеву мон-рю. Графиня заботливо относилась к своим крестьянам. 16 авг. 1833 г. она перевела в вольные хлебопашцы крепостных Елоховской вотчины в Рыбинском у. Ярославской губ., летом 1839 г. перевела крестьян Хатунской вол. Серпуховского у. в государственные, в 1846 г. отпустила на волю 319 крестьян. В имениях в Ставропольском и Самарском уездах Самарской губ., где преобладали чуваши, О.-Ч. занялась их обращением в христианство. В янв. и июне 1830 г. 1237 чувашских крестьян приняли крещение от Филарета (Амфитеатрова) , архиеп. Казанского и Симбирского, всего в 1829-1834 гг. было крещено более 4 тыс. чел. Для новообращенных графиня выстроила каменную ц. в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в с. Н. Ивановка (1832-1834) и начала постройку Казанской ц. в с. Богородское-Винновка (1842-1851; ныне мон-рь) и еще 3 церквей. В ее вотчинах также были возведены Покровская ц. в с. Пады (Лопухино) Бобровского у. Воронежской губ. (1809), Михаило-Архангельская ц. в с. Михайловском Серпуховского у. (1816-1822), Никольская ц. с приделами во имя свт. Алексия, митр. Московского, и св. прав. Анны в карельском имении Салми (1815-1825; архит. К. Л. Энгель; ныне руины). В Преображенской ц. с. Остров застеклили галерею, пристроили к храму колокольню в неоготическом стиле (1830; архит. М. Д. Быковский). В ц. Рождества Пресв. Богородицы с. Хатунь Серпуховского у., возведенной в 1785 г. гр. Орловым-Чесменским в честь рождения дочери, О.-Ч. устроила теплый придел (1839).

http://pravenc.ru/text/2581547.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010