Согласно исследованию Мусина, Заволочье (Подвинье), как следует из Уставной грамоты кн. Святослава Ольговича, входит в сферу христианизируемых территорий к 1136/37 г., а начало процесса христианизации следует отнести к началу древнерус. проникновения в регион в 60-70-х гг. XI в.; Полужье и Поплюсье (сев.-зап. окраины Новгородской земли) христианизируются не позднее 2-й пол. XII в., Прионежье (территория вокруг Онежского оз.) - к XIV в., когда здесь появляются первые мон-ри, а регион входит в юрисдикцию архиепископского наместника. Становление церковной организации Юго-Вост. и Вост. Приладожья (Обонежья) в целом завершается к 60-м гг. XIII в. (приписка об «Обонежском ряде» к Уставной грамоте кн. Святослава Ольговича, составленная при блгв. кн. Димитрии Александровиче в пользу архиеп. Далмата), а начало христианизации относится, вероятнее всего, к кон. XI - нач. XII в. ( Мусин. 2002. С. 103-105, 115). На юге Новгородской земли от р. Ловати до оз. Селигер существовал княжеский домен, из которого были выделены волости для передачи Юрьеву мон-рю в 30-х гг. XII в., что должно было способствовать ранней христианизации региона. О становлении церковной организации в Торжке (Нов. Торге) свидетельствует появление здесь в XII в. (по церковному преданию - в 1038) Новоторжского Борисоглебского монастыря. В Сев.-Зап. Приладожье, регионе обитания племенных объединений финно-угорского карельского населения, который, по Мусину, в целом христианизируется к 70-м гг. XIII в. (Там же. С. 105-109), процесс обращения в Православие местного населения был сложным не только из-за стойкости языческих верований, но и по причине конкуренции за эти земли со Швецией, к-рая стремилась распространить здесь католич. веру. Во владимирском княжеском летописании отмечается, что в 1227 г. блгв. кн. Ярослав (Феодор) Всеволодович «послав, крести множество корел, мало не все люди» (ПСРЛ. Т. 1. С. 449), что, впрочем, могло быть реакцией на попытки шведов обратить карел в католичество. Как отметил А. Н. Насонов, карелы и ладожане входят в состав новгородского войска уже в 1-й пол. XII в. ( Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства. Монголы и Русь. СПб., 2002. С. 74), что косвенно, но с большой вероятностью указывает на христ. статус части карел уже в то время. Однако в 1314 и 1337 гг. (вероятно, также в 1278) карелы поднимали восстания против Новгорода и заключали союз со шведами, что сопровождалось насилием в отношении православных.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Первым игуменом Н. П. м. стал свт. Аркадий , в 1156-1163 гг. епископ Новгородский («и устроил есми святому Пантелемону монастырь и посадил есми в нем игумена Аркадия...». Согласно проложному Житию святителя, восходящему, возможно, к домонг. времени, ранее Аркадий являлся игуменом Юрьева мон-ря, но был из него изгнан: Лосева О. В. Жития рус. святых в составе древнерус. Прологов XII - 1-й трети XV в. М., 2009. С. 292-293). Игум. Аркадий настоятельствовал в Н. П. м. до 1153 г., когда основал собственный Аркаж [Аркадиевский] в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь. Датировка грамоты кн. Изяслава Мстиславича и соответственно основания Н. П. м. остается дискуссионной. Обычно этот документ относили ко времени княжения Изяслава в Киеве, т. е. к 1146-1154 гг. (напр.: Греков Б. Д. Революция в Новгороде Великом в XII в.//УЗ Института истории. М., 1929. Т. 4. С. 19-20 (1146-1154 гг.); ГВНиП. С. 141 (1146-1155 гг.); Черепнин Л. В. Рус. феодальные архивы XIV-XV вв. М.; Л., 1951. Ч. 2. С. 115 (1148 г.)). В. Л. Янин передатировал грамоту 1133-1134 гг., когда кн. Изяслав находился в Новгороде (НПЛ. С. 23, 208). Исследователь обосновал необходимость одновременной выдачи этой грамоты и грамоты кн. Всеволода Мстиславича Юрьеву мон-рю (см. ниже), в которой Н. П. м. упоминается как уже существующий ( Янин. 1977. С. 60-79; Он же. 1991. С. 136-138; см. также: Назаренко. 2001. С. 595-596; Печников. 2017. С. 245-246). С. М. Каштанов и Вл. В. Седов попытались вернуться к прежней датировке грамоты ( Каштанов. 1999. С. 21-32; Он же. 2014. С. 86-93; Седов. 2011); по их мнению, имеются основания отнести появление документа к 1148 г., когда кн. Изяслав Мстиславич последний раз в жизни посетил Новгород перед походом на суздальского кн. Юрия Владимировича (НПЛ. С. 28, 214). Придерживающиеся этой версии исследователи, однако, не придают значения тому важному обстоятельству, что свт. Нифонт, благословивший кн. Изяслава на предоставление земельных владений Н. П. м., с 1147 г. пребывал в остром конфликте с этим князем и выдвинутым им на Киевскую митрополию не признанным в К-поле митр. Климентом (Климом Смолятичем), но поддерживал отношения с врагом Изяслава Суздальским кн. Юрием (Георгием) Всеволодовичем Долгоруким.

http://pravenc.ru/text/2577785.html

1381 . Архангельская в Копо­рье, мужская пустынь, ныне погост Михаила Архангела, что на Углеце и деревня Копоръе, Костромской губ., Галичского у., в 37 вер. к юго-юго-зап. от Галича, при р. Суздальце. В доношении 1721 г. Ипатского архим. Га­вриила она называется «новозаведенною». “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, I, 201. 1382 . Архангельская – Цилибинская, мужская пуст., ныне с. Цилибинское или Цылибское, Вологодской губ., Яренского у., Ленской волости, в 30 вер. к юго-зап. от Яренска, на лев. берегу р. Вычегды. Уже существовала в XVII ст.; на месте ее была церковь Арх. Михаила, под которою в пещере жил и преставился отшельник Димит­рий, память коего почиталась еще до 1666 г. Ныне здесь стоит часовня, в 8 саж. к сев. от приходской церк­ви; две иконы, изображающие препо­добного, находятся одна перед гробни­цею, другая на самой гробнице. Из настоятелей пустыни известны Варлаам в 1684 г. и Павел в 1707 г. “Ист. Росс. Иер.”, 649; Ратшин, 80; “Словарь ист. о свят.”, 86; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 782, 59. 1383 . Архангельский, мужской, давно несуществующий, в гор. Суздале, Вла­димирской губ. В оброчной грамоте 1462 г. на земли записано: «Се яз Фео­досий, митроп. всеа Руси, пожаловал есмь игум. Парфеньа, что служит в моем м-ре св. Архистр. Михаила на Михайлове стороне в Суждале, ослободил есмь ему пахати церковную землю преч. Богородици, и свою митрополскую Архангельскую и с нынешнею парени- ной...». Строев в “Спис. иерар. и наст.” (стр. 675, 5) игумена Парфенья 1462 г. отнес к Архангельск. Юрьеву м-рю. Калачов, “Акты народ. быта древн. Росс.”, II, 545, 173. 1384 . Архангельский, женский, ныне приходская церковь , в гор. Соли­камске, Пермской губ. О нем известно, что он уже существовал в XVII ст. и в 1628 г. упоминается игум. Ираида, а в 1694 г. Капитолина. В 1725 г. освящена церковь его Арх. Михаила. Берг, “Путеш. в гор. Черд. и Соликам.”, 9; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 945, 3. 1385 . Архангельский в Бору, мужской, ныне село Архангельское, что в Бору, Ярославской губ., Угличского у., в 10 вер. к сев.-вост. от Углича, при р. Улейме. О нем упоминается в 1574 г.; имел жалованную грамоту до 1623 г.; в 1702 г. значился припис­ным к Воскресенскому мон. в Угличе. Существующая церковь построена в 1787 г. Крылов, “Ист. стат. обозр. Яросл. епар.”, 44, 310; Токмаков, “Справоч. указат. ист. матер.”, I, 14, 18; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 359, 17; “Матер. для ист. г. Углича XVII и XVIII ст.”, 199 (подробная опись м-ря в 1702 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

игум. Елинару; в 1535 г. игум. Авраамий; в 1584 г. строит. Иосиф; в 1599 г. игум. Левкий); “Новгор. писцов. кн.», I, 710; II, 389, 445, 686; III, 459, 461; Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 200; “Временник Общ. ист.», 1850 г., VI, 119 (писцов. кн. 1583 г.); “Полн. собр. лет.», III, 85 (постр. церкви Успения в 1352 г.), 88 (в 1363 г. церк. подписана), 200 (в 1537 г. обложили церк. древяну преч. Рожд. св. Богород., выставку, на Волотове, на Слудки), 228 (постр. церк. Успения 1352 г.); IV, 62 (тоже самое), 94 (в 1386 г. сожжен новгородцами); VI, 213 (в 1478 г. занятъ войсками В. кн. Ив. Вас.; здесь ошибочно назван у Спаса на Волотове, а слово у Спаса должно относиться к Ковалеву), 285 (в 1528 г. введено общежитие), 287 (в 1529 г. освящ. церк. преп. Ануфрия); VIII, 191 (осада Новгор. 1478 г.; здесь также назван у Спаса в м-ре на Волотове); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», III, прилож., CCLXXVII, LVI (в 1723 г. состоял приписным к Юрьеву м-рю и имел служебников и крестьян 11 душ муж. п.); Прохоров, “Русские древн.», I, 1871 г., 48 (фрески XIV ст. в церкви м-ря). 1313. Успенский – Дубенский на острове или Саввин – Серапионов, что в Шавыкине, мужской, ныне 2 часовни, несколько могил, высохший прудок, около деревни Сковородино, Владимирский губ., Александровского у., Константиновской волости, в 64 вер. к сев.-зап. от Александрова и в 2 вер. от пог. Спасо-Закубежского, на границе с Тверскою губ., на острове, образуемом ррч. Дубною, Дубенкою, Быстрицею и Бытараскою. Основан в 1380 г. кн. Дмитрием Донским по обещанию и в благодарность Богу за одержанную победу над Мамаем на местности, избранной преп. Сергием Радонежским. Из числа его игуменов известны: преп. Савва, первый игумен, основатель Савво-Сторожевского мон. и с 1392 г. игумен Троице-Сергиевой лавры, Серапион, избранный в 1506 г. в сан архиеп. Новгородского, и последний Леонтий, который при упразднении монастыря в 1764 г. передал икону Спасителя в церковь села Заболотья (Переяслав. у.). Граф М. Толстой , “Несколько слов об Успен.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Основная редакция Жития И. (старший список - РНБ. Солов. 500/519, 1494 г.), в которой использована первоначальная редакция, вероятно, была составлена в кон. 70-х - нач. 80-х гг. XV в. (Ключевский) либо, по др. версии, в 1471-1472 гг. (Дмитриев). Ключевский и свящ. В. Яблонский полагали, что основная редакция Жития была написана Пахомием Логофетом ; Дмитриев, усматривая в сочинении промосковскую тенденцию, считал более вероятным составление текста москвичом на основе новгородских материалов. В основу данной редакции положена особая редакция «Слова о знамении Святыя Богородица». Слово 2-е основной редакции - о путешествии И. на бесе в Иерусалим, где святитель поклонился Гробу Господню («како был в единой нощи из Новаграда во Иеросалиме граде и пакы возвратися в Великий Новъград тое же нощи»), носит книжно-легендарный характер. Согласно данному повествованию, бес, мстя святому, подстроил обвинение его горожанами в прелюбодеянии. Новгородцы изгнали святителя, посадив его на плот, который, однако, поплыл против течения Волхова к Юрьеву мон-рю, и потрясенные чудом горожане упросили И. вернуться на кафедру (в НПЛ под 1176 г. отмечено 5-дневное обратное течение Волхова: НПЛ. С. 35, 224). Слово 3-е основной редакции - «О проявлении мощей святаго» - заканчивается этикетной похвалой И. и столь же трафаретной краткой историей написания Жития. Нередко в рукописях Слово 3-е опускается или добавляется «Повесть о построении Благовещенской церкви». Свт. Иоанн, архиеп. Новгородский. Фрагмен икны. Кон. XX - нач. XXI в. Свт. Иоанн, архиеп. Новгородский. Фрагмен икны. Кон. XX - нач. XXI в. Житие И. было включено во 2-е изд. Пролога (М., 1642). Поздние редакции Жития И. (сокращенная, проложная, косинская, Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского), не получившие большого распространения в рукописной традиции, представляют собой сокращения основной редакции Жития. Ф. Г. Спасский относил составление службы И. ко времени ранее появления основной редакции Жития, датируя ее 30-ми гг. XV в. ( Спасский Ф. Г. Рус. литургическое творчество. М., 20082. С. 174-176). Списки службы относятся к XVI-XVII вв. Автором канона И. в некоторых рукописях указан некий Иннокентий ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 43; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 274), вероятно прп. Иннокентий (Охлябинин) († 1491?), автор канона прп. Нилу Сорскому .

http://pravenc.ru/text/468947.html

Синода», II, ч. 1, 448 (в 1669 г. игум. Евфимий; в 1680 г. приписан к Воскр., Нов. Иерусал., м-рю; в 1710 г. сделан самостоятельным; с 1722 по 1728 г. состоял за Алекс.-Нев. м-рем; в 1728 г. снова приписан к Воскр. м-рю), прилож., XXXVI (настольн. грам. 1669 г. патриар. Иоасафа игум. Евфимию, постриженнику Ферапонтовой пустыни), DLXIII, (в 1676 имел крест. 163 двора); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», II, книги дозорн., переписн. и проч., 98 (в 1682 г. в вотчине м-ря состояла дер. Лепехи, Богословская, Речицы и Ханкова, а также село Тарасково; строитель старец Висарион). 1312. Успенский – Волотов, мужской, ныне приходская церковь Успения в Волотове, Новгородской губ. и уезда, в 3 вер. к вост. от Новгорода, на правом берегу Волховца. Во времена еще язычества было известно Волотово поле, на котором погребались князья, старейшины и богатыри; между прочим здесь положен и Гостомысл, давший совет призвать на княжение Рюрика с братьями. Первоначальная история монастыря неизвестна; первое сведение о нем относится к 1352 (6860) году: «Того же лета постави владыка Моисей церковь каменну Успение пресв. Богородице, в монастыре на Волотове.» Далее же под 6871 (1363) год. говорится: «Того же лета подписана бысть св. Богородица на Волотове, в Моисееве монастыре, повелением боголюбивого архиеп. Новгород. Алексея.» В 1537 г. «обложила церковь древяну пречистую Рожд. св. Богородицю, выставку, на Волотове, на Слудке.“ До упразднения в 1764 г. приписан к Юрьеву мон. Церковь Успения, не изменяя своего вида, возобновлялась в 1630 и 1827 год. “Ист. Росс. Иер.», III, 609; VI, 474 (с грамотами); Ратшин, 398; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгр.», 258; Макарий, “Археолог. опис. церковн. древн. Новгр.», I, 567; II, 43, 45, 220; “Новгор. Сборн.», IV, Отд. 6, 19; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 48; “Ист. разгов. о древн. В. Новгр.», 85; “Книга степенная», II, 124; “Пут. по св. мест. Русск.», II, 244; Строев, “Спис. иер. и наст.», 96, 26; “Акты истор.», I, 111 (Жалов. несудим. грам. 1500 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1106. Пятницкий – Спасский, мужской, ныне село Пятницкое, Орловской губ., Брянского у., в 84 вер. к сев.– зап. от Брянска, при рч. Габье. Несомненно существовал в XVII ст., так как он в 1700 г. имел во владении 18 дворов крестьян. До 1764 г. состоял приписным к Брянскому Петропавловскому мон. и в этом году упразднен. “Ист. Росс. Иер.», V, 654; Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 348. 1107. Пятницкий – Троицкий, мужской, ныне церковь в гор. Ряжске, Рязанской губ. Несомненно существовал в XVII ст. на посаде, в Пушкарской слоб., в тесном и грязном месте подле дворов. Когда м-рь и Пятницкая его церковь уже обветшали, то в 1687 г. указом преосв. Авраамия повелено старице ту церковь перенесть и построить девичий м-рь во имя св. Троицы с приделом св. муч. Пятницы, идучи из города в земляном при городке, по обе стороны Московской дороги. Однако же женский м-рь здесь недолго существовал, и в 1693 г. в нем уже был строителем Иов, а в 1764 г. игум. Антоний, при котором м-рь упразднен. “Рязан. губ. вед.», 1855 г., 45 (быв. м-ри); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 438, 22 и 440 (строит. Соломон в 1738 г.); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1841 г., XL, 487 (древн. Рязан. епархии). 1108. Рабежская или Рабехская – Троицкая, мужская пустынь, ныне приходская церковь во имя св. Троицы в селе Рабеже, Новгородской губ., Валдайского у., в 47 вер. от Валдая, при рч. Рабежке. Основана в 1697 г. преп. Иоилем, иеромонахом Нило-Столбенской пустыни, скончавшимся в 1712 г. и погребенным в Антониевом Новгород. мон. В 1722 г. приписана к Юрьеву мон., а после 1726 г. к Иверскому, за каковым и состояла до обращения своего в приход 1764 г. Ныне здесь камен. церковь , построенная в 1732 г. взамен деревянной, которая переведена в 1731 г. в Галилейскую пустынь. “Ист. Росс. Иер.», V, 656 (с грамотою); Архим. Петр, “Опис. Ивер. Богор. мон.», изд. 1850 г., 28; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», прилож., 17; “Новгор. сборн.», II, Отд. I, 122 (описание монастыря и прихода); Макарий, “Опис. Новгор. Юрьева м-ря», 65; Строев, “Спис. иер. и наст.», 127 (здесь сказано, что Иоиль был игуменом с 1718 – 1721 г., а до него были Лаврентий и Пафнутий); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», III, прилож., CCLXXIV, LVI (в 1723 г. состояла за Юрьевым м-рем и имела 2 души крестьян муж. п.); VI, 1726 г., 95 (челобит. строит. иеромон. Тарасия о неприписке пустыни к Юрьеву м-рю); VII, 1727 г., 34 (дело о высылке в Преображ. Канцелярию монаха Сергия).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

о приписке к Воскр. м-рю), IV, Отд. I, 184 (строит. Иосиф 1662 г.); 1875 г., I, Отд. I, 373, 389 (приходо-расход. кн. Воскр. м-ря), II, Отд. I, 496 (вотчина в Сурожск. стане 1585 г.), 535 (получил грам. 1623 г.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, 1070 (тяжебное дело 1722 г. вдовы Темиревой со строителем м-ря Питиримом), прилож., DLIX, XLIX (в 1676 г. имел крестьян 39 двор.); III, 1723 г., 254 (дело канцеляриста Жданова); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1790 г., XIV, 183 (челобит. преп. игум. Иосифа Волоколам., начала XVI ст.; сказано, что кн. Феодор пользовался казною м-ря и брал в свою пользу достояние чернецов); “Продолж. древн. Вивлиоф.», 1788 г., IV, 236 (духов. 1504 г. кн. Ив. Борис.; в Левкиев м-рь 10 руб.), 238 (в этой же духовной сказано: «к Пречистой Осифу да Левке кобыл и жеребят); 1789 г., V, 106 (кн. Дм. Ив. Углицкий в своей духовной, около 1509 г., не забыл на Волоке Левкееву пустынь), 147, 151 (по духовной 1513 г. кн. Фед. Борис. Волоцкой завещал Левкиеву м-рю заемных 10 руб., за шубу 8 руб., атлас на шубе и село Назарьевское). 906. Леохнов – Ивицкий – Антониев – Спасский, мужской, ныне село Леохново, Новгородской губ. и уезда, от Новгорода сухим путем в 103 вер., водою в 52 вер. и в 20 вер. от гор. Старой Руссы, близ озера Ильменя. Осаован в 1556 г. преп. Антонием, скончавшимся в 1611 г. 17 октября. Преп. Антоний был погребен в Новгороде на Рядитиной улице, близ церкви св. ап. и ев. Луки, но около 1620 г. мощи перенесены в Леохнов мон. и положены под спудом; память его совершается 12 июля и 17 октября. В 1681 г. монастырь приписан к Новгор. Юрьеву м-рю, а в 1687 г. к Новгород. архиер. дому. В 1764 г. упразднен и церковь обращена в приход; в 1788 г. она сгорела, но в том же году выстроена вновь во имя Преображения Господня, и тогда же сюда были перенесены иконостас, утварь и все церковное имущество Павлова-Варежского мон. “Ист. Росс. Иер.», V, 11; Ратшин, 401; “Словарь ист. о свят.», 89; “Памят. кн. Новгород. губ. на 1858 г.», в приложении, 4; “Акты истор.», V, 214; “Новгород.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

взял от м-ря 325 обеж земли), 212 (занят войск. В. кн. 1478 г.), 217 (Вл. кн. взял от м-ря 333 обежей земли), 285 (в 1528 г. введено общежитие); VIII, 190 (осада Новгор. 1478 г.); IX, 198 (в 1153 г. Аркадий игум. состава себе м-рь, и созда в нем церк. Успен. Пресв. Богород.); X, 18 (в 1188 г. заложена церк. Богород.), 87 (в 1220 г. постригся посадн. Твердислав); XV, 221 (в 1153 г. основ. м-рь), 224 (игум. Аркадий, с 1156 г. еписк. Новгор.), 278 (в 1186 г. заложи церк. кам. Успения), 304 (в 1206 г. преставися Михалка, посадн. Новгор., постригся в м-ре, а Твердислав Михалкович поставил церк. св. Симеона Столпн.), 333 (в 1221 г. постригся посадн. Твердислав); “Опис. докум. и дел архива св. Син.”, прилож., CCLXXIV (в 1723 г. м-рь был приписан к Юрьеву м-рю и имел 11 душ крест. муж. п.); “Продолж. древ. Вивлиоф.”, 1788 г., IV, 55 (межев. грам. 1484 г.); “Русск. ист. Библиот.”, II, 486, 142 (цар. грам. 1627 г. о кормовых и панихид. деньгах). 18. Аркадиевский , женский, заштатный, в гор. Вязьме, Смоленской губ., близ собора св. Троицы, на левом берегу р. Вязьмы. Основан под именем общины в 1780 году инокинями упраздненного Ильинского мон. при церкви Всемилостивого Спаса, на том месте, где еще в XI ст. вел труженическую жизнь преп. Аркадий, ушедший потом к своему учителю преп. Ефрему в Торжок, в Борисоглебский м-рь, где и скончался. Община в 1832 г. обращена в монастырь. До 1852 года здесь помещалось училище для девиц духов. звания, которое затем переведено в Смоленск, в Вознесенский мон.; ныне здесь находится школа. В м-ре сохранился камень, на котором молился преп. Аркадий; над камнем устроена часовня с иконою преп. Ефрема и Аркадия. “Аркадиевский жен. м-рь в Вязьме”, СПб., 1859 г.; Ратшин, 494; Цебриков, “Опис. Смол. губ.”, 342; “Извл. изъ отч. Об. Пр.”, 1839 г., 104 (пожертв. пустопорож. место); 1852 г., 56 (перемещ. училища в Возн. м.); 1856 г., 92 (пожертв. кам. в 2 эт. дом); 1884 г, 245 (школа); “Смолен. губ. в.”, 1846 г., 8 (Взгляд на г. Вязьму); “Ист. стат. опис. Смолен.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

музее», л. 1042 и 1043 (вид церкви), л. 1044 (своды в ней), л. 1045 (дерев. царск. врата ажурной работы XV ст. на слюде), л. 1046 и 1047 (детали царск. врат), л. 1048 (древн. крест басмен. серебра и олов. кружка для сбора), л. 1049–1051, 1053–1058 (фрески), л. 1052 (окно и слюдян. рама); “Дополн. к Акт. истор.», I, 97 (Гр. 1556 г. о распред. по м-рям новокрещ. татар); “Новгор. писцов. кн.», II, 447; III, 422; Макарий, “Ист. Р. Ц.», III, 73, 251; “Известия Археол. Общ.», 1863 г., IV, 201 (надпись в Нередицкой церкви до 1200 г.), 426 (в 1604 г. игум. Иона); 1877 г., VIII, 516 (взгляд на Новгород. древн.); “Временник Общ. ист.», 1851 г., XI, 58 (переписн. кн. Вотск. пятины 1550 г.); Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.», II, 199, 139 (Челобитье игум. Савватия на крестьян. Яшку Ларионова о земле); “Чтения в И. Общ. ист.», 1861 г., II, Отд. 3, 38 (Обозр. древ. мон. рукоп. и книг); 1868 г., I, смесь, 28, 64, 77 (игум. Митрофан 1459–1471 г.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», III, прилож., CCLXXVII, LVI (в 1723 г. состоял приписным к Юрьеву м-рю и имел крестьян 157 душ м. п.); Прохоров, “Русс. древности», I, 1871 г., 31 (изображ. на стене кн. Ярослава Владим., строителя м-ря), 35 (фрески и изображения XII ст., кн. Яросл. Владим., великом. Екатерины, Христины и Иулиании); “Полн. собр. лет.», III, 24 (залож. церк. Спаса 1198 г.), 37 (в 1219 г. сюда ушел архиеп. Новг. Антоний), 127 (поставл. церк. Спаса 1199 г.), 128 (исписана церк. Спаса в 1199 г.), 131 (погребен кн. Афанасий, брат Юрьев, 1322 г.), 150 (пожар 1543 г.), 152 (освящ. церк. Троицы при игум. Боголепе 1547 г.), 155 (погреб. 1552 г. Новгор. наместн. кн. Курлятева), 172 (крест с церкви св. Троицы сорвало при игум. Сергии 1572 г.), 217 (основ. м-ря 1197 г.); IV, 49 (погреб. кн. Афанасия 1322 г.), 94 (в 1386 г. сожжен новгородц.); V, 244 (в 1391 г. здесь встречали митр. Киприана); VI, 285 (в 1528 г. введено общежитие); VII, 198 (в 1322 г. погреб. кн. Афанасий); VIII, 61 (в 1392 г. у м-ря встречали митр. Киприана); X, 32 (в 1119 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010