е. Феллинского) . В октябре 1570 г. он, вскоре по рукоположении своем, из Москвы прибыл в Новгород, может быть, проездом на свою епархию. А чрез два года снова посетил Новгород, чтобы представиться бывшему там государю и вслед за ним отправился в Москву . Больше мы не знаем ничего о епископе Корнилии, кроме того что он скончался или, вернее, умерщвлен по повелению Грозного царя в псковском Печерском монастыре, куда, вероятно, удалился было на покой как бывший в нем игуменом , и что в 1578 г. Юрьевскую кафедру занимал уже другой епископ — Савва, присутствовавший в конце того года на одном Московском Соборе . Этому последнему епископу суждено было видеть и упразднение своей епархии. В 1582 г. вследствие договора с польским королем Стефаном Баторием Иоанн IV принужден был уступить полякам Ливонию со всеми городами и местами, им занятыми, и вывести из нее все православные церкви с их принадлежностями. Тогда же польский канцлер Ян Замойский, заняв (24 февраля) своими войсками Дерпт, выгнал из него в русские пределы православного епископа и всех русских и восстановил там веру латинскую . Таким образом, к осьми, а вместе с митрополичьею к девяти епархиям Московской митрополии присоединилось в течение настоящего периода еще четыре: Смоленская, Казанская, Полоцкая и Юрьевская — две последние, впрочем, только на время. Четыре из этих епархий управлялись архиепископами: Новгородская, Казанская, Ростовская и Полоцкая. А восемь — епископами: Суздальская, Рязанская, Тверская, Сарская, Коломенская, Смоленская, Пермская и Юрьевская. В ряду архиепископов Новгородский всегда считался первым, Казанский — вторым, Ростовский — третьим . Но между епископами порядок иногда изменялся: так, Пермский епископ, долго занимавший последнее место в ряду наших епископов, под конец периода занимал уже первое . О степенях наших епархий в продолжение настоящего периода можем судить отчасти на основании летописей по тому порядку, в каком они исчисляют наших иерархов, собиравшихся на Соборы, а вернее — на основании соборных актов, в которых также перечисляются святители и под которыми иногда встречаются их подписи, хотя эти собрания святителей большею частию были неполные.

http://sedmitza.ru/lib/text/435981/

Главой Псковской митрополии стал епископ Юрьевский Арсений 11 октября. ПРАВМИР. Митрополит Тихон (Шевкунов) назначен главой Крымской митрополии, говорится в журналах  заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, опубликованных на ее сайте. Митрополит Тихон освобожден от должности главы Псковской митрополии. На эту должность назначен епископ Юрьевский Арсений, викарий Новгородской епархии. Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь почислен на покой с выражением благодарности за понесенные в течение 43 лет архипастырские труды. Митрополит Тихон (Шевкунов Георгий Александрович) родился 2 июля 1958 года в Москве в семье служащих. В 1982 году окончил сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии по специальности «Литературная работа». В том же году поступил в Псково-Печерский монастырь трудником, затем послушником. В 2004 году экстерном закончил Сретенскую духовную семинарию. В июле 1991 года в Донском ставропигиальном монастыре Москвы пострижен в монашество. В том же году рукоположен во иеродиакона и во иеромонаха. В 1993 году назначен настоятелем московского подворья Псково-Печерского монастыря, которое расположилось в стенах бывшего Сретенского монастыря. В 1995 году возведен в сан игумена и назначен наместником Сретенского ставропигиального мужского монастыря. В 1998 году возведен в сан архимандрита. В 1999-2018 годах — ректор Сретенского высшего православного монастырского училища, преобразованного в дальнейшем в Сретенскую духовную семинарию. С 2012 года — игумен Сретенского монастыря. В 2015 году избран викарием Московской епархии с титулом «Егорьевский». С 2016 года — председатель Патриаршего совета по культуре. В 2018 году назначен главой Псковской митрополии. Епископ Арсений (Перевалов Денис Юрьевич) родился 15 февраля 1979 года в городе Алмалык Ташкентской области Узбекистана. После окончания Санкт-Петербургской духовной академии направлен в Новгородскую епархию. В 2005 году рукоположен в сан диакона. В том же году пострижен в монашество и рукоположен в сан иеромонаха. В 2008 году назначен исполняющим обязанности наместника Юрьева монастыря.

http://pravmir.ru/mitropolit-tihon-shevk...

Стефан, архиепископ Суздальский и Юрьевский Год рождения неизвестен. С 1656 по 1658 годы был архимандритом Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 9 мая 1658 года хиротонисан во епископа Суздальского и Тарусского с возведением в сан архиепископа. 6 февраля 1661 года, по доносу священника Суздальской соборной церкви Никиты Добрынина (Пустосвята), будущего расколоучителя, вызван в Москву, но при рассмотрении дела был оправдан. Архиерей обвинялся в том, что служил не по «правилам святых отец», а по новым недавно исправленным книгам, как это делали все тогдашние архиереи. По возвращении в Суздаль 16 сентября того же года владыка послал свою грамоту в соборную церковь , в которой отрешал Никиту от места. Это вызвало новую волну гнева строптивого попа, отразившуюся в очередном доносе к государю на архиепископа. На этот раз Вятский епископ Александр († 1679), рассматривавший и до этого дело владыки Стефана, произвёл более строгое расследование, допрашивал многих лиц, подтвердивших донос попа Никиты. Собор, сначала было осудивший владыку Стефана до извержения из сана, позже окончился тем, что удалил Стефана из Суздаля, «потому что он возненавиден того града людьми», и определил «ради пропитания» с соизволения государя в Архангельский собор для архиерейского служения заупокойных служб по усопшим царям и князьям. В 1662 году переведён в Борисоглебский монастырь, близ Ростова. В 1666 году возвращён на Суздальскую кафедру в звании архиепископа Суздальского и Юрьевского. В 1666 году принимал участие в Соборе по низложению патриарха Никона . В 1667 году производил исследование о чудесах от Смоленской иконы Божией Матери, находившейся в Шуйском Воскресенском соборе. В 1668 году производил исследование о мощах святого Арсения. По особому благоволению царя Алексея Михайловича и патриархов, сначала Иоасафа, а позже Питирима, архиепископ Стефан получил разрешение на свою просьбу служить в саккосе. Но, даже получив благословение патриархов, архиепископ Стефан решался отправлять службу в саккосе только на своём подворье в Москве, «а на соборе служил в ризах». Последнее обстоятельство можно объяснить негласным правилом, запрещавшим архиерею отправлять службу в чужой епархии таким же порядком, как и в своей, что было утверждено на Соборе 1675 года. Всё это происходило в период, когда царь задумал выделить Нижегородскую епархию, отобрав для неё земли патриаршей области и Суздальской епархии. Так что пожалование архиепископа Стефана саккосом можно рассматривать как попытку царя показать ему свою благожелательность перед предполагавшейся акцией.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Состоялась работа по секциям. Первая секция была посвящена биографии священномученика. Древлехранитель и член комиссии по канонизации святых Череповецкой епархии Михаил Мальцев рассказал о детских и юношеских годах отца Философа. С докладом о петербургских адресах протоиерея Философа Орнатского выступила сотрудник библиотеки «На Стремянной» Надежда Гаврис. Директор музея Санкт-Петербургской епархии Ольга Ходаковская выступила с докладом «Больше чем родство: священномученики Философ Орнатский и епископ Семиреченский и Верненский Пимен». На второй секции речь шла о духовно-просветительской и благотворительной деятельности священномученика Философа Орнатского. Проректор по научной работе и доцент кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии, клирик храма священномученика Исидора Юрьевского протоиерей Константин Костромин выступил с докладом «Протоиерей Философ Орнатский и братство во имя священномученика Исидора Юрьевского». Клирик Казанского кафедрального собора протоиерей Николай Преображенский рассказал об истории организации лазарета при Казанском соборе. О союзах и братствах, созданных протоиереем Философом Орнатским при Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения, рассказал клирик храма апостола Иоанна Богослова при СПбДА иерей Глеб Санюк. Ведущая радио «Град Петров» Татьяна Трефилова посвятила свое выступление благотворительной деятельности протоиерея Философа Орнатского в Санкт-Петербурге. На третьей секции об эпохе гонений на духовенство рассказал главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга Михаил Шкаровский. Об опыте постижения жития священномученика Философа Орнатского через посещение мест его священнического служения рассказала помощница игумении Константино-Еленинского монастыря по культурным программам Светлана Замешайлова. О памятниках христианского искусства, посвященных священномученику Философу Орнатскому, шла речь на четвертой секции. Сотрудник Академии художеств Лариса Питерская посвятила выступление памятной доске священномученику Философу Орнатскому на фасаде храма преподобномученика Андрея Критского — работе одного из выпускников Академии.

http://drevo-info.ru/news/24225.html

Храм был возвращен епархии 30 ноября 1993 года, и после спешно сделанного ремонта в 1994 году были освящены нижний придел храма во имя Николая Чудотворца и часовня. В храме начались регулярные богослужения, первое время проводимые священниками Николо-Богоявленского собора и Смоленской иконы Божией Матери. Ввиду того, что православных эстонцев в Санкт-Петербурге практически не осталось, храму решили не возвращать национальный статус эстонской церкви. В начале 2007 года настенные росписи верхнего храма были полностью закончены. Появились первые храмовые иконы, выполненные Г. А. Клименковым, и первые святыни — частицы мощей святителя Иоасафа Белгородского, преподобных Иова и Амфилохия Почаевских и преподобных Петра и Февронии Муромских. Завершена отделка фасада храма, в результате чего на нем засверкали 8 золоченых крестов над пятью основными главами и тремя восстановленными малыми. За время ремонта из храма вывезено в общей сложности 36 контейнеров и 25 грузовиков мусора. Создана богатая звонница, самый большой колокол которой весит 300 килограммов. Изготовлен большой запрестольный витраж, изображающий Христа Спасителя во славе. Завершено восстановление великолепного позолоченного барочного иконостаса, резьбу для которого изготовили ярославские мастера, золочение выполнили В. и Л. Петровы, а основные работы по реконструкции иконостаса по архивным фотографиям сделали Е. П. Топчий. В Пасхальную ночь 2004 года состоялось первое после закрытия храма богослужение в центральном верхнем приделе, а с сентября 2006 года налажены постоянные богослужения в приделе священномученика Исидора. Столетие со дня первого освящения храма — 10 октября 2007 года — храм встретил торжественным событием: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир в сослужении клириков епархии торжественно освятил центральный придел верхнего храма во имя святого священномученика Исидора. http://templespiter.ru/view_cercov.php?id=8 Удачным образцом храмов, представляющих модный в то время неорусский стиль в северной столице, является церковь во имя Священномученика Исидора Юрьевского, сооружённая по проекту архитектора А. А. Полещука в 1903-1907 годах для эстонского православного братства. Её основной объём, представляющий собой компактный куб, увенчан по углам четырьмя луковичными главами, которые свободно окружают центральную, более высокую, главу. Алтарная апсида завершена шатровой крышей. Гладь стен фасадов, обращённых к каналу Грибоедова и проспекту Римского-Корсакова, прорезана узкими окнами и расчленена едва обозначенными пилястрами. Благодаря выгодному расположению церковь прекрасно воспринимается с дальних расстояний. Образа для её иконостасов написал В. Т. Перминов.

http://sobory.ru/article/?object=01570

Иларион, святитель, митрополит Суздальский и Юрьевский (Иван Ананиевич) († 1707, память 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых) Родился 13 ноября 1631 года. Детство Ивана, будущего митрополита, прошло в Нижегородском Зачатиевском монастыре, где он жил вместе с отцом, овдовевшим и принявшим монашество священником. Наблюдая за суровыми иноческими подвигами, Иван рано воспитал в себе кротость, послушание, добрый нрав и усердие к исполнению иноческих правил. Отец надеялся, что сын его навсегда останется в монастыре. Но Богу угодно было вести его другим путем. Однажды Иван поехал навестить своих братьев, которые уговорили его вступить в брак. Через полтора года жена его умерла, и он принял это как указание Божие на вступление в иноческую жизнь. По совету одного клирика он отправился во Флорищеву Успенскую пустынь Владимирской епархии, в которой жили несколько строгих подвижников. Побывав в ней, он всей душой полюбил пустынь и пообещал жившим в ней старцам вернуться вновь после устройства своих дел. Но его встретили новые искушения. По совету братьев он едва не вступил во второй брак. Но Господь вразумил его особым знамением. Трижды Иван был наказан слепотой, как только задумывал нарушить свой обет. Пораженный слепотой, он горячо молился пред ракой преподобного Сергия. Преподобный явился ему во сне и повелел идти во Флорищеву пустынь, и Иван прозрел. Теперь он уже не колебался. В 1651 году епископом Коломенским Павлом Иван был пострижен в монашество с именем Иларион и рукоположен во иеродиакона. Он поселился во Флорищевой пустыни и приобрел известность строгой подвижнической жизнью отшельника. 22 мая 1655 года патриархом Никоном Иларион рукоположен во иеромонаха и назначен строителем Флорищевой пустыни. Он неусыпно заботился о благоустройстве и украшении своей обители, ввел строгий устав. Жизнь в пустыни для отца Илариона не отличалась спокойствием. Он не раз подвергался нападениям разбойников, обитавших в лесах, окружавших пустыню. Его жестоко пытали и требовали указать, где находятся сокровища.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Кольчугино. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы , Михаила Архангела Год постройки:1792. Адрес: Владимирская обл., г. Кольчугино Координаты: 56.2993, 39.3553 Проезд:На окружной трассе Р75 неподалёку от бывш. поста ГАИ указатель " Тонково " . Въехать в Кольчугино с запада через д. Тонково, по гл. улице этой пригородной деревни 1,5км прямо к Покровской церкви. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью «Село Васильевское по дореволюционному административному делению находилось на границе Покровского и Юрьевского уездов Владимирской губернии. При существовании Переславль-Залесской епархии (1744-1788) оно входило в её состав. Сведения о церкви в Васильевском скудны. Известно, что до конца XVIII в. здесь была деревянная церковь, но когда и кем построена, неизвестно. В 1792 г. вместо неё на средства владельца села Михаила Васильевича Митькова устроен каменный храм с такой же колокольней. Его наружный вид сохранился в неизменности, внутренняя отделка изменялась не однажды. Престолов два: в главном холодном Покрова Пресвятой Богородицы, в отапливаемом приделе - Архистратига Божия Михаила». По материалам книги прот. О. Пэнэжко «Город Киржач, храмы Киржачского и Кольчугинского районов Владимирской области». - Владимир. 2005, стр. 66, с любезного разрешения автора Бывшее Васильевское сегодня вошло в городскую черту г. Кольчугино и стало одной из улиц. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в г. Кольчугино действующий. Окружен оградой с чугунными литыми пряслами и каменными воротами. Состояние удовлетворительное. Село Васильевское по дореволюционному административному делению находилось на границе Покровского и Юрьевского уездов Владимирской губернии. Сведения о церкви села Васильевского очень скудны. Известно, что до конца XVIII в. здесь была деревянная церковь, но когда и кем построена, неизвестно. В 1792 г. вместо неё на средства владельца села Михаила Васильевича Митькова устроен каменный храм с такою же колокольней. Храм имел два престола: в главном летнем — в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в отапливаемом приделе — в честь Архистратига Божия Михаила — небесного покровителя М.В. Митькова. Замечательных по древности и особо почитаемых икон храм не имел.

http://sobory.ru/article/?object=03158

29 ноября 1898 г. по инициативе о. Павла в Петербурге было открыто эстонское Братство во имя священномученика Исидора Юрьевского . Целью его была забота о возрастании и духовном укреплении православной эстонской паствы, издание и распространение духовной литературы на эстонском языке, устройство библиотек, помощь нуждающимся, построение приходского храма. Деятельность о. Павла была воистину многогранной и выходила за пределы своего прихода и братства. Он был известным в городе проповедником, чьи проповеди регулярно печатались в " Санкт-Петербургском духовном вестнике " , законоучителем в Литейной женской гимназии, занимал ряд административных постов в епархии, в частности, постоянно избирался членом комиссии, готовившей ежегодные съезды епархиального духовенства. По свидетельствам современников, тонкий и глубоко образованный человек, чуткий, мягкий и приветливый в обращении, сочетавший широту взглядов и чувство юмора с постоянной духовной сосредоточенностью и религиозным рвением, о, Павел Кульбуш был любим не только своей эстонской паствой, но и многими петербуржцами из разных слоев общества. 5 и 6 января 1903 г. во всех храмах Российской империи был объявлен сбор пожертвований на постройку в Петербурге эстонской православной церкви во имя священномученика Исидора Юрьевского , По ходатайству о. Павла участок земли под храм и приходской дом на Екатерининском канале петербургская городская дума передала эстонскому приходу в дар, а архитектор А.А. Полещук безвозмездно исполнил проекты и эскизы всех построек. 20 апреля 1903 г. состоялось освящение места на постройку церкви, в котором принимал участие о. Иоанн Кронштадтский . 23 сентября 1907 г. был освящен и сам двухэтажный храм , в котором богослужения совершались на эстонском языке. В освящении храма также принял участие Кронштадтский пастырь, всею душой болевший о деле утверждения эстонского православия. При храме имелись помещения для культурно-просветительской деятельности, проведения катехизации, а также небольшая гостиница для приезжавших в Санкт-Петербург эстонцев.

http://drevo-info.ru/articles/14407.html

Как обратил внимание Голу-бинский, созданная в Юрьеве епископия простиралась на юг. в бесконечные partes infidelium («пределы неверных») . Действительно, она охватывала Поросье, население, жившее по р. Роси, и находившихся южнее кочевников — Черных клобуков, и имела важное миссионерское и тем самым политическое значение, включая кочевников, связанных с Русью договорами, экономическими и политическими отношениями, в сферу христианизации и подчинения Киеву. Возможно, что Юрьевская епископия была учреждена Ярославом вскоре после основания города, т. е. между 1032 и 1054 гг., скорее к началу этого временного отрезка. Юрьевский епископ обладал особыми функциями, такими же, как и глава Белгородской епархии, являясь викарием Киевской митрополии . Это заключение может быть сделано на основании того, что, по летописным сообщениям, в 1073 г. при заложении собора Печерского монастыря юрьевский епископ Михаил заменял отсутствовавшего митрополита Георгия , а в освящении в 1185 (январь 6691, на деле 6692) г. церкви Василия в Киеве вместе с митрополитом Никифором участвовал и юрьевский епископ (без имени) , при том, что, как писал Голубинский, Юрьевская епархия была «весьма невелика» . Действительно, юрьевский епископ, по этим сообщениям, не только в XI, но и в XII в. был ближайшим помощником и заместителем главы русской церкви, что сближает его с положением белгородского епископа. В рассказе Киево-Печерского патерика об освящении Печерского собора юрьевский епископ Антоний обнаруживает особое положение среди епископов, единственным выступая с персональной речью в ответ на вопрос митрополита о том, кто известил о предстоящем торжестве . Как и Белгород, Юрьев не был центром княжества и управлялся из Киева, не составлял административно-государственной единицы. Вместе с тем в летописных сообщениях 1089, 1091 и 1115 гг. интересующий нас иерарх упоминается среди епископов не на первом, а на последнем или предпоследнем местах (в 1089 г. после белгородского, ростовского, черниговского епископов; в 1091 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/438144/

Одним из славных дел царствования Иоанна Васильевича IV было завоевание Ливонии, хотя конец этого дела далеко не соответствовал его началу. Решившись возвратить России эту древнюю ее область, отнятую некогда меченосцами, Иоанн желал вместе восстановить в ней православие, которое насаждено было там первоначально, но впоследствии подавлено латинством и лютеранством, так что едва ли не в одной Риге продолжала существовать русская церковь . Намерения Иоанновы осуществлялись в Ливонии весьма быстро и успешно. Взяв (в 1558 г.) Нарву, или Ругодив, государь повелел Новгородскому архиепископу послать туда из Новгорода юрьевского архимандрита и софийского протоиерея, а из Пскова — печерского игумена и троицкого протоиерея, чтобы они крестными ходами по городу и вокруг города «очистили его от веры латинской и Лютеровой», освятили во имя Пресвятой Троицы и соорудили в замке города церковь Воскресения Христова, а в самом городе церковь Пречистой Одигитрии и другие храмы. Вскоре за тем взяв другой город, или крепость, Нейшлос (Сыренск), царь приказал и там воздвигнуть православные храмы во имя Живоначальной Троицы, святителя Николая и преподобного Илариона Великого, в день памяти которого сдалась эта крепость. Так же поступал Иоанн и по взятии Дерпта, или Юрьева (в 1558 г.), и многих других ливонских городов, больших и малых: везде он приказывал устроять православные церкви с причтами и употреблял все меры для распространения православия между коренными жителями страны — эстами и латышами . Из участников в последнем деле остался нам известным один — игумен псковского Печерского монастыря Корнилий: он обратил к православию и крестил соседних этому монастырю эстов нейгаузенских (ливонского Новогородка) и учредил у них на Агиреве Троицкую, а на Топине — Рождественскую церкви и церковные причты . Чтобы упрочить то, что уже сделано было для православия в Ливонии и обеспечить его дальнейшие успехи, правительство наше, светское и духовное, признало за лучшее открыть в Юрьеве Ливонском епископскую кафедру и возвело на эту кафедру, по всей вероятности, только что упомянутого нами игумена Корнилия под названием епископа Юрьевского и Вельядского (т.

http://sedmitza.ru/lib/text/435981/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010