На другой день по прибытии моем в Витебск, я получил письмо от благочинного села Петрова-Городища Суздальского уезда Владимирской епархии, священника Андрея Альбицкого 1935 , следующего содержания: —563— 1866 г. «Некогда я лично изъявлял желание служить под покровительством вашего преосвященства и теперь осмеливаюсь письменно повторить перед вами это желание. Под вашим руководством началась моя сознательная жизнь; под вашим же покровительством желал бы я и окончить дни свои. Вы содействовали развитию моих способностей, на служение вам желал бы посвятить и последние свои силы. Смею уверить ваше преосвященство, что какое бы место вы мне ни назначили, к какой бы ни определили должности, я никогда не употреблю во зло вашего доверия; не исполню разве только того, что будет превышать мои силы. Тогда я откровенно сознаюсь, и вы сами увидите, и сами поможете моими немощам». Священник Альбицкий, родом из села Иванова Шуйского уезда, был известен мне с детства. С ним я не только учился, но и жил вместе в продолжение многих лет, как в училище Шуйском, так и во Владимирской семинарии. Он был одним курсом меня ниже и пользовался моим руководством, о котором он и упоминает в своем письме. При дарованиях очень хороших, он не вполне был прилежен к наукам; однако ж окончил курс семинарского образования в числе лучших студентов. По окончании курса в 1842 г., он поступил на священническое место в означенное село Петрово-Городище, где я был у него в 1847 г. мимоездом из академии на родину и видел его очень приличную домашнюю обстановку. В последствии, когда я был уже на должности Синодального ризничего в Москве, до меня доходили не совсем добрые слухи о поведении Альбицкого, но с того времени, как он лишился доброй и кроткой жены, оставшись с семерыми малолетними детьми, он переменил образ жизни и вовсе оставил употребление крепких напитков. У свящ. Альбицкого был двоюродный брат, А.В. Соловьев, также мой товарищ по школьному образованию. По окончании вместе со мною в 1840 г. курса семинарии, он определен был на священническое место в Юрьевский уезд, смежный с Суздальским. Овдовевши, он явился ко мне в Москву, когда я получил уже назначе-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Со всею аристократией Харьковскою я уже ознакомился, но близкой дружбы ни с кем почти не имею, да боюсь и дружиться, потому что общество слишком велико. Допустивши близкое знакомство с одним домом, нельзя будет отказать другому, третьему и т. д. Присланная мне через Вас печатная заметка об участии в благотворительном концерте певцов, с талантами которых Витебская публика до того времени не была знакома, не удивила меня, так как я слышал об этом уже прежде. Это значит прогресс в Витебске. Задумывался духовный концерт и в Харькове, и я не препятствовал сему, но почему-то не состоялся. Впрочем, здешний архиерейский хор совсем не то, что в Витебске. Здесь один только певчий в рясе; прочие, как большие, так и малые, большею частью из мещан и разночинцев и поют по найму, по письменным договорам с регентом. Что касается взгляда на спектакли с благотворительными целями, он остаётся у меня и в Харькове такой же, какой был в Витебске. На днях явился ко мне один светский барин с просьбою о дозволении устроить маскарад с благотворительною целью; я, вместо ответа, дал ему экземпляр моей проповеди на Николин день, и с тем он ушёл. Но, спасибо, здешняя полицейская власть очень внимательна к моим воззрениям на подобные вещи, и, без предварительного сношения со мною, ничего сомнительного не дозволяет в роде, напр., жертвоприношения Авраама в живых картинах». 5-го ч. писал мне из Новгорода, с препровождением некоторых книг, бывший учитель из евреев А. Алексеев 194 : «Помня, как благосклонно принято было Вашим Преосвященством сочинение моё в 1872 г., я не мог отказать себе, чтобы не препроводить и ныне Вашему Преосвященству первый так сказать сноп новой жатвы «Беседы христианина из евреев об истинах св. веры (изд. 2)» 195 . Прошу принять и прилагаемую при сем брошюру «о Юрьевском монастыре» и снизойти к моим недостаткам; ведь это проба пера. Писав много о евреях, я желал коснуться и христианской святыни». За доставленные мне книги послано мною 5 рублей и сделано распоряжение о приглашении духовенства Харьковской епархии к выписке этих книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Свойственная митрополиту-священномученику жертвенная решимость позволила преодолеть разруху церковной жизни и в родной для него Олонии. В конце 1919 года состоялось долгожданное замещение Олонецкой и Петрозаводской кафедры – на нее был назначен первый викарий Владимирской епархии епископ Юрьевский Евгений (Мерцалов). Ранее он преподавал в Олонецкой духовной семинарии, а в 1902–1903 годах был ее ректором в сане архимандрита. Однако владыка Евгений управлял епархией всего около полугода: 7 мая 1920 года от кровоизлияния в мозг он скончался 960 . В тот же день общее собрание членов приходских советов городских церквей Петрозаводска постановило пригласить митрополита Вениамина или его викария (т.е. епископа Лужского Артемия) для погребения почившего 961 . Летом 1920 года святителя Вениамина вновь ожидали в Петрозаводске. 7 июля 1920 года общее собрание приходского совета петрозаводского кафедрального собора постановило: «Предложить всем приходским советам гор. Петрозаводска принять участие в приеме Митрополита» 962 . Однако состоялись ли эти поездки, сведений пока нет. С ноября 1918 года митрополит Вениамин принимал участие и в работе Священного Синода, но материалы об этой стороне его деятельности крайне скудны. Известно, что 25 сентября 1918 Высшее Церковное Управление постановило освободить митрополита Херсонского Платона (Рождественского) от присутствия в Св. Синоде и вызвать для присутствия в порядке очереди вместо него митрополита Вениамина 963 . Во исполнение указа Святейшего Патриарха Тихона от 13 октября (30 сентября) ему следовало прибыть в Москву на синодальные заседания в середине ноября н. ст. В связи с этим из канцелярии митрополита в Комиссариат внутренних дел С.К.С.О. было направлено заявление, составленное по всем правилам дореволюционного делопроизводства: «Удостоверяя прописанное, канцелярия Его Высокопреосвященства митрополита Петроградского считает долгом покорнейше просить Комиссариат внутренних дел сделать распоряжение о разрешении Высокопреосвященному митрополиту/.../выезда из Петрограда в Москву и обратного проезда в Петроград с правом получения проездных билетов от Петрограда до Москвы по Николаевской железной дороге 1–14 или 2–15 ноября и на обратный проезд от Москвы до Петрограда, предположенный для Высокопреосвященного митрополита 21 сего же ноября – 4 декабря нынешнего 1918 года» 964 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Посвящается его памяти Издание второе Из сборника Учено-литературного Общества при Императорском Юрьевском Университете 16-го августа 1898 года, после продолжительной тяжкой болезни, тихо отошел в иной лучший мир заслуженный ординарный профессор Московского Университета тайный советник Алексей Степанович Павлов . Со смертыо Алексея Степановича русская наука понесла тяжелую утрату, а Московский Университет лишился одного из своих талантливейших профессоров, пользовавшегося громкою и вполне заслуженною известностью в ученом мире. В самом деле, кто из русских ученых не знал имени Алексея Степановича Павлова ? Кто из лиц, хотя бы один только раз видевших его, не помнит этого величавого старца, с тонкими и строгими чертами лица, с горевшими до конца жизни юным блеском глазами, с громкою, несколько замедленною речью, постоянно поглощенного интересами науки или, как говорили про него, в бытность A. С. преподавателем Казанской Духовной Академии, студенты, его слушатели, постоянно «заряженного научными новостями»? И вот, его уже меж нами нет... Неутомимый работник, посвятивший на служение науке 40 лет неустанного труда, наконец, опочил от дел своих. На мне, едва ли не единственном ученике покойного, лежит долг помянуть добрым словом этого замечательного ученого и человека. Кроме личных воспоминаний о покойном, у меня сохранились письма A. C., писанные ко мне в продолжение моего с ним знакомства (в течение почти 14-ти лет); некоторыми из них я и воспользуюсь в своем дальнейшем изложении. A. С. родился в 1832 году в далекой Сибири и происходил из духовного сословия (был сын причетника Томской епархии). He беззаботное детство, не веселую юность сулила судьба сыну скромного причетника, который собственными силами должен был пробивать себе дорогу. Вот как вспоминает сам A. С. об этом прошлом в одном из писем (от 5-го февраля 1894 г.), написанном в ответ на мое письмо, в котором я уведомлял его о постигшем меня, вскоре по приезде в г. Юрьев, тяжком горе (о смерти моего отца): «…Что сказать мне на Ваше скорбное письмо, первое ко мне из Юрьева?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Завершил пленарное заседание выступлением кандидат исторических наук, кандидат богословия, проректор по научно-богословской работе, доцент кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Константин Костромин докладом «Социальные проекты благочиния эстонских приходов Петербургской епархии в начале ХХ века». Отец Константин рассказал об истории выделения эстонцев в отдельное благочиние из среды православных прибалтов. В благочинии существовало Санкт-Петербургское православное эстонское братство во имя священномученика Исидора Юрьевского, которое окормляло братский дом, школу и общежитие для девушек из эстонских земель. На пике своего существования благочиние включало в себя девять приходов (не только эстонских, но и прибалтийских). Такая социальная активность дала свои плоды, но уже после революционных событий 1917 года (примером яркого, самоотверженного служения является протоиерей Константин Колчин, имя которого до сих пор узнаваемо среди православных эстонцев). Но несмотря на наличие подробного описания социально-ориентированной деятельности благочиния, не удается оценить масштаб проведенной работы. Это, по словам докладчика, может быть следствием вольной системы подачи отчетной документации в епархию: зачастую подробность изложения зависела от личных отношений между правящим архиереем и благочинным. После перерыва конференция продолжилась за чаепитием в Книжной гостиной исторического здания академии. Провел второе заседание кандидат богословия, заведующий аспирантурой, доцент кафедры церковной истории СПбДА Д.А. Карпук. Доклады, прочитанные на втором заседании, позволили углубиться во взаимоотношения государства и Церкви, посмотреть на них с разных сторон: не только на отношение Российского государства к Русской Церкви, но и частично рассмотреть внешние взаимодействия империи с мировым Православием. Так, слушатели могли познакомиться с подробностями заключения различных мирных договоров между Российской империей и Турцией (XIX век), в которых прописывались права сторон по отношению к православным христианам в зависимых от султана странах (Сербия, Греция, Валахия, Румыния и т. д.). Другим примером внешнего взаимоотношения Церкви и государства стала политика немецких оккупационных властей на территории Псковской губернии в 1918 году. Здесь участники конференции смогли подробно рассмотреть условия существования Церкви на оккупированных территориях и те компромиссы, на которые пришлось пойти духовенству в период оккупации.

http://drevo-info.ru/news/25693.html

Пробыв на Святой горе три года, он получил от Афонских старцев благословение возвратиться для иноческих подвигов в Россию, на речку Кыртомку. Считая это благословение старцев за указание свыше, он возвратился в Россию. Эго было около 1878 г. По возвращении с Афонской горы, о. Адриан явился в г. Перми к епископу Вассиану, в епархии которого тогда состоял Верхотурский уезд 4 . Объяснив преосвященному подробно и откровенно о своем намерении продолжать, по благословению Афонских старцев, пустынножительство на речке Кыртомке, о. Адриан получил и от епископа Вассиана архипастырское благословение на таковую жизнь и потому без колебаний отправился на прежнее место своих подвигов при речке Кыртомке. Вместо старой землянки о. Адриан поставил здесь небольшую деревянную келлию и жил в ней целый год в полном одиночестве. На следующий год, именно 20 мая 1879 г., к о. Адриану присоединился отставной рядовой из крестьян Тульской губ. Тимофей Козьмич Шеин, тоже пожелавший проводить отшельническую жизнь. А затем прибыло к ним еще несколько человек, искавших также безмолвной жизни. Все они стали жить под руководством о. Адриана в устроенных собственными трудами отдельных келлиях, снискивая себе пропитание рукоделием, рыболовством и сбором кедровых орехов. Так, в один из первых годов существования этого небольшого общежития, собрано было орехов более чем на 500 руб. Продажа рыбы, орехов и разных отшельнических изделий производилась при посредстве уже не раз упоминавшегося родного брата о. Адриана. В 1882 г., вместо ранее арендованных двух десятин земли, о. Адриан заарендовал уже 10 десятин сроком на 24 года. После этого сподвижники о. Адриана соорудили на арендованной земле несколько необходимых зданий и молитвенный дом. Среди окрестных жителей стала распространяться молва о появлении на речке Кыртомке пустынножителей. Нашлись желающие посетить этих отшельников, и некоторые из посетителей оставались здесь для иноческих подвигов. Возникла, таким образом, монашеская община, руководителем и наставником которой был о. Адриан.

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

Сам митрополит Серафим не имел ни энергии, необходимой для открытой борьбы с усилившимся мистицизмом, на стороне которого был знаменитый и почти всесильный в то время князь А. Н. Голицын, – ни особенных побуждений для действия против Библейского общества, к трудам которого относился прежде сочувственно. Но, в силу своего положения, как первенствующий иерарх русской церкви, он должен был открыто выступить против учений, возмущавших покой церкви и смущавших совесть многих из духовенства и светского общества. Митрополит Серафим начал эту борьбу тотчас же после своего вступления на кафедру С.-Петербургской митрополии. Уже при первом своем заседании в комитете библейского общества, своим молчанием и угрюмым видом он показал несочувствие делу библейского общества. Говорят даже, будто, по выслушании отчета о действиях общества, он, сказав во всеуслышание: «так могут рассуждать только люди, не понимающие православия», вышел из залы собрания. С этого времени действия общества стали подвергаться строгой критике. В 1821 году не было торжественного, как в прежние годы, заседания общества, и отчет о действиях его, ежегодно издаваемый, вышел без обычной речи, которую всегда читал президент общества, Кн. Голицын. В речи следующего 1822 года уже намекалось на недоброжелателей общества, говорилось, что «враг человеков ищет тонкими спорами и хитросплетенными толкованиями затмить истину». Но поддерживаемое кн. Голицыным и пользовавшееся сочувствием Государя, библейское общество могло потерять силу и значение только в том случае, если бы от него отвращен был благоволительный взор Государя, а благоволение к нему Государя поддерживалось кн. Голицыным. Враги библейского общества понимали это и, для достижения своей цели, соединились с врагами кн. Голицына. Могущественный вельможа-аристократ, князь Голицын стоял на дороге временщику, выслуге, честолюбивому, малообразованному, но хитрому Аракчееву. Для низвержения своего соперника, Голицына, Аракчеев избрал орудиями интриги адмирала Шишкова, Юрьевского архимандрита Фотия и члена главного правления училищ Магницкого. Фотий постоянно и открыто осуждал действия Голицына и без всякого, конечно, иерархического права, но для возбуждения впечатления в пользу своей ревности, предал его анафеме; потом представил государю письмо, в котором, изображая вред библейского общества, просил Государя, для блага церкви, уничтожить министерство дух. дел, а другие два, т. е. народного просвещения и почтового ведомства «отнять от известной особы (Голицына)». Когда поколебалось сердце Государя, стали действовать открыто.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

сланных от Св. Синода вопросах. Благочинные рижской епархии, почти все получившие высшее образование, не замедлили составить и представить архипастырю обстоятельные сведения по его требованию. Особенною обстоятельностью и полнотой отличались сведения, представленные дерптским (ныне юрьевским) благочинным и профессором богословия в тамошнем университете протоиереем Павлом Петровичем Алексеевым. Получив нужные сведения от причтов о получаемых ими доходах на свое содержание, составил свои соображения по этому предмету и я. В начале лета по своим нуждам я отправился в Ригу и, узнав, что владыка на даче близь дороги в семи верстах от города, я явился к нему лично, чтобы представить ему свой доклад. При чём я объяснил ему, что «весьма полезно было бы всем благочинным вместе рассмотреть свои представления архипастырю и составить один общий проект. Консистории и вам самим несравненно удобнее рассмотреть одно представление, чем десять от всех благочинных, разнородные и конечно во многом несогласные. Может возникнуть недоумение и в том, какому мнению из нескольких и даже разногласных отдать преимущество. При том свое мнение в докладе я мог выразить недостаточно отчетливо, не предвидя возражений на него; при рассмотрении же его при мне, я могу защитить его и возражения против него отвергнуть. При рассмотрении общего проекта благочинных в консистории полезно присутствовать двум благочинным по избранию самих благочинных для того, чтобы в случае надобности разъяснять и отстаивать то или другое предположение общего собрания благочинных. Собранию благочинных всего удобнее быть в Риге вблизи консистории и канцелярии владыки для получения нужных справок при обсуждении того или другого предмета. Для рассмотрения частных представлений благочинных и составления одного общего проекта по означенному делу достаточно, по моему мнению, двух недель и столько же времени нужно уделить для рассмотрения общего проекта в консистории. Почему весьма важное и затруднительное дело будет решено рижским епархиальным начальством сравнительно в самое короткое время. Если кто из благочинных еще не предста-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Абрикосов и Гинзбург — нобелевские лауреаты . Нобелевскую премию по физике с англо-американцем Энтони Леггетом поделили академики Алексей Абрикосов и Виталий Гинзбург. Нобелевский комитет отметил вклад ученых в объяснение сверхпроводимости и сверхтекучести — за эти свои труды Абрикосов и Гинзбург еще в 1966 году получили Ленинскую премию. - С.63. Жизнь в кредит: даже процентные ставки не могут напугать россиян. Объем банковских кредитов физическим лицам за год почти удвоился, перевалив за 10 млрд долларов. Россияне массово покупают в кредит мобильные, начинается бум автокредитов. Кредиты на лечение еще редки, ипотека ничтожна. Российские кредитные ставки в  среднем  в 4 раза  выше европейских. Кроме объявленных ставок банки берут разные          дополнительные сборы и реальный процент порой превышает 50% годовых. Но потребительский спрос и кредитная беспечность сильнее. - С.63. Серафим Саровский: 100 лет со дня канонизации. В Дивееве и Сарове 29 июля открылись всероссийские торжества, посвященные 100-летию канонизации преподобного Серафима Саровского. Для Русской Православной Церкви этот юбилей — главное событие года. Впервые в истории заседание Синода прошло не в столице, а в Сарове. Для журнала «Фома» эти торжества также стали знаковыми: по заказу Нижегородской епархии был подготовлен первый спецвыпуск «Фомы» (их потом выйдет более 15), а журналисты редакции участвовали в организации и работе пресс-центра. - С.63. Уходят из жизни : Питирим (Нечаев), митрополит Волоколамский и Юрьевский; Юрий Щекочихин, журналист-расследователь и общественник; Кир Булычев, известнейший советский писатель-фантаст;           Расул Гамзатов, аварский поэт, писатель, публицист и политик; Гейдар Алиев, президент Азербайджана. - С.63. Второй раздел: «О чем писал “Фома”»  (С.64-67) воспроизводит      одну из публикаций 2003 года [Фома. - – 2003. – С.83-85]: Фотинья. Как жить с таким человеком? Искренний и глубокий рассказ о жизни семьи, в которой жена верующая, а муж нет. Героиня этой волнующей  душу истории пытается честно разобраться в происходивших событиях, показывает собственные заблуждения и ошибки, и то, как услышанные от православного священника, неожиданные для нее слова, что жена должна просто любить своего мужа, перевернули ситуацию в их доме и судьбе. Недаром, заключительная часть этого по сути исповедального текста выглядит так: «Я не знаю, наступит ли время, когда мы  вдвоем (втроем) пойдем к Чаше со Святыми Дарами, встанем дома на молитвенное правило, будем помнить посты и церковные праздники. Я знаю только одно: мой муж — неизмеримо лучше и выше меня по своим человеческим качествам. И любить он умеет лучше и крепче, и смиряться, и терпеть. Поэтому меня уже давно гораздо сильнее тревожит другой вопрос:      А КАК ЖИТЬ С ТАКИМ ЧЕЛОВЕКОМ, КАК Я? Вот что нужно поскорее решить. Пока такая мысль не возникла у моего супруга. А то ведь... Помоги, Господи!»]. Фото Нелли Гавриловой//Фома. - — ноябрь 2020. –  С.64-67. – (раздел « Культура »)

http://foma.ru/bibliografija-foma-11-211...

М., 1970. Т. 1. 26-28; 1998. Т. 3 [в соавт. с П. Г. Гайдуковым]. С. 21-22, 115). Это наводит на мысль, что названные наречения состоялись еще до внесения имен Б.-Романа и Г.-Давида в святцы, хотя и были следствием почитания князей-мучеников в рамках княжеского рода. В таком случае установление праздника 24 июля при Ярославе следовало бы расценивать как местную канонизацию внутри Киевской епархии (в к-рую входил Вышгород), а общерус. прославление отнести к 1072 г. Датировка общерус. канонизации 1088 г. (А. Н. Ужанков) выглядит неоправданно поздней и основывается на весьма спорной предпосылке, будто ЧН стало первым житийным произведением о Б. и Г., тогда как СС таковым быть якобы не могло (так думал и С. А. Бугославский); против говорит и упоминание Б. и Г. в перечне святых в берестяной грамоте 906, к-рая стратиграфически приходится на 3-ю четв. XI в. ( Янин В. Л. , Зализняк А. А. Берестяные грамоты из раскопок 1999 г.//ВЯ. 2000. 2. С. 6). Наглядным свидетельством быстрого и повсеместного на Руси распространения церковного почитания Б. и Г. может служить внесение памяти 24 июля в месяцесловы; с кон. XI - нач. XII в. она встречается в них постоянно: в месяцеслове Мстиславова Евангелия (нач. XII в.), Юрьевского Евангелия (1119/28 г.), Добрилова Евангелия (1164 г.) и мн. др. Характерно, однако, что ее проникновение в южнослав. месяцесловы фиксируется не ранее 1-й трети XIII в. (серб. Евангелие - Vat. Slav. 4. Fol. 267: Турилов А. Две забытые даты болгарской церковно-политической истории IX в.//Palaeobulgarica=Старобългаристика. 1999. Т. 23. 1. С. 18. Примеч. 10), что может служить еще одним аргументом в пользу датировки общерус. канонизации Б. и Г. не ранее 1072 г. В древнерус. богослужебных книгах память 24 июля со 2-й пол. XII в. сопровождается знаком креста в круге, отмечавшим главные после двунадесятых церковные праздники. Др. памяти Б. и Г. сильно уступают ей по частотности упоминания. Память перенесения мощей в 1072 г., 20 мая, встречаясь в ряде Прологов XIV-XV вв. (в сохранившихся месяцесловах она отсутствует), затем сливается со значительно более распространенной памятью перенесения в 1115 г., 2 мая, к-рая фиксируется со 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/153171.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010