В ЭПЦ МП существует паломнический центр. Во мн. храмах действуют воскресные школы для детей и взрослых, организуются детские лагеря. Дети в воскресных школах среди прочего обучаются церковному пению. Церковные хоры, в т. ч. детские, созданы во многих храмах. Укреплению традиций церковного пения способствует проведение с 1994 г. фестиваля правосл. духовной музыки «Credo», приуроченного к празднику Рождества Пресв. Богородицы. Он ежегодно проходит не только в Таллине, но и в др. городах Эстонии. Концерты фестиваля пользуются большой популярностью среди эстонцев. Считая основой архипастырской деятельности богослужебное окормление всей правосл. паствы, К. ввел практику обязательного посещения в течение года всех приходских храмов Эстонии. К. активно способствует расширению почитания святых, жизнь и подвиг к-рых связаны с Эстонской землей; по его ходатайству патриарх Алексий II указом от 22 июля 2002 г. установил празднование Собору святых земли Эстонской (пам. 18 нояб.). К 90-летию образования епископской кафедры в Таллине (Ревеле) учреждены орден 3 степеней и медаль 2 степеней сщмч. Исидора Юрьевского. 27 мая 2009 г. Синод РПЦ удовлетворил прошение К. о назначении ему в помощь по делам управления Церковью викарного епископа; епископом Нарвским, викарием Таллинской епархии, был определен архим. Лазарь (Гуркин) , его хиротония состоялась 21 июля того же года. Решением Синода РПЦ по докладу К. 30 мая 2011 г. в составе ЭПЦ была образована самостоятельная Нарвская епархия, к-рую возглавил еп. Лазарь с титулом «Нарвский и Причудский». В связи с созданием новой епархии и др. изменениями 15 мая 2012 г. состоявшимся в Таллине Собором ЭПЦ МП была принята новая редакция Устава ЭПЦ. К. награжден орденами св. Владимира 3-й (1973), 2-й (2004) и 1-й (2014) степени, прп. Сергия Радонежского 3-й (1985), 2-й (1999) и 1-й (2009) степени, св. Даниила Московского 2-й степени (1994), свт. Иннокентия, митр. Московского, 3-й (2000), 2-й (2008) и 1-й (2013) степени, орденом ЭПЦ МП св. Исидора Юрьевского 1-й степени (2008).

http://pravenc.ru/text/Корнилия ...

Маия в 1 де[нь] по указу великого государя и по писму за пометою дьяка Ивана Иванова кормовых денег Углецкого уезду вотчины Симонова монастыря села Веси Егонской крестьянской жонке Марье, которая сидит за приставом в смертном убивстве, по две денги на день. А на пятнатцать дней пять алтын. Те денги пять алтын ис прииму Якова Корницкого. Росписка на указе. Того ж числа по указу великого государя и по выписке за пометою дьяка Ивана Иванова велено в дом Преосвященнаго Илариона, митрополита Суздалского и Юрьевского , домовых ево людей и вотчинных ево крестьян и ево епархии в Суздале, в Юрьеве Полском, в Шуе да патриарши епархии в Володимере, в Луху и тех городов в уездех все монастыри, и слуг, и служебников, и вотчины их со крестьяны денежными и хлебными зборы и всякими делами кроме духовных дел, и Троицы Сергиева и Новодевичья монастырей вотчинных крестьян ведать столнику Ивану Кологривову. А в тех вышеписаных городех воеводам и приказным людем никакими делами (Л. 38 об.) не ведать и в монастыри, и в вотчины никого ни почто без послушных грамот из Монастырского приказу не посылать. И о том к нему, Ивану, и в вышеписанные городы к воеводам грамоты. А от печати тех грамот, и за воск, и приказным людем за работу доведетца дать дватцать два рубли дватцать восмь алтын две денги. Те денги дватцать два рубли дватцать восмь алтын две денги им прииму Якова Корницкого. Те вышеписанные денги Преосвященного Илариона, митрополита Суздальского и Юрьевского, стряпчей Борис Бушуив взял и росписался. Маия в 2 де по указу великого государя и по писму за пометою дьяка Ефима Зотова куплен в Монастырской приказ в повытье подьячего Федора Раманова на переписные книги и на всякие приказные дела сундук Коробейного ряду у Ивана Филипова. Дано рубль шеснацать алтын четыре денги. Те денги рубль шеснатцеть алтын четыре денги ис прииму Якова Корницкого. (Л. 39) Маия в 18 де[нь] по указу великого государя и по писму за пометою дьяка Ивана Иванова в Печатной приказ печатных пошлин с наказу, которой дан стольнику Степану Митусову, и велено переписывать в Нижегородцком уезде в Закудемском стану да в Свияжску и в Свияжском уезде монастыри и патриарши, и архиерейские, и монастырские вотчины, два рубли. Те денги два рубли ис прииму Якова Корницкого. Те денги Степан Митусов взял и росписался.

http://sedmitza.ru/lib/text/10159754/

Служение о. Вениамина в Рижской епархии совпало с установлением в ней празднования памяти священномученика Исидора, пресвитера Юрьевского († 8 января 1472), и 72-х его прихожан, пострадавших за православную веру в г. Юрьеве Ливонском (ныне Тарту). Впервые этот праздник совершался во всех храмах епархии 8 января 1898 года. В С.-Петербурге в честь св. Исидора Юрьевского вскоре было основано православное эстонское братство, председателем которого в 1910–1917 годах станет епископ Вениамин. В образцовой школе при Рижской семинарии велись собеседования со старообрядцами и сектантами, в них иногда участвовали и воспитанники шестого класса. Интересуясь постановкой миссионерской деятельности, о. Вениамин присутствовал почти на всех этих беседах 132 . В Риге о. Вениамину пришлось преподавать меньше года. При нем семинарию закончил будущий епископ Мадонский Александр (Витоль Адам Александрович; 5 июня 1876 – 30 июля 1942). В условиях гитлеровской оккупации Латвии епископ Александр сохранил верность Московской Патриархии. 12–13 августа 1898 года иеромонах Вениамин получил повышение: он был определен инспектором Холмской духовной семинарии, в которой стал также преподавать Священное Писание в V классе. Город Холм (ныне Хелм, Польша) издревле представлял собой оплот православия на польской земле, но в XVII-XVIII веках здесь насильственно насаждалась уния. Холмские униаты воссоединились с Православной церковью только в 1875 году. 9 сентября, вскоре после приезда о. Вениамина в Холм, духовная семинария праздновала начало учебного года. Божественную литургию в семинарском Свято-Леонтиевском храме совершал в тот день епископ Люблинский Тихон (Беллавин; 19 января 1865 – 7 апреля 1925 – святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России), а проповедовал за службой новый о. инспектор. Владыка Тихон, бывший в 1892–1897 годах ректором Холмской духовной семинарии, продолжал уделять ей много внимания и в епископском сане как викарий Холмско-Варшавской епархии. Но он недолго оставался епископом Люблинским: 14 сентября 1898 года его назначили на кафедру Алеутскую и Аляскинскую. Православный Холм устроил владыке торжественные проводы. 4 октября епископ Тихон служил прощальную литургию в семинарской церкви. Ему был поднесен адрес, покрытый подписями всех служащих в семинарии 133 . Так в далеком Холме впервые скрестились пути двух тогда еще молодых священнослужителей Русской Православной Церкви, ныне прославленных в лике святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Другой вечевой город, Псков, по-прежнему все хлопотал об освобождении своем от власти новгородских владык. Получая постоянно отказы, псковичи дошли наконец до того, что в 1468 году порешили управляться в церковных делах сами собой без владыки, чрез двоих выборных священников. Владыке, который, встревоженный этой новостью, приехал в Псков, сказали, что учрежденное ими церковное самоуправление необходимо, потому что в это последнее время смущение явилось великое – владыке всего и рассказать нельзя. Они принуждены были отступиться от своего решения уже в 1470 году, по требованию самого великого князя и митрополита Филиппа. Вече не раз делало распоряжения, которые мог делать один владыка, например, в 1468 году отлучило от службы вдовых попов и дьяконов. Даже после падения Новгорода, когда владыки новгородские сделались органами сильной московской власти, псковичи постоянно раздражали их своим непокорством. Первого епископа (Мисаила) Псков получил уже при учреждении патриаршества. Число всех епархий в Московской митрополии после отделения от нее Киевской простиралось до 10, но в епархиальном делении происходили по временам разные перемены, из которых замечательны: учреждение в 1555 г. новой Казанской епархии, переведение Пермской епархии в Вологду (в начале XVI века), присоединение к Московской митрополии Смоленска (при Василии Иоанновиче) и Полоцка (при Грозном) с их епархиями; при Грозном у немцев взят старинный русский город Юрьев и устроена новая Юрьевская епархия. Польский король Стефан Баторий опять отнял у России и Юрьев и Полоцк; Полоцкая епархия снова отошла к Киеву, а Юрьевская была закрыта. Епархия митрополита через отделение от нее киевской половины значительно уменьшилась, но все еще была слишком обширна и после этого; она обнимала собою нынешние епархии: Московскую, Костромскую, Нижегородскую, Вятскую, Курскую, Орловскую и значительные части Владимирской, Архангельской, Новгородской и Тамбовской. После падения Орды сарайский епископ (с 1454 года) стал жить в Москве на Крутицах и сделался как бы викарием митрополита. Органы епархиального управления

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

31 мая 2001 г. указом Священноархимандрита Свято-Троицкой Сергиевской лавры Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия назначен экономом Объединенного хозяйства Троице-Сергиевской лавры и Московских духовных школ. 26 декабря 2002 г. на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви определен быть епископом Нижегородским и Арзамасским. 1 февраля 2003 г. в домовом храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции Свято-Данилова монастыря чин наречения архимандрита Георгия (Данилова) во епископа Нижегородского и Арзамасского совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Солнечногорский Сергий, управляющий делами Московской Патриархии, Волоколамский и Юрьевский Питирим, Чебоксарский и Чувашский Варнава, Черновицкий и Буковинский Онуфрий, архиепископы Витебский и Оршанский Димитрий, Истринский Арсений, Гомельский и Жлобинский Аристарх, Верейский Евгений, епископы Орехово-Зуевский Алексий, Ярославский и Ростовский Кирилл, Магаданский и Синегорский Феофан, Дмитровский Александр, Брянский и Севский Феофилакт, Тамбовский и Мичуринский Феодосий. 2 февраля 2003 г., в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил хиротонию архимандрита Георгия во епископа Нижегородского и Арзамасского. Его Святейшеству сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Солнечногорский Сергий, управляющий делами Московской Патриархии, Волоколамский и Юрьевский Питирим, Чебоксарский и Чувашский Варнава, Черновицкий и Буковинский Онуфрий, архиепископы Витебский и Оршанский Димитрий, Истринский Арсений, Гомельский и Жлобинский Аристарх, Верейский Евгений, епископы Орехово-Зуевский Алексий, Ярославский и Ростовский Кирилл, Магаданский и Синегорский Феофан, Дмитровский Александр, Брянский и Севский Феофилакт, Тамбовский и Мичуринский Феодосий. Учитывая значение Нижегородской епархии в жизни Русской Православной Церкви и во внимание к усердному служению Церкви Божией епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий 24 февраля 2006 г. удостоен возведения в сан архиепископа.

http://bogoslov.ru/person/1242918

Осада Полоцка войсками Иоанна Грозного в 1563 г. Гравюра из аугсбургского летучего листка «Правдивые и ужасные известия о жестоком враге московите». 1563 г. Осада Полоцка войсками Иоанна Грозного в 1563 г. Гравюра из аугсбургского летучего листка «Правдивые и ужасные известия о жестоком враге московите». 1563 г. Занятие рус. войсками территорий на северо-востоке совр. Эстонии открыло возможности для развития здесь миссионерской деятельности правосл. духовенства. Важную роль сыграл игумен Псково-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря прмч. Корнилий. Как сообщается в «Повести о начале и основании Печерского монастыря», он «люди Новаго городка ливонскаго, чюдь называемыя, христианской вере научи, и святым крещением просвети, и в них презбитеры и клирики устрои» (Повесть. 1831. С. 8). В деревнях Агеро и Топинна им были построены храмы. В 1560/61 г. Иоанн IV пожаловал мон-рю обширные земли в этом районе. Состав населения на занятых русскими войсками эст. землях (их адм. центром был взятый в 1558 Дерпт (Юрьев)) к нач. 60-х гг. XVI в. заметно изменился. Туда были направлены писцы, производившие раздачу земель рус. помещикам. Кроме того, в занятых городах постоянно «годовали» большие группы новгородских помещиков. В тех же городах находились и крупные отряды стрельцов: в 1577 г. в Юрьеве несли службу 560 чел. Для них была создана сеть храмов и возникла необходимость в церковном центре, к-рый осуществлял бы управление клиром. Вопрос об учреждении на территории Ливонии правосл. епархии, по-видимому, обсуждался уже в нач. 60-х гг. XVI в. В законченной в это время Степенной книге указывалось, что при кн. Ярославе Мудром в Юрьеве были правосл. епископы, подчинявшиеся Киевскому митрополиту, но потом немцы «епископию Юрьевскую от истинного благочестия в латыньское бискупство претворишя» (Степенная книга. 2008. С. 381). В Новгородской II летописи отмечено, что 14 окт. 1571 г. в Новгород приехал еп. Корнилий «новой с города Юрьева Ливонского» (ПСРЛ. Т. 30. С. 160). Наименование епископа «новым» говорит о том, что образование кафедры и поставление епископа произошли сравнительно незадолго до этой даты. Судя по преамбуле решений церковного Собора 1580 г., этот епископ именовался как «Юрьевской и Вильянской» (Вильян, Феллин, ныне Вильянди). В авг. 1572 г. еп. Корнилий снова побывал в Новгороде, когда там находился царь, вероятно дававший ему указания, как руководить епархией. Кафедральным собором нового епископства стал собор католич. кафедры. В городе находились др. правосл. храмы и муж. мон-рь. В преамбуле решений Собора 1580 г. упоминается Корнилий как Юрьевский епископ, но его подписи под текстом нет, а в записи 1578 г. об установлении местного почитания прп. Иосифа (Санина) Волоцкого упоминается Юрьевский еп. Савва. Источники не дают возможности разрешить это противоречие.

http://pravenc.ru/text/2110471.html

Алексей Михайлович устранил главное препятствие - просто передал землю в собственность Петропавловской церкви. Последовавшее очередное прошение игуменьи, жертвовавшей, кстати, на устройство на новом месте вверенной ей обители 5000 рублей серебром из собственных средств, не могло не встретить поддержки и в епархии, и в Святейшем Синоде. 20 июля 1874 г. «устроявшаяся обитель торжественно освящена была высокопреосвященнейшим Антонием».  Игуменья Пульхерия управляла Введенским монастырём с 1847 г. и умерла 14 октября 1881 г. Ещё одной старейшей насельницей юрьевского женского монастыря (поступила в 1843 г., пострижена в монашество в 1864 г.) была сестра Клавдия. С 1871 г. она казначея, а в 1891 г. - настоятельница Петропавловского монастыря. Несмотря на возраст (родилась в 1824 г.), игуменья Клавдия была очень энергична. Её заботами в 1892-1902 гг. построена очень красивая колокольня в русском стиле высотой около 60 метров. Еще не будучи игуменьей, Клавдия в 1886 г. при содействии крестьянина с. Петровское Юрьевского уезда Григория Лаврентьевича Карзова устроила внутри монастыря, с восточной стороны, предназначавшийся для общежития деревянный корпус. Но только став настоятельницей, она смогла открыть в нём церковно-приходскую школу, которая отличалась благоустроенными службами и приличным оборудованием: 11 новейшего образца парт, шкаф для библиотеки, присланные братством святого Александра Невского учебники и принадлежности. Из подаренной Карзовым сарпинки 24 ученицам были сшиты форменные платья, что придало школе «особенно красивый и опрятный вид». Разместив у себя девочек на учебное время, сестры избавили их от необходимости ежедневно ходить в школу издалека. По распоряжению совета братства святого Александра Невского заведующей школой стала игуменья Клавдия, законоучителем-священник Д.Ф. Сахаров. Давать уроки рукоделия изъявила желание известная мастерица, послушница монастыря Л.И. Кокушкина, по классу пения - послушница А.А. Пенская, дочь дьякона, обладавшая «достаточным умением обучать пению при посредстве скрипки».

http://sobory.ru/article/?object=03159

3) КЕЛЬИ же все деревянные. До учреждения Духовных Штатов было за ним 255 душ крестьян, а по состоянию тех Штатов положен он в 3 классе. Богоявленский Удомельский монастырь См. Удомельский Богоявленский. Богоявленский Юрьевский Балахонский монастырь См. Юрьевский Богоявленский Балахонский. Богуславский Николаевский монастырь Заштатный мужской Киевской Епархии. Находится при Поветовом (уездном) городе Богуславе, от которого и название своё имеет, над рекой Росью, в панстве Ревуцкого, на горе, окружённой оврагом, расстоянием от Киева в 137, а от Богуславля в 2 вёрстах. О построении оного письменных сведений, по причине многократных разорений и опустошений, которых монастырь претерпевал от Татар и от Запорожского старшины Орлика, никаких не имеется. Да и после всех сих несчастных на него нападений занят он был водворением Униатов до 1768 года. Уже в сем году присоединён от Унии к благочестию. Но и тогда за неимением настоятелей находился в расстройстве. Наконец от случившегося в 1787 году пожара пришёл ещё в большее разорение. Старожилы же Богуславские уверяют, что этот монастырь заведён неким Полковником, жителем Богуславским, пребывшим непоколебимо в благочестивом исповедании. А что существовал он ещё в XVIII столетии, сие доказывается тем, что после разорения его от Татар и Орлика сыскана пастухами в одном старинном дуплистом дереве книга, печатанная в Чернигове 1685 года, Марта 1 дня и хранящаяся доныне в монастыре сем, называемая цветная Триодь, в которой по листам написано: «Сия книга куплена с початку Тимофеем козаком, который дал пять коп., а остаток пять коп. дало братство, она повинна зоставати в Богуславском монастыре». Строения в монастыре сем ныне следующие: 1) ЦЕРКОВЬ главная во имя св. Николая Чудотворца, по которой именуется и монастырь Николаевским, деревянная на каменном фундаменте с погребами; 2) ЦЕРКОВЬ во имя Успения Божьей Матери с трапезой деревянная; 3) КОЛОКОЛЬНЯ при Николаевской церкви; 4) КЕЛЬИ Настоятельские на каменном фундаменте, и братские без оного все деревянные.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В старинные времена церковь существовала в честь Св. Пророка Илии, почему и самое село названо Чернцами-Ильинскими. В настоящее же время церковь в селе – в честь Святителя и Чудотворца Николая; зданием каменная, с таковою же колокольнею и оградою; построена в 1819 году усердием прихожан; престол в ней один, холодный. При сей церкви имеется теплая, каменная же, церковь – с одним престолом во имя Св. Пророка Илии. Из св. икон, находящихся в церкви, по древности своей замечательны: икона Знаменской Божией Матери и икона Св. Пророка Илии. Копии метрических книг с 1802 года и исповедных росписей с 1829 года хранятся в целости. Опись церковного имущества есть и хранится в церкви. Земли при церкви усадебной, сенокосной и пахотной 34 десятины. Документов на землю при церкви не имеется. Причта при церкви положено: священник и псаломщик. На содержание причт получает: процентов с церковного капитала 4 р. 75 к., от земли 35 р., от сбора хлебом 20 р. и за требоисправления 305 р., а всего в год 364 р. 75 к. Священник имеет собственный дом, а псаломщик – церковно-общественный. Приход: село и деревни: Иваново, Семьиново, Захарово, Поповское, Трясцино, Ярумино, Гридькино, Кощеево, Декарино, и Власьево. – Расстоянием от церкви деревни находятся от 1 до 7 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. Всех дворов в приходе 130, душ мужеского пола 521 и женского пола 575 душ. В селе с 1886 года открыто земское народное училище. Юрьевское на Молохте Село Юрьевское, на речке Молохте, от уездного города находится в 26 верстах и от губернского города в 120 верстах. Существующая в селе церковь построена в 1829 году тщанием помещицы Прасковьи Дмитриевой Алалыкиной и доброхотных жертвователей; зданием каменная, с таковою же колокольнею; ограда деревянная с каменными столбами. Престолов в церкви два: в холодной – в честь Св. Великомученика Георгия Победоносца и в теплой – во имя Святителя и Чудотворца Николая. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1802 года и исповедных росписей с 1829 года. Опись церковного имущества имеется и составлена в 1882 году.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

после переяславского, владимирского и черниговского; в 1115 г. после черниговского и переяславского епископов и белгородского попа) . Поппэ, обративший внимание на такое место епископа, счи-. тает, что это не позволяет согласиться с установлением какого-то особого административного статуса юрьевской кафедры . Однако обе группы свидетельств могут не опровергать, а дополнять друг друга. Поскольку противоречащие сообщения относятся не к одному году и не к одним и тем же епископам, а к разным, можно думать, что юрьевский епископ выполнял функции викария тогда, когда это не мог делать белгородский, являвшийся и администратором над территорией Киевской земли, кем юрьевский иерарх не был. Вместе с тем и центр ориентированной на юг от Киева епархии не все время был в Юрьеве. В 1095 г. Святополк построил новый город Святополч и переселил туда юрьевского епископа с юрьев-цами и жителями других городов . Во второй половине XII в. вместо юрьевского епископа упоминается каневский. Еще в 1147 г. во время поставления митрополитом Климента Смолятича участвовавший в соборе епископ Дамиан назван «гюргевским» , но, когда через семь лет в 1154— начале 1155 г. митрополита в Киеве не было, киевляне, уставшие от междоусобной борьбы за княжеский стол и нападений половцев, послали «епископа Демьяна Каневского» к Изяславу Давыдовичу Черниговскому в качестве посла с приглашением княжить . В константинопольском перечне русских епископий, относящемся к 1160-м годам, также упоминается Канев, но нет упоминания какой-либо другой южной кафедры . Канев в середине XII в. был местом, где разрабатывалась военная стратегия борьбы с полем и имело место несколько княжеских «снемов» против половцев . Упоминается русская кафедра на р. Роси и в дополнении к константинопольскому перечню кафедр конца XII в., относящемся к более позднему времени, XIII—XIV вв., где она названа «святым Георгием» . Известно, что церковь Георгия в Каневе была заложена в 1144 г. По представлениям средневекового человека, Георгий был бесстрашным воином-змееборцем, покровителем землевладельцев и воинов . Правда, мы не знаем названия кафедральной церкви в Юрьеве; возможно, что она также носила имя ее основателя — Георгия, и тогда это последнее упоминание может относиться не к Каневу, а к Юрьеву. " Но указанные сообщения заставляют считать, что когда-то между 1147 и 1154 гг. кафедра была перенесена с верховьев Роси в ее низовье в Канев, что может быть связано, скорее, не со случайными обстоятельствами, например с пожаром юрьевского собора, но с усилением опасности со стороны степи в эти годы и с увеличением роли Канева, ставшего местом отдельного княжения. Епископ города Канева, как и подобало главе Юрьевской епархии, выступал в сообщении 1154 г. представителем киевлян и заместителем отсутствовавшего митрополита, что вновь говорит об особой, не только епархиальной, но и киевской, компетенции главы пограничной с полем кафедры .

http://sedmitza.ru/lib/text/438144/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010