Однако, за материальной скудостью и за разбросанностью населения, да и по другим причинам, это оказалось невозможным. Сколько было на первый раз учреждено Владимиром епархий, остается неизвестным. Летопись Никоновская кроме Новгорода называет прямо четыре города и потом прибавляет: «и по иным многим градом епископы (митрополит) постави». При Владимире открыто было семь епархий, да еще Тмутараканская – восьмая. Шесть епархий были открыты в удельных городах, а именно: Владимире Волынском, Турове, Полоцке, Новгороде, Ростове и Тмутаракане; в городе, не бывшем удельным, но самым старшим после Киева, Чернигове и городе, не имевшем никакого гражданского значения – Белгороде. В этом, не имевшем в гражданском отношении значения городе, Владимир учредил архиерейскую кафедру из-за того, , назначив престольным городом митрополита не Киев, а Переяславль, он хотел иметь в епископе Белгородском такого архиерея, который бы в потребные времена мог совершать в Киеве архиерейские служения и вообще был для него – великого князя – архиереем, так сказать, придворные episcopus curialis, каковые бывали у других государей, а потом желал дать в нем митрополиту как бы викария и помощника. После Владимира до нашествия монголов было открыто в России еще ровно столько же епархий, сколько было открыто им, т. е. восемь: Переяславльская и Юрьевская при Ярославе, Смоленская в 1137 г., Галичская 1165 г., Рязанская 1207 г., Владимир-Кляземская в 1214 г., Перемышльская 1220 г. и Угровская, незадолго до нашествия Монголов. Всех епархий к нашествию монголов, т. о., должно было быть 16, но так как одна из них – Тмутараканская, вместе со своим княжеством, прекратила существование в конце IX или начале XII в., то их было 15. Пятнадцать епархий на всю целую Русь. В сравнении с Грецией, это было до крайности мало. Владимир, открывший весьма малое количество весьма обширных епархий по необходимости, положил этим, так сказать, принцип немногочисленности и обширности епархий. Весьма вероятно, что и князья не имели особенной охоты учреждать епархии, ибо сии учреждения должны были сопровождаться для них весьма чувствительными расходами, – на построение приличных кафедральных соборов, на обеспечение кафедр – землею и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

По последним данным, от XI по XIV век сохранилось 226 славянских ру­кописей «Нового Завета», в том числе Евангелий, полных и неполных, 133 списка. Кроме того, имеется немало рукописей библейского содер­жания XV-XVIII вв. 47 . В результате исследований обозначились четыре редакции древнеславянского перевода Новозаветных книг, одинаковые для Евангелия и Апостола 48 : 1) древнейшая югославянская, более или менее первоначальная Кирилло-Мефодиевская; 2) древняя русская, ведущая свое начало от южнославянских образ­цов века Симеонова; 3) русская XIV века, усвояемая святителю Московскому Алексию, и 4) русско-болгарская, содержащаяся в Библии 1499 года. Особую ценность для реконструкции первоначального греческого тек­ста Нового Завета имеет первая редакция. Анализ рукописных свидетельств этой редакции показывает, что образцом для древнего Кирилло-Мефодиевского перевода послужила антиохийско-константинопольская рецензия, в основе которой лежали лучшие греческие кодексы IV-X вв. Важнейшими представителями первой редакции являются: Зографское глаголическое четвероевангелие XI века 49 , Остромирово Евангелие 1056 – 1057 г. 50 , Охридский и Слепченский Апостолы XII века, Толковый Апостол 1220 го­да, Никольское четвероевангелие XIV века и Четвероевангелие и Апо­стол в пергаментной рукописи 1404 года и др. Вторая редакция, древнерусская, прослеживается преимущественно в литургических списках: Архангельское Евангелие (1092 г.), Румянцевское (1164 г.), Мстиславово (до 1117 г.), Юрьевское (1119–1128 гг.), Милятино (1260 г.) и др. Чрезвычайный интерес представляет третья редакция, усвояемая святителю Алексию. Заслуживает внимания самый повод, по которому первосвятитель русский предпринял свой труд перевода Нового Завета на сла­вяно-русский язык. Вместе с московскими князьями св. Алексий был ревностнейшим носителем великой мысли собирания Руси в единое все­российское государство с Москвою во главе. Сознавая, что могущественной опорой государственного единства является единство церковное, он дея­тельно заботился о расширении и укреплении влияния Московской мит­рополии. С самого начала своего святительского служения в сане митро­полита всероссийского св. Алексий должен был вести постоянную и упор­ную борьбу с юго-западными претендентами на русскую митрополию и ее епархии. В этой неустанной борьбе за сосредоточение в Москве власти как государственной, так и церковной у него возникает великая мысль освободить Русь и от книжно-литературного влияния юго-запада путем создания самостоятельной славяно-всероссийской или киево-московской редакции церковно-богослужебного текста Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tekstua...

Т. 5. Ч. 1. С. 14. 9617). Резолюция на докладе учрежденного при Лавре собора о разрешении недоумения, какому ведомству принадлежит Троицкое подворье: «Ответствовать Консистории, что к ея обязанности относится наблюдение за архиерейским домом Московской кафедры; а Троицкое подворье, принадлежащее Лавре, в ведении Лавры и должно оставаться» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 72. 9732). 2 апреля. Издан высочайший указ об «обязанных крестьянах», дававший право помещикам освобождать своих крестьян с земельными наделами. Письмо архиепископу Парфению (Черткову) : «Боюсь быть вам в тягость, докучая вам о деле, для меня постороннем. Но благоволите разсудить, что у меня в деле о Юрьевской кладбищенской церкви не может быть никаких моих видов; а только жаль отталкивать людей, докучающих по чувству благочестия . Капитал они увеличили. Землю крестьяне им отдают; притом она, говорят, издавна была церковною. Так препятствия устранятся. А то что за беда, что в городе будет одною церковию больше? Вы знаете Сергиевский посад: он уже имеет две кладбищенских церкви, и третью разрешено Св. Синодом строить. Пусть православные радуются, принося жертвы Богу; и Бог да благословляет их» (ПО. 1872. Кн. 2/3. 9. С. 44. 33). 3 апреля. Резолюция на выписке из реестра консистории по прошению жены бывшего дьячка о дозволении ей приискивать кандидата на место мужа, а дочери жениха: «...преосвященный имел причину неудовлетворить в просьбах Никифоровой без согласия священника и прихожан, потому что муж ея предан суду за участие в воровской шайке и потому прихожане, может быть, опасаются, чтобы он не утвердился при детях на прежнем жительстве» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 14. 9618). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «О Дивеевской и прочих обшинах Нижегородской епархии дело дошло до Св. Синода по движению, данному министром внутренних дел, а не Преосвященным. Полагается утвердить общину, но еще не знаю, как сие совершится. Потребно Высочайшее соизволение, чтобы две общины Дивеевские соединить в одну, я говорил.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Мои родные Ивановские, не находя удобным посетить меня, но желая, между тем, видеть меня в новом украшении, просили сделать фотографический портрет и прислать им. Надобно было удовлетворить столь естественному желанию ближайших родных. Подобного желания, думаю, не чужды и вы, и потому, посылая при сем мой портрет и несколько карточек, надеюсь доставить вам некоторое удовольствие; портрет собственно для вас, а карточки разделите между детьми. Не могу не поделиться с Вами и избытками моего достояния. Посылаю Вам вместе с сим 200 рублей». 11-го числа писал мне из Москвы Ив. Ив. Четвериков: «Для 25ти церквей Витебской епархии в память Матфия Ивановича Титова назначено послать вашему преосвященству: 25 Потиров с принадлежностями. 25 Дарохранительниц. 25 Дароносиц. 25 Водосвятных чаш. 25 Всенощных блюд. 25 Кадил. Что уже заказано и будет послано в сентябре месяце». 14-го июля совершилось в Москве в Ставропигиальном Донском монастыре торжество, сходное по существу, но далеко неодинаковое по форме, по внешней обстановке, с торжеством, бывшим 5-го августа минувшего 1867 г. в Троицкой Сергиевой Лавре 113 . Разумею празднование пятидесятилетия архиерейства, управлявшего означенным монастырем, члена Св. Синода, Преосвященного Архиепископа Евгения. Преосвященный Евгений (Казанцев) священнический сын, род. в селе Беляницыне Юрьевского уезда Владимирской губернии 30 июля 1778 г. Оставшись 5ти лет сиротою, лет десяти отдан был в Троицко-Сергиевскую Семинарию и кончил в ней учебный курс в 1800 году. По окончании курса, был учителем и затем профессором в Новоучрежденной митрополитом Платоном Вифанской Семинарии; в 1808 г. вместе с иеродиаконом Филаретом (в последствии Митрополитом Московским) вызван был в Петербург и определен в новооткрытую там Дух. Академию Инспектором; в 1810 г., по ходатайству митрополита Платона, возвращен был назад и назначен Ректором Вифанской Семинарии. В 1818 г., 14-го июля, рукоположен был в Московском Большом Успенском Соборе архиепископом Августином 114 во Епископа Курского; в 1822 г. был переведен на кафедру Псковскую с саном Архиепископа; оттуда в 1825 г. перемещен в Тобольск; из Тобольска в 1832 г. в Рязань; из Рязани в 1837 г. в Ярославль. 24-го декабря 1853 г., по причине слабости зрения, уволен на покой с званием члена Св. Синода и с назначением присутствовать в Московской Синодальной Конторе, и вместе с тем управлять Ставропигиальным Донским монастырем.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Карзов , Пётр Яковлевич, священник, сын священника, обучался в Псковской духовной семинарии, в коей окончил курс с званием студента семинарии. – в 1823 году 18 ноября посвящён в священники к Великолукскому Богоявленскому собору; – в 1824 г. переведён в г. Дерпт к Успенской церкви. – в 1828 года был благочинным, членом оспенного комитета, а – в 1831 году участвовал в делах Дерптского холерного комитета. – в 1834 году 8 января, согласно ходатайству совета Дерптского университета, архиепископом Псковским и Лифляндским Мефодием утверждён в должности законоучителя сего университета и всех казённо-учебных заведений г. Дерпта, с увольнением от должности благочинного и члена оспенного комитета. – в 1834 г. Согласно предписанию Псковского епархиального начальства им был представлен через совет Дерптского университета г. управлявшему министерством народного просвещения «план преподавания греко-российской религии в дерптских казённо-учебных заведениях». План этот, после предварительного рассмотрения и одобрения его в совете Дерптского университета, был одобрен затем г. управлявшим министерством народного просвещения. – В 1838 году, на основании указа Св. Синода от 7 октября за 7193 и по предложению рижского епископа Иринарха от 17 октября того же года за 1883, священник П.Я. Карзов был уволен от должности законоучителя Дерптского университета и казённых училищ г. Дерпта. Профессор Царевский Березский , Фёдор, протоиерей, назначен законоучителем Дерптского университета и настоятелем Дерптской Успенской церкви предложением рижского епископа Иринарха от 17 октября 1838-го года за 1883-м, основанным на указе Св. Синода от 7 октября того же года за 7193-м. До этого времени был протоиереем в рижском кафедральном соборе и законоучителем рижской гимназии. В 1850 году уволен в отставку с пенсией за свыше двадцатилетнюю службу по учебному ведомству. Умер в начале 1854 года. Профессор Царевский. Алексеев , Павел Петрович, протоиерей, сын протоиерея Псковской епархии, – родился в 1822 году,

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Ю Югская Димитриевская пустынь Мужская, упразднённая в 1764 году, находилась в Вологодской Епархии, а ныне состоит в Ярославской. Крестьян было за нею 49 душ. Югская Троицкая Дорофеева пустынь Общежительная мужская Ярославской Епархии. Здание в ней все каменные великолепные, которые после пожара, бывшего в 1805 году, покрыты железом кроме ограды. В 1802 году по представлению Павла, Архиепископа Ярославского, а по докладу Святейшего Синода Именным Указом положено в этой пустыни быть монашествующих 30 человек. О прочем см. под словом Дорофеева Троицкая Югская пустынь. Юнгинский Спасский Козмодемьянский монастырь См. Козмодемьянский Спасский Юнгинский. Юрьевский Архангельский монастырь См. Архангельский Юрьевский. Юрьевский Введенский монастырь См. Введенский Юрьевский. Юрьевский Богоявленский Балахонский монастырь Мужской упразднённый, находился в Нижегородской Епархии в Балахонском уезде. Юрьевский Новгородский монастырь 1 класса мужской, находится в уезде Великого Новгорода, на левом берегу реки Волхова, при Устье ручья Княжева, с западной и южной сторон обтекающего монастырь и впадающего в Волхов, близ озера Мячина и истока Волховского из Ильменя, на возвышенном месте, в весеннее время отовсюду окружаемом водой и составляющем остров, расстоянием от Новгорода к югу в 3 вёрстах. Местоположение этого монастыря настолько возвышенно, что со всех сторон виден он на нарочитое расстояние. С северной стороны в 3 вёрстах по прямой линии находится Великий Новгород со всеми предместьями и частями оного, с восточной стороны – древний Славянский город, ныне село, именуемое Городище (где жил Князь Великий Рюрик, а в последовавшие времена – Великокняжеские Наместники) и близлежащие монастыри Кириллов, Сковородский; с южной – озеро Ильмень и, при истоке из оного Волхова, холм, знаменитый в древности капищем главного языческого Славянского бога Перуна, по низложению которого построен был на том месте монастырь Перынь. По сравнению с окрестными монастырями и по огромности здания своего (см. ниже) он именовался в древние времена Лаврой и имел приписных к себе 15 монастырей (см. ниже). Этот монастырь по древности своей принадлежит к первейшим Российским обителям. Ибо основан он ещё в 1030 году при Князе Новгородском Ярославе 157 , в крещении наречённом Георгий или Юрий, а потом с 1093 года Новгородским же Князем Мстиславом Владимировичем, наречённом во св. крещении Георгием и сыном его Всеволодом возобновлён и распространён.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Юрьевское. Церковь Георгия Победоносца. Георгиевская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Георгия Победоносца Год постройки:1792. Год утраты:Не установлен. Адрес: Ярославская область, Мышкинский район, село Юрьевское Координаты: 57.696463, 37.955934 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Из " Летописи церкви села Юрьевское " :  Существующий в настоящее время в селе Юрьевском каменный с таковою же оградою и колокольнею храм во имя святого великомученика Георгия устроен в 1792 году с благословения бывшего архиепископа Ярославского Арсения тщанием и иждивением покойного майора Афанасия Семеновича Давыдова. (На полях приписано: «Храмозданная грамота архиепископа Арсения. Клеймо на иконе святого Афанасия Александрийского против любого клироса»). До этого времени здесь был храм деревянный во имя святого пророка Илии с двумя приделами: 1) святителя и чудотворца Николая; 2) святых мученников Флора и Лавра. Построен в 1760 году тщанием прихожан и существовал до 1848 года. (На полях приписано: «Ведомость о церкви за 1853 год»). В этом, 1848 году, по указу Ярославской духовной консистории за 5529 означенный храм был нарушен бывшим отцом благочинным, священником села Шипилова Василием Ушаковым и тогда же сломан. На месте его устроена деревянная часовня. Престолов в существующей каменной церкви три: в настоящей холодной — святого великомученника Георгия: в приделах теплых: в 1-ом во имя Владимирской Божией Матери, во 2-ом во имя святителя Тихона Амафунтского чудотворца. Все они устроены при создании церкви в 1792 году тщанием вышеупомянутого майора Давыдова и освящены в сентябре того же года протоиереем Угличского собора Николаем Федоровым. (На полях приписано: «Надпись на храмозданных крестах»). «Ведомость о церквах Ростовской епархии, представленная епископом Георгием 13 марта 1723 года в святейшем Синоде: Углицкого уезда село Юрьевское; церковь деревянная, великомученника Георгия; в селе 8 дворов, при церкви поп, дьякон и дьячок. Церковь строена до патриарха Адриана (был патриархом в 1690-1700 гг.)».

http://sobory.ru/article/?object=47194

Юрьевское. Церковь Георгия Победоносца. Георгиевская зимняя церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Георгиевская церковь с. Юрьевской слободы основана в 1828 г. ростовским 1-й гильдии купцом Федором Борисовичем Мясниковым. Престолов в ней два: св. вмч. Георгия Победоносца и св. вмч. Федора Стратилата. К сей церкви числится приписной церковь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Она построена в 1687 г. коштом Ростовского Богоявленского монастыря, при архимандрите Герасиме, на том самом месте, на котором явился препод. Авраамию св. Иоанн Богослов. Земли при сих церквах около 34 десятин. Приход составляют следующие селения: Юрьевская слобода, Чупрониха и Иоанна Богослова. Всего домов 84, душ муж. пола 253, жен. пола 295. Аполлинарий Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии», Ярославль, в типографии Германа Фалька, 1861 г. Юрьевская слобода, казенных и помещичьих крестьян, при реке Ишне и колодцах, в полуторах верстах от Ростова, на Угличской большой дороге; 39 дворов, 125 душ и 127 наделов. Местная пятиглавая каменная, в связи с колокольнею церковь во имя св. вмч. Георгия и св. Феодора Стратилата построена ростовским купцом Федором Борисовичем Мясниковым в 1828 г. Ранее на том месте стояла деревянная церковь, что видно из грамоты митрополита Ростовского Арсения (1752 г.), где говорится, что прихожанам с. Юрьевской слободы вместо ветхой деревянной их церкви дозволяется выстроить деревянную же церковь во имя Георгия Победоносца. Крестный ход вокруг села совершается один раз в год 16 августа. При церкви 36 десятин земли и приход из 3 селений. С 1877 г. в Юрьевской слободе открыто училище. Село это слободой называется потому, что принадлежало Аврамиевскому Ростовскому монастырю. На местном кладбище, близ самой церкви, погребен рядом со своей супругой строитель храма Ф.Б. Мясников, бывший городской голова г. Ростова, в доме которого в Ростове останавливался император Александр I. А.А. Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». Москва. В Синодальной типографии, 1885 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Юрьевское село и Юрьевская Слобода - разные населенные пункты. с. Юрьевское - Семибратовское с/п, там два храма, 1810 г. - Георгиевский и 1865 г. - Казанский. А то, что по реке Ишня - Юрьевская слобода, храм там утрачен, осталось только кладбище у дороги. 25 июня 2016. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=17846

Если он поистине полон нелицемерной любви к болящему и если он подлинно от всего сердца молится о нем, то, при невозможности с его стороны созвать сослужителей-иереев, пусть возложит он все упование свое на милосердие Божие, и Господь, по силе веры и молитвы его, даст болящему исцеление и помимо елеосвящения. Ведь, в распоряжении священника остается еще ни мало благодатных средств и священнодействий, на совершение которых он получил от церкви полномочия. Пусть, во имя любви к больному, совершает он Божественную литургию с поминовением на ектениях имени болящего и с присоединением на проскомидии особой молитвы за него; пусть чаще сподобляет болящего таинства причащения св. Тела и Крови Христовых; пусть отправляет в доме болящего и нарочитую службу о недужном; пусть служит молебное пение или Спасителю, или Божией Матери, или какому-либо иному небесному заступнику и чудотворцу; пусть совершает последование малого освящения воды; пусть, наконец, усилит и свою домашнюю молитву о недугующем, – и Господь, видя искреннюю любовь пастыря к болящему, «скорое свыше покажет посещение страждущему рабу Своему и избавит его от недуг и горьких болезней». Свящ. А. Юрьевский. 1 Прискорбное тем более, что вслед за литургией, к полдню эти же самые священники не редко приезжают на праздник к своему собрату, и начинается общение, только уже на почве иных отношений. 2 Говоря это, мы имеем в виду не северные уезды нашей епархии, где такие явления, при громадном расстоянии одного прихода от другого, вполне естественны, но уезды южные, где расстояния между селами не слишком значительны. 3 Суждение автора о недействительности таинства елеосвящения, совершенного одним священником, есть, личное его мнение, нами неразделяемое. Для совершения таинства елеосвящения, конечно, требуется собор пресвитеров, но по нужде можно за отсутствующих священников прочитать положенные молитвы и совершить елеосвящение одному и тому же священнику. Православная церковь не отрицает действительности таинства крещения, если оно, но неотложной нужде, совершено бывает даже мирянином. Сам автор в конце своей статьи семеричное число совершителей таинства елеосвящения находит возможным, в крайних случаях, сократить до трех человек и таким образом допускает возможность замены четвертого, пятого, шестого и седьмого священников кем-либо из числа присутствующих. (прим. редактора). Читать далее Источник: Юрьевский А., свящ. Елеосвящение//Тобольские епархиальные ведомости (Отд. неофиц.). 1904. 12. С. 207–218. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

49. Евангелие напрестольное в металлич. вызлащ. оправе. 50. 3 полных священнических и дьяконских облачения. 51. Одежда на св. престол и св. жертвенник шёлковая. 52. Завеса для царских врат шёлковая. 53. Шесть воздухов. 54. 2 лампады к местным иконам серебр. вызлащ. 55. 13 икон великих праздников, написанных в древнерусском стиле. 56. 12 икон лицевых святцев. 57. 3 шёлковых покрова на аналогии. Все эти предметы 43–57) пожертвованы одним московским благотворителем, пожелавшим остаться неизвестным. 58. Икона Страстного Спасителя на жертвеннике. 59. 2 бронзовых лампады к местным иконам. 60. 1 металлич. подсвечник с фарфоровою свечою. 61. 6 лампад к иконам варшавского серебра вызлащ. 62. Траурное священническое и дьяконское облачение. Эти предметы устроены на 300 руб., присланных неизвестным московским благотворителем через присяжного поверенного Котлярова. 63. Аналойные иконы Рождества Христова, Крещения и св. Николая Чудотворца от служащих в Юрьевской классической гимназии. 64. Иконы св. Троицы и ев. Иоанна Богослова от высокопреосвященного Арсения, Архиепископа Рижского. 65. 2 иконы Крещения Господня и Вознесения от профессора Б. И. Срезневского . 66. Икона Входа Господня в Иерусалим от профессора В.А. Афанасьева. 67. Икона Успения Божией Матери, полное священническое облачение, 3 воздуха и покров от собора Киево-Печерской Лавры. 68. 20 воздухов, покров и привеска для иконы от священника Смоленской епархии Бережина. 69. Полное священническое облачение, пожертвованное генералом Зуровым по ходатайству преосвященного Назария епископа Нижегородского и Арзамасского. 70. Две небольших, в серебр. оправе, иконы Спасителя и Божьей Матери на царские врата и бархатная ковровая дорожка от инспектора Юрьевского университета М.А. Бутлерова. 71. Бархатный шитый гарусом покров на аналогий от проф. Юрьевского университета И.И. Пусторослева. 72. Икона св. Великом. Пантелеймона с аналогием и подсвечником для неё от проф. А.С. Невзорова. 73. Бархатный шитый гарусом и шёлком покров и парчовая одежда на аналогий от проф. В.Г. Алексеева.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010