Слово архимандрита Арсения (Перевалова) при наречении во епископа Юрьевского, викария Новгородской епархии 23 апреля 2016 г. 21:40 23 апреля 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Арсения (Перевалова)  во епископа Юрьевского, викария Новгородской епархии . При наречении архимандрит Арсений обратился к Предстоятелю Русской Православной Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый Отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, боголюбивые архипастыри Церкви Христовой! Трудно описать переполняющие меня сегодня переживания. Призываемый ныне неизреченным Промыслом Божиим принять жребий служения архиерейского, укрепляюсь словами Спасителя нашего, сказавшего святым Своим ученикам и апостолам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15:16). В этих словах заключена вся суть призваний на служение пророков и апостолов в древности, всех верных рабов Божиих во все времена. В них нет указания на человеческие достоинства или заслуги призываемого, но содержится указание на тайну Промысла Божиего. Осмысливая свой не слишком продолжительный жизненный путь, не могу не воздать хвалу Богу, призвавшему меня, по несказанной милости Своей, «из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9). Мой приход к вере в двенадцатилетнем возрасте не был продиктован какими-либо внешними обстоятельствами, но скорее был ответом на таинственный призыв благодати Божией. Сегодня я мог бы сказать о том времени словами блаженного Августина: «Не искал я Тебя — Ты меня взыскал: благодарю Тебя, Просветитель мой!» (Беседа души с Богом, 32). После обретения дороги к храму мне посчастливилось встретить доброго пастыря и духовного отца в лице протоиерея Виталия Бирюкова, служившего в церкви Успения Божией Матери города Алмалык Ташкентской области, где я родился и вырос. Под его руководством происходило мое становление как православного христианина. Его служение Церкви Божией стало примером, определившим мою жизнь.

http://patriarchia.ru/db/text/4439179.ht...

Представители Русской Православной Церкви приняли участие в торжествах в Черногории, посвященных свт. Василию Острожскому 16 мая 2019 г. 16:59 11-12 мая 2019 года в Черногории прошли торжества по случаю дня памяти святителя Василия Острожского, одного из самых почитаемых святых Сербской Православной Церкви . В торжествах приняли участие митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий , викарий  Новгородской епархии   епископ Юрьевский Арсений , духовенство Русской Православной Церкви и других Поместных Православных Церквей.  11 мая, накануне дня памяти святителя Василия Острожского,  епископ Юрьевский Арсений совершил всенощное бдение в кафедральном соборе свт. Василия Острожского в г. Никшич. По завершении богослужения владыка Арсений передал в дар епископу Будимлянско-Никшичскому Иоанникию Евангелие. Владыка Иоанникий в свою очередь подарил викарию Новгородской епархии памятную панагию. 12 мая Божественную литургию в монастыре Острог, где покоятся мощи святителя Василия Острожского, возглавил митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий, епископ Юрьевский Арсений, епископ Будимлянский и Никшичский Иоанникий, епископ Восточно-Американский Ириней, епископ Славонско-Пакрочский Иоанн, епископ Бихачско-Петровацкий Сергий, духовенство епархий Сербской, Русской и Румынской Православных Церквей. По окончании богослужения митрополит Черногорский Амфилохий обратился к сослужившим иерархам с приветственным словом. К участникам торжеств также обратился митрополит Тернопольский Сергий, передавший верующим благословение и поздравление Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия , а также слова благодарности митрополиту Амфилохию за «молитвы, за единение в любви, за единство в чистоте Православия». По слову митрополита Сергия, в нынешнем неспокойном мире самым страшным является разобщение людей — разъединение в вере. «Наш народ переживает это разъединение, раскол, и новое бедствие — очередной раскол внутри Церкви, спровоцированный, можно сказать, не человеками, а из преисподней. — сказал архипастырь. — Но радостно свидетельствовать, что благодаря жизни в вере и братской поддержке, в том числе и народа вашего, наш народ хранит веру. И если раскольники забирают у нас храмы, то народ служит в домах, в палатках, под открытым небом, но хранит чистоту Православия. И в этом радость жизни со Христом, и в этом радость того, что мы с вами, через благословение владыки Амифолохия, едины в вере».

http://patriarchia.ru/db/text/5435851.ht...

В МДАиС прошла научно-практическая конференция, посвященная памяти митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима 9 февраля 2006 г. 16:41 8 февраля  2006 года в конференц-зале Московской Духовной Академии и Семинарии в Троице-Сергиевой Лавре прошла  научно-практическая конференция, посвященная памяти высокопреосвященного митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима  (Нечаева), игумена-наместника Ставропигиального Успенского Иосифо-Волоцкого мужского монастыря, настоятеля московского храма Воскресения Словущего на Успенском вражке. Конференция приурочена к 80-летию со дня рождения владыки. Этой юбилейной дате посвящены различные мероприятия. Ранее в нынешнем году память одного из выдающихся иерархов Русской Православной Церкви почтили на научно-практической конференции «Преподобный Иосиф Волоцкий и его Обитель», которую мечтал провести еще сам митрополит Питирим, и на вечере в Центральном Доме ученых. «Питиримовские чтения», уже третьи по счету, впервые прошли в МДАиС. Организаторами конференции, в которой приняли участие архиепископы Верейский Евгений , ректор МДАиС, и Орехово-Зуевский Алексий , викарий Московской епархии, стали Московская Духовная Академия и семинария, Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), Московский городской университет Правительства Москвы, а также фонд «Наследие митрополита Питирима», созданный в 2003 году после его кончины. «Питиримовские чтения» собрали священнослужителей, богословов и светских ученых, деятелей культуры и образования, военачальников, государственных и  общественных деятелей. Председатель форума владыка Евгений, открывая «Питиримовские чтения», подчеркнул: «в нашей Академии гордятся, что здесь учился, а затем в течение 35 лет преподавал митрополит Питирим. День мы начали с молитвы, в которой поминали владыку». По словам ректора МДАиС, поколению студентов, к которому принадлежал Константин Нечаев, «довелось учиться в возрожденной после Великой Отечественной войны Академии у блестящих профессоров дореволюционной школы, которых не сломили никакие репрессии. Мы благодарны митрополиту Питириму, что, когда он сам стал нашим профессором, то с любовью передавал эти духовные традиции следующим поколениям воспитанников МДАиС».  

http://patriarchia.ru/db/text/81794.html

Во вторник Светлой седмицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Троице-Сергиевой лавре и возглавил хиротонию архимандрита Арсения (Перевалова) во епископа Юрьевского 3 мая 2016 г. 15:27 3 мая 2016 года, во вторник Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкую Сергиеву лавру . У святых врат обители Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали губернатор Московской области А.Ю. Воробьев, наместник Лавры, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , насельники обители. В Троицком соборе Святейший Патриарх Кирилл поклонился честным мощам преподобного Сергия Радонежского. В Успенском соборе Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию. За богослужением состоялась хиротония архимандрита Арсения (Перевалова) во епископа Юрьевского, викария Новгородской епархии . За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Новгородский и Старорусский Лев ; митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Боровичский и Пестовский Ефрем ;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Павел (Кривоногов), благочинный Троице-Сергиевой лавры; насельники Лавры в священном сане, духовенство епархий Русской Православной Церкви. Богослужение посетили глава Сергиево-Посадского муниципального района С.А. Пахомов, временно исполняющий обязанности главы администрации городского поселения Сергиев Посад Ю.А. Потякин, глава Одинцовского муниципального района Московской области А.Р. Иванов. Песнопения Литургии исполнили братский хор Троице-Сергиевой лавры под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова) и хор Московской духовной академии под управлением иеромонаха Нестора (Волкова).

http://patriarchia.ru/db/text/4459303.ht...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Священник Исидор Юрьевский. Основание Псково-Печерского монастыря Однако немецкие католики не сдержали своего обещания и после заключения договора продолжали притеснять православных. Одно из событий произошло в 1472 г. на реке Омовже, которое подробно описал инок Псково-Печерского монастыря Варлаам. Все началось с того, что старейшина немцев по имени Юрий Трясиголова пожаловался епископу на то, что якобы слышал хулу священника Исидора на веру католическую. Посланные разгневанным епископом стражники арестовали Исидора и его прихожан. На суде у епископа их жестоко пытали и принуждали отречься от православия. Священномученик Исидор и его паства отказались сделать это и были брошены в темницу, где священномученик проповедью и молитвами укрепил дух своих прихожан. Утром следующего дня они снова предстали перед судом на площади у ратуши. Епископ опять пытался склонить их к принятию католичества, но православные ответили: «Не можешь ты отклонить нас от истинной веры христианской; твори над нами, что хочешь; вот мы перед тобой и повторяем тебе то же, что и прежде» . Тогда суровый епископ, «распалившись яростью», велел всех бросить в реку Омовжу (Эмайыгу), «а святого Исидора, облекши в иерейские одежды, бросить в самую Иордань, где освящал он воду в день Богоявления» . Так поступили со всеми 72 прихожанами, среди которых были женщины и малолетние дети. Весной, когда растаял лед, православные купцы разыскали тела мучеников и погребли их около церкви святителя Николая. Сщмч. Исидор Юрьевский. Икона. Кон. ХХ в. Священник церкви в честь великомученика Георгия Победоносца Иоанн счастливо избежал страшной участи своих единоверцев. Оставив Дерпт, он поселился в долине, находившейся на рубеже Ливонии и Псковской области, и основал здесь Псково-Печерский монастырь, став его игуменом с именем Иона. В течение всего периода господства католической Церкви в Прибалтийском крае русские поселенцы не прекращали отношений с соотечественниками в Новгороде и Пскове, хранили православную веру, несмотря на постоянные притеснения со стороны ливонских властей и католических епископов. Православные епископы в Новгороде и Полоцке, в чьем ведении находились православные приходы Прибалтийского края, не могли защитить свою паству в Ливонии, но поддерживали ее духовно в это трудное время.   Историко-статистическое описание церквей и приходов Рижской епархии. 1893. Вып. 1. С. 141.   Жития русских святых. М., 1993. Кн. 6. С. 28. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/430127/

После нашествия Монголов, в продолжение рассматриваемого нами времени, закрыты были четыре епархии существовавшей и открыто было семь новых епархий, так что ко времени смерти митрополита Макария всех епархий в России, считая без той же собственной епархии митрополита, было 18. Закрыты были епархии: Белгородская, Юрьевская, Переяславская и Владимиро-Кляземская. Три первые епархии закрыты были или закрылись тотчас после нашествия Монголов и именно вследствие этого нашествия: с одной стороны, маленькие области всех трёх епархий так страшно опустошены были Татарами чрез избиение жителей или чрез увод их в плен, что с нашей русской точки зрения на епархии они не представлялись достаточными, чтобы составлять таковые 20 ; с другой стороны, территории всех трёх епархий лежали так близко к степи, избранной Монголами для обитания (от Волги до Днепра и далее за Днепр), что последние, окончив завоевание Руси, не отхлынули далеко из них со своими полчищами, как из других епархий, а остались в них страшными обитателями 21 , по каковой причине могло быть находимо невозможным пребывание в них епископов. Епархии Богородская и Юрьевская, как это необходимо думать, присоединены были к самой митрополии, a епархия Переяславская была присоединена к вновь открытой епархии Сарайской. Епархия Владимиро-Кляземская была закрыта митрополитом Максимом в 1300г. таким образом, что он перенёс из Киева во Владимир свою собственную резиденцию и что он сделал епархию своей собственной епархией, соединив её с Киевской. Семь вновь открытых епархий были: Луцкая, Сарайская, Тверская, Суздальская, Коломенская, Пермская и Казанская. О епархии Луцкой мы уже говорили выше (I т. 1 половина, стр. 579/700 ). Очень может быть, что она открыта ещё до нашествия Монголов. Но, неизвестно – когда открытая, в первый раз она упоминается в летописи под 1284г. 22 Если после нашествия Монголов она была открыта до 1271г., то её открытие принадлежало тому же удельному Владимиро-Волынскому князю (в великом княжестве Галицком) Васильку Романовичу, который мог открыть её и до нашествия Монголов.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

4) Если Фотий поставлен в митрополита еще в 1393 г., а между тем тогда не был послан в Россию, то зачем могла быть дана ему тогда настольная грамота? Зачем эти убеждения русским князьям, епископам, народу, чтобы они повиновались Фотию? Если Фотий после поставления своего в Русского митрополита жил в Константинополе пятнадцать лет и уже патриархом Матфеем послан в Россию, то не странно ли допустить, что этот патриарх отпустил его не с своею настольною грамотою, а с грамотою своего предшественника и не от своего лица убеждает в ней великого князя московского Василия Васильевича и вообще всех русских покоряться новому митрополиту, а от лица уже скончавшегося святителя? (Снес.: пр. Филар. Русск. свят. Июль. С. 8. Прим. 4 (418)). 15 Когда закрылись епархии Белгородская и Юрьевская Утверждать, будто епархии Белгородская и Юрьевская потеряли свою самостоятельность и соединены были с Полоцкою еще до нашествия на Россию монголов, несправедливо. В 1231 г. Полоцкий епископ отнюдь не назывался вместе Белгородским и Юрьевским (пр. Филар. И. Р. Ц. 2. 129. Прим. 220 (416)). Ибо вот что говорит под этим годом древняя летопись: «Священ же бысть (Кирилл, епископ Ростовский) пресвященным митрополитом Кириллом и с окрестными епископы, иже суть сии, иже и святиша и с митрополитом: Перфурий, Черниговьскый епископ, Олекса, Полотьскый епископ, и ина два епископа, Белогородьский и Гюргевьскый, и игумени мнози» (П. собр. р. лет. 1. 194 (351)). В примечании Карамзина (3. Прим. 369 (301)), на которое ссылаются, это сказание передано неточно. Закрытые с нашествием монголов епархии включаемы были в состав других епархий. Так, Переяслав Русский иногда причислялся к Сарайской епархии (П. собр. р. лет. 7.169 (351); Ник. лет. 3. 50 (374)). 16 О русских епархиях в монгольский период Об епархии Холмской – П. собр. р. лет. 2. 163, 182, 184, 196 (351); об епархии Сарайской – П. собр. р. лет. 1. 204; 7. 162 (351); о Тверской – Ник. лет. 3. 55 (374); Карамз. 4. Прим. 137 (301); о Суздальской – П. собр. р. лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Епископы Назарий и Вениамин, викарии митр. Палладия (Раева) , ни по образованию, ни по предшествующей службе не имели связи с С.-Петербургом. При следующем С.-Петербургском митр. Антонии (Вадковском) епископами Гдовскими последовательно назначались выпускники СПбДА, имевшие опыт служения в столичной епархии. 29 июля 1901 г. во епископа Гдовского, 3-го викария был хиротонисан ректор КДС архим. Константин (Булычёв) , 22 февр. 1903 г. переименованный во 2-го викария; 23 апр. следующего года он получил назначение на Самарскую и Ставропольскую кафедру. 6 авг. 1904 г. во епископа Гдовского, 3-го викария С.-Петербургской епархии был хиротонисан начальник Урмийской духовной миссии архим. сщмч. Кирилл (Смирнов) . С 31 окт. 1905 г. он являлся 2-м викарием, с 15 февр. 1908 г. до назначения епископом Тамбовским и Шацким 30 дек. 1909 г.- 1-м викарием столичной епархии. 29 янв. 1908 г. еп. Кирилл освятил каменный Покровский храм Поречской жен. общины в Гдовском у. (с. Козья Гора), учрежденной в 1902 г. Свт. Кирилл являлся также председателем совета С.-Петербургского эст. братства во имя сщмч. Исидора Юрьевского, активно участвовал в деятельности Кирилло-Сергиевского урмийского братства, ввел в Александро-Невской лавре внебогослужебные катехизаторские беседы. 30 дек. 1909 г. епископом Гдовским был назначен ректор СПбДС архим. сщмч. Вениамин (Казанский) , хиротония состоялась 24 янв. следующего года (до 22 нояб. 1911 он являлся 4-м викарием, до 30 мая 1913 - 3-м, с 20 марта 1914 - 1-м викарием столичной епархии). Возглавляя Г. в., свт. Вениамин являлся товарищем председателя всероссийского Александро-Невского братства трезвости, председателем совета С.-Петербургского эст. братства во имя сщмч. Исидора Юрьевского, нек-рое время заведовал единоверческими приходами С.-Петербургской епархии, положил начало служению в петербургских храмах литургий для школьников в различных приходах, сам причащал детей, говорил поучения. Архиерей многократно посещал Гдовский у., в 1912 г. освятил в уезде 2 новопостроенных каменных храма: Георгиевский в с. Ложголове (6 мая) и Космодамиановский в с. Гвоздно (8 окт.). В 1913 г. рукоположил своего младшего брата Григория во священника к Покровской ц. в с. Озёра Гдовского у., где под спудом почивают мощи прп. Илариона Гдовского . 2 марта 1917 г. на еп. Вениамина было возложено временное управление С.-Петербургской епархией «впредь до особых распоряжений». 24 мая 1917 г. еп. Вениамин был утвержден архиепископом Петроградским и Ладожским. Петроградский чрезвычайный епархиальный Собор, работавший с 25 мая по 2 июня того же года, постановил ходатайствовать об изменении титула архиерея на «Петроградский и Гдовский». 5 июня архиеп. Вениамин внес соответствующее представление в Святейший Синод, синодальный указ вышел 17 июня. В силу данного указа Г. в. было упразднено.

http://pravenc.ru/text/161802.html

9 ноября члены комиссии посетили учебную площадку — Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь в д. Хутынь Новгородской области. В обители экспертную группу встречали: митрополит Новгородский и Старорусский Лев ; епископ Юрьевский Арсений , викарий Новгородской епархии , руководитель курсов для монашествующих; архимандрит Митрофан (Письменский), благочинный монастырей и подворий Новгородской епархии, наместник Антониево-Леохновского мужского монастыря в д. Леохново Новгородской области; игумения Алексия (Симдянкина), настоятельница Варлаамо-Хутынского монастыря. Митрополит Новгородский Лев возглавил в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря Божественную литургию. Его Высокопреосвященству сослужил архимандрит Феофилакт (Безукладников). По окончании богослужения в конференц-зале состоялась встреча выездной комиссии с сестрами обители, которую возглавил владыка Лев. На встрече также присутствовали: епископ Юрьевский Арсений; архимандрит Митрофан (Письменский); архимандрит Макарий (Шамсутдинов); протоиерей Александр Ранне, руководитель отдела по религиозному просвещению и катехизации, преподаватель Ветхого Завета на курсах для монашествующих Новгородской митрополии, методист данных курсов. Митрополит Лев отметил необходимость и важность духовного образования в монастырях, а также очень высокий уровень духовного и светского образования преподавателей курсов в Новгородской епархии. Архимандрит Феофилакт (Безукладников) подробно рассказал о цели обучения монашествующих, программе курсов, ответил на вопросы настоятельницы и сестер обители. В завершение встречи члены комиссии проверили оборудование для дистанционного обучения и библиотечный фонд. Во второй половине дня комиссия посетила Юрьев мужской монастырь г. Великого Новгорода — базовую площадку богословских курсов для монашествующих Новгородской митрополии. В 2004 году при обители было открыто Новгородское епархиальное духовное училище. Именно в нем состоялась общая встреча с руководством курсов для монашествующих и преподавателями курсов.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5861754...

19 мая 1896 года иеродиакон Вениамин был рукоположен во иеромонаха. 3 октября того же года он был избран наблюдате­лем за беседами в церкви подворья Задне-Никифоровской пустыни. После летнего перерыва по настоятельной просьбе самих рабо­чих 25 августа 1896 года были возобновлены беседы на ниточной фабрике Штиглица, в которых отец Вениамин принял активное участие. «После молебна, который пели сами рабочие, – свиде­тельствует очевидец, – все присутствовавшие пропели „Отче наш“, и затем иеромонах Вениамин предложил беседу на 1-й стих 118-го псалма: „Блажени непорочнии в путь, ходящии в зако­не Господни “. После беседы все пропели с воодушевлением „Достойно есть“, а когда народ подходил ко святому кресту, то хор рабочих прекрасно исполнил догматик „Кто Тебе не ублажит, Пре­святая Дево...“. Трогательно было видеть, с каким умилением под­ходили старые и малые ко святому кресту и принимали кропление святою водою; многие женщины были с малыми детьми, некоторые даже с грудными младенцами!» В 1897 году иеромонах Вениамин окончил Духовную акаде­мию со степенью кандидата богословия; в своей кандидатской ра­боте «Преосвященный Аркадий, архиепископ Олонецкий, как деятель против раскола» он показал себя добросовестным и кро­потливым исследователем. 4 октября 1897 года Святейший Синод назначил его преподавателем Священного Писания в Рижскую духовную семинарию. В период его служения в Рижской епархии было установлено празднование памяти священномученика Исидора Юрьевского и семидесяти двух его прихожан, пострадавших в 1472 году. Впер­вые богослужение, посвященное празднованию их памяти, было совершено в храмах епархии 8 января 1898 года. Впоследствии в Санкт-Петербурге было основано Православное эстонское братство в честь священномученика Исидора Юрьевского, пред­седателем его с 1910 по 1917 год был хиротонисанный к этому вре­мени во епископа владыка Вениамин. 14 августа 1898 года иеромонах Вениамин был назначен инспектором Холмской духовной семинарии. Он прослужил здесь только год с небольшим, но оставил по себе самую добрую память.

http://fond.ru/kalendar/603/ioann/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010