Если мы стойко пребудем в этой вере, вплоть до смерти, то после нее наши души водворятся на небесах со Христом, а по всеобщем воскресении мертвых мы обретем вечную блаженную жизнь. Для верующего христианина несомненно, что Господь Иисус Христос – Спаситель; Он действенно присутствует в Церкви, верующие имеют живое общение с Ним, ища у него прощения грехов, руководства и помощи. И Христос дает нам все необходимое для духовной жизни – в Церкви и через Церковь . Именно на Церковь возложена миссия – учить все народы, крестя их во Имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф.28:19–20 ). Православная Церковь , со времен апостолов, хранит и возвещает истинную и спасительную веру. Эту веру Церкви с самого начала Ее существования пытались и пытаются исказить или подменить ложными учениями. На это Церковь давала и дает свой ответ – нет, это не наша вера; те, кто исповедуют ее, не являются членами Церкви. В случае с Львом Толстым речь не идет о трудноуловимых богословских тонкостях. Великий писатель отвергал церковную веру резко и недвусмысленно. Как он пишет в своем “Ответе Синоду”, “То, что я отвергаю непонятную Троицу и не имеющую никакого смысла в наше время басню о падении первого человека, кощунственную историю о Боге, родившемся от Девы, искупляющем род человеческий, то это совершенно справедливо... Верю в то, что воля Бога яснее, понятнее всего выражена в учении человека Христа, которого понимать Богом и которому молиться считаю величайшим кощунством”. Толстой не был атеистом и говорил о своей вере в “Бога – духа, Бога – любовь, единого Бога – начало всего”. Но с его точки зрения Бог не воплощался ради нашего спасения во Христе, не совершал искупления человеческого рода, так что остается непонятным, а в чем же проявилась его любовь. Апостолы провозглашают, что “Бог есть любовь” именно в свете искупительного служения Христа. “Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши” ( 1Иоан.4:9,10 ), – говорит Апостол Иоанн, которому, собственно, и принадлежат слова “Бог есть любовь” ( 1Иоан.4:16 ) . Апостол Павел пишет : “Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками” ( Рим.5:8 ). Евангелие Иоанна говорит : “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” ( Иоан.3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Если мы углубимся в историю человечества с этим вопросом – «выходил ли Бог на связь?» мы не сможем пройти мимо событий, которые оказали формирующее влияние на всю нашу цивилизацию. Они произошли около двух тысяч лет назад на Ближнем востоке, там, куда сейчас стекаются паломники со всего мира – на Святой Земле. Она получила такое название, потому что на ней жил человек, от Рождения которого мы ведем наше летоисчисление – Иисус Христос . Свидетельства, оставленные Его учениками, передают нам Его слова – и рассказывают о Его поступках. Иисус говорил о Себе, что Он был с Отцом прежде бытия мира. Что Он сошел с небес. Что Он будет судить все народы в последний день. Что мы обретем вечную жизнь, если доверимся Ему и последуем за Ним. Иначе говоря, Он говорил о Себе как о Боге – Творце, Судии и Спасителе мира. Его слова ставили – как и ставят сейчас – людей перед выбором. Иисус – не просто учитель, которого можно вежливо выслушать и пойти дальше по своим делам. Он – Царь, который заявляет о своей законной власти. Мы либо признаем Его владыкой над нами, либо нет. Он предсказывал, что Его предадут смерти – и что он добровольно примет эту смерть ради спасения людей. Так и произошло. Те люди, которые отвергли Его владычество, объявили Его богохульником и мятежником, и добились Его смерти. Он был распят на Кресте – это была особенно страшная и мучительная казнь, которой в то время предавали мятежников и разбойников. Один из его учеников взял Его тело и похоронил его в высеченной в скале гробнице. Но на третий день Он воскрес из мертвых – и явился ученикам. Как об этом говорит святой Апостол Павел, «Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу» ( 1Кор.15:3–8 )

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Если небесный Город реален – становится очень важным, какая дорога туда ведет, а какая – нет. Если мы отправляемся в путь, для нас становится очень важно не заблудиться. Мы обнаруживаем, что истина имеет значение. Если вы, идя по заснеженной пустыне, хотите выйти к жилью, для вас очень важно выбрать правильный путь. Это буквально вопрос жизни и смерти. Когда мы исследуем религии – не примитивное поклонение богам плодородия и успеха, а великие традиции, такие как Буддизм, Ислам или Христианство – мы обнаруживаем, что они имеют между собой нечто общее. Они говорят о том, что цель нашего путешествия – спасение, лежит за пределами земной жизни. Но они совершенно по-разному ставят диагноз бедственного состояния человеческого рода – и прописывают совершенно различное лечение. Они не могут быть истинными все и одновременно. Конечно, людям хочется отложить споры об истине – как если бы истину можно было бы вынести за скобки нашей жизни, отодвинуть этот вопрос на безопасное расстояние. Но это невозможно. Мы неизбежно исходим из каких-то представлений об истине – даже если мы полагаем, что истина не важна или ее не существует. Наши поступки выдают то, во что мы верим (или не верим). Совершая какие-то действия (или воздерживаясь от их свершения) мы неизбежно руководствуемся какими-то представлениями о реальности и о том, как нам следует себя вести. Поэтому вопрос об истине неизбежен. Первая и вторая заповедь Декалога говорят «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» ( Исх.20:2–5 ) Если человек воздвигает идола и совершает перед ним ритуал поклонения Шиве, он исходит из подразумеваемого убеждения, что категорическим библейским запретом на поклонение идолам (и чужим божествам) можно пренебречь. Если он ищет различных путей к Богу в разных религиях, то он явно не полагает истинными слова Христа «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» ( Иоан.14:6 )

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Если нет Бога, мы рождаемся, чтобы прожить наши 70–80 лет, многие не доживают и до этого, а кого-то смерть перехватывает в раннем детстве. Каждый из нас обречен навсегда и необратимо потерять всех, кого он любил, а потом также навсегда исчезнуть. Все наши мечты, планы, воспоминания и переживания, озарения и находки – всё это полностью и необратимо исчезнет, когда медики констатируют смерть мозга, а вскоре и сам мозг разложится, оставив для археологов далекого будущего пустой череп. Все наши страдания были лишены какого-либо смысла, они не обернутся чем-то хорошим в будущем – по той очевидной причине, что будущего за пределами этой земной жизни просто нет. Плачущие так и не утешатся, добродетель не восторжествует, порок не будет наказан, те, кого разлучила смерть, не воссоединятся никогда. Как-то я видел в интернете карикатуру, как двое белых в аккуратных костюмчиках приходят в африканскую деревню и говорят: «Мы – миссионеры-атеисты. Мы возвещаем вам, что вы будете страдать без всякого смысла, а потом навсегда умрете». Обрисовав эту мрачную картину, атеист восклицает: «Я не верю, что такой мир сотворил добрый и любящий Бог!». Но если мир сотворен Богом, то эта картина просто неверна. Тот наглухо закрытый, безвыходный, бессмысленный мир, о котором говорит неверующий, порожден лишь его воображением. Как если бы человек, найдя в огромном здании маленькую комнату, обезображенную вандалами, решил, что всё здание сводится к этой комнате и воскликнул: «Я не верю, что это здание воздвигнуто великим архитектором!». Если Бог реален, то земная жизнь – это не всё, что у нас есть; мы сотворены для жизни вечной и блаженной. Смерть не есть потеря всего и прекращение всего. Напротив, она есть тот торжественный момент, когда человек достигает цели своего пути. Для человека доброго и благочестивого – бесконечно желанной цели. Как говорит святой Апостол Павел, «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» ( Флп.1:21–24 ). В другом месте он пишет: «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» ( 2Кор.5:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Если у нас нет линейки, независимой от того, что мы измеряем, никакие измерения невозможны. По той же причине будет бессмысленным сравнивать моральные идеи разных эпох: слова «прогресс» или «деградация» будут одинаково лишены смысла». Релятивизм, таким образом, неизбежно отрицает сам себя, и это очень быстро начинает бросаться в глаза. Ему неизбежно приходится впадать в острое лицемерие – релятивизируя одно и абсолютизируя другое. Доказывает ли разница в обычаях отсутствие абсолютной нравственной истины? Моральные абсолютисты – и христиане в частности – признают реальность универсального нравственного закона, который человек может познать при помощи совести и разума. Как говорит святой Апостол Павел, «ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)» ( Рим.2:14:15 ) Довод, который релятивисты приводят против этого – очевидное различие в обычаях между человеческими сообществами. Люди явно не следуют одному и тому же нравственному закону. Так ли это? Довод релятивистов основан на двоякого рода путанице. Во-первых, он смешивает общий нравственный закон и конкретные обычаи, в которых он проявляется. Во-вторых – игнорирует общее ради частного. Начнем с первого. Мы можем согласиться, что обычаи человеческих сообществ отличаются большим разнообразием. Мы уже приводили пример с греками и каллатами – и их столь радикально отличными погребальными практиками. Эти народы не согласны в том, как именно надлежит воздавать честь усопшим родителям – но явно сходятся в том, что к их телам следует относиться с уважением. Они расходятся не в том, что это следует делать – а в том, как именно это следует делать. Стало быть, одно и то же нравственное требование в разных культурах проявляется в разных обычаях. В России считается проявлением вежливости открыть перед женщиной дверь или помочь ей понести тяжелый чемодан; в некоторых других странах это будет воспринято как неуместное и невежливое заигрывание.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Если человек употребляет руки для того, чтобы бить других, а язык – для клеветы и оскорблений, это не отменяет того, что предназначение его рук и языка – совсем в другом. Они были созданы не для этого. Так и человек в целом может глубоко исказить замысел о себе – но это не отменяет того, что изначальный замысел о нём благ. Любой грех означает, что мы действуем против воли Божией о нас – и против своего подлинного блага и предназначения. Погибшие души избирают совсем не то, что Бог предназначил для них. Бог всегда делает всё, чтобы привести свои творения к их подлинному и вечному блаженству – которое мы можем обрести только в Нём и по Его благодати. Счастье нельзя навязать Это блаженство невозможно навязать – как невозможно навязать подлинное счастье вообще. Нельзя сделать человека счастливым в браке, или в дружбе, или в творчестве без его согласия – более того, без его участия. Чтобы быть счастливым, надо обладать свободной волей – это еще не достаточное, но совершенно необходимое условие. Существо, не обладающее личным произволением – кролик, например, – может испытывать наслаждение или боль, страх или довольство. Но не счастье. Для счастья необходима свободная, самосознающая личность. А такая личность может и отказаться. Это чудовищная, немыслимая глупость – отвернуться от того вечного блаженства, для которого мы были созданы, – но мы совершаем её раз за разом. Как заметил К.С. Льюис, «вся история человечества – это история мучительных и тщетных попыток найти счастье без Бога». Библия многократно говорит о том, что Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим.2:4 ). Никто и никогда не был создан для вечной погибели. Бог соткал каждого человека во чреве матери и призывает каждого к жизни вечной и блаженной. Как говорит библейский пророк, «Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог . Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?» ( Иез.18:23 ). Бог не желает погубить душу и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного ( 2Цар.14:14 )

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Естественным, само собой разумеющимся и поэтому воспроизводящимся вновь и вновь является как раз неравенство и рабство. Такое положение дел, когда жизнь, свобода и достоинство одних людей с легкостью приносится в жертву благополучию других. Более того, когда христианство отступает, мы откатываемся к тому же представлению о неравноценности людей. Рабство (в той или иной форме) было универсальным явлением – поэтому нет смысла говорить о том, в какой культуре оно было. В любой. Важнее поставить вопрос, в какой культуре оно было преодолено. В христианской. Чтобы критиковать христианство, вы вынуждены сначала принять христианские по происхождению нормы. В дохристианских обществах ваше критика была бы просто непонятной. Например, в древней Индии само собой разумелось и никем не оспаривалось, что шудра (член касты крестьян) не равен кшатрию (члену касты воинов) и, более того, говорить об их равенстве есть признак безумия и глубокой аморальности. Но это не особенность исключительно Индии – любой языческий кодекс, от законов Хаммурапи до «Русской Правды», проводит четкое разграничение между различными социальными группами людей. Например, за убийство могли оштрафовать или казнить – в зависимости от социального статуса жертвы. Такое неравенство возникало само собой. Люди всегда, сколько себя помнят, делились на соперничающие группы, племена, сословия, нации, государства – и мысль, что ты должен воспринимать чужака как человека той же ценности и достоинства, как и своего, выглядела просто нелепой. Ты нуждаешься в солидарности своих, тех, кто поможет тебе защитить твои интересы. Расточать эту солидарность на чужаков было бы самоубийственно. В самом лучшем случае речь могла идти об определенной снисходительности к рабам – не стоило доводить раба до самоубийства или восстания, – но ни в коем случае не о признании за ним равного достоинства. Именно на этом фоне и прозвучали слова Апостола Павла, которые сейчас используют критики нашей веры. «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу. Не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия» ( Еф.6:5–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Есть ли на свете люди, которые продолжают творить сие в Его воспоминание? Это особенно важно, потому что сам Христос связывает с Евхаристией обещание вечной жизни: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Иоан.6:54 ) Наконец, мы можем вспомнить, что Христос прямо произносит слово « Церковь »: «на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Матф.16:18 ) Это та самая Церковь , которая существует непрерывно со времен Христа и Апостолов, проповедует Его слово всем народам, люди входят в нее через Крещение и пребывают (в том числе) через Евхаристию. Это – Церковь Христова, которая в нашей стране представлена Русской Православной Церковью . Христос не просто создал ее когда-то в прошлом – Он связан с ней самым тесным образом и сейчас. До своего обращения ко Христу святой Апостол Павел носил имя Савл, и он был яростным гонителем Христиан. На пути в Дамаск, куда он отправлялся, чтобы преследовать там христиан , ему явился Христос. Вот как об этом рассказывает сам Апостол: «Когда же я был в пути и приближался к Дамаску, около полудня вдруг осиял меня великий свет с неба. Я упал на землю и услышал голос, говоривший мне: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Я отвечал: кто Ты, Господи? Он сказал мне: Я Иисус Назорей, Которого ты гонишь» ( Деян.22:6–8 ) Савл не может гнать Христа лично – он гонит Его последователей, Церковь . Но Христос говорит, что гнать их – значит гнать Его. Наше подлинное отношение ко Христу проявляется в том, как мы относимся к Церкви. Когда человек горячо любит свою семью, страдания, которые переносят его близкие, являются его собственными страданиями – а их успехи, даже скромные, приносят ему огромную радость. Но Христос связан со Своими людьми даже более тесно, чем любящий глава семьи – со своими домашними. Писание говорит о Церкви как о теле Христовом – «которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» ( Еф.1:23 ) Апостол Павел сравнивает Христиан с органами в теле – которые существуют как единый организм только вместе, в любви к Богу и друг к другу: «И вы – тело Христово, а порознь – члены» ( 1Кор.12:27 )

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Еще одно принципиальное отличие – все другие учителя человечества умерли. С ними невозможно вступить в прямое общение. Христос умер на Кресте – и на третий день воскрес из мертвых. Он жив сейчас и пребывает с теми, кто верит в Него. Как сказал Он сам, «Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ) Какое отношение Церковь имеет ко Христу? Этот риторический вопрос можно встретить довольно часто. У людей есть некий смутный, но в целом положительный образ Христа, составленный из случайно и краем уха воспринятых обрывков информации, и есть тоже смутный, но в целом негативный образ Церкви, тоже слепленный из обрывков разнородного материала – от антирелигиозных карикатур советских времен, до язвительных публикаций в интернете, прочитанных, как правило, не дальше заголовка. Но что если мы проявим немного больше интереса к личности Христа, и встретим Его таким, каким Он описан в Евангелии – Господом, Богом и Спасителем? Если то, что Он говорил о Себе – правда, и Он действительно пришел даровать нам жизнь вечную и блаженную, то как нам встретить Его? Где пролегает мост между событиями почти двухтысячелетней давности – и вашей и моей жизнью? Завершилась ли история спасения когда-то в прошлом, или она продолжается сейчас и мы можем быть ее частью? Евангельский Христос остался где-то в прошлом – или Он жив и сейчас, и мы можем обратиться к Нему? В Евангелии Господь посылает учеников с миссией – ее иногда называют «Великим Поручением»: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» ( Мф.28:19:20 ), или, у Евангелиста Марка, «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:15:16 ) Продолжается ли эта миссия сейчас, и, если да, кто ее продолжает? С кем Христос пребывает во все до скончания века? Где нам найти этих людей? Кроме Крещения, в Евангелии Христос устанавливает еще одно Таинство – Евхаристию. « И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» ( Лк.22:19:20 )

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Жертвами ли удовлетворяется Господь? «Недостаточно ни ливана для жертвенного огня, ни животных его для всесожжения» – говорит тот же пророк ( Ис.40:16 ). «К чему Мне Ливан из Савы, и благовонный тростник, получаемый из далекой земли?», – говорит от лица Иеговы другой пророк. «Всесожжения ваши не в угоду Мне, и жертвы ваши не приятны Мне» ( Иер.6:20 ), «и когда вознесут всесожжения и дары, не буду благоволить к ним» ( Иер.14:12 ). «Приносите жертвы ваши каждое утро, – говорит третий пророк от лица Иеговы, – десятины ваши хоть каждые три дня» ( Амос.4:4 ), но «возненавидел Я, презираю праздники ваши, и не обоняю жертв во время ваших торжеств. Когда возносите Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не принимаю их, и на благодарственную жертву из откормленных тельцов ваших Я не обращаю внимания. Удали от меня гул песней твоих, и звуков гуслей твоих не стану слушать» ( Амос.5:21–23 ). «Можно ли угодить Господу хоть тысячами овнов или бесчисленными потоками елея», – спрашивает четвертый пророк ( Мих.6:7 ). И зачем Богу даже храмы? «Небо-престол Мой, и земля – подножие ногам Моим: где же вы построите Мне дом и где место для присутствия Моего» ( Ис.66:1 ). Пост ли Богу нужен? «Если они будут поститься, – говорит пророк от лица Иеговы, – Я не послушаю молитвенного вопля их» ( Иер.14:12 ). «Разве это пост угодный Мне, когда человек мучит самого себя, склоняет голову свою, как тростник и подстилает себе рубище и пепел? Это ли ты назовешь постом и временем угодным Богу» ( Ис.58:5–6 )? И это ли истинное благочестие, когда «народ приближается языком своим и чтит Меня устами своими, a сердце его далеко от Меня и благоговение их предо Мною – заученная человеческая заповедь», говорит еще пророк от лица Иеговы ( Ис.29:13 )? Таким образом, все внешнее богопочитание, начиная от всенародных праздников и кончая всякого рода жертвами, постами и молениями, оказывалось неблагоугодным Богу по проповеди пророков. А, между тем, не эта ли же внешне-законная исполнительность во всех постановлениях и обрядах так строго и последовательно внушалась народу, и не она ли же была пастырским долгом еврейского священства, так как чрез нее только было предположено создать особый народ, отличный от всех других народов?! He суббота ли и Пасха, не посты ли и священные собрания, не жертвы ли и все их обряды узаконялись и вводились в народную жизнь чрез страх даже смертной казни ( Исх.12:15–19 ; Лев.23:27–32 , Числ.15:35 )?! И если все эти постановления о внешне-законной праведности и религиозности отменялись, как неблагоугодные Господу, то что же оставалось делать еврейскому пастырству, когда ему именно и было заповедываемо «научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек Господь чрез Моисея» ( Лев.10:11 )? Пророки давали и положительные наставления об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kulyuki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010