Бог прилагает все усилия к спасению всех Своих творений. Его замысел простирается до того, что Он становится человеком и принимает мучительную смерть от рук Своих творений, чтобы вернуть их к жизни вечной и блаженной. Как говорит евангелист, «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ). Но эти спасительные деяния Бога никоим образом не лишают нас свободы – а значит, мы сами решаем, примем мы спасение или нет. Писание предупреждает, что некоторые из нас упрутся до конца и навеки погибнут. Это звучит ужасающе – и это должно ужасать, – но такова реальность. Чтобы спастись, нужно покориться и довериться Богу. Это акт свободной воли, и мы не можем гарантировать, что все люди его совершат. Вы не можете гарантировать чужой свободный выбор. Гибель – это выбор упорных и ожесточенных грешников, а не Бога. Пророки постоянно оплакивают упорство людей во зле, которым они себя губят, – несмотря на то, что Бог постоянно увещевает их переменить путь: Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: «не пойдем» ( Иер.6:16 ). Как говорит Спаситель фарисеям, «Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь» ( Ин 5:40 ). Предвидит ли Бог такой исход? Да. Он обладает всеведением, и для Него ничто не является неожиданностью. Он точно знает, кто в конце концов примет Его, а кто до конца пребудет в упорном отвержении. Но – подчеркнем еще раз – гибель нераскаянных грешников это их, а не Его выбор. Может, лучше было их не творить? Мог ли Бог заранее исключить из бытия тех, кто окончательно отвергнет Его и погибнет? Чтобы прояснить это, нам стоит сказать несколько слов о Божием всемогуществе. Бог не может сотворить то, что логически абсурдно. Иногда говорят: «Разве Бог обязан подчиняться логике?». Но это ошибочно поставленный вопрос. Логика относится к нашему языку – и дает нам возможность отличать осмысленные высказывания от бессмысленных.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Более того, вся ваша скорбь и негодование – не больше, чем набор электрохимических процессов в коре вашего головного мозга, которые отражают какие-то внутренние механизмы, выработанные за миллионы лет эволюции. Чтобы утверждать, что с миром что-то «не так» и в этом кого-то следует обвинить, нужно уже выйти за рамки атеизма. Признать реальность замысла, которому должен соответствовать мир – и от которого он трагически удалился. А значит признать существование Автора. Как в мир вошло (и продолжает входить) зло Богоборцы, которые спешат открыть верующим глаза на то, что мир полон явно несправедливого страдания, просто ломятся в открытую дверь. Пророки и апостолы были в курсе, что живут не в раю. «Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет», – говорит Пророк ( Иер.31:15 ), а Евангелист Матфей повторяет его слова ( Мф.2:18 ). Библия говорит одновременно, что Бог есть любовь ( 1Ин.4:16 ) – и что весь мир лежит во зле ( 1Ин.5:19 ). Для священнописателей было очевидным, что в мире, который сотворил и поддерживает в бытии совершенно благой и справедливый Бог , могут происходить явно несправедливые вещи. Мученики претерпевают страдания, их гонители торжествуют. Дети неизлечимо болеют, сердца их родителей разбиты. Как так получилось? Как мы оказались там, где мы находимся сейчас? Весь мир находится в состоянии катастрофы, которую мы называем грехопадением. Проблема не столько в том, что отдельные плохие люди совершают плохие поступки – а в том, что человеческий род находится в состоянии саморазрушительного мятежа против своего Создателя. Наше «сердце», самый центр нашей личности, где мы принимаем определяющие нас решения, глубоко повреждено грехом. Как говорит Пророк, «Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» ( Иер.17:9 ). Мы не наблюдаем зло этого мира в телескоп с другой планеты – мы сами являемся частью этого мира и сами грешим. Выбор каждого из нас отражается на всём мироздании. Наши личные грехи вносят свой вклад в бедственное состояние мира в целом – это состояние, в свою очередь, отражается на каждом из нас. Английский поэт XVII века Джон Донн писал: «Никто из нас не остров, но каждый – часть континента. Поэтому не спрашивай, по ком звонит колокол – он звонит по тебе».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Более того, коллективы, в которых мы пытались обрести смысл жизни, – партии и нации, корпорации и державы – тоже обречены исчезнуть, как исчезли уже многие до них. Святоотеческая литература полна увещеваний осознать временность и преходящесть этого мира, его богатств и почестей, его могущества и власти. Это не значит, что наша земная жизнь не имеет значения – как раз наоборот, наши поступки приобретают вечное измерение. Они либо ведут нас навстречу нашей подлинной цели – вечной и блаженной жизни в общении с Богом, либо уводят нас в противоположном направлении, во тьму внешнюю. Наша вера исходит из того, что люди – как наши ближние, так и мы сами – созданы для вечности. Жизнь вечная и блаженная есть нечто бесконечно более ценное, чем все блага этого мира, а погибель – нечто бесконечно более ужасное, чем все его беды. Христос приносит Своим верным именно вечную жизнь. Как, например, Он говорит, «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» ( Ин.5:24 ) «Вечная» – тут не только «бесконечно длительная», но и качественно иная. Эта жизнь состоит в познании Бога, которое начинается уже здесь, на земле: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин.17:3 ). «Знать» в Библии значит «знать лично», как знают отца или близкого друга. Познание Бога приводит к глубокой перемене характера. Это проявляется в любви и хранении заповедей. Как говорит Апостол, «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» ( 1Ин.4:16 ). Именно в познании Бога и состоит подлинный смысл жизни человека. Поэтому Писание и Предание так много говорит о хранении своего сердца – именно от его состояния зависит наша вечная участь. Как сказано в Притчах, «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» ( Прит.4:23 ). Сердце каменное – и сердце плотяное В Новом Завете есть немало мест, которые с обычной мирской точки зрения звучат неожиданно. В частности те, где речь идет о том, что не наказуемо и не может быть наказуемо земным законом. Апостол Иоанн говорит: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» ( 1Ин.3:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Более того, Писание говорит о том, что Бог предопределяет конкретных людей к спасению, и что их обращение есть результат этого предопределения. Например, в книге Деяний Апостольских сказано: «Уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни» ( Деян.13:48 ). А у Пророка верность некоторых израильтян среди всеобщего отступления приписывается избранию Божию: «Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре» ( Ис.1:9 ). Эта мысль очень важна и для Святого Апостола Павла, который постоянно говорит о предопределении верующих к спасению: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» ( Рим.8:29,30 ), «так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» ( Еф.1:4,5 ). Это вызывает еще один вопрос – если Бог предопределил наше обращение, является ли оно свободным? Неудачные попытки решения вопроса Существуют различные попытки согласовать свободу человека и Божий промысл. Иногда люди просто отрицают одно ради другого. Одно течение мысли (дошедшее до своего логического завершения в крайнем кальвинизме) подчеркивает Божие владычество, доходя до отрицания человеческой свободы. Бог от создания мира предопределил, кто будет призван Его непреодолимой благодатью и обретет спасение, а кто будет лишен благодати и погибнет в своих грехах. Когда критики такой позиции обращают внимание на то, что осужденные в таком случае с самого начала были лишены всякой возможности спастись, им отвечают, что Бог не обязан спасать вообще кого бы то ни было – если государь, по своей суверенной воле, из десяти пойманных злодеев, убийц и мятежников решает, по каким-то своим непостижимым соображениям, помиловать двоих, а остальных восьмерых оставить на смерть, то у оставленных нет причин жаловаться на несправедливость – они потерпят справедливое наказание за свои преступления, в то время как двое получат ничем не заслуженную ими милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Более того, Сергей Худиев упрекает меня в том, что я нарушил евангельскую заповедь и не обличил прот. Олега лично, прежде публикации статьи. Вот слова Господа, на которые он ссылается: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. (Матф.18:15-17)» Очевидно, что речь тут идет о личном грехе одного человека против другого. Иными словами, Господь говорит нам, что персональные конфликты следует стараться гасить без ненужной огласки, до того, как он выйдет за пределы круга заинтересованных лиц. Однако, прот. Олег не согрешал против меня лично – он не крал моего кошелька, не оскорблял моей матери, не отбивал моей невесты, не кидался кирпичами в мои окна. Иными словами, у меня нет к нему личных претензий. Я писал свою статью, будучи убежденным, что протоиерей Олег публично согрешил против истины (рекомендую всем читателям сделать на этот счет собственные выводы:   http://www.youtube.com/watch?v=snH0RXRY4w4 ) , а ответ на публичное выступление мог быть только публичным. Но если уважаемый Сергей Львович все же интерпретирует эти слова Спасителя по-своему, то возникает другой резонный вопрос: почему же он сам не следует собственным рекомендациям и до того, как обличить меня публично, не связался со мною и один на один не высказал своих недоумений? Если бы он сделал это, то многие риторические вопросы, которые он задает мне в своей статье, отпали бы сами собой. Например, он узнал бы, что на протяжении последних пятнадцати лет я неоднократно связывался с прот. Олегом и умолял его не искажать православную веру в угоду собеседнику: ибо делал он так в своих «диспутах» с кришнаитами, с харизматиками и проч. И, поскольку то были личные беседы и личные увещевания, они остались между нами. «Диспуты» эти прот. Олег проводил, чаще всего, на сектантских площадках (или, по крайней мере, без большого количества православных свидетелей), так что для православного мира они оставались практически неизвестными, в то время как в православных аудиториях он выступал в роли бесстрашного обличителя сектантства. А видео- и аудиозаписи тех бесед помогали сектантам вербовать новых адептов, дескать, Православная Церковь с ними во всем согласна: «Видите, вот и батюшка у нас выступает и подтверждает, что наш путь не менее спасителен». Отвечая на мои вопросы и просьбы, прот. Олег всякий раз соглашался, что слегка перегнул палку, обещался впредь так не поступать, но затем все повторялось ровно так же.

http://pravmir.ru/ot-slov-svoix-opravdae...

Более того, человек наделен таким величием, что может вступить в беседу с Создателем мироздания: «Знайте, что Господь отделил для Себя святаго Своего; Господь слышит, когда я призываю Его» ( Пс.4:4 ). Люди поверхностные часто видят в покаянной молитве – например, в 50-том псалме – приниженность. Те из неверующих, кто дает себе труд задуматься, возмущаются скорее масштабом притязаний. Например, известный историк Толкильд Якобсен пишет: «Однако, хотя такое самоуничижение и привлекает внимание в первую очередь, было бы неразумно не попытаться выяснить, каковы его исходные предпосылки. Ясно, что покаяние не имело бы ни малейшего смысла, если бы грешник не был внутренне убежден в глубокой личной заинтересованности Бога в его судьбе. И чем больше мы вникаем в такую невысказанную презумпцию, тем больше первое впечатление уступает место совершенно иному ощущению: мы начинаем понимать, что на самом деле здесь – вовсе не униженность, но подсознательное огромное человеческое самомнение; а если учесть, что данное отношение есть отношение к Божественному, то самомнение почти безграничное. В сущности говоря, если вернуться к самым различным выражениям приниженности и самоуничижения и внимательно их перечитать, вдумываясь в подтекст, мы невольно почувствуем, что псалмы не просто придают большое значение судьбе кающегося... Фигура кающегося ... оказывается настолько важной, что способна монополизировать внимание Бога, вовлечь Бога в эмоциональное сопереживание, вызывая гнев, сочувствие и любовь по отношению к себе». Но такова наша вера – Бог сотворил каждого из нас и Ему есть до нас дело. Он слышит, когда мы к Нему обращаемся. Ему важно, как мы себя ведем. Боговоплощение: «Он не стыдится называть их братиями» Ветхий Завет не только открывает Бога как нашего Создателя. Он подготавливает самые важные события в истории спасения. Новый Завет начинается с того, что Бог входит в сотворенный Им мир и становится человеком. Вот как об этом рассказывает Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков... И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин.1:1–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

В Библии слово «Христиане» значит «ученики Апостолов» ( Деян.11:26 ). В центре возвещения Апостолов находилась жертвенная смерть и Воскресение Христа. Именно это событие было для них самым важным, определяющим все остальное – как они жили, как умирали, как относились друг к другу и к людям вообще. Христианскую этику невозможно отделить от веры в Воскресение Христово – через которое Бог даровал верующим новую жизнь. Поведение христианина является проявлением этой новой жизни. Как, например, пишет Апостол Павел: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор.6:9–11 ) Люди, о которых идет речь, раньше поступали крайне дурно и безнравственно – «но омылись, но освятились, но оправдались», оставили прошлые грехи, и обратились к совершенно новой жизни. В центре этой жизни находится воскресший Христос. Христианство – это не отношения с «учением», это отношения с Личностью , завет со Христом. Слово «завет» современному читателю может показаться непонятным, и его стоит пояснить. Иногда его передают как «договор», и это отчасти верно – договор соединяет две стороны, но в нашем языке это слово носит какой-то холодноватый, официальный оттенок. «Завет» – это отношения глубокой близости и преданности, которые могут соединять, например, государя и его верных воинов. Это же слово используется применительно к браку или подданству. То есть речь идет об отношениях, которые охватывают всю жизнь человека и влияют на все его поступки. Библия говорит, что Христиане пребывают «во» Христе, то есть в единстве с Ним. Мы пребываем во Христе через веру, которая проявляется в правом исповедании (мы признаем Господа Иисуса тем, кто он есть), в Крещении, в Евхаристии и хранении заповедей. И в основании всего этого лежит вера в Воскресение. Как говорит святой Апостол Павел, «а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( 1Кор.15:14 ) Разве надежда на вечную жизнь – это не бегство от реальности?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

В буквальном смысле пророчество обращено к одному из могущественных древних царей, который впал в гордыню и надменность из-за своего богатства и величия. Но текст указывает на кого-то явно большего – на «помазанного херувима», который был сотворен прекрасным и премудрым, но впал в гордыню и беззаконие. Другое подобное пророчество, в котором надменный языческий тиран тоже сравнивается с сатаной, находится у Исайи: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» ( Ис.14:12–15 ). Речь идет о ком-то великолепном, славном, прекрасном, сияющем и могущественном – и впавшем в самовлюбленность. Будучи творением, он захотел утвердить себя в качестве бога. Трагическая ирония ситуации в том, что Бог для того и создал Свои разумные творения, чтобы сделать их «богами по благодати», приобщить их той вечной и блаженной жизни, которой обладает Он сам. Но сатана – а вслед за ним и люди – попытались украсть то, что предназначалось им в дар. Путь спасения – это путь отказа от гордыни. Мы не должны рассматривать свои таланты и способности как повод к пагубному превозношению. Мы должны сознавать свою немощь и склонность к злу. Когда мы смиримся, Бог вознесет нас и прославит – как уже прославил своих святых, – но для этого мы должны отказаться от попыток возносить себя сами. Как говорит Апостол, «Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» ( Иак.4:10 ). Нечто лучшее, чем самооценка Психологи, исследовавшие причины человеческой жесткости, пришли к несколько неожиданному выводу. Люди с высокой самооценкой, которые полагают себя гуманными, нравственными и высокоцивилизованными, более склонны к проявлениям жестокости. Почему? Потому что им важно сохранить положительный образ себя – если уж такой гуманный и цивилизованный человек, как я, так обошелся со своими врагами, значит, они этого заслуживали. Ну не мог же я поступить несправедливо! Значит, так им и надо, они этого вполне заслужили – и заслуживают еще худшего.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

В доказательство последней мысли проследим употребление слова μυστριον в св. Писании нового завета 46 . В речах И. Христа слово это имеет весьма широкий смысл, особенно в соединении с βασιλεα τν οπανν, βασιλεα το Θεο, – выражением, имевшим в устах Христа Спасителя весьма обширное содержание. Так как выражение «царство небесное, царство Божие» в устах И. Христа обозначало иногда все учение Спасителя и все вообще домостроительство спасения человека, которое Он имел совершить 47 , иногда частнее дело искупления, и усвоение дела искупления 48 , иногда еще частнее общество верующих в Него, будущую Его Церковь 49 , то и τ μυστρια τς βασιλεας τν οπανν обнимало у Него все то, что входило в объем понятия царства небесного. Еще одна особенность: μυστριον противополагается παραβολα 50 . В евангелиях   Мк. 4:11 , Лук. 8:10  (срав. Мф. 13:11 ) под μυστριον ближайшим oбpaзov разумеется таинственное учение, сообщаемое некоторым только лицам без прикровенности, без притч. Апостолы употребляли это выражение для обозначения 1) или всего учения веры Христовой, рассматриваемой с объективной и субъективной стороны (т. е. как веры и верования Христиан) или частных пунктов веры, 2) в значении символа, образа. Так в первом смысле ап. Павел говорит о диаконах, что они должны хранить таинство веры в чистой совести 51 просит христиан холиться о себе, дабы ему дано было слово – устами, открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования 52 , чтобы Бог отверз ему дверь для слова возвещать тайну Христову 53 . О себе он выражается, что он служитель церкви, имеющий то назначение, чтобы исполнить слово Божие, тайну сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, которым благоволил Господь показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы 54 . Верующие соединены в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, в котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения 55 . Как ни велико значение знания тайн веры, но оно ничего не значит без любви 56 . Дар языков не служит к назиданию других, так как говорящий языками говорит не людям, а Богу; ибо его никто не понимает; он говорит тайны духом 57 . В частности апостол называет великою благочестия тайною все важнейшие дела Христовы, начиная с воплощения и оканчивая вознесением 58 ; Бог , по апостолу, открыл тайну своей силы о спасении чрез Христа 59 ; ему – апостолу Бог чрез откровение возвестил ту тайну (о чем уже в прежде писал он – апостол и из чего его читатели могли понять, как он разумеет эту тайну), что и язычники войдут в состав тела Христова 60 . Ему, меньшему из апостолов, даровано было открыть всем, в чем состоит причастие тайне, сокрытой от вечности в Боге 61 . Апостол не хочет оставить верующих в неведении той тайны, что иудеи некогда, по исполнении времен, обратятся ко Христу 62 ; сообщает он также и ту тайну, что при кончине мира не все мы умрем, но все изменимся 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

В жизни (будущего) отца неизбежно есть долгий период – лет до двадцати, по крайней мере, – пока он еще не вступил в брак и не родил сына. Предвечное Рождение от Отца Но когда мы говорим о рождении Сына в Троице, то говорим о вневременной реальности – и чтобы понять её, отцы Церкви прибегали, опять-таки, к аналогии. Солнце порождает солнечный свет, но не было времени, когда Солнце было, а света у него не было. Порождение солнцем света – не однократное событие во времени, а постоянно пребывающая реальность. Хотя, как и любая аналогия, она несовершенна. Порождение солнцем света – всё же процесс, протекающий в условиях времени, тогда как рождение Сына Отцом происходит вне времени. Если выражаться строгим догматическим языком, Его рождение нельзя назвать ни кратковременным актом, ни растянутым во времени процессом. Так в Троице Отец предвечно порождает Сына; от Отца предвечно исходит Святой Дух. Наши понятия «до» и «после» вообще неприменимы к Богу. Нам очень трудно уложить это в голове – потому что мы всегда существуем во времени. Мы постоянно меняемся, движемся из прошлого в будущее, эмбрион становится младенцем, младенец – мальчиком, мальчик – мужчиной, потом постепенно кудри сменяются лысиной, черная борода – седой, наконец, человек достигает физической смерти, завершив путь, которым уже прошли предыдущие поколения. Как говорит псалмопевец, «Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» ( Пс.89:10 ). Но это не относится к Богу – «В начале Ты основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты – Тот же, и лета Твои не кончатся» ( Пс. 101:26–28 ). Когда мы употребляем слово «Сын» мы не имеем в виду, что Бог как-то меняется во времени. Бог не претерпевает изменений, не умножается и не умаляется – Он всегда пребывает как Отец, Сын и Святой Дух. Господь Иисус говорит в Евангелии: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался. На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, – и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» ( Ин.8:56–58 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010