Воскресение Христово изменило и мою жизнь – но это Событие было бы реальным, даже если бы меня и на свете не было. Это сознание важно для того, чтобы пережить неизбежные искушения. Наши эмоции неизбежно меняются. Эмоциональный подъем может смениться спадом, отношения в Церкви не сложиться, мы можем пережить что-то, что нас глубоко ранит и огорчит. Но это ничего не меняет в реальности – в той, которая находится за пределами наших голов и наших переживаний. Евангелие истинно – и остается истинным. В чем проявляется благодать Священное Писание, говоря о действии Святого Духа в жизни верующих, ставит в центр не наши ощущения и переживания, а нечто другое – изменение личности и характера человека под влиянием благодати Божией. Как говорит святой Апостол Павел, «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал.5:22,23 ). Христианин приобретает, прежде всего, не новые ощущения, а новые желания, цели и устремления. То, что казалось важным, теряет свою привлекательность; а вот то, что раньше не вызывало в душе никакого отклика, становится самым желанным. Как говорит об этом ветхозаветный пророк, «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» ( Иез.36:26–27 ). Человек видит свою жизнь в совершенно ином свете, он понимает, в чём был неправ, и стремится исправить свою жизнь. Как сказал святой праведный Иоанн Кронштадский, «Горд ли кто был, самолюбив, зол, завистлив, но стал кроток и смирен, самоотвержен, ради славы Божией и блага ближнего, ко всякому доброжелателен, снисходителен, уступчив без потворства, – он стал таким силой благодати... Был ли кто ненавистником и злопамятным, мстительным, но сделался вдруг человеколюбивым, любящим и самих врагов, недоброжелателей и ругателей своих, не помнящим никаких обид: он стал таким по возрождающей, претворяющей и обновляющей силе благодати. Холоден ли кто был к Богу, к храму, к богослужению, к молитве, вообще к таинствам веры, очищающим и укрепляющим наши души и тела, и вдруг, переменившись в душе, стал горяч к Богу, к богослужению, к молитве, благоговеен к Таинствам, он стал таким по действию спасающей благодати Божией»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Вот как этот закон описывает Елена Блаватская (с подачи которой, во многом, понятие кармы и вошло в обиход): Мы описываем Карму как тот Закон восстановления справедливости, который всегда стремится восстановить нарушенное равновесие в физическом мире и гармонию в мире морали. Мы говорим, что Карма не всегда действует лишь тем или иным определенным образом; но всегда действует для восстановления Гармонии и сохранения баланса равновесия, благодаря которому и существует Вселенная…Карма возвращает каждому человеку… последствия его собственных действий вне зависимости от их морального свойства… Возможность увильнуть от индивидуальной ответственности не входит в число концепций Теософии…Он [Закон Кармы] вознаграждает заслуги так же непогрешимо и достаточно, как и наказывает…» (Ключ к Теософии). И тут-то христиане резко восстают против кармы, потому, что они верят в Того, Кто имеет власть прощать грехи. В отличие от закона кармы, Христос имеет власть прощать: Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой ( Мк. 2:10,11 ). Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды ( 1Ин. 1:8, 9 ). Не будет преувеличением сказать, что сама Благая Весть христианства есть весть о прощении грехов: Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя ( Ис. 44:22 ). Сей-то благой вести о прощении мы бы и лишились, последовав за проповедниками кармы, потому что прощать может только личностный Судия, прощение – это личностное решение, личностный акт. Карма прощать в принципе не способна, в силу своей неличностной природы. Проповедь апостолов – которые в первую очередь провозглашали во Христе прощение грехов, показывает, как бесконечно далеки они были от веры в карму и от каких-либо «кармоподобных» представлений: О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его ( Деян. 10:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

всеведующим, постигаемую не плотскими людьми, но духовными (гл. 2). Коринфяне же оказываются не духовными, а плотскими, почему апостол и питал их молоком, а не твердою пищею. Что они плотские, они это доказывают своими разделениями (гл. 3:1–4). Кто Павел, кто Аполлос, они только служители, чрез которых вы уверовали. Я посадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог. Мы, говорит апостол, соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение (οκοβομ). Я по данной мне благодати, как мудрый строитель положил основание, а другой строит на нем (ποικοβομε), но каждый смотри, как строит (ст. 5–10), на каком основании, на прочном или не прочном, ибо одно основание для прочного созидания – Христос (ст. 10–15). Коринфяне должны помнить, что они храм Божий. Они не должны обольщать себя ложной мудростью, ибо мудрость мирская есть безумие перед Богом, не должны они хвалиться людьми (ст. 15–23). Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих. Ход мыслей апостола показывает, что здесь идет речь главным образом о созидании веры на краеугольном камне – Христе. Правда здесь говорится и о продолжении созидания, поливании, чрез что намекается на крещение; но и в этом случае разумеется, сообразно с основою темою всей речи апостола, элемент веры, научения, именно укрепление, усовершение веры благодатию Божиею. 69 Там же, 10:7. Τελσθη τ μυστριον το θεο ς εηγγλισε τος αυτο δολοις τος προφταις. 70 См. Догм. Бог. §288. Он доказал: 1) что слова тайна сия велика относятся не к союзу Христа с Церковью, а к союзу мужа и жены; 2) что здесь разумеется более, чем простой символический образ. Апостол, замечает он, называя брак образом соединения Христа с Церковью, конечно, не принимает его в том же смысле, в каком обряды ветхого завета были образами предметов нового завета; отличие нового завета в том и состоит, что в нем подается благодать ( Ин. 1:17 ). Наименование христианского брака образом союза Христа с Церковью объясняется подобным же апостольским наименованием крещения омовением и ветхозаветного омовения образом очищения грехов ( Рим. 6:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

«Всё одно; поэтому я сказал, что Он губит и непорочного и виновного. Если этого поражает Он бичом вдруг, то пытке невинных посмевается. Земля отдана в руки нечестивых; лица судей ее Он закрывает. Если не Он, то кто же?» ( Иов.9:22–24 ). Зло, которое творят люди, – это наглое провозглашение того, что Бога то ли не существует, то ли Он не является любящим и праведным. Поэтому люди Библии так желают и ожидают суда – надменная ложь торжествующих злодеев должна быть опровергнута. Бог явит Свою правду, и явит её в возмездии злым. Иногда мы кажемся себе гораздо более гуманными и цивилизованными, чем библейские пророки – и нас отталкивает это требование суда и возмездия. Но это не признак того, что мы лучше. Это может быть признаком того, что мы не особенно обеспокоены тем, что «вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют». Вечно в этом мире кого-нибудь убивают, угнетают и притесняют. На погосте живя, всех не оплачешь. Грустно, но такова уж реальность. Но люди Библии твердо верили в то, что реальность не такова – мир создан и управляется благим Богом, Который любит правду и заботится о людях. Преступление не просто нарушает социальный порядок – оно бросает вызов Богу, отрицает Его благость и всемогущество. Именно контраст между верой в благость Божию и тем, что «злодеи злодействуют, и злодействуют злодеи злодейски» ( Ис.24:16 ), и побуждал пророков с нетерпением ждать Суда, когда правда откроется, наглые ухмылки пропадут с лиц мучителей, а кроткие и верные люди будут утешены – и наследуют землю. Мысль о том, что злодеи окажутся правы, и последнее слово останется за ними, трудно перенести. Как-то я читал одного человека, который перестал быть атеистом, узнав о лагерях уничтожения, – его бесконечно возмущала мысль, что злодеи и их жертвы одинаково мертвы, и в конечном итоге в их участи нет никакой разницы. Убитые дети навсегда останутся убитыми, их мучители никогда не предстанут перед судом. Он понимал, что в происшедшем есть что-то нестерпимо, абсолютно неправильное – что должно быть исправлено.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Вторая ошибка – это подгонка текста под мировоззрение. Люди, которые верят в реинкарнацию, находят в Библии подтверждение своего учения. А те, кто верят в пришельцев, выискивают в ней описания инопланетных кораблей. Коммунисты утверждают, что Христос проповедовал коммунизм. Впрочем, адепты любых учений пытаются записать Его в “свои”. Люди сначала объявляют, что Иисус должен учить тому же, чему и они – а уж потом подыскивают этому обоснования в тексте Писания. Хотя очевидно, что это ошибочный подход к любому тексту, тем более – к евангельскому. Нужно попытаться понять, что хотел сказать сам Иисус, а не подгонять Его слова под то, что нам хотелось бы услышать. Третья ошибка – игнорирование библейского и культурного контекста. Но ведь любое высказывание делается на определенном фоне. И смысл его помогают понять другие высказывания того же человека. А смысл текста – другие фрагменты того же текста. К примеру, если мы наберем в библейском поисковике слово “Илия”, мы обнаружим его, в частности, в сцене преображения. “По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие” ( Мф 17:1–3 ). Но если Илия реинкарнировался в Иоанне Крестителе, кто же тогда беседовал с Иисусом? Отождествление Илии и Иоанна говорит только о том, что Иоанн исполняет миссию Илии – “и предъидет пред Ним в духе и силе Илии” ( Лк 1:17 ). Это вообще типично для Библии . Например, люди приветствуют Иисуса словами: “благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!” ( Мк 11:10 ) – хотя Иисус не является Давидом, обещанное Богом “Царство Давида” приходит именно в Его лице. Доктрина реинкарнации принципиально противоречит всей библейской картине мира, для которой очень важно глубоко личное отношение Бога к каждому из сотворенных Им людей. Как говорит псалмопевец, “не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было” ( Пс 138:15,16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

«Вы были, как овцы блуждающие, не имея пастыря» – говорит он христианам ( 1Пет.2:25 ), но теперь «возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия» ( 1Пет.1:23 ), «не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках» ( 1Пет.1:14–15 ), «устрояйте из себя дом духовный, священство святое» ( 1Пет.2:5 ). Апостол Иоанн поставляет целью своих посланий, то, чтобы его духовные «чада», «не согрешали» ( 1Ин.2:1 ) и говорит о себе, что для него «нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине» ( 3Ин.1:4 ). Может ли быть для пастыря поставлена задача выше, человеколюбивые и святые! Вот поистине незаменимые образы новозаветного пастырства! Послания апостола Павла переполнены подобными же примерами пастырского самоотвержения ради «спасения» своих пасомых. И прежде всего, самые отношения пастырской любви к пасомым, апостол Павел не иначе изображает, как под образом любви родителей к детям: так дороги должны быть пастырю его пасомые! Так обращаясь к Фессалоникийской пастве, апостол Павел говорит: «каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали, и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в свое Царство и Славу» ( 1Фес.2:11–12 ). «Я родил вас во Христа Иисуса благовествованием» ( 1Кор.4:15 ), – говорит тот же апостол Коринфянам, и в другой раз огорченный легкомысленностью Галатийских христиан, говорит им: «дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос» ( Гал.4:19 ). He ища для себя ни корысти, ни славы человеческой, апостол считает своей славой, радостью и надеждой – своих духовных чад, когда они преуспевают в вере и благочестии ( 1Фес.2:5, 6, 19, 20 ), «скорби же свои – славою своих детей о Христе Иисусе» ( Еф.3:13 )! «При всякой молитве» к Богу, апостол «всегда с радостью приносит молитву» за своих духовных чад ( Флп.1:3–4 ), чтобы Господь «дал им духа премудрости» и «просветил очи сердца» их ( Еф.1:17–18 ), «чтобы, познавая лучшее, они были чисты и непреткновенны в день Христов» ( Флп.1:10 ; Кол.1:9 ), точно также апостол в своих молитвах всегда благодарит Господа за успехи христиан в вере и благочестии ( Рим.1:8 ; 1Кор.1:4 ; 2Фес.1:3 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kulyuki...

Вы не можете верить – в смысле «признавать истинными» – взаимоисключающие утверждения. Такая вера не «запрещена». Она просто логически бессмысленна. Вы тем более не можете следовать взаимоисключающим повелениям – воздвигать лингам в честь Шивы, как указывает Индуизм, и повиноваться категорическому запрету делать что-либо подобное – который содержится в Библии . Бог, требующий верности Но христианство – это не просто набор утверждений о реальности, которые несовместимы с утверждениями других религий. Этот личные отношения, которые Библия определяет словом «завет», союз, который можно сравнить с браком, подданством или воинской службой. Бог любит свой народ, и каждого отдельного человека – как Отец, Супруг, или Брат. Ветхозаветные Пророки говорят о Его глубокой, нежной привязанности к людям. Эта любовь достигает своей вершины, когда Бог сам становится человеком в лице Иисуса Христа – и через свою смерть и воскресение дарует нам вечную жизнь. Бог абсолютно верен каждому из нас – верен до конца, до смерти на Кресте. И неверность Ему – готовность обращаться к «богам иным» это не просто заблуждение. Это тяжелое личное оскорбление. Пророки сравнивают отношения Бога и Его народа с браком – Бог также не потерпит отношений с другими богами, как муж не потерпит отношений своей жены с другими мужчинами. В Писании Бог сравнивает Себя с мужчиной, который полюбил и приблизил брошенную сироту, стал ей добрым и заботливым мужем – а она предала Его, попрала Его любовь с радостью пошла по рукам ( Иез.16 ) Как говорит Пророк, «Но поистине, как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев, говорит Господь» ( Иер.3:20 ) Бог также сравнивает Себя с Отцом, оскорбленным его неблагодарными сыновьями: «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня» ( Ис.1:2 ) Идолопоклонство в Библии – это возмутительное оскорбление Богу. Творец неба и земли снизошел к вам, заключил с вами завет, а вы предпочли Ему бездушных и бессмысленных идолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Где нам искать опоры и утешения? 09.03.2022 16:35:46 Сергей Львович Худиев Иногда человек сталкивается с тем, что его привычная, налаженная жизнь рушится — анализ по поводу незначительного недомогания приносит страшный диагноз. Автомобиль внезапно утрачивает управление. Происходит пожар или что-то еще, что оставляет человека с развалинами того, что до этого было его привычной жизнью. Человек сталкивается с тем, что жизнь непредсказуема, все, что мы имели, мы утратим, и, в конце концов, всем нам предстоит смерть, и с этим ничего нельзя сделать. Это было истиной — и истиной по отношению ко всем нам — всегда, независимо от этой конкретной беды. Но она сломала те хлипкие ширмы, которые люди всегда строят, чтобы загородиться от хаоса и смерти. Человек оказывается перед необходимостью заново пересобирать свою жизнь — на каком-то новом основании. Часто в такие моменты беда оборачивается благословением — человек обретает живую веру в Бога. Но не всегда — это выбор самого человека. Он может рухнуть в бессильную ярость, горькое сетование или алкоголизм. Эта даже легче, потому что это путь наименьшего сопротивления. Но он может задуматься — зачем Бог привел меня в эту точку моей жизни? Какое благословение скрывается в этой беде? Это верно и в отношении болезненных встрясок, носящих более коллективный характер — в частности, той, которую мы переживаем сейчас. Большинство из нас не страдает физически — но новости каждый день показывают нам хрупкость мира, в котором мы живем, и который для многих людей уже был разрушен. Скорбные кадры смертей и разрушений еще раз напоминают о том, что прошлые поколения хорошо знали. Этот мир — пугающее и неуютное место; он лежит во зле. Оказалось, что наши планы могут очень легко рухнуть — и по причинам, над которыми мы не имеем ни малейшей власти. Как пишет святой Апостол Иаков, «Теперь послушайте вы, говорящие: " сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль " ; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: " если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое " , - вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло» (Иак.4:13-16)

http://radonezh.ru/2022/03/09/gde-nam-is...

Где-то с середины жизни нам становится очевидно, что наше телесное здоровье начинает снижаться – нам больше никогда не будет 25, нам никогда больше не быть юными, прекрасными и полными сил. Мы движемся по той же траектории, что и весь человеческий род – к увяданию и смерти. Здоровый образ жизни, правильное питание, достижения современной медицины – все это хорошо, и может даже замедлить наш неизбежный упадок. Но не отменить его. Мы можем встретить старого знакомого, которого не видели много лет, и с печалью изумиться тому, как он сдал. А потом заглянуть в зеркало, и убедиться, что и мы не лучше. Известный «кризис середины жизни», когда люди, (обычно мужчины) «пускаются во все тяжкие» и становятся жертвой «беса в ребро», представляет собой попытку отчаянного отрицания неизбежности – люди заводят себе молодых любовниц, чтобы убедить себя, что они еще крепкие мужчины, или пускаются в развлечения, характерные для молодых, или еще каким-то глупым и разрушительным образом пытаются делать вид, что им все еще 25. Но, что бы мы ни делали, болезнь, немощь и смерть всегда здесь. На нас всегда готово свалиться страдание – иногда такое, что люди начинают тяготиться своей жизнью. И вот рай – это место, где смерти нет. Это, как поется в одном старом религиозном гимне, «земля, где мы никогда не состаримся». Смерть там больше не имеет власти; она не заявляет свои права на людей, они никогда не придет за нами – она даже не посмеет показаться издалека. С ней покончено навсегда. У спасенных душ впереди – блаженная вечность, книга, где, как пишет К.С.Льюис, «каждая глава лучше, чем предыдущая», где они всегда свежи, всегда полны радости и силы и всегда растут. Сейчас души спасенных, покинувшие тела, с трепетом и радостным предвкушением ожидают общего воскресения – чтобы обрести тела, обладающие совсем новыми качествами, которые Писание называет «нетленными», то есть не подверженными ни разрушению, ни болезни, ни смерти. Как говорит Апостол, «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» ( 1Кор.15:53–55 )

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Гнев Божий – это не что-то противное Божией любви, это одно из ее проявлений. Бог противится тому, что оскверняет и разрушает Его творение. Злодеям не будет позволено злодействовать вечно, им придется столкнуться с возмездием за их дела. Как говорит Бог через пророка, Я накажу мир за зло, и нечестивых – за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей ( Ис. 13:11 ). И в Новом Завете, в том числе, в словах Господа Иисуса, содержатся суровые предостережения против греха: И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну ( Мф. 5:30 ). Любовь Божия, которая всегда ищет только нашего блага и спасения, предостерегает нас от опасности и призывает покинуть путь погибели. Так любящие родители могут увещевать сына-наркомана. Он может возмущаться тем, что ему кажется «угрозами» и видеть в них недостаток любви, но на самом деле они продиктованы именно любовью. И любовь Божия, которая предостерегает, милует и спасает, сияет и в Ветхом, и в Новом Заветах. Но в Новом – несравненно ярче, потому что в нем мы встречаем Бога, ставшего ради нас Человеком. Откуда берется этот миф? Ветхий Завет – время когда Бог взаимодействует с людьми чрезвычайно грубых нравов, медленно и постепенно, через многие испытания приводя их к истинному богопознанию. Поэтому в Ветхом Завете мы видим много человеческой дикости и жестокости, которая нам, живущим в третьем тысячелетии христианской эры, обоснованно кажется отталкивающей. Нецерковный читатель Библии часто открывает ее с рядом ошибочных предпосылок: например, люди полагают, что все действия ветхозаветных героев отражают волю Божию или даны нам для подражания. Это, конечно, не так – Библия описывает реальную историю спасения, в которой Божия благодать пробивается через толщу человеческого греха. Ключом к правильному пониманию Библии является Господь наш Иисус Христос , именно в Нем мы встречаем Бога, и именно Он научает нас правильному пониманию Ветхого Завета. И хотя люди, как и их представления о Боге, менялись, сам Бог – Бог Авраама, Моисея, пророков, Господа Иисуса, апостолов, святых отцов, святых – оставался и остается неизменным.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010