В пророчестве Исайи, которое повествует о страданиях Спасителя, есть удивительные слова: На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством ( Ис. 53:11 ). Обычно, когда люди переживают что-то действительно ужасное – как пытки – они потом вовсе не вспоминают это «с довольством». Сознание старается вытеснить невыносимые воспоминания, но они всё равно остаются источником боли, отравляющей всю оставшуюся жизнь. Распятие – невыразимо ужасная и мучительная смерть, о подробностях которой жутко и читать; но Писание говорит, что вошедший в славу Христос смотрит на нее «с довольством». Нечто подобное говорится и о страдании христиан, которое производит в безмерном преизбытке вечную славу ( 2Кор. 4:17 ). Святой апостол Петр говорит о том, что как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете ( 1Петр 4:13 ). Страдания не просто останутся в прошлом – они обернутся славой и торжеством. Ужасные раны, покрывающие тела мучеников, преобразятся в знаки небесной славы; невыносимая скорбь обернется вечной радостью, семьи воссоединятся в одной великой семье, Отец которой – Бог . Оглядываясь на свой земной путь, спасенные будут видеть все – в том числе самые тяжкие и мучительные – дни своей жизни, и их особенно, залитыми тем небесным светом, который откроет им подлинный смысл всего. Бог обратит смертную тень в ясное утро ( Ам. 5:8 ) общего воскресения и в незаходимый день вечной жизни. И никто преданный мерзости и лжи Двери Рая широко распахнуты; нас всех настойчиво приглашают. И Писание, и Предание постоянно уверяют нас, что любой человек, каким бы грешным он ни был, может покаяться, уверовать и спастись. Первым в рай попал разбойник, распятый по правую руку от Господа. Но что будет, если мы откажемся войти? Ответ очевиден и с точки зрения Писания, и с точки зрения здравого смысла: если мы откажемся войти в дверь, мы останемся за дверью, во тьме внешней. И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни ( Откр. 21:27 ), – говорится в самом последнем стихе Библии . Рай, в который вошло бы что-то нечистое, рай, в котором была бы возможна мерзость и ложь, уже не был бы раем. Нам твердо обещано, что если мы предадимся Господу, Он очистит нас и введет в Его город.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

В самом деле, отношения с людьми, которые обладают свободной волей, предполагают труд и риск – не существует гарантии, что люди вас не предадут; они почти наверняка не оправдают ваших ожиданий. Вам придется учиться терпеть их недостатки и доверять им в том, что они будут терпеть ваши. Когда юноша и девушка, охваченные самой пылкой, страстной и нежной любовью, вступают в брак и начинают жить вместе, это оказывается нелегким испытанием – каждому приходится идти на жертвы, уступки и отзываться на требования этой новой жизни. Отношения между родителями и детьми, братьями и сестрами могут быть далеко не безоблачными, а их поддержание требовать усилий. Как заметил какой-то острослов, «Ближний – это человек, которого нам заповедано любить, и который делает всё, чтобы помешать этому». Одно из проявлений нашего падшего состояния – мы жаждем доверия, любви и близости, но очень мало способны их проявлять – или принимать. Христианство говорит, что важная часть нашего предназначения в мире – научиться любить других людей. Как говорит святой Апостол Павел, «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам всё имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» ( 1Кор.13:1–8 ). Это трудно и рискованно – и требует помощи Божией, – но мы обретаем подлинно счастливую и осмысленную жизнь именно следуя этим путем; только он может привести нас к жизни вечной и блаженной. Уйти от ближних к роботам, которые никогда не предадут и не ранят нас, конечно, можно – искусственных возлюбленных у нас пока нет (и слава Богу), но собеседники уже есть. Но это лишит нас подлинных отношений с другими людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

В-четвертых, мотивация, которую предлагает Господь, – подражание Богу, изливающему Свои блага на «неблагодарных и злых», указывает на всех людей вообще, включая все категории врагов. Как обращает на это внимание св. Иоанн Златоуст , «Объясняя, затем, в чем состоит Богоподобие, Он говорит: «Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных», то есть, Бог не только не ненавидит оскорбляющих Его, но даже благодетельствует им». Этика Нагорной Проповеди вытекает из догматики Этика, которую Господь проповедует в Нагорной Проповеди, тесно связана с той картиной мира, которую Он провозглашает. Такое отношение к людям вытекает из того, что они сотворены Богом, Который создал весь мир и поддерживает его в бытии. Причем это не Бог деизма – запустивший механизм мироздания и удалившийся от дел, – а именно Бог библейского теизма, Который постоянно заботится о творении. Как говорит Господь, «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего» ( Мф.10:29 ). Псалмопевец говорит о том, что Бог соткал его в утробе матери и имеет о нем личный замысел: «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» ( Пс.138:13–16 ). Бог помнит каждого сотворенного Им человека, слышит каждую обращенную к Нему молитву. Бог привел каждого человека в бытие (и поддерживает его существование) из любви, потому что желает, чтобы Он был. Как говорит митрополит Сурожский Антоний , «И это дивное сознание – что нас привлекла к жизни, к существованию любовь Божия, а не только творческая Божественная сила. Какое глубокое отношение это создает между Ним и нами; как дивно, что когда меня еще не было, Господь сказал: Гряди, без тебя Мое мироздание неполно!».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

В этом падшем мире люди нередко плохо обращаются друг с другом; но ещё чаще они ужасно обращаются с собой. Алкоголик или наркоман, разрушающий своё здоровье, показывает, что ценит свою жизнь крайне низко и не видит в ней смысла. То же самое можно сказать о людях, безрассудно подвергающих себя смертельной опасности, чтобы сделать пару экстремальных фотографий для социальных сетей. Люди, совершающие преступления, вредят другим – но более всего, себе. Они пускают под откос собственную жизнь, часть которой проведут за решеткой. Все эти люди могут быть «самолюбивы» в том смысле, что будут крайне болезненно реагировать на проявления пренебрежения со стороны других – но они совершенно не любят себя. В том смысле, что не желают себе блага. Их жизнь не обладает ценностью в их собственных глазах. Христианство говорит, что наша жизнь обладает огромной ценностью в глазах Бога. Он сотворил каждого из нас отдельно, по особому Своему замыслу. Как говорит псалмопевец, «Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» ( Пс.138:16 ). Он – Тот, Кто всегда желает нам блага, даже если мы себе никакого блага не желаем. Человек может считать себя ничтожным и никому не нужным – но Богу он нужен настолько, что Христос взошел на Крест ради его спасения. Нам может казаться, что наши поступки не имеют значения и ни на что не влияют, но истина состоит в том, что их видит, признает и оценивает Создатель вселенной. И если мы доверимся Ему и последуем за Ним, мы обретём нечто бесконечно ценное – то, для чего мы были созданы, то, что сделает нас по-настоящему и навсегда счастливыми. Господь в Евангелии рассказывает притчу о жемчужине: «Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее» ( Матф.13:45:46 ). В конце нашего земного пути мы призваны обрести нечто настолько ценное, что это оправдает и наполнит смыслом всё, что нам нужно будет претерпеть по дороге.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем ( Ин. 3:36 ). Евангелие ставит вопрос так, что на него невозможно ответить частичным «да» или частичным «нет». Притязания Иисуса на то, что Он есть Господь, Бог, Спаситель и Судия, либо на 100 % истинны, либо на 100 % ложны. Он-то Сам требует, чтобы к Его словам относились как к безусловно истинным. И если я отказываюсь признать Его слова полностью истинными – я просто говорю ему «нет». Слова Христа таковы, что их можно либо полностью принять, либо полностью отвергнуть. Это как притязания претендента на престол – либо я признаю его истинным Царем (со всеми вытекающими последствиями), или не признаю. В этой связи я часто вспоминаю слова Джона Толкина (того самого, автора «Властелина колец»): Нужна фантастическая воля к неверию, чтобы предполагать, что Иисуса никогда «не случалось» в действительности, и еще более фантастическая – чтобы считать, будто Он никогда не говорил того, что за Ним записано, то есть таких слов, каких никто из живших тогда в мире людей даже и выдумать не смог бы – например, таких: «Прежде нежели был Авраам, Я есмь» ( Ин. 8:58 ), или таких: «Видящий Меня видит Пославшего Меня» ( Ин. 12:45 ), или о Св. Тайнах у Иоанна (6:54): «Тот, кто ест Мою Плоть и Кровь Мою пиет, будет иметь жизнь вечную» (современный перевод. – Ред.). Поэтому мы должны либо поверить в Него и в то, что Он говорил, и принять на себя все последствия этой веры, либо же отвергнуть Его и Его слова – и принять на себя все последствия такого шага. Друг Толкина, Клайв Льюис, также писал о выборе, перед которым нас ставят слова Христа: А потом люди испытали настоящее потрясение. Из среды этих евреев внезапно вышел человек, который говорил так, как будто он сам и есть Бог. Он говорил, что может прощать грехи. Он говорил, что был всегда. Он говорил, что придет судить мир, когда настанет время. (…) В устах любого другого эти слова свидетельствовали бы лишь о глупости и мании величия, которым нет равных во всей человеческой истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем ( Ин. 3:36 ). То, что Рерихи говорили об Иисусе, настолько резко противоречит тому, что о Нем говорит Евангелие, что мы стоим перед необходимостью выбрать, какому из этих несовместимых источников верить. Например, в трудах Е. И. Рерих можно найти такие слова: Именем Христа, Именем Будды, Именем Майтрейи, Именем Магомета, Именем Соломона, Именем Великих Учителей и Пророков, Именем Братства Земного и Небесного, примите желаемое вами не во вред и убийство, но в постижение Света. Омываю дух Мой чудом подвига и молчанием, приму Сияние Истины… Не подозревайте ламу, ибо по указу Христа Сестра Ор[иола] послала Его, дабы рядом с Христом зажечь новый огонь Будды… О тридцати годах надо сказать больше, нежели о трех годах Служения. Тридцать лет ходил Он, повторяя, чтобы отдать тем, кто не примет. Учение Будды, Зороастра и старые Сказания Вед узнавал Он на скрещениях путей… (Огненный опыт). Рерихи (и единомысленная им Блаватская) изображают Иисуса как «одного из», через запятую с другими богами и учителями. Однажды освобожденные от оков и избавленные от мертвого груза догматических толкований, личных имен, антропоморфических концепций и находящихся на службе и получающих жалованье священников, фундаментальные доктрины всех религий окажутся на поверку идентичными в их эзотерическом значении. Тогда обнаружится, что Осирис, Кришна, Будда, Христос – это различные наименования одного и того же царского пути достижения конечного блаженства – НИРВАНЫ (Блаватская Е. Письма Махатм). Иисус Евангелий говорит о Своей исключительности, единственности: Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня ( Ин. 14:6 ). Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть ( Мф. 11:27 ). Иисус – либо единственный, исключительный Спаситель, либо нет. Если Рерихи здесь говорят правду и Иисус действительно «один из», тогда неправду говорят евангелисты, апостолы, мученики, святые отцы, Жанна д’Арк, св. Серафим Саровский – те христианские святые, на которых ссылаются сами же последователи Рерихов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Вместо богопочитания внешнего, которое, по незаменимому выражению пророка, превратилось в «заученную человеческую заповедь» ( Ис.29:13 ), пророки проповедовали внутреннее духовное поклонение чрез богопознание, чистоту и святость в непосредственном духовном единении с Богом; сообразно с этим, священству предлагались новые идеалы деятельности – учить народ боговедению, очищать прежде всего и больше всего души и сердце верующих в Иегову, стараться о том, чтобы каждый человек приближался к Богу не внешними действиями культа, а внутренней чистотой и богоподобием. Пророческим оком, созерцая то внутреннее благочестие, которого не доставало Израилю, пророк Исаия говорил: «Земля будет так наполнена знанием Господа, как морское дно покрыло водой» ( Ис.11:9 ), «блуждающе же духом будут вразумлены, и ропщущие примут учение» ( Ис.29:24 ). – «Мудрость и знание будут... полнотою спасения, страх пред Господом будет сокровищем» ( Ис.33:6 ). «Не это ли пост, который Мне угоден, – продолжает тот же пророк, – чтобы ты расторг союз неправды, разрешил оковы рабства, дал свободу угнетенным и сокрушил всякое ярмо? Не в том ли, чтобы ты разделил свой хлеб с голодным, ввел в дом покинутых бедных?.. Тогда ты помолишься, и Господь услышит, будешь взывать, и Он скажет: «вот Я» ( Ис.58:6–7, 9 ), «потому что так говорит Всевышний... Я живу на высоте Небес, в святилище и близ сокрушенного сердцем и смиренного духом, чтобы оживить дух смиренных и оживить сердце угнетенных» ( Ис.57:15–16 ); «вот на что Я смотрю, – еще говорит тот же пророк от лица Иеговы: на смиренного, сокрушенного духом, и благоговеющего пред словом Моим» ( Ис.66:2 ). Пророк Иеремия говорит о новом завете Господа с Израильским народом: «Вот придут дни, – сказал Господь, – когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет:… Я вложу закон Мой внутрь их, и на сердце их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И не будут более учить друг друга и брат брата, говоря: «познайте Господа», ибо все они, от мала до велика, будут знать Меня, сказал Господь; потому что Я прощу беззакония их, и грехов их уже не буду помнить» ( Иер.31:31–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kulyuki...

Во-вторых – Бог есть Судия. Людям сильным и могущественным иногда кажется, что они могут безнаказанно мучить, попирать и эксплуатировать своих ближних. Но это не так – в конце концов, Бог совершит Свой Суд. Как сказано у пророка Исайи, «Я накажу мир за зло, и нечестивых – за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей; сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи – дороже золота Офирского» ( Ис.13:11,12 ) В-третьих, Бог – Владыка мироздания и податель жизни. «И над всеми богами Египетскими произведу суд» ( Исх.12:12 ) – говорит Господь. Бог показывает (и Своему народу, и Египтянам), что языческие божества, которым египтяне приписывали власть над явлениями природы – от разлива Нила до чадородия – пустое место. Все, чем пользовались Египтяне – регулярные разливы Нила, приплод скота, богатые урожаи, сама жизнь – это дар Божий. И Бог может отозвать Свои дары, если люди упорно пользуются ими во зло. В-четвертых, даже совершая суд над виновными, Бог проявляет долготерпение и милость. Казни египетские идут по нарастающей – так, чтобы побудить фараона и египтян к покаянию. Сначала вода превращается в кровь – напоминая о крови избитых рабов и еврейских младенцев, умерщвленных по приказу фараона, затем Бог , когда Его не слышат, постепенно увеличивает мощность сигнала – пока дело не доходит до смерти египетских первенцев. Но при каждой новой казни у египтян есть возможность покаяться и избежать бедствия. Например, когда выпадает разрушительный град ( Исх. 9:23–24 ), Моисей предупреждает об этом заранее, так что «Те из рабов фараоновых, которые убоялись слова Господня, поспешно собрали рабов своих и стада свои в домы» ( Исх.9:20 ) Есть возможность и избежать смерти первенцев – помазать косяки дверей жертвенной кровью в знак веры и послушания Богу. Таким образом, книга Исход рассказывает нам именно о любви Божией – которая, приходит на помощь угнетенным, и, сталкиваясь с упорным, ожесточенным злом и противлением, совершает праведный суд, хотя и при этом открывает возможность спасения, так, что только ожесточенное упорство в неверии и нераскаянии навлекает на людей беду.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Возражения универсалистов относятся к тому, что в Библии можно найти фрагменты, возможно, указывающие на всеобщее спасение. Однако – желая быть честными перед библейским текстом – мы должны признать, что менее ясные фрагменты должны толковаться в свете более ясных. Если, например, в одном месте святой апостол Павел прямым текстом обещает упорствующим грешникам «наказание, вечную погибель» ( 2Фес.1:9 ), у нас нет оснований усматривать в других его словах тонкие намеки на нечто противоположное. Определив этот, достаточно очевидный общий принцип, мы можем обратиться к стихам, которые иногда приводятся в обоснование универсализма. Один из них: «Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни» ( Рим.5:18 ). Идет ли здесь речь о том, что оправданы все те, кто пали в Адаме, то есть все люди? Контекст речи апостола, который в своем послании постоянно говорит о необходимости веры для спасения, указывает на то, что речь идет о всех верующих, а не о всех людях вообще. Другой популярный стих: «[Бог] хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим.2:4 ). Может ли это желание Божие быть не исполнено? Конечно. Этому есть много примеров: «А фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него» ( Лук.7:30 ); или вспомним слова Господа: «Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» ( Матф.23:37 ). Вообще, горький упрек – «Я хотел, но вы не захотели», – обычен и для Ветхого, и для Нового Заветов. Бог проявляет добрую волю к спасению всех, но люди могут ее отвергнуть, и некоторые отвергают. Поэтому обратимся к другой причине, по которой универсализм неверен, – свободной воле. Свободная воля Иногда об универсалистских представлениях говорят, что они «предлагают нам более милосердного Бога» или «имеют больше веры в Божественное милосердие». Это неверно. Богословские либералы и традиционные христиане не расходятся во взглядах на безмерность любви Божией. «Его же благость безмерна и человеколюбие неизреченно» – это старая и полностью православная доктрина. Мы все верим в беспредельное милосердие Божие и только в нем полагаем свое упование.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Вопрос «для чего мы живем» повторяется множество раз – в песнях и стихотворениях, книгах и фильмах. Люди не могут смириться с бессмысленностью жизни. У Церкви есть ответ на этот вопрос. Мы созданы Богом для жизни вечной и блаженной; мы отпали от этой жизни в грех и страдаем; Бог пришел на землю в лице Иисуса Христа. Христос, через Свою смерть и воскресение, даровал нам возможность наследовать вечную блаженную жизнь. Мы принимаем этот дар через покаяние и веру. Если мы принимаем это возвещение как истину, это меняет всё – из чего мы исходим, что мы считаем важным, какими глазами мы видим мир и самих себя. Существование Церкви становится понятно именно в свете этого возвещения. Скандалы и конфликты в (около)церковной среде могут причинять глубокое огорчение, но ничего не меняют в той реальности, которая определяет нашу жизнь – мир сотворен Богом, Христос воскрес из мертвых, мы призваны к жизни вечной и блаженной, и никто, кроме нас самих, не может помешать нам эту жизнь обрести. И обретаем эту жизнь мы в Церкви. Христос говорит «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Матф.16:18 ). Что есть Церковь? За видимой нам Академией наук стоит невидимая реальность науки – не будучи учеными, мы призваны просто поверить, что академики занимаются чем-то реальным и важным, что мы могли бы понять, если бы приложили к этому усилия. За видимой нам Церковью как земной организацией стоит невидимая, духовная реальность. Слово «духовный» для нас часто звучит бледно – как будто речь идет о чем-то вроде облачка пара. На самом деле, говоря о духовном, мы говорим о чем-то несравненно более реальном, более прочном, более укорененном в вечности, чем всё, что мы можем увидеть или пощупать. Библия описывает духовную реальность Церкви, используя разные образы – тело, семья, царство, город. Становясь членами Церкви, мы не «присоединяемся к общественной организации», мы входим в общение с Богом, святыми и ангелами. В Крещении Бог усыновляет нас Себе, мы становимся Его чадами – как пишет Апостол, «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал.3:26, 27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010