Да и у нас в крупных городах повсеместные камеры слежения привели к снижению преступности – как-то боязно вырвать у старушки сумочку, зная, что видеозапись этого происшествия тут же будет на всех мониторах полиции. Но Бог хочет сделать нас людьми, которые поступают правильно, проявляют любовь к Нему и к ближним не из-под палки и не из-под следящей камеры. Повсеместный надзор формирует в лучшем случае внешнюю добропорядочность. Святость растет только в условиях свободы. Когда вы не покупаете себе социальный рейтинг – а просто творите добрые дела. Когда вы удаляетесь от беззакония не потому, что боитесь полиции – а потому что искренне любите людей и не желаете творить им зла. Цель христианской жизни – преображенное сердце, а не просто исправленное поведение. Чтобы дать нам вырасти в святых – а именно это есть цель нашей жизни – Бог как бы отходит в сторону, предоставляя нам самим делать выбор в нашей жизни. Он не покидает нас, но Его присутствие не является принудительным. Мы сами решаем, как мы будем поступать по отношению к Нему. Притчи об отошедшем Хозяине Многие евангельские притчи – это притчи о хозяине, который делегировал своим слугам власть, оставил им ресурсы и дал поручение, а потом удалился на какое-то время, дав им возможность проявить себя. Некоторые проявляют себя хорошо, хранят верность Ему, мудро используют возможности, которые Он дал, – а некоторые совсем наоборот, саботируют порученную им работу, используют свое положение во зло или даже пытаются узурпировать место хозяина. Рассмотрим, например, притчу о благоразумном рабе. «Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов» ( Мф.24:44–51 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних ( Фил.2:10 ). Весь Ветхий Завет говорит о том, что Бог – судия всех народов, например: Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду ( Иоил.3:12 ). В знаменитой притче о Страшном Суде Господь Иисус говорит о том, что суд над всеми народам совершает Сын Человеческий, то есть Он сам: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов ( Матф.25:31,32 ). Мы можем продолжать библейские свидетельства Божества Господа Иисуса, но должны остановиться, чтобы не превращать эту статью в книгу. Библия также определенно говорит об Иисусе Христе как о человеке: Ибо един Бог , един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех ( 1Тим.2:5,6 ). Христос в Евангелии принимает пищу, устает, спит, наконец, умирает – то есть является несомненным человеком, во всем подобным нам, кроме греха. Догмат, таким образом, есть не новое учение, а формулировка, которая должна выразить – и оградить от кривотолкований – веру, проповеданную Христом и Апостолами. Свидетельство из-за пределов Православной Церкви Но есть еще один довод, который опровергает мнение о том, что церковные Соборы изобретали (а не просто формулировали) догматы. Протестантская Реформация XVI века породила множество общин, которые, при всех своих разногласиях, руководствовались принципом Sola Scriptura – «Только Писание». Хотя эти общины и не принимают авторитета Соборов, и толкуют Библию самостоятельно, они, по многим ключевым богословским вопросам приходят к тем же выводам. Они, как и Церковь , верят в сотворение мира из ничего, в Троицу и воплощение Сына Божьего. Административно эти общины никак не связаны ни с Церковью , ни между собой, и никакой внешний авторитет не заставляет их принимать традиционные догматы, но, читая Библию, они приходят именно к ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Даже если мы вовсе не атеисты, такая вера может даваться нам нелегко. Мы часто принимаем решения автоматически, без долгих размышлений, на основании тех «фоновых знаний», которые мы почерпнули из окружающего мира без всякой проверки. Мало кто из нас вырос в верующих семьях, и обычно мы несем в себе наследие еще советского атеизма. Бога нет, вся реальность должна получать объяснение на чисто природном, материалистическом уровне, молитва – это форма «аутотренинга», которая может быть привлекательной из-за своего психологического эффекта, но не больше. Даже если мы не проговариваем это вслух и даже если не продумываем это, подобные представления сидят у нас в голове, оказывая влияние на наши поступки. Поэтому так важно четко определиться – мы в это больше не верим. Мы верим в то, что мир (и мы сами) сотворены Богом, и что к Богу можно обратиться, воззвать, и Он услышит. Молясь, мы не занимаемся медитацией или аутотренингом; мы вступаем в разговор. Как говорит псалмопевец, «Господи! к тебе взываю: поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе» ( Пс.140:1 ). Поверхностные атеисты любят упрекать христиан в приниженности; атеисты, несколько больше разбирающиеся в предмете, напротив, в возмутительной заносчивости. Подумать только – Творец всего мироздания выслушивает наши молитвы, более того, побуждает обращаться к Нему как к Отцу. Но мы верим именно в это – Создатель всех этих сотен миллиардов галактик (и всего остального, что пока недоступно нашему наблюдению) ждет, пока мы обратимся к Нему, и слышит наши молитвы. Более того, Бог стал человеком в Иисусе Христе, прожил человеческую жизнь, умер человеческой смертью и воскрес из мертвых ради нашего спасения. Причем – это важно уточнить – Бог сделал это из любви к каждому конкретному человеку, ко мне и к вам. Как говорит святой Апостол Павел, «[я] живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» ( Гал.2:20 ). Бог желает через все трудности и испытания земной жизни привести вас и меня к жизни вечной и блаженной. Молитва – важная часть этого пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Для Бога каждая человеческая личность уникальна, драгоценна, призвана к вечным отношениям с Ним. Христос говорит: “Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного” ( Мф 18:10 ). Апостол Павел подчеркивает, что крестная жертва Спасителя была совершена за каждого – и за него лично: “живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня” ( Гал 2:20 ). Реинкарнация разрушила бы эти отношения. Если я сначала был хомяком, потом котом, потом пандой, потом китайским императором, потом русским публицистом – то где настоящий, подлинный “я” с уникальными взаимоотношениями с Богом? Меня как уникальной личности просто нет. Но Библия подчеркивает: Бог любит каждого из нас как уникального, единственный раз родившегося на свет человека. Она говорит о воскресении мертвых, когда уникальная душа каждого из нас раз и навсегда воссоединится с нашим уникальным воскресшим и преображенным телом – по слову Спасителя: “А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? [Бог] не есть Бог мертвых, но Бог живых” ( Мк 12:26,27 ). И воскресение Иисуса Христа лишь предваряет общее воскресение мертвых: “Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его” ( 1Кор 15:20–23 ). Кому и зачем нужен этот миф Насколько мы можем судить, у этого мифа есть вполне конкретный автор – Елена Петровна Блаватская (1831–1891), которая в свое время выступила с доктриной, которую она называла “теософией”. Она предложила европейским и американским любителям духовной экзотики учение, которое, по ее словам, объединяло все религии. И хотя разные религии учат разному – в частности, в буддизме есть понятие о переселения душ, а в христианстве его нет, – Блаватская утверждала, что Иисус первоначально учил реинкарнации, но потом Церковь запретила это учение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Для индуиста мир порожден Брахманом, или, как говорит одна из песней «Ригведы», «брахман» – это то, из чего мир сделан. Вне Брахмана ничего нет, всё заключено в Брахмане, как в зародыше. Как сказано в «Упанишадах», «Всё есть Брахман и Брахман есть Атман». Цель духовной практики – осознать, что на самом деле наше подлинное «я» тождественно Брахману и поэтому бессмертно и неуничтожимо. Через это преодолевается страх смерти и горести любого рода. Как пишет тот же Шанкарачарья, «Я непоколебим и беспределен, Я есмь Говинда и Я же есмь Шива. Я исполнен радости наивысшей, Я бесконечен, Я нерожденный и бессмертный. Вечен Я и неизменен, бестелесен и неуничтожим, Я есмь Бытие, Сознание, Блаженство. И в Сущности своей Я пребываю вне пяти телесных оболочек». В рамках библейской картины мира такое самоотождествление с абсолютом является грубой ошибкой. Мы призваны к жизни вечной и блаженной и можем её обрести, но для этого должны осознать, что такую жизнь мы не можем иметь сами по себе. Расхождения начинаются уже с представления о творении. Бог Библии не порождает мир из Себя, как океан порождает волны или древо – ветви. Он творит его из ничего. Как во Второй книге Маккавейской ( 2Мак.7:28–29 ) говорит мать, увещевая сына твердо исповедовать веру в Бога перед лицом гонителей, «Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя всё, что на них, познай, что всё сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий. Не страшись этого убийцы, но будь достойным братьев твоих и прими смерть, чтобы я по милости Божией опять приобрела тебя с братьями твоими». « Материал » , из которого мы сделаны, если можно так образно выразиться, – не абсолют, а ничто. Мир и Бог в Библии принципиально разноприродны. Если проводить аналогии, мы можем сравнить это с различием между Достоевским и Раскольниковым – Достоевский существует на самом деле, в то время как Раскольников – придуманный им литературный персонаж. Он вызван к бытию творческой волей писателя. Достоевский не родил его, а создал. Как Бах создал «Страсти по Матфею» или Джотто свои фрески.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Для настоящего счастья нужна совсем другая картина мира – где мы созданы, а не появились случайно, у нас есть смысл, цель, призвание и подлинное благо, которое мы можем обрести. Бог , Который создал нас, чтобы мы познали Его и возрадовались Ему вовеки. Бог, Который даст нам подлинное счастье – счастье ликующих святых, а не довольных свиней. Бог и боги Мы можем заметить, что траснгуманистическое самообожение развернуто в противоположную сторону по сравнению с Евангелием. Трансгуманистические боги, побуждаемые личным эгоизмом, поднимаются из среды людей и покидают их – нет никакой гарантии, что они будут поступать с оставленной ими позади низшей расой Homo Sapiens сколько-нибудь хорошо. Сам Харари это признает, предвещая «создание новой касты сверхлюдей, которая откажется от своих либеральных корней и будет обращаться с обычными людьми не лучше, чем европейцы XIX века с африканцами». Бог христианства действует в обратном направлении – проявляя жертвенную любовь к людям, Он становится человеком, доступным усталости, голоду, жажде, боли и, наконец, смерти. Как говорит Апостол, «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Фил.2:6–8 ). В поиске блаженства и бессмертия есть нечто глубоко верное – мы для него и созданы. Но мы не можем обрести его, прикручивая дополнительные устройства к своему организму. Если вы заблудились, неважно, насколько мощная у вас машина. Её мощь только поможет вам заблудиться основательнее. Конечно, можно сказать – как Харари и говорит постоянно – что, лишившись ориентиров, которые давала вера в Бога, мы обрели свободу двигаться куда захотим. Что же, если вы заблудились посреди бескрайней пустыни, где нет путей, вы действительно можете идти куда угодно – все пути одинаково открыты и все они одинаково никуда не ведут. Если приделать вам мощные ноги, как у Геракла, и заодно наделить вас чувственностью Афродиты – от этого не будет никакого толку.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Для человека, страдающего душевным расстройством, может быть настоящим подвигом ухватиться за здоровую часть своего разума и постоянно возвращать себя к сознанию того, что это его родные, они (как и врачи) вовсе не хотят его убить, они любят его и заботятся о нём, им стоит доверять. Напротив, это он – угроза для самого себя. Нам, как и этому больному, бывает трудно верить в любовь Бога. Мы склонны не замечать Его любви, заботы, щедрот и милостей, окружающих нас, – зато приходить в великое уныние, горечь и гнев из-за наших скорбей, а иногда даже не их самих, а страхов перед ожидаемыми скорбями, которые могут нас постигнуть в будущем. Во-вторых, мы живем в мире, глубоко поврежденном грехом, – и мы сами глубоко повреждены. Это глубокое недоверие Богу – важный, если не центральный, симптом нашего повреждения. Наша вера учит, что человек отпал от Бога в грех и глубоко повредил самого себя и весь мир – и мы склонны, как падший Адам, «бояться и скрываться», избегая Бога. Но любовь Бога не оставила нас в этой беде. Как говорит Евангелие, «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин 3:16 ). Предвечный Сын Божий сошел с небес, воплотился от Девы Марии и Святого Духа и стал человеком, одним из нас, во всём подобным нам, кроме греха, умер за наши грехи и воскрес из мертвых, чтобы даровать нам жизнь вечную и блаженную. Мы призваны поверить в эту весть – и дать ей изменить нас. Причем не нас вообще – а конкретно вас и меня. Святой Апостол Павел говорит: «Живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» ( Гал 2:20 ). Такова наша вера – Христос любит каждого из нас лично, и мы призваны открыться этой любви и довериться ей. Тогда мы сможем любить других людей – той самой любовью, которой Он возлюбил нас. Это не преобразит мир вокруг нас – хотя определенно окажет на него влияние. Мир будет преображен, очищен от греха и совершенно исцелен любовью Божией только после Второго и славного пришествия Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Для человека только входящего в Церковь эти правила могут показаться слишком длинными, но даже если исполнять их полностью не получается, важно проводить какое-то время в молитве каждое утро и вечер. Время для Бога Одна из Десяти Заповедей касается отдыха – это может показаться странным, но Бог находит перерывы в рабочих буднях настолько важными, что прямо их заповедует в этом коротком списке самых важных повелений. «А день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих» ( Исх.20:10 ). Священный день отдохновения (мы празднуем воскресенье как день, в который Господь восстал из мертвых) не просто дает отдышаться, он указывает на тот покой Божий, в который нам предстоит войти. Он служит его предвестием и предвкушением. Священное время является прорывом этого будущего в настоящее. Мы можем отложить заботы и страхи этой жизни – как мы поем на Литургии, «всякое житейское отложим попечение» – и обратиться к цели нашего путешествия, Небесному Иерусалиму. Заповедь о дне, посвященном Господу, учит нас выделять время для Бога не только каждую неделю, но и каждый день. Оказывается, что, если мы отделяем время, например, с 8.00 до 8.07 для того, чтобы ничего не делать, никуда не бежать, не обдумывать планы на день, а просто пребывать в тишине перед Богом, наша работа вовсе не страдает. В эти семь минут не происходит ничего, что требовало бы нашего внимания. Земля продолжает двигаться по своей орбите без малейшего нашего участия, свет гореть, метро или автобус (если мы в это время едем на работу) продолжать везти нас куда нужно, мы можем благополучно выключиться из всего этого окружения и обратиться к Богу. На это время мы отказываемся бежать в колесе и возносим молитвы к Богу, медленно и спокойно. Это может быть нелегко, особенно поначалу, но у нас постепенно сложится привычка к нескольким минутам тишины, которые будут разбивать порочный круг беготни и усталости. А чем больше мы будем давать Богу действовать в нашей жизни, тем больше в ней будет молитвы, свободы, утешения и радости. Читать далее Источник: Худиев С.Л. Некогда молиться? [Электронный ресурс]//Азбука веры. 19.08.2021. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Дни скорби, покаяния и надежды 14.01.2013 23:55:01 Сергей Львович Худиев В эти дни Церковь особенно вспоминает события, происшедшие в Иерусалиме немного менее, чем две тысячи лет назад;   события, которые были практически не замечены тогдашними историками, но которые изменили все лицо мира. Римским солдатам, предававшим смерти Того, кто казался им просто очередным приговоренным, не могло придти в голову, что через несколько столетий сам римский император преклонит колени перед Распятым, а слова Того, над кем они насмехались, будут с благоговением читаться и выслушиваться в храмах по всему миру. Эти события определи весь облик нашей цивилизации — ее языки, ее культуру, музыку, архитектуру, литературу, короче говоря, все. Но это — очевидность, которая открывается и неверующему историку, если только у него нет мощных идеологических причин эту очевидность отрицать. Гораздо важнее то, что открывается глазам веры — внутренний смысл этих событий, благодаря которым они остаются не только самыми важными событиями в человеческой истории, но и самыми важными событиями для каждого из людей, живущий здесь и сейчас. Ветхозаветный пророк Исая за столетия до евангельских событий возвещал: " Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. (Ис.53:5,6) " Это значит, что история страстей рассказывает о чем-то принципиально большем, чем о том, как когда-то давно злые люди замучили и убили Праведника. Пророк говорит о том, что Праведник умер за наши грехи. О том же говорят и Апостолы: Как говорит святой Апостол Павел, " Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, (1Кор.15:1-4) "

http://radonezh.ru/analytics/dni-skorbi-...

Другой атеист, Ричард Докинз, формулирует ту же картину мира в блестящей фразе: «Во Вселенной нет ни добра, ни зла, ни цели, ни замысла, ничего, кроме слепого и безжалостного безразличия». Мы не можем найти смысл и предназначение нашей жизни, потому что его просто нет. Вселенная породила нас случайно – в том смысле, что не хотела и не могла хотеть нашего появления. У нее нет на нас никаких планов, она ничего не требует и ничего не обещает. Для чего мы здесь? Ни для чего, просто так получилось. Каковы наши обязательства? У нас их нет. На что нам надеяться перед лицом нашей смертности? Ни на что, мы просто навсегда прекратим наше существование. Это сильно подрывает наше доверие к разуму – который порожден слепыми и внеразумными силами и ими же, на самом деле, полностью контролируется. Это особенно ставит под вопрос нашу способность к познанию мира. Предполагается, что мы познаем мир, лишенный разумного замысла, при помощи мозга, который развился в ходе эволюции для совершенно другой задачи – продвижения своих генов. При этом человек не может жить без смысла – и мы видели, как безбожные идеологии этот смысл конструируют, обычно на (псевдо)научных основаниях. И этот искусственный смысл оказывается в итоге глубоко иррациональным – каким он только и может быть в радикально бессмысленной вселенной. Дэвид Юм, в этой картине мира, совершенно прав – разум может быть только рабом иррациональных страстей. У людей есть желания – например, человек хочет сделаться миллионером, чтобы привлечь уважение мужчин и благосклонность дам – и разум изыскивает пути для этого. Хороши ли сами по себе эти желания? Стоят ли они того, чтобы им следовать? Разум не может отвечать на эти вопросы; он просто выполняет задачи, поставленные страстями. Если какое-то мировоззрение и превозносит разум, то это явно не атеизм. Христианская вера, напротив, говорит, что реальность фундаментально разумна. Как говорит пролог Евангелия от Иоанна, «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Иоан.1:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010